Главная страница
Навигация по странице:

  • Специфика художественного метода фольклора.

  • Признаки фольклора.

  • Вопрос 3. Фольклор и фольклоризм. Основные направления современного фольклоризма

  • Вопрос 4. Народная художественная культура как объект научных исследовани й

  • НАродняа художественная культура подготовка к экзамену. 1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен


    Скачать 1.35 Mb.
    Название1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен
    АнкорНАродняа художественная культура подготовка к экзамену
    Дата01.02.2021
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVoprosy_vse_1.docx
    ТипДокументы
    #173088
    страница2 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

    Вопрос 2. Фольклор в системе народной художественной культуры

    Фольклор зародился с появлением человека. Постепенно он стал распадаться на разные жанры Термин фольклор впервые был введен в научный обиход в 1846 г. английским ученым Вильямом Томсом.

    До появления термина фольклор были: «Живая Старина», «Поэтическое творчество». Фольклор означал, фольк-это народ, лор-мудрость. Также в переводе означ.-нар.мудрость. Сущ.множество понятий фольклора:

    А.С. Каргин определ. Фольклор, как народное творчество, чаще всего именно устная, худ-коллективная тв. Деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемые и бытующие в нар. массах. 1) поэзия:предания, песни, частушки,анекдоты, сказки, эпос и т.д. 2) нар. музыка: песни, инструментальные наигрыши и пьесы и т.д. 3) театр: драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец и т.д.

    Существует 3 основные концепции в понимании термина фольклор: 1. Фольклор – устное народное творчество(словесные жанры); 2. Фольклор – комплекс словесно, музыкально-хореографических и драматических видов творчества(хороводная игра); 3. 2+ДПТ. Существует несколько определений фольклора.

    Фольклор– устное поэтическое творчество народа; народная духовная культура в различном объеме ее видов. (Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан)

    Фольклор – художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. (Литературная энциклопедия).

    Фольклор – традиционная для этноса бытовая художественно-утилитарная деятельность и ее результат, отражающие философско-эстетическое самосознание этноса, сложившееся в результате многовековой коллективной коммуникации и проявляющееся в основном в устной форме и в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов произведений. (А.С.Каргин)

    Веселовский говорил о синкретизме в древнейшей поэзии и предложил формулу для определения фольклора: единство песни, пляски, действа и сказа.

    1. Ф-р - это область устного поэтического творчества(Анекдоты, пословицы, сказки, поговорки, былины) и др.

    2. Ф-р-это синкретичные виды народного искусства: пляска, песня, действо, сказ (Веселовский)

    3. Ф-р- это явленияе нар. Жизни, к-е сущ. по нар. принципу(сюда можно и отнести новые явл-я фольклористики)

    синкретизм – Не разрывная связь, взаимдействие компонентов в рамках целого.

    Проблема происхождения фольклора рассматривалась многими учеными-исследователями.

    1. Мифологическая школа. Буслаев, его последователи – Афанасьев, Потебня. Представления о происхождении фольклора формировались под влиянием идеалистической философии Шелленга. Мифологическая школа сформировалась в западноевропейской науке в начале 19в. Ее основоположники – братья Гримм. Суть теории происхождения всех нар. Из первобытных мифов об одушевленной жизни природы. Буслаев полагал, что причиной возникновения фольклора были только мифологические представления древних славян, их религия, обожествляющая природу.

    2. Школа заимствования. Основатель Бенфей. Теория возможности исторического перехода фольклорных сюжетов от народа к народу.

    3. Историческая школа. Существовала в России в 19 веке. Связывали возникновение и развитие произведений с событиями истории. Миллер, Соколов, Марков. Главная ошибка – непонимание роли масс в развитии национальной культуры.

    4. Плеханов (марксист) утверждает, что происхождение искусства связано с реальными условиями жизни людей, его природа материалистична.

    Горький – возникновение фольклора как живого мастерства народных сказочников и певунов.

    Фольклор и язычество.

    Специфика художественного метода фольклора.

    Фольклор — единая художественная система, обладающая стилистическими канонами, богатая проявлением образного универсализма. Фольклор — также система систем. Как и литература, он делится на поэтические роды: эпос, лирику, драму. Роды делятся на виды (песня, сказка, несказочная проза и др.), а виды — на жанры. Некоторые жанры обладают комбинацией признаков разных родов (лироэпические песни). Если в основу классификации положить способ бытования произведений, то фольклор будет разделен на обрядовый и внеобрядовый. По признаку объема выделяются малые жанры. Жанр — основная единица изучения фольклора. По определению В. П. Аникина, каждый жанр — это типовая структурная модель, обладающая способностью реализовывать определенную жизненную установку. В устной народной поэтической традиций жанры взаимосвязаны и взаимодействуют. Многие жанры универсальны (например: пословицы, загадки, сказки, предания, эпические песни). Будучи совершенными формами художественного освоения действительности, они жили на протяжении веков в фольклоре разных народов. Фольклор развивался в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа и его сознании. Многие элементы фольклора менялись, перерабатывались, трансформировались. Происходила постепенная замена устаревшей системы жанров новой, художественной системой. Русский фольклор имеет свою историю. Его корни уходят в древнеславянский период, а затем — во времена единой древнерусской народности. Феодальная эпоха привела к расцвету классического фольклора. Позже появился городской фольклор, фольклор промышленных рабочих и проч. Раннетрадиционный фольклор, классический, фольклор, позднетрадицйониый фольклор — художественные системы, исторически сменявшие одна другую.

    Фольклор является предметом изучения различных наук, его подробным исследованием занимается фольклористика. В фольклористике существуют различные школы (научные направления), объединяющие исследователей, чьи труды основаны на общей научной концепции, близки по своей проблематике и методологии.

    Разные опыты классификации фольклора предпринимались как зарубежными, так и отечественными исследователями.

    Классификация – это значит распределить по группам, классам, видам. Эта такая система, по которой что-нибудь классифицируется. Данная проблематика рассматривается в работах Путилова Б.Н. Гусева В.Е. Мелетинского Е.М. Колпакова Н.П.

    Род – группа, объединяющие близкие виды. В фольклоре существует три рода: эпос, лирика, драма.

    Вид – подразделения, которые входят в состав высшего раздела – рода.

    Жанр – совокупность поэтической системы. По Проппу В. Я: Фольклор состоит из произведений словесного искусства Пропп выделяет 2 критерия, которые необходимы для выделения жанров – 1. Форму исполнения. 2. Отношения того или иного жанра к музыке.

    Основной задачей классифицирования, он считает установление жанрового состава фольклора одного народа. Для каждого народа жанровый состав свой.

    К эпическому роду относится произведения фольклора, в котором преобладает типизация явлений объективной действительности над выражением отношения к ней.

    К лирическому роду относятся произведения, в которых преобладают отношения коллектива к действительности.

    К драматическому роду относятся произведения, в которых преобладают внутренне состояние человека и отношения его к действительности в самом действии.

    Способ установить соотношение между действительностью и ее отображением в искусстве называется методом. Творческий (художественный) метод фольклора - это способ соотнесения идеала и действительности. «Сублимирующий» (В.П. Аникин), т.е. максимально обобщающий: факт – осознание – обобщение (без правдоподобия). Сублимирующий метод – это особое художественное воззрение на мир, порождающее особый способ типизации жизненных явлений через отсечение всего лишнего к созданию универсальных свойств. Реалистический (Н.Ф. Бабушкин), но имеющий свою специфику в типизации действительности. Идеалистический (В. Е. Гусев), идеализация как форма художественного обобщения. Исторически меняющиеся художественные методы фольклора: мифологический (борьба идеальных существ в особом мире) для первобытных форм фольклора; народно-романтический для традиционного (крестьянского) фольклора (идеализация реального народного героя в доступной и простой форме); народно-реалистический для городского фольклора (установка на достоверность) – А.И. Лазарев.

    Признаки фольклора. Фольклорный первоисточник имеет свои специфические признаки: коллективность, устность, традиционность, вариантность (вариативность), импровизационность, локальность, синкретичность, социальность. устность – коллективность – в фольклоре появляеться и во внешних формах творчества, и во внутренней егго сущности., и в процессе составления произведений, и в их выполнении. Она выражается в том что, исполнители произв. опираются на общефольклорный опыт и традицию и вместе с тем вносят в произведение новые черты, детали, прибавляя его сюжет, стиль, Произведения могу складываться коллективом, хором, и отжельными дичностями

    Традиционность – в народном поэтическом творчесте, выражается в стойкости словестного текста, напева, характера в песни, передача произведений, без изменений, из поколения к поколению. ТРАДИЦИИ это результат сохранения традиций в коллективного творчестве.

    Вариативность. Фольклорное произведение, кем то раз установленным,явлется единством которое появляется в варьировании. Каждая новая запись фольклорного произведения чем-то отличается от других. Отличие наблюдается даже в повторной записи, сделанной от одного и того же лица. Устное восприятие всегда сопровождается изменением услышанного: что-то выделено, сохраняется, а что-то бывает опущено. В сущности, проблема варианта сводится к уяснению характера устной передачи и усвоения.

    обязательный признак фольклорного произведения, которое существует только в конкретных вариантах. Варианты отличаются друг от друга незначительными заменами слов, либо, связи с заменой слова, образовывать вариант содержания. Варианты могут отличаться особенностями художественной формы, различаться по степени сохранности.

    Импровизация – это создание текста фольклорного произведения, или его отдельных частей, в процессе выполнения. Вариативность фольклора могла практически осуществляться благодаря импровизации.

    Импровизация (от лат.improviso— "непредвиденно, внезапно") — создание текста фольклорного произведения, или его отдельных частей, в процессе исполнения.

    Между актами исполнения фольклорное произведение хранилось в памяти. Озвучиваясь, текст каждый раз как бы рождался заново. Исполнитель импровизировал. Он опирался на знание поэтического языка фольклора, отбирал готовые художественные компоненты, создавал их комбинации. Без импровизации использование речевых "заготовок" и применение устно-поэтических приемов было бы невозможно.

    Импровизация не противоречила традиции, напротив, — она существовала именно потому, что существовали определенные правила, художественный канон.

    Устное произведение подчинялось законам своего жанра. Жанр допускал ту или иную подвижность текста, устанавливал границы колебания.

    В разных жанрах импровизация проявлялась с большей или меньшей силой. Есть жанры, ориентированные на импровизацию (причитания, колыбельные песни), и даже такие, тексты которых были разовыми (ярмарочные выкрики торговцев). В отличие от них, имеются жанры, предназначенные для точного запоминания, следовательно, как бы не допускавшие импровизации (например, заговоры).

    Импровизация несла в себе творческий импульс, порождала новизну. Она выражала динамику фольклорного процесса.

    К основным функциям фольклора относятся религиозно – мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно – эстетические, педагогические, коммуникативно – информационные, социально – психологические и др.

    В зависимости от этапа развития, фольклор принято разделять на раннетрадиционный фольклор, классический (традиционный) фольклор и позднетрадиционный фольклор. Каждой группе принадлежат особые жанры, типичные для данного этапа развития народного творчества.

    Раннетрадиционный фольклор:

    1. Трудовые песни.

    2. Гадания и заговоры.

    Классический фольклор:

    1. Обряды и обрядовый фольклор

    Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые и хореографические жанры.

    1.1 Трудовые обряды: календарные обряды

    1.2. Семейные обряды

    2. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры, благопожелания, проклятия и проч.)

    3. Сказки (Сказки о животных; волшебные сказки; бытовые сказки; анекдотические сказки; новеллистические сказки)

    4. Былины

    5. Исторические песни

    6. Баллады

    7. Духовные стихи

    8. Лирические внеобрядовые песни

    9. Фольклорный театр.

    10. Детский фольклор.

    Позднетрадиционный фольклор:

    1. Частушки

    2. Фольклор рабочих

    3. Фольклор периода Великой Отечественной войны.

    4. Современный фольклор

    Бытовые формы народного художественного творчества включают слой неофольклора, или современных форм и жанров фольклора. Основой его являются широко известные песни и частушки, музыкальные наигрыши, танцы, вошедшие в художественную практику на правах безымянных или авторских произведений, отвечающих архетипам традиционной культуры.

    Основу неофольклора составляет также окультуренная в соответствии с законами бытового художественного массового рынка часть архаического и традиционного фольклора, в том числе изобразительного, утратившая полностью или в значительной степени сакральный смысл и функционирующая по законам массового художественного творчества. К неофольклорному творчеству относятся образцы бытового искусства, тяготеющие к фольклору и превращающиеся постепенно в традиционные. Представляют они фольклор определенной социальной группы, со всеми наиболее устойчивыми его характеристиками.
    Вопрос 3. Фольклор и фольклоризм.

    Основные направления современного фольклоризма

    Существует и такая бытовая форма народной культуры как фольклоризм. Фольклоризм - это процесс адаптации, трансформации и репродукции фольклора в повседневной жизни общества, в культуре и искусстве; вторичное использование элементов фольклора прежде всего в сфере профессиональных форм литературного, музыкального, театрального и др. творчества (В.П. Аникин).

    Термин «фольклоризм» стал расшифровываться как фольклор из вторых рук, или сценический фольклор, или вторичный фольклор. Фольклоризм – явление, ориентирующееся на «рынок», на запросы определенных слоев в создании имиджа приобщения к национальным истокам культуры. Спрос на фольклор породил мощную индустрию подделок под настоящие традиции.

    Фольклоризм – это отношение к фольклору со стороны из вне.

    Основные направления фольклоризма: 1. Народное академическое направление – авторские песни, обработки; костюм стилизованный, художественный руководитель, участники коллектива не являются носителями фольклора. 2.Фольклорно сценическое. Исполняют произведения в конкретно локальной местности, стремятся максимально к их воспроизведению, но основное место работы на сцене, участники не являются носителями фольклора. 3. Этно-аутентичное(подленный). Исходящие из первоисточника, фольклорные традиции овладеваются максимально близко к первоисточнику, состав таких коллективов разновозрастный, большинство участников не являются носителями фольклора.

    Фольклористика первой половины XIX века. Первое сорокалетие XIX века было временем дальнейшего накопления материалов и выработки научных воззрений на народное творчество. В усилении общественного и научного интереса к фольклору сыграла Отечественная война 1812 года и революционное движение первой четверти XIX века. В начале этого периода перед русской общественной мыслью стояла задача издания полного собрания памятников народного творчества. Эта задача мыслилась не только как литературное или узконаучное предприятия, но и как важнейшее национальное дело, как предприятие огромного исторического и историко-философского плана.

    Гражданская война – первый этап в развитии фольклора советского периода. Автобиографический характер устного поэтического творчества гражданской войны. Борьба со старыми устоями прошлого – основные темы народного творчества 20 – 30-х годов. Популярность фольклорного материала остросоциального содержания. Идея интернационализма и её влияние на фольклорную самостоятельность. Негативная роль Пролеткульта в судьбе фольклора.

    В 30-40-е годы продолжают публиковаться фольклорные сборники: «Русские народные сказки» И.П.Сахарова; «Русские народные песни» П.В.Киреевского; «Русские пословицы» И.М.Снегирева и др. В эти годы в России окончательно оформляется наука о фольклоре, в ней отчетливо намечаются два противоположных лагеря. В известном смысле, в один лагреь можно отнести славянофилов (братья Киреевские, К.С.Аксаков, А.С.Хомяков др.) и сторонников теории «официальной народности» (И.М.Снегирев, И.П.Сахаров, А.В.Терещенко). Для славянофильской фольклористики характерны идеализация древнерусского быта со всеми его консервативными сторонами, утверждение, будто бы русский традиционный фольклор в своей основе – религиозный. Именно поэтому П.В.Киреевский из своего песенного собрания как, по его мнению, наиболее ценное опубликовал лишь духовные стихи. Сторонники «официальной народности» путем тенденциозного подбора фольклорного материала стремились доказать, будто бы русскому народу свойственны такие качества, как царелюбие, религиозность и покорность. Другой лагерь в русской науке о фольклоре в 30-40-е годы XIX века представляла нарождающаяся революционно-демократическая фольклористика.

    4. Ф-р-это устно передаваемый простонародный опыт и знания.

    Признаки фольклора:

    1. Тв. Характер-явл. устностью бытования

    2. Эталонность- ф-р выступает, как эталон, проявляется это в словесных, музыкальных формулах.

    3. Традиционность-это передача в диахронном плане от старших к младшим, устоявшихся форм поведения, навыков, понятий, т.е. того,ч то образкет кастяк культуры. Включ: обычаи, историческую память, идеи, знания, вкусы. Традиционность осущ на двух уровнях: вертикальном и горизонтальном. Вертикальный- причастность нескольких поколений( от старших к младшим) Горизонтальный-группы, общество в конкретной ситуации(от сверстников к сверстнику)

    4. Способность к перекадировке-возможность различной расшифровки кода

    5. Синкретизм-нерасчленённое сосущ в связанном виде:знаний, верований, этики, эстетики, быта, картины мира, способов практического действия

    6. Коллективность-причастность фольклорного текста в нескольких поколениях; прохождение коллективной цензуры

    7. Анонимность- неосознание личного авторства, т.е создание фольклора по образцу.

    8. Вариантность и импровизационность-т.е. модификация, видоизменение:устоявшиеся традиции.

    9. Локальность фольклора-выделение в рамках небольшой народности.

    10.

    Признаки фольклора: 1. Синкретичность. Синкретизм – взаимосвязь неразрывность одного целого, где элементы не могут существовать из одного целого. 2. Устность. 3. Локальность. Локус – место, локальный – узко. 4. Вариативность. 5. Импровизационность. 6. Коллективность. 7. Самоорганизация.

    Структура фольклора:

    1. Трудовые песни сих простейшими командами, выкриками, сигналами, подаваемыми по ходу работы.

    2. Заговоры-в них прослеживается бинарная оппозиция: свой-чужой, добрый-злой.Например:свои духи-духи умерших предков,которые помогают в определённых делах, злые духи чужих мертвецов. Они относятся к той же эпохе, когда люди не перешли ещё к земледелию(Рыбаков)

    3. Календарный фольклор -связан с представлениями о годовом сельскохоз цикле с изменяемыми усл:гадание, толкование о грядущем по приметам

    4. Свадебный фольклор-пронизан мыслью о безопасности семьи и рода, рассчитан на боагорасположение высших покровителей

    5. Детский фольклор-он изменялся под влиянием эстетич и педагогич функций.

    6. Пословицы(паремии, малые жанры)- они содержали суждения человека об укладе жизни,о труде, о высших природных силах, высказывания о делах человека.

    7. Предания, бывальщины, былички, легенды- это истории и случаи из жизни, рассказ о встрече человека с персонажами русской деманологии:колдуны, ведьмы, русалки и т.д. Сюда же относятся рассказы о святых, святынях и чудесах, об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка

    8. Лирические песни-они связаны с выражением переживаний и чувств исполнителей

    9. Ярмарочный фольклор-возник из ярмарочных представлений, выкриков, торговцев, балаганных завал, балагурной речи, шуток и прибауток народных.

    10. Анекдоты

    11. Похоронные причитания-возникло оплакивание забираемых на службу рекрутов.

    Быличка (бывальщина) – мифологический рассказ, основу которого составляют события, якобы имевшие место в реальной жизни. Главное различие между сказкой и быличкой заключается в отношении слушателей и рассказчика к повествуемому. Если сказке внимают, сознавая, что это вымысел, то быличку – так, как будто это правда. Былина – произведение песенного характера, песня-поэма. Ей свойственны величие содержания, грандиозность, монументальность образов, героический пафос. Реально-историческая основа былин – Русь X—XI вв. Докучная сказка (от докучать – надоедать) – специфический жанр фольклорных повествований, бесконечные сказки, в которых совершается один и тот же круговорот событий. Они часто облечены в стихотворную форму. Духовные стихи – песни религиозного содержания, возникшие как поэтические переложения народом основ христианского вероучения. Народные названия духовных стихов: старины, псалмы, стихи. Характерная особенность духовных стихов – противопос-тавление религиозного мирскому. Один из древнейших духовных стихов – «Плач Адама» был известен уже в XII в. Массовое же распространение духовных стихов начинается примерно с XV в. ( Плач Адама, Покаянный стих) Жнивная песня – разновидность осенних песен календарно-обрядовой поэзии. Осенняя обрядовая поэзия не получила такого развития, как летняя, воспе-вающая проворных женщин – «дочерей-лебедок», «невесток-перепелок», раненько выходивших на ниву и убирающих урожай, «чтобы было с чего жиги добренько, ладненько». Загадка — это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность"( Аникин В.П. русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя.) Заговор (или заклинание) — произведение магического характера, произносимое с целью воздействия на окружающий мир, его явления и объекты, чтобы получить желаемый результат. За-говоры — составная часть колдовства. Гадание — средство распознания будущего. Гадающий не пытается влиять на естественный ход событий, а лишь стремится проникнуть в скрытые тайны. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе, поэтому гадание осознавалось как грешное и опасное занятие ( Подблюдные гадания. Гадание «Илия») Трудовые песни – песни, исполняемые при одиночной работе, но были особенно важны при работе совместной. Песни содержали команды к одновременному действию. Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда. В русском фольклоре сохранились и дошли до нашего времени отголоски древних трудовых песен, не утратившие своих производственных функций. Это так называемые "дубинушки" — припевы в бурлацких песнях, исполнявшихся на Каме, Дону и в особенности на Волге. Причитания (прйчетъ, причет, плач) — древний жанр фольклора, генетически связанный с похоронным обрядом. Объект изображения причитаний — трагическое в жизни, поэтому в них сильно выражено лирическое начало. Пословицы — это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме (5 Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А.М. Новиковой.) "Поговорка — <...> складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной

    пословицы; поученье, в принятых, ходячих выраженьях; условный оборот речи, обычный способ выражаться. (1 Даль В.И. Толковый словарь)

    Сказка — явление видовое, объединяющее несколько жанров. Русские сказки обычно делят на следующие жанры: о животных, волшебные и бытовые (анекдотические и новеллистические).

    Предание — это рассказ о прошлом, иногда очень отдаленном. Предание изображает действительность в обыденных формах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже фантастика. Основное назначение преданий — сохранять память о национальной истории. (Древнейшие предания, Предания о справедливом царе связаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I, Предания о предводителях народных движений : о Степане Разине, Предания о разбойниках и кладах) Легенды — это прозаические произведения, в которых фантастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей (племена, народы, отдельные личности); со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Основные функции легенд — объяснительная и нравоучительная. Легенды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы. (Легенды о святых и юродивых. «Касьян и Никола», Социально-утопические легенды) Народные демонологические рассказы — это суеверные по-вествования, связанные с персонажами из разряда низшей ми-фол огиии. В науке демонологические рассказы впервые были названы былинками — словом, непосредственно заимствованным из речи крестьян Белозерского края Новгородской губ. В качестве термина его предложили братья Б. М. и Ю. М. Соколовы. Они писали, что в народе это слово обычно прилагают "к небольшим рассказам о леших, домовых, чертях и чертовках, полуве-рицах, колдунах, — одним словом, о представителях темной, нечистой силы. ( О духах природы, О домашних духах). Былины — это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. В своем первоначальном виде былины оформились и развились в период ранней русской государственности (в Киевской Руси), выразив национальное сознание восточных славян.

    Былины художественно обобщили историческую действительность XI—XVI вв., однако выросли они из архаичной эпической традиции, унаследовав от нее многие черты ( Святогор, Илья и Соловей) Исторические песни — это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. ( Авдотья Рязаночка, Грозный царь Иван Васильевич, Песня разинцев) Народные баллады — это лироэпические песни о трагическом событии. Балладам свойственна личная, семейно-бытовая тематика. Идейная направленность баллад связана с народной гуманистической моралью. Классическая баллада имеет тонический стих, без припева и строфической рифмы. По форме она близка к историческим песням и духовным стихам. (Мифологические: Змей Горынич и княгиня, Классические : Дмитрий и Домна, Новые: «Под вечер, осенью ненастной …» ) Лирические внеобрядовые песни (лирика дана выше) Традиционные крестьянские песни, песни любовные и семйные, песни разбойничьи.

    Детский фольклор – обобщенное название небольших по объему жанров, сочиняемых и исполняемых как самими детьми, так и для них. К жанрам детского фольклора относятся песни и стихи, сопровождающие жизнь ребенка от колыбели до юности: жеребьевки, заклички, дразнилки, колыбельные песни, пестушки, приговорки, потешки, считалки. Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель — усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками. Как и в колыбельных песнях, важную роль здесь играл ритм, однако характер его иной — бодрый, веселый. Прибаутки — это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Сюжеты прибауток очень простые (одно-мотивные или кумулятивные), напоминающие "маленькие сказочки в стихах".

    Дразнилка – насмешливая, направленная на деморализацию недруга прибаутка рифмованного характера:

    Жеребьевка – один из самых распространенных жанров детского фольклора. Как и считалки, жеребьевки предназначены для распределения игровых ролей. Ребенок выбирает что-то одно, получая игрока в свою команду, или что-либо другое.

    Закличка – детское песенное обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.

    Колыбельные песни – древнейшие лирические песни, сопровождающие укачивание ребенка. Колыбельная песня отличается необыкновенной нежностью, размеренностью и спокойствием.

    Пестушка – песенка или стишок, которыми сопровождаются первые сознательные движения ребенка.

    Потешка – коротенькая песенка, сопровождающая первые игры ребенка с пальцами, ручками и ножками, например «Сорока-белобока», когда каждый пальчик ребенка кормится кашкой, а мизинчику ничего не дают, потому что слишком мал и ничего не наработал. Самой популярной потешкой с глубокой древности остаются «Ладушки».

    Считалка – рифмованный стишок, с помощью которого играющие дети распределяют роли и устанавливают очередность для начала игры.

    Частушки — короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. («Перекрестные»)

    Анекдот – один из жанров фольклора: короткий устный рассказ с остроумной и неожиданной концовкой. Анекдоты можно по праву назвать любимейшим жанром современности. В славянском фольклоре излюбленным персонажем был разыгрывающий односельчан мужик.

    Байка – традиционно мужской устный рассказ шутливого характера, претендующий на правдоподобие; относится к малым фольклорным формам. Популярны байки охотничьи, рыбачьи, морские, шахтерские, театральные и шоферские.

    Небылицы – произведения комической поэзии, небольшие по объему песенки, построенные по принципу нанизывания совершенно абсурдных событий

    Сказ – устный народный рассказ, без вымысла повествующий о прошлом: казачьи и сибирские сказы, «рабочая» проза золотоискателей, мастеровых, шахтеров и т. п. По стилю повествования и структуре сказы похожи на предания и легенды.

    Школы русской фольклористики конца XIX-нач. XXвв.

    В начале XIX в., в период расцвета романтизма, в Западной Европе возникла мифологическая теория, признающая источником фольклора мифологию. В 50 – 70-х гг. XIX в. Возникло другое научное направление – теория заимствования. (теория миграций; теория бродячих сюжетов). Ее сторонники указали на удивительное сходство многих фольклорных произведений у народов Запада и Востока (в том числе неродственных), которое объяснили прямым или косвенным заимствованием, распространением из одного или нескольких очагов. Представители школы заимствования поставили вопрос о культурно-исторических связях между народами, привлекли обширный разноязычный материал. Этому способствовало исследование европейцами стран Ближнего Востока, а в России — развитие тюркологии и монголоведения. Теория заимствования оказала особенно сильное влияние на изучение сказок. Наиболее влиятельной в фольклористике конца XIX - начала XX в. была историческая школа. которую основал Тореодор Бенфей издал сборник индийских сказок и притч «Панчатантра» («Пятикнижие»). В большом предисловии Бенфей отметил близкое сходство сказочных сюжетов в мировом фольклоре и на примере судьбы сборника «Панчатантра» раскрыл картину культурного влияния Востока на европейский Запад. Это собственно русское научное направление. Ученые установили многочисленные параллели в летописях, прототипы былинных имен (Владимир, Добрыня, Тугарин…), названий (Киев, Новгород, Чернигов), а также реальные события, легшие в основу сюжетных ситуаций былин. Была создана «историческая география» русского эпоса.

    Мифологическая школа — мифологическое направление в этнографии и фольклористике, зародившееся в землях Германии в XVIII веке. Приоритетом было изучение духовной культуры индоевропейских народов. Данное направление зародилось в Германии в конце XVIII века, с целью объяснить религиозные обряды европейцев. Главенствующей была солярная теория, утверждающая что большинство богов — олицетворения солнца, а сказка — деградировавший миф. Такой работой является, например, сочинение Ш. Дюпюи «Происхождение всех культов или всеобщая религия», а также труды Вильгельма и Якоба Гримм. Как пишет С. А. Токарев представители данной, ранней в этнографии школы, опирались в основном на догадки, а также на данные индоевропеистики, что сужало их кругозор. Впоследствии, при появлении более обширного материала зарождается новая школа — однолинейный эволюционизм

    Представители школы Братья Гримм Шарль Дюпюи Адальберт Кун А. А. Потебня

    А. Н. Афанасьев Ф. И. Буслаев

    Индия была объявлена страной сказок, а теория заимствования обрела многочисленных последователей, в том числе в России. Еще В. Г. Белинский в 1841 г., разделяя русские сказки на два вида (богатырские и сатирические), В сказках западного происхождения заметен характер рыцарский, в сказках восточного происхождения — фантастический». Непосредственное влияние концепция Т. Бенфея оказала на обширную статью критика В. В. Стасова под названием «Происхождение русских былин». Она была написана с публицистическим задором. Стасов доказывал, что сюжеты русских былин и даже образы богатырей заимствованы, пришли с Востока. Автор поставил под сомнение степень самобытности русской национальной культуры в целом. Это ему было необходимо как либералу-западнику в борьбе со славянофилами. В выступлении Стасова проявились все уязвимые места новой теории. Обнаружилось, что «в чистом виде» она существовать не может, ибо должна учитывать национальный и конкретно-исторический контекст. Именно в этом направлении разрабатывал теорию миграций крупный русский филолог А. Н. Веселовский. Он подчеркивал, что условием заимствования является типологический универсализм мирового культурного развития. Веселовский сформулировал положение о «встречных течениях», которые возникают от литературных или фольклорных произведений разных этносов: «Объясняя сходство мифов, сказок, эпических сюжетов у разных народов, исследователи расходятся обыкновенно по двум противоположным направлениям: сходство либо объясняется из общих основ, к которым предположительно возводятся сходные сказания, либо гипотезой, что одно из них заимствовало свое содержание из другого.

    "Самозарождения сюжетов теория", антропологическая, или этнографическая теория, направление вфольклористике, возникшее в Англии в 60-е гг. 19 в., распространённое в мировой науке до начала 20 ч. Основоположники "С. с. т." — Э. Б. Тайлор и А. Ланг, крупнейшие представители: Э. С. Хартленд, Дж. Дж.Фрейзер, А. Б. и Л. Б. Гомм, Р. Р. Маретт (Англия), В. Манхардт, Г. Узенер, Э. Роде, А. Дитерих (Германия), С. Рейнак, Э. Дюркгейм (Франция), Ф. Боас (США) и др. (некоторые из этих учёных отошли впоследствии от "С. с. т." и стали основоположниками других школ: Дюркгейм — социологической, Боас —диффузионизма). В России "С. с. т." оказала воздействие на Н. Ф. Сумцова, А. И. Кирпичникова и др., особенно — на А. Н.Веселовского, вместе с тем критически воспринявшего некоторые её положения. Сходные явления в мифологии и фольклоре разных народов и рас (типы, мотивы, сюжеты) "С. с. т." объясняла общностью психических законов и закономерностей духовного творчества для всего человечества. Эту общность она выводила из "тождественности человеческой природы" (Тайлор), т. е. лишь из антропологической сущности человека; ряд её представителей принимали во внимание также сходство условий быта разных народов и племён, вследствие чего она иногда формулировалась как "теория бытового психологического самозарождения" (Веселовский); однако далее признания "бытовых основ" фольклора они не шли. Знаменуя развитие фольклористики по сравнению с предшествующими ей теориями (мифологической школой, миграционной теорией), "С. с. т. " ещё не давала научно-материалистического объяснения генезису и развитию сходных явлений в фольклоре, обусловленных прежде всего сходством и общностью общественных отношений (см. Сравнительно-историческое литературоведение)... В частности, такую точку зрения впервые обстоятельно обосновала английская антропологическая школа (Тайлор, Ланг и др.), хотя и для неё она остаётся лишь одним из моментов (аспектов) многогранного учения. Историческая школа в фольклористике, одно из наиболее влиятельных направлений русской фольклористики конца 19 — начала 20 вв. В отличие от мифологической школы и теории заимствования, И. ш. стремилась объяснить русский фольклор, опираясь на русскую историю, выяснить, где и когда сложилось то или иное устнопоэтическое произведение, какие исторические события лежали в его основе. Сторонники И. ш. (В. Ф. Миллер, А. В. Марков, С. К. Шамбинаго, Б. М. и Ю. М. Соколовы и др.) обследовали памятники древнерусской письменности, извлекли многочисленные параллели к былинам и историческим песням, создали историческую географию русского эпоса. Они осуществили ряд экспедиций, издали ценные сборники и своды (сборники А. Д. Григорьева, А. В Маркова, Н. Е. Ончукова, Н. С. Тихонравова и В. Ф. Миллера, В. Ф. Миллера и Е. Н. Елеонской, своды исторических песен В. Ф. Миллера и лирических песен А. И. Соболевского и др.). В былинах и исторических песнях сторонники И. ш. видели фрагменты своеобразной устной летописи; они стремились доказать, что былины возникли в княжеско-дружинном кругу. Несовпадения исторических событий и содержания произведений объяснялись порчей текста в крестьянской среде. Поэтическое содержание эпоса И. ш. фактически не исследовалось. И. ш. пользовалась некоторое время международным авторитетом и оказала влияние на деятельность учёных ряда стран. При всех методологических недостатках И. ш. внесла заметный вклад в науку о фольклоре, собрав и систематизировав огромный материал.

    Вопрос 4. Народная художественная культура как объект

    научных исследований

    Виды научных исследований в области народной художественной культуры (методологические, теоретические, прикладные исследования).

    Методология - это:

    1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке;

    2) учение о методах познания и преобразования действительности.

    Методология науки (rp.methodos - способ, метод и logos - наука, знание) - это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Философский уровень методологии функционирует в виде общей системы принципов диалектики. Она формирует мировоззренческую концепцию мировой науки, то есть основные исходные теоретические положения, которые утвердились в науке и которые в равной мере надо знать: и философия, и религия, и туризмологію, и филологию. В каждой отрасли науки является, кроме общих, еще и свои специфические теоретические исходные положения, которые составляют ее теоретический фундамент.

    Вопросы методологии достаточно сложен, поскольку именно это понятие толкуется по-разному. Много зарубежных научных школ не разграничивают методологию и методы исследования. В отечественной научной традиции методологию рассматривают как учение о методах познания или систему научных принципов, на основе которых базируется исследования и осуществляется выбор совокупности познавательных средств, методов, приемов. Чаще всего методологию толкуют как совокупность приемов исследования, применяемые в какой науке. Методику понимают как совокупность приемов исследования, включая технику и различные операции с фактическим материалом.

    Методология выполняет следующие функции:

    - определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;

    - предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель;

    - обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;

    - помогает введению новой информации;

    - обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке;

    - создает систему научной информации, которая базируется на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания.

    Эти признаки понятия «методология», определяющие ее функции в науке, позволяют сделать такой вывод: методология - это концептуальный изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях. Различают три вида методологии:

    1. Философскую или фундаментальную - систему диалектических методов, которые являются самым общим и действуют на всем поле научного познания, конкретизуючись и через общенаучную, и через частичную методологию.

    2. Общенаучную, которая используется в подавляющем большинстве наук и базируется на общенаучных принципах исследования: историческом, логическом, системном, моделирования и т.д. Современные исследователи в научных разработках предпочитают системно-деятельностном подходе, т.е. исследованию комплексного взаимодействия существенных компонентов: потребность - ► субъект - ► объект - ► процессы - ► условия - ► результат. Это обеспечивает целостность, комплексность, структурность, взаимосвязь с внешней средой, целеустремленность и самоорганизацию исследования, создает условия комплексного изучения любой сферы человеческой деятельности.

    3. Частично-научную - совокупность специфических методов каждой конкретной науки, которые являются базой для решения исследовательской проблемы.

    лой.

    Русская народная художественная культура была предметом многочисленных искусствоведческих и этнографических исследований. Ставились и проблемы методологического характера [28], однако специальные культурологические работы единичны [29]. Признавая большую ценность конкретных исследований отдельных видов художественной культуры, опираясь на эти исследования и обобщая их, автор предпринимает опыт теоретического осмысления русской художественной культуры как определенной целостности, в совокупности основных ее видов и форм, как своеобразного социокультурного феномена.

    Хотя некоторые черты древнеславянской духовной культуры остаются загадочными или гипотетичными, а некоторые ее характеристики продолжают быть предметом дискуссий, все же представляется возможным выделить достоверные выводы, соответствующие современным знаниям. Прежде всего возникает методологическая проблема определения сущности и границ понятий «древнеславянская духовная культура», «славянские древности». Современная наука рассматривает этногенез славян как длительный исторический процесс эволюции индоевропейской общности (и ближайшей по времени балто-славянской общности), как процесс взаимодействия собственно славянского субстрата с иракскими (скифо-сарматскими) племенами и контакта с кельтами, фракийцами и иллирийцами на юго-западе Евр

    Другой важной методологической проблемой является сама операция выделения структурообразующих элементов древней сла20 пянской культуры. В частности, серьезного внимания заслужи» иает ретроспективный метод («интроспективный», по В. Я. Проппу), основанный на признании относительной устойчивости и преемственности (традиционности) этнографических признаков культуры. В связи с этим важно осознать, что не всякое сходство в культуре славянских народов может быть надежным основанием для реконструкции древней славянской духовной культуры: одни из них, действительно, восходят к эпохе славянской общности, другие явились следствием типологически сходных закономерностей развития культуры различных славянских народов, третьи —- результат позднейших контактных связей между ними (взаимодействия, взаимовлияния, заимствования и т. п.).

    Методом (от греч. methodos — путь к цели) называется правило, прием, способ познания. В целом метод — это система правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект. Ф. Бэкон называл метод «светильником в руках путника, идущего в темноте».

    Методология — более широкое понятие и может быть определена как:

    • совокупность применяемых в какой-либо науке методов;

    • общее учение о методе.

    • На этом уровне на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта