НАродняа художественная культура подготовка к экзамену. 1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен
Скачать 1.35 Mb.
|
1.3.2. Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзаменВопрос 1. Основные этапы истории народной художественной культуры в России Основные этапы истории народной художественной культуры в России Сравните и прокомментируйте понятия. Найдите сходства и отличия. В чем принципиальное отличие культуры от искусства? Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества. Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989. Культура – способ человеческой деятельности. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей. Маркарян Э. Теория культуры и современна наука. – М., 1983. Культура – система ценностей данного общества. Смелзер Н. Социология. - М., 1994 Исследователи народного искусства Г.К. Вагнер, М.С. Каган, А.С. Канцедикас, М.А. Некрасова отмечают, что народное искусство является основой традиций и имеет характерные черты: коллективный характер творчества, природосообразность, преемственность, коллективность, коммуникативность, совершенство языка, связь с окружающей жизнью, образность, синкретичность, целостность (образная картина мира)4. Народная культура – культура, которая создаётся анонимными творцами или народом, не имеющим профессиональной подготовки. НК называют любительской (по происхождению, а не по уровню) и коллективной. Художественная культура – культура, имеющая отношение к искусству и представляющая собой совокупность созданных и распространяемых произведений искусства, а также форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. ХК включает в себя искусство, как форму отражения действительности с помощью особых художественных средств. Из этого можно сделать вывод, что НХК – это результаты деятельности какого-либо этноса, воплощённых с помощью особых художественных средств в произведениях искусства (как профессионального, так и народного творчества) и в различных сферах жизни народа (праздниках, обрядах, традициях), отражающих систему материальных и духовно-нравственных идеалов, свойственных определённому этносу. В литературе существует несколько подходов к проблеме происхождения народного художественного творчества. В работах И. Канта и Ф. Шиллера, а позднее К. Бюхера, К. Гросса, Г. Спенсера, В. Фриче выдвигается и разрабатывается теория игры. Художественное творчество рассматривается как незаинтересованная деятельность, развивающаяся из внутреннего чувства прекрасного, которое является прирожденным и свойственным биологической природе человека. Поэтому зарождается чистое, не имеющее практической цели искусство, не связанное с хлебом насущным. Искусство – это разновидность игры, где человек избавляется от забот и невзгод, получает подлинную радость, свободно проявляя себя, свою сущность. Данная характеристика не бесспорна, поскольку фольклор несет немаловажную утилитарную функцию. Народное художественное творчество продолжало древние традиции, сохраняя косность и традиционализм. В основе своей - это творчество не профессиональное, имеющее любительскую природу, самодеятельное начало, так как в нем могли участвовать все в свободное от работы время. Во все времена оно отражало мысли и настроения, ожидания и стремления, мировоззрение и идеалы народа. На ранних ступенях развития человечества единой формой художественного сознания народа был фольклор («народная мужрость»). Стадии развития фольклорного искусства: Доклассовое общество. Жанры, посвященные отношениям человека и природы. Введение христианства. Соединение пережитков язычества с христианской мифологией. 9-10 в образование государства. Эпические произведения, где главный герой – богатырь – воин как художественное воплощение воинского долга, мужества. Татаро-монгольское нашествие. Масса жанров сохранилась от прежнего времени, но они творчески не осмыслялись в связи с новыми условиями жизни. Укрепление свадебных и похоронных обрядов. 14в. Централизация княжеств вокруг Москвы. Эпос идейно способствует борьбе за объединение Руси. Период татаро-монгольского владычества, зарождение жанра исторической песни. 13-16в. Большое распространение обретают сказки. 15в - сказки на историческую тему, также семейная и каленрарная обрядовая поэзия. Конец 15в. Формирование нации. Пересказы и переработки былин. 17в. Социальная борьба в Российском государстве. В былинах усилилось сатирическое осмысление образов бояр и князя, популярна историческая песня, создаются сатирические песни. 17-нач.19в. Большая популярность былин. Сатирические сказки о боярах и духовенстве. Цикл исторических песен. НХК зародилось в древности. Первоначально имела мифологические представления (мифология проистекает из Язычества). У славян была своя система богов, которая сейчас утеряна. Мифологические существа делились на два пласта: верхний - боги (Сварог, Велес, Даждьбог) и нижний – нечисть (русалки, леший, водяной, домовой). Введение на Руси христианства, в конце 9 века, повлекло за собой множество изменений в идеологии и художественной культуре. Христианство на Руси распространялось медленно, преодолевая сопротивления простого люда в жизни и быту. Церковь вела борьбу с языческими обрядами и народными традициями, складывавшимися веками. Языческие праздники, игрища, обряды и сопровождавшие их песни, хороводы, пляски, драматические обыгрывания и сцены осуждались и преследовались церковью, считались «бесовскими» и «сатанинскими», несовместимыми с христианством. 10 век. – с принятием христианства произошло вытеснение языческих праздников и совмещение христианских и языческих праздников (на уровне даты, названия и элементов): праздник Ивана Купалы (мотив купания как христианское очищение); Колядки (Рождество); Зелёные святки (Троица). Произошла также и потеря календарных жанров (особенно весеннего культа) из-за постов. Но с середины Х века в искусстве все сильнее проявляло себя славянское начало, органично соединившее северные, византийские, степные мотивы. 10-11 вв. - период расцвета древнерусской феодальной культуры и искусства. Для него характерен подъем творчества и в народе. Об этом свидетельствуют различные литературные источники и дошедшие до нас различные песни, хороводы и т.д. Монголо-татарское иго, продолжавшееся более двухсот лет, задержало развитие культуры Руси. Многие национальные ценности были уничтожены. Но народ сумел сохранить свою культуру, свою самобытность, традиции, свое искусство. 15 век – образование Московского государства. Появление городского фольклора. В конце 15 века народ освободился от монголо-татарского ига, а к началу 16 века отдельные княжества объединились в централизованное государство с новым политическим центром - Москвой. Государем Руси, Иваном 3, был проведен ряд реформ по укреплению государства. Это благотворно повлияло и на развитие культуры и искусства. Появились сочинения Максима Грека, фрески живописца А. Рублева, постройки каменных зданий, строится Московский Кремль и другие памятники культуры. В этот период церковь решает окончательно покончить с остатками язычества и утверждает «стоглав» из церковных и светских правил, где резко осуждает и запрещает народные игры, пляски, хороводы, песни, музыкальные инструменты и вообще всякие развлечения, как пережитки языческих обычаев и верований. С конца 17в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра 1, который провел многочисленные реформы, коснувшиеся всех сторон общественной и культурной жизни. Специальным указом были введены Ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, новым европейским порядкам и правилам светского обхождения. Правила устанавливались не только для торжественных приемов, но и для семейных праздников. Главным для зажиточных кругов стало освоение правил придворного этикета и изучение новых европейских танцев. Утверждение в высших кругах западноевропейского искусства привело к пренебрежительному отношению к народному творчеству, которое стали называть «мужицким», «деревенским». Фольклорные формы народного творчества постепенно к 18 веку стали вытесняться или видоизменяться. Народ в своем творчестве стал ориентироваться на малодоступные формы профессионального искусства, но в то же время не мог полностью отказаться от фольклорного содержания. Это привело к зарождению так называемого «городского фольклора» или городского «примитива», в котором смешались и фольклор, и профессиональное искусство, например, традиционная народная пляска и бальный танец придворных аристократических кругов. 18-19 века – формируется и оформляется городской фольклор (самодеятельное творчество, собирание народных песен, фольклористика как наука). Можно выделить две ветви: фольклор и самодеятельное творчество. В 19 в. русское государство переживало сложный процесс развития капитализма. Появился рабочий класс, обострилась классовая борьба, усилился революционный протест народа. Все это не могло не отразиться на народном творчестве, на его содержании и формах. Особенно благоприятные условия для развития были после падения крепостного права в 1861 году. Появляются любительские хоры, инструментальные ансамбли и оркестры, бесплатные учебные заведения для рабочих. На основе любительства после октября 1917 года развивалась художественная самодеятельность. Своеобразие народного художественного творчества позволяет выделить четыре этапа в его развитии: Фольклорный, куда относятся все формы бытования крестьянского фольклора; появление городов и развитие «примитива» (городского фольклора); этап демократизации художественной культуры и развития любительского народного творчества; послереволюционный этап, связанный с развитием художественной самодеятельности. Вплоть до середины 19 века народное художественное творчество развивалось преимущественно в фольклорных формах. К наивысшему расцвету фольклора привели особенности жизненного уклада натурального крестьянского хозяйства в условиях феодального общества. Фольклорные формы были органично связаны с природой, жизнью и бытом людей, отвечали их насущным потребностям. Народное творчество, развивавшееся в естественных условиях как неорганизованное, имеет свои специфические черты: 1.Коллективность творчества, отсутствие авторского начала. 2. Импровизационность в рамках заданной традиции, отсутствие фиксированной драматургии, вариативность. 3. Синкретизм во всех его проявлениях. Неразделимость духовной и практической деятельности, видов и жанров искусства, исполнителей и зрителей, процессов производства, хранения, распространения и потребления. 4. Саморегулируемость, отсутствие сознательно поставленных целей и организованных форм деятельности. Таким образом на протяжении длительного времени фольклорное творчество выступало одной из важных форм сохранения и передачи социально-исторического опыта, духовной культуры от одного поколения к другому. С его помощью передавались морально-эстетические нормы, наблюдения о явлениях природы, информация о наиболее значимых исторических событиях, войнах, бедствиях, праздниках. Любительство - это еще одно явление народного художественного творчества, которое появилось в 19 веке в результате глубоких социально-экономических и духовных преобразований в России. были: ■ организованны курсы по подготовке руководителей хоров, оркестров, драмкружков; ■ открыты бесплатные музыкальные школы, музыкальные классы для народа; подготовлены и изданы репертуарные сборники, методические пособия по руководству коллективами, школы игры на музыкальных инструментах; созданы образцовые кружки и ансамбли, осуществляющие концертную деятельность; подготовлены и собраны первые теоретические работы, связанные с воспитательной ролью искусства. Эта деятельность способствовала тому, что первоначально в крупных городах, а потом и в сельской местности, стали складываться центры любительского творчества. Существовали специальные школы обучения пению, хоры принимали участие в церковных службах, в оперных постановках и пышных дворцовых увеселениях. Еще в 17 в. появились первые хоровые композиторы, среди них - Д.С. Бортнянский. В 19 веке появился первый частный крестьянский хор. народный хор из крестьян Ярославской губернии был создан И.Е. Молчановым. Они развивались в трех направлениях: Первое направлениесвязано с освоением профессиональной музыкальной культуры, ее языка, классического репертуара и академического вокально-певческого стиля. Широкое распространение в этом направлении получили студенческие хоры. Второе направление развития хорового любительства было связано с распространением и популяризацией лучших образцов фольклорной песни. Большой интерес в этом плане представляет деятельность П.Г. Яркова. Интересна и оригинальна деятельность по развитию народного хорового любительства М.Е. Пятницкого, основателя крестьянского хора. Третье направление хорового любительства было связано с революционным подъемом, который способствовал развитию массового пения революционных песен и гимнов. Активность масс, проявленная в сфере художественной деятельности, и есть художественная самодеятельность. Как самостоятельный, самобытный тип народного художественного творчества, художественная самодеятельность имеет ряд важных примет и характеристик: Отличаясь общенародным характером она перешла из сферы быта ( в отличие от фольклора) в сферу общественной жизни человека. В связи с этим художественная самодеятельность использовалась как идеологический механизм передачи культурных ценностей, была ориентирована на выполнение социального заказа – коммунистическое воспитание советских людей. Художественная самодеятельность зародилась и развивается как социально-организованное движение. Организованность - единственный признак, отличающий художественную самодеятельность от более широкого явления - массового художественного творчества. Признаками организованности художественной самодеятельности являются: В художественной самодеятельности сложилась устойчивая жанровая структура, отличающая ее от синкретичных форм фольклорного, а также любительского творчества. Эти жанры во многом схожи с теми, что имеются в профессиональном искусстве. Это музыкальная самодеятельность (инструментальная и хоровая) изосамодеятельность, танцевальная самодеятельность, театральная самодеятельность, цирковая самодеятельность, кинофотосамодеятельность. Каждый из этих жанров имеет свои разновидности. Несмотря на своеобразие художественная самодеятельность корнями связана со всеми типами народного художественного творчества и в целом с художественной культурой. Это проявляется в ориентации самодеятельности художественных коллективов. 20 век – рассвет самодеятельного искусства и отрицание фольклора. Происходит потеря фольклорных жанров (из-за партии и идеологии: например, если это литература, то в ней должна быть чёткая идеологическая линия и т.д.). Всплеск городского фольклора вызвал появление примитивизма: происходит стилизация фольклора, забывание его корней, уравнивание материала разных областей под одно. 21 век – считается кризисом НХК. Под воздействием социальных факторов (разделение труда, появление новых классов и групп и др.) от фольклора отпочковывается и на его основе развивается профессиональное искусство, любительское творчество (дореволюционное любительство), а затем и художественная самодеятельность. Первый этап начался с первобытнообщинного строя и продолжался вплоть до отмены крепостного права. Это фольклорный тип народного искусства, расцвет которого приходится на эпоху феодализма. Он зародился в условиях натурального крестьянского хозяйства и тесно связан с устным народным творчеством. Вбирает в себя игрищные, обрядовые элементы искусства и характеризуется синкретизмом духовной и практической деятельности. Второй этап начался с развитием городов, обусловивших появление нового типа народной художественной культуры - городского «примитива». Как явление он четко обозначился в 17 веке, развивался параллельно с крестьянским фольклором и просуществовал в разных видах и формах вплоть до октябрьской революции. Это было народное искусство городских окраин, в большинстве своем выходцев из крестьян. Особенностью его было сохранение фольклорных элементов и ориентация на ученое, академическое искусство. Во многом этот тип городского народного искусства сформировался на основе скоморошества. Третий этап связан с падением крепостного права и движением прогрессивных представителей интеллигенции за демократизацию художественной культуры. Появился новый тип народного искусства - любительство, которое полностью отошло от фольклорной основы. Это явление выражало стремление народных масс освоить формы, методы и стиль академического искусства, его репертуар. Это искусство рабочих, крестьян, солдат и матросов, учащихся и студентов, которое было организовано в кружки, использовало силу воздействия сцены на зрителя через исполнение классического художественного наследия и лучших образцов фольклора. Четвертый этап развития народного художественного творчества начался после октябрьской революции. Появился новый тип народной художественной культуры - советская художественная самодеятельность. Она вытеснила собой и фольклор, и городской «примитив», сохранила элементы любительства и развивалась как явление массовой культуры. Прошла сложный путь поисков, становления, высшего подъема и распада. Художественная самодеятельность была создана государством, развивалась усилиями управленцев и распалась, как только лишилась экономической поддержки. |