Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 5. Теоретико-методологические подходы к изучению народной художественной культуры

  • Историко-культурологический подход

  • Системный подход

  • Деятельностный

  • Семиотический

  • Вопрос 6. Народное художественное творчество: сущность, классификация, система видов

  • Вопрос 7. Научно-методическое руководство народным художественным творчеством

  • структурой.

  • НАродняа художественная культура подготовка к экзамену. 1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен


    Скачать 1.35 Mb.
    Название1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен
    АнкорНАродняа художественная культура подготовка к экзамену
    Дата01.02.2021
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVoprosy_vse_1.docx
    ТипДокументы
    #173088
    страница4 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

    История русского искусства от древности до наших дней

    Социальное функционирование искусства

    Законодательство в сфере культуры и искусства



    Вопрос 5. Теоретико-методологические подходы

    к изучению народной художественной культуры

    Формирование научных основ этнохудожественного знания – хз что это. Есть мысль, что речь идет о том когда люди начали вообще этнографию по полочкам раскалывать, изучать и вообще применять какие-либо подходы (об этом напишу ниже)

    Что касается термина «культурология», он связан с работами английского философа Гоббса (XVIII в.), где он рассматривал человека в двух состояниях: природном (естественном) и культурном. Гердер, ученый XVIII–XIX вв., культуру определял в историческом аспекте. Однако первые работы по исследованию культуры в целом принадлежат английскому этнологу Э. Тейлору «Первобытная культура» (1871 г.), где он утверждает, что культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Как бы ни различались культуры, их объединяет общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Этим и объясняется единство человечества, возможность взаимопонимания и диалога культур. Впервые термин «культурология» для определения самостоятельной науки вводит американский ученый ХХ века Лесли Уайт в работе «Наука о культуре» (1949 г.), р

    Именно в середине XIX в. развернулись первые дискуссии о русской идее, русском характере, особом пути исторического раз-пития России. Здесь столкнулись точки зрения славянофилов (К. и И. Аксаковы, И.Киреевский) и западников (П.Чаадаев, П.Анненков, Т.Грановский, К.Кавелин). Вся история XIX в. неот­делима от поисков содержания понятий "народ", "народность", "этнос", "нация", "национальное своеобразие". Для этого перио­да характерны и напряженные поиски русским народом своего места среди других народов мира и, конечно, осознание им своей роли в развитии культур Востока и Запада.

    Особый интерес к народной культуре формируется в России в 1830-1840 годы, когда вновь оказывается актуальным вопрос о ее отношениях с Западом. Именно тогда со всей решительностью ставится вопрос о месте России во всемирной истории. Противо­поставление романо-германскому миру потребовало углубленного изучения исторической судьбы русского народа. Фундаментальная "История государства Российского" в 12 томах (М., 1816-1829) Н.Карамзина была одной из первых попыток ответить на этот во­прос. Своеобразный ответ давали и славянофилы, в частности И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П В. Киреевские, А.С.Хомяков, со­чинения которых не только идеализировали допетровскую Русь, ее патриархальность, консерватизм, православие, но и способствова­ли расширению знаний о народной культуре, народной жизни.

    Изучая народное искусство, исследователи поднимали вопросы, актуальные именно для народной художественной культуры. В частности, они интересовались не только вопросами развития на­родного искусства, но и процессами его социального функциони­рования. Это было присуще работам А.Н.Афанасьева, Ф.И.Буслаева, А.Н.Веселовского, классическим трудам Б.М. и Ю.М. Соколовых, В.Я.Проппа, Д.К.Зеленина, М.КАзадовского, Л.В.Бакушинского, П.Г.Богатырева, М.М.Бахтина, Э.В.Померан­цевой, Н.И.Толстого, А.Б.Салтыкова и др. Однако с 20-х и по 60-е годы XX в. русская фольклористика, определяя свой предмет, как бы в противоположность своей предшествующей истории все бо­лее дифференцировала предмет своего изучения до устно-поэтического творчества и искусства слова.

    Народная художественная культура как предмет междисциплинарного исследования. Ну основное ниже, но по факту, что изучают и музыку, и танец, и филологию, и слова, и прикладное творчество и тд.

    В ХХ веке по проблеме традиций увеличивается число публикаций, проводятся конференции, дискуссии, появляется множество концепций и трактовок понятия и сущности традиции, которые разрабатываются в различных направлениях. Все они имеют эвристическую ценность, а многообразие подходов свидетельствует о сложности и многогранности данного понятия.

    Сложность изучения национальной традиции состоит не только в ее многомерности, но и в том, что она вплетена в опыт повседневной жизни. Историософские понятия, художественные образы, нравственные сентенции и максимы народа, выраженные в поговорках, не исчерпывают всего содержания традиции, представляя только тонкий отрефлексированный слой. Как подчеркивают представители социологии знания П. Бергер и Т. Лукман, «теоретические определения реальности, будь они научными, философскими или даже мифологическими, не исчерпывают всего того, что является «реальным» для членов общества» [2, с. 31].

    Существенными недостатками современных исследований по проблемам традиций, по мнению И.В. Суханова является отсутствие целостного подхода. Изучение ведется по частям. Под традицией, как правило, понимается та или иная сторона - это духовные качества, обряд обычай [16, с. 2]. Несомненно «традиции» и «обычаи» имеют ряд сходных признаков. Во- первых, это «два рядом идущих канала», по которым старшие поколения передают молодым опыт своего социального поведения, свои духовно-нравственные убеждения и чувства, способы и приемы общественной деятельности. Во-вторых, это нерегламентированные юридическими установлениями, а поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных, эстетических, религиозных ...). В- третьих, традиции и обычаи основаны на привычке, поэтому они являются устойчивыми социальными явлениями. Любая привычка воспринимается как само собой разумеющееся, не вызывающее сомнений из-за многократности повторений определенного действия. Однако, по мнению ряда авторов, изучающих данную проблему Д.Д. Благого, Е.Н. Борисова, С.А. Ермакова, А.А. Карасевича, Э.С. Маркаряна, А.А. Плахова, Б. Марьянова, О.В. Ромах, И.В. Суханова и других, содержание данных понятий различно. Традиции и обычаи отличаются, прежде всего, социальным назначением. Социальное назначение традиций заключается в формировании и передаче новым поколениям тех духовных качеств, которые необходимы для нормального функционирования сложных общественных отношений. Их цель - развитие сложных привычек, т.е. определенной направленности поведения. В традициях заложен смысл совершаемых поступков. Они отвечают на вопрос, почему мы поступаем так, а не иначе, т.е. в их смысле раскрывается причинно-следственная связь между совершаемыми действиями и формируемыми этими действиями духовными качествами. Действия в традиции подчинены сознательной цели воспитания.

    Рассмотрение народной художественной культуры во взаимодействии и взаимосвязи разных дисциплин.

    Суть в том что, не возможно танец рассмтривать без изучения костюма, быта, социальных положений в обществе, даже вокала. Т.е. дисциплины должны пересекаться в рассмотрении. Просто одно направление будет ключевым, т.е. дисциплина. Или же вокал без основ танца – ни как. Без костюма тоже тяжело. Прикладное творчество – если брать в основу костюм, то нужно изучать и быт народа, социально-культурные взаимоотношения и пр.

    НХК как предмет исследования имеет одну особенность. Сложным является вопрос о разграничении научного и вненаучного знания о нем. Долгое время исследование народной культуры подразумевало под собой обращение к фольклору, а именно к устному народному творчеству. С одной стороны это значительно сужало/ограничивало предметную область исследования. Но с другой - устный фольклор есть духовное отражение народного быта, поскольку народная культура, прежде всего, вербальная культура, что и определяет ее функционирование. 

    Теоретико-методологические подходы к изучению народной художественной культуры.

    Основные понятия:

    Подход - комплекс структур и механизмов в познании и практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы.

    Метод - путь, способ исследования, обучения, изложения) — совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность.

    Методика - совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.

    Методология - система принципов и способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также учение об этой системе. Семиотика - (от греч. semeiot — знак) — общая теория знаковых систем, изучающая свойства знаковых комплексов самой различной природы.

    Подходы к изучению НХК:

    Историко-культурологический подход – рассмотрение культуры как огромного многослойного текста, записанного разнообразными шрифтами и алфавитами в самых разных областях.

    Системный подход - направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов, совокупности взаимодействующих объектов, совокупности сущностей и отношений.

    Деятельностный подход понимает культуру как творческую человеческую деятельность. В рамках этого подхода (характерного для отечественной культурологии) становится возможным изучение процессов духовного обогащения общества, самосозидания человека как субъекта культурно-исторического процесса, механизмов сохранения и воспроизведения культуры в условиях изменчивости окружающего мира.

    Семиотический подход:

    Культура рассматривается как огромный многослойный текст, записанный разнообразными шрифтами и алфавитами в самых разных областях, будь то искусство, юридические нормы, социальные формы (учреждения, институты), ритуалы, традиции, мифы, обширные символические системы.

    Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.\ (от греч. axia - /ценность). Понятие «аксиология» введено в научный оборот в 1902 г. французским философом П. Лапи. В 1908 г. этот термин активно использовал в своих работах немецкий ученый Э. Гартман.

    Аксиологический подход органически присущ гуманистиче­ской педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отноше­нию к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно ме­тодологии современной педагогики.

    В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человече­ство, но и характеризует каждого отдельного человека. Гумани­стическая ценностная ориентация, образно говоря, — "аксиологическая пружина", которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей

    К числу аксиологических принципов относятся:

    • равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);

    • равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;

    • равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга


    Синергетический подход:

    * Термин «синергетика» происходит от греческого «содружество», «сотрудничество» и акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого.

    * Философский словарь содержит более развернутое определение: «Синергетика - современная теория самоорганизации, новое ми-ровидение, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос» (И. Пригожин), бифуркационных изменений, необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции».

    * По нашему мнению, синергетика входит в универсальную методологическую парадигму, относящуюся к тем областям знания, где изучаются сложные системы, явления самоорганизации, и представляет собой единый междисциплинарный подход к исследуемым предметам и объектам.

    Предметом синергетики являются механизмы самоорганизации. Поэтому ее и называют теорией самоорганизации. «Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях вблизи особых критических точек». Иногда самоорганизация определяется как «упорядочение каких-либо элементов, обусловленное

    культурологический подход – Таким образом, мы выяснили, что культурологический (или социогуманитарный) подход к изучению народной культуры заключается в анализе ценностно-нормативных систем, идей, целей, представлений, знаний, то есть анализе корпуса культурных текстов. Отличие культурологического подхода, предложенного Н. Г. Михайловой, состоит в том, что она предлагает еще анализировать процессы функционирования и трансмиссии культурных текстов в социальном пространстве, изучать их вклад в поддержание и развитие культуры сообщества и общества в целом, в трансформацию или сохранение социальной общности. Обращая внимание на роль средств массовых коммуникаций, в том числе сетевых технологий, в современном информационном обществе, А. В. Костина указывает, что с помощью этих средств происходит «не только потребление феноменов культуры, но и приобщение к какой-либо традиции, вхождение в определенную культуру и даже создание определенных культурных артефактов» [Костина, статья в инет-журнале]. Это накладывает ограничения на возможности определения специфики культуры, циркулирующей подобным образом. Поэтому А. В. Костина считает, что в рамках культурологического подхода стоит определять традиционную культуру как культуру, «воспроизводящей такого субъекта исторического действия, как коллективная личность». Коллективная личность характеризуется отождествлением себя с социальной группой, в которой господствуют коллективистские социальные представления, предполагающие соблюдение традиционных норм поведения и внутри которой все представители объединены общностью механизмов жизнедеятельности и культурных связей [Костина, статья в инет-журнале].

    Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

    Синергетика - современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с иследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравесновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос» (Пригожин), бифуркационных изменений, необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции.

    Вопрос 6. Народное художественное творчество: сущность, классификация, система видов

    Аннотация. Понятие народного художественного творчества (НХТ). Историческая динамика развития НХТ в системе народной художественной культуры.

    Структура НХТ как совокупность художественных произведений различных ви­дов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразных форм и способов художест­венно-творческой деятельности.

    Варианты классификации народного художественного творчества (по направленности, по характеру освоения художественной культуры, по степени формализованности, по форме организации совместной деятельности, по социальной структуре).

    Формы (виды) НХТ: фольклор, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, художественная самодеятельность, бытовое творчество. Диалектика различных свойств НХТ. Любительская природа НХТ.

    1. Народное художественное творчество: сущность, классификация, система видов.



    (Народное художественное творчество в структуре НХК)

    Творчество - деятельность по созданию чего-либо нового, оригинального. Под НХТ - принято подразумевать деятельность всего народа.

    Классификация:

    С НХТ есть сложность: с одной стороны его ассоциируют с фольклором ("фольк"-народ, "лор" - голос). Народное творчество – это художественное искусство, которое создаёт народ: фольклор, народная поэзия, театр, музыка, танец, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура, то есть творческая художественная деятельность народных масс. Особенностью

    народного творчества (фольклора) является его древнее происхождение, ведь подобные произведения создавались в то время, когда еще не было письменности. Часто в создании одного произведения участвовало много людей, каждый при пересказе добавлял что-то свое. Это еще одна

    особенность – вариативность. Для обозначения явлений народного художественного творчества в тот период использовались различные термины; потехи, игры, игрища. Игрищем называли и место действия, и свадьбу, и ряженье.

    Стадии развития фольклорного искусства:

    1. Доклассовое общество. Жанры, посвященные отношениям человека и природы.

    2. Введение христианства. Соединение пережитков язычества с христианской мифологией.

    3. 9-10 в образование государства. Эпические произведения, где главный герой – богатырь – воин как художественное воплощение воинского долга, мужества.

    4. Татаро-монгольское нашествие. Масса жанров сохранилась от прежнего времени, но они творчески не осмыслялись в связи с новыми условиями жизни. Укрепление свадебных и похоронных обрядов.

    5. 14в. Централизация княжеств вокруг Москвы. Эпос идейно способствует борьбе за объединение Руси.

    6. Период татаро-монгольского владычества, зарождение жанра исторической песни.

    7. 13-16в. Большое распространение обретают сказки. 15в - сказки на историческую тему, также семейная и каленрарная обрядовая поэзия.

    8. Конец 15в. Формирование нации. Пересказы и переработки былин.

    9. 17в. Социальная борьба в Российском государстве. В былинах усилилось сатирическое осмысление образов бояр и князя, популярна историческая песня, создаются сатирические песни.

    10. 17-нач.19в. Большая популярность былин. Сатирические сказки о боярах и духовенстве. Цикл исторических песен.

    Термин игра применялся и

    в отношении к народным музыкальным инструментам, но в ином значении. Фольклорные формы народного творчества постепенно к XVIII веку стали вытесняться или видоизменяться. Народ в своем творчестве стал ориентироваться на малодоступные формы профессионального искусства, но в то же время не мог полностью отказаться

    от фольклорного содержания. Это привело к зарождению так называемого «городского фольклора» или городского «примитива», в котором смешались и фольклор, и профессиональное искусство. Фольклор в переводе - народная мудрость. Поскольку фольклор это:

    1)Область устного поэтического творчества (анекдоты, сказки, пословицы, поговорки, былины).

    2) Устное народное творчество (музыкальные, театральные, и хореографические жанры).

    3) Формула Веселовского - песня, пляска, действо, сказ (ограничил область от изо творчества и ДПТ)

    4) Явление народной жизни, которое существует по народному принципу (сюда можно отнести и новые явления фольклористики - такие как фольклор эмо,готов, шансон, реклама).

    Характеристика фольклора:

    - важная черта - устность (как способ бытования);

    - творческий характер бытования фольклора - т.е. фольклор есть всегда новая вещь;

    - традиционность, т.е. некая узнаваемость;

    - вариантность (нет темы, а есть вариант на вариант) и вариционность (тема и её трансформация).

    - импровизационность (добавление своих инструментов, голосов)

    - анонимность (не обязательно должен быть автор, но должно быть наличие коллективной цензуры - "ой,мороз, мороз")

    - локальность (принадлежность к определенной местности)

    Жанры:

    1)музыкально-вокальные и инструментальные;

    2) хореографические - пляска, перепляска, кадрили, хоровод;

    3) интрументальные - наигрыши.

    С другой стороны НХТ ассоциируют с ДПТ (изначально носило функции прикладного творчества, эстетические функции вкроплялись постепенно). Теперь больший упор делается в НХТ на декоративность (керамика, вышивка, гжель, хохлома и т.д.) - с лат. "украшать". ДПТ охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Это м.б. утварь, мебель, посуда, скатерти, украшения. Т.е. изделия приобретают худ.значение благодаря труду художника.

    Диалектика. Диале́ктика — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. Наряду с этим наблюдается тенденция распространить понятие Ф. На все виды народного художественного творчества (прикладное искусство, «изобразительный фольклор»). Независимо от объема обозначаемых термином видов народной культуры марксистская наука исходит из материалистического понимания фольклора как социально обусловленной и исторически развивающейся формы творческой деятельности народных масс, характеризующейся системой специфических признаков (коллективность творческого процесса как диалектическое единство личного и массового творчества, устность передачи, традиционность, полиэлементность, полифункциональность).

    Вопрос 7. Научно-методическое руководство народным

    художественным творчеством

    Понятие научно-методического руководства. Научно-методическое руководство – это сопровождение функционирования и развития образования. Фактически речь идет о том, что это оказание реальной помощи в управлении развитием дополнительного образования: выявлять приоритеты, осваивать технологии научного анализа, прогнозирования, координации, проектирования образовательных услуг. 

    Базовое учреждение выполняет следующие функции: аналитическую; экспертную; информационную; программно-методическую; организационно-координационную; консалтинговую (консультирование), выявления и распространения инновационного педагогического опыта. Своими словами сложно, но пропробую: учреждение решает чему нужно научить (детей, подростков, молодежь, людей вообще), думает на каких материалах и на сколько глубоко будет изучен предмет ( прикладное творчество, вокал, танец – может это разовый мастер-класс, а может это целая система, ансамбль, к примеру), потом проводит это все дело.

    Научно-методическое руководство любого учреждения дополнительного образования должна обладать особой структурой. Ее компонентами, как правило, являются:

    методический совет, определяющий задачи деятельности и пути их решения;

    отделы (или блоки) внутри методической службы в соответствии с приоритетными функциями: информационный, программно-методический, экспертный, организационный и т.д.;

    профессиональные объединения педагогов: проблемные группы, педагогические мастерские, методические объединения;

    мини-типография, позволяющая оперативно издавать информационно-методические материалы.

    Давайте будем честны…речь идет именно о государственных учреждениях. Могу примеры кинуть. ОЦНТ челябинский, свердловский центр традиционной культуры и пр. В других организациях часто эту роль выполняет руководитель, ну дай бог методист.

    Возглавляет такую методическую службу руководитель (обычно это заместитель директора по научно-методической работе или заведующий методическим отделом). Привлекаются научные консультанты. В штате службы – достаточно большое количество опытных методистов, работающих по актуальным направлениям деятельности методической службы (опять речь о государственных организациях)

    Виды и формы методической деятельности в этнокультурном центре.

    Сначала из литературы: оказание организационно-методической и технической поддержки педагогам;

    совершенствование программно-методического обеспечения;

    создание информационно-методических банков по всем направлениям дополнительного образования детей;

    организация инновационной и экспериментальной деятельности;

    организация работы по обучению и повышению квалификации педагогов;

    оказание помощи образовательным учреждениям (школам, детским садам, клубам по месту жительства и др.) в организации дополнительного образования;

    экспертиза авторских программно-методических разработок;

    проведение консультаций, семинаров, конференций, конкурсов и т.п

    Теперь своими словами: мастер-классы, образовательные кружки, исследовательская деятельность, разработка программ по которым работают творческие коллективы, проведение лекториев или их организация, подготовка и рекомендация литературы для работы сотрудников.

    Методика подготовки и проведения семинаров, курсов и других форм повышения квалификации руководителей коллективов народного художественного творчества;

    Эта схема кратко описывает суть методики подготовки семинаров и тп.






    методика разработки планов, программ и другой учебно-методической документации для таких мероприятий.

    Программа учебного курса — живой организм. Сначала она создается в виде типовой программы, а затем осмысливается, конкретизируется, уточняется и преобразовывается учителем. 
    Личностное образовательное движение каждого ученика предполагает наличие у учителя, школы, региона, государства особым образом сконструированных образовательных программ.

     Координация образовательных программ перечисленных уровней — прерогатива педагога, работающего с конкретными школьниками. Образовательные программы, не предусматривающие индивидуальную тактику обучения отдельно взятых учеников, должны отвечать следующим требованиям: 
    -допускать возможность и необходимость существования программ другого типа; 
    -учитывать возможность различий в установочных целях образования учителей и учащихся
    - предполагать вариативность достижения обозначаемых в программе конкретных целей и постановку других целей; 
    -обеспечивать соответствующий баланс заданного и выбора в каждом из структурных компонентов программы. 
    Федеральные образовательные программы, например, устанавливают базовые требования на уровне международных, конституционных, законодательных положений; что же касается содержания образования или его форм, то в государственной программе обозначаются варианты их конкретизации на каждом уровне, включая личность ученика, которому предоставляется возможность уточнить свою индивидуальную образовательную программу. 
    Работа педагога над программой — непрерывный процесс. Программа может иметь разный объем, относиться к отдельной теме, курсу, образовательной области, классу, школе и различную продолжительность (учебный год, четверть, неделя, день, урок).

    Годовая программа описывает стратегию обучения, программы изучения отдельных разделов или тем курса воплощают эту стратегию, учитывая происходящий процесс и реальную ситуацию обучения конкретных детей. 
    Существует три основных способа конструирования образовательных программ: линейный, концентрический и спиральный. 
    Линейный способ построения программы состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения. 
    Концентрический способ допускает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания. 
    Спиральный способ компоновки материала программы предполагает. что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. 
    Программа — средство достижения цели, сами цели тоже включаются в программу. Рабочая программа всегда субъективна, т.е. имеет своего автора и относится прежде всего к его деятельности. 
    Педагог на каждую учебную четверть и год осуществляет коррекцию примерной программы по своему учебному курсу или составляет собственную программу. Авторские программы обсуждаются (защищаются) на школьном педсовете и/или на заседаниях районных методических объединений. После этого данные программы утверждаются и могут использоваться в учебном процессе. 

    Методические основы разработки, апробации и внедрения региональной программы сохранения и развития народной художественной культуры.

    Формы художественно-образовательной работы в кружке и самодеятельном коллективе: беседы, рассказы, дискуссии.

     Понятие «форма» используется по отношению к обучению в двух вариантах: как форма обучения и как форма организации обучения. 
    Общие формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным составом учеников.

     В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся, а также учеников друг с другом. 
    Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьютерство, консультации и т. п.). В групповых формах обучения школьники работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальное обучение предполагает работу педагога сразу со всем классом в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив, который имеет своих лидеров и особенности взаимодействия. В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимное обучение или взаимный контроль. 
    Форма организации обучения — это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. К формам организации относятся следующие виды занятия: урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников. 
    Комбинируя сочетания общих и конкретных форм обучения, педагоги получают различные системы форм обучения (классноурочные, лекционно-семинарские, дистанционные и др.). 
    Различия в коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся являются основой разделения организационных форм обучения на три группы: индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение: коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных; 
    -индивидуально-коллективные системы занятий (рис. 6). 
    Группы и элементы данной классификации не являются логически и педагогически изолированными. Так, лекция может войти в состав погружения, а занятия могут проводиться с тьюторами во время творческой недели.  Для учеников, интересующихся определенным курсом, могут создаваться предметные кружки и подобные им формы обучения (мастерские, лаборатории, кафедры, студии). Состав кружков формируется на добровольных началах из учащихся параллельных классов или мз разновозрастных учеников.

     Руководство кружками осуществляют учителя-предметники. 
    Содержание занятий в кружках включает: углубленное изучение наиболее интересных вопросов курса; знакомство с деятельностью выдающихся ученых, писателе!! и других деятелей, с 'новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных юбилеям ученых или научным открытиям; организацию технического моделирования, организацию встреч с исследователями и г.л. 
    На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (школьные академии и т. и.), которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.

    Вы можете рассказать об опыте работы в своих коллективах.

    Коллективные посещения выставок, спектаклей, концертов и т.д., их последующее обсуждение. Опишите как вы в школе с одноклассниками ходили и норм. Данный формат важен для обучения, т.к. это одна из интерактивных форм, в рамках которой объект изучения будет рассмотрен с нестандартной стороны, увеличен кругозор, улучшено взаимодействие с другими учащимися.

    Педагогическое руководство художественным самообразованием участников творческого коллектива. Примерами могут послужить домашние задания на свободную тему, когда ученики сами выбирают направление, более близкое именно для них. Например, «посмотрите на выходных фильм про животных, после нарисуйте картинку и расскажите о том, кого вы там нарисовали», или «посмотрите самостоятельно о русском традиционном костюме и подготовьте на выбранный вами костюм реферат и презентацию» - это самообразование, т.к. ученик сам выбираешь что тебе больше понравится и за что в каком формате ученик будет браться.

    Информирование их о книгах, статьях, журналах, материалах СМИ, сайтах в Интернете, отражающих те или иные интересующие их проблемы теории и истории искусства, отдельных видов художественного творчества. Тут может быть показ фильмов на уроках, подготовка тем, которые рассмотрены только в определенных публикациях, задания «посмотреть группу в вк\сайт и рассказзать об увиденном» или сказать, чтобы дети активно пользовались информацией с данных источников.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта