НАродняа художественная культура подготовка к экзамену. 1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен
Скачать 1.35 Mb.
|
Эмпирические методы познания ( это и есть прикладной вид исследования)Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся: наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру); сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков. Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д. Теоретические методы познанияСобственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся: анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения); синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.); абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.); аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений; моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека); идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ); дедукция - движение от общего к частному; индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению. Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия). Более широкие методы-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы: метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами; диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве. Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектического материализма в советской философии). Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называетсяэклектикой. Виды теоретических методов Абстрагирование Аксиоматический метод Анализ и синтез Процесс работы с литературой подразумевает под собой внедрение списка следующих методик: создание библиографии, то есть ассортимента отобранных по рассматриваемой теме источников; реферирование или же более сжатое отображение ключевого содержания; конспектирование, или другими словами ведение достаточно детализированных записей, основу которых составляет выделение главных мыслей, заключающихся в работе; аннотирование, обозначающее краткую запись общего содержания книги или же статьи; цитирование, заключающееся в дословной записи выражений или же цифровых данных, которые содержатся в рассматриваемом литературном источнике. Методологические основы научных исследований. Труды выдающихся отечественных мыслителей (П.А.Сорокина. Н.А Пригожина. В.В.Сластенина и других) в философском осмыслении роли социально-культурной деятельности в истории России и ее современной жизни. Роль методологии в определении концептуальных основ и выборе методов исследования. Понятие «концепция». Теоретические исследования социально-культурной деятельности и их основные задачи (выявление сущности, принципов, функций, закономерностей развития педагогики досуга и т.д.). Прикладные исследования, их роль в изучении конкретных процессов и явлений в практике развития социально-культурной деятельности, а также различных технологий организации досуга ( как традиционных, так и инновационных). Основные направления исследований. Педагогическое, социалогическое, этнологическое, фольлкористическое, искуствоведческое. Фольклористическое. Постепенно Ф. становится самостоятельной искусствоведческой наукой, формируется её структура, разрабатываются методы исследования. Ф. изучает словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и др. коллективное творчество народных масс. Этнологическое исследование в отличие от исторического, базирующегося на источниках, основано на сумме достоверных фактов, почерпнутых из монографий, где источники прошли проверку путем исторической критики. Но если привлечен новый материал, или старый требует пересмотра, или учтены малоизвестные сведения из смежных областей, связанных с нашим сюжетом, исследования проведены традиционной методикой и отражены в сносках. Несоблюдение этого условия сделало нашу работу трудной для чтения из‑за перегрузки мелочами, которые отвлекают внимание читателя, но не дают ничего существенно нового и важного. Значительную часть книги М.И.Артамонова составляет пересказ источников с большим количеством подробностей, повторять которые нет смысла. И наоборот, там нет анализа международных политических и культурных связей, а также фона этнической истории, на котором протекала хазарская трагедия, унесшая великий этнос в небытие. А именно последнее представляет интерес для современного читателя. По нашему мнению, разделяемому отнюдь не всеми, задача науки не столько в том, чтобы констатировать известные факты, но еще и в том, чтобы путем анализа и синтеза установить факты неизвестные и в источниках не упомянутые. Одним из наиболее эффективных способов исторического синтеза является применение системного подхода. Представим себе автора литературного произведения или нарративного источника и того читателя, которому автор адресует свой труд, как простую систему односторонней информации. Иными словами, автор убеждает читателя в том. чего тот не знает или чему не верит, но может узнать или проверить при достаточно талантливом рассказе. Педагогическое исследование - это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Характеристика научной педагогической деятельности: Субъектом является педагог-исследователь. Объектами являются процесс воспитания, процесс обучения, педагогический факт, явление. Целью является новое научное педагогическое знание. Методами являются теоретические и эмпирические методы научного познания: теоретические методы позволяют подняться над реальностью до теоретического обобщения, а эмпирические (``эмпирический'' - значит ``воспринимаемый посредством органов чувств'') - получить факты. Результаты оформляются в виде написанного и опубликованного научного отчета, доклада, статьи и т. д. Искусствоведческие методы. Одной из важнейших проблем искусствознания начала XXI в. является создание продуктивной методологии для решения задач, связанных с атрибуцией и экспертизой произведений изобразительного искусства. При этом необходимо учитывать, что, несмотря на усиление роли технико-технологических исследований, искусствоведческие методы изучения художественного памятника ни в коей мере не утратили своей значимости. Эти методы имеют свою историю развития и представляют собой незаменимый «инструмент» для изучения русского искусства как в прошлом, так и в будущем. Все важнейшие научные достижения в изучении отечественного изобразительного искусства были неразрывно связаны с совершенствованием музейной работы. Этот факт бесспорно принимался всеми представителями отечественного искусствознания середины XX в.: «Без собирания, заботливого хранения, систематизации, каталогизации обширного материала по русскому искусству, которые проводились и проводятся музеями, не могла бы существовать наука о русском искусстве, ибо музейная работа - ее основа, то необходимое условие, без которого наука не может существовать и, тем более, развиваться»9. Антропология представляет собой комплекс научных знаний о человеке. В ней существует множество ответвлений (философское, историческое, культурное, физическое, социальное, психологическое, структурное, символистское и т.п.). Антропологические исследования помогают изучать народную художественную культуру через призму общих проблем человека и человеческого. Этнография является в большей мере описательной наукой Она занимается описанием жизни и быта различных народов (этносов), их материальной культуры (жилища, утвари, одежды, орудий труда и т.д.), традиций и обычаев. Способы систематизации, обобщения и истолкования этнографического материала вырабатываются этнологией. В отличие от этнологии («теоретического народоведения») этнографию можно считать «практическим народоведением». Богатый этнографический материал, касающийся русской традиционной культуры, содержится в трудах М. Забылина, И.Е. Забелина, Н.И. Костомарова, И. Панкеева, Б.А.Рыбакова, А.Терещенко и других авторов. Этнографические исследования создают базу данных, предоставляют необходимые факты для осмысления художественных аспектов жизни и быта различных народов, выявления и сохранения самобытных форм народного творчества, отслеживания тенденций развития народной художественной культуры в различных регионах. Этническая история рассматривает исторические формы развития тех или иных этносов, их роль и место в истории различных стран, эпох, цивилизаций. Особое место в исследованиях этнической истории занимают труды Л.Н. Гумилева «Этносфера: История людей и история природы», «От Руси до России», «Этногенез и биосфера Земли». Л.Н Гумилев выдвину концепцию этногенеза. (Бакланова) Удачным опытом теоретического определения места народной художественной культуры в истории художественной культуры человечества может рассматриваться структурно-типологическое исследование, предпринятое коллективом петербургских авторов [8]. В целом приемлемы концепция, исходящая из признания народной художественной культуры как специфической части культуры в классовом обществе, создаваемой трудящимися массами, и конкретно-исторический подход к выявлению ее типологии (в регионально-историческом и социально-структурном аспектах). Естественно, что, не ставя специальную задачу исследования и анализа народной художественной культуры, авторы ограничились лишь лаконичными характеристиками основных типов народной художественной культуры в докапиталистических формациях(гусев). Являясь предметом различных отраслей искусствознания, этнографии и фольклористики, народная художественная культура редко становилась объектом теоретического изучения как целостная система. В культурологических же исследованиях она редко выделяется как специфический вид творческой деятельности. В зарубежной науке, где часто вся традиционная народная культура в целом терминологически обозначена понятием «фольклор», широкое распространение получили концепции, определяющие его как «реликты первобытной культуры в культуре цивилизованных обществ»; наряду с этим уже в буржуазной социологии возникло понятие «культуры народных классов в цивилизованных странах» как «культуры большинства» в противоположность «культуре избранных» и т. п. [3[|. Однако слишком широкая культурологическая концепция фольклора в науке XIX — начала XX в., как правило, не выделяла художественную культуру в народной культуре в качестве специфического вида духовно-практической деятельности народных масс. Неприменимость этнографических методов для специальных социологических исследований не может служить основанием для игнорирования культуры тех социумов или этнических общностей, которые изучаются этнографией и фольклористикой. Вместе с тем изучение культуры народных масс не может свестись к механическому использованию любого метода, применяемого в социологических исследованиях. Так, например, вероятностно-статистический анализ культуры, предпочитаемый А. Молем, отнюдь не является надежным, а тем более единственно возможным путем исследования народной художественной культуры. Дело в том, что многие факты и явления собственно народной культуры вообще принципиально не поддаются количественному определению, так как для их возникновения, распространения и бытования характерно то свойство, которое в математике обозначается понятием несчетного множества и постоянной вариантности: сколько бы ни было опубликовано (в книгах) или даже записано (и хранится в архивных собраниях) сказок или песен, легенд или преданий, сколько бы ни было собрано (и хранится в музеях) произведений народного прикладного искусства, это фиксированное их количество всегда было и будет несравнимо меньшим, чем реально существующее множество передаваемых из поколения в поколение и от человека к человеку варьируемых произведений народного художественного творчества. В исследовании, предпринятом в аспекте исторического материализма, такой подход к проблеме вполне правомерен, однако, на наш взгляд, чрезвычайно важно рассмотреть место отдельных видов народной художественной культуры в этой системе, а также значение того или иного вида в развитии культуры человечества. Удачным опытом теоретического определения места народной художественной культуры в истории художественной культуры человечества может рассматриваться структурно-типологическое исследование, предпринятое коллективом петербургских авторов [8]. В целом приемлемы концепция, исходящая из признания народной художественной культуры как специфической части культуры в классовом обществе, создаваемой трудящимися массами, и конкретно-исторический подход к выявлению ее типологии (в регионально-историческом и социально-структурном аспектах). Естественно, что, не ставя специальную задачу исследования и анализа народной художественной культуры, авторы ограничились лишь лаконичными характеристиками основных типов народной художественной культуры в докапиталистических формациях. Русская народная художественная культура была предметом многочисленных искусствоведческих и этнографических исследований. Ставились и проблемы методологического характера [28], однако специальные культурологические работы единичны. Исследования многих археологов, этнографов, специалистов в области этнолингвистики, фольклористов, музыковедов, театроведов, искусствоведов позволяют реконструировать духовную культуру древних славян, их мировоззрение, мифологию и обрядность, установить связи древнерусской художественной культуры с дохристианской, «языческой», обнаружить исторические корни народного эпоса, сказок, народной музыки, народного 18 изобразительного творчества, расшифровать символику и знаки орнамента, декора в изделиях народного прикладного искусства. Не исчерпывая все богатство научной литературы, назовем лишь некоторых отечественных ученых XIX — нач. XX вв., специально исследовавших эту проблему: А. Н. Афанасьева, А. Н. Веселовского, А. А. Потебню, В. В. Стасова, Е. В. Аничкова, Д. К .'Зеленина, авторов фундаментальных работ на других славянских языках — М. Арнаудова, А. Брюкнера, К. Мошиньского, Д. Маринова, Л. Нидерле, В. Чайкановича, С. Утханезека... Свой вклад в изучение этой проблемы внесли русские ученые середины — второй половины XX в.: фольклористы П. Г. Богатырев, Л. Н. Виноградова, В. Л. Гошовский, В. Я. Пропп, Э. В. Померанцева, Ю. И. Смирнов, В. К. Соколова, В. И. Чичеров, археологи и этнографы В. А. Рыбаков, В. В. Седов, С. А. Токарев, А. К. Байбурин, филологи В. В. Иванов и В. Н. Топоров, Н. И. и С. М. Толстые, О. Н. Тру» бачев, Б. А. Успенский Т. Б. Цивьян, искусствоведы В. М. Василенко, В. С. Воронов, Л. А. Динцес, М. А. Некрасова и другие. Художественная культура — совокупность всех условий, средств и способов художественной деятельности (производства художественных ценностей), результат (или продукт) этой деятельности — произведения искусства, а также условия, средства и способы творческого восприятия (потребления), распространения и интерпретации произведений искусства, формирующих творческие способности и нравственно-эстетический облик общественного человека. Иными словами, художественная культура есть сложный, многоступенчатый процесс и не сводима лишь к совокупности произведений искусства, существующих объективно и автономно как некая данность. (гусев)( картинка - бакланова) Основные направления исследований в области народной художественной культуры: педагогические, социологические, этнологические, фольклористические, искусствоведческие. Актуальные проблемы исследований народной художественной культуры народной художественной культуры в современных условиях. Деятельность вузов культуры и искусств, научно-исследовательских институтов (НИИ культурологии, ВНИИ искусствознания и других) по разработке актуальных проблем народной художественной культуры. |