Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 19. Традиции художественной культуры коренных народов Среднего и Северного Урала

  • ХАНТЫ И МАНСИ

  • НАродняа художественная культура подготовка к экзамену. 1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен


    Скачать 1.35 Mb.
    Название1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен
    АнкорНАродняа художественная культура подготовка к экзамену
    Дата01.02.2021
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVoprosy_vse_1.docx
    ТипДокументы
    #173088
    страница14 из 22
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   22

    Пища. Казахская кухня в основном молоч: ная (сыр, катык, кумыс), ели мучные изделия и блюда из проса. Зимой — мясо, расти: тельные продукты.
    Одним из способов сохранить уникальную культуру разных народов является создание учреждений культуры и национальных культурных центров, главной задачей является,культурная консолидация определенного этноса, возрождение, развитие и популяризацию национальной, духовной культуры во всех ее проявлениях.

    В южном Урале тоже существуют организации, в которых проводиться, различные мероприятия, вечера, конкурсы, фестивали………. И благодаря этому происходит социализация и этническая идентификация молодого поколения.

    Вопрос 19. Традиции художественной культуры коренных народов Среднего и Северного Урала

    Аннотация. Понятия «Средний Урал» и «Северный Урал». Коренные народы Среднего и Северного Урала: коми, удмурты, ханты, манси, ненцы. Башкирское, татарское и русское население Урала.

    Традиционные занятия народов Среднего и Северного Урала: общее и особенное. Региональная специфика культуры народов Урала. Основные виды художественной культуры народов Среднего и Северного Урала: особенности музыкального, танцевального фольклора, устного народного и декоративно-прикладного творчества.

    Традиции культуры коренных народов Урала в государственной культурной политике. Роль учреждений культуры и национальных культурных центров в сохранении традиций народов на Среднем и Северном Урале.

    Средний Урал включает территории Урала, располагающиеся на наименьшей высоте, начиная с г. Ослянка, заканчивая широтным участком р. Уфы. (Свердловская область, Пермский край)

    Северный Урал берет свое начало на юге с Косьвинского Камня и заканчивается горой Тельпосиз. Его протяженность составляет более пятисот километров. В состав Северного Урала входят кряжи меридионального протяжения и хребты, разделенные поперечными реками Печора, Илыч, Подречье, Щугор, Вишера, а также их притоками.

    Коренные народы Среднего и Северного Урала: коми, удмурты, ханты, манси, ненцы

    Удмурты. Самоназвание народа - «удморт» («уд» - имя собственное,«морт» - человек), устаревшее русское название - «вотяки», принадлежат к пермской ветви финно-угорских народов. Основные традиционные занятия удмуртов - земледелие и животноводство, важную роль в хозяйственной деятельности занимали охота, рыболовство, пчеловодство.

    Важной частью традиционного хозяйства удмуртов были ремесла и промыслы: заготовка древесины, мукомольный промысел, извоз.

    Распространенными занятиями женщин были прядение, вязание,вышивка и ткачество. Образцы текстиля свидетельствуют о высоком искусстве мастериц, холсты узорного ткачества, выполненные в домашних условиях удмуртскими женщинами, делались на продажу и ценились на ярмарках.

    Особенностью уральских удмуртов является свободное владение родным удмуртским языком, а также татарским или башкирским в зависимости от окружения.

    Основная религия — православие, в сельской местности включающее остатки дохристианских верований.

    Традиционное жилище Удмуртов - наземная бревенчатая изба (корка) с холодными сенями. Двускатная тесовая крыша ставилась прежде на самцах, позднее - на стропилах. Углы рубили в обло, пазы прокладывали мхом или куделью.

    В традиционной одежде два варианта: северный трехцветный (белый, красный, черный цвета) и южный полихромный. Традиционная женская одежда — туникообразная рубаха со съемным вышитым нагрудником, одежда типа халата, передник, высокий конусовидный головной убор с накидкой, узорные вязаные чулки, носки; обувь — лапти, башмаки, валенки. Верхняя одежда — суконный кафтан, овчинная шуба. Украшения — вышитый нагрудник из монет, налобные повязки, браслеты, перстни. Мужской костюм состоял из пестрядинных штанов и рубах косоворотки, подпоясанной тканым поясом, валяной шляпы, лаптей с онучами. Мужчины носили также кожаную сумку (тылдурсы) с огнивом, трутом и другими вещами.

    Большее влияние испытали они от башкир в силу более ранних и тесных контактов, чем с русскими. Это нашло свое выражение в декоративно-прикладном искусстве: в характере орнаментации и цветовой гамме, композиционных построениях рисунка, материале и технике вышивки, узорном ткачестве, художественной обработке дерева.

    У удмуртов существовали аграрные обряды, приуроченные к весеннему и летне-осеннему циклам полевых работ, напоминавшие праздники у сопредельных народов (марийцев, чувашей, татар и башкир).

    Оригинальным является поэтическое и песенное творчество удмуртов. Был даже такой обычай, что выходившая замуж в другую деревню девушка должна была в память о себе оставить сочиненную ею песню.

    Большое место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ. Обрядовое содержание календарных праздников состояло из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний, различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, в целом хозяйственное и семейное благополучие крестьянина. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: весёлое народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Подготовка и проведение праздников санкционировались общиной.

    С переходом Удмуртов в православие древние аграрно-магические обряды испытали его заметное влияние. В конце 19 века их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, например к Рождеству, Крещению, Пасхе, Троице и др. Постепенно и названия традиционных удмуртских праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. При этом в содержании они сохранили существенную часть дохристианской народной обрядности.

    В устном народном творчестве - мифы о возникновении земли, человека, различных животных, предания о древней истории народа, богатырях-родоначальниках, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Ведущее место в декоративно-прикладном искусстве занимают вышивка и узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала и др.), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение на бересте. Развита профессиональная культура.

    Сохраняется народное музыкальное и песенно-танцевальное искусство. Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы — самые простые — хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроём и вчетвером.

    Музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь, ымкубыз), свирель и флейта из стеблей растений (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз, кубыз). Бытовали также свистульки (шулан, чипсон), трещотки (такыртон), рожки (тутэктон). С конца 19 века древние инструменты вытесняют гармонь, скрипка, балалайка, гитара. Музыка звучала на всех празднествах, свадьбах, хороводах. Большое место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ. Обрядовое содержание календарных праздников состояло из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний, различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, в целом хозяйственное и семейное благополучие крестьянина. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: весёлое народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Подготовка и проведение праздников санкционировались общиной.

    С переходом Удмуртов в православие древние аграрно-магические обряды испытали его заметное влияние. В конце 19 века их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, например к Рождеству, Крещению, Пасхе, Троице и др. Постепенно и названия традиционных удмуртских праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. При этом в содержании они сохранили существенную часть дохристианской народной обрядности.

    В устном народном творчестве - мифы о возникновении земли, человека, различных животных, предания о древней истории народа, богатырях-родоначальниках, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Ведущее место в декоративно-прикладном искусстве занимают вышивка и узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала и др.), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение на бересте. Развита профессиональная культура.

    Сохраняется народное музыкальное и песенно-танцевальное искусство. Музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь, ымкубыз), свирель и флейта из стеблей растений (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз, кубыз). Бытовали также свистульки (шулан, чипсон), трещотки (такыртон), рожки (тутэктон). С конца 19 века древние инструменты вытесняют гармонь, скрипка, балалайка, гитара. Музыка звучала на всех празднествах, свадьбах, хороводах. Большое место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ. Обрядовое содержание календарных праздников состояло из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний, различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, в целом хозяйственное и семейное благополучие крестьянина. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: весёлое народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Подготовка и проведение праздников санкционировались общиной.

    С переходом Удмуртов в православие древние аграрно-магические обряды испытали его заметное влияние. В конце 19 века их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, например к Рождеству, Крещению, Пасхе, Троице и др. Постепенно и названия традиционных удмуртских праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. При этом в содержании они сохранили существенную часть дохристианской народной обрядности.

    В устном народном творчестве - мифы о возникновении земли, человека, различных животных, предания о древней истории народа, богатырях-родоначальниках, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Ведущее место в декоративно-прикладном искусстве занимают вышивка и узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала и др.), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение на бересте. Развита профессиональная культура.

    Сохраняется народное музыкальное и песенно-танцевальное искусство. Музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь, ымкубыз), свирель и флейта из стеблей растений (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз, кубыз). Бытовали также свистульки (шулан, чипсон), трещотки (такыртон), рожки (тутэктон). С конца 19 века древние инструменты вытесняют гармонь, скрипка, балалайка, гитара. Музыка звучала на всех празднествах, свадьбах, хороводах. Большое место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ. Обрядовое содержание календарных праздников состояло из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний, различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, в целом хозяйственное и семейное благополучие крестьянина. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: весёлое народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Подготовка и проведение праздников санкционировались общиной.

    С переходом Удмуртов в православие древние аграрно-магические обряды испытали его заметное влияние. В конце 19 века их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, например к Рождеству, Крещению, Пасхе, Троице и др. Постепенно и названия традиционных удмуртских праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. При этом в содержании они сохранили существенную часть дохристианской народной обрядности.

    В устном народном творчестве - мифы о возникновении земли, человека, различных животных, предания о древней истории народа, богатырях-родоначальниках, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Ведущее место в декоративно-прикладном искусстве занимают вышивка и узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала и др.), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение на бересте. Развита профессиональная культура.

    Сохраняется народное музыкальное и песенно-танцевальное искусство. Музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь, ымкубыз), свирель и флейта из стеблей растений (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз, кубыз). Бытовали также свистульки (шулан, чипсон), трещотки (такыртон), рожки (тутэктон). С конца 19 века древние инструменты вытесняют гармонь, скрипка, балалайка, гитара. Музыка звучала на всех празднествах, свадьбах, хороводах.

    весенний календарный праздник «ош орок» (ош - бык) отмечался исключительно женщинами. В традициях также было ряжень и исполнение обрядовых песен, призванных способствовать большему плодородию. Женский обход деревни сопровождался сбором яиц крупы, хлеба для совместной обрядовой трапезы. Обходы домов сопровождались ритуальными бесчинствами и ритуальным хулиганством по отношению к представителям мужского пола, вероятно, эти обрядовые моменты являются пережитками древних аграрных культов, относящихся к эпохе матриархата. Интересен тот факт, что совершали обходы женщины старше 45-летнего возраста, молодые женщины в это время готовили пищу для предстоящего праздника.

    В летний период (конец июня - начало июля} отмечали свадьбу луга, основным моментом которого была имитация свадебных ритуальных торжеств: во время обряда молодежь имитировала свадебную процессию или устраивала подобие моления на лугу возле поля в целях обеспечения хорошего урожая. Этот праздник находит аналогии у многих народов (Ага-пайрем у марийцев, Сабантуй у татар и башкир).

    В удмуртском фольклоре сохранились редкие, приуроченные к особым дням и ситуациям фольклорные

    жанры: архаичные напевы изгнания нечистой силы.
    Коми.

    Традиционные занятия коми - земледелие, скотоводство, охота и рыболовство.

    Мифология народов коми в значительной мере была утрачена в ходе христианизации. Древние верования были языческими: коми поклонялись духам - покровителям воды, воздуха, охоты, животным, деревьям, природным силам, идолам. Творчество народов коми ярче всего проявилось в национальном фольклоре, развитии ремесел, связанных с обработкой дерева, ткачеством, плетением. Особое место в национальном фольклоре занимают эпические сказания. Наиболее известным эпосом является коми-пермяцкое сказание о Пера-богатыре. Первые сказания были записаны еще в 1771 г. русским ученым Иваном Лепехиным. В самых ранних сказаниях повествуется о борьбе

    Пера-богатыря с лешим и водяным, которые мешали его народу

    охотиться в лесу и ловить рыбу в реке. Среди других фольклорных жанров выделяют лирические песни и сказки, предания о чуди, пословицы, поговорки, загадки. Под влиянием русского фольклора у коми появились баллады о Федоре Кироне и Кирьяне-Варьяне, об Алексее - человеке Божьем, в которых нашли свое отражение христианские мотивы.

    Традиционные ремесла, распространенные у народов коми,связаны с обработкой дерева. Самодельная деревянная посуда,бытовая утварь, декоративные части дома искусно украшались резьбой.

    Мастерицы коми изготавливали тканые и вязаные вещи, украшая их орнаментом. Используемые в орнаменте элементы (рога оленя или барана, сорочья лапка, цветы), встречающиеся в прикладном искусстве соседей коми - русских, удмуртов, ненцев, свидетельствуют о его древних истоках.

    Традиционная одежда Коми сходна с одеждой северо-русского населения, а у северных Коми - также с ненецкой. Женская одежда отличалась разнообразием. Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов. Поверх сарафана - короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур, зимой - овчинная шуба. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту - прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами. Свадебный головной убор - очелье без дна, на твёрдой основе, обтянутое красным сукном. После свадьбы Коми женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову тёмным платком. Мужская одежда: холщовая рубаха навыпуск, подпоясанная ремнём, холщовые штаны, заправленные в шерстяные носки с навёрнутыми поверх онучами. Верхняя одежда: кафтан, зипун или сукман, зимой - шуба (пась). Мужские головные уборы: войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: кожаные коты, бахилы или сапоги. Подпоясывались плетёными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшалась традиционным геометрическим орнаментом.

    Многообразная духовная культура Коми представлена в народном искусстве, фольклоре, народных верованиях и обрядах: космогонические мифы Коми, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нём (отделение неба от земли, сотворение земли, человека и животных братьями-демиургами Еном и Омолем и др.); эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки; обрядовая поэзия. Семейные и календарные обряды Коми близки к северо-русским. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные праздники, как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквально каша серпа), отправка на промысловую охоту и др. Сохранились дохристианские верования в леших (ворса), духов-хозяев, колдовство, гадания, заговоры, порчу (шева); существовали культы деревьев, промысловых животных, огня и др.
    ХАНТЫ И МАНСИ. Русские называли манси «вогулами»,а хантов - «остяками». Коми-зыряне называли эти народы «егра» (в русских летописях встречается название «югра»). В процессе исторического развития народы ханты и манси взаимодействовали с ненцами, коми, русскими и др. Основные занятия обских угров - охота, рыболовство, оленеводство.

    С ХУШ в. среди хантов и манси начинает распространяться христианство, но православие получило скорее формальное распространение, т. к. были сильны дохристианские верования (шаманизм, анимизм, промысловые культы). Мир представлялся в виде трехчастной структуры: верхний (небесный), средний (земной), нижний (подземный). По хантыйскому мифу «небесный» и «подземный» народы живут так же, как и земной. в верхнем мире означает рождение на земле, смерть на земле - рождение в подземном мире. Медведь занимает важное место в мифологии обских угров, в поклонении ему прослеживаются элементы тотемизма. От медведя, в частности, произошли некоторые народы манси и ханты. Главным событием в календаре обских угров традиционно считается медвежий праздник, с которым связаны ритуальные пляски и песни, шаманские моления, гадания и принесение жертв духам леса.

    Говоря © формах художественной культуры ханты и манси, отметим, что по преимуществу это декорирование предметов обихода, которые изготавливали вручную. Хантыйские женщины умело обрабатывали шкуру животного - будь то олень, птица или рыба, делали из нее замшу; ткали из изготовленных ими ниток из сухожилий, крапивы полотно; шили покрытие для жилища, полные комплекты одеждЫ для всех членов семьи и различную мягкую утварь; умели заготовить

    и обработать бересту; из особым образом обработанной травы плели циновки; умели приготовить составы для смягчения шкур, окраски различных материалов и их склеивания. Созданные вручную вещи украшались причудливыми узорами из меха, бересты, ткани, бисера,пуговиц, металла.

    Одним из древнейших женских искусств обских угров было изготовление мозаики из окрашенной рыбьей кожи в сочетании со светлой оленьей замшей. К сожалению, сейчас это искусство уже утрачено (так же,как и искусство вышивания по холсту цветными нитками - шерстяными, бумажными, шелковыми и гарусом). Лучше сохранилась традиция изготовления мозаики из одной лишь замши, светлой и окрашенной, на обуви и сумочках.

    По мере общения с русскими крестьянами происходило видоизменение традиционного народного жилища, а иногда и полная его замена русским типом домостроительства.

    Довольно значительными были взаимовлияния в одежде. Так манси переняли у русских различные виды нательной одежды, в частности женские сарафаны, но сохранили свои национальные головные уборы. Русские же заимствовали приспособленную к местным условиям меховую одежду.
    ФОЛЬКЛОР. У ХАНТОВ

    Классификация жанров хантыйского фольклора разработана недостаточно. Исполнители называют следующие основные категории: моньсь (сказка, сказание), ар (песня), путур (рассказ), монъсюпты (загадка). Выделяются подкатегории старинных, или священных, сказаний, песен (т.е. мифы), героических песен, сказаний и старинных рассказов (эпос, предание).

    Народная хореография X. Представлена прежде всего обрядовыми танцами, перемежающими на медвежьем празднике песни и драматические представления. Среди них различаются танцы мужские, женские и общие. Особое место в церемониях праздника занимают подражательные танцы-пантомимы«предков».

    ФОЛЬКЛОР У МАНСИ

    Основное деление фольклорных жанров – на священные и обыденные. К священным жанрам относятся мифологические сказки и предания, рассказывающие о сотворении мира, мифологические «медвежьи песни» («Пу апи-арых», «Уй-эрыг»), исполняемые на медвежьем празднике, заклинания, молитвы-заговоры, исторические сказания. Героические и исторические сказания иногда выделяются в особую группу – таргынмойт. Отдельную группу оставляют рассказы о фратриях Пор и Мось и их

    мифологических предках. Пограничное положение среди сакральных жанров занимают рассказы типа Быличек и бывалыцин о встречах с духами менквами и мис, духами воды (Вит-хон) и леса (Кумпэ-ленг). В жанровой системе центральное место занимает музыка медвежьего праздника йалпын хотал (сев. стиль), йал’пэн хэтэл (южн.), включающая ритуально-обрядовые песни, наигрыши, танцы, театрализованные сцены.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   22


    написать администратору сайта