Главная страница
Навигация по странице:

  • Этнос

  • Население страны

  • Толпа, публика

  • Географическая классификация

  • Антропологическая классификация.

  • Хозяйственно-культурная классификация

  • три основные группы

  • Лингвистическая классификация

  • Языковая

  • Индоевропейская семья

  • НАродняа художественная культура подготовка к экзамену. 1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен


    Скачать 1.35 Mb.
    Название1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен
    АнкорНАродняа художественная культура подготовка к экзамену
    Дата01.02.2021
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVoprosy_vse_1.docx
    ТипДокументы
    #173088
    страница11 из 22
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   22

    Вопрос 16. Народы России: принципы классификации

    Аннотация. Классификации народов по географическому, антропологическому, хозяйственно-культурному и лингвистическому принципам.

    Географическая классификация на примере народов России. Антропологическая классификация по морфологическим и физическим признакам. Принцип деления народов по расам, учет биологического и генетического родства между различными этническими группами. Сущность хозяйственно-культурной классификации. 

    Лингвистическая классификация: ее структура, принцип построения. Понятие «языковая семья». Языковые семьи народов, проживающих в России.

    Аннотация. Классификации народов по географическому, антропологическому, хозяйственно-культурному и лингвистическому принципам.

    Географическая классификация на примере народов России. Антропологическая классификация по морфологическим и физическим признакам. Принцип деления народов по расам, учет биологического и генетического родства между различными этническими группами. Сущность хозяйственно-культурной классификации. 

    Лингвистическая классификация: ее структура, принцип построения. Понятие «языковая семья». Языковые семьи народов, проживающих в России.

    Значения понятия «народ»:

    • Этнос

    • Нация

    • Населене страны

    • Простонародье

    • Толпа, публика

    Этнос – это общность людей, связанных единством родства и происхождения («национальность» в просторечии; русские и т т.п.)

    Нация – это сообщество людей, объединенных общей территорией проживания, единством языка и хозяйственной деятельностью (в современном обществе часто определяется государственными границами – «россияне»)

    Население страны – не совпадает с «нацией» из-за приезжих.

    Простонародье – подразумевает деление на элиту и простой народ

    Толпа, публика – могут быть ничем вообще между собой не связаны

    Перепись населения:

    В 2002 г: 182 этнические группы в России (в т.ч. 142 самостоятельных народа + 40 этнических групп, входящие в состав некоторых из этих народов)

    В 2010 г: 193 этнические группы в России (в т.ч. 145 самостоятельных народа + 48 этнических групп, входящие в состав некоторых из этих народов)

    Примеры: народа мордва; этнические группы, входящие в мордву: эрзя и мокша.

    Народ русские, в т.ч. этнические группы поморов и казаков.

    Число этнических групп меняется, в т.ч. с миграцией, политическими условиями, особенностями учета+ возможность народа на самоопределение.

    Этнический состав в 2002г в России: русские 79.83%, татары 3%, башкиры 1%, чуваши 1%

    В Челяб.обл: русские 82%, татары 5.7%, башкиры 4.6%, украинцы 2.1%, казахи 1%

    В 2010г русские 75%

    Классифицировать народы можно по-разному: по географическому, антропологическому, хозяйственно-культурному и лингвистическому принципам.

    Установление соотношения между многочисленными и очень разнообразными, существовавшими в прошлом и существующими ныне этническими общностями, или, проще говоря, народами (в этнографическом смысле этого слова), группировка общностей, сходных по тем или иным признакам, и отделение классификационных групп друг от друга - все это не только упорядочивает и закрепляет уже накопленные научные результаты, но является одним из основных путей дальнейшего познания существа этнических процессов и закономерностей их развития во времени и в пространстве. В ряде случаев при выборе системы классификации приходится учитывать не только ее теоретическое, но и практическое значение.

    Географическая классификация (или ареальная): опирается на факт географического соседства народов, отражающий совместный характер их проживания в пределах како-либо определенной чаще всего обширной территории. При географической классификации народы группируются по крупным регионам, называемым историко-этнографическими, или традиционно-культурными областями, в пределах которых в процессе длительного исторического развития сложилась определенная культурная общность. Общность эта прослеживается, прежде всего, в различных элементах материальной культуры, а также в отдельных явлениях культуры духовной. Географическую классификацию можно рассматривать как своего рода историко-этнографическое районирование.

    Географическая классификация используется для выделения ус­ловных географических регионов, в которых расселены раз­личные народы мира. На этом основании существуют понятия «народы Кавказа», «народы Севера», «народы Поволжья», «степные» и т. д.. Однако подобное географическое объединение народов возможно лишь в той мере, в какой географический принцип клас­сификации совпадает с этническим.

    Однако географичес­кий принцип классификации не дает исчерпывающей эт­нологической характеристики народа. Географическая ха­рактеристика не отвечает на вопросы о происхождении наро­дов, процессах их формирования, хозяйственном и культурное облике, об уровне социально-экономического развития, но позволяет пространственно упорядочить и распределить этно­сы по регионам. Она используется при охвате больших терри­торий; в пределах пространственно незначительных террито­рий географическая классификация этносов приводит к проти­воречиям с представлениями о родстве этнических групп. Поэтому географическая классификация носит вспомогатель­ный характер и используется лишь при совпадении с группи­рованием народов по другим критериям, т. е. только в рамках крупных регионов.

    Единой, принятой во всех странах географической классификации, определяющей число основных историко-культурных регионов мира а также границ этих реги­онов, не существует. Можно говорить лишь о единстве взглядов относительно наиболее общего деления народов: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, народы Европы.

    Антропологическая классификация.

    Антропологическая классификация основана не на культур­ном, а на биологическом, генетическом родстве между раз­личными этническими общностями. Однако только генетиче­ские взаимосвязи недостаточны для выделения стандартного на­бора объективных критериев, позволяющих классифицировать людей по определенным типам. Поэтому в этнологии для опреде­ления родственных связей между народами чаще всего исходят из расовых различий между этносами, которые составляют осно­ву антропологической классификации.

    Биологически человечество относится к одному человеческому ви­ду. Но существует фенотипическое разнообразие людей, т. е. между людьми имеются физические (телесные) различия. К основным морфологическим признакам, лежащим в основе определения внешней формы тела человека, относятся: тотальные (общие) признаки (рост, обхват груди и масса); пропорции тела (отношение длины конечностей к длине туловища); телосложение (мускулатура, жироотложения, формы); осанка. Прочие физические различия: в цвете кожи, глаз, волос, лицевых чертах, строении ске­лета, форме волос и т. д. Особенно заметны телесные, или антропо­логические, различия между территориальными группами лю­дей, удаленными друг от друга и живущими в различной естест­венно-географической обстановке. Подобные различия между физическими типами людей обычно называют расовыми. Сходство многих наследствен­ных физических признаков у разных людей или целых их групп служит веским доказательством общности их происхождения, или генетического родства.

    Расовыми признаками являются особенности физического стро­ения людей, передаваемые по наследству и характерные для больших групп людей. Говоря о расах и расовых различиях, сле­дует иметь в виду их географический характер, связь с определен­ной территорией. Наслед­ственный характер и наличие географического ареала распростра­нения — вот два необходимых условия для того, чтобы какой-либо конкретный физический признак человека мог считаться расовым.

    Расы — это исторически сложившиеся территориальные груп­пы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определен­ных пределах.

    Наиболее часто выделяют 3 основные, или большие, расы: европеоидная (евразийская, кавказоидная), монголоидная (азиатско-американская) и экваториальная (негро-австралоидная).

    5 рас: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная, американоидная.

    (Темная кожа негроидной расы за счет пигмента меланина предохраняет организм от избытка ультрафиолетовых лучей и избыточного образования витамина D. Противорахитный витамин D образуется в коже под действием ультрафиолетовых лучей и необходим для поддержания баланса кальция в организме. Если слишком много витамина D, кальция в костях больше нормы, они становятся хрупкими.

    Монголоидная раса характеризуется кожей с желтоватым оттенком, плоским лицом с широкими скулами, прямыми черными волосами, разрезом глаз и развитым эпикантусом — припухшим верхним веком. Эти особенности являются адаптациями к жизни в определенных условиях освещенности на открытых пространствах.

    Европеоидная раса. У европейцев, живущих в широтах с меньшим количеством солнечной радиации, кожа светлее, в ней меньше меланина, соответственно образуется достаточное количество витамина D. Борода и усы – защита от холодов в зимнее время.)

    Каждая большая раса подразделяется на малые расы, или антропологические типы. Внутри европеоидной расы различают атланто-балтийскую, беломорско-балтийскую, среднеевропейскую, балкано-кавказскую и индо-средиземноморскую малые расы. В современной Европе представлены все малые расы, но численно преобладает среднеевропейский вариант (часто встречается у австрийцев, немцев, чехов, словаков, поляков, русских, украинцев); в целом же ее население очень смешанно, особенно в городах, вследствие переселений, метисации и притока мигрантов из других регионов Земли.

    Расисты утверждают, что различные расы имеют различное происхождение, биологически неравноценны, что есть «высшие» и «низшие» расы. Экономическая и культурная отсталость некоторых народов они объясняют расовой неравноценностью, а не общественно-экономическими факторами. Никаких научных доказательств в пользу расовой неравноценности нет. Морфологические особенности рас — результат адаптаций к конкретным условиям жизни. В «расовых теориях» принято, что белая раса генетически и социо­логически превосходит другие расы по «умственным способнос­тям», «самостоятельности», «интеллекту», тонкости теоретико-познавательного и оценочного отношения к миру, умению «логи­чески мыслить». Желтая раса уступает белой расе на один порядок, коричневая — на два, а черная — на три порядка.

    Хозяйственно-культурная классификация

    Под хозяйственно-культурными типами понимают опреде­ленные комплексы особенностей хозяйства и культуры, ко­торые складываются исторически у различных народов, на­ходящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географичес­ких условиях.

    Определяющими признаками хозяйственно-культурного типа являются характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельно­сти людей. Различия между хозяйственно-культурными ти­пами касаются, в первую очередь, основных занятий боль­шинства населения — промыслов, сельского хозяйства, ре­месел, а также орудий труда, пищи, жилища, средств передвижения, утвари, одежды и других элементов матери­альной культуры. В области духовной культуры различия между хозяйственно-культурными типами проявляются, главным образом, в тех обычаях и обрядах, особенностях изобразительного искусства, верований, культов и фолькло­ра, которые наиболее ярко отражают формы труда и быта при тех или иных ландшафтно-климатических условиях.

    Число хозяйственно-культурных типов ограничено и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общест­ва. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традиционных культур и не выходит за пределы Средних веков.

    Все хозяйственно-культурные типы, сложившиеся до эпохи капитализма, могут быть разделены на три основные группы, которые отличаются друг от друга все бо­лее высокой производительностью труда:

    1 - типы с преобладающей экономич.ролью охоты, со­бирательства и отчасти рыболовства

    2 - мотыжного (ручного) земледелия и животноводства;

    3 - плужного (пашенного) земледелия с использование тягловой силы домаш­них животных при сельскохозяйственных работах.

    При капита­лизме хозяйственно-культурные типы предыдущих эпох посте­пенно разрушаются, видоизменяются и входят (преимущественно в сфере сельского хоз-ва) в состав новых зональных экономи­ческих и культурно-бытовых комплексов. У современных народов можно встретить хозяйствен­но-культурные типы всех трех групп, но эти типы в одних случаях продолжают играть заметную роль в экономике и быту, в дру­гих же случаях сохраняются только в виде пережитков.

    На территории России в определенных зонально-природных усло­виях у некоторых народов сохраняются хозяйственно-культурные типы всех трех групп. К ним относятся: арктические охотни­ки на морского зверя, охотники и оленеводы тундры, охотники и рыболовы лесной зоны, оседлые приморские рыболовы, земле­дельцы лесной зоны (наиболее распространенный хозяйствен­но-культурный тип), земледельцы степи и лесостепи, кочевые скотоводы степей (ныне перешедшие на полуоседлость и осед­лость), горные земледельцы и скотоводы.

    Этнические границы обычно не совпадают с границами хо­зяйственно-культурных типов. Но можно заметить, что, например, традиционная культура восточ­ных славян и большинства народов индоевропейской семьи свя­зана преимущественно с земледелием, а у большинства тюркских типов и монголо-язычных народов — со скотоводством.

    Гораздо чаще совпадают границы хозяйственно-культурных типов с при-родно-ландшафтными областями. Так, по существу, для всех на­родов тундровой зоны (ненцев, нганасан, долган и др.) традици­онно оленеводство (для нганасан — охота на диких оленей); для народов крупных рек таежной зоны (хантов, нанайцев, кетов и др.) — рыболовство и т.д.

    Лингвистическая классификация

    Наибольшее распространение получила классифика­ция народов по принципу их языковой близости. Сходство языков говорит либо о генетическом родстве на­родов, либо об их длительных культурных контактах. Такая система классификации называется этнолингвистической, поскольку в её основе лежат два критерия — язык и этническая принадлежность. И поскольку этносы и языки часто совпада­ют, языковая классификация составляет одну из основ выде­ления этнических общностей и установления их происхож­дения.

    Обычно каждый народ говорит на одном языке. Все большее распространение имеет двуязычие, где национальные меньшинства, кроме родного, обычно поль­зуются также языком наиболее многочисленной или гос­подствующей нации.

    Вместе с тем сложилось и такое явление, когда несколько народов говорят на одном и том же языке. Испанский язык является родным не.только для испанцев, но и для большей части народов Латинской Америки. На одном и том же языке говорят немцы, австрийцы и германо-швейцарцы.

    Иногда некоторые части народа говорят на разных языках. Так, мордовский этнос говорит на двух сильно различающихся между собой языках — мокшанском и эрзянском.
    Смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и ду­ховной культуре.

    Языковая семьяэто наиболее крупная единица, при помощи которой народы классифицируются по признаку происхождения их языков от единого общего языка-основы. Семьёй языков считается генетическое языковое объединение, распавшееся примерно 6—7 тыс. лет назад

    Языковые семьи подразделяются на языковые группы.

    Языковая семья указывает на территорию древних предков, языковая группа указывает на древнее племя, из которого выделился народ.

    Процесс формирования языковых семей был тесно связан с рассе­лением человечества по земному шару. Наиболее близкие языки встречаются обычно у соседних народов, связанных общим про­исхождением или длительной совместной жизнью в пределах од­ного региона.

    В некоторых случаях языки сходны и у этносов, живущих далеко друг от друга (например, у якутов и киргизов). Объясняется это тем, что народы, говорящие на этих языках, либо имеют какие-то общие генетические корни, либо жили в далеком прошлом на смежных территориях.
    Языковые семьи народов на территории России: индоевропейская, алтайская, северо-кавказская, уральская, картвельская, палеоазиатские семьи (чукотско-камчатская, эскимосо-алеутская, юкагиро-чуванская, енисейская группа, нивхский язык, айнский язык)

    Индоевропейская семья (2010г. 84%)

    К индоевропейской языковой семье относят следующие группы языков:
    1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   22


    написать администратору сайта