Главная страница
Навигация по странице:

  • Татары. татарлар (самоназвание)

  • Мусульманство

  • Казахи- «вольные люди».

  • Музыкальные инструменты

  • Нагайба́ки (ногайбаки

  • Татарская нация: история и современное развитие, Дамир Исхаков

  • I. Проблема формирования нагайбаков.

  • Национальная казахский костюм.

  • Народный фольклор

  • НАродняа художественная культура подготовка к экзамену. 1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен


    Скачать 1.35 Mb.
    Название1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен
    АнкорНАродняа художественная культура подготовка к экзамену
    Дата01.02.2021
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVoprosy_vse_1.docx
    ТипДокументы
    #173088
    страница13 из 22
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22

    Вопрос 18. Особенности художественной культуры народов Южного Урала

    Аннотация. Различные подходы к понятию «Южный Урал». Южный Урал как центр пересечения культур. Народы Южного Урала: русские, башкиры, татары, нагайбаки и др. Традиционные занятия народов Южного Урала. Региональная специфика культуры народов Южного Урала.

    Основные виды художественной культуры народов Южного Урала: особенности музыкального, танцевального фольклора, устного народного и декоративно-прикладного творчества.

    Роль учреждений культуры и национальных культурных центров в сохранении традиций народов на Южном Урале.

    Мы живем на Южном Урале, в самом центре России. Южным Уралом называют территорию, которая включает, Челябинскую, Курганскую, Оренбургскую области и Башкортостан). История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось “великое переселение народов”, а впоследствии накатом прошли волны миграции. Все живущие ныне на территории Южного Урала народы – пришлые. Сегодня невозможно поделить народы на коренных и некоренных.

    НАРОДЫ Южного урала: русские, башкиры, татары, нагайбаки, чуваши, украинцы, казахи, белорусы…..

    Башкиры-Самоназвание — башкорт. Тюркский народ, проживающий в основном в Республике Башкортостан. Формирование этноса за: вершилось восновном вXIII в. — свосприя: тием кыпчакского языка — основного языка Золотой Орды. Дальнейшее развитие народа протекало в рамках Казанского ханства (XV в.) и Русского государства (с 1557 г). До XVII в. башкиры занимались полукочевым скотоводством, охотой. Затем постепенно перешли к земледелию, которое стало основным занятием населения Башкирии. Из ремесел были распространены ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, вышивка, обработка кожи.

    Праздники: Сабантуй — накануне весеннего сева или между пахотой и сенокосом; Каргатуй— праздник накануне прилета грачей. В этот день водили хороводы и угощали друг друга кашей и чаем.

    Костюм (жен.кулмэк- длинная рубаха,платье, тушелдрик-нагрудная повязка, альяпкыч – передник, ыштан), (муж. Ыштаны, кулмэк –туникообразная рубашка, тубэтэйкэ, билбау - пояс).

    Декоративно-прикладное искусство башкир отличается богатством художественно-изобразительных средств, многоцветием, разнообразием материалов. Наиболее известными формами народного искусства называют художественное ткачество, вышивку, аппликацию, узорное вязание, ковроделие, резьбу и роспись по дереву, художественную обработку металла, орнаментацию кожаных изделий, изготовление ювелирных украшений. Народное творчество тесно связано с производственной деятельностью: неотъемлемой частью кочевого быта являлись изделия, изготовленные из кожи.

    Эпос «Урал Батыр», где Урал, легендарный богатырь, защитник башкирского народа.

    Музыкальный фольклор группы тюркского населения Среднего Урала обладает самобытными чертами, в музыкальных традициях сохраняются старинные протяжные напевы озын кей, гостевые песни, песни свадебных обрядов, протяжные песни под инструментальную музыку.Сохраняются инструментальные традиции - на этой территории зафиксировано бытование как башкирских (курай, кубыз), так и татарских(ауз гармун, сыбызгы). Общими для обеих традиций является большое распространение разных видов гармоник (тальянки, хромки), шумовых инструментов. Хорошо развита традиция духовных песнопений, исполяемых во время поминальных дней - мунажатов. Жанр бытует среди пожилых людей, верующих, мунажаты переписываются, некоторые из них имеют авторство, что обязательно упоминается исполнителем.

    Хореография относится к древнейшему виду искусства в Республике Башкортостан. Потребность в танце возникла у башкир в связи с проведением свадебных ритуалов (танцы невест, танец свекрови, танец «Сыбыртҡылау» ), потребностями в проведении праздников, соперничеством (танец «Ҡапма-ҡаршы»), с тотемическим культом птиц (танцы «Кәкүк» — «Кукушка», «Ҡара тауыҡ» — «Черная курица», «Аҡҡош» — «Лебедь», «Ҡор уйыны» — «Глухариная игра»), с желанием вызвать хороший урожай, охотничьими и военными танцами, ведущими к успеху.

    Татары. татарлар (самоназвание)

    Традиционные занятия пашенное земледелие и скотоводство. Наряду с сельским хозяйством издавна важное значение имели различные промыслы и ремёсла. Исконными видами деятельности для татар были также торговля и торговое посредничество.

    Традиционная одежда. Верхняя мужская и женская одежда состояла из широкой рубахи, штанов-шаровар и безрукавки-камзола. Распространенным головным убором у мужчин была тюбетейка (или тюбетай), восходящая, вероятно к подшлемнику воина. Его украшали золотым или серебряным шитьем. Женщины носили шали, платки, калфак. Традиционная обувь — кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, т. н. «казанские сапожки».

    Религия Мусульманство: Верующие татар в основном мусульмане-сунниты, группа кряшен – православные.

    Татарская музыка построена на пентатонике, близка к музыке других тюркских народов. Наиболее популярными музыкальными инструментами являются флейта-курай, губной варган кубыз, со второй половины ХIХ в. - гармоника-тальянка.жанры( баиты, протяжные песни, деревенские напевы и городские песни, короткие песни, сложные напевы, такмаки, игровые.

    Народные танцы («Кубэлэк», «Су буенда» (свадебный танец), «Иш алу»(Парный танец), «Эпипэ» ).

    РАМАДАН (Рамазан) (в тюркских языках более распространено название ураза) девятый месяц мусульманского календаря, месяц поста

    КОРБАН-БАЙРАМ или праздник жертвоприношения – исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря. Праздновать этот день начинают с раннего утра. Мусульмане идут в мечеть к утренней молитве. Обряд праздника начинается с общей молитвы – намаза. По окончании молитвы имам, читавший намаз, просит Аллаха о принятии им поста, прощении грехов и благоденствии.

    Пожалуй, наиболее массовый и популярный сейчас праздник, включает в себя народные гуляния, различные обряды и игры. Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан – плуг и туй – праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ в апреле, сейчас сабантуй празднуют в июне – по окончании сева.

    Казахи- «вольные люди». Верующие казахи — мусульмане: сунниты ханафитского и отчасти ханбалитского мазхабов.

    Занятия. Казахи, как и все кочевники Великой Степи, долгое время занимались коче: вым скотоводством. С XVIII в. развива: ется земледелие (культуры — про: со, пшеница). Важ: ное место занимала охота. Были разви: ты ремесла: резьба по дереву, прядение шерсти, ковротка: чество, изготовле: ние войлока, обра: ботка металла, тис: нение кожи.

    Музыкальные инструменты: Наиболее известными казахскими музыкальными инструментами являются домбра, кобыз и жетыген, Дабы́л.

    Жилище. Юрта состоит из трех главных элементов: расширяемой основы из решеток (кереге), купола (юк) и круглой вершины (шанырак). С древних времен тюрки славились как самые квалифицированные изобретатели передвижных жилищ.

    Праздники: Первым праздником, который берет свое начало еще в доисламской истории казахов, является наурыз, или праздник Весны, приходящийся на день весеннего равноденствия. В этот день в каждом доме готовят специальное блюдо "наурыз", в состав которого входят семь видов продуктов: чумиза, пшеница, рис, ячмень, просо, мясо и курт. Люди ходят из аула в аул, кушают это кушанье, поют песню "наурыз", обнимаются, поздравляют друг друга с Новым годом, желают хорошего приплода в новом году и достатка в доме.

    Два других праздника связаны уже с исламским ритуалом и из проведение регламентируется "Кораном". Одним из них является раз-айт или "праздник разговения", отмечаемый первого и второго числа месяца шавваль в честь завершения поста месяца рамадан.

    Главным мусульманским праздником является курбан-айт, или "праздник жертвоприношения", приходящийся на 71 день после рази-айт, то есть на десятое число месяца зу-аль-хиджа. Праздник длиться три-четыре дня.

    Нагайба́ки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр) — этнорелигиозная группа татар[2][3][4][5], проживающих по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском муниципальных районах Челябинской области. Язык — нагайбакский говор татарского языка. Верующие — православные христиане. По российскому законодательству официально являются коренным малочисленным народом РФ[6][7].

    Численность по переписи 2002 года — 9 600 чел., из них в Челябинской области 9 100 чел., по переписи 2010 года – 8 148 чел.

    В Российской империи нагайбаки сословно входили в Оренбургское казачество.

    Центром нагайбаков является село Фершампенуаз (районный центр Нагайбакского района).

    Нагайбаки под названием уфимских новокрещен известны с начала XVIII века. По мнению различных исследователей имеют ногайское или татарское происхождение. К концу XVIII века они жили в Верхнеуральском уезде, Нагайбакской крепости (у современного села Нагайбаково в Бакалинском муниципальном районе Республики Башкортостан), селе Бакалы и 12 деревнях. Кроме нагайбаков-казаков в этих селениях жили татары-тептяри, между ними и казаками существовали интенсивные брачные связи. В 1736 году по указу императрицы Анны Иоанновны в целях укрепления пограничья с казахскими степями на территории Южного Зауралья было создано Нагайбакское казачье войско, а на реке Ик заложена Нагайбакская крепость. Туда из Уфимского уезда на службу были собраны новокрещены, переехавшие из Татарии и Башкирии с женами и детьми.

    Часть нагайбаков жила в казачьих поселениях Оренбургского уезда: Подгорном, Гирьяле, Алабайтале, Ильинском, Нежинском.

    Ногайбаки, тат. нагайбаклар — этнографическая группа татар, проживающий по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области. Язык — говор среднего диалекта татарского языка. Верующие — православные христиане. По российскому законодательству официально являются малым народом. 
         Численность по переписи 2002 года — 9,6 тыс. человек, из них в Челябинской области 9,1 тыс. 
         В Российской империи нагайбаки сословно входили в Оренбургское казачество. 
         Центром нагайбаков является село Фершампенуаз (районный центр Нагайбакского района). 
         Нагайбаки под названием «уфимских новокрещен» известны с начала XVIII века. По мнению различных исследователей имеют ногайско-татарское или казанско-татарское происхождение. К концу XVIII века они жили в Верхнеуральском уезде: Нагайбакской крепости (у современного села Нагайбаково в Бакалинском районе Республики Башкортостан), селе Бакалы и 12 деревнях. Кроме нагайбаков-казаков в этих селениях жили татары-тептяри, с которыми у казаков существовали интенсивные брачные связи. 
         Часть нагайбаков жила в казачьих поселениях Оренбургского уезда: Подгорном Гирьяле, Аллабайтале, Ильинском, Неженском. 

         Татарская нация: история и современное развитие, Дамир Исхаков 
         Раздел 2. 
         Этнодемографическое развитие нагайбаков до первой четверти ХХ в. 

         I. Проблема формирования нагайбаков. 
         Группа крещеных татар, известная как нагайбаки, в конце XIX - начале XX вв. населяла 11 деревень в Оренбургской губ. (это: Требия, Кассельский, Остроленский, Парижский, Фершампенуаз, Астафьевский - в Верхнеуральском уезде; Попово, Варламове, Краснокаменский, Болотово, Ключевский второй - в Троицком уезде). Нагайбаки из других селений той же губернии (в Оренбургском уезде это Нежинское, Ильинское и в Орском уезде - Аллабайтальское и Гирьяльское) к этому времени успели отпасть в мусульманство. 
         О происхождении нагайбаков высказывались разные мнения. Одни исследователи связывали их с крещеными ногайцами, а другие - с крещеными казанскими татарами. Имеются и сторонники ногайско-татарских этнических истоков рассматриваемой группы. Наконец, П.И.Рычков в целом считающий, что нагайбаки были крещеными «из магометан», отметил существование у них еще двух компонентов - крещеных «идолопоклонников» и небольшого числа христианизированных «азиатцев» - выходцев из Средней Азии и сопредельных территорий. 
         При разнообразии точек зрения по вопросу о формировании нагайбаков важно выяснить их основные этнические составные и раскрыть причины сложения в составе волго-уральских татар этой своеобразной группы, обладавшей особым этническим самосознанием, сохраняющемся и сейчас. 
         Другой нашей задачей являлось рассмотрение особенностей расселения и динамики численности нагайбаков в ХVIII - первой четверти XX вв. 
         Самоназвание «нагайбаки» становится известным с середины XIX в., что видно, например, из публикации П.Небольсина 1652 г. В последнее время М.И.Ахметзянов привел некоторые данные, не вполне впрочем убедительные, допускающие бытование этого этнонима еще до крещения предков нагайбаков. Но в источниках ХVIII в. - а они являются наиболее ранними - наименование «нагайбаки» не встречается; в них обычно используется понятие «новокрещеные». 
         Заслуживают внимания ряд упоминаний «новокрещен» в Восточном Закамье в первой половине ХVIII в. По нашему мнению, среди них находились и будущие нагайбаки. Так, в 1726 г. кунгурский бургомистр Юхнев сообщает о том, что по Казанской «дороге» Уфимского уезда живут «новокрещеные 25 деревень при блаженной памяти царе Иване Васильевиче». О них же в 1729 г. говорит митрополит Сильвестр: «... а иные новокрещеные деревни имеются между бусурманскими деревнями и за Камою рекою близ башкир, а иные и в селитьбах с башкирами живут». Чуть позже, переводчик Уфимской провинциальной канцелярии К.Ураков заявил: «А издревле (разрядка наша - Д.И.) имелись в Уфимском уезде новокрещены около 1500 душ, жительство имели в оном уезде на Казанской, Осинской и Сибирской дорогах в разных деревнях с башкирцами и татарами». Основная часть этих кряшен, по-видимому, проживала на территории Казанской «дороги» Уфимского уезда. Так, согласно «Ландратской переписи» 1715 г., ряд кряшенских деревень имелись в ближайшем соседстве с территорией Казанской «дороги», а именно, в пределах закамской части территории Арской «дороги» Казанского уезда (район будущего Мензелинского уезда). 
         До 1736 г. кряшены Уфимского уезда были податным населением. Но в 1736 г. их положение изменилось. По специальному указу Анны Иоановны, в 1736 г. «Уфимских невокрещеных, за их верную службу» было ведено «определить в службу казацкую, и служить им по Мензелинскому и по строящимся новым городам в вершинах Ицких и между Уфы и Мензелинска и ясак с них снять». По сообщению К.Уракова, обустройство «уфимских новокрещеных» выглядело таким образом: «... в 1736 г. Кириллов... построил на р.Ик городок называемую Ногайбацкую крепость (так в тексте - Д.И.), где имеется командир из штаб-офицеров и для обучения их священник, в котором их собрал с женами и детьми... Сложа с них положенный ясак, определил их в казачью службу и отведено им пахотных земель и сенных покосов...угодьи довольно без всякой платы из башкирских земель, как служили при той крепости... После того указу ... расселены из оной крепости по прежнему в разные дороги и деревни... И происком своим...выходили указ из Казанской духовной консистории и построили церковь на Казанской дороге в д.Бакалах». 
         Далее К.Ураков предлагал «помянутых новокрещеных собрать в...крепость (в Нагайбацкую крепость - Д.И.) или перевести по линии с женами и детьми и поселить в новостроящуюся с протчими...казаками». Что и было, вероятно, сделано. Во всяком случае, П.И. Рычков писал в 1762 г. следующее: «Нагайбак или Нагайбацкая крепость...по Большой Московской дороге..., а от Мензелинска 64 версты.... В окружении сей крепости издавна (разрядка наша - Д.И.) двоякого состояния люди находились, а именно: новокрещеные и иноверцы. Что до первых..., то их...пристойнее бы старо крещеными именовать. Ибо они как сами о себе сказывают, да и по делам довольно значится, еще во время царя Иоанна Васильевича из магометан, а паче из идолопоклонников, восприняли святое крещение». 

    Национальная казахский костюм. В целом же традиционный казахский национальный мужской костюм состоит из чапана (халата с поясом, сделанного из богато вышитого бархата) и головного убора – мягкой тюбетейки, высокого колпака или шапки из меха лисы (малахай).

    Женский национальный костюм состоит из белого хлопчатобумажного или цветного шелкового платья, бархатного жилета с вышивкой и высокого колпака с шелковым шарфом. Пожилые женщины носят своеобразный капюшон из белой ткани – кимешек. Невесты надевают высокий головной убор, богато украшенный перьями – саукеле.

    Народный фольклор.Казахи – большие поклонники словесного искусства. Их акыны – народные поэты – устраивают настоящие импровизированные соревнования (айтыз), на которые собираются все горожане. Акыны соревнуются в искусстве словесного пения, сопровождая свой сказ игрой на национальных струнных музыкальных инструментах: домбре или кобызе.

    Казахский народ издавна имел самобытную танцевальную культуру. Танец, подобно др. видам национального искусства, существовал в быту кочевников-скотоводов и в танцевальных образах передавал все его особенности. Подтверждением служат сохранившиеся народные танцы, среди которых — трудовые (ормек би — танец ткачей), охотничьи (коян би — охота беркута на зайца, кусбеги-дауылпаз — обучение сокола охоте), танцы-состязания (утыс би), шуточные, сатирические, юмористические (насыбайши), танцы подражания животным (ортеке — козёл-прыгун, кара жорга, тепенкок — танец скакуна, бег иноходца, аю би — медвежий танец). В музыкальном фольклоре бытовали лирические театрализованные танцы с пением, танцы-хороводы и др. Особой популярностью в народе пользовались празднества, связанные с календарём трудового года. На них исполнялись танцы-состязания — переплясы, показывающие зрителям ловкость и выносливость плясунов, танцы-игры, ночные хороводы вокруг костров. В отличие от узбеков, таджиков и других восточных народов мусульманского вероисповедания, казахи имели танцы парные, исполняемые юношей и девушкой, — коян-беркут (“Коян-буркит”).
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22


    написать администратору сайта