НАродняа художественная культура подготовка к экзамену. 1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен
Скачать 1.35 Mb.
|
Вопрос 28. Традиционный праздничный календарь русского народа Аннотация. Народный календарь, его истоки, пути формирования. Своеобразие воплощения народного мировоззрения в народном календаре. Отражение годового хозяйственного цикла и регулирование социальной жизни народа. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах. Связь праздников и обрядов с народным земледельческим календарём. Зимние обряды (Зимние Святки, Масленица); весенние обряды (Встреча весны, Первый выгон скота, Вербное воскресенье, Пасха, Радуница, Красная горка, Зеленые Святки); летние обряды (Иван Купала, Ярилин день, Похороны Костромы, Петров день); осенние обряды (жатвенные обряды). Основные функции календарных обрядов. Календарь - это способ счисления дней в году. Слово «календарь» восходит к латинскому calendae (что в переводе означает «первый день месяца). Само слово «календарь» пришло из Древнего Рима. Так назывались долговые книги, куда ростовщики ежемесячно заносили проценты. Это происходило в первый день месяца, который раньше называли «календ». История становления и развития календаря. Создателями солнечного календаря являются жители Древнего Египта, а названия почти всех месяцев сегодняшнего календаря пришли из Древнего Рима. 1. Римский царь НумаПомпилий провел реформу календаря и добавил одиннадцатый и двенадцатый месяцы. Один из них получил название "януариус" в честь бога Януса, бога всякого начала, поэтому он позже и стал первым месяцем. Второй, короткий, содержащий в себе лишь 28 дней, стал называться "фебруариус" - Фебрус в римской мифологии бог подземного царства мертвых. 2. Юлианский календарь (был введён примерно в 45 г. до н. э. Юлием Цезарем; этим календарём до сих пор пользуется православная церковь). 3. Григорианский календарь (ввел в 1582 г. Папа Римский Григорий XIII; используется и в настоящее время). Весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта. Григорианский календарь в Советской России введён с 14 февраля 1918 года. Разные народы в разное время создали и пользовались тремя типами календарей: солнечным, лунным и солнечно-лунным. Виды календарей 1) солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год; (Разновидность календаря, в основе которого лежит тропический год, то есть период смены сезонов. Таким образом, календарный год в солнечном календаре должен составлять или 365 суток — обычный год, или 366 суток — високосный год. ) Древнеармянский языческий , Григорианский, Китайский, Юлианский и др. 2) лунный календарь, основанный на движении Луны, цель которого – согласование суток и лунного месяца; (Разновидность календаря, в основе которого лежит период смены фаз Луны, то есть синодический месяц. Таким образом, календарный месяц может состоять или из 29, или из 30 дней, причем месяцы в году чередуются, чтобы дни месяца как можно лучше попадали на одни и те же фазы Луны. В лунных календарях продолжительность года принимается равной 12 месяцам. Значит, в календарном году может быть или 354 дня, или 355 дней.) Исламский, Христианский 3) лунно-солнечный, в котором делается попытка согласовать между собой все три единицы времени. (Лунно-солнечный календарь — календарь, в основе которого лежит периодичность видимых движений Луны и Солнца. Календарный год может состоять или из 12 (обычный год), или из 13 (эмболисмический год — от древне-греч. ἐμβολή — вторжение) календарных месяцев, причем месяцы в году чередуются, чтобы дни месяца как можно лучше попадали на одни и те же фазы Луны.)Древнеславянский , Вавилонский , Древнеперсидский , Древнегреческий , Шумерский и др. Виды календарей: народный, церковный, светский. Морфология народного календаря: Народный календарь - это сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, произведения устного народного творчества, нормы общественной жизни. Рассмотрим структурные элементы (закрепленный традицией обязательный «набор»), определяющие морфологию календарно-обрядовых праздников. Это 13 знаковых функций пространства, времени, огня, воды, солнца, растительного мира, ритуальной еды, даров и жертв, культа предков, маскирования и ряженья, гаданий и примет, эротических действ и смеха. 1. Знак времени (специфика мифологического времени – неоднородность, небеспрерывность. Наличие периодов сакрального (священного) времени – времени праздников и ритуалов, которые повторяются с опр. периодичностью. 2. Знак пространства ( связь календарного обряда с мифологической концепцией: пространство – время. Постоянный возврат в обряде к реальному времени творения мира, воспроизведение и изначальное строение пространства). 3. Знак солнца (Солнце – небесное светило, почитавшееся славянами как источник жизни, тепла и света). 4. Знак огня ( Огонь в народных представлениях одна из основных стихий мироздания (наряду с водой, землей, воздухом) Несёт в себе двойственную символику: на одном полюсе – образ грозного, яростного пламени, на др.- образ пламени, несущее свет и тепло. 5. Знак воды ( Вода в мифологической традиции как опора, на которой держится земля; средство магического очищения. Водное пространство – граница между этим и тем светом, место обитания душ умерших и нечистой силы ). 6. Знак смеха ( Один из магических актов заклинания плодородия). 7. Знак культа предков ( Развитость представлений о взаимосвязи загробного мира с миром живых, о зависимости благополучия, здоровья, успехов в хозяйственной деятельности, т.е плодородия в целом от воздействия мира умерших). 8. Знак даров и жертв ( дар или жертва как предмет, который один субъект своим волеизъявлением, обусловленным исторически и социально, передает другому навсегда. Общий смыл дара и жертвы: реализация в обоих актах принципа «даю тебе, чтобы ты дал мне»). 9. Знак растительности ( Обязательный элемент календ. Праздников. Многообразие обрядового проявления земли: майское дерево, венки, цветы и травы. Место и роль растения в жизни человека: изпользование в пище и корме скота, изготовление одежды и утвари, орудий труда и лекарств.). 10. Знак ритуальной пищи ( К обрядовой пище относятся хлеб, яйца и каши). 11. Знак гаданий и примет ( Магические действия направленные на узнавание будущей судьбы человека или целого коллектива). 12. Знак маскировки и ряженья ( Ряженье как один из элементов трад. культуры, основными чертами которого является изменение внешнего облика человека и особая игровая форма поведения, носящая ритуальный характер). 13. Знак эротических действий ( Обязательность присутствия в календарных обрядах эротических действ: любовной магии и гаданий, игр молодежи с оттенками флирта, игрового соперничества и борьбы полов, ритуальные имитации сватовства и свадьбы). Каждый обряд народного календаря имеет четкую структуру: Вхождение (подготовка к обряду- приготовление еды, подготовка жилища заготовка ритуальных атрибутов(костюмы, чучела) и тд) Справление (совершение обрядовых действий, снятие табу (снятие ограничений), комплекс 13 знаков ) Выход из обряда (уничтожение обрядовой еды и уничтожения обрядовых чучел). Таким образом народный календарь – это удивительное явление. Он создавался в течение тысячелетий, отражая в себе видение того мира, в котором поколение за поколениями жили наши предки. Христианский календарь Христианская календарная система имеет два генетических источника: древнеримский и иудейский календарь По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей — неподвижной и подвижной. Неподвижная часть церковного календаря — это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца. Подвижнаячасть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, после первого весеннего полнолуния в воскресенье). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней. Двунадесятые праздники это двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников. Двунадесятые Господские праздники Не переходящие: 14/27 сентября — Воздвижение Креста Господня, 25 декабря/7 января — Рождество Христово, 6/19 января — Крещение Господне (Святое Богоявление), 2/15 февраля — Сретение Господне, 6/19 августа — Преображение Господне Переходящие: Вход Господень в Иерусалим (вербное воскресенье) – за неделю до Пасхи, Вознесение Господне – 40 день по Пасхе, Пятидесятница (День Святой Троицы) – 50 день по Пасхе. Двунадесятые Богородичные праздники 8/21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы, 21 ноября/4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы, 25 марта/7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы, 15/28 августа — Успение Пресвятой Богородицы Великие праздники с постоянной датой 1/14 октября — Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии 1/14 января — Обрезание Господне 24 июня/7 июля — Рождество Иоанна Предтечи 29 июня/12 июля — Святых первоверховных апостолов Петра и Павла 29 августа/11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи Русский народный календарь Народный месяцеслов, народный календарь восточных славян, народные святцы, численник, месяцеслов — календарное собрание русских народных праздников, обрядов и обычаев, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года. Народный календарь базируется на четырех основных астрономических датах, связанных с движениями Земли вокруг Солнца: дни весеннего и осеннего равноденствия (22 марта и 22 сентября), дни зимнего и летнего солнцеворота (после 22 декабря и после 22 июня), в соответст-вии с которыми существуют зимне-весенние, весенне-летние, летне-осенние и осенне-зимние праздники. Зимне-весенние народные праздники Белые Святки, Рождество, Васильев вечер, Крещение, Масленица. Весенне-летние праздники: Закликание весны, Средокрестье (Средопостье), Благовещение, Пасха, Радуница, Красная горка, Егорьев день, Зеленые святки, включающее Русальин день, Похороны Кукушки, Семик, Троицу или Пятидесятницу. Летне-осенние праздники: Иван Купала, Петров день, Ильин день, 3 Спаса( медовый, яблочный, ореховый) Осенне-зимние праздники: Семенов день, Осенины, Капустные вечера, Зажинки, Дожинки, Параскева Пятница, Покров Пресвятой Богородицы, Кузьминки. Каждый праздник имеет общую структуру: 1) Вхождение в обряд – это изготовление обрядовых чучел, приготовление пищи, украшение жилища. 2) Справление обряда – это совместное действие, снятие табу. 3) Выход из обряда – это уничтожение обрядовых чучел и еды. Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическими олицетворениями природных сил. Праздничный календарь русских на протяжении их многовековой истории не был стабильным, раз и навсегда данным. Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток, внося в праздничный быт народа что-то свое, новое. Наиболее заметные изменения он претерпел трижды - после крещения Руси, в период петровских преобразований и после крушения самодержавия, т. е. в переломные периоды в истории русского народа. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Их цель - обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности. Существенную роль в общественной жизни крестьян и городского населения у русских, как и у других европейских народов, играли обряды и обычаи, приуроченные к датам христианского календаря и тесно связанные с циклом сельскохозяйственных работ - подготовкой и ожиданием урожая и его уборкой. Еще в начале XX в. обрядовый календарь, содержащий многие напластования отдаленных времен, на большей части территории расселения русских сохранял свою традиционную специфику, хотя многие архаические обряды к тому времени ушли из жизни, а смысл других был забыт, и они, смешавшись с необрядовыми бытовыми формами, воспринимались как праздничная забава. Поскольку урожай зависел от погоды, годовой цикл изначально сложился на приметах погоды. Это отражено в пословицах, поговорках, присловьях. Одним из «прогнозов» погоды было также и гадание, основные мотивы которого связаны с аграрной и брачной тематикой. С введением христианства появились святцы – дни поминовения православных святых, которые также были задействованы в народном календаре. Народный календарь – одно из проявлений бытового православия: он соединил церковный христианский календарь – его праздники , посты и мясоеды, с хозяйственной деятельностью народа – т.е. с земледельческим календарём. Календарные обряды могли быть приурочены к началу каких-либо земледельческих работ или как самостоятельные празднества растягивались в ряде случаев на несколько дней. Зимние святки праздновались в течение двух недель, неделю отмечались масленица и семик «зеленые святки» . Многие праздники сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные праздники - Иван Купала, Масленица, Семик. Совместившись, народный и христианский календарь своеобразно дополняли друг друга. С христианскими названиями тех или иных дней связалось начало различных сельскохозяйственных работ. В разнообразных народных зимних праздничных обрядах обыгрывалось умирание природы зимой и обновление, воскрешение ее весной Сущность обрядов и песен зимнего календаря состояла в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай, приплод скота и счастливую жизнь в семье. Первая половина зимних обрядов относится ко времени от Рождества до Крещения включительно, вторая — от Крещения до Масленицы и отличается подготовкой к весенним земледельческим работам. Обряды первой половины зимы совершались большей частью в избе, а второй — на улице. Эта пора в жизни народа была насыщена колядованием, ряжением, играми и ездой на лошадях и санях, предсказаниями и приметами, гаданиями, песнями и танцами. Большинство праздничных весенних обрядов имеет языческое происхождение, они устраивались древними славянами на переломе времен года в честь Мораны — богини смерти. Смысл все обрядов — умирание природы зимой и воскресение, обновление ее весной Вопрос 29. Семейно-обрядовые традиции русского народа Аннотация. Понятия «традиция», «обычай», «обряд». Виды традиций и обрядов. Общая характеристика обрядов семейно-бытового цикла, структура, сущность, функции. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов. Отражение жизни человека (от рождения до смерти), традиционного быта и семейных традиций в праздниках и обрядах семейно-бытового цикла (родины, крестины, именины, свадьба, похороны). Семейно-обрядовые традиции в современной культуре русского народа. 6. Семейно-бытовые формы народной художественной культуры. 1) родильно-крестильный 2) обряды 1го года жизни 3) инициации М и Ж 4) свадьба 5) похоронная обрядовость Родильно-крестильный обряд. Важную роль в семейной обрядности поморов играли родильные обряды, среди которых выделяются три группы: собственно родильные; связанные с приемом ребенка в общину; очистительные по отношению к матери, новорожденному и повитухе. Вначале совершаются обряды отделения, смысл которых изолировать беременную женщину от общества в целом, от семьи и иногда даже от женского сообщества. Затем следуют собственно обряды беременности; срок беременности является промежуточным периодом. Наконец, совершаются обряды, связанные с родами, цель которых способствовать возвращению женщины в прежнее сообщество и обеспечить ей новое положение обществе как матери, особенно при первых родах и рождении мальчика. В период беременности, согласно мифологическим представлениям, женщина находится в противоестественном состоянии, поэтому она должна быть изолирована как существо нечистое и опасное. Как и наступление беременности, начало родов скрывали от посторонних: "… рожали во хлевах, во дворах, на пожне…" Уход роженицы в подсобные помещения или баню связан прежде всего с семиотической функцией жилища. Границы дома призваны защитить его обитателей, изолировать от внешнего мира. Роженица как нечистое существо не вписывается в сакральное пространство дома, этим и объясняется традиция рожать вне дома. Приближение родов старались скрыть, опасаясь сглаза. Роды принимала повивальная бабка (повитуха). Мальчика она принимала в старую рубаху матери, а девочку - в рубаху отца. После того как роженица благополучно разрешиться от бремени наступает период, когда с нее постепенно снимаются ограничения в бытовом и ритуальном поведении. Обязательным условием возвращения женщины к прежней жизни было прохождение очистительных обрядов. Очистительные обряды проводились на 9-й день после родов. Главным считался обряд взаимного омовения рук бабки и родильницы, когда бабка получала свою плату, отсюда его название - серебрить бабку. У поморов специального обряда "размывания рук" не существовало: очищение совпадало с послеродовой баней. Только после этого муж приглашал священника, и совершалось крещение. Священник после крещения святит воду и ею окропляет избу. Бабка и присутствующие моют лицо и руки этой водой. Ею же омывают грудь родильницы, которая после этого кормит ребёнка в первый раз. Обряды, связанные с принятием младенца в общину сопровождались широкой гласностью. Так, на крестины и на зубок (обряд связан с прорезыванием первого зуба) устраивалось угощение с ритуальной едой, на которое приглашались не только родственники, но и знакомые, которые приходили с подарками для младенца. Обряды 1го года жизни ребенка. С половой идентификацией младенца связан и акт отрезания пуповины с использованием гендерно маркированных предметов. Пуповину только что родившейся девочки перерезали обычно на веретене, «чесалке» (гребне), прялке, эти предметы также прикладывали к ново–рожденной . Старались отрезать пуповину так, чтобы она упала на пряжу. Отрезанную пуповину или отпавший пупок клали на прялку, ткацкий стан . Новорожденной девочке проводили куделью по губам, чтобы она была хорошей пряхой. На родинах произносились пожелания новорожденной: «Чтобы тонко пряла, часто ткала, рукодельничала» . В некоторых районах России при рождении дочери было принято прибивать прялку на угол избы , дарить родившейся девочке маленькую прялку – впоследствии это была ее первая игрушка . Мальчику пуповину обрезали на топоре (колуне), «чтоб, значит, работник был». В обряде родин южных славян пуповину мальчика перерезали топором или ножом. Новорожденному мальчику вкладывали в руки топор (прикарпат.), нож или кинжал. В период после рождения младенца и до появления у него первых зубов повсеместно опасались его «подмены» со стороны нечистой силы, злых духов, особенно в опасное ночное время. С этой целью в люльку или под нее клали предметы, которые традиционно трактуются исследователями исключительно как обереги. Знаковым событием первого года жизни является прорезывание первого зуба, обычно приходящееся на полугодовой рубеж. Для младенца в полугодовалом возрасте устраивалась специальная баня, при этом в банные дрова для девочки клали веретено . В качестве символического заместителя младенца женского пола веретено фигурирует и при совершении ритуальной кражи ребенка по истечении года с момента рождения. Этот обряд мог совмещаться с первым обрезанием волос и в таком случае совершался через год после рождения или мог происходить на третьем, пятом, седьмом году жизни. Основным моментом пострига было посажение ребёнка на объект или рядом с объектом, символизирующим мужскую или женскую сферу деятельности. Обычно при первой стрижке волос ребенка сажали на шубу, под которую для девочки прятали веретено, а для мальчика – топор. Примечательно, что первое обрезание волос сопровождалось наделением ребенка атрибутами, указывающими на принадлежность миру культуры (пояс, крест). В результате всех этих мер создавался человек, совершалось его «настоящее» рождения. Инициации М и Ж Инициации-испытания веками существовали в древних культурах, помогая молодым поколениям осваивать азы мужского и женского предназначения в строго определенные сроки. Инициации имели форму ритуалов, создающих условия для перехода из одного социального и/или духовного статуса в другой. Инициации для мальчиков также могут быть самыми разными. Подрастающий мужчина крепнет, осваивая, в первую очередь, навыки выживания и умение жить в ладу с природой. Следующее важнейшее направление инициаций для мальчиков – развитие защищающих мужских функций. Для этих целей можно устраивать специальные загородные сборы, где мальчики смогут учиться строить шалаши, разводить и гасить костры, стрелять из лука, защищать себя и других, и многое другое. Полученный вовремя, такой опыт пробуждает здоровые инстинкты охотника и защитника племени. Особенно важно, что инициации вносят в процесс возмужания высокие этические ценности – в ходе испытаний у мальчиков должно формироваться умение направлять мужскую силу на защиту и поддержку тех, кто в этом нуждается. Любое духовно здоровое общество расставляет на пути развивающейся мужественности неизбежные вехи-испытания, настоящие проверки на мужественность. Свадьба делится на 2 части: довенечная часть (сватовство, рукобитие, сговор, расплетание косы; совместные обряды : выкуп, благословение родителей) и послевенечная (встреча молодых, свадебный пир, утро после свадьбы. В южно-русском типе свадьбы: рукобитие и сговор объединяются в один обряд и добавляются каравайные обряды (выпечка хлеба, каравай) и подушечные обряды (перевоз приданого в дом свекрови). В Северно-русском типе свадьбы размывается функция девишника и появляется обряд даров. В Ю-Р т.с. всё напрвалено на породнение 2-х родов ,т.е. справление обрядов совместное. в С-Р. т.с. акцент смещен на оторжение невесты из своего рода,т.е. обилие плачей как основного музыкального жанра (по музыкальному языку они полностью совпадают с траурными плачами). Похоронно-поминальный обряд. 1) действия, связанные с предсмертным состоянием человека и в момент смерти, с одеванием покойника и положением его в гроб; 2) вынос из дома, отпевание в церкви, погребение; 3) поминки, которые после 40-го дня переходили в поминальные обряды, связанные с календарной обрядностью. Готовить себе одежду для похорон было обычаем широко известным. Приготовленная для погребения одежда отличалась способом шитья, покроя, материалом, цветом. Смертная одежда длительное время сохраняла старинный покрой и традиционные формы, уже вышедшие из моды. Покойников обыкновенно клали в гроб в саванах, сшитых из холста. После обмывания и "обряжения" покойного клали на лавку в передний угол, и зажигали лампадку перед иконами и начинали молиться. Вообще с момента смерти лампадку перед иконами и начинали молиться. Вообще с момента смерти и до самых похорон (хоронили, как правило, на третий день) над покойным читались молитвы специально приглашенными читальщиками. В течение всего времени пока покойник лежал под иконами, к нему приходили родственники, в том числе и из других деревень, а также односельчане, чтобы проститься. Богатых в церковь и на кладбище провожало множество народа. На похороны бедняков принято было идти с приношениями - холстом, свечами, деревянным маслом, ржаной или пшеничной мукой, которые отдавались родственникам усопшего - на помин души. Ссужали и деньгами - для оплаты похоронных расходов; участвовали в похоронах и конкретными действиями: одни рыли могилу, другие обмывали тело, третьи шили сван. Неимущих и безродных хоронили и поминали на средства всего общества. С утверждением христианства в жизнь вошел и новый, предписанный церковью погребально-поминальный обряд. Христианская обрядность категорически отвергала сожжение умерших. Хоронить следовало в земле, положив тело покойного "головою за запад". Но вместе с тем продолжали соблюдаться и многие дохристианские обычаи. Сочетанию христианских и языческих традиций способствовали общие идеи вероучения - вера в загробный мир, в продолжающуюся жизнь души и в необходимость заботиться о душах умерших родственников. Вопрос 30. Система жанров русского устного народного творчества Аннотация. Фольклор как художественная система. Определение понятий: род, вид, жанр. Классификация устного народного творчества; признаки, положенные в основу его классификации. Раннетрадиционный фольклор: трудовые песни, гадания, заговоры. Обрядовый и внеобрядовый фольклор. Система жанров календарных обрядов. Система жанров семейных обрядов. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, загадки). Сказки (сказки о животных, волшебные, бытовые, анекдотические, новеллистические). Несказочная проза (предания, легенды). Былины, исторические песни, баллады, духовные стихи: характеристика жанров. Фольклорный театр (кукольный театр, народная драма). Детский фольклор (материнский фольклор и собственно детский фольклор). Позднетрадиционный фольклор (частушки, фольклор рабочих, фольклор периода Великой Отечественной войны). Фольклор —термин был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе Folk lore означает: народная мудрость, Фольклор в “широком” смысле (вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура по Каргину) и “узком” (устная крестьянская словесная худож. традиция). В соврем, фольклористике наибольшим авторитетом пользуются 4 основные концепции, к-рые вместе с тем постоянно взаимодействуют. а) фольклор— устно передаваемый простонародный опыт и знания. При этом имеются в виду все формы духовной культуры, а при максимально расширенном толковании — и нек-рые формы материальной культуры. Вводится только социологическое ограничение (“простонародные”) и историко-культурный критерий — архаичные формы, господствующие или функционирующие в качестве пережитков (широкий смысле). социологическая (и историко-культурная)концепция б) фольклор — простонародное художественное творчество или, по более современному определению, “художественная коммуникация”.Эта концепция позволяет распространять употребление термина “фольклор” на сферу музыкального, хореографического, изобразит. и т.д. простонародного творчества (широкий смысле) (то же как «в» +ДПТ); эстетическая концепция в) фольклор — простонародная вербальная традиция. При этом из всех форм простонародной деятельности выделяются те, к-рые связаны со словом (узкий смысл); Комплекс словесно-музыкально-хореогрфических-драматических видов творчества; филологическая концепция г) фольклор — устная традиция. При этом устности придается первостепенное значение. Это позволяет выделять фольклор из др. вербальных форм (прежде всего противопоставлять его лит-ре) (узкий смысл). теоретико-коммуникативная (устная, прямая коммуникация) концепция Специфика фольклора, признаки: синкретизм – полиэлементность (много элементов в рамках целого)+бифункциональность (связь художеств. и бытового) + триединство создателя-исполнителя-слушателя(Народное художественное творчество с древних времен было синкретичным, то есть слитым с различными сферами и формами народной жизни. Миропонимание и мироощущение народа находило свое отражение в разных видах художественной деятельности.) локальность: а) специфика местного стиля б) единство производства и потребления фольк.ценностей в условиях конкретного локуса. Устность а)особенный худож.способ общения б) непроизвольный способ передачи, научения в процессе исполнения Вариативность Импровизационность Самоорганизация (отсутствие руководителя; структурированность.худож.жизни на основе календарно-аграрного и семейно-бытового цикла) Коллективность а) « по горизонтали» - всеобщность, все представители социума б) традиционность – причастность к фольк.культуре представителей всех поколений из глубины веков =»коллективность по вертикали» Фольклор, как и литература, — искусство слова. Это дает основание фольклористике пользоваться понятиями и терминами, которые были выработаны литературоведением, применяя их к особенностям устного народного творчества. Такими понятиями и терминами служат род, вид, жанр и жанровая разновидность. Те явления литературы и фольклора, которые называются родами, жанрами и жанровыми разновидностями, представляют собой группы произведений, сходных между собой по структуре, идейно-художественным принципам и функциям. Они сложились исторически и обладают относительной устойчивостью, изменяясь лишь в незначительной степени и довольно медленно. Род— наиболее широкое явление и понятие; он обнимает различные виды, в которых конкретно и осуществляется. Под родом понимают способ изображения действительности (эпический от греч. Epos, повествование, лирический лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи, драматический от греч. Drama, действие) В эпическом роде организующим началом является повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это — повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Дистанция между временем изображаемого действия и временем повествования о нем составляет едва ли не самую существенную черту эпической формы. Эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования. Произведения эпического рода не знают ограничений в объеме текста. В лирике на первом плане состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Воспроизводятся субъективные личные чувства, переживания и настроение автора или его героя. Если в лирическом произведении и обозначается какой-либо событийный ряд (что бывает далеко не всегда), то весьма скупо, без сколько-нибудь тщательной детализации. Лежащее в основе лирического произведения переживание — это своего рода душевное озарение. Оно являет собой результат творческого достраивания и художественного преобразования того, что испытано (или может быть испытано) человеком в реальной жизни. Лирика – обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя. Драма обобщённое название произведений связанных с театральным действом,в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму. От эпоса и лирики драма формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок. Вид – разновидности эпических, лирических и драматических произведений. Жанр –вариации вида произведения. Жанр - это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество. В литературоведческой и фольклористической терминологии в наше время почти вышли из употребления понятие и термин «вид»; чаще всего они заменяются понятием и термином «жанр», хотя ранее разграничивались. Жaнp — пoнятиe чиcтo ycлoвнoe, и o eгo знaчeнии нaдo дoгoвopитьcя Подход к классификации Т. В. Зуевой, Б. П. Кирдан Фoльклop — eдинaя xyдoжecтвeннaя cиcтeмa, oблaдaющaя cтилиcтичecкими кaнoнaми, бoгaтaя пpoявлeниeм oбpaзнoгo yнивepcaлизмa. Фoльклop — тaкжe cиcтeмa cиcтeм. Он дeлитcя нa пoэтичecкиe poды: эпoc, лиpикy, дpaмy. Poды дeлятcя нa виды (пecня, cкaзкa, нe cкaзoчнaя пpoзa и дp.), a виды — нa жaнpы. Heкoтopыe жaнpы oблaдaют кoмбинaциeй пpизнaкoв paзныx poдoв (лиpoэпичecкиe пecни). Ecли в ocнoвy клaccификaции пoлoжить cпocoб бытoвaния пpoизвeдeний, тo фoльклop бyдeт paздeлeн нa oбpядoвый и внeoбpядoвый. Пo пpизнaкy oбъeмa выдeляютcя мaлыe жaнpы. Жанр — основная единица изучения фольклора. Фольклор развивался в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа и его сознании. Многие элементы фольклора менялись, перерабатывались, трансформировались. Происходила постепенная замена устаревшей системы жанров новой, художественной системой. Классификация жанров Т. В. Зуевой, Б. П. Кирдан: Раннетрадиционный фольклор, классический фольклор, позднетрадиционный фольклор — художественные системы, исторически сменявшие одна другую. Фольклорные жанры: I. Раннетрадиционный фольклор (трудовые песни, гадания, заговоры). II. Классический фольклор: Обряды и обрядовый фольклор календарные обряды и их поэзия семейные обряды и их поэзия (свадебный обряд; причитания) 2. Необрядовый: 1) Прозаические жанры - сказки (о животных, волшебные сказки, бытовые сказки, в т.ч. анекдотические, новеллистические) - несказочная проза (предание, легенда, быличка, демонологические рассказы); 2) Стихотворные жанры а) былина б) историческая песня в) баллада г) духовные стихи д)лирические внеобрядовые песни 3) Детский фольклор - материнский (колыбельные, пестушка, потешка) - собственно детский фольклор (прибаутка, дразнилка, поддевка, считалка и т.д.); г) Малые жанры (пословица, поговорка, примета, проклятье, скороговорка, загадка и т.д.). д) Фольклорный театр а) балаган б) раек в) кукольный театр (театр Петрушки, вертеп, театр марионеток) г) народная драма (сатирические драмы («Пахомушка»), героико-романтические) III. Позднетрадиционный фольклор: 1) частушки 2) поэзия ВОВ (фронтовой, партизанский, сказки о службе, анекдоты) 3) рабочий фольклор (об основателях заводов, городской «жестокий романс», о хозяевах недр и др.). Классификация Кравцова Н.И. Н.И.Кравцов считает целесообразным избрать для классификации фольклорных жанров литературоведческую классификацию, т.е. деления на роды, виды и жанры. В его понимании: род эпический/лирический/драматический. Вид - тип художественной формы (сказка, песня и пр.), Жанр - тематическая группа произведений (сказки волшебные, сказки о животных). В фольклоре, как и в литературе употребляются две формы речи - стихотворная и прозаическая, поэтому в эпическом роде надо выделить стихотворные и прозаические виды. I. Обрядовая поэзия: 1) календарная (зимний, весенний, осенний, летний циклы); 2) семейно-бытовая (родинная, свадебная, похоронная); 3) заговоры. II. Необрядовая поэзия: 1) эпические прозаические жанры: а) сказка б) предание в) легенда ( и быличка как ее вид); 2) эпические стихотворные жанры: а) былины б) исторические песни (прежде всего старины) в) балладные песни; 3) лирические стихотворные жанры: а) песни социального содержания б) любовные песни в) семейные песни; г) малые лирические жанры (частушки, припевки и пр.); 4) малые нелирические жанры: а) пословицы б) загадки; 5) драматические тексты и действа: - ряженья, игры, хороводы; б) сцены и пьесы. Б.Н.Путилов считал: использование литературоведческого термина “жанр” для целей теории фольклора было не очень удачным, поскольку повело за собой множество чисто литературоведческих понятий, традиций, предрассудков. Критерии выделения жанров предложены Б.Н.Путиловым и В.Я.Проппом: 1) содержание (т.е. основная содержательная направленность, а вместе с нею определенный угол зрения, отношение к действительности, к внежанровому миру); 2) поэтика (структура, бытовое назначение/функциональные связи); 3) формы исполнения; Например, никaкиe виды дpaмaтичecкoгo иcкyccтвa нe мoгyт быть изyчeны тoлькo тeкcтyaльнo, дoлжнa быть извecтнa и игpa apтиcтoв 4) музыкальный строй (для части жанров); У pyccкиx вecь cтиxoтвopный фoльклop пoeтcя, это ocoбeннocть фoльклopa, oтличaющaя eгo oт литepaтypы. Teкcт и нaпeв cocтaвляют oднo opгaничecкoe цeлoe, и мeтpикa cтиxa нe мoжeт изyчaтьcя внe мyз. pитмa и гoлocoвeдeния. 5) связи с другими видами искусства. Отсюда определение жанра (Б.Н.Путилов, В.Я.Пропп): совокупность произведений/текстов, характеризующихся общностью художественного содержания, поэтической системы, функций, особенностей исполнения, связей с вневербальными художественными формами (музыкой, танцем, театром). Не всегда все эти аспекты окажутся необходимыми для определения жанров; так, учет музыкальных форм необходим только для изучения тех видов народной поэзии, которые поются. Учет бытового назначения окажется важным при изучении обрядовой поэзии, но может не иметь существенного значения для других видов фольклора и т. д. Пропп предложил подробную классификацию лирич.и эпич.произведений, заметив, что отдельная классификация нужна для драматич. поэзии, частушек, пословиц, поговорок, загадок и заговоров. Классификация В.Я.Проппа А: Повествовательная поэзия (эпическая) – род. Эпика делится на область эпической прозы и эпической стихотворной поэзии. Прозаическая поэзия, виды: Сказки, жанры: волшебные (по композиции); кумулятивные (многократное повторение – Репка, Колобок); о животных; о растениях; о неживой природе (о ветрах, реках и др); о предметах (пузырь, соломинка, лапоть); бытовые (новеллы, «о людях»: о ворах, разбойниках, отгадчиках, плохих женах; анекдоты); небылицы; докучные сказки. Несказочная проза. Рассказы, жанры: Этиологические (мифы, повествуют о возникновении и изменении мира и человека, природных реалий и культурных объектов и являют собой своеобразное зеркало народной культуры, отражающее фольклорно-мифологическую картину мира); былички/бывальщины(народная демонология); легенды (о пророках, святых , пустынникахи т.п); предания (о Стеньке Разине); рассказы из жизни (об особенностях зверей и др), сказы (приукрашенные воспоминания с домыслами); Стихотворная поэзия (всегда поется), виды: Былины, жанры: Героические (Добрыня и сила неверная, Илья и Соловей-разбойник, Алеша и Тугарин; признак - герой в них действует в интересах государства); сказочные(женщины былин чаще всего существа коварные и демонические); новеллистические(о сватовстве, Хотен Слудович) Духовные стихи (песни о святых и их деяниях, о Егории Храбром, Дмитрии Солунском и др) Скоморошины (о веселых происшествиях или о происшествиях, трактуемых юмористически) Баллады (Действующие лица - средние и высшие сословия, изображаемые глазами крестьян. Баллада тяготеет к изображению страшных событий. Любовь и ревность, приводящие к убийству и т.п) Исторические песни (отражаются историч.факты, о Грозном, осаде монастыря и др) Казачья песни ближе к лирическим (о вождях казачьей вольницы, о крестьянских войнах) Б: Лирическая поэзия Если изучать ее с точки зрения форм бытования и исполнения, то можно говорить о песнях хороводных, игровых, плясовых и таких, которые исполняются вне движения хореографического или иного характера, одним только голосом. По бытовому применению можно говорить о песнях трудовых, посиделочных, святочных, свадебных и т. д. В них, далее, поется о различных сторонах человеческой жизни — о любви, семье, разлуке с родной землей, крепостной зависимости, о тюрьме, о солдатской жизни, о разбойничьей доле. Песни могут выражать известное отношение к миру: тогда можно говорить о песнях сатирических, укоряющих, или, наоборот, величальных, или оплакивающих, сетующих. С точки зрения темпа и характера музыкального исполнения можно говорить о песня; протяжных6, частых и промежуточных («полупротяжных»). Наконец, есть песни различных социальных групп: песни крестьян, бурлаков, солдат, рабочих. Песни крестьян, ведущих земледельческий труд Обрядовая поэзия «календарная» - песни больших народных праздников, носивших ярко выраженный земледельческий характер, жанры: колядки; подблюдные песни; масленичные; веснянки; егорьевские (заклинания и заговоры на сохранность скота); семицкие; жнивные семейно-бытовая - свадебная, жанры: свадебные причитания; величальные; приговоры дружки; песни-насмешки - похоронная, жанры: похоронные причитания («вопли») Внеобрядовая поэзия - хороводные и игровые; - голосовые частые; - голосовые нечастые (в т.ч. протяжные) - причитания рекрутские и другие, связанные с бедствиями военного времени; плачи, связанные с несчастиями крестьянской жизни детский песенный фольклор: материнский: колыбельные; потешки; прибаутки; собственно-детский фольклор: считалки; дразнилки; насмешки Песни крестьян, оторванных от земледельческого труда - песни дворовых; - городские лакейские, солдатские; - бурлацкие; - разбойничьи- удалые; - песни тюрьмы, каторги и ссылки (тоска по воле, родным; бравые уголовничьи) Песни рабочих 1. Песни, созданные самими рабочими: лирические, эпические, повествовательные или смешанного характера (от наивной веры в хорошего хозяина до понимания истинных причин социального неравенства): - протяжные песни рабочих фольклорного типа - лиро-эпические стихотворные песни рабочих; 2. Песни сатирические 3.Гимнические (авторские, к фольклору собственно не относятся, но они стали подлинно массовыми, их пели, не зная, кто автор) Классификация Б.Н.Путилова На место понятия рода как наиболее общего разряда классификации более оправданно, вслед за В.Я.Проппом, поставить понятие “область”. В порядке “рабочей гипотезы” предлагаются следующие области. 1. Внеобрядовая проза. Жанрообразующих признаков два - а) установка на рассказывание и б) невключенность в обрядовую жизнь. 2. Внеобрядовая песенная поэзия. Определенные принципы - установка на песенное, припеваемое начало как оппозиция рассказыванию и отсутствие прямых связей с обрядом. 3. Фольклор непосредственно ритуализированных форм (обрядовый, игровой фольклор магических действий). Разница между поэтическими (песенными и стихотворными) и прозаическими формами здесь не столь важна, они постоянно перемежаются, соседствуют, различаясь, скорее, по конкретным формам. 4. Собственно драматические, не входящие в обряд формы. 5. Фольклор речевых ситуаций. Т.н. малые формы, жизнь которых связана не с исполнением в обычном смысле, но с реализацией в процессе речевых контактов. 1.3.3. Типовые практико-ориентированные задания, выносимые на государственный экзамен Соотнести явление народной художественной культуры с конкретным этапом ее развития в России В предложенном положении о фестивале назвать недостающие разделы Перечислить основные направления работы центра народного творчества Определить методы исследования, использованные в фольклорно-полевой практике при записи фольклорного материала. Привести примеры школ, центров этнокультурной направленности. Перечислить образовательные программы этнокультурной направленности. Из предложенных вариантов выбрать южнорусский (северный, девичий) женский костюм Из предложенных вариантов выбрать музыкальный инструмент, соответствующий определенной этнической культуре Соотнести названия народных праздников с конкретной этнической культурой Соотнести труды с фамилиями ученых Привести примеры современных фольклорных ансамблей, относящихся к этно-аутентичному направлению. Перечислить основные народы, проживающие на территории Российской Федерации, разделив их по лингвистическому принципу. Привести примеры сохранившихся до настоящего времени и утраченных традиций русского народа. Определить виды художественной культуры народов Южного Урала, в которых имеются заимствования из культур других народов региона. Перечислить народы Среднего и Северного Урала, имеющие свои национальные культурные центры, художественные коллективы, чья деятельность направлена на сохранение народных традиций. На примере двух-трех региональных песенных традиций обозначить основные признаки данной песенной культуры. Выделить основные принципы освоения народных певческих традиций в детском фольклорном коллективе. На двух-трех примерах, относящихся к разным видам русского фольклорного театра, выделить типичные черты, объединяющие выбранные образцы и их специфические признаки. Привести примеры использования народной хореографии в традиции праздничного русского фольклора, раскрыть их функциональное содержание. Определить соотношение общетипичного и регионального в пластическом языке, формах русской танцевальной традиции. Соотнести явление народной художественной культуры с конкретным этапом ее развития в России |