Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 20. Региональные песенные традиции России: система жанров и стилистические особенности

  • Основные признаки традиции: целостность

  • Общая характеристика локальных традиций

  • Севернорусская песенная традиция

  • Система музыкальных жанров (ядро)

  • Западнорусская песенная традиция

  • ГЕТЕРОФОНИЯ (или Унисонная)

  • Южнорусская песенная традиция

  • НАродняа художественная культура подготовка к экзамену. 1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен


    Скачать 1.35 Mb.
    Название1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен
    АнкорНАродняа художественная культура подготовка к экзамену
    Дата01.02.2021
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVoprosy_vse_1.docx
    ТипДокументы
    #173088
    страница15 из 22
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   22

    НЕНЦЫ

    Пища. Наиболее широко распространены блюда из заморо женного, копче ного, сушеного, ва реного мяса (оле нина, мясо птицы) и рыбы. Также в числе любимых блюд сырое мясо только что забитого оленя.

    Занятия. Основным занятием ненцев в древности была охота на диких оленей. Их предки владели также навыками оленеводства. В новых экологических условиях постепенно стало доминировать крупнотабунное оленеводство, поэтому все потребности тундровых ненцев обеспечивались продукцией оленеводства. Хозяйственное значение в культуре лесных ненцев имели рыболовный и пушной промыслы, охота на водоплавающую дичь.

    Духовная культура. У ненцев сохранились культы духов хозяев земли, воды, реки, озера, леса и др. От них зависела удача в охоте, рыбалке, оленеводстве, поэтому расположения духов добивались жертвоприношениями. Верховным божеством в ненецком пантеоне считался Нум — хозяин неба. Наиболее важны для ненецких верований культовые места, специально созданные человеком. Они располагаются у лиственниц или камней особой формы. Подобные культовые места могли быть родовыми либо семейными. Также существовала категория домашних (семейных) духов. Они представляли собой деревянные фигурки или небольшие камни

    Язык. Ненецкий язык относится к северной подгруппе самодийской ветви уральских языков.

    Жилище. разборное жилище Н. – чум (мя), конусообразное сооружение, остов которого состоит из 25–30 жердей.

    Традиционная одежда. Женская одежда, в отличие от мужской, распашная. В старину ее шили из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха (возможно,

    ее заимствовали из более южн., лесных мест обитания). Позднее женскую одежду стали шить из оленьих. Отлов оленя шкур, с воротником из меха песца или рыжей лисицы. Полы скрепляли с помощью ремешков из замши (по 7 с каждой стороны) или тесемок. Вещи часто украшали вставками орнамента из белого и темного меха. Каждая женщина имела сумочку для швейных принадлежностей, сшитую из шкурок со лбов оленей и богато украшенную орнаментом (снаружи к ней прикрепляли игольник и маленькую сумочку для наперстка). Пояса обычно носили тканые, из цветных шерстяных нитей. В прошлом круглые пряжки на женских поясах достигали в диаметре 20 см. Женские шапки имели локальные различия, наиболее распространены были капоры из оленьего меха с опушкой из песцовых хвостов. Сзади на капор прикрепляли на цепочках медные ажурные бляхи. Женская обувь отличалась от мужской покроем. Детей до года содержали в колыбели. Затем их одевали в одежду типа комбинезона из мягких оленьих шкурок, а когда подрастали – в мужскую или женскую одежду уменьшенных размеров.

    Фольклор. Жанр, относительно которого меньше всего разногласий, – эпические сказания: сюдбабц и ярабц. Лирические песни (хннабц, сё), в отличие от эпических или шаманистских, не имеют устойчивого текста.

    Инструмент. Музыкальные инструменты Н. преимущественно отражают специфику их хозяйственной, бытовой и обрядовой деятельности. Собственно музыкальную

    функцию выполняют в основном хордофоны: сянако тё (тундровый) – играющая жила, один конец которой держали в руке, другой натягивали и защипывали пальцем; сянако нын (тундровый) и шана’ку нын (лесной) – играющий лук: один конец древка держали в зубах, другим регулировали натяжение тетивы, а стрелой ударяли по жиле; сянако мирв (тундровый) – играющий инструмент, 2-струнная смычковая лютня, имеющая цельный ложкообразный корпус с деревянной декой; на ней играли песенные импровизации.


    Вопрос 20. Региональные песенные традиции России: система жанров и стилистические особенности

    Аннотация. Фольклорная традиция как значимый канал социальной и духовной информации этноса. Формы передачи фольклорной традиции.

    Понятие «традиция». Основные признаки традиции: целостность, структурность, иерархичность. Региональная традиция как совокупность условий бытования, черт стиля и исполнительских приемов, определяющих своеобразие песенного фольклора данной местности. Региональные певческие стили (западнорусский, северорусский, южнорусский, урало-сибирский). Западнорусская песенная традиция (территория распространения, «ядро» жанровой системы традиции). Северорусская песенная традиция (территория распространения, система жанров традиции). Южнорусская песенная традиция (территория распространения, система жанров). Традиционная песенная культура Урала и Сибири.
    Традиция – коллективный (этнический) опыт в разных сферах общественной жизни, который передается устно от поколения к поколению в виде определенных правил поведения, порядков, предметов материальной культуры и фольклорных текстов, сохраняется в социальной среде и воспроизводится в следующих поколениях.

    Народное художественное творчество с древних времен было синкретичным, то есть слитым с различными сферами и формами народной жизни. Миро­понимание и мироощущение народа находило свое отражение в разных видах художественной деятельности.

    Универсальность и относительная консервативность традиций проявляется в том, что они постоянно присутствуют в процессе жизнедеятельности индивида как норма, правило, предписание. Традиция учит индивида мыслить по этим нормам, строить свое поведение, учитывая эти нормы. Традиция касается всех сторон жизни: одежды, ремесел, песенной культуры, поведения, инструментария и т.п.(традиции трудовые, культурные, нравственные, бытовые, семейные и др)

    Основные признаки традиции:

    целостность– обнаружение сущности системы во взаимосвязях и взаимозависимости ее составляющих, а не просто как суммы свойств элементов;

    структурность – возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений; обусловленность поведения системы не столько поведением отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры;

    иерархичность – возможность рассмотрения каждого элемента исследуемой системы как самостоятельного системного объекта, а данной системы в целом – как компонента более широкой системы;

    множественность описаний системы означает, что в силу ее сложности адекватное описание требует различных моделей, каждая из которых соотносится с определенным аспектом системы.

    взаимообусловленность системы и среды;
    В традиции важны соотношения пар противоположных понятий:

    • Коллективного (доминирует в России, донские многоголосные былины) / личного (северные сольные былины);

    • Стабильное (традиционное) / мобильное (инновационное) (каждый может добавить что-то свое, соответствующее личному отношению)


    Фольклорная традиция – это естественный коммуникационный канал, в котором значимая для этноса социальная и духовная информация аккумулируется, преобразуется в устойчивые и общепонятные, типовые по структуре, образные и символически насыщенные вербальные формы, обладает набором специфических механизмов для сохранения и передачи этой информации. Фольклор – явление стабильное, ориентируется на прошлое, но есть в нем и ростки нового.

    Традиционный фольклор тесно связан с народной разговорной речью, диалектами, существует различные песенные диалекты => существуют различные певческие традиции.

    Под местной (локальной, региональной) песенной традицией в народном песенном творчестве подразумевается совокупность условий бытования, черт стиля и приемов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства песенному фольклору определенного народа в одной ограниченной местности»
    Региональные песенные традиции как один из элементов традиционной этнической культуры можно рассматривать в качестве системы. Кроме того, региональная песенная традиция связана с целостной этнической музыкальной культурой, вбирающей в себя общие признаки разных региональных компонентов.
    Общая характеристика локальных традиций:

    1) Ареал распространения

    2) История, время формирования традиции. Виды:

    первичная локализация (западная, южная и отчасти северная)

    вторичная локализация (на основе привнесенных готовых традиций)

    3) национальный состав населения, вероисповедание, род занятий

    4) система музыкальных жанров (ядро традиции)

    В кажлой системе своя традиция муз.жанров: на севере основной жанр - былины, на западе – народный календарь, на юге – «алилешные» плясовые песни, в средней полосе и у казаков – лирика.

    5) музыкальные инструменты

    6) музыкально-поэтический стиль песен (ритм, звукоряд, многоголосие, формы, стихосложения)

    7) исполнительская манера (оканья, аканья и др)
    В русском песенном фольклоре в настоящее время выделяют семь основных стилевых географических зон: севернорусская (или северная), южнорусская (или южная), западнорусская (или западная), среднерусская (средне-центральная), средневолжская (поволжье), уральская, Сибири и Дальнего Востока.

    Как отдельную оригинальную традицию можно рассматривать казачий песенный фольклор, который наиболее близок южнорусскому типу.
    Севернорусская песенная традиция(частично первичной локализации)

    Ареал: Новгородская, Архангельская, Вологодская обл. республ.Коми, бассейны рек Печора (в Коми и Ненецк.АО) и Сухона (Вологод.обл, левый приток Сев.Двины).

    Время: заселение в несколько этапов:

    1)Новгородская колонизация (Поморья, севера)

    2)Раскол рус.церкви, на север вытеснили старообрядцев (со 2й половины 17вв).

    Национальность: русские, финно-угорские народы. Вера: православие и старообрядчество.

    Занятия: рыболовство, охота, ремесла, худож.промыслы.
    Система музыкальных жанров (ядро):

    преобладание эпических песенных жанров в сольной сказительской форме. ...
    1)былины сольные, баллады, северные стАрины.

    2)Причетные свадебные жанры.

    Похоронно-свадебные обряды, лирика, бытовые обряды.
    Духовные стихи.

    Свадьба-похороны, с сольными причетами. Во 2й части свадьбы плясовые песни.

    Календарно-земледельческие обряды развиты слабо (только Святки, Масленица).

    Поздний пласт – частушки.

    Разнообразные сложные орнаментальные хороводы. Плясовые имеют форму Комаринской.

    Муз.инструменты: гармошка, тальянка-3хрядка, мандолины, балалайка, гусли.

    Муз.стиль: ладовые звукоряды диатонические (семиступенчатые) ангемитонные (бесполутоновые).

    Многоголосье: тип многоголосной песенно-хоровой фактуры: усложненная гетерофония с пучкообразным расщеплением голосов, есть октавное раздвоение (линии голосов пучкообразно расходятся и периодически сходятся к унисону. Голоса не контрастируют друг другу, но в сочетании образуют насыщенные созвучия.) ГЕТЕРОФОНИЯ – это такой принцип соотношения голосов, когда каждый из них воспроизводит ВАРИАНТ одной и той же мелодии. При этом характерно эпизодическое ответвление от унисона.;

    Исполнительская манера: двухрегистровое звучание, в котором октавное удвоение проходит в верхнем голосе в головном резонаторе. «Окают», малая артикуляция, характерна экономичность звука.
    Западнорусская песенная традиция обладает наиболее древними, коренными славянскими чертами.

    Ареал: русско-белорусское пограничье, включающее современные Смоленскую, Брянскую области и примыкающие к ним районы Орловской, Калужской, Витебской, Псковской областей. Основными центрами западнорусской традиции являются Брянск и Смоленск. Западнорусская традиция имеет больше точек соприкосновения с фольклором западных славян, чем другие русские традиции, что также свидетельствует о глубинности ее национальных корней. Здесь русская культура плавно переходит в родственные культуры Украины и Беларуси. Это древнейшая архаичная восточно-славянская культура первичной локализации.

    Национальный состав: славяне, исконно-коренные жители. Вероисповедание: православие; в древности язычество.

    Племена занимались земледелием, ремеслами. Этнич.состав: русские, белорусы.
    Система музыкальных жанров (ядро): развитая сеть календарных обрядов, сопровождающихся пением. «В музыкально-стилевых формах календарных, свадебных и хороводных песен западнорусской традиции преобладают архаические элементы»
    Характерны не только важнейшие славянские обряды (Масленица, Купала, Рождество, заклички весны, Жаворонки, Семик), здесь отмечались еще 1й выгон скота – Егорьев (Юрьев день), в Пасхальный период ходили волочёбники-«христославщики». Плюс трудовые песни: прополочные, покосные, песни при толоке (совместное жнивье), при строительстве водоема и т.п..

    На Смоленщине весенние заклички – один из ведущих календарно-песенных жанров. На Брянщине значительное место занимают протяжные и быстрые хороводные песни, исполняемые на брянском диалекте, под которые водят орнаментальные и большинство игровых хороводов. Жанр хороводных песен изначально связан с календарным циклом. Хороводные песни по-местному называют «карагодными», отсюда часто и название хороводов – «карагоды». Хоровод иногда называют словом, распространенным в южных областях России, – «танок». Также распространены хороводные величания. На юге Брянской области уже ощущается влияние южнорусской песенной традиции.

    Исследователи западнорусской традиции: в XIX веке В. Н. Добровольский, Н.Д. Бер (внучатый племянник М.И.Глинки); в конце XIX – начале XX веков А. И. Соболевский; в XX веке Ф. А. Рубцов, В. М. Щуров.

    Архаические элементы пения (по Толмачеву): равномерный музыкально-слоговый ритм с минимальными распевами слогов, четко расчлененные простые структуры, попевочные мелодические образования, система ограниченных по диапазону звукорядов, связанных с простейшими ладовыми формами, гетерофонию в многоголосии (либо использование бурдона). Для манеры вокализации характерна звонкая прямая подача звука в среднем регистре, завершение строф длительным, тщательно выстроенным унисоном, использование выкриков – возгласов (гуканий) в конце и середине музыкальных строф.

    В песнях Смоленской области, переданных А. И. Глинкиной, мелодии многих песен имеют сравнительно несложный напев, ограниченный звуковой объем, в мелодиях достаточно скромная мелизматика и малый внутрислоговой распев: распеваются конечные долгие слоги в стиховой строке и слоги, на которые падает ударение. Также распеваются вставные слоги, слова между стиховыми строчками, например «Цвели, цвели да в поле цветочки, э-э-э, цвели да повяли». В исполнении песен присутствуют некоторые особенности диалекта, например, «над селом, над Дедёнками» пелось как «над сялом, над Дядёнками». типичные черты смоленских песен, как словообрывы в конце фраз, недопевание слогов, договаривание их на неопределенной высоте. Стремление к максимальному усложнению ритмического рисунка, к частому приему мелизмов называет излюбленным приемом Смоленщины.

    В целом тексты песен отличаются глубиной содержания и разнообразием, а особую поэтичность придает им наличие образов: «травка-сухобылка», цветок липы, медуница, «пташка-канарейка».

    Исполнительская манера: на брянщине «чёкают», на смоленщине более мягкое, богатое мелизматикой и в высокой тесситуре.

    Муз.стилистика – бесполутоновые ангемитонные (древние архаичные / пентатоника, чистая квинта или кварта) лады, с использованием малотонных звукорядов.

    2 типа многоголосья:

    1. диафония с бурдоном

    (второй голос по фактурной функции независим от главного, присочиняется к нему моноритмически, в технике «нота-против-ноты»)- «диафония»);

    (на один звук главного голоса приходится несколько звуков второго голоса); нижний (по тесситуре) выдерживаемый тон –бурдон.

    1. Монодийная геторофония (ГЕТЕРОФОНИЯ – это такой принцип соотношения голосов, когда каждый из них воспроизводит ВАРИАНТ одной и той же мелодии. При этом характерно эпизодическое ответвление от унисона. МОНОДИЙНАЯ ГЕТЕРОФОНИЯ (или Унисонная) - ней возможны разъединения голосов на КОНСОНИРУЮЩИЕ интервалы (терции, кварты, квинты) в КАДЕНЦИИ, но они являются сиюминутным ( и необязательным) проявлением желания кого-либо из поющих.

    Лирика исключительно женская.

    Помимо ранней архаичной лирики встречается поздняя лирическая песня – «песня-романс», родившаяся в рамках городского фольклора и несущая все его атрибуты

    Бытует жанр духовных стизов (псальмы).

    Наиболее часто используемые инструменты сопровождения – скрипка, сдвоенная дудка, флейта Пана, колесная лира, свирель, жалейка, цимбалы.

    Свадьба – «весёлка»(«веселейка»). – веселые свадьбы, поются каравайные обрядовые песни, украшают каравай ёлкой или веткой сосны (как у болгар, румын, сербов).
    Южнорусская песенная традиция(первичная локализации)

    Ареал: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая обл. русскоязычные села Харьковской, Полтавской, Сумской волостей.
    Сложилась в 17-18 столетии (освоение земель дикого поля и лесостепных р-нов в верховьях Дона).

    Национальный состав: земледельческая культура оседлых славянских племен.

    Этнически: русские, украинцы + тюркские народы. Вера: православие.

    Система музыкальных жанров (ядро): основные черты, связанные с опорой на хореографию, что проявляется в значительном количестве фольклорного материала плясового характера.

    1)Хороводные, плясовые песни, плясовые свадебные, плясовые припевки (частушки под пляску). Многие содержат «алилешный» припев.

    Хороводные: карагодные (медленные) и танки (плясовые).

    Календарь в южнорусской традиции представлен не полностью, в основном хороводными песнями, маркирующими весенний сезон.

    Свадьба – «весёлка», преобладают веселые песни, плясовые, причитаний почти нет. «Поезжанские песни» - когда приезжает свадебный поезд. «Каравайные песни» + украшение ёлкой каравая.

    Развита архаичная женская лирика (как в западной традиции), связанная по своему происхождению с карагодными песнями (медленными хороводами) и покосными песнями (приурочены по форме, но по содержанию лирические);

    Мужская лирика, связанная с историческим развитием региона (появление служивых людей). Исполняется мужскими ансамблями и бытует в мужской среде.
    Духовные стихи в виде псальм, песни-притчи в сопровождении колесной лиры.
    Муз.инструменты: рожки, свирели, дудки, кугиклы. В Курской обл. женская ансамблевая игра на кугиклах. Игрой на кугиклах отмечали вступление девочек в старшую возрастную категорию. Обучение девочек проводилось по всем правилам ритуального искусства, тайно, у женщин-знатоков игры на кугиклах.

    Муз.стилистика – ритмика чрезвычайно импульсивна, много дробных, пентатоника (5-ступенч.интервальная система), целотонные бесполутоновые лады с опорой на увеличенную кварту.

    Развитое многоголосье, развит тип подголосочной полифонии (ведущий и вспомогательные голоса: Двухголосие, где нижний голос - основа, а верхний - вспомогательный;. Трехголосие, где запевает средний голос (альт или баритон), верхний - подголосок, нижний в квинтовом соотношении с верхним является устойчивым басом. Если голоса разделяются, то периодически образуются трех-, четырехголосные, иногда пятиголосные созвучия (но разделяются именно три основных голоса, когда много поющих). Народные певцы говорят: « Верхние «подголашивают», нижние « басуют». ) В Курской области встречаются древние магические формы интонирования – бурдонное многоголосие (в основе ДВА голоса, из которых верхний – основной, развивающий; а нижний – фон, бурдонирующий).

    Женское многоголосье – монодийная гетерофония и диафония с бурдоном (ГЕТЕРОФОНИЯ – это такой принцип соотношения голосов, когда каждый из них воспроизводит ВАРИАНТ одной и той же мелодии. При этом характерно эпизодическое ответвление от унисона. МОНОДИЙНАЯ ГЕТЕРОФОНИЯ (или Унисонная) - ней возможны разъединения голосов на КОНСОНИРУЮЩИЕ интервалы (терции, кварты, квинты) в КАДЕНЦИИ, но они являются сиюминутным ( и необязательным) проявлением желания кого-либо из поющих.

    Мужское многоголосье – функциональное двухголосье с подводкой-дишкантом.

    Хоровая партитура имеет 3х голосную основу: верхний голос – подголосок; средний – основная мелодия, нижний – бурдон.

    Мужские голоса высокие, женские низкие.

    Исполнительская манера: насыщенная, зычная, крикливая манера.
    Казачья песенная традиция наиболее ярко проявилась в искусстве донских казаков, хотя в целом данная традиция не выходит за пределы южно-русской культуры, являясь ее ответвлением. Для песенного фольклора донских казаков, так же, как и в южно-русской культуре, очень характерны такие формы бытования, как плясовой хоровод, свадебная игра, календарные празднества, насыщенные плясовыми напевами. Здесь также распространена лирическая песня мужественного воинского склада. Яркими стилевыми особенностями являются многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска в условиях напряженной голосовой тесситуры и открыто эмоциональная активная форма вокализации. Наряду с этими исполнительскими приемами пению донских казаков присущи и уникальные черты. Репертуар донских казаков насыщен песнями воинского содержания. В них рассказывается о подвигах казаков в сражениях с врагами отчизны. Уникальным для русского фольклора является исполнение героического эпоса в многоголосном ансамблевом распеве.

    Свадебный обряд донских казаков эклектичен, поскольку он формировался в ХVIII в., после реформ Петра I. В целом обряд испытывает воздействие украинской культуры, но вобрал в себя и элементы северных и западных регионов Руси. Отличительным признаком казачьего пения, своеобразной визитной карточкой этой манеры можно выделить виртуозный орнаментальный подголосок – «дискант». Наиболее интересен он в исполнительской манере жителей среднего Дона. Он исполняется тенором и альтом при вокализации гласных «о-а-е», при этом голосом выводятся сложнейшие мелодические обороты. Для песенной традиции донских казаков также характерно преобладание пентатоники. Она присутствует как в чистых, так и в усложненных формах, что формирует неповторимый фольклорный стиль. Для казачьих песен характерна также чеканная ритмика. В исполнительской трактовке доминирует энергичная импульсивная подача музыкального материала. Пение часто сопровождается богатой жестикуляцией. Иногда казаки резкими взмахами руки отбивают такт. Воодушевленная лихая манера подчеркивает волевую активность пения. В ряде случаев их исполнительская манера приобретает бравый, озорной характер. Все основные особенности песенной традиции донских казаков сложились в условиях казачьей вольницы и закрепились в воинской станичной общине ХVIII–XIX вв. В среде кубанского казачества также возможны социально-культурные различия, вызванные историческими и социально-политическими процессами. При общей ориентации на южно-русскую песенную культуру музыкальные традиции очень неоднородны. В искусстве кубанских казаков заметно проступают некоторые общие местные черты, что проявляется и в особенностях песенного репертуара (наличие протяжных песен, в иных районах не встречающихся), и в своеобразии музыкального стиля (поддержка верхним подголоском нижнего ведущего голоса, имеющего относительно закругленную структуру), и в характере исполнения, более мягком, нежели у донских станичников.

    Уральские (яицкие), оренбургские, а также астраханские казаки в целом следуют художественным традициям донского войска. В то же время уникальной особенностью астраханского казачества является присутствие в местном песенном репертуаре рыбацких трудовых артельных песен. Вокальные традиции терских казаков отличаются светлой, лиричной исполнительской манерой, преобладанием гармонической фактуры в ансамблевых вариантах песен. В этой традиции нет орнаментального подголоска. В песнях плясового характера отчетливо ощущается влияние музыкальной ритмики кавказских народностей. Особую культуру в среде казаков несут жители станицы Некрасовская, которые долго жили в Турции в изгнании. Пребывание их в исламской стране наложило отпечаток на все виды художественного творчества, и даже на традиционный костюм..
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   22


    написать администратору сайта