Главная страница
Навигация по странице:

  • 5 основных этапов организации коллектива народного художественного творчества

  • 2. Технология создания коллектива самодеятельного творчества состоит из нескольких блоков 1 блок.

  • Среднесрочное

  • Примерная структура плана

  • Вопрос 11. Руководитель творческого коллектива и его профессиональные качества

  • Руководитель

  • Педагогическая деятельность

  • Художественно-творческая деятельность

  • НАродняа художественная культура подготовка к экзамену. 1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен


    Скачать 1.35 Mb.
    Название1 Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен
    АнкорНАродняа художественная культура подготовка к экзамену
    Дата01.02.2021
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVoprosy_vse_1.docx
    ТипДокументы
    #173088
    страница6 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

    Жанры нормативно-правовых документов


    - положение или устав (примерное, типовое, временное);

    - письмо (инструктивное, циркулярное;

    - инструкции;

    - приказы, указы т др.

    Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества


    1. Закон РФ о культуре «Основы законодательства о культуре» (1991 г.)

    2. Положение о присвоении звания «народный» (образцовый) коллектив. Циркулярное письмо Министерства культуры РСФСР №01-173 от 30.07.1990.

    3. Положение о любительском объединении, клубе по интересам. Утверждено ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Министерством культуры СССР № 05/15-38ст от 30.05.1986.

    4. Примерное положение о коллективах художественной самодеятельности и техническом творчестве. (1978 г.)

    Административное руководство НХТ в культурно-досуговых учреждениях (клубе, сельском Доме культуры, районном Доме культуры, досуговом центре и др.) осуществляется Художественным советом.

    Художественный совет– это общественный орган, который занимается организацией и руководством художественной самодеятельностью. Возглавлять Художественный совет могут:

    - заместитель директора ДК;

    - художественный руководитель ДК;

    - работник культуры, не работающий в данном ДК.

    В состав Художественного совета входят:

    - заместитель директора ДК;

    - методист отдела художественной самодеятельности;

    - руководители ведущих коллективов самодеятельного творчества ДК;

    - главный художник, балетмейстер, режиссер;

    - главный бухгалтер ДК;

    - представители профессиональных учреждений искусства;

    - представители общественных организаций;

    - спонсоры.

    Сущность и основные этапы организаторской деятельности руководителя в процессе создания коллектива: сбор и анализ исходной информации, организационно-педагогическое проектирование, реализация проекта, оценка эффективности работы коллектива.

    Выделяются 5 основных этапов организации коллектива народного художественного творчества:

    этап - подготовительный: сбор и анализ исходной информации, выявление потенциалы участников коллектива, изучение их потребностей, интересов, вкусов.

    этап - педагогическое проектирование: разработка модели деятельности будущего коллектива (целей, задач, содержания, форм и методов педагогического процесса в коллективе) и модели организационной структуры.

    этап - реализация проекта.

    этап - диагностика эффективности педагогического процесса в коллективе (на основе изучения динамики личностных качеств участников и анализа результатов и художественно-творческой деятельности).

    этап - корректировочный: внесение изменений в стратегию и тактику педагогического руководства коллективом с учетом результатов диагностики его эффективности.

    В процессе организации коллектива необходимо учитывать национально-культурные культурно-исторические традиции региона, реальные художественные интересы и потребности.

    2. Технология создания коллектива самодеятельного творчества состоит из нескольких блоков

    1 блок. Выявление интересов и потребностей потенциальных участников самодеятельности в определенном виде творчества или жанре искусства.

    Для этого необходимо собрать определенную информацию в том или ином населенном пункте (селе, поселке, районном центре, городе) о:

    направленности интересов (музыка, вокал, хореография, театр, прикладное творчество и т.д.);

    степени массовости распространения соответствующих интересов;

    заинтересованности в реализации интересов в процессе групповой деятельности;

    степени готовности к занятиям по интересам в рамках учреждения.

    Необходимо выявить конкретных носителей данного интереса.

    Методы выявления интересов:

    социологические (анкетирование, опрос, интервью). Можно провести в учебных заведениях, общежитиях, на предприятиях, на клубных мероприятиях.

    беседы с работниками культуры, учителями, руководителями различных подразделений, с людьми.

    В случае отсутствия интереса к данному виду деятельности, необходимо попытаться сформировать его:

    Провести лекцию-концерт с рассказом об определенном жанре искусства и показом концертных номеров или видеоматериалов;

    пригласить в учреждение культуры аналогичный коллектив и продемонстрировать их творчество;

    использовать средства массовой информации (газета, радио, ТВ) для рекламирования создаваемого коллектива;

    провести выставку-презентацию;

    проведение конкурсов, викторин, диспутов с устоявшейся клубной аудиторией.

    2 блок. Информационный или рекламный.

    Приняв решение о создании самодеятельного коллектива, необходимо широко прорекламировать данное событие. Для этого можно использовать все виды рекламы: реклама в СМИ, наружная реклама.

    3 блок. Непосредственная работа с потенциальными участниками. Прием документов.

    Получив информацию о создании коллектива самодеятельного творчества из СМИ, афиш, растяжек и т.п., потенциальные участники самодеятельности могут позвонить или прийти в учреждение культуры. Поэтому работникам культуры необходимо четко продумать встречу с ними:

    установить дни и часы консультаций руководителя коллектива или активистов;

    оборудовать и красиво оформить место встречи;

    проводить беседы с изъявившими желание заниматься потенциальными участниками;

    Оформлять приемные документы - журналы, картотеку, заявления, в которые заносятся сведения о потенциальных участниках самодеятельности (фамилия, имя, отчество, год рождения, место учебы или работы, адрес);

    подготовить к занятиям аудиторию, оборудование, реквизиты, методическую литературу, костюмы и т.п.;

    разработать проекты организационных документов (положение о коллективе, примерный устав), организационную структуру, название.

    В данный период продолжается дальнейшее распространение рекламного материала, в котором в обязательном порядке должна быть точная информация о первом сборе.

    4 блок. Первая встреча руководителя с участниками самодеятельности. Организационное собрание.

    Существует несколько методик приема в коллектив художественной самодеятельности.

    1. Отбор по способностям

    2. . Прием всех без исключения желающих в состав коллектива.

    При проведении первой встречи с участниками самодеятельности или организационного собрания необходимо соблюдать следующие условия. Главная задача руководителя - информационная. Он должен:

    ознакомить участников или их родителей с проектами организационных документов;

    объяснить участникам цели и задачи организации коллектива;

    выработать совместное решение об организации работы коллектива на первом этапе его создания;

    составить расписание - дни и время репетиционных занятий.

    права и обязанности участников коллектива;

    уточнить некоторые правила пользования реквизитом, оборудованием, а также правила технической и пожарной безопасности.

    Организационным собранием заканчивается технология создания коллектива самодеятельного творчества. Впоследствии может осуществляться дополнительный прием в коллектив, который может быть оформлен специальной кампанией. Коллектив может пополняться естественным путем, когда участники приводят на занятия своих друзей и знакомых.

    По окончании набора в коллектив руководитель и его участники решают, в основном, творческо-производственные задачи.

    Учет в процессе организации коллектива национально-культурных и культурно-исторических традиций региона, реальных художественных интересов и потребностей различных групп населения.

    План и программа работы коллектива.

    Планирование – это обоснованная разработка приемов и результатов деятельности на определенный период.

    Планы, разрабатываемые и используемые в сфере культуры, различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны.

    В зависимости от уровня принятия планового решения планы делятся на федеральные, региональные, областные, городские, районные, планы учреждений и организаций и их подразделений, индивидуальные.

    В зависимости от степени директивности, т.е. обязательности выполнения, различаются планы прогнозные – выражающие некоторые ориентировочные представление о планируемом периоде;рекомендательные – содержащие установочные рекомендации; директивные– подлежащие обязательному выполнению.

    В директивных планах содержится четкое определение заданий в цифровых показателях с указанием четких сроков выполнения. Показатели рекомендательных планов носит контрольный характер. Это означает, что учреждение свою деятельность должно построить так, чтобы обеспечить достижение показателей не ниже контрольных. Прогнозные планы представляют собой выявление наиболее вероятных тенденций развития сферы.

    В зависимости от сроков, на которые разрабатываются планы, они делятся на перспективные(среднесрочные и долгосрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные).

    Долгосрочные планы разрабатываются на срок не менее 5 лет. В сфере культуры такие планы разрабатываются на федеральном и региональном уровнях.

    Среднесрочноепланирование охватывает период от года до 5 лет и отличается обычно большей детализацией.

    К краткосрочнымотносятся планы, разрабатываемые на срок до года, а также оперативные планы. В них конкретизируются задания перспективных планов на текущий год, квартал, месяц, неделю. Поэтому краткосрочные планы называются также планами текущей работы. Текущее планирование осуществляется на тех же уровнях, что и перспективное, а также на уровне отдельных учреждений и их подразделений (в том числе самодеятельных коллективов). Наиболее полно деятельность учреждений культуры выражается в годовых планах работы. Дальнейшая детализация и конкретизация плановых заданий достигается в квартальных, месячных, а также других оперативных планах работы. К оперативным относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день, а также оперативные индивидуальные планы.

    Следует различать стратегические и тактические планы.

    В основе любого плана лежит выработка целей. Цели бывают близкие, достижимые, перспективные и далекие. Цели определяют задачи, которые следует решить для достижения поставленной цели.

    Существуют несколько методик разработки целей на планируемый период, разработка любого плана предполагает последовательное прохождение следующей цепочки:

    ЦЕЛИ - представление о желаемом результате

    ЗАДАЧИ - которые необходимо решить для

    достижения каждой цели

    ДЕЙСТВИЯ - которые необходимо выполнить для

    решения задач

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ - материальное, финансовое, кадровое

    и т.д., необходимое для выполнения

    плана.

    Планирование организует и дисциплинирует деятельность коллектива самодеятельного творчества. Руководитель, планируя свою деятельность, может опираться на следующие источники:

    - планы предыдущего года;

    - планы учреждения культуры, в котором функционирует (как текущие, так и перспективные);

    - календари знаменательных дат (городского, федерального, мирового уровня);

    - социальные заказы;

    - положительный опыт аналогичного коллектива НХТ;

    - традиции коллектива или учреждения культуры;

    - информация о направленности досуговых интересов участников самодеятельности, и пожелания;

    - творческие планы самого руководителя.

    Структура плана может варьироваться самим руководителем. Целесообразно всю творческо-производственную деятельность разделить на несколько блоков, такие, как организационно-методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеучебная работа, концертная деятельность. Каждый блок может наполняться, к примеру, таким содержанием:

    Примерная структура плана

    коллектива народного художественного творчества

    I. Организационно-методическая работа

    1. Дополнительный набор участников в коллектив.

    2. Подготовка помещений, аудитории (капитальный или косметический ремонт, оснащение, приобретение реквизита, учебных пособий, нотной литературы и т.д.).

    3. Проведение собраний.

    4. Выбор нового актива, отчет актива о проделанной работе.

    5. Изменение устава.

    6. Изучение потребностей, запросов населения (проведение социологических исследований в этом направлении) др.

    II. Учебно-воспитательная, творческая работа

    1. Постоянное освоение разделов учебной программы от простого к сложному:

    а) занятия по актерскому мастерству, технике речи и художественному слову в драматическом кружке;

    б) занятия по музыкальной грамоте, сольфеджио, по постановке голоса, вокальному мастерству в хоровых коллективах;

    в) классический и характерный тренаж, знакомство с теорией и историей хореографии в хореографических коллективах;

    г) тренаж по физическому развитию и технике циркового искусства в цирковых коллективах;

    д) обучение навыкам игры на музыкальных инструментах в оркестрах и вокально-инструментальных коллективах и т.д.

    2. Постановочная (балетмейстерская, режиссерская, дирижерская) работа.

    3. Репетиционная работа (отработка поставленных номеров, спектаклей, этюдов, композиций, музыкальных произведений и т.п.).

    III. Внеучебная работа:

    1. Посещение учреждений культуры и искусства (концертов, спектаклей, выставок);

    2. Встречи с деятелями культуры и искусства, профессиональными артистами, танцорами, музыкантами, профессиональными и самодеятельными творческими коллективами и т.п.;

    3. Проведение мероприятий внутри коллектива (празднование дней рождения участников, коллектива, встреча Нового года, посвящение новичков в участники коллектива и т.д.

    IV. Концертная деятельность:

    1. Концерты на уровне учреждения культуры, района, города, области.

    2. Гастрольная деятельность.

    3. Участие в конкурсах, фестивалях, чемпионатах.


    Роль этнокультурных центров в организации концертов, выставок, гастролей, фестивалей, смотров и конкурсов коллективов народного художественного творчества. Ролью могут являться цели \задачи деятельности этнокультурных центров, описанных в вопросе 8, 12.

    Этнокультурные центры – это организации, которые чаще всего и занимаются организацией вышеперечисленных видов мероприятий для решения своих целей и задач.

    Вопрос 11. Руководитель творческого коллектива и его

    профессиональные качества

    Аннотация. Руководство творческим коллективом как синтез педагогического искусства и художественного творчества. Основные функции руководителя коллектива (гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, обучающая, воспитывающая). Личностные качества руководителя как профессиональные значимые предпосылки создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе творческого коллектива.

    Менеджмент художественно-творческого коллектива как компонент культуры его творческой деятельности. Организация менеджмента в народном художественном творчестве. Профессиограмма руководителя творческого коллектива. Профессиональные качества руководителя творческого коллектива: профессиональное мастерство, социально-психологические требования, художественно-творческие функции руководителя, организаторские способности. Педагогический такт, педагогическое мастерство.
    Вопрос 11. Руководитель творческого коллектива и его профессиональные качества

    Коллектив – группа, объединенных общими целями и задачами людей, которая достигла в процессе совместной деятельности высокого уровня развития или устремлена к этой высокой цели. Стремление к высокой цели тоже является организующим фактором. Т.е. коллектив – уже слаженный организм, но он может быть еще только растущим, не обязательно высокого уровня.

    Творческий коллектив – в характере и содержании, в цели совместной деятельности появляется творчество. (Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата.) Творческий коллектив понимается как общность людей, объединившихся в формальную или неформальную группу для совместного решения творческих задач, производства новых идей или интерпретация существующих духовных или материальных ценностей. Художественно-творческий коллектив — это одна из разновидностей творческого коллектива.

    Коллектив НХТ ставит перед собой задачи сохранения, популяризации НХТ, особенно среди молодёжи, развитие интереса к НХТ, развитие творческих способностей участников коллектива в русле традиций.

    Важно: продолжение, преемственность традиций.
    Деятельность коллектива заключается:

    • в участии в общих проектах, программах и акциях культурно-досугового учреждения, использование других форм работы, участие в культурной и общественной жизни.

    • Участии в муниципальных, областных, региональных, общероссийских и международных фестивалях, смотрах-конкурсах, выставках и т.д.

    • Накоплении методических материалов а также материалов, отражающих историю развития кол-ва, планы, дневники, отчёты, альбомы, афиши, программы, буклеты, фото, видео м-лы и т.д.

    Деятельность – это внутренняя (психологическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Профессиональная деятельность руководителя творческого коллектива, как всякая деятельность, имеет мотив, цель, средства, результат.

    Специфика коллектива НХТ ставит перед его руководителем определённые задачи:

    • Организация коллектива единомышленников

    • Определение цели, задачи, направления деятельности, организация творческой деятельности

    • обучение участников коллективов этой деятельности и осуществление её;

    • Выбор или разработка программы, куда входит и отбор репертуара

    • управление коллективом и развитие системы отношений в нем

    • организация общения участников коллектива в сфере досуга; их воспитание; развитие определенных свойств и качеств личности участников в процессе творческой деятельности


    Главная цель руководителя творческого коллектива - способствовать развитию личности, приобщению ее к высшим ценностям отечественной и мировой культуры.

    Руководитель - это всегда активная, творческая личность, обладающая качеством организатора, методиста, педагога-практика, психолого-педагогическими компетенциями, высоко нравственная личность (духовная нравственность, мораль, корректность, общечеловеческие ценности и т.п.); знает типы личностей, возрастные особенности. Это образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться  на близкий и доступный для  подражания образец.

    Сложность и специфика профессиональной деятельности организаторов самодеятельного творчества состоит в том, что она включает в себя три взаимосвязанные направления:организаторское(организационно-творческое), педагогическое(учебно-воспитательное) и художественно-творческое. Кроме того, организаторская деятельность может включать административно-управленческий аспект, педагогическая— пропагандистский, а художественно-творческая— организацию и проведение массовых мероприятий. Руководство творческим коллективом - это синтез педагогического искусства и художественного творчества.

    Творчество является непременным условием и средством достижения желаемого результата, оно составляет сущность деятельности руководителя творческого коллектива.

    Педагогическая деятельность специалиста — это также творческий процесс, особенно важный в условиях разнородности контингента (по образовательному уровню, социальному составу).

    Неразрывно связанная с педагогической организаторская деятельность требует умения быстро принимать решения в неожиданных, непредсказуемых ситуациях. Организационно-творческая работа заключается в:

    • Организации деятельности по реализации программы

    • Выбор методов и форм работы с коллективом (урок, игра, индивидуальные, групповые занятия и т.д.)

    • Рефлексии – отслеживании результатов.(руководитель рефлектирует, участники коллектива саморефлексируют) Результаты, полученные в результате анализа работы могут заключаться в отзывах зрителей, общественном резонансе, появлении интереса к дальнейшей деятельности и т.д.

    • Корректировка– устранение проблем после результатов рефлексии.

    • Диагностикадеятельности коллектива основанная на анализе индивидуальных особенностей каждого члена коллектива (кто что может и хочет, кого куда направить и т.д.)


    Художественно-творческая деятельность организатора, руководителя коллектива — это подготовка и исполнение с коллективом и отдельными участниками концертных программ, номеров, проведение клубных вечеров и др. Подбирая репертуар, руководствуется прежде всего педагогическими целями: повышение художественной культуры, эстетического потенциала, раскрытие эмоционально-творческих возможностей, развитие исполнительских умений и навыков исполнителей.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта