Экономика. 1. Экономическая теория и микроэкономика Вопрос Экономическая теория как наука
Скачать 0.56 Mb.
|
Тема 2. Этапы развития современного хозяйства и экономические системы Изучив материал занятия, вы будете: знать, чем отличаются друг от друга основные школы экономической теории; иметь представление о типах экономических систем; уметь различать школы и системы в экономической теории. Основные понятия: натуральное хозяйство; потребительная стоимость; меновая стоимость; естественные законы природы; меркантилизм; либерализм, или классическая политическая экономия; концепция «невидимой руки»; трудовая теория стоимости; естественная стоимость; рыночная стоимость; закон рынков Сэя; факторы производства; теория воздержания; марксизм; прибавочная стоимость; маржинализм; институт; институционализм; кейнсианство; неолиберализм; неоклассический синтез; традиционная экономика; централизованная экономика; рыночная экономика; смешанная экономика; основной вопрос экономики. Вопросы темы: 1. Этапы развития современного хозяйства. 2. Типы экономических систем. На этом занятии вам предстоит познакомиться с основными школами экономической теории и типами экономических систем. Полученные на этом занятии знания помогут вам понять логику развития экономической мысли и преемственность основных экономических школ, а также типов экономических систем. Вопрос 1. Этапы развития современного хозяйства. В разные времена люди по-разному пытались воплотить в жизнь экономические цели общества. Это вызвало к жизни множество течений, предлагавших свои варианты достижения подобных целей (рис. 8). Они объединялись в большие направления, которые мы сейчас вкратце и рассмотрим. Рис. 8. Направления развития экономической мысли Неклассическая теория. Хозяйство Античности и Средневековья. Первые экономические концепции появились еще в Античности. Основой развития хозяйственных теорий той эпохи являлись естественные законы природы, поддерживающие традиционную экономику, в частности натуральнохозяйственный уклад жизни общества.
Такое хозяйство являлось предшественником рыночного или товарного хозяйства и было распространено до XVII века. Законодательная деятельность древних государств была направлена на разработку и поддержание прав собственности и укрепление централизации государственной власти. Существовало рабство, которое было патриархальным и классическим. В первом случае у раба были определенные права и относительно невысокая норма эксплуатации. Раб мог представлять интересы хозяина как в его доме, так и в его торговых делах. Во втором случае у раба не оставалось никаких прав. Такая форма рабства была характерна для крупных империй периода с V века до н.э. по V век н.э. Первые экономические концепции периода Древней истории мы находим на Ближнем Востоке в законах вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Они были направлены на защиту слабого со стороны сильного, в том числе на смягчение долгового рабства, или, в современных экономических терминах, – на установление социальной справедливости. В частности, регламентировалась сильная централизация царской экономической власти, но наравне с этим поощрялось развитие частного сектора в общинах. Царские земли, мастерские и торговые учреждения раздавались чиновникам и воинам за службу в условное держание. Другим категориям населения все это передавалось на правах аренды. За аренду пашни взималось не более чем 1/3 урожая, а за садовые земли – 2/3 урожая. В случае неурожая арендаторов освобождали от арендной платы. Рост урожайности сельского хозяйства, в том числе благодаря орошению, привел к развитию как внутренней, так и внешней торговли. Продавали излишки, а покупали те товары, которые было невозможно произвести в стране. В Вавилоне существовало долговое рабство, ростовщичество. Законы Хаммурапи провозглашали патриархальное рабство и налагали ограничения на норму дохода. На взятое в долг серебро нельзя было назначать более 20 %, а на зерно – более 33 %. Долговое рабство не превышало трех лет. Ростовщики – предтечи первых банкиров – изначально занимались возмездным хранением чужих денежных средств. Со временем для увеличения своего дохода они начали кредитовать тех, кто нуждался в денежных средствах, взимая за это плату. Данная плата устанавливалась в пределах, регулируемых правителем государства, так как запас денег в стране был ограничен. В качестве денег в тот период часто использовались монеты из драгоценных металлов, а их производство велось до тех пор, пока расходы на их добычу и чеканку не превышали указанного на монете номинала. Если процент был слишком большой, то из оборота отвлекалась большая денежная масса, и хозяйственная жизнь в стране замирала. В Древней Греции и Риме были письменно оформлены права собственности, которые легли в основу гражданского кодекса многих государств, включая Россию, а также были сформулированы так называемые «естественные» законы, заложившие фундамент многих экономических концепций Нового времени и Новейшей истории. К этим законам мы вернемся в занятии 3. Так, Аристотель разделил деятельность людей на экономику и хрематистику. Под экономикой он понимал занятия ремеслом, сельским хозяйством, военным делом, а также мелкую торговлю. Самым престижным занятием он считал земледелие, точнее, владение землей. К хрематистике Аристотель относил крупную торговлю, в основном заморскую, с целью наживы, к чему общество того времени относилось негативно. Он же разделил стоимость на потребительную и меновую. Под первой понималось стоимость, связанная с использованием вещи по ее прямому назначению, а под второй – цена, которую можно выручить от продажи этой вещи. Так, меновую стоимость Аристотель относил к сфере хрематистики, а потребительную стоимость – к сфере экономики.
Не осталась без внимания и денежная сфера. Аристотель выделил две функции денег: меру стоимости и средство платежа, считая, что именно они отражали потребительную стоимость денег. Практически все представители периода Древней истории, включая Аристотеля, считали, что разделение людей «по профессиям» и по социальному статусу (рабы – крестьяне – ремесленники – воины – купцы – властители) определялось «естественными законами природы», под которыми подразумевался традиционный уклад хозяйственной жизни общества.
Проиллюстрируем действие естественных законов природы следующим образом. Наблюдая за своими родителями в процессе труда и помогая им, дети осваивали их профессии и продолжали профессионально совершенствоваться всю свою жизнь. Именно этим можно объяснить высокий уровень ремесленных произведений и архитектурных памятников древности. Переход в другие профессии был крайне редким и возможным только для состоятельных людей, которые могли выучить своих детей более уважаемым профессиям. Хозяйство Средневековья. В Средние века «естественные законы природы» отождествляли с Божьей волей как в христианской Европе, так и в других регионах мира. Мыслителей Средневековья в Европе и на Ближнем Востоке, называли канонистами, так как их работы основывались на канонах – религиозных текстах и установлениях. В Европе таким каноном выступала Библия, а на Востоке – Артхашастра, Законы Хаммурапи, Коран. Первыми европейскими канонистами являлись христианские теологи, из которых наиболее яркими фигурами стали Аврелий Августин (Блаженный) и Фома Аквинский (Аквинат). Если Августин представлял так называемый ранний канонизм (до XIII в.), то Аквинский стал выразителем идей позднего канонизма (с XIII в. до настоящего времени). Ранние канонисты опирались в основном на библейские апокрифические и канонические тексты, выступая за достижение эквивалентного обмена в хозяйственной жизни и трудовое накопление богатства, в то время как поздние канонисты кроме Священного Писания, включавшего канонические книги Ветхого и Нового Заветов, ориентировались и на рукописи уважаемых теологов своих эпох. Не следует забывать, что действующий по сей день список книг Нового Завета (Карфагенский канон) был окончательно утвержден только в 419 г. нашей эры. За пределом данного списка оказалось довольно много рукописей как ранних, так и более поздних христиан. Число таких рукописей со временем увеличивалось и становилось основой для появления новых теорий, развиваемых поздними канонистами. В целом средневековые теологи поддерживали идею древних мыслителей о распределении благ, в том числе собственности, на основе естественных законов природы или, как их еще называли, естественного права. Однако естественные законы у канонистов трансформируются в божественные. Основная идея этих законов сводится к тому, что Бог дает каждому то, что человек заслуживает и может сохранить. Если Августин настаивал на том, что процент и прибыль – суть грешные явления, то Аквинский не был столь категоричным. В работах последнего заканчивается разработка теории «справедливой цены», согласно которой цена товара должна покрывать расходы на его производство и давать его производителю дополнительный доход сверх затрат, согласно его статусу в обществе. В отличие от древних авторов и Августина, процент в ростовщических операциях в виде дохода заимодавца Аквинский определял как плату за риск невозврата долга и считал его вполне справедливым явлением. Такая трактовка процента существует в экономической теории и сегодня. Что касается современного экономического и социального учения канонизма, основным проводником идей которого стал Лев ХIII, то в нем провозглашены: 1. трансцендентность всякого общества и индивидуума; 2. приоритет свободы индивидуума по отношению к коллективу как следствие принятия прямого отношения личности и Бога; 3. частная собственность как основа общества и условие свободы индивидуума; 4. социальная ответственность государства и социальный долг предпринимателя как выражение представлений об общем благе и солидарности интересов разных слоев общества. Восточный канонизм представлен работами Ибн Хальдуна. Основные расхождения с христианским канонизмом проявляются в трактовке денег. В деньгах Ибн Хальдун видит главный элемент хозяйственной жизни и считает их основой приобретения и сохранения сокровищ. Трактуя категории «стоимости труда» или заработной платы, он связывает размер заработной платы с количеством труда, с видом труда и с потребностью других людей в этом труде. Данные идеи появляются в Европе только в XVIII веке. Их развил Адам Смит. Кроме того, Хальдун предложил идею государственного предводительства над подданными и поддержку социальных слоев по имущественному признаку в целях перехода от примитивности к цивилизации. В дальнейшем основное развитие экономической мысли перенеслось в западный мир, поэтому мы больше не будем ссылаться на экономические учения Востока. В России канонические идеи нашли отражение в трудах Ермолая-Эразма, который выступал за укрепление централизации государственной власти. Это должно было достигаться посредством усиления поместного землевладения, служилого дворянства. Он поддерживал идею сильной церковной власти, в основе которой должно лежать крупное монастырское землевладение, предлагал выдать землю крестьянам в условное держание и ввести единый налог для крестьян, равный 20 % всех продуктов, которые они производят. По его мнению, это должно было облегчить тяжелое положение крестьян и предотвратить возможные восстания. Также он советовал переселить всех феодалов в города для быстрейшей мобилизации в случае государственной надобности. Классическая теория. Хозяйство Нового времени. В Новое время в Европе появляется хозяйственная теория, названная впоследствии классической теорией политической экономии. Классической она называлась потому, что именно на ее основе развиваются современные экономические направления. Политической – поскольку первым объектом ее регулирования стали политические образования в виде системы управления государством, а затем и основные хозяйственные единицы: потребители и производители. Предшественником классической теории является меркантилизм. Меркантилисты считали, что национальное богатство зависело от запаса драгоценных металлов в стране, и долгом государства являлось преумножение этого запаса посредством проведения политики активного баланса: сначала денежного, а затем торгового. В целях увеличения запаса драгоценных металлов правительство не допускало ввоза в страну дорогих товаров и вывоза драгоценных металлов, но поддерживало поставщиков товаров на экспорт и закупки дешевого сырья из-за границы. Так как проводимая государственная политика регулировала сферу обращения (торговли), она получила название меркантилизм от лат. mercator – «торговец, купец». Эта политика имеет и другое название – протекционизм, от слова protector – «защитник». Ведь государственная власть старалась защитить хозяйство страны.
Меркантилизм был представлен двумя подходами: ранним и поздним. В основе раннего меркантилизма лежала концепция активного денежного баланса, подразумевавшая серьезные торговые ограничения и необходимость покупки товаров в стране на полученные средства из-за границы. В то время как поздний меркантилизм основывался на концепции активного торгового баланса, сводившейся к необходимости превышения доходов по экспорту над расходами по импорту и ослаблении существовавших ранее ограничений. В России идеи меркантилизма воплощал в жизнь Петр I Великий. Второй крупной системой после меркантилизма стал либерализм (от франц. liberal – «свободный») – классическая школа в политической экономии. Промышленный переворот и развитие хозяйства во второй половине XVIII – первой половине XIX века дало возможность получать бóльший доход в производстве, а не в торговле. Как следствие – экономические исследования были перенесены в производственную сферу.
Так, Смитом была высказана идея, получившая со временем название «невидимой руки».
Концепция «экономического человека» (человека-эгоиста) подразумевает то, что каждый субъект хозяйства при осуществлении своих действий руководствуется личными интересами и стремится к максимальной выгоде для себя. Например, чтобы увеличить объем продаж, продавцы снижают цены. Так, вплоть до конца XVIII века технологии производства товаров были весьма схожими. Значит, чтобы продать бóльше товара и быстрее получить выручку, следовало убедить покупателей приобретать товары именно у определенного продавца, что достигалось посредством снижения цен или, более точно, ценовой конкуренции. Снижение цен привлекало покупателей, вызывая увеличение доходов продавцов. Государство собирало больше налогов с больших доходов, а потребители, тратя все меньшую долю своего бюджета на покупку дешевеющих товаров, при прочих равных условиях переходили на более высокий уровень жизни. В рамках либерализма была разработана трудовая теория стоимости.
Сама стоимость подразделялась на естественную и рыночную. Если естественная стоимость товара подразумевает стоимость ресурсов, в том числе трудовых, необходимых для его производства, то рыночная стоимость товара – это цена, складывающаяся на рынке в конкретный момент времени. Она может быть ниже или выше естественной, а может и сравняться с ней.
Анализ производственной сферы привел классиков, в частности Смита и Давида Рикардо, к выводу о том, что разделение труда и специализация являются механизмом повышения производительности. Так как, с одной стороны, работник выполнял простые операции вместо сложных, что сокращало расход времени при переходе от одной стадии работы к другой. С другой стороны, выделение простых производственных операций создало условия по замене труда работника трудом машины. Именно в выделении простых операций были скрыты необходимые предпосылки для начала промышленного переворота, так как первые машины не могли выполнять сложные операции. В области сельского хозяйства Рикардо внес существенный вклад в разработку теории земельной ренты (дохода от использования земли), предложив понятие «дифференциальной ренты». Дифференциацию, или различие, он проводил по двум факторам: по местоположению земли и по ее качеству.Чем ближе земля к рынку сбыта выращиваемой на ней продукции и чем выше качество земли, тем выше ее цена. Еще одной заслугой Рикардо стала разработка идеи «золотого стандарта». Он развивал количественную теорию денег, настаивая на том, что в обращении могут находиться не только монеты из драгоценных металлов, что имело место вплоть до окончания Второй мировой войны, но и бумажные деньги. Необходимым для этого условием он считал свободный размен бумажных денег на золото. Однако Рикардо предупреждал, что расширение объема бумажных денег должно проводиться в определенных пределах. Данный объем денег должен соответствовать золотому запасу страны и стоимости товаров, продаваемых в государстве. Если количество бумажных денег превысит указанный уровень, то деньги станут обесцениваться. То есть цены товаров, выраженные в бумажных деньгах, будут увеличиваться, а цены в золоте не изменятся (при прочих равных условиях). Значит, люди перестанут использовать бумажные деньги и перейдут к использованию денег из драгоценных металлов. Либеральные идеи в России поддерживали западники. Последователи либерализма обогатили экономическую теорию рядом интересных идей, из которых наиболее интересными являются закон рынков Сэя, теория воздержания Сениора и прибавочная стоимость Маркса. Жан Батист Сэй сформулировал так называемый «закон рынков». Он утверждал, что в закрытой экономике, где используются все ресурсы, товаров не может быть произведено больше, чем они будут потреблены, так как предложение будет поддерживать существующий спрос. То есть не может быть общего кризиса перепроизводства. Дело в том, что в закрытой экономике с полной занятостью и отсутствием сбережений (что являлось исходными пунктами теории Сэя) работники, производящие товары, получают за это определенный доход, который они тратят на товары, выпускаемые другими работниками. В статичной ситуации предложение товаров одним работником удовлетворяет спрос другого работника, в то время как спрос другого работника поддерживает предложение первого.
Сэй указал на основные компоненты любого производственного процесса, которые получили название «факторы производства», или «экономические ресурсы». Среди них он выделил землю, капитал, труд и предпринимательскую способность.
Насау Уильман Сениор стал автором «теории воздержания». Он предложил определить доходы рабочего и капиталиста как плату за воздержание.
Идею Сениора о воздержании, точнее о замене одного блага другим, мы разберем на примере рынка труда, когда будем обсуждать эффект замены в занятии 10. Во второй половине XIX века на базе либерализма появилось новое направление экономической мысли, инициированное Карлом Марксом, – «марксизм».
Под средствами производства Маркс понимал конкретное выражение капитала: здания, сооружения, станки, оборудование и т.д. Маркс утверждал, что прибыль капиталиста формируется за счет неоплаченного труда наемных работников: рабочая сила создает прибавочную стоимость, и источник этой стоимости в том, что капиталист платит работникам меньше, чем они заработали в действительности.
Отсюда Марксом делается вывод о необходимости передачи средств производства в руки работников. Тогда, с точки зрения Маркса, работники в качестве хозяев средств производства будут получать все, что они заработали, и капиталисты не будут их ограничивать, по крайней мере в финансовой сфере. Однако практика данную теорию не подтвердила. Идеи Маркса в России получили развитие благодаря Владимиру Ильичу Ленину (Ульянову). Неоклассическая теория. Маржинализм и институционализм. На рубеже XIX и XX веков на базе классической теории, или либерализма, возникают два направления, описывающих особенности системы хозяйствования того времени: маржинализм и институционализм. Маржиналисты пытались объяснить поведение покупателя и продавца на основе анализа предельных величин. Французское слово marge означает «предел».
В рамках первой волны маржинализма – субъективизма, или австрийской школы, – была разработана модель поведения потребителя, которую мы подробно рассмотрим в занятии 7. На второй волне маржинализма – в рамках неоклассики, или кембриджской школы, – Альфред Маршалл разрабатывает теорию равновесной цены, в которой объединяет теоретические разработки субъективистов в области потребления и неоклассический анализ поведения фирмы-производителя. Начинаются разработки теорий государственного регулирования экономики. Фактически на разработках представителей второй волны маржинализма и построен наш курс микроэкономики. В дореволюционной России идеи маржинализма отразились в работах неонародников, в частности в трудах Александра Васильевича Чаянова, разрабатывавшего теорию предельной полезности применительно к российскому сельскому хозяйству. Крестьянина, старающегося удовлетворить свою потребность в продовольствии, он сравнивает с фермером, который стремится получить прибыль. Чаянов приходит к выводу, что крестьянин, в отличие от фермера, не обращает внимания на ценовую динамику. Первый продолжает работать до тех пор, пока не получит все необходимое для поддержания своего хозяйства. Или, в терминах теории предельной полезности, пока предельная тягость труда не сравняется с предельной полезностью выращиваемой продукции. Институционализм основывается на идеях представителей исторической школы Германии, которые выступали оппонентами либерализма и утверждали, что экономическая теория должна была сконцентрироваться на изучении экономической истории. Идеи «исторической школы Германии» в России развивались в рамках так называемой «государственной школы», представители которой считали, что государство и его деятельность являются основной движущей силой исторического процесса. Ее основатели – Борис Николаевич Чичерин, Константин Дмитриевич Кавелин – противопоставляли историю России истории Западной Европы. Институционалисты считали, что общественные институты не оставляют рынку возможности для саморегуляции и государству следует контролировать и регулировать экономическую систему. Под институтом они понимали набор элементов, который может быть выделен из всей совокупности применительно к какой-то категории или явлению, например: кредитные институты, институт собственности, институт права и т.д. Среди их концепций наиболее известны эффект Веблена и теория внешних эффектов Коуза. Свою задачу институционалисты видели в попытке связать экономику с другими науками – юриспруденцией, социологией, историей, психологией, математикой. Был сделан акцент на то, что хозяйствующий субъект – как потребитель, так и фирма – действует не только исходя из своих собственных интересов. Ведь в современном обществе хозяйствующий субъект находится под воздействием институтов: права, корпоративной этики, общественного мнения, религии, моды, привычек. Так как ему приходится учитывать интересы окружающих его субъектов хозяйства, он уже не думает только о собственной выгоде. Если у неоклассиков действие «невидимой руки» Смита тормозилось лишь производителями – монополиями, – то институционалисты добавляют к ограничивающим факторам и действия покупателей. Рынок практически полностью лишается саморегуляции, а экономика – возможностей для развития. В такой ситуации рынку требуется постоянный помощник-контролер, и эту функцию, по мнению институционалистов, может выполнять правительство страны.
На основе маржиналистских и институциональных концепций сегодня ведется анализ поведения потребителя и производителя, а также строится теория рыночного равновесия. Новейшая история. Теории государственного регулирования хозяйства. Во второй трети ХХ века для сглаживания экономических кризисов, вызываемых спекуляциями, сбоями поставок ресурсов и сильными колебаниями спроса, правительства многих государств переходят к регулированию хозяйственной деятельности внутри страны. Регулирование развивалось в двух формах: активной (кейнсианство) и пассивной (неолиберализм). Теоретической основой новых теорий по-прежнему была классическая, точнее, уже неоклассическая теория. Кейнс выступил самым последовательным сторонником прямого, или активного, государственного регулирования экономики через воздействие на совокупный спрос с помощью инструментов фискальной политики: налогообложения и субсидирования.
Неолибералы, в частности монетаристы в лице Егора Тимуровича Гайдара, Алексея Леонидовича Кудрина, настаивали на косвенном, или пассивном, государственном регулировании экономики через воздействие на совокупное предложение, в частности путем изменения объема денежной массы.
Неоклассический синтез объединил кейнсианскую и неолиберальную теорию, в частности монетарную, что привело к одновременному использованию фискальной и монетарной политики и к более эффективному регулированию экономики. Кейнсианскую и неолиберальную теории мы расссмотрим в курсе макроэкономики.
Теории государственного регулирования экономики мы разберем в курсе макроэкономики. Вопрос 2. Типы экономических систем. Наряду с основными школами в экономической теории выделяются четыре типа экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная и смешанная (рис. 9). Рис. 9. Четыре типа экономических систем Традиционная экономика подразумевает верховенство традиций, обычаев, законов. Общество ведет вполне предсказуемую жизнь и в основном не переживает экономический прогресс. Используются старые, освоенные технологии. Такая система была характерна для первоначального этапа развития цивилизации. Сегодня она практикуется некоторыми племенами Африки и Латинской Америки, Северного Заполярья – народами, не принявшими новшества цивилизации.
Централизованная экономика – это вторая экономическая система, сменившая традиционную систему хозяйствования. По мере развития цивилизации усложнялись взаимоотношения между людьми. Основная роль стала отводиться фараону, князю, королю, императору, радже. Поселения группировались около какого-то центра хозяйственной жизни – дворца или храма – и управлялись с помощью четкой иерархии. В XX веке эта система была использована Советским Союзом и социалистическими странами. Сегодня она практикуется Северной Кореей, Кубой.
Рыночная экономика означает, что основным звеном, регулирующим хозяйственную жизнь страны, является рынок, точнее, ценовой механизм и конкуренция. Именно на рынке решается вопрос о направлениях развития товарного производства. Чистая рыночная экономика просуществовала весьма недолго – в XVIII и первых двух третях XIX века, да и то не во всех странах мира.
В последней трети XIX века конкуренция небольших товаропроизводителей начала нарушаться крупными фирмами, появившимися после промышленного переворота. Постепенно правительство было вынуждено приступить к регулированию рынка. Оформилась смешанная экономическая система. В настоящее время экономика практически всех стран мира является смешанной. Это значит, что экономику регулирует не только рынок, но и правительство. В некоторых случаях появляются и элементы традиционализма. Однако в силу того что основная регулирующая роль принадлежит все-таки рынку, смешанную экономическую систему можно условно отнести к рыночной.
Подобный способ подразделения экономических систем помогает дать ответ на основной вопрос экономики: что, как и для кого производить в отношении каждой системы. Так, в традиционной экономике производитель ориентируется на традиции общества, в централизованной – на главу общества, в рыночной – на рынок, а в смешанной – на все вместе взятое.
Основные выводы: 1. К основным школам в экономической теории относятся: экономическая мысль Античности («естественные законы природы»); экономическая мысль Средневековья («канонизм»); меркантилизм (протекционизм); либерализм, включая марксизм (свободная торговля); маржинализм (анализ предельных величин); институционализм (подавление рынка общественными институтами); кейнсианство (активное государственное регулирование экономики); неолиберализм (пассивное государственное регулирование экономики). 2. Экономисты среди экономических систем выделяют: традиционную (регулятор хозяйственной жизни – традиции); централизованную (регулятор хозяйственной жизни – центр); рыночную (регулятор хозяйственной жизни – рынок); смешанную (сочетание элементов всех систем). 3. Основной вопрос экономики: что, как и для кого производить. Вопросы для самопроверки: 1. Сформулируйте основные концепции каждого направления экономической теории. 2. Что подразумевает неоклассический синтез? 3. Охарактеризуйте особенности функционирования каждой экономической системы. 4. Раскройте смысл основного вопроса экономики. Раздел 2. Понятийный аппарат экономики |