1. Интегральная социология П. Сорокина. П. А. Сорокин (18891968) общепризнанный классик мировой социологии. Создал социологическую теорию, которую назвали интегральной
Скачать 0.5 Mb.
|
16.Горизонт прогноза, конструирование будущего. Основополагающие принципы искусства мягкого управления. Горизонт прогноза — крайний срок, для которого прогноз действителен с заданной точностью. В некоторых работах этот термин трактуется иначе: как промежуток времени, на который рассчитывается прогноз. Для последней трактовки лучше применять термин “глубина прогнозирования”. Так же, как и в планировании, экономико-математическое моделирование, как правило, исходит из трех уровней Г. п.: долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного, длякаждого из которых строятся свои, специфические (по учитываемым экономическим явлениям и математическому аппарату) модели. Горизонт прогнозирования может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным. Долгосрочный прогноз связан с выработкой инвестиционной стратегии и формированием инвестиционного портфеля, включающего крупномасштабные капиталоемкие объекты реального инвестирования. Долгосрочный прогноз может разрабатываться на срок свыше трех лет. Среднесрочный прогноз необходим для корректировки инвестиционной стратегии предприятия, формирования инвестиционного портфеля за счет отдельных не слишком капиталоемких реальных инвестиционных проектов, долгосрочных финансовых инструментов, реинвестирования капитала, вложенного в неэффективные проекты. Среднесрочный прогноз разрабатывается на срок от одного года до трех лет. Краткосрочный прогноз необходим для выработки тактики инвестирования и формирования инвестиционного портфеля за счет различных краткосрочных финансовых инструментов. Такой прогноз составляется на основе учета влияния на конъюнктуру инвестиционного рынка факторов, имеющих кратковременный, случайный характер. Период составления краткосрочного прогноза не превышает одного года. Современные исследования будущего, называемые иногда футурологией, — в корне отличаются и от идеологии, оправдывающей существующее в обществе положение вещей, и от утопии, отвергающей его. Это использование научных (трансдисциплинарных) методов для исследования будущего, построение различных сценариев развития, оценка вероятности осуществления того или иного сценария и понимание конструктивной, созидательной, активной роли человека. В качестве нового слогана принимается тезис, зафиксированный Франком Тайгером: «Ваше будущее зависит от многих вещей, но, прежде всего, от вас самих». «Мягкое" управление - это управление посредством "умных" и гармоничных воздействий на управляемую систему. Слабые, но соответствующие внутренним тенденциям управляемой системы, так называемые резонансные воздействия и влияния чрезвычайно эффективны. Они должны соответствовать внутренним тенденциям развития сложной системы. Искусство правильного резонансного управления может высвободить мощные внутренние силы и возможности общества. Искусство "мягкого" управления состоит в способах самоуправления и самоконтроля. Главная проблема заключается в том, как управлять, прикладывая минимальные усилия, и как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для субъекта путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Для осуществления "мягкого" управления необходимо формировать "правильный" вектор воздействия на управляемую систему. В первую очередь нужны не энергия и сила, а знания. Резонансное управленческое воздействие - это правильное влияние, распределенное в пространстве и времени. Нужно знать где воздействовать и когда. Иногда возможно так изменить собственные свойства сложных систем, что происходит трансформация спектров структур-аттракторов эволюции, то есть изменяется набор возможных путей в будущее. Чтобы эффективно действовать в сложном и нестабильном мире, необходимо принимать во внимание контекст управления, с одной стороны - ближайший, с другой стороны - достаточно широкий. Познание мира как целостного становится одновременно интеллектуальной и жизненной необходимостью управления в современном мире. "Думай глобально, а действуй локально!" - вот лозунг сегодняшнего дня. Резонанс это способность человека отражать переживания другого и таким образом давать ему возможность реагировать или " заглушать" реакцию, если она слишком сильна или мучительна. Точка бифуркации — критическое состояние системы, при котором система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределённость: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдёт на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Свойства точки бифуркации: Непредсказуемость. Обычно точка бифуркации имеет несколько веточек аттрактора (устойчивых режимов работы), по одному из которых пойдёт система. Однако заранее невозможно предсказать, какой новый аттрактор займёт система. Точка бифуркации носит кратковременный характер и разделяет более длительные устойчивые режимы системы. лавинный эффект хеш-функций предусматривает запланированные точки бифуркации, преднамеренно вносящие непредсказуемые для наблюдателя изменения конечного вида хеш-строки при изменении даже единого символа в исходной строке. 17. Наука как социальный феномен, социальные функции науки. Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо 1) как форма деятельности, либо 2) как система или совокупность дисциплинарных знаний или же 3) как социальный институт (исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части). Наука предстает, прежде всего, как социальный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социальный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Часто наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ «культуры». Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности. Как социальный феномен, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Отвечая на идеологические потребности общества, наука предстает как инструмент политики. Выделяют внешнюю (обществово либо поддерживает рост науки, либо нет) и внутреннюю социальность науки (влияние внутренних установок, ценностей и норм на развитие науки). В качестве особой и приоритетной проблемы выделяют вопрос о социальных функциях науки, среди которых чаще всего выделяют следующие: - культурно-технологическая функция - связана с обработкой и возделыванием человеческого материала — субъекта познавательной деятельности, включение его в познавательный процесс; - функция непосредственной производительной силы - выступает в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей; - проективно-конструктивная функция - данная функция связана с созданием качественно новых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально. - функция производства и воспроизводства истинного знания - так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав необходимых функций науки включалось описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Современную науку называют Большой наукой. В конце XX в. численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. Наука включает около 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. Новые источники энергии и информационные технологии — перспективные направления современной науки. Возрастают тенденции интернационализации науки, а она сама становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. 18. Понятие парадигмы. Социология как полипарадигмальная наука. В 1961 г. американский ученый Томас Кун опубликовал работу «История научных революций», в которой впервые ввел в научный оборот термин «парадигма». Под парадигмой в общественных науках понимается «исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе». Изменение парадигм расценивается как научная революция. Все науки делятся на монопарадигмальные и полипарадигмальные. В монопарадигмальных науках доминирующей является одна парадигма. В полипарадигмальных науках работают несколько парадигм. Социология как наука относится к полипарадигмальным наукам. Это обусловлено тем, что общество – сложный объект исследования, очень динамичный, в нем действует большое количество причинно-следственных связей, специфических закономерностей. В социологии выделяют несколько наиболее отчетливых и значимых для развития социального знания парадигм, связанных с конкретными школами и направлениями. Парадигма социальных фактов (Э. Дюркгейма шк. функционализма): социальная реальность рассматривается как самостоятельная и не зависящая от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов — социальных структур и институтов, которые и выступают предметом изучения социологии. В дальнейшем в рамках этой парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон) и теория конфликта (Р. Дарендорф). Общая гипотеза функционализма заключается в том, что любой конкретный социальный феномен должен исследоваться с точки зрения выполняемых им в обществе функций. Парадигма понимания М. Вебера и В. Парето: любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектами социального действия — индивидами. Согласно Веберу, в основе всякого действия лежит понимание и социолог должен выявить его, постигнуть рациональные мотивы актора. В дальнейшем развитие этой парадигмы привело к появлению таких направлений, как феноменологическая социология А. Шюца, этнометодология Г. Гарфинкеля, символический интеракционизм Т. Лукмана и Г. Мида. Парадигма социального поведения (соц. бихевиоризм Б. Скиннера и теории соц. обмена Дж. Хоманса и П. Блау): социальное поведение человека имеет реактивную природу, т.е. детерминировано простыми биологическими реакциями и представляет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Отсюда делается вывод о возможности управлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний. Парадигма социально-исторического детерминизма (К. Маркса и его послед: социальная реальность понимается как совокупность отношений, возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности. Тем не менее роль самих реальных индивидов фактически минимизируется, а единственным фактором развития общества считаются социально-экономические структуры, взаимодействующие между собой согласно внутренней логике естественно-исторического процесса. Парадигма психологического детерминизма сформировалась на стыке социологии и психологии и на основе психоаналитической концепции 3. Фрейда, согласно которой внутренняя жизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. В этой парадигме социальная реальность понимается как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального (инстинктивного) начала и подавляющего его общества. Этой борьбой объясняются происхождение культуры, искусства, поступки индивидов, возникновение и массовый успех идеологий, направленность политики государств. Впоследствии из подхода Фрейда развились фрейдомарксизм (Г. Маркузе, Ф. Райх) и неофрейдизм (Э. Фромм, Д. Рисмен). В классификации социологических парадигм российского социолога В.П. Култыгина парадигмы выделяются по методологическому критерию. 1. Натуралистическая парадигма объединяет социологические направления, основанные на методах исследования, близких к методам естественных наук - О. Конт, Г. Спенсер. В рамках данной парадигмы исследуется только объективный факт, практикуются математические и эмпирические методы исследования. 2. Интерпретирующая парадигма основывается на признании принципиального различия между предметом и методами естественных наук и социальных. Отсюда вытекает необходимость для социологии не констатировать и изучать объективные факты социальной жизни, а ориентироваться на понимание субъективного мира акторов, их мотивов и побуждений. Такова «понимающая социология» Вебера и унаследовавшие те же методы этнометодология и феноменологическая социология. 3. Оценивающая парадигма предполагает соединение чисто исследовательской деятельности социолога с социально-критической и, возможно, социально-преобразующей. В рамках этой парадигмы социологические концепции имеют критический и преобразующий потенциал и связаны с оценкой социальной реальности - К. Маркс, К. Поппер, А. Этциони, Ч. Р. Миллс. Несмотря на такой богатый парадигмальный багаж социологии, все теории являются современными и их использование позволяет осуществлять систематизацию знания, объяснять социальную реальность и ее динамику. Таким образом, социология представляет собой полипарадигмальную науку, фундаментом которой служат теории и концепции классической социологии. 19. Процесс становления постмодернистского общества, его концептуальные интерпретации. Политологи и социологи считают, что постмодерн обнаруживается в сфере социальной и политической в начале 70-х годов. Относительно более точной даты его рождения единого мнения нет. Многие называют 1972 год, но связывают его с разными событиями: например с выходом в свет книги «Пределы роста», опубликованной «Римским клубом», в которой делается вывод о том, что если человечество не откажется от существующего типа экономического и научно-технического развития, то в недалеком будущем оно испытает глобальную экологическую катастрофу. В 80-е годы постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха и триумфа. В ходе эволюции многие идеалы и ценности Просвещения оказались либо не реализованными, либо существенно искаженными. Так в 19 веке экспансия ценностей западного мира на другие континенты осуществлялась не через просвещение и воспитание, но с помощью грубого навязывания и насилия. Действительной движущей силой при этом выступала не цивилизаторская миссия, а экономический и политический интерес. В результате сложилась мировая колониальная система, основанная на несправедливости, эксплуатации и угнетении. Помимо этого, человечество прошло через многие другие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей. 1. экономический кризис 30-х годов. Это потрясение вызвало к жизни фашизм, который в свою очередь породил 2 мировую войну. В то же время кризис изменил характер капитализма и собственно капиталистического производства. Реальная опасность социально-экономической и политической катастрофы заставила господствующий класс пойти на серьезные уступки и коррективы. 2. экологический кризис, начало которого следует отнести к 60-е годам ХХ века. Глобальный экологический кризис парализовал человеческий дух, уничтожил прежний футуризм, устремленность в светлое будущее, ибо это будущее оказалось слишком пугающим. Проявившись вначале в сфере эстетической культуры – архитектуре, литературе и искусстве, – затем оно стало распространяться и на другие сферы, в том числе отразилось на социальной структуре общества и в механизмах управления общественными процессами. 3. фундаментальные политические трансформации ХХ века: это, прежде всего возникновение и разрушение тоталитарных режимов (Германия, СССР, Китай), возникновение двухполюсной, а затем многополюсной мировой политической системы, начало столкновения цивилизаций, выступающих как автономные и замкнутые культурные и религиозные миры. В области мировой политики прежняя политическая констелляция модерна – мировое господство европейских держав – была подорвана в результате первой мировой войны, на смену этому пришло господство сверхдержав – США и СССР, которые сами, все больше втягиваясь в критическую ситуацию, уже не могли неограниченно проводить свою линию даже в пределах собственных сфер влияния. В результате, формируется постмодерная (пост-колониальная, пост-империалистическая) констелляция в сфере мировой политики. Вместе с ней возникает полицентричный мир, пронизанный (благодаря современным средствам массовых коммуникаций) сетью многообразных взаимосвязей. Концептуальная модель.Общество постмодерна: основные черты Постмодерн — третья стадия в развитии капитализма (после индустриального модерна и модерна радикального/ рефлексивного/текучего), представляющая собой новую эпоху в развитии человечества, для которой характерно качественное увеличение рукотворных неопределенностей, появление новых рисков, что связано с усложнением социокультурной динамики общества, саморазвитием социума, переходом к нелинейности, глоболокальности, а также с возникновением виртуальной реальности, в которой господствуют симулякры и симуляции. Как считает французский социолог и культуролог Ж. Бодрийяр, постмодерн — это стадия общественного развития, в условиях которой социальное растворяется, разжижается в массе: такие социальные реалии, как класс или этнос просто растворяются при создании огромной, недифференцированной массы, которая скорее является статистической категорией, а не социальной общностью. По Ф. Джеймисону (американский социальный теоретик) — общество постмодерна характеризуется следующими чертами: текст, являющийся структурой знакового потока, вытесняет работу; доминируют виртуальные образы. Для мышления постмодернистского индивида характерна фрагментация событий, их бессвязность, своеобразное попурри. По 3. Бауману — это состояние современного общества, которое сводится к следующему: плюрализм культур, который распространяется буквально на все: традиции, идеологии, формы жизни и т.д.; постоянно происходящее изменение; отсутствие каких-либо властных универсалий; доминирование средств массовой информации и их продуктов; отсутствие основной реальности, ибо все в конечном счете, представляет собой символы Конкретнее рассмотрим взгляды Э. Гидденса на постмодерн. В отличие от характеристик радикального модерна социолог называет следующие черты постмодерна: - изменения бытия происходят в контексте разрывов в познании; - социальные трансформации обретают центробежный и беспорядочный характер; - личность индивида подвергается разрывам, расчлененности в результате того, что жизненный опыт носит фрагментарный характер; - истина обретает контекстуальный характер; - ощущается теоретическая беспомощность перед лицом глобализирующихся тенденций; — возникает "опустошение" повседневной жизни как результат вторжения в нее абстрактных систем; — координация политических усилий лишена благоприятных возможностей из-за возрастания роли локального фактора и дисперсии. Процесс глобализации способствует тому, что общества превращаются во все более открытые системы, обретающие принципиально иные пространственно-временные параметры, суть которых социолог определяет, как становление "глобального космополитического общества". Сами постмодернисты оценивают происходящие перемены в обществе по-разному. Одни считают, что общество уже радикально изменилось и перешло в состояние постмодерна. Другие полагают, что постмодерн ныне сосуществует с рефлексивным модерном. |