Главная страница
Навигация по странице:

  • Целесообразность применения метода контент-анализа

  • О РАЗЛИЧИЯХ. Со временем понятие цивилизации стали отличать от культуры.

  • О. Шпенглеромнегативное отношение к цивилизации как "агонии культуры"

  • Культурным человек становится из внутренних побуждений

  • Цивилизованным он становится под воздействием внешних регулирующих норм социальности

  • Становление цивилизации связано с глубинным переворотом в культуре.

  • Социальные механизмы цивилизации, бесспорно, находятся в весьма сложном и противоречивом взаимоотношении с культурой

  • Различие культуры и цивилизации

  • Возникновение и основные исторические этапы развития русской социологии во второй половине XIX – начале XX вв.

  • М.А. Бакунин (1814 – 1876)

  • 1. Интегральная социология П. Сорокина. П. А. Сорокин (18891968) общепризнанный классик мировой социологии. Создал социологическую теорию, которую назвали интегральной


    Скачать 0.5 Mb.
    Название1. Интегральная социология П. Сорокина. П. А. Сорокин (18891968) общепризнанный классик мировой социологии. Создал социологическую теорию, которую назвали интегральной
    Дата16.06.2019
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1-66.docx
    ТипДокументы
    #81937
    страница9 из 15
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

    31. Уметь проводить анализ документов в социологическом исследовании, выявить особенности контент-анализа, как вида формализованного анализа документов.

    Анализ документов как метод сбора социологической информации. Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования. Документом в конкретном социологическом исследовании называют специально созданный автором (коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Метод изучения документов в социологии означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию. Она делится по своему статусу на официальную и неофициальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, ко второй — личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др. В зависимости от формы, в которой фиксируется информация, документы делятся на четыре вида: письменные, иконографические, статистические, фонетические. Среди первых — материалы архивов, прессы, личные документы, т.е. те, в которых информация изложена в форме буквенного текста. К иконографическим относятся кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы и др. Статистические документы представляют данные, в которых форма изложения в основном цифровая. Фонетические документы — это магнитофонные записи, грампластинки. Особым видом документов являются компьютерные документы. По источнику информации документы могут быть первичными и вторичными. Если они составляются на базе прямого наблюдения либо опроса, то это — первичные документы, если же являются результатом обработки, обобщения других документов, то тогда они относятся к вторичным документам. При работе с документами имеет значение знание методов и способов анализа материалов. Выделяют неформализованные (традиционные) и формализованные методы. Первые предполагают использование умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, основных идей. В данном случае социолог должен ответить на ряд вопросов: что представляет собой документ, с которым он работает? какова была цель его создания? на какое время он рассчитан? какова надежность и достоверность информации, содержащейся в нем? как можно ее использовать? каков общественный резонанс документа? При ответе на эти вопросы всегда существует опасность субъективного качественного анализа. В документе, изучаемом социологом, могут быть пропущены какие-то важные аспекты, а акцент сделан на том, что не играет большой роли. Поэтому как альтернатива способу качественного, традиционного анализа возник количественный формализованный метод, получивший название контент-анализа. Контент-анализ - это метод сбора данных и анализа содержания текста. Слово «контент» (содержание) имеет отношение к словам, рисункам, символам, понятиям, темам или же иным сообщениям, которые могут быть объектом коммуникации. Слово «текст» означает нечто написанное, видимое или произнесенное, которое выступает как пространство коммуникации. Это пространство может включать в себя книги, газетные или журнальные статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, этикетки или произведения искусства. Контент-анализ используется уже около 100 лет, и сфера его применения включает в себя литературу, историю, журналистику, политические науки, образование, психологию. Так, на первом заседании Германского социологического общества в 1910 г. Макс Вебер предлагал использовать его для анализа газетных текстов. Исследователи применяли контент-анализ для многих целей: изучали темы популярных песенок и религиозную символику, используемую в гимнах; тенденции, отражаемые газетными статьями, и идеологический тон редакционных передовых статей, тендерные стереотипы в учебниках и учебных пособиях, частоту появления людей разных рас в телевизионных рекламных роликах и программах, вражескую пропаганду в годы войны, обложки популярных журналов, личностные особенности, проявляющиеся в предсмертных записках самоубийц, тематику объявлений и тендерные различия в беседе. Контент-анализ весьма полезен для исследования проблем трех типов. Во-первых, он плодотворен для проблем, предполагающих изучение больших объемов текста (например, многолетних подшивок газет) с использованием выборки и сложным кодированием. Во-вторых, он пригоден в тех случаях, когда проблема должна быть исследована «на расстоянии», например при изучении исторических документов, мемуаров или радиопередач вражеской радиостанции. Наконец, с помощью контент-анализа можно обнаружить в тексте такие сообщения, которые трудно увидеть поверхностным взглядом. Т. о. можно сказать, что изучение документов играет не мало важную роль при сборе информации, а также просто необходимо после проведения различных видов опросов. Его основным преимуществом является наглядность первичных материалов, и следствие большая достоверность результатов.
    Контент-анализ– формализованный, качественно-количественный метод изучения документов: это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической обработкой (Ядов).

    Наиболее часто он используется для описания событий или процессов, происходящих в обществе, изучения социальных изменений. Хотя в основном контент-аналитические исследования выполняют описательную функцию, контент-анализ можно использовать также и для проверки гипотез. Наиболее частый тип проверяемых гипотез-гипотезы об изменении ценностных установок и социального поведения в течение определенного временного периода. Одно из больших преимуществ контент-анализа заключается в том, что он никак не влияет на субъекты исследования: никто не подвергается интервьюированию, анкетированию или эксперименту.

    Целесообразность применения метода контент-анализа:

    1. Необходима высокая степень точности и объективности.

    2. При наличии обширного по объему и несистематизированного материала.

    3. Высокая точность сопоставления разных документов.

    4. Когда большое значение для исследуемой проблемы имеет язык изучаемого источника информации, его специфические характеристики.

    Формализованный метод анализа документов, или контент-анализ. Это метод качественно-количественного анализа документов. Сущность его заключается в алгоритмизированного выделении в тексте определенных элементов содержания согласно с целью и задачами исследования, классификации выделенных элементов в соответствии с концептуальной схемы, их подсчета и количественного представления результатов. Благодаря этому, во-первых, удается избежать субъективизма в изучении социальной реальности, а во-вторых, анализировать, систематизировать и обобщать значительные массивы документов.

    Контент-анализ основан на однообразных стандартизированных правилах поиска, учета, обработки и вычисления количественных показателей, характерных для исследуемого текста. Его использование предполагает рассмотрение содержания текста как совокупности сообщений, событий, оценок, межличностных отношений, социальных проблем, объединенных с помощью единой концепции в некую целостность. Хотя формально контент-анализ и направлен на изучение текста, главной его целью является исследование отражений в нем социальной реальности.

    Потенциальными объектами контент-анализа могут быть различные документальные источники, содержащие текст: книги, периодические издания, речи, правительственные постановления, материалы совещаний, программы, письма и т.д. Его использование целесообразно, если требуется высокая степень точности, объективности анализа материала или если этот материал значительный по объему и не систематизирован. Эффективен он и в тех случаях, когда качественные характеристики, которые изучает исследователь, фигурирующих в исследуемых документах с определенной частотой. Без него не обходятся в ходе исследования языковых особенностей источников информации.

    Применение контент-анализа требует наряду с традиционными процедурами для всех методов исследования (разработка программы исследования: определение проблемы, объекта, предмета, целей, задач исследования, формирование гипотез; формирования выборочной совокупности; выбор типа выборки, проведение необходимых расчетов и т.п.), использование специальных приемов, техники. Методика контент-анализа предполагает прежде определения категорий анализа, которые должны быть адекватно отраженными в содержании исследуемого документа (категория анализа – это общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Они должны определять теоретические понятия исследования, иметь соответствующие признаки (смысловые единицы) в тексте, возможности для однородной регистрации примет.

    После определения категории анализа, их интерпретации, построения теоретической схемы исследования наступает процедура «наложения» упомянутой схемы на конкретный текст. То есть происходит поиск для всех категорий анализа адекватных выражений в языке исследуемых документов. Такие высказывания являются единицами анализа (смысловыми единицами). К ним относятся:

    1. Отдельные слова, словосочетания, термины. Например, экономические понятия: рынок, занятость, приватизация, управление и т.п.; политические: демократия, референдум, выборы, власть и т.д.; нравственные, правовые понятия: закон, социальные отклонения, нормы, ценности и т.п.; социальные: социальная защита, социальное самочувствие, бедность и т.д. .

    2. Темы, сообщения, высказанные в смысловых образах, статьях, частях текста, которые обеспечивают полную характеристику содержания документа, чем предыдущие единицы анализа. Так, темы, в которых рассматриваются международное положение Украины, переход к рыночным отношениям, борьба с преступностью, образ жизни и здоровье нации, ее отдельных сообществ, образование, спорт, семейные отношения и т.д., предоставляют богатый материал для анализа и последующих выводов относительно реальной социальной ситуации в Украине и отдельных ее регионах.

    3. Фамилии исторических деятелей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, представителей различных социальных общностей, что является определенным обобщенным типом деятеля, которому присущи определенные социальные черты. Их анализ дает исследователю важную информацию об исследуемой исторической эпохе, доминирование конкретных политических, социально-экономических идей, влияния определенных деятелей на формирование общественного мнения и т.д. К этой группе можно также отнести упоминание организаций, учреждений, других социальных институтов.

    4. Суждения, законченная мысль, логическую цепь. Это наиболее сложные единицы анализа, поскольку имеют большую степень конструктивности. Их структура является более дифференцированной, чем в других единицах анализа, и содержит несколько элементов.

    Проведение контент-анализа требует предварительной подготовки исследовательских документов. Обязательными среди них являются: классификатор контент-анализа, кодирующие карточка, бланк контент-анализа и инструкция кодировщике, каталог (список) проанализированных документов.

    Классификатор контент-анализа – общая таблица, содержащая список категорий и подкатегорий, присвоенные им коды и единицы анализа.

    33. Охарактеризовать возможности использования метода фокус-группы в социологическом исследовании и пояснить специфику применения данного метода в социологическом исследовании.
    Метод фокус-группы в социологическом исследовании Фокус – группы - групповое фокусированное стандартизированное интервью в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию. Метод Ф.г. сегодня преимущественно применяется для сбора качественной информации, получаемой от определенного количества малых групп, сформированных по определенным правилам. Место методов Ф.г. в системе методов социологического исследования. В отличие от номинальных методов в методах Ф.Г. используется принцип групповой динамики (участники Ф.Г. взаимодействуют между собой как в реальной ситуации). В дельфийских группах участники разобщены территориально, здесь исследователь не направляет групповые процессы, а лишь обобщает их мнение. Метод мозговой атаки обращает внимание на выработку взаимоприемлемого решения в определенной проблемной ситуации. Ф.г. имеют общие черты с глубинными интервью, однако они более масштабны и одновременно имеют дело не с одним человеком, а с небольшой группой людей. Сходство между Ф.Г. и включенным наблюдением состоит в том, что оба метода дают возможность непосредственно наблюдать процессы социального взаимодействия, только в Ф.Г. предмет этих взаимодействий заранее известен, и весь процесс обсуждения сконцентрирован именно на нем. Групповая динамика - совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в определенную единицу времени. Динамические процессы имеют большое значение в социологическом исследовании с применением описываемого метода. Во-первых, сбор данных происходит в ходе постоянного взаимодействия респондентов, где участники влияют друг на друга. Во-вторых, анализ данных и интерпретация результатов проводятся с учетом данного влияния. В Ф.г. из всего многообразия групповых процессов чаще всего встречаются группообразование, групповое давление, конфликт. На динамику в группе влияют возраст, пол, уровень образования, индивидуально-психические особенности и др. Знание и управление групповой динамикой помогает социологу управлять дискуссией, учитывать ее влияние на респондента, рассматривать процесс трансформации установки и его причины. Этнографический подход (этнометодология) - область сравнительных исследований глубинных структур обыденных побуждений и поступков людей. Перед социологом стоит задача увидеть проблему глазами респондента и зафиксировать видение и объяснение данной проблемы самим респондентом. Методические процедуры проведения Ф.г. 3 основных этапа: 1) подготовительный: определяется цель, объект и предмет исследования, подготовка исследовательской команды, определяется количество Ф.г., их размер, степень формализованности, составляется план дискуссии (сценарий/гайд), выбираются темы, их число, а также место проведения. 2) собственно полевые работы и первичная обработка результатов. 3) анализ данных, включающий расшифровку аудио- и видеозаписи, написание отчета и представлением результатов. В идеале Ф.Г. проводятся в специально оборудованном помещении, которое состоит, как минимум, из двух комнат, отделенных друг от друга полупрозрачным односторонним зеркалом. В одной комнате проходит сама дискуссия, которая обязательно должна фиксироваться на аудио- и видеокассеты. В другой комнате могут присутствовать наблюдатели. Количество участников группы - от 6 до 12 человек. Все будущие участники Ф.г. должны быть знакомы с обсуждаемой темой. Ведет групповое интервью модератор профессиональный исследователь, который должен обладать определенными навыками работы с людьми, уметь расположить их к себе, быть нейтральным. Продолжительность Ф.г. определяется в зависимости от цели исследования и колеблется между 1,5-3,5 часами. Способы отбора участников: 1) случайный отбор по имеющимся в базах данных спискам; 2) "снежный ком" - отбор людей, соответствующих заданным критериям по информации, предоставляемой людьми о своих знакомых; 3) стихийный отбор с использованием экспресс-интервью и анкетирования для выбора наиболее подходящих респондентов. Методы анализа данных Ф.г. 1) контент-анализ (анализ содержания) стенографических записей групповой дискуссии 2) лингвистический анализ (анализ беседы, анализ интеракции) 3) анализ видеоданных (видны невербальные реакции участников группы) 4) дискурс-анализ (исследователь должен быть внимателен ко всем факторам, опосредующим процесс общения, учитывать несоответствие между действиями и словами и оценивать влияние на группу извне. Для превращения в текст дискурс должен быть отделен от специфического речевого события и его автора). 5) метод межгрупповых сравнений. Составление отчета по результатам проведения Ф.г. Главная задача - выделение основных идей и направлений дискуссии и систематизация разрозненных высказываний с учетом поведения участников, последовательности ответов и динамики мнений. Отчеты по результатам могут быть представлены в нескольких вариантах: 1) устный отчет (упор делается на наиболее важных выводах исследования, которые дополняются иллюстративным материалом (слайды, фрагменты видеозаписи и т.п.). 2) письменный отчет включает в себя следующие разделы: цели исследования, результаты исследования, выводы и рекомендации. Исследователь может описать собственный опыт и чувства, но позиция автора может и отсутствовать (распечатки аудио/видеозаписей без комментариев). Чаще всего фокус-группы используются для реализации следующих целей: • генерирование идей; • проверка гипотез для количественных исследований; • подготовка инструментария для количественных исследований; • интерпретация результатов количественных исследований; • изучение особенностей поведения отдельных групп людей. Суждения группы лиц по поводу протекающих массовых явлений могут быть использованы в качестве прогнозных оценок. Существенное ограничение использования метода Ф.Г. состоит в том, что этот метод плохо подходит для изучения иерархически организованных взаимодействий руководства и подчиненных. Говоря о «слабых местах» метода Ф.Г., безусловно, в первую очередь отмечают субъективный характер полученной информации. Полученные данные во многом зависят от психологических особенностей респондентов. Поэтому особенное значение при использовании метода Ф.Г. приобретает умение модератора распознавать психологические особенности каждого из респондентов и учитывать их как при проведении беседы, так и при последующем анализе полученных данных. 
    34. Раскрыть специфику использования качественных и количественных методов в социологии.
    Методология и методы качественных исследований: основные характеристики Качественный подход – методология социологического исследования и исследовательские практики, целью которых является изучение социальных явлений с точки зрения действующего индивида, как начала любой социальности, интерпретирующего мир, действующего в соответствии с этими интерпретациями. Качественные исследования являются источником формирования гипотез и продуктивных идей, нацелены на получение глубинной мотивации потребителя, информации о предмете исследования, помогают получить информацию по плохо изученной проблеме. Отвечают на вопросы «что», «как», «почему». Качественную парадигму называют: 1) гуманистической социологией 2) интерпретативной / понимающей социологией 3) микросоциологией / "фрагментарной" социологией Индивиды понимаются как агенты социального действия (Г. Зиммель, Дж. Мид, М. Вебер). Внимание концентрируется на микроанализе конкретных взаимодействий (интеракций). В феноменологической традиции эти идеи развиты вплоть до представления о том, что понять мотивы поведения человека можно лишь исходя из представления о его биографической ситуации, по словам А. Шюца, его жизненном мире. Основные черты качественного подхода. Предмет исследовательского интереса – микропроцессы, практика повседневной жизни как единственная социальная реальность. Акцент на индивиде как источнике, «первоначале» любой социальности; общество – результат человеческих действий, взаимодействий. Отсюда необходимость изучения социального с точки зрения индивида (индивидуальные смыслы событий, явлений). В то же время ориентация на познание типического в социальном мире. Процесс получения данных не должен нарушать привычного для людей уклада жизни. Реальность понимается как постоянно творимый вместе с другими людьми процесс (люди наделяют любые явления индивидуальными смыслами, в соответствии с которыми действуют). Способ познания такой реальности – понимание. Понять – означает установить связь между действием и намерениями, мотивами индивида. Характер получаемой информации: производимое новое знание носит интерпретативный характер. Логическая стратегия получения знания – «восходящая», индуктивное восхождение от эмпирических данных к теории (к эмпирическим обобщениям). Особенностью данной стратегии является одновременность процессов сбора информации и её анализа. Нет единого стандарта, есть гибкость, большая доля неопределённости, уникальность каждого случая. Качественные данные многозначны (одинаковые слова могут нести разный смысл для разных людей) и контекстуальны (понять смысл слов индивида можно только зная контекст их употребления). Критерии качества: адекватность (исследование должно адекватно воспроизводить смыслы людей, их жизненные миры), приближение результата исследования к первичным интерпретациям (смыслам, которые люди вкладывают в события, явления). Позиция исследователя: с одной стороны, вне эмпирического опыта, одновременно погружение в этот опыт, нахождение внутри него (будь то включённое наблюдение или чтение личных дневников). Субъект-субъектные отношения. Производство знания становится диалогичным. Голос социолога становится не единственным и не главным. Выводы, сделанные в качественном исследовании не претендуют не всеобщность. Разновидности качественных методов: Исследование отдельной общности— кейс-стади (casestudy) — традиционное поле изучения уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Объектом может быть замкнутая общность, труднодоступная для анализа другими методами: "дно" общества, социальные элиты, религиозные секты, а также производственные коллективы. Обычно объектом анализа является один случай. Предметом изучения в кейс-стади могут быть и социально- психологические особенности отдельной личности, представляющей самостоятельный интерес как "клинический" случай. Этнографические исследования имеют описательный характер и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, ценности, язык, мифы), отличающейся по стилю и образцам поведения от культуры основной массы населения. Источниками информации в этнографическом исследовании могут быть письма, личные документы, фотографии, образцы фольклора, а также групповые интервью. Groundedtheory – восхождение к теории (создание минитеории) - интеракционное построение минитеорий в процессе сбора и анализа эмпирических данных. Такая минитеория выстраивается на фундаменте фактов из жизни, случая. Цель исследования — построение теории данного феномена, наблюдаемого в жизненной практике. Тактика состоит в следующем: исследователь собирает многоаспектные сведения о событиях, действиях и отношениях людей; группирует и связывает разнородные данные в обобщающие понятия и, поэтапно поднимаясь ко все более абстрактным категориям и концепциям, конструирует абстрактный теоретический "случай", что позволяет представить его в виде самостоятельной теории; или гипотез, или же теоретических предположений относительно природы данного феномена. История семьи (не нуждается в расшифровке) С помощью чего изучаем (наиболее часто используемые методы) Анализ документов. Наблюдение (преимущества: наиболее спонтанная, не рационализированная, не рефлексируемая респондентом информация; подробная, детализированная информация; недостатки: зачастую невозможность фиксации реакции респондентов, сложность организации).Глубинные интервью дают возможность опросить «недостижимых» людей. Преимущества: лучшее понимание, возможность обсуждения «интимных» тем, отсутствие группового давления. Недостатки: отсутствие социального контекста, ограниченное использование проективных методик. Групповая дискуссия, или метод "фокус-группы" — способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей. Метод групповых дискуссий широко используется в прикладных маркетинговых исследованиях. Преимущества: особая атмосфера (безопасность, откровенность), живое взаимодействие, множественность мнений, гибкость метода, экономия времени. Недостатки: влияние групповой динамики на индивидуальные ответы, проблема доминирования, «субъективность» модератора, трудности расшифровки. Рисуночные методики – часто применяются при работе с детьми.

    35. Проявить и охарактеризовать взаимодействие социальной памяти и исторического сознания
    Социальная память Термин представляет собой некоторую форму передачи «капитала памяти» социальных групп, а также выражает определённые идеи, положения и ценности. Социальная память человечества выступает носителем моральных, культурных норм и ценностей. Благодаря ей накопленный «капитал» памяти можно использовать в процессе общения, а также воссоздавать его.

    Стоит отметить, что термин «социальная память» является предметом изучения учёных из разных областей знаний. поэтому важно разуметь, что понятие очень многогранно. Тем не менее, современная научная литература не объяснит систему социальной памяти, её структуру и содержание. В целом же существует множество определений данного понятия, так как всё зависит от методологического подхода конкретной науки. К примеру, информационный подход определяет социальную память как передачу информации временными каналами. С другой стороны, психологи объясняют термин как совокупность всей информации, которая есть в обществе. Также не следует забывать, что с данным понятием связаны такие концепты, как исторический опыт человечества, историческая правда, контрпамять, общая память. -

    ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его сегментам в отдельности, о своём прошлом и прошлом всего человечества. Историческое сознание находится в близкой связи с историческим познанием. Каждая социальная и экономическая общность обладает известным комплексом исторических представлений о своём происхождении, важнейших событиях и деятелях собственного прошлого, их соотношении с историей других общностей и всего человечества. Это те «исторические предания», какие составляют неотъемлемую принадлежность духовной жизни каждого народа, способ его самовыражения, и это придаёт историческому сознанию сильную эмоциональную окраску. История органически присутствует в сознании общества. Историчны все составляющие его элементы - взгляды, идеи, политические и иные теории и т. п.

    Историческому сознанию присуще активное деятельное начало, направленное на преобразование исторической действительности. В этом его отличие от исторического познания, акцентирующего относительность исторической истины. Оно базируется на непреложных идейно-нравственных основаниях.

    Историческое сознание есть моральная категория, требующая в качестве обязательного условия профессионализма историка соблюдение им некоторых моральных стандартов, предполагающих следование идейным и нравственным нормам. Они охватывают всю сферу жизнедеятельности человека от его личностных и корпоративных связей до профессиональной деятельности в области высшего и среднего образования и - опосредованно - суждений о высокой политике.

    36. Уметь проявить единство и различия понятий цивилизации и культуры.
    Понятия «культура» и «цивилизация» имеют разный исторический масштаб: культура сопровождает всю историю существования человеческого рода, начиная с зарождения человеческого сознания; «цивилизация» определяет особое состояние культуры, характерное для ее развития на протяжении нескольких последних тысячелетий. Для начала истории человечества был характерен материально-духовный синкретизм, выражавшийся в нерасчлененности деятельности на «бездуховную» практику физического труда и отвлеченные от нее явления духовной жизни. Действия и предметы, материальные по своей сути, одухотворялись людьми, которые еще не знали принципиальных различий между видами деятельности. С развитием понятийной, абстрактно-логической, а не конкретнообразной формы отражения и осмысления мира, началось отделение религии, науки, искусства. Появляется новый исторический вид культуры, который впоследствии был назван цивилизацией. Таким образом, с началом развития ремесла как профессиональной деятельности с массовым производством вещей и торговлей, с образованием городов мы связываем начало двупланового взаимоотношения цивилизации и культуры: с одной стороны, цивилизация является высшим уровнем развития культуры, а с другой - цивилизация является тем слоем культуры, в котором сосредоточены все способы организации общественной жизни. Это означает, что цивилизация находится не вне культуры, а внутри ее, представляя собой систему обслуживающих культуру механизмов.
    СХОДСТВО. Нередко понятие «культура» и «цивилизация» трактуются как синонимы. Это не совсем так, хотя в чем-то значение этих понятий пересекается. Чаще всего под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии и только материальная культура.
    О РАЗЛИЧИЯХ. Со временем понятие цивилизации стали отличать от культуры. В обиходе цивилизацией стали называть совокупность материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Появилась тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (О.Шпенглер, Г.Маркузе). С этой точки зрения культура является внутренним духовным содержанием цивилизации, а сама цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.
    Отчетливо сформулированное О. Шпенглеромнегативное отношение к цивилизации как "агонии культуры" находит немало оснований в современной жизни и потому довольно распространено в философии. Негативными чертами цивилизации чаще всего полагают ее интенцию к стандартизации повседневности и мышления, насаждение унифицированных истин и ценностей (преимущественно западных), свойственную ей подозрительность к независимости и оригинальности индивидуального сознания, которые воспринимаются как "социальная опасность". Культура ориентирована на развитие духовной и свободной личности, цивилизация - на формирование социально лояльного и законопослушного члена общества, довольствующегося предоставляемыми ему благами. Культурным человек становится из внутренних побуждений, хотя при этом он, разумеется, не может не обратиться к освоению культуры, созданной до него, т.е. по видимости внешней. Цивилизованным он становится под воздействием внешних регулирующих норм социальности, часть из которых так и не становится его внутренним достоянием и которые он соблюдает исключительно по необходимости.
    Становление цивилизации связано с глубинным переворотом в культуре. Происходит отделение умственного труда от физического, развиваются различные формы общественного сознания, возникают зачатки наук. Принципиальным цивилизационным новшеством является письменность. Бесписьменных цивилизаций история практически не знает.

    Социальные механизмы цивилизации, бесспорно, находятся в весьма сложном и противоречивом взаимоотношении с культурой, способствуя ее развитию и тормозя его. Причем такие тенденции могут действовать одновременно, с преобладанием той или иной. Это иногда служит основанием для утверждений о враждебности культуры и цивилизации. Но точнее можно было бы сказать, что цивилизация характеризует социальное бытие культуры. Другой вопрос, что это бытие бывает противоречивым.

    Вывод: цивилизация предполагает усвоенность образов поведе­ния, ценностей, норм и т.д. Культура же представляет собой способ освоения достижений. Цивилизация, в свою очередь, — это реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, а культура — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных критериев.

    Различие культуры и цивилизации, несмотря на их противоречия, носит не абсолютный, а относительный характер.

    37.Уметь проявить место применения социологического исследования в системе социологического знания, виды социологического исследования. Структура социологического знания — это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично развивающейся и функционирующей системе. Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, законов и теорий о социальных явлениях и процессах. Исходя из масштабов социологических теорий, в структуре социологического знания выделяют следующие уровни'. 1) общесоциологические теории (они относятся к типам обществ и об-ву в целом); 2) специальные (частные) социологические теории, или «теории среднего уровня» (отражают специфику сфер жизнедеятельности общества, социальных групп, институтов и организаций. Отличительной чертой специальных социологических теорий выступает сочетание теоретического и эмпирического уровней исследования. Определяют содержание отраслей социологического знания (социологии труда, социологии семьи, социологии молодежи и других областей социологии). В этом случае предметом социологического изучения выступают сферы общественной жизни, которые различаются как по содержанию социальных отношений, так и по действующим субъектам, отдельным социальным структурам и процессам); 3) конкретные социологические исследования (связаны с изучением актуальных социальных проблем, с характеристикой их содержания и состояния.Они представляют собой эмпирический уровень социологического знания, так как направлены на получение разнообразных социальных фактов. Полученные в ходе проведения конкретно-социологических исследований данные о социальных объектах осмысливаются на уровне специальных и общесоциологических теорий. Главной целью конкретных социологических исследований является получение объективной информации о социальной реальности).Уровни социологического знания различаются глубиной социологического анализа социальных объектов и широтой обобщений и выводов. По ф-цим соц. Знания в структуре соц-гиивыд: Фундаментальные знания; Прикладные знания; По уровню науч знания выд: Эмпирические знания; Теоретичзнания.Сущностьсоц исследования представл собой систему теоретич и эмпирич процедур, способствующ получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных соц проблем. Оно осуществляется на основе разработанной программы и с использованием научных методов сбора, обработки и анализа социальной информации. Социологическое исследование содержит следующие элементы: 1) Объект и предмет исследования. В социологии объектом изучения выступают социальные системы разного уровня: индивиды (личности), социальные общности и группы, социальные институты и организации, общество в целом (социетальная система), - а также различные социальные процессы. 2) Субъект исследования. (социолог или группа социологов); 3) Цель и задачи исследования. 4) Средства. (научные, технические и организационные) 5) Результат исследования. (представляют собой или новые знания об объекте исследования, или подтверждение уже известных представлений, или определение способа применения знаний об объекте в социальной практике).Выделение видов социологического исследования осуществляется по различным основаниям.В зависимости от поставленной цели социологические исследования делятся на две группы: 1) Теоретико-прикладные исследования ориентированы на решение социальных проблем путем выявления новых теоретико-методологических подходов к их изучению. 2) Прикладные исследования направлены на практическое решение отдельных социальных проблем и разработку конкретных способов управленческой деятельности.Исходя из поставленных задач, социологические исследования могут быть разведывательными, описательными, политическими, экспериментальными,проектно-конструкторскими.1. Разведывательные исследования связаны с получением оперативной социологической информации. 2.Описательные исследования ориентированы на получение всесторонних, комплексных сведений об изучаемом, социальном явлении или процессе. 3. Аналитические исследования — это сложный вид социологического исследования, предполагающий выявление причин социальных явлений и процессов. 4. Экспериментальные исследования сводятся к проверке наличия причинных связей между признаками социальных объектов. 5 Проектно-конструкторские исследования направлены на создание социальных технологий и внедрение социальных инноваций в практическую деятельность. В зависимости от объекта социологические исследования разделяются на две группы: 1. Монографические исследования посвящены углубленному, изучению социального явления на отдельном характерном объекте. 2. Сравнительные исследования осуществляются путем сопоставления (сравнения) социальной информации, полученной а) на двух разных (но однотипных) объектах, б) на одном объекте в разное время (повторные исследования), е) на одном объекте разными исследователями. В зависимости от периодичности измерений, связанной с потребностью в получении информации о статике или динамике социальных объектов, социологические исследования разграничивают на два вида: 1. Разовые исследования связаны с получением знания о состоянии социальных явлений и процессов на текущий момент. 2. Повторные исследования рассматривают явления и процессы социальной реальности в динамике, изменении, развитии. В свою очередь повторные исследования могут быть панельными, лонгитюдными, когортными, трендовыми, мониторинговыми. В зависимости от сроков проведения социологического исследования делятся на три вида. 1 Долгосрочные исследования проводятся в течение нескольких лет. 2. Среднесрочные исследования длятся от нескольких месяцев до года. 3. Краткосрочные исследования и экспресс-исследования. Если первые реализуются в течение одного — двух месяцев, то вторые - за несколько дней. На основании масштабности различают следующие виды социологических исследований: 1. Международные исследования охватывают как минимум 2 страны и проводятся по общей для них тематике. 2.Общенациональные исследования проводятся в масштабах одной страны 3. Региональные исследования осуществляются на территории административно-территориальной единицы (республики, края, области). 4. Отраслевые исследования представляют собой изучения проблем, имеющих значение для отдельной сферы общественной жизни. 5. Локальные исследования предполагают изучение и анализ проблем, важных для конкретного предприятия, учреждения, организации.

    38. Охарактеризовать национальные особенности русской социологической мысли XIX – начала XX века.
    Как и в мировой социологии в России действовала закономерность движения социальной мысли от социальной философии через социальную теорию к теории собственно социологической. Российские социальные учения формируются первоначально как философия истории, особенно в первой половине XIX века. только в начале XX века появляются уже чисто социологические теории. Мыслители первой половины XIX века фактически закладывают программу социологического поиска, которая будет реализована во второй половине XIX  века – начале  ХХ века, тем самым определив европейский путь развития российской государственности.

     В это время А.И.Галич (1783-1848 гг.) формулирует основы антропологической традиции русской философии и социологии. Н.И.Надеждин (1804-1856 гг.) вводит в социальную мысль  идею историзма и во многом выступает в качестве основоположника теоретической социологии в России.  П.И.Пестель (1793-1826 гг.) формулирует идею революционного преобразования общества как способа его прогресса. Особое место принадлежит В.Н.Майкову (1823-1847 гг.), который первым познакомил Россию с идеями О.Конта и начал говорить на социологическом языке. В статье “Общественные науки в России” (1845 г.) Майков, не принимая во внимание контовский термин “социология”, говорит о задаче формирования новой “социальной философии” как общественной науки о законах социальной жизни людей и народов.

    Одной из самых замечательных фигур XIX века является П.Я.Чаадаев (1794-1856 гг.), своим замечательным письмом, опубликованным в 1836 году, задавший направление философско-социологических поисков в России. Он формулирует задачу поисков новых способов осмысления социальных фактов, исходя из единства истории человечества и ее “законосообразного” характера. Он полагал, что нужно сделать правильный социальный выбор, поняв особенности России, в частности особую роль в ее истории географического фактора. Идеи Чаадаева нашли продолжение в сформировавшихся в 40-е годы XIX века в двух оригинальных социально-философских направлениях – западничестве и славянофильстве. В славянофильстве (И.Д.Киреевский (1806-1856 гг.), А.С.Хомяков (1804-1860 гг.), К.С.Аксаков (1817-1860 гг.) и др.) можно выделить следующие основные идеи описания русского общества того времени, получившие социологическое значение: самобытность культурных типов; ограниченность социальной эволюции; община как социокультурная структурообразующая форма социального бытия; соборность как принцип организации и идеал социальной жизни, где достигается соразмерность личного и общественного при их равномощности; отрицание государственности и идеи анархизма; особая роль духовной, в том числе религиозной, внерациональной детерминации социального поведения людей.

    Что касается западничества (Т.Н.Грановский (1813-1870гг.), В.Г. Белинский (1811-1848 гг.), А.И.Герцен (1812-1870 гг.), Н.Г.Чернышевский (1828-1889 гг.) и др.), то здесь выявились такие наиболее значимые идеи: единство мировой истории и ее закономерный характер; проповедь революционного прогресса; анализ массового субъекта социальных преобразований (народы, классы); концепция социальных конфликтов и др. Основное различие этих направлений заключалось в определении модели развития России: или это должна быть ориентация на страны Европы, либо это свой самобытный путь. Многие  идеи западничества, особенно Н.Г.Чернышевского, непосредственно перешли в социологию, но с поправкам, учитывающими подход славянофилов.

    Возникновение и основные исторические этапы развития русской социологии во второй половине XIX – начале XX вв. Социологические проблемы начинают активно обсуждаться к концу 60-х годов XIX века, что можно считать исходным хронологическим рубежом начала социологии в России. Процесс самоопределения социологии завершился, как и в Европе и Америке, к началу 20-х годов XX века. В контексте понимания предмета социологической науки достаточно четко просматриваются три исторических этапа развития  социологии. Первый этап – 1860-1890-е годы XIX века. Как и на Западе, социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины. Хотя идеи О.Конта упоминались уже в 40-50-е годы, особенного резонанса они не имели. Широкая популяризация позитивизма начинается в 60-е годы. В 1859 году выходят две работы П.Л.Лаврова (1823-1900 гг.): “Механическая теория мира” и “Очерки теории личности”, написанные в духе позитивизма. В 1865 году почти одновременно публикуются статьи В.В.Лисевича (1837-1905 гг.), Д.И.Писарева (1840-1868 гг.), П.Л.Лаврова о О.Конте и его теории в трех журналах – “Русское слово”, “Отечественные записки”, “Современник”. В 1867 году выходит сборник работ западных социологов “О.Конт и положительная философия”. Рецензия на эту книгу П.Л.Лаврова во много задала тон всей последующей позитивистской литературе. На рубеже 60-70 гг. выходят в свет собственно социологические работы П.Л.Лаврова и Н.М.Михайловского (1842-1904 гг.), написанные в русле позитивизма. С этого времени, по словам Н.И.Кареева (1850-1931 гг.), началась в России по-настоящему социологическая литература.

    Складывается ряд школ и направлений социологических исследований: натуралистическая социология в различных формах – культурно-исторических типов теория Н.Я.Данилевского (1822-1885 гг.), географический детерминизм Л.И.Мечникова (1838-1888 гг.) и др.; этико-субъективная школа Н.М.Михаловского, П.Л.Лаврова, социологическая  концепция народничества (М.А.Бакунин (1814-1876 гг.), П.А.Кропоткин (1842 -1921 гг.) и др.

    М.А. Бакунин  (1814 – 1876) Народничество является одной из теорий социальных революций. Это – идеология разночинной интеллигенции России XIX века. Эта система идей освободительного движения отличалась подчеркнутой антибуржуазной направленностью, демократизмом, упованием на народ как решающую силу социальных преобразований. Человек, по Бакунину, -
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15


    написать администратору сайта