Главная страница
Навигация по странице:

  • "этнизация" самосознания – своего рода лишь бегство от национальной ассимиляции

  • для людей прошлое привлекательнее, уникальнее, чем новые ценности, присущие современности. Отношение людей к "национальному" стало к концу 1980-х гг. радикальным.

  • эффекта "слепой лояльности"

  • Этнонациональное самосознание

  • В структурном отношении психология

  • К числу статических компонентов

  • Этнонациональное сознание

  • Ядром этнонационального сознания выступает этнонациональное самосознание. Важным механизмом, раскрывающим сущность этнонационального самосознания, является идентификация.

  • Этническая идентичность

  • Этническая самоидентификация

  • Процесс Э. с. имеет специфику в обществах с полиэтническим составом населения, а также в смешанных семьях, где родители принадлежат к разным этническим сообществам.

  • Этнические стереотипы

  • Стереотипы

  • Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов

  • 2) социально-политическими и экономическими условиями развития

  • 1. Концепции человеческой психики на философском этапе развития психологии Картина мира в эпоху античности


    Скачать 1.11 Mb.
    Название1. Концепции человеческой психики на философском этапе развития психологии Картина мира в эпоху античности
    Дата14.02.2021
    Размер1.11 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипДокументы
    #176218
    страница12 из 100
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   100

    8. Этническое самосознание и этническая идентичность.

    Этнонациональное самосознание.


    Этнонациональное самосознание каждого народа представляет собой уникальное явление и требует обстоятельного и глубокого анализа. В его основе лежит национальная идентичность и приверженность национальным ценностям. "этнизация" самосознания – своего рода лишь бегство от национальной ассимиляции, национальной нивелировки. Интенсивный процесс апелляция к прошлому, нежели к настоящему, происходит в силу того, что для нового поколения история своего народа, ее содержание гарантирует сохранение самобытного уклада жизни: для людей прошлое привлекательнее, уникальнее, чем новые ценности, присущие современности. Отношение людей к "национальному" стало к концу 1980-х гг. радикальным. В этнонациональной самосознании зачастую стали преобладать эмоциональность и иррациональность. В нем превалировали "аффективные компоненты" и недоставало рассудочности и прагматизма. Это создает вероятность появления у значительной части населения эффекта "слепой лояльности", рецидивов негативных настроений, в том числе таких малоизученных социально-психологических явлений, как этноцентризм, этноэгоизм, этнофобия, бытовой шовинизм.

    Компоненты этнонационального самосознания.


    Этнонациональное самосознание как форма общественного самосознания, представляющая собой совокупность культурных ценностей..Социокультурная сущность этнонационального самосознания заключается в том, что данный феномен, формируясь под влиянием общесоциальных и культурных факторов, способен в свою очередь воздействовать на социальную среду посредством системы этнообусловленных ценностей. В структурном отношении психология каждого народа представляет собой сложное явление, включающее в себя две большие группы компонентов: статические и динамические.Группу динамических компонентов, составляют явления, которые выражают особенности взаимоотношений, взаимодействий и общения представителей этносоциальной общности.К числу статических компонентов относится психический склад этнонациональной общности, представляющий собой специфический способ восприятия и понимания членами данной общности различных сторон окружающей действительности. Этнонациональное сознание, в самом общем виде, можно определить как совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития национально-этнической группы. Ядром этнонационального сознания выступает этнонациональное самосознание. Важным механизмом, раскрывающим сущность этнонационального самосознания, является идентификация. - процесс включения индивида в структуру культурно-психологического своеобразия определенного социального объединения

    Этническая идентичность.


    Этническая идентичность представляет собой диспозиционное образование, разновидность социальной идентичности. Это установка на принадлежность к определенному этносу. Этническая идентичностьэто психологическая категория, описывающая субъективное осознание своей принадлежности к конкретной этнической общности.К наиважнейшим факторам формирования этнической идентичности относятся: 1) язык; 2) культура; 3) статус этнической группы (этническое большинство или меньшинство); 4) степень вовлеченности человека в процесс межэтнического взаимодействия, осведомленность о психологических особенностях представителей других этносов. Этническая идентичность связана с этнической толерантностью. Для большинства людей характерна позитивная моноэтническая идентичность.

    Самоидентификация этноса.


    Этническая самоидентификация - акт осознания своей принадлежности к определенной этнической группе. Считается, что самоидентификация - это следующий этап осознания своего этнического "Я" после того как человек осознал свое отличие от других -"Они". Э. с. - длительный процесс формирования этнического "Я-образа", началом которого является семья, язык общения и образ жизни того окружения, в котором происходит естественная социализация личности. Появляется измерение Э. с., связан с историческим прошлым, культурным памятью и т.д. Процесс Э. с. имеет специфику в обществах с полиэтническим составом населения, а также в смешанных семьях, где родители принадлежат к разным этническим сообществам.

    Этнические стереотипы и предубеждения.


    Этнические стереотипы – один из видов социальных стереотипов, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. Явление стереотипизации – характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия.. Стереотипы способствуют закреплению традиций и привычек. Стереотипизация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к той или иной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей. Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Содержание этнических стереотипов определяется тремя группами факторов:1) спецификой стереотипизируемой группы, т. е. особенностями этнической группы, закрепленными в культуре и обыденном сознании ценностями, выработанными в ходе общественно-исторического развития, и т. п.;2) социально-политическими и экономическими условиями развития этнических групп и особенностями взаимоотношений между ними, сложившимися на данный момент; 3) длительностью и глубиной исторических контактов с другими этносами.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   100


    написать администратору сайта