1. Концепции человеческой психики на философском этапе развития психологии Картина мира в эпоху античности
Скачать 1.11 Mb.
|
Психологические идеи в Немецкой классической философии.Учение о познании И.Канта характеризуется как априоризм. Мыслитель провозглашает: “Познание - деятельность, протекающая по своим собственным законам”. Познание, по Канту, начинается с воздействия предметов на нас и носит эмпирический характер. Учение Канта, доказывая априорную целостность, интегральность психического образа объекта, отвергало ассоцианизм, считавший первичным психические атомы, которые объединяются благодаря ассоциациям. Иоган Готлиб Фихте (1762-1814). В основу его психологической концепции положено учение о субъекте деятельности - “Я”. “Я” является деятельность, а не познание (как у Канта). Георг Вильгельм Гегель (1770-1831). В основу всех явлений природы и общества ученый положил абсолютное, духовное и разумное начало в трех его формах: “абсолютную идею”, “мировой разум” и “мировой дух”. Философские идеи представителей Английского просвещения. Ассоциативная психология.. Дж.Беркли (1685 - 1753) шел от сенсуализма к субъективному идеализму. Разработал теорию зрительного восприятия пространства – Д.Юм (1711 - 1776) развил понятие ассоциации, представив все познание как ассоциацию идей. Он поделил все состояния сознания на впечатления и идеи, их отражения. Д.Гартли (1705 - 1757) выделил три основных простейших элемента душевной жизни: ощущения, идеации (идеи ощущений, или повторение ощущений без предметов), аффекции – удовольствие/неудовольствие. Развитие английской ассоциативной психологии в XIX веке В развитии ассоцианизма этого периода различают три этапа: а) наивысший расцвет ; б) пересмотр основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии, начало кризиса системы ассоциагизма ; в) Отступление от классического ассоцианизма по ряду проблем . Т.Браун продвинул учение об ассоциациях: ввел вторичные законы ассоциации – учение о дополнительных факторах. объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других. Мышление проанализировал как процесс решения задачи = выбор одной из ассоциаций, вызываемых предъявлением этой задачи. В качестве метода признавал только самонаблюдение. 2. История развития идей о психике человека в эпоху институционализации науки в XIX-ХХ вв.История психологии как науки.История психологии изучает представления о психической реальности, какими они были на разных этапах развития науки.. Предмет – характеристика историков, историографических концепций. Задачи истории психологии: -Изучить закономерности развития знаний о психике -Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят её достижения. -Выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста -Изучить роль личности, её индивидуального пути в становлении самой науки. Основные функции истории психологии в развитии психологического познания : - познавательная функция - организационно-научная функция. - функция стимулирования - рефлексирующая функция истории психологии, - интегративная функция - воспитательная функция - прогностическая функция, Основные этапы развития психологической науки Отметим основные этапы ее развития. I этап — психология как наука о душе. II этап — психология как наука о сознании. III этап — психология как наука о поведении. IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Понятие институционализации науки. Организационные формы институционализации психологии.Институализация — это процесс преобразования спонтанной энергии деятельности человека в упорядоченную энергию деятельности социальной группы Институализация науки включает следующие признаки:формирование сообщества ученых от невидимого («незримого») колледжа отдельно работающих независимых ученых к объективированной группе известных друг другу объективация результатов усилий познания;создание учебных заведений и сопутствующих им библиотек, музеев и лабораторий, создание системы не только высшего, но и среднего образования для обеспечения преемственности знаний в культуре; создание профессиональных союзов |