1. Культкрное и социальнобытовое содержание петровских реформ новые методы и формы художественного воздействия на общественное сознание
Скачать 194.09 Kb.
|
1.Культкрное и социально-бытовое содержание петровских реформ; новые методы и формы художественного воздействия на общественное сознание. Русскую культуру 18 века организует оппозиция: старая и новая. Раскол начался в ХVII веке, а в ХVIII он только усилился. Целью Петра I было создание новой культуры, именно в ней он видел гарантию устройства нового порядка.1721 – Петр стал Отцом Отечества Табель о рангах Через службу дворянин сознавал он себя частью сословия. Петр I всячески стимулировал это чувство - и личным примером, и рядом законодательных актов. Вершиной их явилась Табель о рангах, отменившая распределение мест по крови. Главной идеей Табели о рангах явилось следующее соображение; люди должны занимать должности по своим способностям и реальному вкладу в государственное дело. Все виды службы соответственно Табели о рангах делились на воинскую, статскую и придворную. Все чины были разделены на 14 классов. Табель о рангах ставила военную службу в привилегированное положение. Это выражалось, в частности, в том, что все 14 классов в военной службе давали право наследственного дворянства, в статской же службе такое право давалось лишь начиная с VIII класса. Из этого положения в дальнейшем проистекало различие между наследственными ("столбовыми") дворянами и дворянами личными. Личный дворянин пользовался рядом сословных прав дворянства, однако не мог передать этих прав своим детям, не имел права владеть крестьянами, участвовать в дворянских собраниях и занимать дворянские выборные должности. Такая формулировка закона открывала, по мысли Петра I, доступ в высшее государственное сословие людям разных общественных групп, отличившимся в службе, и, напротив, закрывала доступ "нахалам и тунеядцам". Военная служба считалась преимущественно дворянской службой, статская не считалась "благородной". Ее называли "подьяческой", в ней всегда было больше разночинцев. Табель о рангах создала военно-бюрократическую машину государственного управления. Власть государства покоилась на двух фигурах - офицере и чиновнике. «Чиновник» происходит от слова "чин'', что в древнерусском языке означало "порядок". Чиновник - человек жалованья, его благосостояние непосредственно зависит от государства. Запутанность законов и общий дух государственного произвола привели к тому, что русская культура XVIII века практически не создала образов беспристрастного судьи, справедливого администратора. Чиновник в общественном сознании ассоциировался с крючкотворством и взяточничеством. Русская бюрократия почти не оставила следа в духовной жизни России: она не создала ни своей культуры, ни даже своей идеологии. Человек в Росси, если он не принадлежал к податному сословию, не мог не служить. Без службы нельзя было получить чина, а человек без чина должен был подписываться: "недоросль такой-то". Если дворянин действительно никогда не служил, то родня устраивала ему фиктивную службу. Знатный вельможа мог служить фиктивно где-нибудь в придворной службе. Такой человек не был заинтересован в чинах, а даровитый чиновник мог выбиться в люди, получить дворянство. В кругах поместного дворянства, зачастую родовитого, считалось хорошим тоном демонстрировать презрение к чину. Реформа летоисчисления 9 декабря 1699 года по старому стилю Петр I издал указ, согласно которому в России год стали начинать 1 января. Она сопровождалась символическим действом, имеющим прямое отношение к европеизации России: в канун 1 января 1700 года (7208 года от сотворения мира) состоялось острижение бород и переодевание дворянства, а после новогодних торжеств русским женщинам было разрешено открыть лица. В русский обиход Петр ввел аксиому ''столетнего века'', понятие, чуждое для России, и о первом "открытом" им веке в конце его было сказано А.Н. Радищевым: "Столетье безумно и мудро". Изменения в сфере образования В сферу действия просветительской программы Петра были включены практически все уровни культурной и социально-бытовой жизни России. На первом месте стояла проблема образования. Учебные заведения развиваются в двух направлениях. С одной стороны, не прерывалась связь с традицией прежнего, словесно-грамматического духовного просвещения. В программе Московской духовной академии усиливаются "учения латинские", она выпускает не только священников, но и переводчиков, учителей, "справщиков"' при типографиях. С другой стороны, было положено начало новому, светскому, причем технически-специальному образованию в России. В 1701 году в Москве была основана Школа математических и навигацких наук. При Петре были основаны школы артиллерийская, инженерная, хирургическая и два горных училища. Славяно-греко-латинская академия и Школа математических и навигацких наук поставляли учителей для сети низших школ, которые были в начале также двух типов. К старому типу относились так называемые "епархиальные школы", по новому типу создавались (указом 1714 года) во всех губерниях чисто светские "цифирные школы", в которых обучались грамоте, арифметике и элементам геометрии не только дворяне, но и "ребятки всех чинов" (кроме крепостных). В деле просвещения одна из главных ролей была отведена Академии наук, открытой в 1725 году с целью ведения исследовательской работы и обучения молодых людей. Открытие культурно-просветительских учреждений Развитию культурно-просветительских учреждений в преобразованиях эпохи отводилось не менее важное место, чем учебным. При Петре возникает первый в России естетственно-исторический и анатомический музей (кунсткамера). Основывается картинная галерея, для которой покупаются картины Рембрандт и классиков фламандской школы. Много средств отводится на украшение новой столицы - Петербурга, основанного в 1703 году. Книги, газеты постепенно становились явлением, привычным в верхнем слое русского общества: печатно-издательское дело в первой четверги XVHI века приняло необычайно широкие масштабы и было поставлено на службу целям государственного преобразования и насаждения поной культуры. В 1700 году русские типографии были открыты за границей (а Амстердаме - у Гессена и Копиевского). Одновременно были заведены типографии в Москве и Петербурге. К концу 1702 года относится рождение первого официального правительственного печатного органа - газеты "Ведомости", а к 1708 - составление образца нового, "гражданского шрифта", сменившего церковно-славянскую азбуку и благополучно дожившего до наших времен. Характер издаваемых книг весьма разнообразен: "Геометрия, славенски землемерие...", "Приклады, како пишутся комплименты разные», "Юности честное зерцало", переводные издания, при подготовке которых переводчикам надлежало пользоваться "'не высокими словесами славенскими, а простым русским языком". Львиная доля изданных книг приходилась на различные учебные пособия, наставления и трактаты, поскольку художественная литература нового стиля только начинала складываться. Реформа веселья С давних времен церковь порицала смех, скоморошество. Петр 1 пошел по пути идеологической реабелитации и секуляризации смеха как законного компонента культуры. он учередил в 1692 Всешутейший Собор (пародия на православную церковь) и Великобританский славный монастырь. Произошла дискредитация духовной власти, постепенно создавался новый карикатурный образ старой России. Петр 1 являлся Демиургом, порождающим новый народ и новое царство Реформа алфавита. Появляется новый гражданский шрифт. Происходит отказ от Славяно-греческой традиции, и переход к латинскому образцу. Европизация жизни. К 1750 меняется ситуация со слкжбой. В 1762 издается Манифест о вольности дворянской. Грамота 1785 на права вольности и преимущества благородного российского дворянства. Происходит дарование сословных прав: -освобождение от службы -освобождение от телесных наказаний -право на выезд за границу -разрешение на службу союзным державам 2.Публицистика, журналистика, стихотворство, театр и драматургия Петровского времени Значительно возрастает роль публицистики в разъяснении смысла государственной политики. Видными публицистами петровской эпохи были И.П. Посошков, В.Н. Татищев. Необходимо обратить внимание на ораторскую прозу Ф. Прокоповича, С. Яворского, Д. Ростовского. Заметные изменения происходят и в поэтических жанрах. К концу XVII века в России развивается виршвая письменная поэзия, быстро завоевывающая всеобщее признание: стихотворную форму получают наставления, поучения, буквари, в моду входят акростихи, фигурные стихотворения, состоящие из строк различной длины. Особую роль в создании стиля эпохи играют труды, имеющие антиклерикальный оттенок: Духовный регламент Прокоповича и учебники Магницкого(Арифметика 1700), пропагандирующие новые идеи Популяризация новой России неотделима от пропаганды личности царя (Похвала о баталии Полтавской 1717). Происходят изменеия в жанрах. Видным жанром становится панегирическая поэзия. Образцы торжественных виршей, предшественниц похвальной оды, даны в творчестве Феофана Прокоповича ("Епиникион"). В начале XVIII века возникает и новый поэтический жанр - любовная лирика, что стало возможным только после коренной ломки общественного уклада. В лирике прослеживаются два течения - одно опирается на народное творчество, другое связано с западноевропейской любовной поэзией. Между содержанием поэтических произведений, вобравших в себя веяния нового времени, и их тяжеловесным силлабическим строем возникало несоответствие, не проявляющееся столь, резко больше ни в одном из видов художественной литературы этих десятилетий. Культурно и социально значимым событием явилось открытие в 1702 году в Москве первого русского театра, который представлялся Петру важным средством пропаганды и воспитания его поданных. Руководил им немецкий режиссер и актер Иоганн Кунст. составивший репертуар из пьес немецкого демократического театра. Его преемник Отто Фюрст не проявил должных способностей, и театр был закрыт в 1706 году. На сцене Петр 1 хотел видеть пьесы с торжественным агитационным содержанием, которые бы поддерживали его военную политику. Подобная пьеса была поставлена в театре Московской Славяно-греко-латинской академии - военные успехи русского оружия достаточно часто служили темами панегирических представлений школьных театров, которые существовали во многих городах России. ''Школьная драма" имела разработанную теорию, основанную на поэтике Аристотеля. Были строго регламентированы жанры трагедии, комедии, трагикомедии. Пьесы носили книжный и аллегорический характер. Однако среди них были не только обычные религиозные "школьные драмы"', но и триумфальные пьесы, "плачевные трагедии", любовно-авантюрные пьесы. Постепенно в театральные представления проникали элементы быта, что было особенно заметно в интермедиях, "междувброшенных действах'', что разыгрывались в антрактах спектаклей. 3.Беллетристика Петровской эпохи Содержание беллетристических произведений тоже соответствовало характеру времени. Беллетристика Петровской эпохи продолжала линию развития русской повести XVII века, осложненную привлечением элементов психологического и авантюрного романов, популярных на Западе. По единодушному мнению исследователей, наиболее ярко идейные и художественные особенности повестей первых десятилетий XVIII века отразились в "Гистории о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли" и в "Гистория о храбром российском кавалере Александре". Образ героя первой повести является "знамением времени"'" (Л.И. Тимофеева) и мог появиться в литературе только после петровских реформ. Основная идея "Гистории о российском матросе Василии Кориотском" - необходимость оценки человека по его личным заслугам, а не по его социальному положению - демонстрирует ее живую связь с исторической действительностью начала XVIII века. Наиболее близка эпохе пернач часть повести, вторая часть - с описания бури на море и кораблекрушение до конца повествования - созвучна переводной литературе и русскому народно-поэтическому творчеству. Для первой части стилеобразующим фактором оказался деловой язык эпохи, для второй - новые литературные формы, связанные с переводными образцами. "Гистория о храбром российском кавалере Александре и о любительницах ево Тире и Елеоноре" выделяется на фоне других повестей своим объемом и сложной композицией. Задача ее автора заключалась не только в изображении передового человека своего времени, стремящегося к познанию наук, но и к раскрытию роли женщины в общественной жизни. В этом вопросе весьма ценны свидетельства современников: "Петр I учредил разные собрания, где женщины, до сего отдаленные от сообщения мужчин, вместе с ними на веселиях присутствовали, - писал русский историк М.М. Щербатов. - Страсть любовная, до того почти в грубых нравах незнаемая, начала чувствительными сердцами овладевать, и первое утверждение сей перемены от действия чувств произошло". Автор 'Гистории" об Александре использовал и литературный, и бытовой материал. Его рассказы о женщинах лишены назидательности: авторское отношение раскрывается только посредством логики событий. Изучая повести петровского времени, важно сопоставить их с русскими повестями XVII века (например, с "Повестью о Савве Грудцыне", "Повестью о Фроле Скобееве") и переводной литературой (например, с "Гисторией о гишпанском шляхтиче Долторне", с повестью о Петре Златые Ключи), чтобы увидеть новое в их идейно-художественном облике. Повести первой трети XVIII века в известной мере явились предвестниками художественных достижений русского бытового романа 60-70-х годов XVIII века, например, произведений М.Д.Чулкова. 4.Политическая и литературная позиция Феофана Прокоповича; Трагедокомедия "Владимир" Самой крупной фигурой среди писателей и публицистов начала века был Феофан Прокопович. Елисей (его светское имя) появился 7 июня 1681 в Киеве в семье лавочника. После того как умер отец и мать, опекуном его стал дядя по матери, который был наместником киевского Богоявленского Братского монастыря, ректор и профессора Киево-Могилянской коллегии. Он отдал Елеазара в школу при монастыре, по окончании которой парень стал учиться в Киево-Могилянской коллегии. В 1698 году он окончил Киево-Могилянской коллегиум и вступил в Владимир-Волынский униатский коллегиум. Здесь он постригся в монахи и получил имя Елисей. Позже переводится в католической академии в Риме им. св. Афанасия. 1704 году возвращается на Родину, отрекается от католической веры и стрижется в Киеве в православные монахи под именем Феофана, в память своего дяди. С 1705 года занимается преподаванием риторики, поэтики и философии в Киево-Могилянской коллегии, написанием трагикомедии «Владимир», которую посвятил гетману Ивану Мазепе. А через два года, в 1707 году стал префектом в Киево-Могилянской академии. С 1711 году он входит в состав свиты царя Петра I. Позже Феофан Прокопович был назначен на пост ректора Киево-Могилянской академии и ему предоставлено звание профессора богословия. Параллельно с этим он стал игуменом в Братском монастыре. В 1716 году Прокопович переезжает жить в Петербург по приглашению царя Петра I. Получив назначение епископа Псковского и Нарвского, он приблизился к царскому двору. Занимается написания книг по заказу царя «Краткая книга для обучения отроков», «Апостольская география» и «Духовный регламент». В 1725 году Феофана Прокоповича был назначен Новгородским архиепископом и членом синода, то есть главой православной Российской церкви. 19 сентября 1736 Феофан Прокопович умирает в Новгороде. Его творчество следует рассмотреть в нескольких аспектах. Прокопович как теоретик языка и литературы В трактатах '"Поэтика" и "Риторика'' Ф. Прокопович дал представление о родах и видах литературного творчества и сформулировал ряд основополагающих положений своей художественно-эстетической концепции. Прокопович отстаивает идею высокого гражданского искусства, воздающего "хвалы великим людям", рассказывающего "о тайнах природы и о наблюдениях над движением небесных светил", наставляющего "и гражданина, и воина, как жить на родине и на чужбине", дающего уроки государственной мудрости самим правителям. Его заслугой в области теории искусства является разработка таких эстетических категорий, как подражание и вымысел. Художественный образ в представлении Прокоповича- выражение обобщенного, типического через конкретное, индивидуальное Прокопович дает жанровую классификацию драматургии, резко противопоставляя комедию и трагедию по стилю и содержанию. Он вводит и "третий смешанный род" - трагикомедию, или "трагедокомедию"', в которой '"остроумное и смешное смешивалось с серьезным и грустным и ничтожнейшие действующие лица - с выдающимися''. Этот жанр был отвергнут в русской драматургии эпохи классицизма. Сам же Прокопович написал свое единственное драматическое произведение именно в этом роде. Литературно-эстетические взгляды Прокоповича во многом подготовили и эстетику, и практику будущего классицизма. Прокопович как публицист В представлении Прокоповича художественная литература и публицистика должны служить общенациональным, государственным интересам, способствовать делу поддержки и укрепления петровских начинаний. Как лицо духовное, Прокопович использует, прежде всего, традиционную церковную проповедь. Ее содержанием становятся злободневные общественно-политические события, что требует и обмирщения ее языка. Прокопович является автором "Духовного регламента" (1720), который был положен в основу церковного устройства. Даже в жанре законодательного постановления Прокопович не отказывается от сатирического начала, о чем свидетельствует хотя бы обличительная зарисовка ''князей церковных". Прокопович как поэт-панегирист и лирик На общественно-значимые события времени Прокопович откликается не только как публицист, но и как поэт. Например, Полтавскую победу он приветствует в "Слове о баталии Полтавской" и в "Епиникионе" - панегирической оде. Корме стихотворений духовного и философского характера у Прокоповича имеется ряд шутливых стихов, написанных языком, приближенным к разговорному, примером может послужить цикл стихотворений к эконому отцу Герасиму. Трагедокомедия "Владимир" В основу трагедокомедии "Владимир" Ф. Прокоповичем положен сюжет о принятии князем Владимиром христианства. Эта тема была весьма традиционна для религиозной школьной драмы, но Прокопович сообщает ей новую окраску: избранный им сюжет носит национально-исторический характер. Борьба Владимира за просвещение и прогресс, которую он вел с противниками нового порядка, изображенными автором в лице невежественных и корыстных жрецов, была созвучна основному содержанию эпохи Прокоповича - противостоянию старого и нового. В своей пьесе автор перемешал, по его словам, "смешное и забавное с серьезным и трогательным и лица незначительные, с знаменитыми". Это вполне соответствовало жанру трагедокомедии, теоретически разработанному в "Поэтике". Написана пьеса традиционными тринадцати сложным и силлабическими стихами. |