Главная страница
Навигация по странице:

  • 34. Русский сентиментализм. «Пейзаж души» в лирике Муравьева, взаимосвязь мира, природы и человеческих чувств.

  • 35. Поэзия Карамзина и Дмитриева, ее роль в развитии русского литературного языка. Карамзинская реформа языка.

  • 36. Художественные открытия Карамзина – автора «Писем русского путешественника»

  • 1. Культкрное и социальнобытовое содержание петровских реформ новые методы и формы художественного воздействия на общественное сознание


    Скачать 194.09 Kb.
    Название1. Культкрное и социальнобытовое содержание петровских реформ новые методы и формы художественного воздействия на общественное сознание
    Дата03.12.2022
    Размер194.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла18_VEK_NOVYJ.docx
    ТипДокументы
    #825541
    страница9 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    33. Жанр, сюжет, композиция «Путешествия», образы путешественника, его «сочувственников» и единомышленников, язык и стиль книги.

    Особо следует остановиться на изучении жанрового и композицион​ного своеобразия "Путешествия". Книге Радищева присуща острая публи​цистичность - "особая форма художественности", "сплав научного и ху​дожественного метода исследования жизни и объяснения человека" (Г.Макогоненко). Публицистичностью обусловлены некоторые особенно​сти сюжетосложения. построение характеров и автобиографического об​раза автора-героя. Радищев отказался от частных сюжетов, поэтому его ге​рои раскрываются в делах общественных. В то же время Радищеву был чужд рационализм, большое значение он придавал чувствам, которые "благую в человеке производят тревогу... совершенно бесстрастный чело​век есть глупец и истукан нелепый". Разум и чувства, с точки зрения писа​теля, должны гармонично сочетаться в человеке. Напряженная эмоцио​нальность повествования связывает Радищева со стилевыми традициями общеевропейского сентиментализма. Ряд исследователей отмечали влия​ние на Радищева сентиментальной литературы в создании образа путеше​ственника, в своеобразии его композиционной роли в книге. Другие счита​ли, что проблема чувствительности относится ко всем героям повествова​ния.

    Значительное место в "Путешествии" занимает автобиографическое начало - писатель не хочет скрывать своих личных убеждений. Автобио​графизм характерен и сентиментализму, и реализму. Субъективизм сенти​менталистов - Стерна и Руссо - чужд Радищеву. С точки зрения Макогоненко, "он развивал и углублял принципы автобиографизма, торжество​вавшие в поэзии Державина'', а творчество Державина рассматривается ис​следователем в контексте становления русского реализма. Реалистична и художественная задача Радищева - представить "все веши" "в естествен​ном их виде", осмыслить и показать действительность такою, как она есть. Глубина проникновения в изображаемые характеры, верность передачи социальных обстоятельств жизни героев, свойственные художественной манере Радищева, позволяют исследователям (Беркову, Пиксанову, Макогоненко) относить его творчество к критическому или же просветитель​скому реализму. Таким образом, вопрос о принадлежности Радищева к оп​ределенное литературному направлению до сих пор остается дискусси​онным.

    Для своей книги писатель избирает жанр путешествия, получивший в XVIII широкое распространение в сентиментальной литера​туре, благодаря английскому писателю Стерну - автору "Сентиментально​го путешествия"', представлявшего интимную жизнь автора. Но была и другая традиция - в 1760 - 1780-е годы читатель познакомился с серией "путешествий"', написанных русскими учеными; знал он и "Путешествие в... И.Т.", напечатанное в журнале Новикова "Трутень", и "Путешествие глухого и немого" Фонвизина. Это был жанр русского просветительского "путешествия", в котором герой вырывался из сферы частной жизни и вступал в сферу жизни общей. Эту русскую традицию продолжает Ради​щев. В "Путешествии из Петербурга в Москву" совмещается разнообраз​ный литературный жанровый материал: в нем можно найти черты литера​турного путешествия, воспитательного и нравоучительного романа, лите​ратурной повести, трактата, сатирических зарисовок, исповеди. Одни из этих жанров являются "первичными", другие "объединяющими". Необхо​димо ответить на вопрос, какие "первичные" жанры входят в состав "Путешествия" и каковы принципы их взаимосвязи и взаимодействия в произведении.

    В области композиции "'Путешествия" Радищев также проявляет но​ваторство. Изучая принципы построения книги, необходимо выделить микро- и макроструктуры произведении, определить основную структур​ную единицу циклической композиции "Путешествия", понять роль меха​нических связок в композиции.

    Определенные сложности вызывает анализ языка и стиля произведе​ний Радищева. Нужно выделить тенденцию к использованию легкого раз​говорного языка в одних ситуациях и традиции славянизированного книж​ного языка в тех случаях, когда автор высказывает свои философские убе​ждения или передает гражданские чувства. Для выражения новых демо​кратических идей Радищеву были необходимы и новые средства языка. Писатель складывал свой литературный стиль из разнообразных элемен​тов: из языка современной ему литературы, языка древнерусской письмен​ности, устной народной поэзии, живой народной речи (автор воспроизво​дит ее в лучших образцах, без увлечения диалектизмами). Национальные истоки русского литературного языка он видел в старославянской и древ​нерусской письменности. Обращаясь к ним, Радищев часто славянизиро​вал свой язык более чем это требовалось даже "высоким штилем" Ломоно​сова.

    В образе путешественника раскрывается радищевский идеал челове​ка; это прежде всего "'общественный человек", живущий социальными ин​тересами ("Душа моя страданиями человеческими уязвленна стала"). От сознания несовершенства существующей государственной системы к фор​мированию революционных убеждений - таков путь нравственной эволю​ции героя. Последовательность духовных испытании путешественника строго обозначена

    На страницах "Путешествия из Петербурга в Москву" появляется много действующих лиц, очерченных автором кратко, но резко, и высту​пающих в качестве представителей различных социальных слоев русского общества конца XVIII века. Их можно разделить на три группы. Первая состоит из угнетателей народа: помещиков, чиновников, придвор​ных. В изображении Радищева они "звери алчные, пиявицы ненасытные". Выясняя место и роль образов помещиков в образной системе произведе​ния необходимо обратиться к вопросу о документальной основе их созда​ния, рассмотреть основные приемы художественной типизации и опреде​лить особенности проявления авторской позиции по отношению к разным типам поместного дворянства. Образы царя и придворных, чиновников, купцов и офицерства у Радищева включены в контекст проблемы соотно​шения власти и закона, идеала и действительности.

    Вторую группу представляет крестьянство, народ. Начиная с главы "Городня", путешественник общается по преимуществу с крестьянами и утверждает мысль о том, что крепостное право не смогло уничтожить в русском национальном характере основных источников его духовных и нравственных сил и возможностей. Путешественник выступает союзником автора оды "Вольность", то есть самого Радищева, уверенного в необхо​димости революционного переустройства действительности. Именно на​роду предстоит обновить Россию. Характер изображения людей из народа, само отношение Радищева к ним - новое явление а русской литературе и знаменательная победа писателя. Для Радищева народ не абстрактная кате​гория: писатель пытается дать образ крестьян в их индивидуальном свое​образии. В подтверждение этому уместно сопоставление образов крестьян в главах "Любани", "Медное", "Городим". В помещичьей среде Радищев отрицает существование нравственного и физического здоровья, чести, собственного достоинства, но все эти качества он приписывает русскому крестьянству. Подобное изображение крестьянина служит выражением идеи писателя о том, что именно народ является носителем гражданских начал, необходимых для устройства нового, свободного общества. Здесь мысль Радищева полемически направлена против дворянских идеологов, утверждающих, что народ не способен вынести бремя свободы. Тенденции к идеализации народных образов противостоит стремление Радищева не приукрашивать действительность. Рабы по положению могут стать раба​ми по духу, и виновен в этом будет, с точки зрения писателя, помещичий класс, развращающий крестьян нравственно и физически. О мощной ду​ховной активности народа свидетельствует в книге Радищева его способ​ность к творчеству, поэтому проблеме использования писателем опыта устного художественного творчества народа следует уделить особое вни​мание

    Третья группа действующих лиц произведения - интеллигенты, лю​ди высоких духовных стремлений, душой приверженные к народу - "сочувственники'' путешественника. В отношении "приятеля Ч...", "A.M.К."', новгородского семинариста, господина Крестьянкина и других необходи​мо решить вопрос о соотношении документального и художественного на​чал в этих образах и раскрыть значение героев данного типа в образной системе произведения, в логике развитии авторской идеи.

    34. Русский сентиментализм. «Пейзаж души» в лирике Муравьева, взаимосвязь мира, природы и человеческих чувств.

    В русской литературе последней трети века развивается новое лите​ратурное направление - сентиментализм. Если писатели-классицисты стремились познать действительность с помощью абстрагирую шей мысли, то у сентименталистов ее сменяет чувство. "Трезвости" ума они противо​полагают чуткость сердца, общей норме - индивидуальное своеобразие, правилу - требование "вкуса", ориентации на античность - интерес к со​временности и национальной старине. Изображение действительности в творчестве писателей-сентименталистов неотделимо от индивидуального восприятия автора, от авторской личности. Следует четко представлять то новое, что внес сентиментализм в художественное познание русской дей​ствительности: появление "обыкновенного"' человека в качестве героя произведения, интерес к внутреннему миру изображаемого персонажа, т.е. так называемый "психологизм", построение сюжета на основе ситуаций будничной жизни частных людей, внимание к нравственному миру пред​ставителей крестьянства, обогащение новыми жанрами (повесть, "путеше​ствие", "'камерная лирика"), дальнейшее сближение литературного языка с живой разговорной речью, в результате' чего стало возможным создание особого поэтического стиля в лирических жанрах.

    Особо стоит вопрос о периодизации русского сентиментализма.

    Первый этап - 1760 — 1775 годы - период зарождения русскою сентиментализма, представленного в творчестве молодых поэтов во главе с Херасковым, сплотившихся вокруг журнала "Полезное увеселе​ние". Прозаические произведения этого периода представлены в творчест​ве Эмина, Радищева, Левшина, драматургические - "слезливыми" пьесами Хераскова. Лукина.

    Второй этап - 1776 - 1789 годы - представлен в твор​честве Н.П.Новикова, Муравьева, и раннем творчестве Карамзина. Третий этап - 1789 - 1796 годы - наиболее яркий и плодотворный в истории рус​ского сентиментализма. Характеризуется преобладанием прозаических произведений - Карамзина, Эмина. Львова, Муравьева. Четвертый этап 1796 - 1811 годы - время упадка и разложения сентиментализма. Не​давнюю его славу поддерживает только Карамзин до 1803 года. Для твор​чества большинства сентименталистов характерно эпигонство и утрата просветительских идеалов.

    Русский сентиментализм прежде всего и прочнее всего утвердил свои позиции в лирике. В этом плане показательно поэтическое творчество Муравьева, относящееся к 1770-1880-м годам. Оно носит переходный ха​рактер, является своеобразным мостиком от поэзии классицистов к поэзии сентименталистов. Первые сборники стихотворений Муравьева "Басни в стихах" (1773), "Оды" (1775) еще продолжают традиции классицизма. По​степенно в творчестве Муравьева выстраивается новая идейно-поэтическая система, главное в которой - противопоставление "природы'" и государст​венного "официального" мира, воплощенного в образе города. Наиболее естественным выражением темы природы стала пейзажная лирика ("Ночь", "Роща"). Муравьев стремится как можно полнее отразить в по​эзии личность; каждое проявление жизни представляет для него интерес настолько, насколько оно развивает воображение и чувствительность. Дей​ствительность настолько растворяется в эмоции автора, что почти невоз​можно отделить субъект от объекта. Для новой поэтической задачи требо​вались и новые средства. Гуковский заметил, что поэтический словарь Муравьева ориентируется на особые поэтические слова "сладостного' по​этического характера (приятный, сладкий, живительный и др.). По мере усиления субъективизма поэзии Муравьева, конкретно-вещественные эле​менты описания почти исчезают из нее, заменяясь сначала "морально-оценочной характеристикой, а затем эмоционально-многозначительными формулами. В поэзии Муравьева можно выделить три разновидности лирических мотивов: идиллические ("Ночь", "Сельская жизнь", "Роща"), элегические ("Письмо к A.M. Брянчанинову", "К Хемницеру''), медитативные ("Время", "Размышление"). В то же время Муравьев связан с представителями французской "легкой поэзии" второй половины XVIII века, которая несет новое, подчас ироническое отношение к миру. Стихотворениями "Зима". "Примирение". "Бедственное положение" Муравьев стремится доставить удовольствие читателю, принести мир его душе.

    «Пейзаж души»:

    У Муравьева, пожалуй, впервые в русской поэзии XVIII века пейзаж становится средством раскрытия психологического состояния лирического героя. Он одним из первых русских поэтов начал изображать времена года и время суток, стремясь постичь сущность, целесообразность движения в природе и в человеческой жизни. 
    В «Ночи» «объективный пейзаж превращен в "пейзаж души».
    Муравьева интересуют «переходные» явления в жизни природы (вечер — ночь) и человека (бодрствование — сон). «Область сна», связывающая внутреннюю жизнь личности и ее природную параллель, ассоциируется с освобождением бессознательного или идеального начала, которое принципиально не может обладать конкретной содержательной характеристикой.
    Муравьева смена времён года влияет на душевное состостояние героя и на события вокруг. Делается акцент на том, что человек и природа - части одного целого. 
    Главным предметом поэзии Муравьёва становится душевный мир личности. Поэт создает новую эстетику поэтического, лирического языка, который способен запечатлеть субъективные ощущения автора, его внутренний мир. 

    Лучше всего "движения души" ощущаются перед лицом Природы. Душевный настрой поэта окрашивает пейзаж в лирические тона, соответствующие тому или иному переживанию: "мгновенье каждое имеет цвет особый" - "он мрачен для того, чье сердце тяжко злобой", а "для доброго - златой". Движения души и жизнь Природы взаимопроникают друг в друга, сливаются

    35. Поэзия Карамзина и Дмитриева, ее роль в развитии русского литературного языка. Карамзинская реформа языка.

    Основная поэтическая задача Карамзина - создание субъективной и психологической лирики, выражения настроений души: поэт должен "вы​ражать оттенки разных чувств, не мысли оглашать". Общественно-политическое содержание сознательно обходится Карамзиным-поэтом. Гражданской, государственной и героической тематике классицизма про​тивопоставляется психологически-личное содержание его поэзии (басня "Соловей, галки и вороны", " Соловей"). От социальных потрясений поэт скрывается под свой "тихий кров", чтобы наслаждаться любовью, друж​бой, природой и переживаниями собственного сердца ("Послание к жен​щинам", "Меланхолия". "Осень", «К разлуке с Петровым", "Плещееву"). Карамзин создает образ поэта-мечтателя, живущего в своих грезах и ин​тимных впечатлениях, которые отличаются изысканной изменчивостью настроений. Новое содержание обуславливало жанровое своеобразие и требовало обновления стихотворных форм. Карамзин писал и оды, и мад​ригалы, и мелкие надписи, и басни, но характерными для Карамзина поэтическими жанрами являются элегии и дружеские послания. Карамзин часто отказывался от ямба, много писал хореем и трехсложными стопами, увлекался белым стихом. "Граф Гваринос" и "Раиса" являются первыми в России опытами романтических баллад.

    "Новый слог" Карамзина

    Карамзину принадлежит заслуга в создании ''нового слога" в прозе и поэзии на основе сближения книжной речи с разговорной. Карамзин стре​мится создать единый слог "для книг и для общества, чтобы писать, как говорят, и говорить, как пишут". Но из народной речи Карамзин заимству​ет только то, что идет навстречу его сентиментальной эстетике, отвергая все, что ей противостоит. Это определило ограниченность его реформы языка художественной литературы. Призывает Карамзин и к заимствова​нию иностранных слов или к созданию по аналогии с ними новых русских слое (промышленность, влюбленность, общественность и др.). Благодаря реформе Карамзина словарный состав литературного языка в известном направлении расширился, грамматический строй его усовершенствовался, стилистические средства обогатились, что в дальнейшем позволило Пуш​кину установить норм; литературного языка.

    Из представителей школы Карамзина следует рассмотреть Дмитрие​ва. В своей сатире "Чужой толк" Дмитриев выступает против одической поэзии, '"высокой", риторической линии в литературе. Знакомство с этой сатирой важно для определения поэтики сентиментализма. В творчестве Дмитриева появляются образцы балладного жанра; историко-романтическая песня-баллада "Ермак" и. шуточная баллада "Отставной вахмистр" ("Карикатура"). Излюбленными жанрами Дмитриева становятся жанры басни, послания, любовной песни-романса Песни-романсы пользо​вались большой популярностью и в XIX веке ("Стонет сизый голубочек", "Ах! когда о я прежде знала..."). Некоторые из них поэт стремился созда​вать на фольклорной основе, В произведениях Дмитриева прослеживается ориентация автора на изящество стиля, на салонно-сентиментальные вкусы читателей конца XVIII века. Интересен жанр стихотворной сказки в твор​честве Дмитриева - образцом ее является шутливая новелла-анекдот "Модная жена". Достижения Дмитриева заключаются к создании разго​ворно-поэтического слога его произведений, в сближении поэзии "с про​стотой и естественностью, словом - с жизнью и действительностью" (В.Г. Белинский).

    36. Художественные открытия Карамзина – автора «Писем русского путешественника»

    Литературная деятельность Карамзина и представителей его школы имеет огромное значение не только в истории русского сентиментализма, но всей русской литературы.

    "Письма русского путешественника" - первое значительное произ​ведение Карамзина. Записки о путешествиях были одним из наиболее рас​пространенных жанров сентиментализма. "Письма" Карамзина существен​но отличаются от жанрового типа "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева, целиком построенного на внешнем материале; отличаются они и от "Сентиментального путешествия'" Стерна, в котором материал наблю​дений и описаний поглощен лирикой, самораскрытием психологии героя-автора. Субъективное начало в большой степени свойственно книге Ка​рамзина, но оно не поглощает всего ее материала. В содержании "Писем" следует отметить две особенности: с одной стороны, автор дает множество объективных, научно-образовательных сведений о странах, городах, зна​менитых людях. И вместе с тем он отводит много места передаче чисто субъективных впечатлений и переживаний, чувств и идей, вызванных уви​денным и услышанным. "'Письма" Карамзина называют энциклопедией за​падной жизни и культуры для русского читателя

    Много места в переживаниях путешественника занимает "чувство" природы. Впервые в русской литературе пейзаж был дан в неотъемлемой связи с соответствующим душевным настроением автора. Чувство красоты и величия природы иногда переходит у Карамзина в религиозные пережи​вания.

    Весь обширный информационный материал объединен в "Письмах" личностью автора - героя книги. Весь объективный материал Карамзин показывает не сам по себе, а как свое личное переживание. Писатель соз​дает новый для русской литературы тип путешественника. Ю.М. Лотман увидел в карамзинском герое совмещение ''в одном лице литературного амплуа чувствительного человека, щеголя и педанта". С точки зрения ис​следователя, 'уже сама несовместимость такого совмещения делает его исполненным значения и кроме того, это дает создаваемому таким спосо​бом образу большую внутреннюю свободу, непредсказуемость его поведе​ния для читателя''

    И в дальнейшем авторское отношение к изображаемому будет пронизывать все произведения Карамзина. Писатель не считает возмож​ным до конца анализировать, разлагать на составные части чувство и на​строения, которые у него не сопровождают действия героя, а являются главным содержанием произведения, Задача Карамзина – вызвать своим произведением у читателя ответные эмоции, преодолевающие трагизм подлинной действительности, — тихую грусть и умиление. Целый мир эмоций открывала читателю повесть «Бедная Лиза».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта