1. Культкрное и социальнобытовое содержание петровских реформ новые методы и формы художественного воздействия на общественное сознание
Скачать 194.09 Kb.
|
23. Развитие сатирических и пародийных жанров в поэзии последний трети 18 века. Русская ирои-комичсекая поэма «Елисей, или раздраженный Вакх» Майкова. «Легкая поэзия» Участники кружка Хераскова, выступившие на рубеже 1760-х голов, продолжают разрабатывать традиционные жанры классицизма - в жанре торжественной оды они следуют традициям Ломоносова, в жанре трагедии - Сумарокова, хотя не чужды им и такие жанры, как комическая опера, нравоучительная притча, дидактическая поэма, мещанская слезная драма. Однако особенно значительными их достижения были в жанрах интимной лирической поэзии, в жанре героической эпопеи, в жанре бурлескной и сказочной поэмы. Последняя треть XVIII века отмечена процессом демократизации литературного сознания, что проявилось в интересе деятелей культуры к традициям национального фольклора. Влияние народнопоэтической стихии особенно сказалось на жанрах басни и комической бурлескной поэмы, лучшие образцы которой принадлежат В.И. Майкову и И.Ф. Богдановичу. Бурлеск. Поэма В.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх" Сумароковым был включен в литературный обиход жанр 'смешных героических поэм", но сам он этот жанр не разработал. Стиль бурлеска основал Скаррон поэмой "Перелицованный Вергилий". Бурлеск - шутка, перелицовка (травестирование). Существовало два типа бурлеска: скарроновский строился по принципу трав вотированного снижения высокою предмета героической эпопеи, а второй, введенный Буало, пародийно возвышал низкое. Литература русского классицизма XVIII века восприняла оба вида бурлескной поэмы. Первые опыты в создании образцов бурлескной поэмы принадлежат противникам сумароковской школы - Баркову и Чулкову. Поэма Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх" явилась отражением литературной борьбы, завязавшейся между сумароковцами и придворным одописцем В.П. Петровым, напечатавшим в 1770 году первую песнь "Енея" - перевода ''Энеиды'" Вергилия. "Елисей" представляет собой явную пародию на классический античный эпос (поэма написана стихотворным размером эпопеи, содержит обязательные формулы, соединяет события реальной жизни с ''чудесными"). Вымышленный сюжет ''Елисея'' позволял изобразить подробности жизни и быта простонародья. Описывая низкую действительность. Майков отступает от правил: он отказывается от издевательства над нею, воссоздавая бытовые сцены близким к живой народной речи языком. Комический эффект в бурлескной поэме рождается из стилистического несоответствия между слогом и темой, а в '"Елисее" не так много подобных сцен - в нем смешны именно ситуация и действия находчивого героя. В этом и заключается преодоление канонов жанра и правил. Поэма Майкова обозначила начало процесса сближения поэзии с действительностью. "Легкая поэзия". Поэма И.Ф. Богдановича "Душенька" Поэма ''Душенька" И.Ф. Богдановича стала первым в жанре поэмы образцом "легкой поэзии". К "легкой поэзии'' относились произведения, целью которых было развлекать читателя игрой остроумия, фантазии или чувства. Широко распространилась "легкая поэзия" во Франции XVII-ХУШ веков - в моду вошли мадригалы, эпиграммы, надписи, песенки. В этих жанрах острее чувствовалась связь с действительностью, что само по себе способствовало преодолению канонов классицизма. "Душенька" явилась вольным переложением повести Лафонтена "Любовь Психеи и Купидона". Новаторство Богдановича состояло прежде всего в том, что он переложил повесть Лафонтена вольным разностопным ямбом, до сих пор применявшимся только в баснях. В основу поэмы положен ирои-комический принцип. "Душенька" не пародия на определенное произведение или жанр, она представляет собой попытку создания шуточной поэмы, в основу которой положено ироническое отношение автора к рассказываемому. В свое произведение Богданович активно включает элементы русского сказочного фольклора, вводит в ткань поэмы простонародные выражения, фразеологические фольклорные сочетания, диалектические формы, что является преодолением канонов классицизма. Зарождение новых принципов художественного освоения мира проявляется в формах увлечения описанием бытовых подробностей и жизненных реалий. Бурлескная поэма Богдановича противоположна майковскому ''Елисею''. Она не груба, а утонченно-изысканна, но точно так же не умещается в рамках классицизма. Одно из главных достижений, которое несла открытая Богдановичем манера эпического повествования, - возможность проявления в данном жанре личности автора. Автор выступает очевидцем событий, комментирует происходящее. Так зарождаются предпосылки повествовательной манере, родственной манере Пушкина в поэме "Руслан и Людмила". В русской поэзии происходит постепенное формирование ноной системы эстетических представлений, в которых нормативность поэтики классицизма уступала место принципу конкретною выражения чувств и впечатлений автора. "Душенька" - "первый и прелестный цветок легкой поэзии на языке нашем» (Батюшков) - явилась несомненным достижением русской литературы. 24. Литературная деятельность Хераскова. «Россияда» как образец русской классической эпопеи. М.М. Херсаков – один из родоначальников сентиментализма. Михаил Матвеевич Херасков стоял во главе группы литераторов, считавших себя учениками Сумарокова и объединившихся вокруг Московского университета и журнала «Полезное увеселение», издававшегося при университете под руководством Хераскова с января 1760 по июнь 1762 г. Литературные интересы появились у Хераскова еще во время учебы в корпусе, где он начал писать стихи. С 1760 г. под руководством Хераскова издается первый литературный журнал «Полезное увеселение», издание еженедельное на протяжении двух лет, остальные полгода — ежемесячное, участники которого, как писал Херасков, стремились «к защищению добродетелей, обличению пороков, увеселению общества». Ставя целью обличать пороки, журнал занимал особую позицию по сравнению с «Трудолюбивой пчелой», ему была чужда социальная острота сатиры Сумарокова. Пассивная политическая позиция Хераскова, его отход от гражданского рационализма были вызваны разочарованием в прогрессивной дворянской государственности. В период формирования в России новых капиталистических отношений, в период усиления меркантильных интересов у правящих дворянских кругов, роста социальных противоречий и явного преобладания реакционных тенденций в политике дворянского государства Херасков, не веря в разумную социальную гармонию, предпочитает уклониться от активной социальной борьбы, уйти в мир нравственно-философских раздумий. Разочарование «в идеалах прогрессивной дворянской государственности, отказ от служения обществу на основе разума и гражданского долга и увлечение религиозно-этическими исканиями, бегство от умственной абстракции эмоциональной рефлексии и от суетной столичной жизни в сельское уединение» — это новое миросозерцание Хераскова отразилось прежде всего на его поэзии («Новые оды», изданные 1762 г., и «Философические оды и песни», изданные в 1769 г.). пафосу политической активности Ломоносова он противопоставляет назидательность субъектов морализирования. В творческой практике М. М. Хераскова сказалась внутренняя противоречивость, вызванная стремлением примирить традиционные каноны классицизма с новыми литературными веяниями, которые, прежде всего, проявились в преодолении абстрактности в создании образов, в стремлении к раскрытию внутреннего мира человека, его психологического состояния с помощью новых образных и стилистических средств. Однако в историю русской литературы Михаил Матвеевич вошел прежде всего как создатель героической эпопеи «Россияда» (1779). Писалась 8 лет (1770-1779) Обширная поэма, состоящая из 12 песен, «Россияда» посвящена знаменательному событию русской истории — взятию Грозным Казани, которое Херасков расценивал как заключительный этап в борьбе Руси с татаро-монгольским игом. В работе над своей обширной поэмой Херасков использовал летописные источники, «Повесть о Казанском царстве», исторические песни и легенды. Главная идея «Россияды» — торжество героики русских воинов, победа России над варварством, православной веры над магометанской. Своей поэмой автор преследует воспитательно-патриотическую цель: вдохновить современников подвигами предков и научить их подлинному патриотизму. Херасков не стремится к исторической правдивости, документальности в поэме, да это и возбранялось требованиями поэтики классицизма. В духе идей дворянского либерализма Херасков рассматривает взаимоотношения Грозного — идеального монарха и бояр. В единстве Грозного и бояр сказывается утопичность политических идеалов Хераскова. Большинство бояр, приближенных царя, воинов и советников доблестны и храбры, они верные патриоты, которые держат себя с царем смело и независимо. В духе просветительской идеологии Херасков дает уроки царю. «Россияда» - правильное классическое произведение. Посвящено Екатерине 2. Она имела большой успех, воспринималась как крупная победа русского классицизма и благодаря своей патриотическо-гуманистической идее. Она была призвана научить любви к родине и вдохновить подвигами героев. 25. Ода Г. Р. Державина «Фелица»; «екатерининская» тема в творчестве поэта Уже с первой половины XVIII века в русской поэзии определились две противоположные струи: ''высокая"', одическая, ломоносовская струя и струя сатирическая - Кантемировская. В творчестве одного писателя они могли переплетаться, но всегда оставались изолированными друг от друга. Ода должна была прославлять, а сатира обличать. В творчестве Державина одическая и сатирическая струя синтезируются. По словам самого Державина, он "с 1779 года избрал совсем особый путь". Особенно ярко новаторство проявилось в '"Оде на смерть князя Мещерского" и в "Стихах на рождение в Севере порфирородного отрока'". Свои "Стихи" Державин начинает с мифологических образов, но снижает их с помощью метода бурлескной перелицовки, в то же время отказываясь от пародии. Задача Державина - поэтически воссоздать картину русской зимы, поэтому мифологический Борей превращается в русского деда мороза, а нимфы и сатиры превращаются и "шутку", которая не мешает передавать подлинность русских нравов. В "Стихах" проявилась и особенность мировосприятия Державина - он не стал воспевать в будущем императоре земного бога, а обратился к нему с добрым пожеланием: "Будь на троне человек". "Екатерининские" оды Державина "Фелица" представляет оду нового типа - в ней Державину удалось соединить "высокие" (одические) и - низкие" (сатирические) начала. В образе "премудрой", "богоподобной царевны" Фелицы поэт восхваляет Екатерину II, создавая ее портрет в новой манере, принципиально отличающейся от традиционной одописи. Это не земное божество, а деятельная и умная "Киргиз-Кайсацкая царевна", которая изображается и как частное лицо в повседневной жизни, и как правительница, что обуславливает деление оды на две части, Фелице противопоставлен образ порочного "мурзы'; что определяет жанровое своеобразие оды: она сливается с сатирой. Мурза в изображении Державина - это и собирательный образ, включающий в себя порочные черты екатерининских вельмож, но это и сам Державин. В этом заключена новизна пути, избранного поэтом. Лирическое "я" в русской оде 1740 - 770-х голов сливалось с "мы", поэт считал себя выразителем мнений народа. В "Фелице" лирическое «я» приобретает конкретность - среди персонажей оды появляется сам одический поэт. Он и "мурза' - носитель всех пороков, и поэт, достойный воспевать идеальную государыню. Речь поэта в "Фелице" свободная, непринужденная, пронизанная подлинным лиризмом. Державин развивает в оде образы, созданные Екатериной в ее "Сказке о царевиче Хлоре", что дает автору возможность пользоваться шуткой, остроумными намеками. "Фелица" была самым смелым и решительным отступлением Державина от традиций классической оды. "'Екатерининская" тема в творчестве Державина продолжается стихотворением "Благодарность Фелице", "Изображение Фелицы'' и в знаменитом "Видении мурзы". Основные темы и идеи. Стихотворение «Фелица», написанное как шутливая зарисовка из жизни императрицы и ее окружения, вместе с тем поднимает очень важные проблемы. С одной стороны, в оде «Фелица» создается вполне традиционный образ «богоподобной царевны», в котором воплощено представление поэта об идеале просвещенного монарха. Явно идеализируя реальную Екатерину II, Державин в то же время верит в нарисованный им образ. С другой стороны, в стихах поэта звучит мысль не только о мудрости власти, но и о нерадивости исполнителей, озабоченных своей выгодой. Сама по себе эта мысль не была новой, но за образами вельмож, нарисованных в оде, явно проступали черты реальных людей. В этих образах современники поэта без труда узнавали фаворита императрицы Потемкина, ее приближенных Алексея Орлова, Панина, Нарышкина. Рисуя их ярко сатирические портреты, Державин проявил большую смелость — ведь любой из задетых им вельмож мог разделаться за это с автором. Только благосклонное отношение Екатерины спасло Державина.Но даже императрице он осмеливается дать совет: следовать закону, которому подвластны как цари, так и их подданные. Таким образом, в «Фелице» Державин выступил как смелый новатор, сочетающий стиль хвалебной оды с индивидуализацией персонажей и сатирой, внося в высокий жанр оды элементы низких стилей. Впоследствии сам поэт определил жанр «Фелицы» как смешанную оду. Державин утверждал, что, в отличие от традиционной для классицизма оды, где восхвалялись государственные лица, военачальники, воспевались торжественные србытия, в «смешанной оде» «стихотворец может говорить обо всем». Разрушая жанровые каноны классицизма, он открывает этим стихотворением путь для новой поэзии — «поэзии действительное™», которая получила блестящее развитие в творчестве Пушкина. Говоря о «Фелицейском цикле», следует упомянуть о произведении, которое стало импульсом для его возникновения, а именно о «Сказке о царевиче Хлоре» Екатерины Второй, созданной в 1781 г. Державин посвтил Екатерине 12 других стихотворений. 26. Тематика и проблематика поэзии Державина, ее художественное своеобразие. Сатирические стихи Это пример не чистой поэзии, она содержит в себе поучительный элемент. «Вельможа» Религиозн-обличительные стихи Представляли собой кроме переложения псалмов, «Властителям и судиям». Державин призывает ниспровергнуть несправедливую власть. Существовало три редакции стихотверения. Героические оды Героические оды Державина являются отражением его победоносной эпохи. Предшественником Державина в этом виде оды был Ломоносов, и в своих победных одах Державин в значительной степени возвращается к его поэтике, героико-патриотические произведения отличаются торжественной приподнятостью, грандиозностью образов и метафор. Ода "На взятие Измаила'" начинается с величественной картины извержения Везувия, с которой сопоставляется величие русской победы под Измаилом. Взятие считавшейся неприступной крепости поставлено в связь не только с героическим прошлым русского народа, но и является залогом его великого будущего. Только величием и славой народа создается величие и слава царей. Во многих подобных одах Державина героем является Суворов. Для поэта он "князь славы'", величайший из полководцев. С ним связано и стихотворение с интимно-лирической интонацией, написанное очень простым языком - "Снигирь". В этом стихотворении Суворов изображается совершенно по-новому, приемами реалистического портрета. Военные доблести Суворова неотрывны от величия его нравственного облика, а образ героя окутан чувством искренней и глубокой скорби, вызванной его смертью. Анакреотические стихи Державин обладал замечательной способностью приблизить свое творчество к жизни и быту. В лице Анакреонта и Горация он нашел поэтов, родственных ему по характеру дарования и отчасти мировоззрения. Образцовыми в антологическом роде считаются послания "Приглашение к обеду"' и "Евгению. Жизнь Званская". В "Приглашении к обеду", обращенном к Шувалову, ярко выразилось жизнерадостное, горациански умеренное мироощущение Державина. Посвящая день лишь друзьям и красоте. Державин в обычном для него контрасте вспоминает о смерти. ''И смерть к нам смотрит чрез забор", - замечает поэт, используя шутливо-простонародные выражения. В стихотворении он дает свое понимание ''блаженства"': оно заключается "в здравии, спокойстве духа"; "умеренность есть лучший пир". Послание написано в свободном и непринужденном тоне, простым языком, местами близким к народному. Послание "Евгению. Жизнь Званская'' дает блестящую и широкую картину помещичьего быта. В стихотворении звучит тема противопоставления жизни городской и сельской, причем решается она в контексте темы более широкой - темы творчества. В классицистической эстетике поэту было отведено место безличного, абстрактного выразителя истины, никак не связанного с прозой жизни. Образ поэта, созданный Державиным, был лишен условности, он был конкретен. В послании "Евгению" как раз и раскрывается образ автора-героя в его биографической конкретности, в окруженности деталями быта, природы. Державин пытается запечатлеть и творческий процесс в условиях повседневной жизни. Все это дает исследователям возможность сблизить послание Державина и '"Осень"' Пушкина, эпиграфом к которому Пушкин взял строки из державинского стихотворения, и назвать их "звеньями одной цепи". Тема природы в творчестве Державина Объективный земной мир, природа в русской поэзии XVIII века впервые отражается в творчестве Державина. В классицистических произведениях если и возникал пейзаж, то был он условным и отвлеченным, теоретическим. Державин же воспринимаем природу зрительно, в слуховых образах. Его пейзажные зарисовки отличаются яркостью, великолепием, красочностью ("Сребром сверкают волны"', '"Граненных бриллиантов холмы / Вслед сыпались за кораблем'"). Державин конкретизирует отвлеченные темы, абстрактные идеи приобретают у него предметный образ. Правдивое, живое описание южной природы являет собой стихотворение "Осень во время осады Очакова". Пейзажная лирика Державин переход от природы классицизма к природе сентиментализма. Изображает природу ярко. Часто появляются картины национальной природы. «Осень во время осады Очакова», «Радуга».. |