Главная страница
Навигация по странице:

  • 15.Создание русского национального театра. Трагедии и комедии Сумарокова.

  • 16.Журнальная сатира 1769-1774 гг. Полемика о задачах и характере сатиры между "Трутнем" и "Всякой всячиной".

  • 17.Проблематика и художественная специфика сатиры в журналах Н.И.Новикова. Просветительская деятельность Новикова.

  • 18.Общественно-политические взгляды Д.И,Фонвизина и его литературная деятельность.

  • 19."Бригадир" Фонвизина.

  • 1. Культкрное и социальнобытовое содержание петровских реформ новые методы и формы художественного воздействия на общественное сознание


    Скачать 194.09 Kb.
    Название1. Культкрное и социальнобытовое содержание петровских реформ новые методы и формы художественного воздействия на общественное сознание
    Дата03.12.2022
    Размер194.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла18_VEK_NOVYJ.docx
    ТипДокументы
    #825541
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    14. Социально-политическая и литературная позиция Сумарокова. Лирика и сатира в его творчестве.

    Сумароков заявлял, что он является начинателем новой русской ли​тературы. Это столь смелое заявление небезосновательно. Сумароков, ро​довой аристократ, первым сделал литературное творчество своей профес​сией и стал создавать литературу, предназначенную для своего класса. По​сле окончания в 1740 году Сухопутного шляхетского корпуса, первого специфически дворянского учебного заведения, он состоял на военной службе, затем с 1756 года стал директором театра. Когда он взял отставку с этой должности, то за свои труды должен был получать и впредь преж​нее жалование, чтобы беспрепятственно преуспевать в сочинении книг, которые издавались за счет императорского кабинета. Это казенное содер​жание не было платой за ту службу дворцу, которую получал, скажем. Тредиаковский. Так царское правительство поощряло общественную инициативу дворянства и пользу, которую ока приносила госу​дарству. В своих произведениях Сумароков выступал не от лица прави​тельства, а от собственного лица, считая, что он представляет дворянскую общественность. Смелое выражение своей позиции Сумароковым не уст​раивало Екатерину II, недовольную замечаниями, высказанными литерато​ром относительно ее "'Наказа". Сумароков впал в немилость: произведе​ния стали проходить предварительную цензуру. Екатерина указывает на недостатки его творений, делает ему выговоры. Основатель русского теат​ра заканчивает жизнь в бедности, никто не вспоминает его заслуг, а на по​хороны приходят только актеры. Литературная деятельность Сумарокова определялась задачами воспитания дворянского сословия, утверждения идеалов русского дворянства. Ведущим жанром его творчества была тра​гедия, хотя он писал и комедии, и басни, и оды, и сатиры. С Сумароковым связано теоретическое оформление литературной программы русского классицизма.

    Свои взгляды на язык и литературу Сумароков выразил в "Двух Епистолах": "О русском языке"' и "О стихотворстве'', вышедших в 1748-году. В последней разворачивается литературно-теоретическая программа русско​го классицизма, которая предшествует непосредственной поэтической практике ее автора. Источником художественного творчества Сумароков считает не поэтический восторг, а "просвещенный ум", "рассудок". Образ​цом эпистолы Сумарокова имели трактат Буало "Искусство поэзии", но в рекомендации и характеристике жанров он проявляет значительную само​стоятельность. Он четко определяет границы жанров, дает правила для разработки каждого из них, утверждает, что стиль должен соответствовать содержанию и назначению произведения.

    Поэтическое наследие Сумарокова можно разделить на две большие группы: на лирику в собственном смысле слова и на сатирическую поэзию, включая притчи-басни. В жанре песни ее автор сосредоточился на разра​ботке любовной темы и поднял изображение любовного переживания на небывалую высоту, какой не знала до того русская литература Басни под пером Сумарокова приобретают те черты, которые в дальнейшем сделают этот жанр столь знаменитым: своему читателю автор предлагает живой са​тирический рассказ на злободневные темы, написанный размером вольно​го разностопного ямба. Рифмы Сумарокова, сталкивая высокое и низкое, создают эффект неожиданности, несоответствия, являющийся основой комического. Сумароков утверждает самостоятельное Присутствие автора в басенном рассказе. Автор, как носитель разумного отношении к миру, противостоит неразумности, запутанности царящих в нем социаль​ных отношений. Сумароков высмеивает русский быт, российское дворян​ство; его врагами и врагами всего русского государства являются придвор​ная знать, "подьячие", "откупщики". Основным оружием в борьбе с ними становится смех, который у Сумарокова превращается в одну из мощных форм эстетического воздействия.

    15.Создание русского национального театра. Трагедии и комедии Сумарокова.

    Судьба Сумарокова непосредственно связана с историей русского театра.

    В 1730 годах повсеместно открывались любительские театры. В 1747 Сумароков пишет свою трагедию «Хорев», а в 1749 ее ставят. Развитие театра проходило по двум направлениям: в Ярославле Волков организует театр, и одновременно в Петербурге.

    30 августа 1756 года Елизавета Петровна подписывает указ о постоялом русском театре для представления трагедий и комедий. Это был непрерывный театр. Директором первого театра был Сумароков, а первым актером Волков. В 1761 Сумароков покидает театр, а в 1769 покидает Москву.

    В своей творческом практике Сумароков следовал всем внешним правилам классицизма. Им был усвоен метод отвлеченно-схематического показа идей. Его трагедии статичны, обладают упрощенной композицией, их действующими лицами являются цари, князья и вельможи Драматург соблюдает единство места, времени, действия в композиции, речь его ге​роев приподнята и возвышенна. Однако бесстрастный анализ страстей Су​мароков заменил моралистической оценкой своих героев. Специфической чертой трагедий Сумарокова является и преобладание в них счастливых развязок — добродетель идеальных героев автор хотел увенчать счастливым финалом Обычно сумароковские трагедии ( 9 трагедий с 1747-1774) разделяют на две группы в зависимости от конфликта: трагедии политического характера (к примеру, "Димитрий Самозванец") и трагедии морально-психологические (к примеру, «Синав и Трувор").

    В основу трагедий Сумароковым положено его понимание учения о страстях и разуме, чести. Честь является главным мерилом поведения ге​роев, она противополагается страстям, силам стихийным и разрушитель​ным. Отсюда и деление персонажей на две категории: герои, руково​дствующиеся страстями, я герои, приобщившиеся к разуму. Последние в своих поступках следуют моральной норме, или чести. К правителям дра​матург предъявляет жесткие требования: стать праведным монархом мож​но только на пути подчинения страстей разуму. Злодей, противостоящий закону, становится тираном. Сумароковский злодей вполне осознает, что он преступает закон, и не ищет себе оправдания. Действовать иначе он не может — такова его природа. Все качества злодея вполне свойственны Ди​митрию Самозванцу. В душе героев другой категории страсти могут лишь временно одержать верх над разумом - человек осознает свою неправоту и выиграет сражение с самим собой. Особенности художественного вопло​щения этико-эстетических представлений Сумарокова предлагается рас​смотреть на примере трагедии "Димитрий Самозванец".

    16.Журнальная сатира 1769-1774 гг. Полемика о задачах и характере сатиры между "Трутнем" и "Всякой всячиной".

    В истории возникновения периодических изданий в России Сумаро​ков сыграл немаловажную роль. Он был организатором, издателем и ре​дактором первого частного литературного журнала "Трудолюбивая пчела". Вокруг него оформилась группа литераторов (Ржевский, Нартов, Нарыш​кин), образовавших поэтическую школу Сумарокова.

    В конце 1760-х - начале 1770-х годов русская сатира претерпевает существенные изменения, касающиеся ее жанровой системы и художест​венных форм: традиционные для классицизма поэтические жанры уступа​ют место прозаическим, прослеживается явное стремление к демократиза​ции, вообще характерное для литературного процесса этого периода. Эти тенденции отразились в сатирических журналах 1769-1774 годов.

    Инициатива выпуска подобных изданий исходила от императрицы Екатерины II, видящей в литературе средство идеологического контроля над умами своих подданных. С начала 1769 года выходит первый русский еженедельный сатирический журнал "Всякая всячина", издание которого осуществлялось личным секретарем Екатерины Г.В. Козицким под негласным руководством императрицы. Екатерина2 призвала литераторов к изданию подобных журналов, и через короткое время стали появляться другие периодические издания: еженедельник М.Д.Чулкова "И то и сио", еженедельник В.Г.Рубана "Ни то ни сио в прозе и стихах", "Поденьщина" В.В.Тузова. "Адская почта'' Ф.А.Эмина и др. Многие журналы не имели четко выраженной идеологической программы. На этом фоне выделяется журнал Н.И.Новикова "Трутень", с появлением которого на страницах периодических изданий развернулась полемика о сущности сатиры и произошло размежевание сил в стане журнальных издателей.

    Направляя общественное мнение, "Всякая всячина" дала официаль​ную трактовку назначения сатиры. Она определила принципы сатириче​ского изображения: "добросердечный сочинитель" должен критиковать общечеловеческие недостатки, а не высмеивать конкретные социальные пороки и их реальных носителей: "не целить на особ, но единственно на пороки"'. Более того, пороки, которые процветали в России, - самодурство чиновников, взяточничество, казнокрадство, деспотизм помещиков - объ​являлись человеческими слабостями, требовавшими снисхождения. При таком понимании функции сатиры допустимость критики социальных по​роков сводилась на нет. Первым с критикой ''Всякой всячины" выступил журнал "Смесь", по самое активное противодействие позиции Екатерины относительно понимания общественной роли сатиры оказал "Трутень". В письме Правдулюбова. напечатанном в "Трутне", открыто отвергалась са​тира на общий порок и отстаивалась "'сатира на лицо''.

    17.Проблематика и художественная специфика сатиры в журналах Н.И.Новикова. Просветительская деятельность Новикова.

    Идейная направленность журналов Новикова определяется эпиграфом, взятым из басни Сумарокова «Жуки и пчелы»: "Они работают, а вы их труд ядите".

    Задачи, поставленные перед журналами их издателем:

    -Сатирически изображать действитель​ность,

    -пропагандировать важнейшие просветительские истины, и прежде всего идею равенства людей

    - заниматься нравственным воспитанием читателей

    Эти за​дачи определяют своеобразие форм и эстетические особенности видов журнальной сатиры. Это письма к издателю от разных лиц, переписка, га​зетные объявления, рецепты, портреты, стихотворные сказки, песни. Ведущие темы: это сатирическое обличение гос​подствующего сословия и крепостного гнета, государственных порядков, неправосудия, безнравственности дворян; изображение тяжелого положе​ния крестьян; борьба с невежеством, галломанией, щегольством.

    В соответствии с жанровыми формами Новиков создавал условные образы Недоумов, Безрассудов, Стозмеев, что было характерно для классицизма. Но узкие рамки этого метода мешали ему в реализации просветительских взглядов на социальную жизнь России. В своей художе​ственной практике он отступил от принципов классицистической эстетики - с этим связано требование сатиры не на общие пороки, а на конкретные лица. В то же время Новиков изображал не индивидуальные и случайные явления, а создавал конкретные и типические характеры русских помещи​ков и чиновников. Им руководило убеждение, что существующий режим несправедлив, неразумен, и потому должен быть изменен в соответствии с требованиями человеческого разума. Заслуга Новикова состоит в том, что он счел возможным сделать народную жизнь темой искусства, дать кон​кретные подробности и детали притеснения и разорения помещиком рус​ских крестьян, что также входило в противоречие с эстетикой классициз​ма.

    Самым значительным из новиковских изданий явился "Живописец" (1772), но и во всей своей литературно-общественной деятельности 1770-х годов он не отступал от заложенных еще в "Трутне" методов изображения действительности. Результатом ее стали "Кошелек"' [1774], "Древняя российская вивлиофика" (1773 - 1775), "Повествователь древностей россий​ских" (1776) и др.

    Конец 1770-х - 1780-е годы отмечены активизацией издательской деятельности Новикова( 1778-1788). С 1778 года он взял в аренду типографию москов​ского университета и организовал массовое издание журналов и книг раз​ного содержания. Новиков издает газету "Московские Ведомости", журна​лы "Утренний свет', "Московское ежемесячное издание", "Покоющийся трудолюбец", "Детское чтение" и другие, открывает первую публичную библиотеку в Москве, заботится о распространении книг в провинции.

    За годы своей деятельности Новиков ничего не делал для себя, делая все для людей. Он стремился превратить Россию в процветающее царство, но делала ве мимо государства. Он собирает много сподвижников, организует массонскую ложу в Москве. Екатерина не смогла простить такой конкуренции и обвинила Новикова в шпионаже. Без суда и следствия его арестовали на 15 лет.

    18.Общественно-политические взгляды Д.И,Фонвизина и его литературная деятельность.

    Денис Иванович Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве в дворянской семье, происходившей из ливонского рыцарского рода. Начальное образование будущий литератор получил дома. В семье Фонвизина царила патриархальная обстановка. С 1755 года Денис Иванович обучался в дворянской гимназии при университете в Москве, затем на философском факультете Московского университета. В 1760 году Фонвизин, в числе «избранных учеников» уезжает в Петербург, где знакомится с Ломоносовым и Сумароковым.

    В 1769 году он занял пост секретаря Н.И. Панина, руководившего Коллегией иностранных дел, являвшегося воспитателем Павла Петровича и главой дворянско-аристократической оппозиции. По мнению ряда исследователей, Фонвизин, как один из руководящих деятелей либе​ральной оппозиции 1770-х годов, занимал даже более решительную пози​цию, чем Панин: он выступает против правительственной политики, отри​цает существующие формы помещичьего господства. С его точки зрения, монархия должна быть ограничена твердыми законами и допускать разви​тие буржуазной демократии, а человек в таком государстве в своем пове​дении должен руководствоваться добродетелью и честью.

    Система обще​ственных взглядов Фонвизина отразилась в публицистических сочинениях "О вольности французского дворянства" и "Завещании Панина" (1783), которое было написано перед смертью Панина и представляло собой политический манифест всей его политической группы. Оно называлось 'Рас​суждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления". Предназначалось "Рассуждение" для будущего императора Павла Петровича в качестве руководства при проведении им реформ. В дальнейшем оно стало известно декабристам и сделалось одним из рукописных пропагандистских произведений, использованных тайным общест​вом.

    В 1783 году, после постановки в 1782 года "Недоросля" на сцене, Фонвизин выступает с рядом очерков в журнале "Собеседник любителей российского слова", издававшимся княгиней Дашковой при участии импе​ратрицы. Самым острым сатирическим его выступлением можно назвать "Вопросы", обращенные к сочинителю фельетонов "Былей и небылицы", которым была Екатерина II. Императрица самолично ответила на '"Вопро​сы", касающиеся политической к государственной жизни России, причем ответы носили угрожающий характер. После грозных напалок императрицы на '"Вопросы" Фонвизин вынужден был написать покаянное объяснение.

    Последние голы жизни Фонвизина были тяжелыми. После смерти Панина (1783) он вышел в отставку и почти прекратил литературную дея​тельность. Ему отказали в издании журнала "Друг честных людей, или Стародум" не разрешили переводить Тацита. Смерть прервала его работу над мемуарами «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях".

    Литературное творчество

    Первое из дошедших до нас оригинальных литературных произведе​ний Фонвизина - басня "Лисица-казнодей». Басня Фонвизина представляет собой злую пародию на панегирики царям, причем написана она около 1762 — 1763 годов, вскоре после смерти Елизаветы Петровны. Этот факт заставляет предположить, что у басни был конкретный адресат — в таком случае ее сатирическая сила только увеличивается. Басня написана в сумароковской манере, но даже в стихотворении Фонвизин выступает как дра​матург - его почти полностью заполняет диалог. Диалогом-сатирой явля​ется и "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке", в кото​ром ярко проявляется религиозное вольномыслие молодого Фонвизина.

    Дарование драматурга вполне проявилось в оригинальных комедиях Фонвизина, свободных от стеснявшей его стихотворной формы. Большой успех имела комедия «Бригадир", в которой дан собирательный образ це​лого сословия.

    Явление гораздо более высокого порядка и в жанровом, и в идейном смысле представляет собой "Недоросль". Темой комедии становится глав​ный конфликт социально-политической жизни России - произвол поме​щиков и бесправие крепостных. 

    Последние годы жизни вообще прошли для Фонвизина в тяжелой обстановке: расстроилось окончательно здоровье, а вместе с тем пошатнулось и его материальное благосостояние, вследствие разных тяжб с арендаторами. Литературная деятельность Фонвизина почти совсем прекращается, если не считать литературным произведением его письма из-за границы и его путевые журналы. Они не предназначались для печати и были опубликованы уже в XIX веке, но представляют выдающийся интерес, как суждение умного наблюдателя тогдашней европейской жизни. 

    19."Бригадир" Фонвизина.

    История создания

    Комедия Фонвизина «Бригадир» написана в 1869 г., издана впервые в 1883 или 1886 году. Поставлена комедия была в 1880 г. По легенде, князь Потёмкин именно о ней сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». По другой версии, речь шла о «Недоросле».

    Жанр и литературное направление

    «Бригадир» - традиционная для 18 века интермедия-фарс. Каждая отдельная сюжетная линия как будто отступление от слабо прорисованной основной (любовь Добролюбова и Софьи). Комичность каждой сюжетной ситуации становится самоцелью. Объединить отдельные интермедийные отрывки в один сюжет – целое искусство. «Бригадир» - классицистическая комедия. Каждый персонаж – это типичный характер, прописанный одним-двумя штрихами. В «Бригадире» есть черты комедии положений: комичны ситуации, в которые попадают герои. Это либо нарушение интимности объяснения любовников, либо мнимое (советница) или реальное (бригадирша) непонимание любовных ухаживаний или заигрываний.

    Как и положено в классицистической комедии, действие в «Бригадире» статично, а персонажи схематичны.

    По содержанию комедия Фонвизина просветительская. Устами положительного героя Добролюбова автор доводит до зрителя мысль, что положительные и отрицательные качества человека зависят от воспитания.

    Тема и проблематика, сюжет и композиция

    Тема комедии связана с сатирическим осмеянием нравственных пороков общества. Проблематика позволяет рассуждать о том, откуда эти пороки берутся, почему отрицательные персонажи таковы. Комедия не случайно называется «Бригадир», хотя бригадир – не главный персонаж. Но на нём, как на представителе старшего поколения, ответственность за то, почему порочен его сын. Бригадир и сам в какой-то момент понимает, что был слишком мягок с сыном, позволил жене его избаловать и не отдал в военную службу. Он всё время грозится побить Ивана, да уже поздно.

    Другая проблема связана с взяточничеством чиновников. К моменту написания пьесы вышел указ о борьбе с мздоимством. Привыкший брать взятки советник не видел смысла в дальнейшей службе и вышел в отставку, чтобы жить в нажитой взятками деревеньке.

    Ещё одна проблема - в пристрастии молодёжи ко всему иностранному. Иван вворачивает отдельные французские слова и признаётся советнице, что его учил кучер-француз. Советница тоже лопочет по-французски, но презирает своих учителей. Фонвизин высмеивает такую «образованность». Для него идеал просвещённых дворян – Софья и Добролюбов. Они умны, скромны, образованны и любят отечество, уважают родителей и родной язык.

    В «Бригадире» 5 действий. Их объединяет женитьба Ивана и Софьи. Но на деле сюжет распадается на отдельные эпизоды, каждый из которых связан с порочной любовной парой. При этом добродетельных влюблённых Добролюбова и Софью нельзя считать главными героями, они играют слишком незначительную роль, не связывают все сюжетные линии воедино. Сюжетные линии соединяются в конце, когда открываются любовные интриги героев.

    Герои и образы

    Положительные герои Софья и Добролюбов не прописаны подробно. Они связывают все сюжетные линии и произносят просветительские идеи автора о пользе воспитания. Софья - послушная дочь и не идёт против воли отца, хотя и объясняет своё нежелание вступать в брак, так что советнику становится даже совестно её принуждать. Но у советника свои интересы: он хочет больше общаться с матерью Ивана бригадиршей, в которую влюблён.

    Отрицательные персонажи составляют любовные пары и треугольники. Комизм в том, что бригадирша, удивительно похожая на дубинноголовую Коробочку из «Мёртвых душ» Гоголя, даже не понимает, что советник её вожделеет. Советница и Иван в треугольнике советница – Иван – бригадир будто созданы друг для друга. Они обладают одинаковыми пороками: склонны к праздности и развлечениям, презирают всё российское и восхищаются французским. При этом они так же невежественны, как и бригадир с бригадиршей, которые грамоты не знают и считают её ненужной. Рачительная бригадирша жалеет денег на учебник по грамматике, так что супруги не учат грамоте и сына, а советница изорвала грамматику на папильотки. Порок советника – лицемерие, показная набожность и мздоимство. Бригадир бьёт свою жену, относится к ней хуже, чем к лошади. Он третий лишний в любовном треугольнике, советница делает вид, что не понимает его намёков, а сын готов вызвать его на дуэль.

    Бригадирша даже вызывает сочувствие. По замыслу Фонвизина, она очень глупа, но она единственная не старается казаться умнее, чем есть. Советник, напротив, считает её женщиной умной и расчетливой, каковой она и является в хозяйственных вопросах.

    Темы разговоров отрицательных героев так же ограничены, как и они сами. Бригадир обсуждает военные дела, советник говорит о судах, Иван – о Франции, советница – о нарядах, а бригадирша – о хозяйстве.

    Конфликт

    Конфликт в классицистической комедии всегда внешний. Герои – это носители определённых черт характера, положительных или отрицательных. В противостоянии порока и добродетели порок осмеян, а добродетель торжествует. Добролюбов выигрывает тяжбу, несмотря на мздоимство судей, потому что обращается в высшие инстанции. Он становится состоятельным, и советник не препятствует больше его браку с дочерью.

    Художественное своеобразие

    Новаторство комедии состояло в том, что действие перенесено в обычный помещичий дом. Зрители чувствовали себя участниками пьесы. Комедия изобилует бытовыми подробностями, приметами времени. Герои даже играют в карты и пьют чай.

    Заслуживает внимания речь персонажей. Бригадир всех сравнивает с животными, груб, постоянно бранится. Не отстаёт от него и советник. Его речь полна церковнославянизмов и божбы. Этот факт приводит к комичной ситуации, когда он намекает о своей любви бригадирше, проводя церковные аналогии и употребляя старославянские слова. Его набожность внешняя, ханжеская, как и образованность Ивана и советницы, говорящих по-французски. Бригадирша и бригадир всё время просят Ивана говорить по-русски.Комедия наполнена остроумными шутками, многие из них понятны и современникам.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта