Главная страница
Навигация по странице:

  • 29. Поэты кружка Державина (Н. А. Львов, В.В. Капнист, И. И. Хемницер)

  • 30. Тенденции развития русской прозы 1760-1770. Массовая повествовательная литература

  • 31. Политические, философские и эстетические воззрения Радищева. Его поэтическое творчество.

  • 32. «Путешествие из Петербурга в Москву» : история сздания и публикации , тематика и проблематика.

  • 1. Культкрное и социальнобытовое содержание петровских реформ новые методы и формы художественного воздействия на общественное сознание


    Скачать 194.09 Kb.
    Название1. Культкрное и социальнобытовое содержание петровских реформ новые методы и формы художественного воздействия на общественное сознание
    Дата03.12.2022
    Размер194.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла18_VEK_NOVYJ.docx
    ТипДокументы
    #825541
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    27. Философские оды Державина.

    "Ода на смерть князя Мещерского" была первым стихотворением 1779 года, рубежного в творческой судьбе Державина. Она сохранила все внешние формы традиционной оды: была посвящена знатному человеку, написана четырехстопным ямбом, слог ее подчеркивал торжественность дум поэта. Но размышления о смерти утратили свою отвлеченность, свой​ственную другим одам, темой которых также являлись размышления о скоротечности жизни. Жизнь и смерть для Державина - конкретные поня​тия. Своими мыслями поэт делится с конкретным человеком, приятелем Перфильевым; поводом к созданию оды послужило действительное собы​тие, в котором воедино слились быт и бытие. Поэт обновляет традицион​но-аллегорический образ смерти реалистическими, подробностями. Миро​воззрение Державина оптимистично: в заключении он ободряет Друга, призывая его смириться с мыслью о неизбежности смерти, перестать "тер​заться и скорбеть"' об ушедшем друге и наслаждаться радостями жизни. Одним из способов преодоления страшной мысли о смерти становится для Державина религия. Ярким образцом его религиозных стихотворений является прославленная ода "Бог", принесшая своему создателю мировую славу. Восхваление бога превращается у Державина в гимн человеку ве​личием своим он равен богу ("Ты есть - и я уж не ничто!"). В отношении этой идеи ода носила полемический характер к предшествующей русской литературной традиции. До Державина человек должен был говорить с бо​гом, стон на коленях, теперь же поэту открылась относительность и ус​ловность противопоставления человека богу.

    Среди од религиозно-философской тематики выделяется и ода "Во​допад'', в сложном содержании которой философские раздумья, политиче​ские идеи и восторженные похвалы переплетаются с живописными карти​нами.

    29. Поэты кружка Державина (Н. А. Львов, В.В. Капнист, И. И. Хемницер)

    В состав кружка входили такие известные впоследствии люди, как - поэты Н. А. Львов, М. Н. Муравьев, И. И. Хемницер, В. В. Капнист, композиторы Е. И. Фомин, Д. С. Бортнянскнй, В. А. Пашкевич, художники Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский и др. Близки к кружку были Я. Б. Княжнин и Д. И. Фонвизин; какие-то (доныне не раскрытые) отношения связывали с кружком А. Н. Радищева. Именно в кружке сформировалось то направление, которое в истории русской литературы позднее получило наименование "предромантизм". В творчестве предромантиков на первый план выдвигается человеческая индивидуальность и окружающий ее объективно-реальный, конкретно-чувственный мир; отвергнув теорию "подражания образцам", предромантики пришли к романтической концепции гениальности, вдохновения как источника поэтического творчества. А отсюда неизбежно вытекало новое поэтическое видение мира; идея ценности личности, внимание к этическим проблемам, вопросам морали частного человека и общества; частная жизнь частного человека и связанная с этим полнейшая ломка сложившейся жанровой и образной систем; отказ от нормативности как классицистической, так и сентименталистской вообще, и "правил" в частности; образ автора, органически входящий в произведения: попытки создания индивидуальных характеристик людей; обилие конкретных намеков; внимание к бытовым деталям, воплощение быта в живописно-пластических образах: смелое сочетание прозаизмов и просторечия с высокой архаизированной лексикой; идущие в одном направлении эксперименты в области метрики, строфики, рифмовки; поиски индивидуальной формы произведения; пристальный интерес к проблеме национального содержания и национальной формы, то есть признание того, что в разные эпохи и у людей разных национальностей существовали различные "вкусы" - иначе говоря, отказ от критерия "изящного вкуса", единого для всех времен и народов, и выход к идее исторической и национальной обусловленности человека, народов, литератур. Предромантизм выдвинул как центральные - проблемы историзма, философии истории, зависимости национального характера от истории и т. д Решить эти проблемы в полной мере смог только реализм, но важным шагом, который сделали предромантики, была сама постановка этих проблем в философии и литературе. Поэты-предромантики разных стран Европы с особой остротой поставили вопрос о национальных формах поэзии, о национальных системах стихосложения, обращаясь за помощью к фольклору как источнику, во-первых, специфически национальных ритмов, а во-вторых, свойственных только данному народу средств художественной выразительности, арсеналу образов, роднику древней мифологии и т. д. Ту же цель имело обращение к мифологиям разных народов Запада и Востока.

    Никола́й Алекса́ндрович Львов — один из самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения: архитектор-палладианец, график, поэт, переводчик, музыкант.Русская архитектура второй половины 18 века начала понемногу отходить от барокко, переходя на классический стиль. Именно в данном направлении работал Львов. Он был приверженцем творчества итальянского архитектора Палладио, который был ярчайшим представителем нового направления в искусстве. Он даже перевел его книги на русский язык, что говорило о переходе к классическому стилю построению. Проекты Львова предусматривали простые, сдержанные линии строений. Он отказался от пышности предыдущего стиля и обратился к более строгим композициям.Он увлекался древнерусским фольклором, нашел и издал старинную летопись, которая в науке с тех пор называется его фамилией. Н. А. Львов собрал народные песни и издал их отдельным изданием, сопроводив их музыкальным оформлением. Он сам был автором ряда литературных произведений: его перу принадлежат поэмы (в былинном духе), а также либретто, оперы, которые пользовались широкой популярностью. Его творчество – это яркий пример многогранности личности и широкого кругозора, который был характерен для представителей интеллигенции екатерининского времени.

    Васи́лий Васи́льевич Капни́ст — русский поэт и драматург, российский общественный деятель. Внимание читающей публики Капнист обратил на себя впервые напечатанной в июньской книге «Санкт-Петербургского вестника» (1780) «Сатирой первой», перепечатанной впоследствии в «Собрании Любителей российской словестности» под заглавием «Сатира первая и последняя». В 1783 молодой литератор написал торжественную «Оду на рабство», которую, однако, решился напечатать лишь в 1806. В этом произведении Капнист является южно-русским патриотом, вспоминает прежнюю свободу Малороссии и оплакивает наложенные на родину оковы рабства. Поводом к написанию этой оды послужил указ Екатерины II о прикреплении крестьян к помещичьим землям в Киевском, Черниговском и Новгород-Северском наместничествах. В последующие годы произведения Капниста печатались во многих журналах и альманахах — «Новых ежемесячных сочинениях», «Московском журнале», «Аонидах» Карамзина. Капнист примыкает к сентименталистам во главе с Карамзиным. В 1796 Капнист издал первое собрание своих стихотворений. Через два года появляется на сцене главное литературное произведение Капниста — комедия «Ябеда». Эта комедия заняла выдающееся место в отечественном репертуаре и до появления на сцене «Горя от ума» и «Ревизора», имеющих по своей обличительной тенденции много общего с «Ябедой», пользовалась выдающимся успехом. Она была направлена против взяток и беспорядков, процветавших в судах, и очень резко на них нападала.

    Ива́н Ива́нович Хемни́цер — русский поэт и переводчик, член Российской академии (1784). Первым произведением Xемницера, появившимся в печати, была довольно посредственная «Ода на славную победу, одержанную победоносною армиею... при городе Журже...» (1770). Подлинное же дарование Ивана Ивановича впервые проявилось в его первых сатирах, не опубликованных при жизни поэта. Начало работы над ними, вероятно, относится к 1774—75. «Сатира о разуме» резко и зло высмеивали нелепые бюрократические порядки, обличали лихоимство и взяточничество. Зло представлено в его сатирах в глубоко обобщенном виде. В своих замечаниях об особенностях сатирического осмеяния он. высказывал интересные и верные мысли. Важной социальной темой сатир Xемницера было обличение аристократического чванства и сословной несправедливости. Едва ли тут не сказалось особое положение самого поэта — интеллигента-разночинца XVIII в., на себе испытавшего все тяжелые стороны незнатного происхождения. Требование ценить человека по его личным качествам, а не по сословной принадлежности Xемницер последовательно проводил в своем творчестве. Он во многих одах и размышлениях воспроизводит научные споры, пишет о сложности и изменчивости мира, ставит ряд естественнонаучных проблем философского характера («О перемене»). В 1779 вышел первый их сборник под заглавием «Басни и сказки». После смерти Xемницера его друзья — Львов и Капнист — выпустили басни поэта-баснописца в трех частях, во многих случаях смягчая сатирические выпады и явные намеки на личности. Немалое число басен Xемницера И.И. посвящено разоблачению деспотического правления, попирающего волю и честь подданных. Басни Xемницера обладали для своего времени рядом несомненных художественных достоинств. Их отличала строгая новеллистичность, яркая афористичность речи, приближение к просторечному разговорному языку. Басни его отличались жанровым разнообразием— от басни-эпиграммы до басни-сказки.

    30. Тенденции развития русской прозы 1760-1770. Массовая повествовательная литература

    Развитие книжной прозы и рост ее популярности в последней трети XVIII века связан с процессом расширения и демократизации читательской аудитории. Сумароков и его сторонники прямо осуждали такие жанры, как повесть и роман. В '"Письме о чтении романов" Сумароков утверждал, что чтение романа - "погубление" времени. В системе жанров классицизма место себе нашел только государственно-политический роман. В идейно-художественном отношении прозаическая литература противостояла по​эзии и драматургии классицизма - она ориентировалась не на дворянскую, а на демократическую читательскую аудиторию. В прозе утвердили себя "мелкотравчатые писатели" третьего сословия - Ф. Эмин, М.Д. Чулков, В.А. Левшин. М. Комаров. Они вносили в литературу недворянский соци​альный опыт, особую по сравнению с классицизмом тематику, близкую к жизни и быту широких слоев населения: своеобразием отличался и пафос их творчества. Усиливается обращение к устному народному творчеству и к древней литературе, дают о себе знать стилистические тен​денции натурализма и художественного эмпиризма.

    Одним ил ранних писателей-прозаиков в России был Ф.Эмин, пред​ставляющий тип писателя-профессионала, дельца и коммерсанта. Его ро​ман "Непостоянная фортуна, или похождения Мирамонда" стал первым оригинальным русским романом. По мнению Благого, его можно рассмат​ривать как переходное звено от рукописных повестей ("гисторий") к ро​мантической литературе нового типа.

    Историко-литературное значение Эмина определяется главным обра​зом его романом "Письма Эрнеста и Доравры". Впервые русское произве​дение написано в эпистолярной форме, использованной автором под влиянием романа Руссо "Юлия, или Новая Элоиза". Несмотря на подража​тельность и художественную слабость, "Письма Эрнеста и Доравры'" име​ют ценность как первый в России психологический роман сентименталь​ного направления.

    Особо следует остановиться на творчестве М.Д.Чулкова, также ори​ентировавшегося на демократического читателя. Лучшими произведения​ми Чулкова являются сборник '"Пересмешник" и роман «Пригожая повари​ха, или Похождения развратной женщины'', "Пересмешник, или славян​ские сказки"' представляет собой сборник разных повестей и рассказов то авантюрно-фантастического, то сатирико-бытового содержания. Сборник построен по принципу "приключений о приключениях'": входящие в него произведения объединяются общей сюжетной канвой, входят одно в дру​гое и дают повод к новым повестям. Из сатирико-бытовых повестей, пред​ставляющих переработку рукописных фацеций, сказок о чертях, бытовых анекдотов, наиболее содержательными являются '"Горькая участь" и "Дра​гоценная щука". Повести Чулкова отличаются сатирической остротой, ос​новой их чаше всего является бытовой анекдот, а жанровое своеобразие определяется включением - элементов нравоописательного очерка, памфле​та, сатирического письма, бытовой повести, пародии, сказки, басни. "'При​гожая повариха" Чулкова - "плутовской" роман в форме рассказа-исповеди Мартоны. Образ заведомо порочной героини был новым в рус​ской литературе XVIII века. Мартона вызывает сочувствие читателей, по​скольку в ее падении виновата не столько она сама, сколько социальные и общественные условия. Так проявилась антидворянская настроенность ав​тора романа. Лукавый иронический язык "Пригожей поварихи" характери​зуется обилием пословиц и поговорок, что является отличительной чертой стиля Чулкова. Он был первым, кто соединил устные народные истории и сказки с традицией мировой литературы. В художественном отношении проза Чулкова еще не смогла подняться выше натуралистического быто​писания, но все же представляет интересное явление в истории русской прозы до Радищева и Карамзина.

    Представителем '"третьесословной" прозы является и Левшин, кото​рый вместе с Чулковым был в значительной степени родоначальником массовой (лубочной) литературы или литературы, граничившей с лубком. Массовую повествовательную литературу представляют произве​дения Н.Г. Курганова, И. Новикова. М. Комарова.

    Массовая повествовательная проза

    1760-1770 гг. явились одной из самых бурных и насыщенных эпох не только политической, но и духовной жизни России XVIII в. В области политической это двадцатилетие ознаменовалось такими крупными историческими событиями, как государственный переворот, цареубийство и узурпация престола; либеральные реформы первых лет царствования Екатерины II; русско-турецкая война и Пугачевский бунт. Для литературы это же самое двадцатилетие было не менее насыщенным. При жизни основоположников новой русской литературы, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова происходит переоценка эстетических ценностей, проявление скрытых тенденций национального литературного развития, кризис господствующего литературного направления – классицизма. И все эти литературные события сконцентрированы в центральном факторе русского литературного процесса 1760-1770-х гг.: на авансцену русской литературы выходит проза: сатирическая публицистика периодических изданий и оригинальная русская беллетристика, культивирующая повествовательные жанры и, главным образом, роман.

    В повествовательной прозе 1760-1770-х гг. воскресают и традиции литературы русского средневековья, почти исключительно прозаической и повествовательной, и традиции немногих образцов оригинальной и переводной повествовательной прозы XVIII в. – от безавторских гисторий до переводных романов Таллемана и Фенелона.

    31. Политические, философские и эстетические воззрения Радищева. Его поэтическое творчество.

    Радищев родился в Саратовской области, был потомственным аристократом. 1762- окончил пажеский корпус, отправился учиться в Лейпциг на юрист. Вместе с ним (пора романтических течений) учится Гетте. Студенты поднимают бунт, их сажают под арест. В 1771 вернулся в Петербург. Работал протоколлистом, был знаком с Новиковым.

    В 5 номере «Живописца» публикуется отрывок «П и П в М», в 14 номере его продолжение, а 13 номер защищал первый отрывок.

    В 1773 входил в «Общество, старающееся о написании книг». Радищев начинает говорить о самодержавии. В 1775 отставка, в 1777 связан с Камерц-коллегией (президент Воронцов). Это помогает напечатать «П и П в М»

    Состоял в «обществе друзей словесных наук» (массонство). Их печатным органом был журнал «Беседующий гражданин». В одной из статей журнала, Радищев рассуждает о том, что есть сын Отечества и раскрывает образ борца за справедливость.

    В 1789 произошел первый опыт вооружения народа ддля защиты. 30.06.1790 Радищев был арестован. За год до этого закончил «П и П в М», «Житие Федора Ушакова» (Поднимал тему восстания)

    Радищев проводит «П и П в М» через цензуру, т.к за ним стоял Воронцов. Он покупает типографию для пробы печати. В 1782 печатает «П и П в М» с нецензурными местами (600 экз) и отправляет на продажу. Екатерина была в гневе. Шешковский начинает расследование. Радищева арестовывают, дело поступает в суд, ведется в тайне. Вынесен смертный приговор, но его заменяют ссылкой в Тобольск. При Александре 1 был освобожден. 11 снтября 1802 принимает смертный яд, со словами «Потомство за меня отомстит»

    Поэзия Радищева

    Заслуживают внимания эстетические и литературно-теоретические высказывания Радищева, особенно его взгляд на русское стихосложение. Он указывал на возможности русской стихотворной речи: применение трехсложных размеров и хорея (вопреки преобладанию ямба), употребле​ние стихов без рифмы и создание новых строф. В стихотворении "Сафические строфы" Радищев использует опыт античной метрики и делает по​пытку создать новые формы интимной лирики. Стихотворение '"Осмнадцатое столетие" представляет философский обзор итогов XVIII века, "мощного, великого столетия", "творца мысли". Этот век, однако, еще не принес человеку ни свободы, ни добродетели, ни счастья. Большие трудности вызывает анализ поэм Радищева "Бова", "Песни, петые на со​стязаниях...", "Песнь историческая", где, кроме проблематики, нужно ос​тановиться на вопросах о связи с фольклором и о жанровом и метриче​ском своеобразии их художественной формы.

    32. «Путешествие из Петербурга в Москву» : история сздания и публикации, тематика и проблематика.

    Первые очерки  В 1785-1786 гг. Радищев создает несколько очерков на разные темы. На этом этапе Радищев, судя по всему, еще не думает о цельном, крупном художественном произведении. Пока он ограничивается очерками. Так, в 1785 году Радищев пишет очерк о крестьянах, которых продают с торгов за долги помещика (сцена из главы "Медное"). В 1786 году Радищев составляет очерк об истории цензуры - "Краткое повествование о происхождении цензуры" (входит в главу "Торжок"). В том же году он пишет очерк о безразличном "начальнике", которого подчиненные не решаются разбудить (сцена из главы "Чудово").

    Идея о написании Написав несколько очерков, Радищеву приходит идея изобразить все отрицательные стороны жизни русского народа в одной книге.  Радищев объединяет мелкие очерки в одно произведение в жанре путешествия. Идею он заимствует у Стерна, автора "Сентиментального путешествия".  В 1789 году Радищев заканчивает свою книгу, которой дает название "Путешествие из Петербурга в Москву. Три самых первых очерка Радищев включает в текст глав "Чудово", "Торжок и "Медное".

    Организация типографии В 1789 году Радищев заводит небольшую домашнюю типографию у себя дома. Это разрешено законом о вольных типографиях 1783 г. Прохождение цезуры и печать "Путешествия" 22-го июля 1789 года цезура выдает разрешение на печать "Путешествия". С января по начало июня 1790 года Радищев занимается печатанием "Путешествия" в своей типографии. В результате он печатает около 650 экземпляров "Путешествия".  Радищев успевает продать и раздать 100 экземпляров "Путешествия". Слухи о книге распространяются по городу и начинают пугать Радищева. Он перестает распространять книгу, а оставшиеся экземпляры сжигает. 

    Реакция Екатерины II и арест О книге Радищева узнает императрица Екатерина II. 30 июня полиция арестовывает Радищева и берет его под стражу.  Следствие допрашивает как самого Радищева, так и всех, кто участвовал в печати "Путешествия". Несмотря на подозрения, становится ясно, что у Радищев не заговорщик и что он не опасен для властей. Однако Екатерина II наказывает Радищева непомерно жестоко и сурово.

    Суд и приговор 24 июля 1790 года уголовная палата признает Радищева виновным в издании "вредной" книги. Радищева приговаривают к смертной казни. 4 сентября 1790 года Екатерина издает указ, которым заменяет смертную казнь Радищева десятилетней ссылкой в Илимский острог (сейчас - город Илимск в Иркутской области). В ссылке Радищев проводит 6 лет и возвращается домой


    Тематика и проблематика

    В своем  "Путешествии" Радищев затрагивает множество острых тем, которые волновали общество второй половины XVIII века. Конечно, главной темой "Путешествия" Радищева является крепостное право и его пагубное влияние на развитие России.

    Помимо крепостного права, в "Путешествии" Радищев затрагивает и другие проблемы России второй половины XVIII века: Произвол чиновников и судей ,Несовершенные законы в сфере торговли ,Низкий уровень образования и неграмотность населения ,Жесткая цензура и отсутствие свободы слова, Неравные браки в среде крестьян, дворян и т.д. Разврат среди населения и распространение болезней  ,Иностранцы-гувернеры, обучающие дворянских детей Дворянская служба в армии "с пеленок". Основной идеей Радищева при написании "Путешествия" было показать все ужасы и проблемы России второй половины XVIII века. Однако Радищев не только надеялся обратить внимание на проблемы, но предлагал свой план отмены крепостного права.  Таким образом, Радищев хотел не просто обличить пороки общества, но и призывал бороться с ними с помощью конкретных шагов.  
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта