Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.Становление традиций стихотворной сатиры. Идейно-художественное своеобразие сатир Кантемира

  • 7.Литературная деятельность В.К.Тредиаковского

  • 8.Реформа русского стихосложения

  • 1. Культкрное и социальнобытовое содержание петровских реформ новые методы и формы художественного воздействия на общественное сознание


    Скачать 194.09 Kb.
    Название1. Культкрное и социальнобытовое содержание петровских реформ новые методы и формы художественного воздействия на общественное сознание
    Дата03.12.2022
    Размер194.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла18_VEK_NOVYJ.docx
    ТипДокументы
    #825541
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    5.Русский классицизм и его национальное своеобразие

    Во второй трети XVIII века развитие русской литературы характери​зуется формированием и расцветом классицизма, литературного направления эпохи абсолютизма. Как и европейский, зародившийся во Франции в конце XVI века, русский классицизм утверждался в эпоху ста​новления национальной государственности и выражал мировоззрение, психологию и вкусы просвещенного русского дворянства, создававшего свою культуру как культуру всего государства, всей нации. В формировании русского классицизма решалась задача, возникшая в итоге литературного развития предшест​вующей эпохи: создание национальной художественной литературы в но​вых, общеевропейских формах средствами более упорядоченного языка.

    Литературная теория русского классицизма представляла собой оп​ределенную систему взглядов на искусство поэзии. Поэтические принципы классицизма были программно сформулированы в "Риторике" Ломоносо​ва, его трудах '"Предисловие о пользе книг церковных в российском язы​ке", "О нынешнем состоянии словесных наук в России"; из работ Тредиаковского большое значение имеют предисловия к "Аргениде" и "Тилемахиде» а также статьи "Мнение о начале поэзии и стихов вообще". "Письмо к приятелю о нынешней пользе гражданству от поэзии»,и осо​бенно же в его эпистолах о русском языке и стихотворстве.

    Определяющими факторами литературной доктрины классицизма был принцип общественного назначения поэзии и "подражание природе" с помощью вымысла. Остановимся на характеристике первого

    1.Классицизм порождал стремление определить значение поэтического творчест​ва с позиций гражданских идеалов. Высокая гуманистическая миссия искус​ства - совершенствование людей, их гражданское и политическое воспи​тание. Подобные взгляды на роль и значение поэзии в общественной жиз​ни сложились у писателей-классицистов пол влиянием философии рацио​нализма с ее культом разума ("рацио" - разум"). Особенно сильным было влияние философии Рене Декарта, отводившего разуму решающую роль не только в познании природы, но и в нравственной, социальной жизни обще​ства. Поведение человека заслуживает уважения лишь тогда, когда оно 'разумно', то есть отвечает высшим нравственным нормам. Влияние рационализма ощущалось и на работах английского философа-эмпирика

    Фрэнсиса Бэкона и французского философа-эмпирика Пьера Гассенди. Философы стремились научить человека управлять собой, сде​лать его поведение разумным во всех сферах жизни. В качестве идеала литературой классицизма был выдвинут человек общественного склада, вы​сокого интеллекта, мыслящий, волевой, с развитым чувством долга, руко​водствующийся в своих поступках принципом ''общей пользы".

    Русский классицизм развивался позднее французского и немецкого, естественно, что он использовал достижения европейской мысли. Катего​рии добра и зла русскими писателями соотносились с наличием или отсут​ствием разумного начала в человеке. Истинно благородным мог быть только тот, кто действовал не под влиянием "страстей", а руководствовал​ся в своем поведении разумом.

    2. "подражания природе"' с помощью вымысла. В его основе лежит мысль об однородности методов искусства и способности природы к самовоссозданию. 'Подражание" - это не только воспроизведе​ние данного природой, но и ее обогащение. "Подражание природе" подразумевает использование вымыс​ла, который в системе классицизма получает смысл истины, являясь осо​бым средством познания. Поэтический вымысел придает возможному и необходимому реальность свершившегося факта, он возвышает единичные факты действительности до их возможного и вероятного проявления, рас​крывая потенции природы, раскрывая то, что в природе открыто разуму, а не чувствам.

    Осуществление своих эстетических идеалов классицисты находили в памятниках античного искусства - классических образцах прекрасного. "Поэтика" Аристотеля и "Послание к Пизонам" Горация послужили на Западе основой для построения эстетической и литературной теории класси​цизма, предлагающей писателям свод правил, призванных помочь в освое​нии методов познания законов поэзии. Сама поэзия осознавалась как осо​бый вид "словесной науки", что приравнивало художественную литерату​ру к научному познанию. Произвольная игра воображения исключалась: в классицизме отсутствует понятие свободно творящей фантазии, - независимой от 'разума'' и природы. Особенно ярко рационалистический характер классицизма проявился в дидактической поэме теоретика класси​цизма, французского писателя Буало - "Поэтическое искусство" (1674).

    Литературно-эстетическую теорию классицизма отличала четко раз​работанная система литературных родов и видов. Основной ее чертой была иерархия жанров, причем каждый жанр был замкнут в себе и отграничен от остальных. Об​ращение к тому или иному жанру само по себе уже определяло тему, со​держание, образные и интонационно-стилевые особенности произведений.

    Связь конкретного жанра с той или иной действительностью, "воз​вышенной" или "низменной"', диктовала объединение жанров в группы: "'высокие", "'средние'" и "низкие". Ведущими жанрами стали "высокие'' (ода, - эпопея, трагедия) и "низкие" (комедия, сатира, басня). Элегия, посла​ние и песня, составляющие "средние"' жанры, не заняли в литературе клас​сицизма ведущего положения, поскольку были обращены к изображению внутреннего мира отдельного человека

    Первые воздействия классицизма в России могут быть прослежены еще в XVII веке, в поэзии, создававшейся при дворе царя Алексея Михай​ловича, в творчестве ученого монаха-стихотворца Симеона Полоцкого, но​сителя придворного литературного стиля. На смену школьному класси​цизму пришел новый, почерпнутый уже непосредственно в западных ис​точниках А.Д. Кантемиром и В.К. Тредиаковским.

    Литературная деятель​ность А.Д. Кантемира. В.К. Тредиаковского, MB. Ломоносова, А.П. Сума​рокова в 30 - 50-е годы XVII столетия обозначила границы первого пе​риода в развитии русского классицизма.

    Второй период в развитии классицизма в России был представлен именами Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, Я.Б. Княжнина, В.В. Капниста. И.И Хемницера. В последней трети XVIII века стройность стилевой сис​темы русского классицизма нарушается. В творчестве учеников и преем​ников Сумарокова начинается разложение этого направления.

    Классицизм продолжает жить и в первые десятилетия XIX века, но ни в идейном, ни в художественном отношении он не вносит ничего ново​го в литературу.

    Идеологическая и художественная общность русского и европейско​го классицизма не исключала национального своеобразия русской литературы XVIII века. В елизаветинскую и екатерининскую эпохи русская по​эзия обратилась к чужим литературам, чтобы на восприятии чужого мате​риала научиться строить свое, отличное от воспринятого.

    Самобытность русского классицизма определяется связью его про​изведений с традициями устного народного творчества и древнерусской литературы. Летописный материал послужил основой для большинства русских трагедий; для отечественного классицизма периода его расцвета характерно использование событий прошлого, относящихся к русской ис​тории, преломленных через призму народного восприятия.

    Влияние народной сатиры сказалось на таких жанрах русской лите​ратуры XVIII века, как стихотворная сатира, комедия, басня. Образы отри​цательных персонажей определялись не только поэтикой классицизма, но и народной традицией, заострявшей внимание на социальной стороне яв​ления.

    Самобытность русского классицизма сказалась и в преобразованиях литературного языка и стиха. Тредиаковский обосновал реформу русского стихосложения, ссылаясь на народную песню; осуществленная Ломоносо​вым реформа русского языка основывалась на сближении литературного языка с разговорной речью.

    В творчестве писателей последней трети XVIII века - особенно Державина, Фонвизина и Крылова - разговорная русская речь. Становится основным материалом литератур.

    Русский классицизм своеобразен и тем, что многие из лучших его произведений тесно связаны с отечественной историей и современной действительностью, наполнены злободневным содержанием. В русском классицизме особенно громко заявляют о себе воспитательные и просветительские тенденции, ведущие к усилению общественно-сатирической струи.

    Литературно-эстетическая система русского классицизма, как цело​стная, замкнутая система, требующая полноты соответствия целей и средств, оказалась устойчивой по отношению к теориям других направле​ний, имея самостоятельное значение и за пределами классицизма. Она ста​ла исходным пунктом литературных теорий нового времени, а в дальней​шем - научной теории литературы, и даже как объект критики со стороны романтизма была активным фактором литературного движения начала XIX века. В общеэстетическом плане ведущие принципы классицизма непо​средственно предшествовали теории реализма.

    6.Становление традиций стихотворной сатиры. Идейно-художественное своеобразие сатир Кантемира

    Именем А.Д. Кантемира принято открывать новый период в разви​тии русской литературы. Его произведениями были стихотворные сатиры, а самого Кантемира называют родоначальником сатирического направле​ния в России. Необходимо обратить внимание на тот факт, что становле​ние новой, светской по пафосу и европейской по форме литературы в Рос​сии начинается именно с обличительного искусства сатиры

    Жанр стихотворной сатиры и его формы; назначение сатиры и ее влияние на формирование общественного мнения эпохи

    Сатира в России XVIII века осознается как искусство назидательно-морализирующее. Принципиальные взгляды на проблему задач и функции сатиры высказаны Кантемиром в IV сатире '"К музе своей. Об опасности сатирических сочинений". С точки зрения поэта, только сатира способст​вует исправлению нравов людей. Взгляды Кантемира на сатиру сформиро​вались под воздействием Буало, теоретика французского классицизма. Но практическое перенесение идей Буало на русскую почву следует связывать с именем А.П. Сумарокова. В его "Епистоле II. О стихотворстве" было да​но четкое определение жанра стихотворной сатиры, изложение ее целей и специфики предмета. Еще в самом начале века, в 1705 году, Ф. Прокопович в трактате"О поэтическом искусстве" сформулиро​вал рекомендации не касаться в сатирах личности. Этому правилу следует и Кантемир.

    Русской литературе XVIII века были характерны традиционные для системы классицизма жанры стихотворной сатиры - восходящие к антич​ным образам стихотворное сатирическое послание, поэтическая басня, бурлеск. Для русского читателя знакомство с классицизмом началось с жанра стихотворного сатирического послания, который рассматривался как своеобразный синоним сатиры вообще. Сатира свободно использовала композиционные формы эпоса, лирики, драмы, подчиняя их своей цели - выражению отрицательной оценки изображаемого.

    А.Д. Кантемир - сатирик

    Всего Кантемиром написано восемь стихотворных сатир

    Сатира I. На хулящих учения. К уму своему

    Сатира II. На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений

    Сатира III. О различии страстей человеческих. К архиепископу Новгородскому (Татищев, Пркопович, Кантемир)

    Сатира IV. О опасности сатирических сочинений. К музе своей

    Сатира V. На человеческие злонравия вообще. Сатир и Периерг

    Сатира VI. О истинном блаженстве

    Сатира VII. О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому

    Сатира VIII. На бесстыдную нахальчивость.

    Образцом для себя он выбирает сочинения Буало и римских сатириков Горация и Ювенала. Кантемир не только ориентируется на достижения новейшей ев​ропейской светской культуры, но и во многом продолжает тенденции, ха​рактерные для русской литературы XVII века - все его сатиры написаны силлабическим стихом.

    Особенности композиции сатир

    -Вслед за Буало Кантемир строит свои сатиры в виде посланий.

    - Ино​гда сатира принимает форму диалога - два персонажа, один из которых яв​ляется выразителем авторской точки зрения, обмениваются репликами (Сатира II. "На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евге​ний").

    -Сатира обычно открывалась авторским вступлением и завершалась его же заключением.

    - Кантемир крайне редко обращается к конкретному адресату - его заменяют атрибуты поэтического вдохновения или челове​ческого сознания.

    -Композиционным центром сатирического послания яв​ляется изобличение порока в саркастических и иронических описаниях об​лика его носителей, в связи с чем на первое место выступает нравоописа​тельный элемент.

    -Обличая недостатки других, автор всегда вольно или невольно рас​крывает свой внутренний мир.

    -В сатирах воплощается идеологическая программа их автора. Сати​ры демонстрируют антиклерикализм позиции Кантемира, его просвети​тельский подход к решению вопроса о правах и обязанностях дворянина; показывают сатирика как поборника интересов науки и просвещения; рас​крывают его взгляды на проблему воспитания и его представления о нрав​ственном долге дворянина.

    Стилистические приемы и язык сатир Кантемира

    Для сатир Кантемира характерны широкое проникновение народной просторечной фразеологии, насыщенность фольклорными элементами; ис​пользование пословиц и поговорок; гипербола и ирония как средства ко​мической обрисовки персонажей.

    Кантемир - классик русской силлабики.Велика роль Кантемира в освоении античной и европейской литера​тур, интересна его деятельность как переводчика Анакреона, Горация и Фонтенеля, показателен выбор произведений для перевода (одним из них является трактат Фонтенеля "Разговоры о множестве миров", излагавший основы гелиоцентрического мировоззрения). С этим связана и роль Канте​мира в выработке новой научной и философской терминологии (в русском языке утвердилось слово "начало" (взамен слова "элемент"), "понятие" ("Идея"), "средоточие" ("центр")). Кантемировский перевод Фонтенеля можно считать первым шагом в деле создания литературно-научного языка в России.

    7.Литературная деятельность В.К.Тредиаковского

    Реальные заслуги Тредиаковского состоит

    - в попытке реформи​ровать русское стихосложение;

    -в постановке проблемы создания русского литературного языка и активном участии в деле его реформы;

    -в создании литературной доктрины классицизма

    -в разработке новых жанровых форм в русской литературе.

    Успех молодому В.К. Тредиаковскому на литературном поприще принесла первая же изданная им в 1730 году книга ''Езда в остров любви" перевод любовно-аллегорического романа французского писателя Поля Тальмана и стихотворения, собранные в особом приложении '"Стихи на разный случай''. Внимание Тредиаковского привлекла общая этико-эстетическая концепция произведения. В предисловии "К читателю" Тредиаковский подчеркивал ее светский характер и новизну содер​жания. Книга Тальмана была выбрана Тредиаковским не только для сооб​щения русскому читателю форм и формул любовной речи и нежных раз​говоров, но и для внушения ему определенной концепции любви. Молодой автор воспринимал любовь как источник радости и счастья, "как вечный праздник, как мир молодости и веселья'.Успех сопутствовал и любовной лирике Тредиаковского. Им была создана русская литературная песня. Именно он узаконил мифологическую образность и этом жанре.

    Тредиаковский явился первым в России литератором-профессионалом. Являлся придворным поэтом Анны Иоановны. По нраву он считал себя первопроходцем российского стихосложения. На заседаниях переводческого собрания академии, Тредиаковский выступил с широкой програм​мой упорядочения русского языка, создания ею литературной нормы.

    За основу языковых преобразований Тредиаковский решил взять речь придворного круга, или "изрядной компании", призывая остерегать​ся, с одной стороны, "глубокословныя славенщизны», а с другой стороны речи народных низов. Тредиаковский привлек внимание к самой проблеме, а решать ее пришлось М.В. Ломоносову.

    Тредиаковскому достичь синтеза книзной и простонародной речи не удалось — стихотворная речь Тредиаковского являла собой беспорядочную механи​ческую смесь, что затрудняло понимание стихотворений. Стихи Тредиаковского требуют тщательной работы по выработке навыков их чте​ния в связи с многочисленными и ничем не оправданными инверсиями, искусственным соединением слов, запутанными конструкциями, присутствием лишних, засоряющих слов (сам он их называл "затычками" и предостерегал поэтов от употребления "пустых добавок") и немотивированных сочетаний архаизмов с просторечием.Стихи Тредиаковского стали удобным объектом для пародирования.

    Тредиаковский был первым, кто употребил нерифмованный гекзаметр, трудился над созданием русского гекзаметра и являлся родоначальником русской филологии.

    "Тилемахида"

    Лучшим произведением Тредиаковского является "Тилемахида" - переложение в форме эпической поэмы французского политико- нравоучительного романа Фенелона ''Похождения Телемака". Это произведение импонировало Тредиаковскому скрытой сатирической струей, направленной против "неправедных царей" (это вызвало раздражение Екате​рины II. которая попыталась принизить значение "Тилемахиды", высмеи​вая во «Всякой всячине" ее манеру и стиль). "Тилемахида» замечательна в истории русской литературы тем, что в ней впервые употреблен в большом произведении нерифмованный гекзаметр, составленный из дактилей и хо​реев и приближающийся к античному размеру поэм Гомера. Исследовате​ли сходятся в том, что гекзаметр употреблен Тредиаковским чрезвычайно удачно, Встречаются и крайние точки зрения.

    Велико значение Тредиаковского как ученого филолога и стиховеда. Именно он является родоначальником русской фи​лологии. Эту его заслугу подчеркивал Пушкин: '"Его грамматические и филологические изыскания очень замечательны. Он имел о русском стихо​сложении обширнейшее понятие, нежели Ломоносов и Сумароков <...> Вообще изучение Тредиаковского приносит более пользы, нежели изуче​ние прочих наших старых писателей"

    8.Реформа русского стихосложения

    В конце XVII - на​чале XVIII века, когда происходит выделение стиха как особой художест​венной системы речи, предполагающей рифму и ритм. Богатые вырази​тельные возможности рифмы и ритма были восприняты литературой ба​рокко, отличительными чертами которой являлись аллегоризм, интерес к греко-римской мифологии, пафос, великолепие, достигаемые с помощью разнообразных стилистических украшений. В русскую литературу вошло понятие "вирши". Виршевый стих связан с освоением русской поэзией силлабики, в основе которой лежал принцип равносложности; в рифмую​щихся строчках должно было содержаться одинаковое количество слогов. Рифмы употреблялись преимущественно женские (то есть с ударением на предпоследнем слоге), а наибольшей популярностью пользовалась смеж​ная рифмовка. Стихотворные строки чаще всего заключали в себе восемь, одиннадцать или тринадцать слогов, по образцу польского стиха.

    Силлабическое стихосложение в русской литературе связано с име​нами Симеона Полоцкого и его учеников. Силлабический стих господ​ствовал в русской поэзии с 1670-х до 1740-х годов.

    Переход к силлабо-тоническому стихосложению был ознаменован революционными преобразованиями

    Этапы:

    1. "Новый и краткий способ к изучению стихов" 1735 Тредиаковский

    2. "Письмо о правилах Российского стихотворства" 1739 Ломоносов

    3. "Способ к сложению российских стихов" 1752 Тредиаковский

    После реформы Тредиаковского-Ломоносова силлабо-тоника стала господствующей в русском стихе на полтора века, но из этого не следует, что "остальные системы стихосложения не соответствовали "духу"' русского языка. Чисто-тонический стих дождался возрождения в XX в., а чис​то-силлабический вновь становится предметом переводческих экспери​ментов в наши дни.

    Кроме внутренних причин существовали и внешние. При Петре I силлабическая Польша утратила свою роль посредника между русской и западноевропейской культурой и уступила ее силлабо-тонической Герма​нии. Первые силлабо-тонические эксперименты принадлежали иностран​цам, писавшим по-русски, - директору первой московской гимназии пас​тору Э. Глюку и его помощнику И. В. Паусу, но их произведения не полу​чили популярности в России. Настоящий переворот в реформе русского стихосложения осуществили В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов.

    Тредиаковский:

    -ритмообразующий фактор- ударения

    - вводит понятие "стопа"

    -выделяет четыре стопы: хорей, ямб, спондей, пиррихий.

    -предлагает придерживаться одного вида стоп, отдавая предпочтение хорею, допуская при нем спондеи и пиррихии'

    -считает, что реформировать нужно 11 и 13 сложные стихи

    - оставляет женскую рифму

    В 1739 году из Германии Ломоносов прислал в Академию наук свою "Оду на взятие Хотина" вместе с '"Письмом о правилах российского стихо​творства":

    -стих должен опираться на естественные данные языка

    - в ориентации на лите​ратурную традицию Ломоносов, в отличие от Тредиаковского, не видит необходимости

    -Ломоносов считает безосновательным предпочтение Тре​диаковского женским рифмам и снимает запрет на чередование женских рифм с мужскими. Кроме того, он вводит и дактилическую рифму

    -требовал выдержи​вать последовательное чередование правильных хореев или ямбов. Ямбам он отдавал предпочтение. Не забывает Ломоносов и о трехсложных стопах - дактиле и анапесте, разрешая и сочетание двухсложных и трехсложных стоп: ямбов с анапестами и хореев с дактилями.

    -Ломоносов ут​верждает 30 его родов. Он распространяет силлабо-тонический принцип не только на 11- и 13-сложкые стихи, но и на все другие объемы стиха.

    -"Ода на взятие Хотина" Ломоносова написана "правильным", почти без пиррихиев, ямбом

    В 1743 году А.Д.Кантемир прислал из Парижа "Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских" (Харитон Макентин-анаграмма имени Антиох Кантемир).

    - стих должен отличаться от прозы, но не за счет метрических, a за счет лексиче​ских и стилистических средств.

    -Он отвергает переход на силлабо-тоническую систему стихосложения, оставаясь верным силлабике и пред​лагая ее упорядоченный вариант.

    - В 13-сложном силлабическом стихе окончание строки должно быть обязательно женским

    В 1752 году Тредиаковский написал новый трактат по стихосложе​нию "Способ к сложению российских стихов, против выданного в 1735 го​ду исправленный и дополненный". Он признавал право на существование за всеми размерами, предложенными Ломоносовым. "Способ к сложению российских стихов" 1752 г. долгие годы оставайся основополагающей кни​гой по теории русского стиха.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта