Менеджерам. 1. Культура как сфера экономической деятельности. Основные виды деятельности в сфере культуры
Скачать 202.43 Kb.
|
27. Социально-творческий заказ как средство решения социально-культурных задачСогласно закону «О культуре в Республике Беларусь» (1991 г. № 832-XІІ), размещение социально-творческих заказов и финансирование культурных программ (проектов, мероприятий) способствуют созданию, распространению и популяризации субъектами культурной деятельности культурных ценностей, которые имеют высокохудожественное и высоконравственное значение. Другими словами, законодательно закреплено использование в организации культурной деятельности программно-целевого подхода. Выдержка из закона: Для решения определенных культурных задач, стимулирования творческого поиска органы управления культурой имеют право давать целевые творческие заказы (в том числе на конкурсной основе) предприятиям, учреждениям, организациям культуры, творческим коллективам, деятелям культуры и искусства с их согласия на создание новых произведений искусства (театрального, музыкального, хореографического, изобразительного, монументального, декоративно-прикладного, кино, архитектуры), концертных программ и оказание культурных услуг. Социально-творческие заказы могут производиться юридическими лицами на проведение фестивалей, выставок, конкурсов, дней культуры, декад, театрализованных праздников и представлений, культурное обслуживание трудовых коллективов и иные виды творческих мероприятий. Виды творческих и социальных заказов не могут быть ограничены. 28. Система государственных социальных стандартов Республики БеларусьГлавной задачей, стоящей перед государственной властью, является повышение качества жизни и благосостояния населения. При этом особое внимание уделяется наиболее уязвимым категориям граждан – детям, ветеранам, пенсионерам, инвалидам. Система государственных социальных стандартов определила минимальный уровень гарантий для жителей Беларуси во всех социально значимых сферах. Другими словами, это та планка, относительно которой недопустимо снижать объем и качество услуг населению. Правовой основой для реализации социальных стандартов стал Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» (1999 г.), определяющий критерии формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию социальных прав граждан. Государственные минимальные социальные стандарты применяются для решения следующих задач: удовлетворения основных потребностей граждан в материальных благах и услугах; нормативного обеспечения формирования и использования средств республиканского и местных бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды; обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан; оказания необходимой социальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам. На основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» разработана и утверждена система стандартов, включающая 44 норматива. Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно (либо по доступной цене) в жизненно важных сферах. Социальные стандарты является обязательным для использования в организациях всех форм собственности. Условия и порядок установления государственных минимальных стандартов определены Трудовым и Жилищным кодексами Республики Беларусь, законами «О прожиточном минимуме», «О пенсионном обеспечении», «Об образовании» и др. нормативно-правовыми документами. 29. Компетентностная модель руководителя современного учреждения культурыЭто важно: материал статьи Елены Александровны Макаровой зав. кафедрой менеджмента СКС БГУКИ «Компетентностная модель современного арт-менеджера» Необходимо признать, что управленческая работа – вид деятельности, который требует определенных личностных качеств. Арт-менеджер в силу своей функционально-ролевой деятельности должен быть креативной личностью. Уникальность профессии арт-менеджера состоит в том, что он одновременно является и творцом, и организатором творческого процесса. Для освоения профессиональных умений и навыков важно иметь коммуникативные способности и способность к импровизации, интуицию, творческое воображение, навыки анализа фактов и обстоятельств, умение прогнозировать. По мнению экспертов, главным условием управления является лидерство, побуждающее группы людей к достижению общих целей. Связано это с возросшей ролью человеческого фактора в управлении организациями в любой сфере деятельности. Арт-менеджер как лидер проекта должен уметь анализировать и оценивать ситуацию; доводить до сведения окружающих свое понимание ситуации; создавать программу совместной деятельности; находить нужные ресурсы; объединять людей для достижения целей. Заслуживают внимания выводы известных российских культурологов Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова, что «образованность и квалифицированность концентрируются в профессиональной компетентности разных видов: концептуальной – глубокое понимание теоретических и методологических основ профессии или специальности; контекстуальной – представление об экономическом, социальном, психологическом окружении (фоне), в котором свершается социально-культурный проект; технологической – владение базовыми профессиональными умениями и навыками; адаптивной – способность предугадать изменения, важные для собственной профессии и быть готовым приспособиться к ним; коммуникативной – умение эффективно пользоваться разными средствами и способами связей; интегративной – способность сочетать теоретические знания с социально-культурной практикой». Исследователи арт-менеджмента И. Кузнецова, А. Коновалов составили перечень профессиональных качеств арт-менеджера. Интуитивное начало: умение видеть в артисте потенциал и использовать этот потенциал в интересах дела. Информационная компетентность: аналитические способности, умение получать, обрабатывать, структурировать и использовать информацию, увязывать информацию с контекстом ситуации. Коммуникативная компетенция: умение налаживать, поддерживать (а также отсекать ненужные) контакты; поддерживать свою репутацию и имидж делового и порядочного человека; владеть основами делового этикета, включая искусство самопрезентации; создать деловой стиль во внешнем облике; подготовить и провести деловую встречу. Организационно-управленческая компетенция: умение сплачивать, подбирать, формировать вокруг себя команду; грамотно и своевременно решать кадровые вопросы; находить и привлекать экспертов для реализации всех этапов деятельности. Социально-психологическая компетенция: владение аргументацией, методами убеждения, вариантами нейтрализации возражений и замечаний, анализом и умением подвести итог деловой встречи. Юридическая компетенция: владение основами законодательства в сферах предпринимательства, авторских и смежных прав, регулирования договорных отношений. Экономическая компетенция: умение разработать бизнесплан, организовать бюджетное управление. Перечисленные качества и их характеристика позволяют выделить те факторы, которые препятствуют успеху менеджера в профессиональной деятельности: отсутствие навыков управлять собой; размытые личные ценности; отсутствие личных целей; торможение в личностном развитии; неумение принимать решения; отсутствие креатива в работе; незнание специфики управленческого труда; неумение влиять на других; плохие организаторские способности; отсутствие навыков обучать других; отсутствие лидерских качеств для создания коллектива. Работа арт-менеджера любого уровня, по мнению исследователей, определяется следующими принципами: состязательностью (конкуренция рождает более качественные услуги); ориентацией на спрос (продукты и услуги сферы арт-бизнеса тесно связаны с потребностями потенциальной аудитории); свободным предпринимательством (организация является коммерческим предприятием и имеет право осуществлять любые действия с целью получения прибыли в рамках законодательства); рыночным характером отношений (действия по схеме: спрос– предложение); материальной заинтересованностью в успехе профессиональной деятельности; личной ответственностью за результаты труда (в случае предоставления некачественных услуг организация выплачивает денежные компенсации (неустойки), оговоренные в договоре, а также отвечает собственным имуществом). Следует согласиться с И. В. Кузнецовой, Г. Н. Новиковой, которые выделяют в структуре компетентностной модели арт-менеджера следующие знания и умения: знание концепций арт-менеджмента, разработанных в разные периоды развития менеджмента в сфере культуры и искусства, и оценка перспектив их использования в современном менеджменте; знание нормативно-правовой и нравственно-этической основ деятельности арт-менеджера и умение применять их на практике; – профессиональное владение методиками маркетинговой, финансовой и управленческой деятельности в сфере артиндустрии; умение организовывать деятельность частной арт-фирмы, совместного или государственного учреждения культуры и искусства; умение проектировать творческую деятельность художественного профессионального или самодеятельного коллектива, отдельного артиста. |