Главная страница
Навигация по странице:

  • Сущность культурной политики

  • Типологии культурной политики А. Моля

  • «Патерналистская», или «догматическая»

  • «Эклектическая» или «культуролистическая»

  • Либеральная культурная политика

  • Государственная бюрократическая или просветительская культурная политика.

  • Национально-освободительная культурная политика.

  • Культурная политика переходного периода.

  • Менеджерам. 1. Культура как сфера экономической деятельности. Основные виды деятельности в сфере культуры


    Скачать 202.43 Kb.
    Название1. Культура как сфера экономической деятельности. Основные виды деятельности в сфере культуры
    АнкорМенеджерам
    Дата23.11.2020
    Размер202.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGotovy_ekzamen_po_menedzhmentu.docx
    ТипДокументы
    #153130
    страница11 из 33
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   33

    20. Сущность понятия «культурная политика». Цели, задачи и функции культурной политики


    Культурная политика – это политика в области культуры, отвечающая за сохранение культурного наследия, за создание и улучшение деятельности представителей культуры, за распространение культурного продукта и самое главное – за приобщение к культуре населения, особенно, молодежи.

    Сущность культурной политики – реализация действий по материально-техническому и творческому обеспечению функционирования культуры; распределение ресурсов: финансовых, административных, структурных, человеческих и творческих; процесс подготовки государства в участии культурной деятельности и в планировании распределения ресурсов.

    Задачи:

    • разработка и внедрение в действие общегуманистических и общесоциальных идеалов, ценностей, критериев оценки происходящего,

    • разработка нормативных целей развития культуры в соответствии с социальным идеалом,

    • оценка реальных перспектив и коррекция принятых решений на основе обратной связи,

    • государственно-правовое и финансово-экономическое обеспечение системы производства, распространение и потребление культурных ценностей и благ,

    • обеспечение социальных гарантий, широты выбора культурных ценностей и доступности их для всех социальных слоев,

    • сохранение национальной специфики культуры и искусства,

    • создание гарантий сохранения культурной микросреды и единого культурного пространства».

    Функции:

    • сохранение культурного достояния народа,

    • воспитание молодого поколения,

    • передача культурных ценностей.

    Субъект культурной политики отличается многосложностью и полиструктурностью. В этом качестве выступают государственные органы управления (специализированные законотворческие, исполнительные и судебные структуры), организации и учреждения, а также различные субъекты культурной жизни (отдельные люди, общественные объединения, инициативные группы, субкультурные общности), имеющие цели, средства и ресурсы. Особое место в этом ряду занимает государство.

    21. Модели культурной политики: концепции А. Моля, М. Драгичевич-Шешич, А. Визанда


    Типологии культурной политики А. Моля:

    • «Популистская», или «демагогическая», целью, которой является наибольшее удовлетворение культурных потребностей как можно большего числа людей, например, США.

    В данной типологии, на мой взгляд, существует большой плюс в том, что ее целью является удовлетворение культурных потребностей большинства людей. Ведь в нашем мире существует множество культурных потребностей, которые можно удовлетворить.

    • «Патерналистская», или «догматическая», в соответствии с которой право и основные каналы распространения культурных ценностей принадлежат политической партии, религиозному течению или государству, которые располагают точной шкалой ценностей культурных благ и хотят переделать мир в соответствии с определенной идеологией. Эта система – частный случай предыдущей.

    • «Эклектическая» или «культуролистическая» культурная политика, задачей которой является приобщение индивидов к культуре, представляющей собой неискаженное отражение, «хорошую» выборку из более общей культуры».

    • «Социодинамическая» часть соответствует непрерывным изменениям общества во времени и в определенном направлении, отражает новое содержание культуры в каждую эпоху. Целью такого рода политики является выработка принципов воздействия на культуру, на ее эволюцию.

    Социодинамическая политика, по А. Молю, имеет два направления: «прогрессивное», когда субъект политики стремится ускорить ход эволюции культуры, и «консервативное», когда субъект политики стремится замедлить ход эволюции культуры».

    Определяя культурную политику, известный сербский исследователь М. Драгичевич-Шешич в основном исходит из представления о политике как сознательной целенаправленной деятельности людей. Он выделяет четыре модели, принципиально различающиеся между собой.

      1. Либеральная культурная политика, основополагающая характеристика которой – частное владение средствами производства и сетью распространения культурных товаров. Рынок культурных товаров играет здесь решающую роль. Центральное место на нем принадлежит культурным индустриям и их стандартизированным культурным продуктам, созданным для большинства членов общества – аудитории массовой культуры. Роль частных фондов является решающей и для развития искусства.

      2. Государственная бюрократическая или просветительская культурная политика. Ее неотъемлемая черта – доминирование государства, которое посредством аппарата (законодательного, политического, идеологического) и финансов контролирует сферу культуры. Такая модель была типичной для социалистических стран, где планировались не только материальные и финансовые вложения. Институт «социального заказа» придавал культурной творческой деятельности соответствующие содержание и стиль.

      3. Национально-освободительная культурная политика. Она наиболее типична для бывших колоний, а также для государств Восточной Европы. Основная ее черта – утверждение или развитие оригинальных культурных традиций, подавлявшихся в колониальный (или в социалистический) период. Это может сопровождаться неприятием произведений искусства предшествующих периодов, отрицанием культуры национальных меньшинств, альтернативного и экспериментального искусства.

      4. Культурная политика переходного периода. Анализ этой модели у М. Драгичевич-Шешич представляет особый интерес. Отличительной чертой подобной политики является то, что в ее рамках даже демократические ориентиры реализуются через структуры государства, не способные в одночасье отказаться от команднобюрократических методов. Это приводит к противоречивым последствиям: культурная политика чаще всего смещается в сторону национализма, «закрывает» культуру от цивилизованного мира. Именно такая модель, по мнению М. Драгичевич-Шешич, была свойственна Сербии конца ХХ в.

    Существует ряд подходов к типизации современных моделей культурной политики, при которых в качестве определяющих критериев выступают: наличие общественной поддержки или идея самостоятельного выживания.

    Именно такой принцип различения моделей культурной политики предложил руководитель исследовательского института культурной политики из Бонна Андреас Визанд. Он выделяет две основные модели развития культурной политики.

    Первая основывается на традиционной идее общественной поддержки искусства и культуры, вторая – на рыночной модели.

    Согласно А. Визанду, в Европе конца ХХ в. происходило движение от первой модели ко второй. Некоторые страны колеблются между новыми тенденциями и традиционными представлениями.

    Следует перечислить следующие существующие, по мнению Визанда, основные характеристики культурной политики общественной поддержки:

    • Интерес власти сфокусирован на традиционно главных институтах культуры, таких как музеи, театры, библиотеки и культурные центры, которые и получают финансирование.

    • Творческие деятели часто выполняют роль миссионеров, несущих «истину», а экспериментальная культура считается малозначительной.

    • Главной целью является обеспечение институционального баланса в культуре и искусстве, который поддерживается течениями, получившими признание.

    • Поскольку основным источником финансирования считается государственный бюджет, необходимы инструменты государственного регулирования, в качестве таковых выступают планирование и разработка программ.

    • Политика в основном осуществляется на общенациональном уровне; международные культурные связи имеют место только в рамках дипломатических отношений.

    • Для контроля власть создает всякого рода художественные советы.


    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   33


    написать администратору сайта