Менеджерам. 1. Культура как сфера экономической деятельности. Основные виды деятельности в сфере культуры
Скачать 202.43 Kb.
|
32. Требования к работникам сферы культуры. Непрерывное образование специалистов культурыВо-первых, это общие (универсальные, инвариантные) требования, в том числе: психосоматическое здоровье – физическое здоровье, психическое здоровье, внешняя привлекательность или харизма, что особенно важно при обилии контактов в сфере культуры; профессиональная компетентность – достаточный уровень образования, умения, навыки, профессиональный и деловой опыт, организаторские способности; личностно-нравственные качества – добросовестность, порядочность, надежность, принципиальность (или личная преданность). Во-вторых, помимо общих требований, работники сферы культуры должны отвечать также ряду специфических требований, вытекающих из особенностей сферы. Это особая ориентация на творческую деятельность и на работу с людьми, способность к публичной импровизации и т. д. Работник культуры должен хорошо разбираться в вопросах истории культуры, современной культурной жизни, текущей политической ситуации. Поскольку его работа часто оказывается связанной с детьми, работник культуры должен быть в известной степени педагогом и воспитателем подрастающего поколения. Более конкретные требования определяются уставными функциями, отдельными проектами и программами, должностными инструкциями, состоянием дел на конкретных участках. Качество работы и трудовой жизни предполагает определенный уровень образования. Одна из основных целей непрерывного образования – расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность или неспособность базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в течение трудовой жизни. Одна из основных целей непрерывного образования – расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность или неспособность базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в течение трудовой жизни. Непрерывное образование приравнивается к образованию взрослых, так как речь идет о различных формах переподготовки, повышения квалификации и культурного уровня людей, преодолевших обычный возраст базового обучения. 33. Творческий коллектив как объект управления: сущность, структура управления и видовая классификацияТворческий коллектив как организованная группа работников имеет ряд отличительных признаков: творчество всего коллектива напрямую зависит от активности и успеха творческой деятельности каждого участника; дуализм творческого коллектива, заключающийся в том, что творчество требует индивидуализации, в то время как коллектив культивирует единство; лидер творческого коллектива совмещает функции лидера формального и неформального. Творческие работники в широком смысле встречаются не только на сцене театра, музыкальных группах или индустрии создания кинофильмов. Креативные сотрудники присутствуют во всех сферах бизнеса, именно они – главные разработчики и двигатели новых идей. Однако результат их работы принадлежит не только компании. Так, если человек создает знание, то оно только частично принадлежит компании, а в полном объеме остается в собственности создателя. В этом кроются основные риски в работе с творческим коллективом: если руководителю не удается удерживать творческих людей, бизнес могут ожидать серьезные проблемы. Специфика творческого коллектива заключается в следующем: 1. Творческий, исполнительский коллектив продолжает своим коллективным творчеством когда-то и кем-то начатый творческий процесс; 2. Творческий коллектив создаёт собственную интерпретацию исполняемого произведения; 3. Лидер коллектива совмещает лидерство формальное и неформальное; 4. Любой участник творческого коллектива, реализующий общий для всех творческий замысел, таким способом проявляет своё индивидуальное творческое начало. Чтобы получить максимум выгоды от созидательного потенциала творческой команды, руководителю коллектива полезно знать особенности работы креативных сотрудников и понимать, как сбалансировать риски и получаемую пользу. Е.П. Ильин в своей монографии: «в области проблемы критериев творчества проделана большая работа, но до сих пор ещё не получено желаемых результатов». Исполнительские коллективы – творческие, они пытаются решать творческие задачи. Творческая группа состоит из людей творческих профессий, собранных для решения творческих задач. Основная классификация разделяет творческие группы по типу организации, по сфере деятельности (видам искусства), по целям деятельности коллектива. Виды творческих коллективов по типу организации: Государственные – это группы работников, занимающихся творческой деятельностью в государственной бюджетной структуре. Частные – это творческие коллективы, действующие на предприятии культуры и искусства, учрежденном частным физическим или юридическим лицом (например, антрепризные театры, частные картинные галереи и т.д.). По целям деятельности коллективы делятся на виды: Коммерческие – деятельность таких коллективов в максимальной степени направлена на получение прибыли; Благотворительные – некоммерческая деятельность с целью поддержки нуждающихся на основе добровольности и свободы выбора ее целей (малоимущих, детей с серьезными заболеваниями, акции в защиту животных и т.д.); Общественно-просветительские – деятельность, целью которой является повышение общественного социально-культурного уровня населения. По сфере деятельности различаются следующие коллективы: музыкальные – музыка, пение, хор; хореографические – хореография, балет; литературные – поэзия, проза; труппа – театр, опера, эстрада, цирк; съемочная группа – кинематограф, фотоискусство; художественные – живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и др. Музыкальный коллектив – коллектив людей, объединённых общей целью или работой, которые, так или иначе, связаны с музыкой. Обычно музыкальный коллектив состоит из музыкантов, но в него могут входить и другие музыкальные деятели (продюсеры, звукорежиссёры и др.). В различных музыкальных жанрах и направлениях существуют разные формы классификации коллективов по численности и по характеру. Хореографический коллектив – это объединение людей, основанное на идейной, этической и художественно-творческой общности, осуществляющее свою деятельность посредством танца. В соответствии с жанром исполнения хореографические коллективы бывают народного, классического, эстрадного, бального танца, балет и др. Труппа – постоянно действующая творческая группа актёров, певцов, музыкантов. Тип театра определяет характер труппы, они бывают драматические, оперные, балетные, опереточные. Это важно: Во многих странах типичная организация театра не предполагает создания постоянной труппы (актёры нанимаются на конкретные спектакли), в таких странах театр с постоянной труппой называется «репертуарным». В СНГ и странах Восточной Европы большинство театров имеют постоянную труппу, набор спектаклей и помещение, поэтому уточнение обычно не применяется. Итак, исследование видов коллективов показало, что творческие коллективы можно разделить на группы по типу организации, по сфере деятельности (сфере искусства), а также по целям деятельности, можно сделать вывод, что вне зависимости от видов коллективов, суть у них одна – это создание культурных ценностей и их интерпретация. Это важно: Творческий потенциал и потребность самоактуализации заложена в самой природе человека. Однако самодеятельность и есть деятельность, не утрачивающая свободного проявления характера в организованных и неорганизованных формах, т.е. самодеятельном творчестве. Многими исследователями в области художественного творчества отмечается преимущество неорганизованной самодеятельности: «спонтанной». В большинстве случаев она быстро появляется и распадается, и не многие из них приобретают организованную форму жизнетворчества (учебная деятельность, предполагающая творчество; профессиональное искусство; художественная самодеятельность масс). Подобная созидательная деятельность имеет высшую форму проявления человеком своих творческих сил и умений. Актуальной на сегодняшний день является и задача по оптимизации неорганизованного самодеятельного творчества, помощи в ее организации, как в клубных, так и школьных, внешкольных учреждениях, по месту жительства. Активность личности, коллектива проявляется в процессе реализации своих способностей и навыков в различных сферах творческой деятельности. Для того чтобы активизировать творческий процесс в различных объединениях, клубах по интересам и привлечь наибольшее количество участников, организатор обязан творчески подходить к каждому индивидуально. Стараясь помочь найти личности «себя» в любой роли позитивной деятельности, руководителю необходимо создать единый творческий ансамбль, в котором легко перейти от подражательности к инициативе. Таким образом, в участниках «творческого ансамбля» самодеятельного художественного творчества непроизвольно будут закладываться основы творческого метода. Зарождая будущую природу коллективного творчества в каждой личности, важно использовать путь вовлечения в разнообразные виды деятельности. Этим способен возродиться полноценный духовно нравственный потенциал и отдельной личности, и коллектива, и общества в целом. |