Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные признаки разговорной речи

  • Количество собеседников

  • Лексические особенности Слова разговорной и просторечной окраски

  • Билет лингвпоэтика. 1. Назовите определяющие признаки художественной литературы


    Скачать 355.72 Kb.
    Название1. Назовите определяющие признаки художественной литературы
    Дата16.01.2018
    Размер355.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилет лингвпоэтика.docx
    ТипДокументы
    #34290
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Разговорный стиль

    Разговорная речь - это функциональная разновидность литературного языка. Она выполняет функции общения и воздействия. Разговорная речь обслуживает такую сферу коммуникации, для которой характерны неофициальность отношений между участниками и непринужденность общения.Она используется в обиходно-бытовых ситуациях, семейной обстановке, на неофициальных заседаниях, совещаниях, неофициальных юбилеях, торжествах, дружеских застольях, встречах, при доверительных беседах коллег, начальника с подчиненным и т. п.

    Темы разговорной речи определяются потребностями общения. Они могут меняться от узкобытовых до профессиональных, производственных, морально-этических, философских и др.

     

    Основные признаки разговорной речи

     

    Разговорная речь носит устный характер. Восприятие устного текста намного сложнее, чем восприятие текста письменного: слушатель, в отличие от читателя, во-первых, не может «вернуться назад», к началу текста, и, во-вторых, темп речи определяется не им, а говорящим (скорость же чтения определяет сам читатель). Конечно, возможна ситуация, при которой собеседник влияет на говорящего — переспрашивает его, просит говорить медленнее, — однако в большинстве случаев такое «влияние» невозможно. В связи с этим в языке выработался ряд механизмов, способствующих более легкому восприятию произносимого текста. Большинство из них сводится к минимизациииспользуемых средств: устной речи свойственно упрощение на всех языковых уровнях. Именно в разговорной речи допустимо произношение слов в «сокращенном виде» (щас вместо сейчас, чеак вместо человек), сокращение словосочетания до слова (Таганка вместо Театр на Таганке, Ленинградка вместо Ленинградское шоссе), эллипсис (опущение членов предложения, значения которых ясны из контекста: — Где она?// — На даче вместо полных предложений — Где она находится? // — Она находится на даче?1), парцелляция (разбиение предложения на несколько сегментов: Я приехал. Час назад. Домой), преимущественное использование простых предложений, неиспользование конструкций, осложняющих структуру предложения (деепричастных и причастных оборотов). Необходимо, однако, отметить, что употребление многих средств минимизации (в первую очередь, упрощения произношения) оценивается как просторечное(стилистически сниженное) и допустимо только в ситуации непринужденного, фамильярногообщения.

    Помимо средств минимизации упростить устную речь помогают различные разговорные клише.Так, выделяют этикетные клише— стандартные языковые формулы, применяемые в часто повторяющихся ситуациях повседневного общения. Так, для того, чтобы поздороваться или попрощаться с собеседником, нет необходимости каждый раз «придумывать» новую фразу — существует набор стандартных фраз, применимых в данной ситуации (Привет! Здорово! Здравствуйте! Добрый день! Рад вас приветствовать! и т. п.). Клишированными также являются фразы, связанные с общением на бытовыетемы: обсуждение повторяющихся из разговора в разговор тем — погода, здоровье, ситуация на работе и дома, отношения с другими членами семьи, друзьями, денежные проблемы и т. д. — подразумевает стандартизацию речевых средств (Как дела? Как ты? Как поживаете? Да все путем. Да ничего. Спасибо, все хорошо и т. п.).

    Упрощение речи, дробление ее на отдельные короткие фрагменты связано еще и с тем, что устная речь, как правило, носит спонтанный характер:говорящий не готовит ее, а «придумывает» по ходу говорения. Необходимо заметить, что умение говорить спонтанно — один из Признаков развития языковой личности. Чем менее развиты языковые способности говорящего, тем больше в его речи пауз, не связанных по смыслу коротких фрагментов, слов-паразитов, оговорок (например, Мы... э... еще тогда... как бы... мы уже говорили об этом... э... как бы... все обсудили).

    Для разговорной речи характерен непосредственный контактсобеседников, находящихся в одно время в одном пространстве,и речь их «ориентирована» на то место, где они находятся, и то время, когда они говорят: временные формы глагола выражают относительные значения (например, форма прошедшего времени называет событие, произошедшее до момента речи, при этом неважно, имело ли оно место день или год назад), временные словосочетания, частицы, местоимения и наречия {сегодня, вчера, завтра, неделю назад, на будущей неделе, сейчас, тогда, уже, еще) также оценивают события с точки зрения их отношения к моменту речи. По тому же принципу используются слова, указывающие на место (здесь, там, сюда, отсюда, туда, оттуда, здешний, тамошний).

    Непосредственный контакт при общении позволяет собеседникам передавать информацию и высказывать оценки не только вербально(с помощью слов), но и с помощью жестови мимики,которые в некоторых случаях способны замещать слова полностью (например, жесты головой вместо произнесения ответных реплик да и нет). Характерно, что некоторые слова вообще не употребляются без сопровождающих их жестов (например, фразу Он вон там можно произнести, только указывая на определенное место).

    Использование тех или иных средств устной речи во многом зависит от того, в каких социальных отношенияхнаходятся собеседники: на выбор формы обращения (на ты или вы), фамильярных или официальных этикетных формул (Привет! или Здравствуйте!), нейтральных или экспрессивных высказываний (Сколько там натикало? или Вы не подскажете, который час?) влияет характер отношений между собеседниками (возрастные, родственные, дружеские, партнерские, профессиональные; знакомые или незнакомые друг с другом люди).

    Количество собеседниковтакже влияет на характер их речи. Выделяют три типа устной речи: монолог— устный текст, произносимый одним говорящим, диалог — разговор двух говорящих, полилог— разговор более чем двух говорящих. Эти формы устной речи могут существовать как сами по себе, так и объединяться в одной речевой ситуации. Например, беседа может начаться с диалога, а затем перейти в монолог одного из говорящих. Замечено, что чем более пространной, длинной является реплика говорящего, тем более сложным по своему строению является его текст. Например, предложения диалога обычно короче предложений монологических.

    Все перечисленные факторы взаимодействуют в пределах одного устного текста. Проиллюстрируем это примером:

    — Привет!

    — Привет! Чо это у тебя?

    — Письмо. Из Москвы.

    — Ааа...

    В начале диалогасобеседники обмениваются приветствиями — этикетными клише,которые указывают на то, что между ними существуют дружеские, доверительные отношения(о том же говорит дальнейшее использование ты). Последующий вопрос представляет собой эллиптированнуюконструкцию (Что это находится у тебя  в руках?), в котором местоимение это указывает на то, что собеседники находятся в одном месте и пространстве(такой вопрос невозможно было бы задать по телефону: это находилось бы вне поля зрения собеседника). Произнесение вопросительного местоимения что как чо свидетельствует о непринужденномхарактере разговора, допускающем такое просторечноеупотребление. Скорее всего, задавая вопрос, один из собеседников жестикулировал(указал на это рукой или кивнул головой). В ответной реплике обнаруживается эллипсис(*Это письмо пришлоиз Москвы) и парцелляция(*Писъмо из Москвы). Междометие Ааа, казалось бы, не несет информации, однако, на самом деле, оно указывает на осведомленность говорящего в том, что это может быть за письмо.

    Итак, факторы, определяющие особенности устного речевого произведения, действуют не изолированно, а совокупно, накладывая запрет на использование одних языковых средств и требуя употребления других.

    В устных речевых произведениях используется ряд языковых средств,характерных исключительно для разговорной речи.

    Фонетические особенности

    Уже упоминавшееся упрощенное произношение касается тех слов, в которых соседствуют «неудобные» сочетания согласных и гласных. Как правило, это происходит со словами, употребляемыми достаточно часто (например, щас — сейчас, те — тебе, здрасъте — здравствуйте, терь — теперь).

    Лексические особенности

    Слова разговорнойи просторечной окраскиобладают повышенной экспрессивностью и носят оценочный характер (с их помощью говорящий выражает отношение к предмету разговора: грабли (о руках), шмякнуться, классный); как правило, в литературном языке им соответствуют нейтральные синонимы (руки,упасть, отличный). Экспрессивно-оценочную функцию выполяют также междометияи частицы(ого/ ничего себе! да ну! Что имели... вообще... ну-ка! вот те раз!). Также экспрессивны фразеологизмы, имеющие разговорную окраску (схватиться за голову, задирать нос, качать права, челюсть отвисла).

    К разговорной лексике относятся жаргонизмы— слова, свойственные речи отдельных социальных групп, объединенных по какому-либо признаку (возрастному, локальному (место проживания), профессиональному). Так, для жаргона современной молодежи, часто именуемого сленгом,характерно употребление слов типа колбаситъся, зависнуть, клевый, отстой идр. Основной причиной возникновения и использования сленга является желание его носителей сделать свою речь непохожей на речь других носителей языка: сленг служит для них символом социальной «обособленности», непохожести на «толпу» и в тоже время помогает социализироваться, стать «своим» в той социальной группе (байкеры, рокеры, футбольные фанаты и т. д.), к которой они хотят принадлежать. Следует заметить, что в основе сленга лежит экспрессивное употребление: жаргонизмы, соответствующие общеупотребительной лексике, всегда обладают «яркой» окраской. И в этом кроется опасность постоянного употребления сленга: преобладание оценочной лексики в речи приводит к тому, что говорящий предпочитает оценивать, а не передавать и анализировать информацию — его «язык» попросту не предоставляет ему такой возможности (он может сказать, что ему нравится или не нравится, но не может объяснить почему:вся аргументация сводится к произнесению слов клевый, прикольный, чумовой, классный, супер и под.). Еще одна опасность увлечения сленгом кроется в том, что, предпочитая жаргонизмы всем другим словам, говорящий проявляет не речевую индивидуальность, к которой в общем-то стремится, а обезличенность речи, ничем не отличающейся от речи других «сленгоговорящих». Дело в том, что лексический состав сленга крайне ограничен, и потому речь его носителей представляет собой постоянное повторение одних и тех же слов, призванных выразить слишком большое количество значений. В результате, общение с помощью сленга становится возможным только в отношении очень узкого круга тем, что разрушает, делает примитивной не только языковую личность, но и личность социальную.

    Многие стилистически нейтральные слова в разговорном употреблении расширяют кругсвоих значений.Так, глагол быть в устных речевых произведениях выражает значения «стоить» (А на прошлой неделе огурцы были по тридцать пять), «продаваться» (У вас были телевизоры «Тошиба», они еще есть?), «приходить» (Вася скоро будет?), «находиться» (Я был вчера на рынке), «случиться» (Это было вчера) и т. д. У некоторых слов расширение значения может доходить до такой степени, что они становятся способными обозначать вообще любой предмет (признак, действие, ситуацию), по сути выполняя функцию местоимений — не называть, а указывать. Так, словом штука можно назвать любой предмет, находящийся в поле зрения собеседников (Дай мне эту штуку!), слово цирк называет любую ситуацию, которая не нравится говорящему (Там такой цирк начался!

    4. Анализ текста.

    11.
    1. Что такое парцелляция? В каких стилях она используется? Приведите примеры.

    2. Общие особенности научного стиля.

    3. Сущность стилизации, её цели.

    СТИЛЬ

    Понятие стиля применимо только к художественному творчеству. В реальной жизни использование слова стиль в быту или в иных, нехудожественных сферах человеческой деятельности возможно лишь в качестве метафоры.

    Стиль – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно – художественного содержания. Можно говорить о стиле отдельного произведения или жанра (например, о стиле русского орнамента середины Х1Хв.), об индивидуальности стиля (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле отдельных эпох или крупных художественных направлениях, поскольку единство общественно – исторического содержания определяет в них общность художественно образных принципов, средств, приемов (таковы например, в пластических искусствах Романский стиль, Готика и т. д.).

    Стиль - фундаментальная категория искусства (с латинского – стержень, палочка для письма).

    Термином «стиль» пользуются и в искусствознании, где его содержание близко понятиям творческого метода. Категория стиля настолько универсальна, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей.

    Суть действия самих механизмов стилеобразования может стать более ясной в сравнении понятия стиля, творческого метода, композиции, манеры. Главное отличие стиля от метода заключается в том, что метод выражает существо творческого процесса художника, а стиль - его конечный результат.

    Стиль объединяет закономерности формообразования с конкретными методическими и техническими приемами обработки материала, на основе какого либо одного принципа: формовычетание или формосложения, тектоничности или атектоничности, графичности или живописности, статичности или динамичности, пространственности или плоскостности.

    Именно поэтому стиль – обязательно синтез, целостность всех компонентов художественного произведения. Часто стиль называется «соразмерностью художественного произведения», целесообразностью, подчеркивая его структурообразующие функции. Но понятно, что на практике подобная целесообразность метода, способов, средств и приемов художественного выражения достигается не всегда. Художественный стиль всегда историчен. Стиль есть исторический синтез образных представлений идеального мира.

    СТИЛИЗАЦИЯ

    Понятие стилизации.

    Виды стилизации

    Уровни пластической стилизации.

    Пластический модуль.

    Пафос образа.

    Абстрагирование.

    Распредмечивание и подбор нового предметного качества.

    На пути одушевленности и человеческой красоты в мире стандартных форм прием стилизации становится одним из средств обогащения образного языка искусства.

    СТИЛИЗАЦИЯ – это способ художественного преобразования реальных форм природного и предметного мира с целью изменения его эстетического функционального значения в художественном изображении. Стилизованная форма позволяет ощущать и понимать метафору и строить поэтический ассоциативный ряд, мыслить более отвлеченно, чувствовать ироническое игровое начало в произведении искусства. Формообразующие принципы стилизации демонстрируют не только неистощимую фантазию художника, дизайнера, но и активизируют восприятие зрителя, подталкивают его к домысливанию того, что не видит глаз, что незримо присутствует в композиции.

    Предметный мир, являясь одним из компонентов культурной среды, накладывает отпечаток на эмоционально – чувственную сферу личности, способы общения, восприятия и представления.

    Способы, виды и принципы стилизации.

    На современном этапе развития искусства и дизайна, стилизация находит все более широкое применение. Для стилизации характерно абстрагирование , мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения автора произведения признаков, с целью выявления более значимых, отражающих суть предмета элементов. Стилизация может применяться и как способ намеренной имитации формальных признаковобразной системы чего – либо (художественного стиля эпохи, авторского стиля художника) в новом, необычном художественном контексте. Стилизация применяется в проектной деятельности (дизайн) и художественных произведениях (декоративная живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство).

    Самой высокой степени локализации и объединения видов стилизации из всех форм искусства достигает дизайн. Это проявляется в модернистских направления искусства (супрематизм, сюрреализм). Стремление дизайна довести все созданные формы до высокой степени обобщения является воплощение современного понимания задач дизайна. Именно это направление художественной деятельности ведет поиск соответствия художественной концепции воплощенной форме, отметая все лишнее. Сегодня есть направления дизайна, которые , которые ведут поиск своей образной выразительности в нарастающей декоративности форм. Примером могут быть поиски дизайнеров – ювелиров в создании современных ювелирных изделий с привлечением декоративных стилей прошлого.

    Стилизация является обязательным, а часто и главным средством художественной выразительности в дизайне.

    Основными принципами стилизации в создании художественного произведения являются: принцип упрощения, принцип нарастающей декоративности, принцип объединения упрощения и декоративности.

    ПРИНЦИП УПРОЩЕНИЯ. Упрощение создает условия для художественного выявления наиболее значимых качеств изображаемого объекта путем отбрасывания несущественных деталей и усиления форм, служащих целям создания художественного образа изображаемого объекта. Стилизация имеет направленный характер художественной деятельности по изменению видимого мира для достижения цели художественного произведения и построения художественного образа.

    ПРИНЦМП НАРАСТАЮЩЕЙ ДЕКОРАТИВНОСТИ. Усложнение изображения также является видом стилизации и усиливает декоративность графического листа с помощью деталей проработки элементов, применения разнообразной графической фактуры, усиления цветовой интенсивности.

    ПРИНЦИП ОБЪЕДИНЕНИЯ УПРОЩЕНИЯ И ДЕКОРАТИВНОСТИ.

    В решении художественного пространства часто происходит взаимодействие двух принципов стилизации: с одной стороны упрощение общего силуэта композиции для достижения целостности ее восприятия, с другой стороны усиление и усложнение декоративных принципов решения образа. Одновременное упрощение и усложнение позволяет достигать образной выразительности в решении задач стилевого единства композиционного поля и силуэта.

    Стилизация рассматривается как принцип работы с образцом. Стилизация трактуется как артикуляция композиционных связей, выявленных в образе, или как образ композиции образа.

    Модель стилизации «ГРАНИЦА». Стилевой образец сам является результатом стилизации. Один из признаков композиционного стиля нарочито преобразуется в самостоятельную тему – способ сборки новой композиции, куда врисовываются конкретные стилевые детали. Такая стилизация обязывает вводить в структуру художественного образа конфликт драмы, что на практике означает обязательное сопровождение каждого объемно – пространственного движения его контрдвижением. Похожесть в целом достигается артикулированным использованием любого из признаков. Эффект стилизации может быть достигнут, если в новую структуру встраивать «подходящие для ситуации» цитаты.

    Модель стилизации «ГРИМАСА». Художественный стилевой образец может быть почти без изменения вписанным в новую композицию. «Почти без изменения» - свободная прорисовка деталей методом артикуляции композиционных связей, выявленных стилевых образцах.

    Модель стилизации «ПЕРЕСКАЗ». Стилизация образца заключается в умении продолжить его линии, формы, объемы как бы за пределы видимой картины, или не выходя за пределы, углубляться в картину, артикулируя композиционные связи образца на уровне деталей.

    Модель стилизации «ДВОЙНИК». Формируется двухчастная композиционно – стилевая структура. Одна часть – узнаваемый объект мастера, другая – узнаваемый образец этого объекта. Между частями – видимый композиционный диалог. Как результат – двухчастная композиционная форма. Образец и его стилизация пристраиваются друг к другу, единство достигается буквальным обнажением процесса превращения одного в другое.

    Создавая образец композиции стилевого образца, стилизатор обязан определиться с характером отношения к нему. В модели «двойник» это отношение показано процессом, в остальных моделях - уже состоявшимся результатом.

    С понятием «стиль» в изобразительном искусстве достаточно тесно связано понятие «стилизация».

    Общее здесь в том, что творческая стилизация обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и как результат отображение их с элементами новизны.

    Наряду с творческой стилизацией существует и ее более низкий уровень, так называемая подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям знаменитых мастеров, стилям и приемам творчества того или иного народа. И все же не смотря на уже имеющийся образец подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него , на сколько это возможно, свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения.

    В целом стилизация, в первую очередь творческая, является одним из плодотворных методов изобразительного искусства, который основан на другом, отличном от реалистического способе реальной интеграции при осмыслении и отражении окружающей жизни. Широко известны знаменитые стилизованные произведения Ван Гога, Сезанна, Пикассо, Матисса, Леже, Лентулова, Филонова, Куприна, Сарьяна и многих других зарубежных и отечественных мастеров.

    СТИЛИЗАЦИЯ – намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи, что зачастую предполагает свободную трактовку содержания и стиля искусства послужившего прототипом.

    Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля. В изобразительном искусстве и преимущественно в декоративно прикладном искусстве, дизайне, обобщение изобразительных фигур и предметов с помощью условных приемов; особенно характерна для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора. Стилизация – это видоизменение, переработка мотива с использованием художественного обобщения условных декоративных качеств.

    Цель творческой стилизации в декоративно – прикладном искусстве - создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность. Теоретической основой для творческой стилизации нужно считать положение, согласно которому создание подлинно нового - это создание того, чего напрямую нет в природе, хотя главным и единственным источником для этого нового должна служить все та же природа. Отсюда возникает общее понятие декоративной композиции. Декоративная композиция – это композиция с высокой степенью выразительности и явными признаками декоративности, имеющая модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые, придавая ей декоративный вид, усиливают ее чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.

    Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, - простота форм, их обобщенность и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность.

    В первую очередь декоративной стилизации свойственны обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации

    требует отделить от изображения все лишнее, второстепенное, мешающее четкому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное.

    Высшей формой отказа от изображения несущественных реалистических деталей объектов декоративной композиции с одновременной заменой их абстрактными элементами является абстрактная стилизация, которая существует в двух видах: абстракция, имеющая реалистический образец в окружающем мире, и абстракция, не имеющая такого образца, - воображаемая (беспредметная) абстракция.

    Наглядным примером может служить создание стилизованного и абстрактного изображений листа дерева и самого дерева. В этих двух примерах (лист и дерево) показаны и использованы два разных подхода и метода стилизации.

    Этапы стилизации листа дерева:

    - на первом этапе от реального изображения листа сразу и полностью отбрасываются все подробности. Оставляется только то, что делает лист дерева узнаваемым – контур листа. Этот контур может быть заполнен любым цветом в соответствии с авторским замыслом. Такое изображение листа сразу становится абстрактным, особенно если не используется зеленый цвет. При этом степень абстракции зависит того , насколько форма листа будет отличаться от реальной. Придавая форме все новые и новые конфигурации, можно добиваться все большей выразительности и декоративности изображения, но и все большей абстрактности вплоть до полного отказа от реалистического изображения;

    - на втором этапе на окрашенном контуре изображаются тем или иным способом главные детали листа – прожилки, которые делают его полностью узнаваемым;

    - на третьем этапе на окрашенный контур листа с прожилками наносится декор, который может быть выбран из огромного множества уже известных видов декора, или создан автором. В результате возникает декоративное изображение стилизованного листа дерева.

    Из стилизованного листа составляется композиция

    Абстрактные изображения листьев.

    Для стилизации изображения дерева выбирается другой метод.

    Этапы стилизации изображения дерева

    - на первом этапе выполняется реалистический рисунок дерева, который должен включать все детали: реальную форму ствола, ветви дерева и фактуру древесной коры;

    - на втором этапе реалистическое изображение дерева превращается в стилизованное. Для этого от ствола дерева отбрасывается как можно больше веток, которые неоднократно в том или ином виде повторяются, убираются все второстепенные детали изображения и оставляются только те части дерева, которые нужны для его определения, но не для описания. Одновременно упрощается форма ствола дерева;

    - на заключительном третьем этапе отдельные узнаваемые части дерева – ветки, ствол – заменяются абстрактными элементами, чтобы создать нереалистическое, абстрактное изображение, которое не обязательно должно указывать на то, что было изображено первоначально;

    - как в стилизованном, так и в абстрактном изображении может быть использован декор для показа фактуры коры дерева.

    Примеры: стилизованные изображения деревьев с мягкими, размытыми контурами рисунка, стилизованные изображения деревьев с четкими контурами рисунка,

    В основе всех видов и методов стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип – художественная трансформация реальных природных объектов с помощью самых различных изобразительных средств и приемов. Чаще всего такая трансформация производится с помощью изменения и упрощения формы реальных объектов флоры и фауны, укрупнения или уменьшения характерных частей этих объектов, изменения количества характерных деталей объектов в большую или меньшую сторону, изменения природного цвета объекта.

    Довольно часто стилизованное изображение предполагает объединение различных частей, каждая из которых скопирована с какого – либо объекта природы или окружающей среды и творчески видоизменена. Например, цветок конкретного растения изображается не с целью точной передачи оригинала, а создается формализованным, с использованием отдельных деталей, присущих цветку этого конкретного растения. Или, например, лист клена изображается таким образом, что его форма приобретает геометрическую форму шестиугольника.

    Художественная трансформация природных объектов имеет главную цель – превращение реальных природных форм в стилизованные.

    ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТА В ПРОЕССЕ СТИЛИЗАЦИИ ДЕКОРАТИВНОЙ

    КОМПОЗИЦИИ

    Декоративный стилизованный пейзаж и натюрморт с использованием натуры часто подсказывают и даже задают цветовую гамму. Однако любая стилизованная композиция должна иметь четкую цветовую схему, помогающую наиболее полно и выразительно показать авторский замысел и наиболее эффективно возбудить у зрителя определенные эмоции: светлые, солнечные, радостные или наоборот, унылые, серые, грустные или же подтолкнуть его к раздумью. Поэтому декоративной стилизации, особенно свойственны условные цветовые отношения, локальное и контрастное использование цвета, а также мозаичность цвета. Изображения ярко красного мака с черной серединой, ярко желтой пчелы с черными полосками на фоне лепестков василька на желтом поле пшеницы могут служить примерами декоративных цветовых контрастов.

    Цвет каждого отдельного объекта декоративной композиции, как и ее общий колорит, необходимо, переосмысливать и преобразовывать для подчеркивания и усиления стилизованного эффекта, делая тем самым цвет одним из важных изобразительных средств стилизации.

    В соответствии с творческим замыслом цвет стилизованного объекта композиции может быть объективным (как у этого же объекта в реальной жизни): голубое небо, желтое поле пшеницы, зелени травы, кустарников и деревьев, зелено – голубая речная и морская вода, белый снег, красно – оранжевый огонь костра, камина, свечи и т.д. или же субъективным (нереалистичным): голубые деревья, зеленое небо, красная вода и т.д. При этом нужно учитывать и использовать тот факт, что многие объекты флоры (листья, ветви, цветы и т.д.) могут иметь ту или иную конкретную окраску, а многие объекты окружающего мира (здания, сооружения, автомашины и т.д.) не имеют характерного для них цвета.

    Субъективный цвет объектов и элементов декоративной композиции при ее стилизации используется, в основном, с двумя главными целями:

    - создания или увеличение декоративности композиции;

    - передача определенного эмоционального содержания композиции (мыслей, эмоций, настроений).

    В стилизованной композиции качество и эффективность художественного использования цвета оцениваются с помощью понятия «экспрессия цвета».

    Термин «экспрессия» соответствует понятиям «выразительность, сила выражения» и происходит от лат. Выражение.

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Стилизация – намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Также она связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля.

    Стилизация рассматривается как принцип работы с образцом. Она трактуется как артикуляция композиционных связей, выявленных в образе, или как образ композиции образа.

    Стилизация реальных форм различными художественно – графическими способами позволяет осваивать современный декоративный язык, развивает исполнительскую культуру графических техник, является средством формирования художественно – композиционного мышления и воображения.

    Стилизация позволяет усложнить и углубить содержание натюрморта, расширить и наполнить его философским смыслом. Для достижения пластического подобия натюрморту стилизация предметов сводится к простейшим формам, где отсутствуют мелкие детали. Задания по стилизации натюрморта могут иметь широкий разброс применения графических средств изображения:

    - только прямой линией (горизонтальной, вертикальной, наклонной);

    - посредством кривых линий (сплошных и прерывистых);

    - сочетанием точек и штрихов различной длины и ширины;

    - только пятном (заливкой или штриховкой);

    - с применением различной графической фактуры (точки, линии, пятна).

    КУРСОВАЯ РАБОТА 1 Для профессиональной деятельности дизайнера и художника, для воспитания эстетического чутья необходимо научиться методам графической стилизации. Задания по выполнению графической стилизации разделяется на несколько этапов: эскиз, варианты декоративной трактовки элементов композиции, подбор графической фактуры и практическое выполнение.

    Выразительность графического листа определяется не только характером организации композиционной структуры, но и умело выбранными средствами декорирования и применения законов композиции. Хорошо закомпонованный и продуманный декоративно – графический лист можно назвать композицией.

    Теоретические основы композиционной стилизации подкрепляются выполненными практическими заданиями.

    Многообразие вариантов развития композиционного мышления студентов средствами стилизации направлено на его применение и в такой области как дизайн ювелирных украшений.

    Даная курсовая работ и включенные в нее упражнения создают условия для развития графического композиционного мышления и формирования объемно – пространственного предметного способа решения изобразительной плоскости.

    Вся работа над творческой стилизацией нацелена на создание художественного образа. Художественный образ представляет собой специфическую форму освоения мира.

    Стилизация позволяет усложнить и углубить содержание натюрморта, расширить и наполнить его философским смыслом. Для достижения пластического подобия выбранного натюрморта стилизация предметов сводится к простейшим формам, где отсутствуют мелкие детали.

    Качество графической композиции зависит от того, насколько творчески автор сможет переработать выбранный натюрморт или пейзаж с точки зрения художественно - образного решения.

    Работа над композицией на основе стилизации способствует развитию способностей студента к художественно – образному и абстрактному мышлению. Именно в данном виде работы в полном объеме проявляется умение применить на практике теоретические знания. Особе значение приобретает умение применять выразительные свойства и средства композиции для реализации творческого замысла при изображении соподчинения форм предметного мира.

    Пластическая стилизация реалистического изображения жанра «пейзаж» или «натюрморт»:

    - изменение пластического модуля (авторский почерк);

    - распредмечивание;

    - изменение содержания изображения ( подбор нового предметного качества).

    Композиция выполняется на трех листах формата исходного изображения на кальке. Техника линейно штриховой графики. Срок выполнения работы 15 часов.

    Лист кальки – это композиционное поле автора: здесь должна быть видна устойчивость, выразительность, соразмерность изображения с выбранным форматом и формой листа. Важной задачей является организация композиции в заданном формате с учетом соотношения плоскости или объема, движения или покоя, ритма или равновесия. Главной задачей соподчинения композиционному формату изображения является грамотный поиск декоративной стилизации, связь изображения с очертаниями формата. Фон формата может быть белым или сложно комбинированным.

    1.ЭТАП

    2.ЭТАП Следующим этапом стилизации должен быть поиск упрощенной форм, доведенной до иконического знака. Образ для иконического знака может появиться моментально, а доработка деталей – движения, толщин линии, точки, пятна – может длиться достаточно долго.

    Данный этап включает задание по стилизации с постепенным обобщением формы, доходящей до постепенной геометрии: треугольника, круга, квадрата. Такое обобщение приводит к иконографическому знаку. Стилизация, доведенная до знака, превращается в символ. Символ, наполненный глубоким содержанием и объемной информацией, приобретает сакральное значение. Образ для иконического знака может появиться моментально, а доработка деталей – движения, толщины линии, точки, пятна – может длиться достаточно долго.

    3.ЭТАП Этап художественной переработки – стилизации форм реалистического натюрморта. Стилизация реальных форм различными художественно – графическими способами позволяет осваивать современный декоративный язык, развивает исполнительскую культуру графических техник, является средством формирования художественно – композиционного мышления и воображения.

    В этом этапе в создании композиции является использование придуманных форм, художественная переработка форм натюрморта. Рисунок в этой технике требует проработки и скрупулезности, поэтому упражнение предлагается выполнить на листе формата А – 4. Основное условие графических интерпретаций – заостренная стилизация, контраст линий и пятен.

    Эскиз в процессе поиска является частью творческого процесса для создания наиболее стильных, выразительных предметов натюрморта.

    В эскизе важно подобрать соотношение больших и малых форм, композиционную и смысловую доминанту, привести в соответствие масштаб высот и горизонталей, подобрать по степени сложности предметный ряд. Найденный композиционный вариант используется для дальнейшей разработки графического решения на основе локального пятна, линеарной графики, обобщения, использования орнаментализации предметов и драпировок.

    Необходимо учитывать образную составляющую. Важную роль в создании любого произведения играет эмоциональная окраска образа: что – то сохранилось в ковше – от вкуса холодной родниковой воды в жаркий полдень, с фарфоровой чашкой, скатертью и самоваром связываются представления об уютной и неторопливой беседе за чайным столом.

    Для создания образа применяются все основные законы и принципы художественной композиции, а также средства выразительности.

    При выполнении декоративного натюрморта акцент делается на создание тематической , образной постановки с использованием новых фактур. Изображение предметов из различных материалов во всех вариантах графической интерпретации натюрморта ведет к неизменному использованию и практическому применению многочисленных фактур: дерева, металла, сетки, всевозможных тканей. Узорные элементы драпировок образуют в совокупности с растительными мотивами сложные ритмические структур, обогащающие изобразительные средства и расширяющие возможности автора произведения

    4. Анализ текста.
    13.
    1. Общие признаки научно-популярного стиля.

    2. Что такое разговорная номинация? Приведите примеры.

    Номинации, включающие относительные местоимения

    В разговорной речи широкоупотребителен еще один своеобразный тип номинаций, в котором не названо прямо именуемое лицо или предмет. Это номинации, вклю-чающие в качестве основного конструктивного элемента относительное местоимение, которое может быть распро-странено именем или глаголом. Приведем примеры глаголь-ных (а) и безглагольных (б) номинаций с относительными местоимениями:

    а) Дай чем завязать//; У тебя есть во что завернуть?; Не забудь чем писать//.

    б) Пойдем где школа//; Приходи когда футбол//;Поищи где белье//

    Глагольные и безглагольные конструкции могут высту-пать как синонимичные номинативные средства: Узнай кто в списке — Узнай кто записался.

    Рассматриваемые номинации можно назвать номинациями с «конденсированным относительным словом».

    Подобные конструкции напоминают придаточные пред-ложения, но в отличие от них они присоединяются к вы-сказыванию без коррелятивных местоимений типа то (что), то (чем), там (где), тогда (когда). От омонимичных кон-струкций с вопросительными местоимениями рассматривае-мые номинации отличаются тем, что местоимение в них всегда безударно, ср.: Где музей? — Он живет где музей// Чем вытирать- ся? — Дай мне чем вытираться//

    Номинации рассматриваемого строения ведут себя по-добно присловным распространителям в форме слова. В разговорной речи особенно употребительны глагольные номинации, включающие и н ф и н и т и в: Ой! Я забыла чем писать // У тебя нет лишней ручки?; (Собираются идти на пляж) Не забудь на чем заго-рать//; У тебя нет чем туфли чистить?

    Номинации такого строения синонимичны однословным неконкретизированным названиям предметов: чем писать — ручка, карандаш и т.п., на челе загорать — коврик, под-стилка и т.п.; чем туфли чистить — крем, жидкость для обуви.

    Структура таких номинаций однотипна. Она содержит глагол в форме инфинитива и относительное местоимение в форме, подчиненной глаголу. Подобные номинации назы-вают предмет по самой общей его функции, но никак его не конкретизируют применительно к ситуации, хотя, упот-ребляя такую номинацию, говорящий может иметь в виду вполне определенный предмет: (Хозяин гостям) Здесь есть еще где сесть/пожалуй-ста/ проходите сюда//; (Через несколько минут он же говорит вновь пришедшим) Заходите/ садитесь здесь/ здесь вот много стульев// (т.е. заменяет номинацию где сесть словом стулья).

    Номинации с относительным местоимением могут включать не только инфинитив, но и глагол в с п р я га е -м ой ф о р м е. Такие конструкции отличаются по семанти-ке от номинаций с инфинитивом. Они обычно содержат номинацию, конкретизированную применительно к данной конситуации, ср.: Принеси на чем гладить — Принеси на чем Нина гла-дила.

    Приведем несколько конкретизированных номинаций, включающих не инфинитив, а спрягаемую форму глагола: Весной я покупала цветы у кого я жила//; (В столо-вой) Кто хлеб нарезает / попросите пожалуйста//

    Можно думать, что частота использования таких номи-наций объясняется двумя причинами — языковой и психо-логической:

    1. В тех случаях, когда в разговорной речи отсутствует родовое однословное наименование предмета, подобные но-минации занимают его место, заполняя лакуну в парадиг-матическом ряду. Ср. такие ряды: порошок, паста, жид-кость для стирки; официальное родовое название в коди-фицированном языке — моющее средство, в разговорной речи — чем стирать.

    Возможно употребление в одном контексте синонимиче-ских номинаций разговорной речи и кодифицированного языка: Есть среди вас работники просвещения? Есть среди вас кто в школе работает.

    2. Нередко говорящий затрудняется в выборе слова. В таком случае ему легче назвать предмет расчлененно, описывая его функции: Приготовь с чем в лес пойдем // Всякие банки/ корзинки/ подстилки//; Принеси чем вино открыть//

    Продуктивности номинаций этого типа благоприятствует та же особенность разговорной речи, что и образованию большого массива четко членимых слов.

    Номинации типа чем укрыться, на наш взгляд, не долж-ны считаться эллиптическими, так как они не могут быть дополнены какими-либо членами. Построения типа то, чем укрыться разговорной речи чужды.
    3. Синтаксические особенности официально-делового стиля.

    4. Анализ текста.

    14.
    1. Жанры официально-делового стиля.

    2. Предмет стилистики художественной литературы.

    3. Что такое речевая ситуация? Какое отношение к стилистике имеет это понятие?

    Вторая составляющая речевого события -- условия и обстановка, в которой происходит речевое общение, и все те, кто в нем участвует, это «сцена действия» и «действующие лица».

    Итак, совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией.

    Таким образом, речевое событие -- это дискурс плюс речевая ситуация.

    Для риторики понятие речевой ситуации очень важно. «Можно даже сказать, что правильное видение речевой ситуации и способность привести в соответствие с ней свои речевые действия -- это и есть существо риторических знаний и умений, самое главное в риторике. Собственно говоря, риторика -- это и есть наука описывать речевые ситуации, анализировать их и приспосабливать к ним речь -- дискурс и другие характерные проявления речевого поведения человека (жесты, мимику, прочее)».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта