Главная страница
Навигация по странице:

  • Жанры, в которых особенностью повествования является именно индивидуальный подход, субъективная оценка, особый угол зрения

  • 25. Речь внешняя, речь подготовленная, речь монологическая, речь диалогическая

  • Билет лингвпоэтика. 1. Назовите определяющие признаки художественной литературы


    Скачать 355.72 Kb.
    Название1. Назовите определяющие признаки художественной литературы
    Дата16.01.2018
    Размер355.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилет лингвпоэтика.docx
    ТипДокументы
    #34290
    страница7 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Жанры, предполагающие анализ фактов:статья — текст, в котором ставится и разрешается какая-либо проблемакомментарии — трактовка события; обозрение — аналитическое описание событий за определенный период, включающее общую оценку; рецензия — оценка конкретного произведения.

    Эти жанры имеют как сходные признаки, так и отличительные признаки. Назовем основные отличия: в проблемной статье логическая структура связана с движением от идеи, от общего к частному, текст используется в основном не как предмет критического анализа, а как доказательство взглядов автора. В обозрении представлены закономерности и тенденции развития ситуации за какое-то время. В произведениях этих жанров при определенной степени объективности анализа ощутимо авторское «присутствие», субъективная авторская позиция, допускаются элементы образности.

    Жанры, в которых особенностью повествования является именно индивидуальный подход, субъективная оценка, особый угол зрения: очерк (проблемный, путевой, «физиологический», портретный) — художественно-публицистическое произведение, в котором определенным образом организованы авторские мысли, наблюдения, впечатления, размышления; фельетон — произведение, в котором при характеристике людей или ситуаций использованы средства сатиры; памфлет — произведение, где объектом критики становится политический строй в целом и его ведущие представители.

    При определении жанров художественной публицистики отмечают характерное для них единство логического и образного, взаимодействие «публицистической насыщенности» с элементами художественного, образного письма18. Этой родовой группе публицистики свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность.

    В сложной системе публицистических жанров фельетон занимает особое место как жанр художественно-публицистический. В фельетоне органично соединяются мысль и образ. Фельетон формируется на самом стыке собственно художественной литературы и публицистики, в той сфере, о которой сказал в свое время В.Г.Белинский: «...искусство, по мере приближения к той или иной своей границе, постепенно теряет нечто от своей сущности и принимает в себя от сущности того, с чем граничит, так что вместо разграничивающей черты является область, примиряющая обе стороны»19. Жанры, расположенные в областях, «примиряющих обе стороны», естественно и закономерно тяготеют к разнородным стихиям. Так, фельетон немыслим без сложного взаимодействия с публицистическими жанрами (заметка, статья, репортаж, корреспонденция), с художественными жанрами (рассказ, новелла) и, наконец, с теми жанрами, которые также располагаются в пограничной сфере (очерк, памфлет).

    В публицистике не только широко используются все вышеперечисленные жанры, но внутри каждого вида можно наблюдать разнообразие приемов общения автора с читателем, всевозможные варианты включения в текст документа и авторского комментария к нему.

    При стремлении к точной характеристике каждого жанра следует отметить отсутствие четкого разграничения в реальных произведениях: ироничный комментарий может сочетаться с обозрением, сатирическая реплика оказаться включенной в заметку, рецензия трансформироваться в фельетон, очерк стать сатирическим, а статья приобрести памфлетный характер. «В разных жанрах обнаруживается разная степень распространенности тех или иных явлений, — замечает Н.Ю.Шведова, — то, что характерно для непринужденного стиля письма, фельетона, заметки, лишь в отдельных случаях может проникнуть в официальный документ, информационное сообщение или критическую статью. Но такие проникновения не исключены, напротив, они становятся все более обычными. Новые явления проникают в разные жанры газеты»20.

    Однако дело не только во взаимопроникновении и смешении жанров. Для современной литературы и, в частности, публицистики как ее вида характерны размытость жанровых границ, появление новых жанровых вариантов и, как следствие, перестройка всей системы жанров. На этом фоне четкое жанровое определение публицистики осложняется многообразием ее бытования — это и средства массовой коммуникации, и беллетристика. Как видим, одна из особенностей публицистики в ее «промежуточности», отсюда и трудности с определениями и жанровыми характеристиками.
    2. Что такое аббревиатуры? В каких стилях речи они чаще всего встречаются? Приведите примеры.
    3. Синтаксические особенности научного стиля.

    Одной из главнейших специфических черт научной речи является подчеркнутая логичность, выражающаяся на синтаксическом уровне.

    Для научной речи характерно, например, использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания: итак, таким образом, следовательно, стало быть.

    Весьма характерно и употребление наречий в связующей функций: поэтому, потому, тогда, отсюда.

    Наиболее типично для научной речи использование выражения подчеркнутой связности изложения – особых конструкции и оборотов связи. Они органически присуши научному общению, без них научная речь становится отрывисто, скачкообразной.

    Для научной речи характерны и особые «сложные» обороты (по Павлову, по Менделееву); специализация слова. «Далее» в функции вводного слова (Далее... Это вещество легко растворяется в...)

    Очень широко используется цепи родительных падежей, что объясняется повышенной частотностью родительного падежа в научной речи (длины (чего?) линии (чего?) лучей (чего?) атома.)

    Кроме этого, отмечается использование почти исключительно повествовательных предложений, а вопросительных – лишь в функции сосредоточения внимания читателя на каком либо вопрос; отсюда однообразие предложений по цели высказывания.

    25. Речь внешняя, речь подготовленная, речь монологическая, речь диалогическая.

    Внешняя речь- речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.

    Подготовленная речь- словесно спонтанные жанры (не продуманно словесное выражение, но продуманно главное, что будет сказанно, в какой последовательности).

    Монологическая речь- вид речи, обращенный к одному или группе слушателей (собеседников), иногда- к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

    Диалогическая речь- вид речи, при котором происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений.

    4. Анализ текста.

    9.
    1.Эстетическая функция языка в произведениях художественной литературы.

    Об этой функции языка мы упоминали уже не один раз, поскольку о ней постоянно говорят ученые в связи с понятиями художественности, образности, особого характера социальной деятельности и работы сознания и мышления, с которыми соотносится язык художественной литературы. Действительно, понятия художественности, образности и эстетической функции языка тесно связаны. О художественности мы уже говорили, образность художественного текста будет предметом следующей главы, а к эстетической функции языка обратимся сейчас. Но прежде уточним понимание терминов «эстетика», «эстетический». Не погружаясь в философские глубины, ограничимся самыми простыми, «рабочими» определениями.

    Эстетика (греч. aisthetikos — относящийся к чувственному восприятию) — наука о прекрасном в обществе и природе в его конкретно-чувственных формах и о его роли в человеческой жизни. В одном из современных учебников эстетики подчеркивается: «Строго говоря, всё здание эстетической науки строится на единственной категории прекрасного»18. Следовательно, эстетический — связанный с созданием, воспроизведением и восприятием прекрасного в искусстве и в жизни. Исходя из этих определений, попробуем разобраться в том, что же представляет собой эстетическая (или поэтическая) функция языка. Но сначала подчеркнем, что эта функция проявляется, разумеется не «сама по себе», а вместе с другими функциями языка — общения, сообщения, воздействия.

    «Эстетическая функция языка, — пишет Д. Н. Шмелев, — в начальном своем виде проявляется, как только говорящий начинает обращать внимание на внешнюю форму своей речи, как-то оценивать возможности словесного выражения»19. В частности, внимание говорящего или пишущего к форме высказывания может подчеркиваться замечаниями типа так сказать, если можно так выразитьсякак говорят поэты и т. п. Замечания такого рода могут быть очень разнообразны: от самых простых, например, Вы ушли, как говорится, в мир иной (В. Маяковский) до весьма замысловатых, например, Витя узнал, что такое любовь Риты, или, говоря языком грамматического разбора предложения, то, чем она может быть выражена (В. Крупин). Еще несколько примеров:

    «В последних числах сентября (Презренной прозой говоря)» (А Пушкин)-, «Благодаря исключительности своего положения, своей фактической независимости, Хорь говорил со мной о многом, чего из другого рычагом не выворотить, как выражаются мужики, жерновом не вымелеть» (И. Тургенев); «Когда Сергей Леонидович, то бишь директор «Технопроекта», совершает визит-наезд или, скажем, визит-наскок (тут разница), он едет не просто так, а, как говорили в старину, обуреваемый чувствами» (Я Маканин).

    Проявление эстетической функции языка в художественной словесности замечаниями такого типа, конечно, не исчерпывается. Это только частный случай, отражающий важную общую закономерность — особое внимание к языку, к тому, как, с помощью каких языковых средств выражена мысль.

    Проявление эстетической функции языка можно усматривать и в совершенстве языковой формы, в гармонии содержания и формы, в ясности, четкости, лаконизме, изяществе, простоте, стройности и т. п. словесного выражения, о чем мы уже говорили в связи с понятием художественности. Далее, эстетическую функцию языка можно видеть в образности художественного текста, в том, что язык в произведениях художественной словесности выступает как материал, из которого строится образ. В «Стилистике русского языка» под редакцией П. М. Шанского, например, этот признак выдвигается как главный: «Эстетическая функция слова, языка в художественной литературе <...> это прежде всего образно-художественная функция»20. Образность, конечно, очень важна, она, как мы говорили в начале главы, является главным признаком художественности текста. Но вряд ли правомерно отождествлять художественность текста с эстетической функцией языка. Поэтому можно сказать, что приведенные выше соображения, хотя и правильно — каждое с определенной стороны — характеризуют рассматриваемое явление, но не исчерпывают понятия эстетической функции языка.

    Главное, что отличает (но не отрывает) эстетическую (поэтическую) функцию языка от его «практических» функций (общения, сообщения, воздействия) — это направленность формы словесного выражения не только на передачу того или иного содержания, но и на самоё себя, на собственное совершенство, которое позволяет в самом языке ощущать прекрасное. Если «практические» функции языка требуют работы над словом с целью как можно более точного, ясного и общедоступного выражения информации, то эстетическая функция языка требует, кроме того, работы над словом с целью открыть читателю и слушателю прекрасное в самом слове. В этом и заключается сущность эстетической функции языка.

    О прекрасном, заключенном в самом языке, много-много раз говорили художники слова, писатели. Вспомним знаменитое высказывание Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье еще драгоценнее самой вещи». И еще один интересный пример — из рассказа К. Паустовского «Колотый сахар»:

    «Встретились они на ярмарке, в Святогорском монастыре. Дед пел. Пушкин слушал. Потом пошли они в питейное заведение и просидели до ночи. Об чем гуторили, никому не известно, только дед вернулся веселый, как хмельной, хоть вина почти и не пил. Говорил потом бабке "От слов и от смеха его я захмелел, Настюшка, — такой красоты слова —лучше всякой моей песни"».

    2. назовите особенности научно-популярного стиля



    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта