Главная страница
Навигация по странице:

  • Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Различаются канонические и неканонические речевые ситуации.

  • 22. Понятие композиции. Композиционные части публичного высказывания .Композиция

  • Билет лингвпоэтика. 1. Назовите определяющие признаки художественной литературы


    Скачать 355.72 Kb.
    Название1. Назовите определяющие признаки художественной литературы
    Дата16.01.2018
    Размер355.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилет лингвпоэтика.docx
    ТипДокументы
    #34290
    страница11 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Речевая ситуация, т.е. ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важную роль в общении.

    Следует иметь в виду, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников – это говорящий и слушающий. Соответственно к основным составляющим речевой ситуации относят говорящего и слушающего, время и место высказывания.

    Речевая ситуация помогает понять смысл общения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, н-р, категории времени, местоименных слов типа я, ты, этот, сейчас, здесь, там, вот и т.д. Она позволяет также правильно интерпретировать высказывание, уточнять его целевую функцию, выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т.д.

    Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения.

    Различаются канонические и неканонические речевые ситуации.

    Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения синхронно времени его восприятия, т.е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат – конкретное лицо и т.д.

    Неканонические ситуации характеризуются следущими моментами: время говорящего, т.е. время произнесения высказывания, может не совпадать соо временем адресата, т.е. временем восприятия; высказывание может не иметь конкретного адресата и т.д.

    Помимо говорящего и адресата, в речевой ситуации могут участвовать и другие -- те, кто является как бы свидетелем происходящего, оценивая все со стороны. Присутствие таких свидетелей в большей или меньшей степени, но повлияет на речь общающихся.

    Говоря об отношениях между говорящим и адресатом, имеют в виду прежде всего не отношения в бытовом смысле слова, а социальные роли участников общения.

    Еще один важный элемент речевой ситуации -- зачем говорится то, что произносится в данной речевой ситуации. Каковы речевые цели, намерения участников? Каков должен быть результат их общения? Ученые считают, что цель говорящего -- это тот результат, которыйговорящий сознательно или неосознанно хочет получить от своей речи.

    И, наконец, последнее, о чем надо сказать, рассматривая элементы речевой ситуации, -- это условия и обстоятельства. Они определяют ее, но не имеют прямого отношения к «действующим лицам».

    Безусловно, все это в какой-то степени повлияет на процесс общения.

    22. Понятие композиции. Композиционные части публичного высказывания.

    Композиция (лат.) - построение, внутренняя структура произведения (сочинения, речи и пр.). Имеет свои приемы.

    Композиция речи — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура.
    4. Анализ текста.
    15.
    1. Общие признаки официально-делового стиля.

    2. Что такое метафора? Приведите примеры. В каких стилях речи чаще всего используются метафоры и сравнения?
    3. Определения стиля и стилистики.

    Стилистика – есть ресурсы языкознания имеющие основным предметом стиль во всех его языковедческих значениях этого термина, т.е. использование речевых актов как функциональный Стилистика - наука о языке и речи, изучающая языковые средства всех уровней с т. зр. их экспрессивных возможностей и наиболее целесообразного и общественно принятого их использования в зависимости от целей, условий и особенностей общения, а также стилевую дифференциацию современного литературного языка и стилистическое оформление различных жанров речи. Лингвистическая стилистика: - функциональная стилистика, - стилистика ресурсов, - практическая стилистика.

    Мы понимаем стилистику как раздел науки о языке, учение о наличных стилях речи (понятие стиля речи употребляется здесь условно, в смысле, отличном от литературоведческого термина «стиль», и обозначает здесь лишь различные виды, типы речи, определяемые условиями, обстановкой и целью сообщения и различающиеся по используемым в них языковым средствам или по степени их использования). Задача стилистики заключается, таким образом, в разграничении этих стилей и в установлении лингвистической специфики каждого из них.

    В.В.Виноградов писал, что стилистика включает в себя три круга исследований, которые взаимно соприкасаются и пересекаются:

    - стилистика языка (изучает факты стилистической выделенности и стилистической принадлежности слов, фразеологизмов, особой стилистической функции грамматических форм, синтаксических конструкций, а также функциональные стили языка, их взаимодействие и сосуществование в языке);

    - стилистика речи (изучает многообразие жанрово-ситуативных стилей);

    - стилистика художественной литературы, или индивидуальная стилистика (изучает специфику речи художественных произведений, индивидуально-авторские стили отдельных писателей и поэтов (идиостили), особенности стиля литературных направлений).

    Один из основоположников стилистики как науки Балли также говорил о трех стилистиках, но совершенно в ином плане: он выделял

    - общую стилистику (исследует стилистические проблемы речевой деятельности вообще);

    - частную стилистику (исследует вопросы стилистики конкретного национального языка);

    - индивидуальную стилистику (исследует экспрессивные особенности речи отдельных индивидов).

    Как мы видим, любая стилистика занимается целостными речевыми образованиями и выходит на уровень текста, становясь, таким образом, стилистикой текста и смыкаясь с лингвистикой (теорией) текста.

    Если существует стилистика определенного национального языка, то ее можно сравнить со стилистикой другого языка. Таким образом, можно говорить о сопоставительной стилистике, которая имеет практический и теоретический аспекты. Практическая стилистика изучает выборы, предпочтения, которые должен сделать говорящий, переходя с одного языка на другой при обучении или переводе. Наблюдения над выбором отдельных форм приводят к обобщениям, которые формулируются как правила стилистики: их и изучает теоретическая стилистика.

    В последнее время начинают говорить о гендерной стилистике, т. е. наличии тенденций использования определенных форм в зависимости от пола носителя языка. Так, последовательницы феминистических теорий говорят, что они используют язык, чтобы конструировать себя как женщину, создавать свою женственность.
    4. Анализ текста.
    16.

    1. Синтаксические особенности научного стиля.

    2. Что такое универбация? Какое отношение к стилистике имеет этот термин?

    Универбация (универб'ация, -и)

    ۩ (лат. unus один + verbum слово) (3).

    ▲ Компрессивное словообразование – образование слова на базе словосочетания, которому оно синонимично... используется не для обозначения словом нового понятия, а для однословного обозначения понятия, уже имеющего в языке устойчивое наименование, но неоднословное. Основной объект суффиксальной универбации – определительные словосочетания, в которых определительное слово опускается, а к основе определяющего слова присоединяется тот или иной суффикс. (7)

    Ослабление или утрата членимости часто употребляющимся, устойчивым сочетанием двух слов: вприпрыжку, так-сяк, более-менее. (2)

    ► лингв. образование, слова на базе словосочетания, которому оно синонимично, напр. зачетная книжка -» зачетка, автомобиль иностранной марки - иномарка.

    ◄ В статье придаётся большое значение одному из видов образования сокращённых слов – универбации, которая приобретает особенно широкое распространение. В настоящее время около 50% аббревиатурного образования идёт по этому способу, что вытекает из закона сохранения усилий или наименьшего усилия. (4)

    Термин «универбация» впервые был употреблен К. Бругманном в 1904 г. для обозначения звуковых единиц, «возникших на основе словосочетаний внешне цельнооформленных, но не обладающих содержательной изолированностью» [6; 130 - 149]. Впервые как предмет обучения «универбаты» используются в работе Т.Д. Соколовской «Категория нормативности во вторичных наименованиях сокращенного типа». (5)

    ▼ 1. Универбаты с предметным значением (микроволновка, морозилка, стиралка, музыкалка, минералка).

    2. Универбаты с непредметной семантикой (заманушка, обязаловка, показуха, встречка). (5)

    ИЛИ

    1) смысл целого словосочетания вкладывается в слово, имеющее основу одного из его членов и грамматически оформленное как другой его член;

    Ярким показателем служит конденсация атрибутивного словосочетания, выраженная существительным женского рода с последующей суффиксацией: нержавейка, незамерзайка, тормозуха, солярка. Правильное понимание смысла подобных слов обеспечивается устойчивым характером исходных сочетаний, представляющих собой целостное по смыслу, но раздельно оформленное наименование одной из разновидностей чего-либо. Таковы названия дорог: канатка, грунтовка, гравийка, проселок, сыпуха. Однословные наименования этого типа особенно продуктивны в разговорной и профессиональной речи, при этом, попадая в печать, сопровождаются кавычками, в знак их непривычности и новизны. Многозначность некоторых конденсатов не мешает их употреблению, так как каждая социальная группа пользуется ими только в одном значении. Так, автомобилисты под минералкой понимают «минеральное масло», а в обычном контексте - минеральную воду. Слово канатка в зависимости от контекста может быть прической или универбом, образовавшимся из словосочетания канатная дорога.

    2) смысл словосочетания сосредоточен в одном из его компонентов;

    Определяющие слова включают в себя значение определяемых (Нижний

    Новгород - Нижний; шампанское вино - шампанское; благоверный муж -благоверный; борзая собака - борзая).

    3) смысл выражается сложносокращенным словом;

    Этот словообразовательный тип превращает словосочетания в слово с применением усечения членов, дающих следующие разновидности:

    - усеченная часть + целое слово (запчасти запасные части, турбодизель турбинный дизель);

    - усеченная часть + конечная усеченная часть {реанимобиль реанимационный автомобиль, электромобиль электрический автомобиль);

    - усеченная часть +начальная усеченная часть (компромат компрометирующие материалы).

    4) смысл выражается аббревиатурой: ДТП дорожно-транспортное происшествие, МКАД московская кольцевая автомобильная дорога. (8)

    ☼ Научная литература.

    → стяжение, семантическая конденсация, семантическая компрессия (6)

    ©
    3. Назовите общие признаки художественного стиля.

    4. Анализ текста.

    17.
    1. Реклама как жанр публицистического стиля..

    2. Что такое фразеосхемы? Приведите примеры. В каком стиле они используются такие конструкции?

    3. Дайте определение речевого штампа. В чём состоит отличие «штампа» от «клише»?




    1. Неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики ведет, естественно, к ошибкам в речи. Их наибольшее количество связано с употреблением лексики официально-делового стиля в других стилях, что влечет за собой появление канцеляризмов– слов, применяемые в официально-деловой речи и неуместных в других стилях. Русские писатели нередко парадировали слог, «украшенный» такими канцеляризмами: Дело о влетении и разбитии стекол вороною.

    2. С влиянием официально-делового стиля связывают и

    употребление речевых штампов– слов, утративших эмоциональную окрашенность. Это «модные» слова и выражения,

    получившие широкое распространение (нацелить внимание на

    выполнение задач; рассмотреть под углом зрения). Выражения эти

    появились когда-то как экспрессивные, новые, необычные, но

    со временем стали избитыми, их лексическое значение «потускнело», а экспрессивность стерлась. Штампами становятся

    слова, словосочетания и даже целые предложения, которые

    возникают как стилистически выразительные речевые средства, но в результате слишком частого употребления утрачивают

    первоначальную образность: При голосовании поднялся лес рук.

    Следует помнить: наполненная словесными штампами речь не

    вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций.

    Убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается

    как отрицательная характеристика человека, свидетельствует о

    его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов, в конечном счете, о серости и неоригинальности мысли.

    3. От речевых штампов следует отличать клише(или язы-

    ковые стандарты) – готовые обороты, используемые в качестве

    легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта. Они являются конструктивными оборотами

    речи, т.к. облегчают восприятие текста и широко используются в публицистическом стиле (по сообщениям нашего корреспондента…), в официально-деловых документах (состоялась встреча на высшем уровне), в научной литературе (требуется доказать), в разных ситуациях разговорно-обиходной речи

    (Примите мои поздравления, разрешите выразить соболезнования).

    В отличие от штампа, речевые клише не воспринимаются

    слушателем негативно.
    4. Анализ текста.
    18.

    1. Дайте определение экспрессивности. Что такое экспрессивная окраска?

    2. В каком стиле встречается эллипсис? Что это такое?

    3. Назовите синтаксические особенности публицистического текста.

    4. Анализ текста.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта