1 Объект и предмет теории государства и права
Скачать 156.09 Kb.
|
14)особенности(пути) возникновения государства у различных народов. Под генезисом (возникновением) государства понимают следующие процессы: - возникновение государства как новой в истории формы организации человеческого общества; - возникновение государства в результате смены конституционного строя и смена формы государства формы правления, формы государственного устройства и формы государственно-политического режима), а также смена названия государства (Россия в 1917 г.); - возникновение нового государства в результате цессии (возникновение США в 1787 г. в результате объединения 13 бывших колоний Великобритании); - возникновение нового государства в результате мирной сецессии (распад Чехословакии на Чехию и Словакию) или военной сецессии (распад Югославии, начиная с 1991 г.); - возникновение нового государства в колониальной стране, освободившейся от власти государства-метрополии. Пути возникновения государства: - восточный - западный - интегративный Восточный путь (Древние Египет, Китай, Индия, Месопотамия и т.п. в IY-Ш тыс. до н.э., затем Африка, Америка, Океания, Восточная Европа). Его характеризует постепенный переход первобытно-общинного строя в государственную организацию общества. Аппарат государства возникает из структур управления родоплеменными объединениями. Государство формируется на основе азиатского способа производства, который связан с необходимостью крупномасштабных ирригационных работ, а также со строительством и обслуживанием грандиозных культовых сооружений. Такие работы связаны с управлением большими массами людей. Поэтому сохраняется общинная собственность на землю, воду, рабов. Системообразующее значение в обществе имеет отношение власть – собственность. Нет гарантий частной собственности, которая имеет подчиненное значение в обществе. Все собственники находятся в зависимости со стороны власти. Велика роль собственности храмов. Однако ведущая роль принадлежит государственной форме собственности. В обществе не существовало представления о свободе, ему характерна невычлененность индивида из коллектива. Государство целиком поглощает общество и довлеет над ним. В обществе нет граждан, есть бесправные подданные, включая и не причастных к власти богатых собственников. Рабство здесь не было широко распространено, как в античном мире. Регулярны произвол, поборы, конфискации со стороны власти. Сакральность, деспотизм, многочисленная бюрократия – вот черты государств, возникших в русле восточного пути. Типичная форма государств – деспотическая монархия. Город-государство – типичная форма образования государств на Древнем Востоке (Месопотамия). Поселок, в котором жили свободные общинники-земледельцы, перерастал в управленческий, хозяйственный и религиозный центр для прилегающих территорий. Первичный аппарат складывался из социальных структур управления земледельческой общины, но по своим функциям по отношению к общине и прилегающим селениям он становился уже аппаратом управления города-государства. В нем три центра управления: городская община (хозяйственный центр), дворец (административный центр), храм (религиозный центр). Западный путь (европейский) путь. Первые государства на территории Европы возникли в Древней Греции (Афины, Спарта), Карфагене, Древнем Риме. Появления частной собственности и раскола общества на классы, политическое равноправие граждан и наличие представлений о свободе. Системообразующее значение в обществе имело отношение частная собственность – власть, т.е. обладание частной собственностью влечет права, льготы, привилегии и возможность занимать властные позиции в управлении. Большинство общества составляли свободные полноправные граждане.Вычлененность индивида из коллектива, формирование института частного права, ограничение власти правителя законом (правом), ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Форма возникших античных полисов (городов-государств) –республика Афинское государство - классическая (чистая) форма, по словам Ф. Энгельса. Государство возникает за счет внутренних причин, а именно расслоения общества на антагонистические классы. Римское государство – возникновение государства обусловлено борьбой между патрициями (коренное население) и плебеями (пришлое население). Государство в Спарте явилось результатом военного завоевания спартанской общиной соседних территорий, население которых было превращено в рабов – илотов. Интегративный (синтезный) путь формирования государства присущ народам, которые переходили от родоплеменных отношений к раннефеодальному государству. Это вторичные государства (см. ниже), возникшие на основе уже существовавших и по их примеру, унаследовав важнейшие элементы их культуры, религии, науки, права. Древнефранское государство возникло в результате завоевания варварскими племенами древних франков уже разрушающейся Римской империи. Для удержания власти над завоеванными цивилизованными народами, имевшими государственность в течении длительного времени, на территории почти всей Западной Европы сформировалось государство в форме раннефеодальной монархии. При этом используется опыт и институты Древнего Рима. Древнерусское государство возникло в результате постоянной военной угрозы восточным славянам и финно-угорским племенам со стороны хазар, норманнов, варягов. При формировании государства восточные славяне испытывали влияние сначала со стороны варягов, заложивших методы жестокого обращения власти с населением, а затем со стороны Византийского государства и заимствовали там христианство в форме православия, государственные институты и принципы их функционирования. В зависимости от пути возникновения различают также первичные и вторичные государства. Первичные возникают в результате собственного спонтанного независимого развития общества в благоприятных для проживания и экономического производства природно-климатических зонах (Египет, Китай, Индия, Месопотамия, Перу, Мезоамерика). Вторичные государства возникают по соседству с первичными под влиянием уже сформировавшихся центров цивилизации и государственности (Древнефранкское государство, Российское государство). В науке различают также иные пути (модели) образования государств, среди них точечная и территориальная модели. Точечная модель: города государства (Древний Египет, Древние Шумеры). Характеризуется сравнительно небольшой территорией, высокой плотностью населения, сосредоточием всех сфер жизни в городе-столице, вокруг которой сосредоточиваются сельские территории. Территориальная модель: крупные политические общности, обладающие большой территорией, внутри которой имеются экономически самостоятельные отдельные территории. Харктерны невысокая плотность населения, наличие центральной политии с городом-столицей (великое княжество) и других зависимых политий (удельных княжеств, племенных княжеств). Французский ученый Б. Шантебу предложил 3 варианта политогенеза: Военный – захват политической власти осуществляется военными лидерами при поддержке военной организации. Этот путь характерен для возникновения государств у франков, монголов. Аристократический путь – вожди превращались в правящую элиту и ограничивали доступ к управлению и управляющим ресурсам иным группам населения. Этот путь характерен для Древнего Рима, Полинезии, Гавайских островов. Плутократический путь – во главе общества вставали отдельные богатые индивиды, а формировался вокруг них большой круг сторонников и зависимых людей. Этот путь характерен для государств в Юго-Восточной Азии. Факторы возникновения государства. Факторы –обстоятельства, влиюящие на возникновение и развитие государства. 1. Природные факторы а) глобальные изменения климата, переход от собирательства к производящей экономике; б) географический фактор (расположение на определенной территории) и тесно с ним связанные природно-климатические факторы. Известно, что исторически первые государства возникли в регионах с благоприятными для земледелия и проживания людей условиями, в долинах рек – Нила, Инда, Ганга, Тигра, Евфрата, Янцзы в) экологические, астрономические, космические сейсмические и т.д факторы влияли на формирование государства и права через мифы, религию, ритуалы, обычаи; 2. Демографический фактор. Увеличение численности и плотности населения. Следствие - совершенствование системы управления. 3. Экономический фактор. Совершенствование орудий труда, специализация труда ведут к росту производительности труда и увеличению объема произведенного продукта. Появляется частная собственность и экономическое неравенство, а значит, богатые и бедные, эксплуатируемые и эксплуататоры, появляются антагонистические классы. Необходима сила примиряющая эти конфликты. Для охраны собственности, защиты интересов экономически господствующих классов, поддержания условий для эксплуатации экономически зависимых классов, возникает новая организация власти – государство. Экономические факторы возникновения государства теоретики марксизма считают самыми главными. 4. Военный фактор. Угроза военных нападений со стороны других племен, необходимость организовать защиту и отражение таких нападений, вынуждала определенные народы создавать органы власти и управления, приспособленные для эффективного функционирования в военных условиях. Фактор внешней военной угрозы способствовал объединению племен в союзы, в единый народ и внутренней трансформации первобытной организации власти в государство. Первобытная демократия трансформируется в военную демократию, затем военную иерархию и в государство. 5. Юридико-правовой фактор. Необходимость поддержания правопорядка, применение организующих и принудительных мер для обеспечения норм возникающего права. 6. Психологические факторы. Свободолюбивость горских народов усложнила и отсрочила возникновение государств, психологический строй цыган во многом объясняет отсутствие у них государственности. Известно, что для жителей небольших сообществ характерен высокий уровень политической активности, отстаивание собственных интересов и блокирование антидемократических тенденций (победа афинского демоса над аристократией, римского плебса над патрициями). Для жителей равнинных аграрных обществ характерно более пассивное и покорное политическое поведение. 8. Социокультурные факторы. Среди множества таких факторов наука особенно выделяет наличие письменности и строительство городов и крупномасштабных ирригационных или культовых сооружений. 15)общественная власть и социальные нормы при первобытнообщинном строе. Этапы развития первобытного общества(марксистская наука): 1)Матриархат - материнский род, в котором господствующая роль принадлежала женщине и родство велось по материнской линии. Это первобытнообщинный строй в чистом виде. 2) Патриархат - отцовский род, который пришел на смену материнскому и родство в котором велось уже по отцовской линии Иные периодизации первобытного общества различают три периода - ранний, средний и поздний: - ранний – это период становления первобытнообщинного строя (локальная группа охотников, собирателей, рыболовов); - средний – период зрелости (родовая община) - поздний – период распада первобытного общества (соседская община). Для общественного устройства первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя. Род - это семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении. Племя - это союз родовых общин, имеющий свою территорию, язык, общие религиозные и бытовые обряды. Первобытное самоуправление: высший орган-общее собрание взрослых; выборные лица-старейшина, вождь, жрец. Публичная власть-власть, которая распространяется на всех кто попадает в члены общества. Потестарная власть. Её черты: 1)осуществляется самим обществом или выборными лицами. 2)не существует специального аппарата управления, на общественных началах, все члены общества участвуют в общественных работах. 3)опирается на общественное мнение, авторитет. Авторитет – качество или личностные заслуги в силу которых ему подчиняются все. 4)принуждение исходит из всего общества. Социальные нормы при первобытнообщинном строе. Социальные нормы при первобытнообщинном строе- это обычаи. Обычаи- это правило поведения людей, сложившееся исторически, вошедшее в привычку, обеспеченное силой общественного мнения. Черты: 1)складывались в интересах всего общества. 2)нет разделения на права и обязанности. 3)реализуется в смлу привычки. 4)обеспечивается всем обществом. 5)основанием для обычая являлись религиозные основания.. Были также мононормы-правило поведения людей, соответствующее нерасчленённому общественному сознанию(нет деления на область морали, на область права). Кашанина: мононормы – чушь, но если были то это нормы единые для всех. Мальцев говорит что мононормы есть и сегодня: не убей, не укради (и нормы морали и права, религии одновременно). 16)основные теории происхождения государства. Теологическая теория (Августин, Фома Аквинский)-творец всего существующего на Земле, в том числе и государства-Бог, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория придавала государству божественный ореол, она поднимала его престиж. Патриархальная теория была распространена в Древнем Риме и Греции. Её создатель Аристотель. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. Увеличение этих семей привело к образованию государства. Эта теория нашла благоприятную почву и в России. Историк Покровский считал, что государственная власть развилась из власти отцовской. Теория договорного происхождения государства. В Древней Греции софисты считали что государство возникло в результате договорного происхождения. Сторонники данной теории -Локк, Руссо,Гобс. До государства была Война всех против всех, и ради благополучия люди заключили общественный договор. Учение о государстве Гегеля. По его мнению в основе возникновения государство лежит абсолютное духовное и разумное начало. Теория насилия, завоевания(Гумплович, Каутский,Дюринг). Мать государства-война и завоевания. Гумплович утверждал, что история не предъявляет нам пн одного примера где государство возникло не при помощи акта насилия. Завоевание более сильным племенем менее слабого. Ирригационная теория.(Виттфогель).возникновение государства связано с необходимостью строительства и эксплуатации ирригационных сооружений в Индии, Египте,Китае. Органическая теория(Спенсер). Государство произошлл как результат естественного развития.Государство возникает и развивается подобно биологическому организму. Марксистская теория(Маркс, Энгельс). Происхождение государства связано с частной собственностью, расколом общества на антогонистические классы. Психологическая теория (З. Фрейд,) Государство возникло благодаря особым свойствам психики человека Спортивная теория (Артек де Гасель).Стремление людей заниматься спортом, может привести к возникновению государства 17)термин и понятие «государство»: их многозначность. Подходы к понятию государства. До 16в. не существовало понятия государства. В 16в. термин Stato ввел Макиовели. Государство-это страна. Государство-это власть, система властеотношений. Государство-территория. Государство-система гос.органов. Государство(сталинское определение)-система органов подавления и принуждения. Лев Петрожицкий: государство-идея, эмоция. Михаил Рейснер:государство-идея в головах гослюдей. Ганс Кельзен: государство-совокупность прав и обязанностей. Питирим Сорокин: государство-социальный институт. Алексеев: государство-политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющаяся посредством госмеханизма власти, придающее праву общеобязательный характер. Подходы как определить государство зависят мировоззрения. Есть узкий и широкий подход. Широкий подход: государство-союз людей проживающих на данной территории, политическая форма организации всего общества. Узкий подход: государство-аппарат управления, система органов, управляющих обществом. Арифметический подход: 1)трёхэлементный: государство-совокупность населения, территории, власти. 2)многоэлементный: государство-Вебер выделял до 40 элементов в государстве. Подходы к понятию государства: 1) Классовоый (К. Маркс и Ф. Энгельс) Государство –организация политической власти господствующего класса над экономически зависимым классом. 2)Цивилизационный Государство – это продукт развития человечества (Цивилизации) 18)сущность государства. Государство и общество. Сущность государства-это смысл, главное в нём, что определяет его содержание и функционирование. Таким главным в государстве является власть. Вопрос о сущности государства – это вопрос о том кому принадлежит госвласть. Так сторонники теории элит считают что народные массы не способны осуществлять госвласть, управлять должна верхушка общества-элита. Сторонники технократической теории говорят что управлять должна профессионалы-управленцы. Обе теории страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа. Сторонники демократической доктрины утверждают, что источником и носителем власти является народ, госвласть должна быть народной. Марксистская теория доказывает, что госвласть принадлежит экономически господствуещему классу. Классовая сущность государства- оно орудие, в руках экономически господствующего класса для подавления экономически зависимого класса. Социальную основу государства составляют слои активно его поддерживающие. Государство в своей деятельности опирается на них. Государство, имеющее узкую социальную базу опирается на насилие и обман. Престиж госвласти основан на доверии к ней широких слоёв населения. Поддержка обществом государства может быть осознанной и неосознанной. Неосознанная опирается на мифы, эмоции, вызванные политикой популизма госдеятелей. Осознанная – следствие всесторонней оценки деятельности госорганов. |