Главная страница
Навигация по странице:

  • Художественное своеобразие.

  • «Герой нашего времени»

  • цель, вытекающую из идейного замысла

  • 41.романтическая доминанта и элементы реализма в сборнике «вечера на хуторе..» Народно-поэтическая основа сюжетов и стилистики

  • Глава II. Фольклорные традиции в «Вечерах на хуторе близ Диканьки

  • 1. Общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 в. Проблема периодизации


    Скачать 0.52 Mb.
    Название1. Общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 в. Проблема периодизации
    Дата12.06.2019
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_russkoy_literatury_19_veka.docx
    ТипДокументы
    #81472
    страница14 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

    40. Проблема художественного метода романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Реализация идейно-художественного замысла автора в композиции произведения.

    Художественное своеобразие. Художественное новаторство романа обусловлено не только сочетанием и нем черт романтизма и реализма, спецификой жанра, сюжета и композиций. Поставив перед собой задачу показать «историю души человеческой» и создавая первый психологический роман, Лермонтов столкнулся с необходимостью по-новому использовать традиционные романные средства. Именно ему принадлежит заслуга открытия в русской прозе особой разновидности портрета, который стал называться психологический портрет. Такой портрет связывает внешность героя с особенностями его внутреннего мира, фиксирует детали внешности, несущие информацию о мыслях, чувствах, переживаниях, настроении человека. Гаков портрет Печорина в «Максим Максимыче»: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными... Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками — верный признак некоторой скрытности характера. ...О глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Следует также отметить, что психологический портрет Печорина строится на антитезах и оксюморонах: «крепкое сложение» и «женская нежность» бледной кожи, «пыльный бархатный сюртучок» и «ослепительно чистое белье» под ним, светлые волосы и черные брови. Такие портретные детали призваны подчеркнуть сложность и противоречивость натуры этого героя.

    Особенности пейзажа связаны прежде всего с жанром каждой из частей. «Бэла» написана в форме путевых заметок, и поэтому природа в этой части описывается с большой документальной точностью. В «Тамани», которая представляет собой авантюрно-приключенческую новеллу и открывает дневник Печорина, пейзаж призван интриговать читателя и окружать таинственным, романтическим ореолом героев. Другая задача пейзажа в этой части — противопоставляя дикость, неукротимость стихий и бесстрашие героев, подчеркивать, что для них бушующая стихия — естественная среда. В «Княжне Мери» природа влияет на людей, располагая их к определенному настроению. Так, крутой обрыв в сцене дуэли Печорина и Грушницкого, выполнивший сначала роль выразительного антуража, в итоге становится причиной нарастания напряженности героев: тот, в кого попадут, будет убит и найдет свое пристанище на дне жуткой пропасти. Такая функция пейзажа — следствие реалистичности литературного метода Лермонтова. В философской повести «Фаталист» описание природы играет роль символа. Здесь звездное небо символизирует гармонию мировосприятия и ясность цели человеческого существования, которых как раз и не хватает; Печорину в жизни.

    Кроме того, пейзаж служит и средством характеристики различных персонажей. Отношение героя к природе выступает мерилом глубины и неординарности его натуры. Гак, пейзажные зарисовки в «Журнале Печорина» помогают понять его сложный, мятежный характер и раскрывают шикую душевную организацию. В своем дневнике он неоднократно дает почти поэтические описания окружающего пейзажа: «Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно-, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками».

    Приведенное описание позволяет увидеть те особенности языка романа, которые позволили многим современникам Лермонтова дать высочайшую оценку художественного мастерства автора. «Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозой» — сказал Н.В. Гоголь. Не менее восторженный отзыв о языке прозы Лермотона принадлежит писателю Д.В. Григоровичу: «Возьмите повесть Лермонтова «Тамань», в ней не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом: какой чудесный язык!» Превосходный стилист АЛ. Чехов также отмечал достоинства лермонтовской прозы: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова».

    «Герой нашего времени» — первый русский реа - мистический психологический роман в прозе. 
    В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» Вот раскрыть эту-то «историю души человеческой» и поставил себе задачей Лермонтов в своём романе. Его внимание особенно обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера основного героя романа. 
    Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и своё заглавие. Но основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман. И вот, если взять историю Печорина, изображаемую в романе, то события его жизни располагаются в такой последовательности. 
    Бывший гвардейский офицер, за что-то переведённый на Кавказ, Печорин едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань. Здесь с ним случилось то приключение, о котором рассказывается в повести «Тамань». Отсюда он приезжает в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость. Во время его службы в крепости происходят события, рассказанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Проходит несколько лет. Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию. По дороге туда он встречается последний раз с Максимом Максимычем («Максим Максимыч»). 

    Лермонтов нарушает этот порядок повестей. На первое место он ставит повесть «Бэла», потом «Максим Максимыч», далее идут «Тамань» и «Княжна Мери», и заканчивается роман повестью «Фаталист». 
    Располагая повести в такой последовательности, Лермонтов преследовал цель, вытекающую из идейного замысла,— шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина. В «Бэле» Печорин даётся в восприятии Максима Максимыча — простого, цельного по своей натуре армейского штабс-капитана, плохо разбирающегося в душевной сложности Печорина. В «Максиме Максимыче» мы уже не только слышим рассказ о Печорине, мы видим его. О нём нам говорит проезжий офицер, вымышленный автор повести, который стоит с Печориным на одном социально-культурном уровне. Он нам рисует внешность Печорина; на наших глазах происходит встреча Печорина с Максимом Максимычем. А последние три повести — это история жизни-Печорина, написанная им самим. Эта история даётся то в виде дневника («Княжна Мери»), то в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время после пережитых событий. Лермонтов подчёркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьёй самого себя и «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». 

    Чтобы полнее раскрыть душевный мир главного героя своего романа, Лермонтов противопоставляет Печорина, с одной стороны, людям простым и цельным, близким к природе (Максим Максимыч, Бэла, Азамат, контрабандисты) и, с другой,— дворянскому обществу, собравшемуся на целебных водах Пятигорска и Кисловодска. Только один персонаж не противопоставляется, а сопоставляется с Печориным — доктор Вернер. 

    Природа, изображаемая в романе, неразрывно связана с переживаниями героя, окрашивается его настроениями. Бытовая сторона жизни Печорина мало интересует автора, поэтому он редко сообщает детали бытового характера. Нет в «Герое нашего времени» и той широкой картины общественно-экономической жизни России, какую дал Пушкин в «Евгении Онегине».

    41.романтическая доминанта и элементы реализма в сборнике «вечера на хуторе..»

    Народно-поэтическая основа сюжетов и стилистики

    Романтический элемент «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

    «Вечера» — яркий образец романтического стиля Гоголя. А. М. Горький подметил, что «во всех рассказах Рудого Панька и во многих других, Гоголь — романтик и, вероятно, потому романтик, что устал наблюдать «томительно бедную жизнь «мертвых душ».

    Романтизм Гоголя прогрессивный. Он утверждал гуманистические идеалы, мечту о свободной, не стесненной оковами феодально-крепостнического государства жизни народа. Свободолюбие и народолюбие
    не трудно проследить в утверждающем (т. е. романтическом) начале гоголевского творчества. Не случайно в «Вечерах» не обнаруживается крепостного права и крепостников. Не потому, что писатель забыл о их
    существовании. Он знал, что они существуют и прекрасно понимал, что это они уродуют здоровую естественную жизнь обитателей чудесных украинских хуторов, которых он воспел в идиллиях «Вечеров».


    Но в этих светлых рассказах-сказках Гоголь поставил себе целью создать картины нормальной, здоровой жизни народа, свободного от социального гнета. И гоголевский хутор, населенный такими прекрасными людьми, смеющимися парубками и девушками, распевающими чудесные песни, добродушными стариками и т. д., есть мечта гуманиста о торжестве добрых начал в жизни народа.

    В «Вечерах» нельзя искать реалистическое изображение социального положения трудового народа той эпохи. Писатель рассказывает не о реальной жизни недалекого исторического прошлого Украины (2-я половина 18 в.). Такой привольной, счастливой и радостной жизни народа в прошлом не было. И Гоголь, серьезно изучавший историю Украины, хорошо это знал. «Вечера» — это светлые сказки, в которых автор создал образ желаемого общественного порядка, предполагающего освобождение народа от социального гнета современного крепостнически-бюрократического строя, это та норма социального бытия народа, о которой мечтал писатель. Эта норма предполагала полный расцвет духовных и физических сил человека.

    Романтизм Гоголя нельзя отождествлять с революционным романтизмом, например, Лермонтов. Вместо декабристских идей выступает народ, общественные идеалы которого и утверждает писатель.  Это было новым качеством Гоголя-романтика, выгодно отличавшим его от других романтиков 2D-ЗО-х годов прошлого века.

    огромное влияние на «Вечера» оказала романтическая поэзия, проводником которой В 20-е годы XIX века служили, главным образом, русские журналы «Московский Телеграф», «Московский Вестник», «Вестник Европы»..

    Увлечение Гоголя романтическими произведениями было тем сильнее, что к этому была подготовлена почва впечатлениями детства. Сюда надо отнести, прежде всего, влияние матери, глубоко религиозной женщины, склонной ко всему таинственному, мистическому, а также народно-поэтических сказаний фантастического
    характера, которыми так богата Малороссия.


    Нет поэтому ничего удивительного, что романтизм нашел себе в Гоголе большого поклонника, и что его первые повести носят на себе заметный отпечаток как общего духа этого литературного направления, так и влияния отдельных писателей и произведений этой школы.

    Характеризуя действующих лиц «Вечеров», как характеры, созданные под влиянием романтической музы, следует отметить, что положительные типы здесь преобладают над отрицательными. Симпатичные качества довольно равномерно распределены между обоими полами. Молодая женщина выступает в лице Параски (Сорочинская ярмарка), Пидорки (Вечер накануне Ивана Купапа), Ганы (Майская ночь), Оксаны (Ночь перед Рождеством), Катерины (Страшная месть).

    Все это разновидности одного и того же типа. Эти героини отличаются красотой, непосредственностью, нежностью сердца, способностью свободно и горячо любить. Вообще, это натуры в высшей степени поэтические. Подобные же качества присущи и мужской молодежи — парубкам, молодым казакам. Таковы Грицько (Сорочинская ярмарка), Петро (Вечер накануне Ивана Купала), Левко (Майская ночь) и др. Кроме того, парубки отличаются еще некоторыми другими качествами, свидетельствующими о широте натуры: любят повеселиться, погулять, выпить при случае в хорошей компании. Последняя черта характера сближает мужскую молодежь с героями более пожилого возраста. Повеселиться и развернуться вширь любят и немолодой Черевик с кумом, и запорожец (Пропавшая грамота), и дед (Заколдованное место) и др.

    Это, однако, не мрачное пьянство с целью «одурманиться»; это — стремление расширить сферу душевных переживаний, к чему так стремятся всегда романтические герои. Таким образом, большинство героев
    повестей — люди, живущие широкой, полной чувств, жизнью.


    Глава II. Фольклорные традиции в «Вечерах на хуторе близ Диканьки

    «Вечера на хуторе близ Диканьки» - первая книга Н.В.Гоголя, сразу же завоевавшая успех и признание. Отражая народные представления и собственные мечты о справедливых, разумных социальных отношениях, об идеальном человеке, прекрасном физически и нравственно, Гоголь в «Вечерах…» возвышает добро над злом, великодушие над корыстолюбием, гуманизм над эгоизмом, отвагу над трусостью, энергию над ленью и праздностью, благородство над низменностью и подлостью, одухотворенную любовь над грубой чувственностью. Писатель убеждает своих читателей, что власть денег губительна, счастье достигается не преступлением, а добром, человеческие, земные силы побеждают дьявольские, нарушение естественных, народно-нравственных законов, предательство родины заслуживает самой тягчайшей кары. «Вечера на хуторе близ Диканьки» воссоздают народные нравы, бытовые обычаи и поверья главным образом стародавнего времени, когда Украина была свободной от крепостничества. В «Вечерах…» герои во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. В рассказах о недавних событиях, о современности демонические силы воспринимаются как суеверие («Сорочинская ярмарка»). Отношение самого автора к сверхъестественным явлениям ироническое. Объятый высокими думами о гражданском служении, стремящийся к «благородным подвигам», писатель подчинял фольклорно-этнографические материалы духовной сущности, нравственно-психологического облика народа, как положительного героя своих произведений. Волшебно-сказочная фантастика отображается Гоголем не мистически, а более или менее очеловечено. Чертям, русалкам, ведьмам придаются реальные, определенные человеческие свойства. Так, черт из повести «Ночь перед рождеством» «спереди - совершенный немец», а «сзади - губернский стряпчий в мундире». И, ухаживая, как заправский ловелас за Солохой, он нашептывал ей на ухо «то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду»

    Фантастическое в «Вечерах…» соседствует и пересекается с фольклорно-сказочным. Свои повести Гоголь буквально собирает из фольклорных блоков. Этой теме посвящены десятки, если не сотни, исследований. В «Пропавшей грамоте», к примеру, использована легенда о запроданной душе, за которой отправляются в ад. (Гоголь, сознательно путая фантастическое и комическое, подменяет в повести «душу» - «шапкой».) В основе «Вечера накануне Ивана Купала» - предания об Иване Купала, а «Сорочинской ярмарки» - легенда о черте, выгнанном из пекла, и о поиске чертом своего имущества. Как же Гоголь распоряжался своим фольклорным хозяйством? «На другую ночь и тащится в гости какой-нибудь приятель из болота, с рогами на голове, и давай душить за шею, когда на шее монисто, кусать за палец, когда на нем перстень, или тянуть за косу, когда вплетена в нее лента». Даже по одному этому отрывку из «Вечера накануне Ивана Купала» видно, насколько авторская проза далека от первоисточника. Во-первых, гоголь пользуется крупным планом (монисто на шее; лента, вплетенная в косу). Во-вторых, придает происходящему конкретно-чувственный характер. В-третьих, вводит элемент пародии («кусать за палец, когда на нем перстень»). В каждой повести «Вечеров…» взаимодействуют сразу несколько фольклорных сюжетов. Концентрация сказочного материала в них громадна. Гоголь сжимает целые сказки до размеров эпизода. В «Сорочинской ярмарке» сварливая Хивря, услышав стук в дверь, прячет кокетливого поповича на доски под потолком. Этот фрагмент - усеченный сюжет народной сказки «Поп». Кстати говоря, в сказке конкретно-чувственное начало, несмотря на игривость ситуации, полностью отсутствует. У Гоголя же оно играет не меньшую роль, чем сам сюжет: «Вот вам и приношения, Афанасий Иванович! - проговорила она, ставя на стол миски и жеманно застегивая свою как будто ненарочно расстегнувшуюся кофту. - Вареники, галушечки пшеничные, пампушечки, товченички!» Фольклорная фантастика представлена в Гоголевской прозе не только на сюжетном - самом очевидном - уровне.

    Вода, огонь, лес играют в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» ту же роль, что и в фольклоре. В «Майской ночи» Гоголь, оставаясь верным украинскому обычаю, превращает ведьму в утопленницу, которая живет в пруду. В «Вечере накануне Ивана Купала» девушки бросают бесовские подарки - перстни, монисто - в воду: «Бросишь в воду - плывет бесовский перстень или монисто поверх воды, и к тебе же в руки…» «Вечера…» проникнуты юмором. Светлый юмор, искрящийся на всем протяжении «Вечеров…», развенчивает таинственно-фантастическое, убеждает читателя в его призрачности. вечер хотордиканька гоголь

    Создавая поэтические, овеянные лиризмом образы девушек - Ганы в "Майской ночи", Параски в "Сорочинской ярмарке", Оксаны в "Ночи перед рождеством", - Гоголь широко пользуется народными песнями, из них выбирает те прекрасные душевные черты и краски, которыми наделены его героини, то мечтательно задумчивые и нежные, как Ганна, то полные задорного веселья, смеющиеся и кокетливые, как Оксана. Влюбленные у Гоголя даже объясняются между собой словами народных песен.

    Особую роль в художественном мире Гоголя играют такие демонологические персонажи, как черти, ведьмы, русалки. И.Огненко указывал, что христианство не просто принесло новые названия и украинскую демонологию (дьявол, демон, сатана), но изменило также сам взгляд на нее: «сверхъестественную силу оно окончательно превратило в силу злую, нечистую». «Нечистый» - постоянное наименование черта в украинских повестях - противопоставляется у Гоголя христианской душе, в частности, душе казака-запорожца. Эту антитезу наблюдаем в «Заколдованном месте», «Страшной мести» и других произведениях раннего периода.

    В «Сорочинской ярмарке» из отдельных упоминаний о «красной свитке» и вставного эпизода (рассказа кума) предстает образ черта-гуляки, которого изгнали из пекла за то, что он целый день сидел в шинке, пока не пропил свою «красную свитку». В «Вечере накануне Ивана Купала» Бисаврюк - тоже гуляка. Но он вызывает чувство страха. Это «дьявол в человеческом образе», «бесовский человек». Гоголь использует здесь распространенный в мировой литературе мотив продажи души черту в обмен на богатство, деньги. Эту повесть, как и многие другие из цикла «Вечеров…», можно рассматривать как религиозное поучение. Автор не декларирует мысль о том, что союз с нечистой силой имеет печальные последствия, приносит несчастье. Он преподносит ее в образной форме, демонстрируя ее справедливость всем ходом развития действия.

    Вопрос об источниках образа черта в гоголевских «Вечерах…» требует отдельного рассмотрения и не может быть решен однозначно. Гоголь воспользовался бродячим сюжетом, который является сложным продуктом международного общения. Безусловно, также и то, что на создателя «Вечеров…» сильно влияли украинские народные легенды, верования, а также литературные источники.

    Использование в "Вечерах…" Гоголем-романтиком национального фольклора (верований, суеверий, обычаев, традиций и обрядов простых людей, сохранившихся во фрагментарной, модифицированной или сравнительно неизмененной форме) было одной из типологических особенностей романтического направления. В них раскрыты разнообразные причины обращения Гоголя к фольклору как художественно-коллективной творческой деятельности народных масс: вера в целительное единство человека с природой и историей (как фактор духовного здоровья нации), интерес к наивному и непосредственному сознанию (как критерию человечности и художественности), уважение к человеку труда.

    Уходят в далекое прошлое корни былин и сказаний, сказок, загадок, пословиц, русских народных песен, обрядов. Фольклор часто воспринимается нами как память о прошлом, как что-то давно ушедшее из нашей жизни. У каждого народа были свои песни, обряды, игры - свой фольклор. Интерес к устному народному творчеству в последние годы стал заметно расти. И сегодня как никогда остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Традиционная культура - духовная основа самосохранения народа. Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта