Главная страница
Навигация по странице:

  • Парус", "Я жить хочу! Хочу печали...", "Моряк " (1832)

  • («1831-го июня 11 дня»).

  • Лирический герой ранней лирики

  • «Когда волнуется желтеющая нива»

  • Характер конфликта

  • Мцыри как романтический герой.

  • Художественные особенности формы.

  • 38. Национально-историческое и философско-религиозное в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Демон как проекция личности и судьбы лирического героя.

  • национально-исторических

  • национальных культур

  • философско-исторической

  • лирический герой

  • Лирический герой Лермонтова

  • 1. Общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 в. Проблема периодизации


    Скачать 0.52 Mb.
    Название1. Общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 в. Проблема периодизации
    Дата12.06.2019
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_russkoy_literatury_19_veka.docx
    ТипДокументы
    #81472
    страница12 из 18
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   18

    Эволюция лирики Лермонтова
    Исследователи / выделяют три периода творческого развития М. Лермонтова:

    1) Юношеский (1828-1831);

    2) Переходный (1832-1836);

    3) Зрелый (1837-1841).



    Характерной чертой ранней лермонтовской лирики в целом является неразрывная связь, взаимопроникновение самых интимных мотивов и мотивов общественных, вселенских. Характерная особенность лирического “я” у Лермонтова – сочетание условности, чрезмерного использования поэтических штампов и автобиографических деталей, что неоднократно подчеркивалась учеными-лермонтоведами.

    В переходный период за четыре года Лермонтовым было написано сравнительно немноголирических стихотворений: они уступили место эпическим жанрам, а такжедраматургии.В поэзии Лермонтова звучат мотивы душевного непокоя, страстной жажды перемен, движения, новых впечатлений. Образы бурного моря, грозы, мятежного паруса созданы во многих стихотворениях 1832 г. Это не только отголоски романтической традиции Байрона - в них выразился лермонтовский порыв к действию, к преображению своей человеческой и творческой судьбы. Антитеза мятежа и покоя, свободы и неволи определяют смысл стихотворений "Парус", "Я жить хочу! Хочу печали...", "Моряк" (1832)
    В своих лирических раздумьях Лермонтов пытается разобраться в самом себе, выяснить свои силы, стремления, говорит о своей жажде применить на практике богатые силы души, талант и знания.

    Мне нужно действовать, я каждый день
    Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять
    Я не могу, что значит отдыхать. («1831-го июня 11 дня»).

    Глубокая неудовлетворённость современной действительностью, неутолимое желание свободы и горячая жажда деятельности, протест против крепостного права и самодержавно-полицейского режима роднили Лермонтова с декабристами. В 1829 году пятнадцатилетний поэт в стихотворении «Жалоба турка» выражает протест против политической и общественной реакции последекабрьской эпохи. Устами «турка» мальчик-поэт говорит, что на его родине...рано жизнь тяжка бывает для людей... Там стонет человек от рабства и цепей!..

    В «Предсказании», написанном в 1830 году, когда в России произошли холерные бунты и начинались волнения в Новгородской губернии, поэт говорит об ожидаемой им народной революции в России:
    Настанет год, России чёрный год,
    Когда царей корона упадёт.

    Герой этих стихотворений — борец за свободу, человек великих страстей и исканий. Раскрытие душевного мира этого лирического героя составляет основное содержание ранней лирики Лермонтова.
    Стихотворения этого периода написаны в приподнятом, возвышенном тоне. Широкое применение различных эпитетов и метафор, сопоставление противоположных друг другу понятий (добра и зла, ангела и демона, рая и ада, неба и земли) отличают ранние стихи Лермонтова.

    Лирический герой ранней лирики Лермонтова отмечается чертами гиперболизма: отсутствием полутонов, максимолизмом, сверхчеловеческими деяниями. Деятельный, гордый герой не приемлет покоя. Герой лирики зрелого периода утрачивает эти черты.. Тем не менее, утрачивая черты демонизма, становясь проще, лирический герой не утрачивает ни воли, ни стойкости, ни желаний.
    Прежде всего претерпевают заметную эволюцию мотивы “изгнанничества”, “одиночества”, ни то, ни другое не является теперь признаком исключительности героя. Изгнанничество, как и странничество, не может принести ничего, кроме “холода, зноя и горя” (“Листок”).. Изгнание – не вершинная точка в судьбе героя, а лишь частный, хотя и очень важный эпизод.

    Зрелый Лермонтов стремится не к противопоставлению “неба” и “земли”, а к их синтезу. “Небо” и “земля” выступают как взаимодополняющая гармоническая пара: И счастье я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу Бога…; В небесах торжественно и чудно, // Спит земля в сиянье голубом. На фоне такого единства становится еще более ощутимой неприкаянность “лермонтовского человека” (“Листок”, “Выхожу один я на дорогу”). Смерть не имеет теперь таких космических масштабов, какие имела в ранней лирике, но предстает во всей беспощадной простоте

    Лермонтовский герой будто бежит от безмятежности, от покоя, испытывая противоречивость чувств, которая царит в его душе. Любовные стихи Лермонтова превращаются одновременно и в философские. Для него любовь — это прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью.

    Естественно, что изменения эмоционально-интеллектуальной атмосферы лермонтовской поэзии отразились и на системе лирических жанров. Появляются романсы (“Свидание” и др.), любовные послания (“Валерик”). Лермонтов пишет баллады (“Дары Терека”, “Тамара”, “Морская царевна”), и элегии, в которые вводит элементы повествования. В стихотворениях, рождающихся из такого скрещения жанров, объединяющим началом является непосредственная лирическая эмоция. Для зрелой лирики поэта характерна легкость.

    Будучи рассказом рядового участника событий о великом историческом свершении, «Бородино» Лермонтова является автобиографией народного подвига. Оно показывает одновременно, как возросло народное самосознание, как народ включается в историческую работу мышления, как глубоко и верно осмысливает он историю и чувствует биение ее пульса. Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Самое поразительное у лермонтовского солдата — это то, что он видит все — видит историю. Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи.В этом и состоит философское значение поэмы Лермонтова как поэмы о народном самосознании.Поэт полностью перевоплотился в простого батарейца Бородинской битвы. Ни тени фальши, ни малейшей натяжки, ничего навязанного, ничего навязчивого — все святая простота, правда, естественность.

    Значение стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» особое. Его относят к категории пейзажная лирика, которая занимает в творчестве поэта одно из ведущих мест. Именно это творение можно считать образцом поэзии автора. В нем поэт-романтик создает образ умиротворяющей, спокойной природы, оказывающей на человека исключительно успокаивающее действие.
    В стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о любви к русскому народу и заявляет о своей кровной связи с ним, а также о любви к природе. Он вместе с народом переживает его горести и радости, поэтому его любовь «странная». Она противоречит нормам той жизни: нелюбовь к господам, самодержавию, крепостничеству и любовь к простому люду, природе. Лермонтов смог постичь недостатки общества того времени и смог понять, что спасти от ложного пути, по которому идет страна, может только народ. Лермонтов равнодушен к воинской славе, к заветным преданиям темной старины. И тоска, и любовь к родной стороне читается в следующих строках: «Но я люблю, — за что, не знаю сам — ее степей холодное молчанье...» Любовь и патриотизм звучат в стихотворении «Родина».

    Стихотворение «Завещание» написано поэтом за год до гибели, в период, когда он находился под впечатлением от походов русской армии в Чечню. По форме стихотворение «Завещание» представляет собой монолог умирающего на чужбине воина. Тяжело раненный в бою, на пороге смерти он посылает со своим товарищем последний привет родной земле и тем, кто помнит или даже не помнит его. Повествование от первого лица помогает раскрыть внутренний мир героя.

    Первые его слова: «Наедине с тобою, брат … » — создают атмосферу исповеди. В этом монологе выражена бесхитростная и мужественная суть характера русского солдата с его добротой и чувством долга, фатализмом и глубокой любовью к родине. Наверняка герой молод, и читателя поражает его искренность и суровая готовность к смерти. Он говорит о том, что его судьбой «никто не озабочен». А его слова о том, что он «умер честно за царя», полны достоинства.

    В этом небольшом стихотворении «Завещание» Лермонтов просто, без изысков рассказал историю умирающего воина, будто действительно сам пере воплотился в него — перенял речь и  образ мыслей обыкновенного солдата.

    В 1841 году Лермонтов пишет свое последнее стихотворение «Пророк». Тема этого стихотворения — высокая идея поэтического призвания и непонимание его толпой. Возвышенная тема общественного служения поэта ярко выражена в образе Пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ во имя служения этой цели. Пророк видит то, что не может увидеть простой человек:
    С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока.

    Михаил Юрьевич Лермонтов – крупнейший поэт послепушкинского периода, открыватель новых путей в русской поэзии и прозе.Творчество Лермонтова приходится на 1830-е годы, и оно весьма полно отразило новый этап эволюции общественного сознания.

    37. «Мцыри» Лермонтова как романтико-символистская поэма философского характера; Мцыри как образец романтического героя. Своеобразие художественной формы произведения.

    Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления. Это, в первую очередь, противоречие между идеалом и действительностью, исповедальное начало, а также символичные сюжет и образы. Образ самого Мцыри также наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистичностью. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть внутренний мир героя.

    Идея. Революционерам-демократам был близок бунтарский пафос поэмы. Белинский писал, что Мцыри — «любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью». По мысли Н.П. Огарева, Мцыри у Лермонтова — «его самый ясный или единственный идеал».
    В современном прочтении «Мцыри» актуален вовсе не бунтарский пафос поэмы, а ее философский смысл. Естественная среда, с которой стремится слиться Мцыри, противостоит его монашескому воспитанию. Мцыри пытается перепрыгнуть пропасть и вернуться в совершенно иной культурный мир, когда-то родной и близкий ему. Но разорвать с привычным укладом жизни не так просто: Мцыри отнюдь не «природный человек», он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия страдает от голода.
    Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.

    Характер конфликта. Романтический конфликт поэмы задан исключительностью главного героя. Бегство Мцыри — это стремление к воле и свободе, неодолимый зов природы. Поэтому в поэме такое большое место занимают упоминания о ветре, птицах, зверях. Да и у самого Мцыри природа рождает первобытную звериную силу. Современники Лермонтова указывали на необузданную страстность Мцыри, рвущегося на широкий простор, охваченного «безумной силой», вопиющей «против всяких общественных понятий и исполненной к ним ненависти и презрения».
    Выявляется характерный для творчества Лермонтова конфликт между взглядом на мир и непосредственным восприятием окружающего. Родство Мцыри с вольной, стихийной природой заметно отчуждает его от мира людей, на фоне природы глубже постигается мера одиночества героя. Поэтому для Мцыри близость с природой — это возможность обрести род, родину, вернуться к первоначальным истокам. Трагедия Мцыри заключается в противоречии между мужественностью его духа и слабостью тела.

    Мцыри как романтический герой.

    М.Ю. Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри — поразительно цельная, завершенная. Он — герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы.

    О жизни Мцыри, вернее о ключевых ее моментах, мы узнаем из первых уст, так как Лермонтовым для поэмы выбрана форма исповеди. Это один из самых популярных жанров романтизма, поскольку исповедь позволяет открыть глубины человеческой души, сделав рассказ одновременно эмоциональным и искренним. Герой помещен в необычное место: в монастырь на Кавказе, а Кавказ для русского человека тогда казался очень экзотическим краем, средоточием вольности и свободомыслия.

    Черты романтического героя «Мцыри» прослеживаются уже в том, как мало читателю рассказывается о предыдущей жизни героя – всего лишь несколько скупых фраз о его детстве. Его жизнь в монастыре окутана тайной, такой характерной для романтических произведений. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос – вот что известно читателю. Но сам Мцыри – не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Он так и не смог забыть своей родины и отказаться от нее, он жаждет настоящей жизни и готов заплатить за нее любую цену.

    Легко ли было Мцыри решиться на побег от спокойного существования в своей келье? Очевидно, что монахи, вылечившие и воспитавшие Мцыри, не желали ему зла. Но их мир не может стать Мцыри, поскольку он создан для другой жизни. И во имя ее он готов пойти на риск. В соответствии с романтической традицией здесь противопоставляется жизнь в монастыре и жизнь за его пределами, причем первая символизирует несвободу и скованность человеческой личности, вторая же является идеальной жизнью. Именно к ней и стремится Мцыри, рожденный для свободы. Его побег – это бунт против традиций, показательно, что совершается он в бурную грозовую ночь, когда монахам положено молиться, боясь «гнева божьего». У Мцыри же гроза вызывает восторг, желание породниться с непокорной стихией: «я, как брат…». Искренность героя побеждает в нем показное монашеское смирение – Мцыри оказывается на свободе.

    Художественные особенности формы.
    Описание поэмы «Мцыри» будет неполным без рассмотрения художественных средств, использованных в ней. «Мцыри» Лермонтова является одним из наиболее образных произведений и, соответственно, объем использованных средств художественной выразительности очень велик. Это, прежде всего, эпитеты (сумрачные стены, сладостные имена, разгульная юность, пышные поля, темные скалы).Также в поэме огромное количество сравнений (люди вольны, как орлы; она, как червь, во мне жила; обнявшись, будто две сестры; я сам, как зверь, был чужд людей / и полз и прятался, как змей), метафоры (бой закипел, смерть их навеки заживит), олицетворения (дохнули сонные цветы). Все тропы служат одной задаче: помогают создать поэтическую картину окружающего Мцыри мира и подчеркнуть глубину его переживаний, их силу.

    Заслуживает внимания и поэтическая организация поэмы. Она написана 4-стопным ямом с исключительно мужской парной рифмой (аабб). Из-за этого стих звучит особенно четко и мужественно, по словам критиков – словно удары меча. Часто используется анафора, не менее часты риторические вопросы и восклицания. Именно они придают поэме запоминающуюся страстность, помогают изобразить Мцыри как активного, страстного, жизнелюбивого героя.

    38. Национально-историческое и философско-религиозное в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Демон как проекция личности и судьбы лирического героя.

    Романтизм открыл для литературы богатство и многообразие национальных культур. Среди романтических жанров особое место в их освоении занимает лироэпос. Процесс интерпретации, осмысления национально-исторических, фольклорных, мифологических сюжетов, отдельных мотивов, образов запечатлен в самой художественной форме, сочетающей полноту выражения вполне современного романтического сознания в его разных гранях с объективно воспроизведенными в сюжете чертами патриархального мира, инонациональных культур, прошлых исторических эпох.

    У Лермонтова показана судьба эпической традиции, соотношение эпоса с лирикой романтического сознания в рамках жанра романтической поэмы. Сопоставление поэм 1837—1841 гг. с ранними опытами позволяет говорить о заметном движении от использования отдельных тем, сюжетных мотивов к более органичному усвоению национального фольклора и мифологии в самой жанровой структуре поэмы на уровне повествования, поэтики сюжета, художественного пространства, концепции времени. Нарастание эпического начала происходит за счет все более глубокого проникновения в разные пласты национальных культур, среди которых ведущими становятся не государство и его история, а глубины национального духа, индивидуального сознания в его отношении к европейскому и восточному типу культур, христианскому и патриархальному миру, представленным в развитии и сменяемости.
    В ”Демоне” соединены современность и далекие мифологические ”правремена”. Эпический мир древней Грузии в последних редакциях поэмы раскрывается в движении от патриархальной цельности к появлению индивидуального сознания как знаку культуры нового времени. Романтическое сознание главного героя, Демона, раскрыто в постижении собственной субстанциональной сущности в рамках этого движения от ”века героев” к ”веку разума”. Эпическое начало в повествовании, в сюжете, в организации художественного пространства и времени создает историческую перспективу, формирует черты философско-исторической концепции поэмы.
    Движение исторического времени в лермонтовскомлироэпосе предстает как сменяемость национально-исторических типов культур, типов сознания, порожденных этими культурами, типов поэтического ”слова”, которые формирует каждая национально-историческая общность.


    Демон, в библейском истолковании,- это творец зла, противник бога, сатана. Лермонтов сохраняет контуры религиозной легенды о противоборстве сатаны с богом, создавая, однако, на этой канве совершенно новый сюжет, обращенный к конфликтам человеческой жизни, к социально-философским и историческим проблемам своего времени.

    Лермонтовский Демон - это не мелкий и проказливый бес, а прекрасный в своем могуществе дух. Он «царь познания», «свободы» и в то же время -«сеятель зла».
    Истинный смысл парадоксальной лермонтовской аллегории («царь познания», «свободы» и в то же время -«сеятель зла») можно понять лишь в том случае, если соотнести ее с развитием не только русской жизни 30-40-х годов, но и человеческого общества в целом. Демон, как «первенец творенья», наделен могучим разумом, почти таким, каким обладал сам бог. Но разум бога (по смыслу поэмы) направлен на укрепление собственного могущества, а разум Демона устремлен к познанию того, что славил «Творец». В процессе познания Демон убеждается в том, что «божий мир» лишен динамики и новизны. Он подобен миру застоя, окружавшему Лермонтова в 30-40-е годы - и не только в России. Ощутив несовершенство «божьего мира», Демон становится свободным, он даже «выше» бога, потому что познает истину, которую упрятал от всех верховный владыка. Но возвысившийся над богом «мрачный дух сомненья» изгоняется из рая, из жизни вообще, которая заключала в себе некое подобие гармонии, стало быть идеала. Так Демон оказался «сеятелем зла», потому что и оорьбе с богом у него не было никакой альтернативы - ничего, кроме уничтожения того, что создавал «Творец».

    Поэзия Лермонтова, несмотря на то, что нередко она социально и политически направлена, глубоко лична. Его лирический герой всегда мыслит, чувствует несправедливость, страдает. И всегда противопоставляет себя обществу эгоцентриков, жестоких и самовлюбленных людей. Общество и лирический герой противопоставлены. Лирический герой всегда стоит против общества, общество не воспринимает его. Лирический герой Лермонтова — вечный бунтарь, стремящийся к духовному развитию, справедливости, но осознающий своюнепризнанность миром. Пожалуй, героя поэмы «Демон» можно назвать тем лирическим образом, который концентрирует в себе все черты лермонтовского лирического героя. Это протест против сложившегося устройства мира, желание счастья и недостижение его, глубокие духовные терзания и непонимание обществом, попытки достичь желаемого любыми путями — и свобода.
    Безусловно, лирический герой Лермонтова — это свобода, постоянное отстаивание своего права на мышление, чувствование, духовную развитость. И его жизненный путь сопряжен с неприятием окружающих — толпы, мрачной, пошлой, жестокой и эгоистичной, тех, по вине кого погиб великий Пушкин — жалких и мелких людишек, способных лишь перемывать друг другу косточки в светских салонах.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   18


    написать администратору сайта