Главная страница
Навигация по странице:

  • 26. Реализм как литературное направление. Динамика развития. Понятие гоголевской «натуральной школы». Типологические разновидности русского реализма, его жанровый комплекс.

  • 27. «Повести Белкина» А.С.Пушкина как начало русской реалистической прозы. Экспериментально-полемический характер повестей.

  • 29. Автор и герой в романе Пушкина «Евгений Онегин». Онегин как тип «лишнего человека» в критическом осмыслении 19в. (Белинский, Добролюбов, Гончаров и др.). Жанрово-композиционное своеобразие романа.

  • 30. Художественно-историческое осмысление А.С.Пушкиным прошлого и настоящего России в прозе 1830х г. («Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева»).

  • Особенности драматургии .1

  • «Бориса Годунова»

  • Главную идею

  • 1. Общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 в. Проблема периодизации


    Скачать 0.52 Mb.
    Название1. Общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 в. Проблема периодизации
    Дата12.06.2019
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_russkoy_literatury_19_veka.docx
    ТипДокументы
    #81472
    страница9 из 18
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18

    25. Реализм как художественный метод. Основы реалистического мировидения и эстетики. Тип «маленького человека» в истории русского реализма 1 половины 19в.
    Реализм как художественный метод сформировался в 20-30-х годах ХІХ ст. Реалистичный тип творчества основывается на проникновении в закономерности социальной действительности (она и является предметом искусства). Художник-реалист познает характеры и явления жизни в движении, понимает их как результаты действительности, которая развивается: и мыслит закономерностью этой действительности.
    Если говорить о реализме как о принципе подхода к осмыслению и отражению явлений, то ему присущи правдивость, историческая конкретность отражение типических характеров в типических обстоятельствах.
    Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. В центре произведения реалистов объективная действительность, в её преломлении через мировоззрение поэта. Принцип типического:Типический герой, конкретное время, типические обстоятельства. Принцип историзма: реалисты обращаются к проблемам настоящего. Настоящее-схождение прошлого и будущего. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика.
    Образы реалистического произведения отражают общие законы бытия, а не живых людей. Любой образ соткан из типичных черт, проявленных в типических обстоятельствах. Это парадокс искусства. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретного человека - отсюда объективность реализма.
    «Ма́ленькийчелове́к» - тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30годах XIX века. Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели 19 века. Первым ее затронул А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель». Продолжателями этой темы стали Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов и многие другие.
    Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало или вовсе незаметно. Человек считается «маленьким» еще и потому, что мир его духовной жизни и притязаний также до крайности узок, обеднен, наполнен всевозможными запретами. Для него не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.
    С темой "маленького человека" в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на счастье, на собственный взгляд на жизнь.
    Примеры «маленьких людей»:
    1) Гоголь в повести «Шинель» характеризует главного героя как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в сфере подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задание, требующее проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». И все же Акакий Акакиевич не выглядит в сознании читателя пустой, неинтересной личностью. Мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей. Гоголь призывал общество взглянуть на них с пониманием и жалостью.
    2) В рассказе Чехова «Смерть чиновника» мы видим рабскую душу чиновника, чье понимание мира полностью искажено. Здесь не приходится говорить о человеческом достоинстве. Автор дает своему герою чудную фамилию: Червяков. Описывая мелкие, незначительные события его жизни, Чехов как будто смотрит на мир червяковскими глазами, и события эти становятся огромными. Так, Червяков был на спектакле и «чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… чихнул». Оглядевшись, как «вежливый человек», герой с ужасом обнаружил, что обрызгал статского генерала. Червяков начинает извиняться, но этого ему показалось мало, и герой просит прощения вновь и вновь, изо дня в день…Таких маленьких чиновников, знающих только свой мирок, очень много и не удивительно, что их переживания складываются из подобных мелких ситуаций.Автор передает всю сущность души чиновника, как будто рассматривает ее под микроскопом. Не выдержав крика в ответ на извинения, Червяков идет домой и умирает. Эта страшная катастрофа его жизни – катастрофа его ограниченности.
    3)Кроме этих писателей, к теме «маленького человека» обращался в своем творчестве и Достоевский. Главные герои романа «Бедные люди» - Макар Девушкин – полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька– девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. Как и Гоголь в «Шинели», Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного «маленького человека», живущего своей внутренней жизнью в условиях, попирающих достоинство человека. Автор сочувствует своим бедным героям, показывает красоту их души.

    26. Реализм как литературное направление. Динамика развития. Понятие гоголевской «натуральной школы». Типологические разновидности русского реализма, его жанровый комплекс.
    Реализм как литературное направление сформировался в 20-30г XIX века. Поздний А.С.Пушкин - основоположник реализма в русской литературе («Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», «Евгений Онегин»). Вместе с ним М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, И.А.Гончаров, А.С.Грибоедов, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.П.Чехов. Реализм в литературе 19 века стал отличительной чертой того времени, располагая своими особенностями и характерными чертами.
    1. Писатели в своих произведениях отображали существенные стороны действительности объективно, но вместе с тем делали это с свойственной только им высотой и истинностью личности автора.
    2. Реалисты воспроизводили типичные характеры и конфликты. Ситуации также были обычными, несмотря на их художественную индивидуализацию. Под последним подразумевается конкретизация каких-либо уникальных национальных, социальных или исторических явлений, а также физических и интеллектуальных черт героев.
    3. Интересовались писатели-реалисты проблемой взаимоотношений личности и общества. Противостояние социума и нравственности, человека и массы, общественного сознания и сознания отдельного индивида. Часто наблюдаются внутренние конфликты личности. Обостренный социально-критический пафос — одна из основных отличительных черт русского реализма.
    В 40-е возникла «натуральная школа» - творчество гоголя, он явился великим новатором, открыв, что даже незначительный случай, как, например, приобретение мелким чиновником шинели, может стать существенным событием для осмысления важнейших вопросов человеческого бытия.
    «Натуральная школа» стала начальным этапом развития реализма в русской литературе. Быт, нравы, характеры, события из жизни низших сословий стали объектом исследования «натуральников». Ведущим жанром стал «физиологический очерк», который строился на точном «фотографировании» быта различных сословий.
    В литературе «натуральной школы» сословное положение героя, его профессиональная принадлежность и общественная функция, которую он осуществляет, решительно превалировали над индивидуальным характером.
    К «натуральной школе» примыкали: Некрасов, Григорович, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Панаев, Дружинин и др.
    Задача правдиво показать и исследовать жизнь предполагает в реализме множество приемов изображения действительности, поэтому произведения русских писателей так многообразны и по форме, и по содержанию.
    Реализм как метод изображения действительности во второй половине XIX в. получил название критического реализма, потому что главной своей задачей видел критику действительности, вопрос об отношениях человека и общества.
    В какой мере общество влияет на судьбу героя? Кто виноват в том, что человек несчастен? Что делать, чтобы изменился человек и мир? - вот главные вопросы литературы вообще, русской литературы второй половины XIX в. - в частности.
    Психологизм - характеристика героя при помощи анализа его внутреннего мира, рассмотрение психологических процессов, через которые осуществляется самосознание личности и выражается ее отношение к миру, — стал ведущим методом русской литературы с момента формирования в ней реалистического стиля.
    Жанровая система реализма. В каждом литературном направлении складывается своя система жанров, которая является его внутренним свойством. Принципиальная новизна жанровой системы реализма заключается в том, что впервые в истории литературы ведущую роль в ней стали играть прозаические жанры - роман, повесть, рассказы. Прозаические жанры, и прежде всего роман, оказались наиболее пригодными для художественного освоения новых реалий современности и их адекватного отображения. Поэтому роман раскрывает заложенные в нем возможности и предстает как действительно универсальный жанр относительно охвата различных сфер жизни.
    Новый тип реализма складывается в XIX в. Это критический реализм. Он существенно отличается и от ренессансного, и от просветительского. Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм поэтому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «я».

    27. «Повести Белкина» А.С.Пушкина как начало русской реалистической прозы. Экспериментально-полемический характер повестей.
    За кажущейся фабульной простотой «Повестей Белкина» скрывается сложнейшее сюжетное построение. Пушкин не анализирует психологию героев, не делает душу героя объектом анализа. Мы не найдем в «Повестях Белкина» длинных внутренних монологов, вскрывающих мучительные внутренние размышления и переживания. Но полнота психологической обрисовки героев от этого отнюдь не страдает. Сложный внутренний мир проявляет себя через поступки героев, подчас очень противоречивые. Повести покойного Ивана Петровича Белкина" состоят из 5 повестей: "Выстрел", "Метель", "Гробовщик", "Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка". Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время вполне могут повториться.
    "Повести Белкина" задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово "любовь". Они уже влюблены или только жаждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание сюжета. Когда, казалось бы, уже нет выхода, герои в тупике, они или их близкие в отчаянии и история неотвратимо должна закончиться трагически, А. С. Пушкин с иронией разворачивает сюжет таким образом, что главные герои "Повестей Белкина" (кроме повести "Гробовщик") счастливы, любимы и получают от жизни простые житейские радости, к которым так стремились.
    В «Повестях Белкина» человек оказывался сложнее внешнего взгляда на него, по возможностям своим шире предопределений реальной судьбы, богаче собственных намерений и представлений о ценностях жизни. Неожиданность открытий читателя, непредсказуемость сюжетов воплощает гуманизм пушкинской мысли о неисчерпаемости человека.
    Странные противоречия между намерениями героев и реальным ходом жизни давали повод для утверждений о шутливо-пародийной, почти «водевильной» основе «Повестей Белкина» (В. Г. Белинский) и мистических истолкований их как повестей, где власть рока над людьми несомненна. В полярно противоположных мнениях была общая точка непонимания пушкинской мысли о том, что человек именно по бесконечности своих возможностей остается тайной не только для других людей, но и для себя самого. Знаменитые слова Достоевского: «Человек есть тайна» — исходят из художественного опыта «Повестей Белкина».
    «Повести Белкина» обнаруживают расхождение природы человека и быта, роли, навязанной героям или подсказанной традицией, которую многие действующие лица охотно исповедуют. Сильвио в «Выстреле» искусственно загоняет себя в рамки дуэльной распри и сословного тщеславия, но оказывается выше этих намерений, подсказанных, в сущности, банальностью быта и литературным штампом романтического злодея. В «Метели» «книжная» любовь Маши и Владимира при всей ее выспренности оказывается тоже принадлежностью быта, внушением традиции, а не непосредственным голосом сердца. И потому природа (метель), время, реальные чувства разрушают предрассудки и открывают подлинные возможности жизни. В «Гробовщике» Адриан Прохоров потрясен сном, который выводит героя за рамки привычности. В «Станционном смотрителе» дается опровержение сниженной до лубочных картинок истории о блудном сыне. Ситуация «Барышни-крестьянки» (влюбленность молодого барина в крестьянку), освященная популярностью «Бедной Лизы» Карамзина, тоже изображена как условность, один из предрассудков сознания героев и разрушена шутливо и простодушно.
    «Повести Белкина» оказываются не поэтизацией быта, а полемикой с бытом, представленным и как литературная заданность поведения, и как сословная ограниченность. Человек у Пушкина выше быта, его окружающего, но подлинный разрыв с бытом отзывается трагедией («Выстрел», «Станционный смотритель»).
    Ощущение странного несоответствия человека и жизни, которую он прожил, задается уже предисловием «От издателя». Иронически представив читателю письмо помещика, который считался другом Белкина, хотя они «ни привычками, ни образом мыслей, ни нравом большею частию друг с другом не сходствовали», Пушкин дает взглянуть на судьбу собирателя повестей сквозь призму недоумения. Хозяйственному «другу» кажется странным в Белкине и небрежение «строгим порядком» в имении, и замена барщины «весьма умеренным оброком», и отсутствие пристрастия к питейным «излишествам» («что в нашем краю за неслыханное чудо почесться может»), и «стыдливость… истинно девическая» при «великой склонности к женскому полу». Но особенно странны в глуши Горюхина «охота к чтению и занятиям по русской словесности» и смерть «на 30-м году от рождения». Для соседа Белкин оказывается неразгаданной тайной, но читателю в обыденности судьбы, которая А. Григорьеву показалась простой до смиренности, открывается чудо духовности в среде, сохранившей нравы, описанные Фонвизиным и представленные эпиграфом ко всем повестям.

    28. «Евгений Онегин» А.С.Пушкина - «энциклопедия русской жизни» 1810-1820х г. 19в. и «в высшей степени народное произведение». Оценка романа В.Г.Белинским (8, 9 статьи цикла «Сочинения Александра Пушкина») и Д.И.Писаревым («Пушкин и Белинский»).
    По широте охвата русской действительности первых десятилетий XIX века «Евгений Онегин» — явление исключительное! Это роман глубоко национальный по исторической верности и полноте характеров; подлинно народный по передовой идейности, по демократизму языка, богатству связей и перекличек с устно-поэтическими традициями; реалистический по конкретно-исторической типизации характеров и их социальной среды; критический по его объективно-историческому конфликту, отображающему социальные противоречия и закономерности того времени.) Образами и отдельными деталями романа может воспользоваться для характеристики эпохи и историк, и экономист, и исследователь русского быта.
    В «Евгении Онегине» с глубоким проникновением вскрыта социальная обусловленность взглядов, психологии, поведения героев. Онегин принадлежит к дворянскому «свету», а Татьяна — к патриархальному дворянству. Ленский занимает промежуточное положение между «светским денди» и «уездной барышней»: он представитель молодой, самой образованной дворянской интеллигенции. Онегин, Ленский и Татьяна принадлежат к числу лучших людей дворянской среды. Судьба героев романа — гибель Ленского, душевная опустошенность Онегина, трагическое одиночество Татьяны, вынужденной примириться с «постылой жизни мишурой», — свидетельствует о нездоровье общества, которое терпит лишь людей посредственных, исполненных самолюбивой ничтожности. Со страниц романа мы многое узнаем об эпохе, например, о воспитании детей в дворянской семье.
    Со страниц романа можно узнать о том, как одевались, что было в моде, что подавалось в ресторанах, какие балы проводились. Проследив за распорядком дня Онегина, мы узнаем о том, чем жил свет. Из описания кабинета Онегина можно понять, что «украшало кабинет философа в осьмнадцать лет», чем и скем торговала Россия той эпохи. Рисуя высший свет Петербурга с «необходимыми» глупцами, клеветниками, чопорными «бальными диктаторами», Пушкин не забывает «о соли светской злости», о «накрахмаленных нахалах», о характерах и нравах высшего света. Рисуя картину патриархальной Москвы, описывая ее гостиных «бессвязный пошлый вздор», «ярмарку невест», Пушкин вместе с тем любит Москву, сердце России.
    Пушкин не обошел вниманием и глухую помещичью провинцию, крепостную деревню. Бесцветной и пошлой предстает жизнь провинциальных помещиков, родителей Ольги и Татьяны, однако старики Ларины вызывают сочувствие поэта. Причина в том, что их «патриархальная» строгость в отношениях с крестьянами не исключала и доли человечности, привязанности к слугам. Представляя читателю все слои русского общества того времени, Пушкин показал весь народ, реалистическую, конкретно-историческую повседневность жизни, в которой - «свежие мечтанья» истлевают, «как листья осенью гнилой».
    В начале критической статьи Белинский признается, что он с некоторой робостью и благоговением приступает к рассмотрению романа «Евгений Онегин». Потому что «в этом произведении весь поэт во всем объеме творческой деятельности».
    Главная заслуга романа в его народности. Как говорит критик, «это очень верная картина русского народа, ведь Пушкин повернулся от подражательности к самобытности». Это первая истинно-национальная поэма и заслуга в этом принадлежит большому таланту поэта. Пушкин сумел разгадать «дух русского народа».Несомненная гениальность поэта в том, что он «взялся писать подобный роман в стихах в такое время, когда на русском языке не было ни одного порядочного романа в прозе». Этим он положил начало новой русской литературе вместе с творением Грибоедова «Горе от ума».
    Второй заслугой романа критик считает «историзм в описаниях того времени, хотя Пушкин не показал здесь ни одного исторического лица». Виссарион Григорьевич восторгается «с какою верностью, как полно и художественно» изобразил Пушкин русское общество, хотя «это первый опыт такого рода». Везде и всюду изображен русский помещик, коим и был сам Пушкин. В этом сословии выразился наибольший прогресс общества, и это наиболее полно выражено в главных героях.
    Онегин — светский человек. За отсутствие скорби по дяде он сразу же был причислен читателями к безнравственным людям, но Белинский заступается за героя, говоря, что в нем просто нет лицемерия. Это страдающий эгоист, ставший таким по воле рока.
    Татьяна — вторая главная героиня романа. Критик оправдывает ее любовь, признавая за девушкой право любить, кого она хочет. И если в лице Онегина воспроизведен русский мужчина, то в лице Татьяны — русская женщина, искренняя и благородная. Белинский в этой статье выступает за равноправие женщин, в то время как общество признает за ней одну обязанность — выйти замуж и рожать детей.
    Белинский в статье, написанной в 1844 году, пророчески подчеркивает, что роман имел большое влияние как на современную, так и на последующую литературу. Большая «заслуга Пушкина в том, что он вывел из моды чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо них просто людей».
    Самыми лучшими критик признает ночной разговор Татьяны с няней, дуэль и конец 6 главы. А последние главы (7 и 8) говорят о зрелом таланте автора. Белинский называет их «дивно-прекрасными стихами». В конце критической статьи автор делает вывод, что роман «Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни», после которого «русское общество сделало огромный шаг вперед и стояние на одном месте сделалось невозможным».
    По мнению Писарева, Онегин скучает не от отсутствия сферы для деятельности, а от развратившей его волю праздности. Татьяна виновата в своем возникшем с первого взгляда чувстве к Онегину. Ленский становится у П. заурядным, чувственно влюбленным молодым помещиком. Таким образом, «Онегин» - не энциклопедия русской жизни и никакой ценностью не обладает, т.к., в первую очередь, в нем обойден главный вопрос времени – крепостное право (на этом основании роману противопоставлено «Горе от ума»).
    Еще в меньшей степени выдерживает критику мысли пушкинская лирика, таящая под мнимо поэтической завесой незначительное, а то и вовсе пошлое содержание. С особой яростью П. обрушивается на пушкинские стихи 30-х гг. о поэте и поэзии, усматривая в них прямую проповедь асоциального «чистого искусства». В целом наследие Пушкина, рассмотренное с точки зрения насущной пользы, объявлялось отрицательным и вредным, а сам поэт – стилистом и версификатором.
    Сейчас не представляет уже никакого труда указать на грубейшие ошибки в статьях Писарева, развенчивающих Пушкина. Писарев отождествляет Евгения Онегина с самим Пушкиным и свою оценку Онегина прямо переносит на поэта. Писарев рассматривает творчество Пушкина с абстрактно-просветительской точки зрения, а не исторически. Поэтому он не мог правильно объяснить творчество Пушкина.
    Писарев довел до логического конца те тенденции, которые уже намечались с середины 50-х годов в связи с борьбой «пушкинского» и «гоголевского» направлений в русской литературе. «Новейшую литературу,- утверждал Писарев,- основал не Пушкин, а Гоголь. Пушкину мы обязаны только нашими милыми лириками, а под влиянием Гоголя сформировались Тургенев, Писемский, Некрасов, Островский, Достоевский, да, кроме того, произведения Гоголя дали решительный толчок нашей реальной критике».

    29. Автор и герой в романе Пушкина «Евгений Онегин». Онегин как тип «лишнего человека» в критическом осмыслении 19в. (Белинский, Добролюбов, Гончаров и др.). Жанрово-композиционное своеобразие романа.
    Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин» состоит в том, что одним из персонажей его является сам автор. Роман насыщен мыслями и рассуждениями поэта, его чувствами, воспоминаниями о юности, друзьях, и т. д. В своих лирических отступлениях Пушкин касается буквально всех сторон современной жизни — образования и воспитания, литературы и истории, театра и актеров, мод, гастрономических изысков. Он размышляет о родственных отношениях, о дружбе и любви, о женской психологии, о разных этапах человеческой жизни и т. д.
    Однако «Евгений Онегин» — не просто «собранье пестрых глав», роман представляет собой целостное гармоническое единство. Причем автор активно вмешивается в действие, проявляя свое отношение к происходящему. Все это создает определенную дистанцию между автором и главным героем романа — Евгением Онегиным. Попробуем проследить, в чем их сходство и различие.
    Что сближает автора с его героем? Прежде всего, - жизненные обстоятельства. Автор и герой -люди одного круга. Молодость обоих прошла в светском обществе. Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, причем светский не только по образу жизни своему, но и «по духу»: он прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, он впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью. Автор же с самого начала резко отделяет себя от светского мира. И мы замечаем это благодаря авторской иронии, едва уловимой интонации насмешливой снисходительности, с которой поэт описывает времяпрепровождение Онегина. Здесь мы догадываемся, что эта часть жизненного пути Онегина в определенном смысле уже «пройдена» автором. И поэт сам затем подтверждает эту догадку. Как и Онегин, он разочаровался в светских удовольствиях, в благосклонности судьбы, в человеческом великодушии.
    Как и Онегин, автор прекрасно понимает, как тяжело «условий света ...бремя». Поэт описывает высший свет исключительно в иронических тонах: вид «величавых», «неприступных» дам вызывает в нем «сплин», их «умный» разговор для него — «несносный, хоть невинный вздор».
    Онегин далек от всего русского, национального. Он читает европейскую литературу, кумирами его являются Байрон, Наполеон. Он, в сущности, равнодушен к России, его воспитывал француз-гувернер, прививая ребенку европейские манеры, стиль мышления, культуру. Онегин - романтический герой «европейского типа». Автор же - человек русский по духу своему и мироощущению, истоки его личностного развития - в русской культуре. Он по-настоящему любит Россию.
    «Не по-русски» циничен Онегин и в семейной сфере, родственные отношения для него практически ничего не значат. В романе лишь упоминаются его отец и дядя, но сам герой изображен вне семьи. Для автора же дом и семья - это самые главные ценности в жизни. И поэт говорит об этом в главе, посвященной семейству Лариных.
    Онегин равнодушен к природе: на третий день пребывания в деревне «роща, холм и поле Его не занимали боле; Потом уж наводили сон...». Для автора же природа - источник душевного отдыха и «невинных наслаждений».
    Онегин равнодушен к поэзии: не может отличить «ямба» от «хорея», бранит Гомера, Феокрита. Он пробовал читать книги, писать, но «ничего Не вышло из пера его». Однако тема творчества понимается здесь более широко. Герой лишен творческого начала в жизни вообще. «Европейские идеалы» неплодотворны, «философия потребления мира человеком» не может породить ничего жизнеспособного, оригинального. Поэт же находит бесконечный источник вдохновения в самой жизни, он трепетно внимателен к голосу своей лиры, к порывам вдохновенья, рождающим «творческие сны».
    Автор и герой различаются и отношением к жизни. Онегин не верит в возможность счастья. Следствием его жизненного опыта становится самоуверенность и безапелляционность. Именно эти качества проявляются в отношениях Онегина с Татьяной. Мироощущение же автора совсем иное. Его мировосприятие непосредственно, поэтически доверчиво, душа открыта для обманчивых впечатлений бытия, а сердце заранее готово простить «милые обманы».
    Онегин не осознает, насколько притягательны в женщине простота и естественность, - для Пушкина же черты эти являются идеалом. На страницах романа поэт неоднократно говорит о своем предпочтении, противопоставляя Татьяну легкомысленным кокеткам.
    Для Онегина «вольность и покой -замена счастью». Для автора счастье - «ясность души», «ко благу чистая любовь», «младое вдохновенье», «нецеремонные друзья» и «бурные любви желанья», «домашний круг», «прогулки, чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй» - все то разнообразие чувств, мыслей и занятий, которое человеку дает жизнь.
    И образ автора, и образ Онегина изменяются в процессе повествования, претерпевают определенную эволюцию. В начале романа мы видим автора молодым человеком, живым, естественным, свободным, веселым и жизнерадостным, чуть ли не эпикурейцем. Поэт говорит о своей любви к театру, восхищается блеском и праздничной суетой балов, вспоминает о былых романах, восторгается женской красотой. Призвав на помощь шутку и иронию, автор ведет откровенный разговор с читателем, посвящая его даже в «форму плана». В финале же романа, попрошествии восьми лет, поэт предстает перед нами уже зрелым человеком, приобретшим жизненный опыт, мудрость, новый взгляд на вещи.
    Изменяется в романе и духовный облик Онегина. В начале романа - это обычный светский повеса, в финале - человек, способный к живым и сильным чувствам.
    Таким образом, пушкинский герой во многом отличается от автора, мироощущение которого покойно и гармонично, жизнь одухотворена творческим поиском, поэтическим трудом, общением с друзьями. Жизнь Онегина пуста, это вечный скиталец в русской земле. Пушкин оставляет ему возможность духовного возрождения, способность обретения любви, однако счастье для него навсегда потеряно. Трагедия Онегина не в его жизненных обстоятельствах, а, прежде всего, в его мироощущении.
    Критики 19в. Белинский о Евгении Онегине: «Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому только людьми, но и самим собою». По мнению Писарева индивидуализм, эгоизм, холодность и практическая бездеятельность делают Онегина «лишним человеком». В статье Добролюбова о Пушкине мы читаем: «Его Онегин не просто светский фат; это человек с большими силами души, человек, понимающий пустоту той жизни, в которой призван он судьбою, но не имеющий довольно силы характера, чтобы из нее выбраться». Добролюбов отмечал заслуги Пушкина ввыдвижении типа «лишнего» человека, впоследствии развитого в русской литературе. И Добролюбов, и Чернышевский подвергли сокрушающей критике людей онегинского типа, которые в условиях 50—60-х годов утратили былые прогрессивные черты. Писарев в палемике с Белинским,стал развенчивать и Онегина и Татьяну. «Онегин— не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде»,— такой вывод сделал он и добавил: «С онегинским типом мы не связаны решительно ничем; мы ничем ему не обязаны; это тип бесплодный, не способный ни к развитию, ни к перерождению…»,а «Белинский любил того Пушкина, которого он сам себе создал». Вывод Писарева: «Пушкин может иметь только историческое значение, а для тех людей, которым некогда и незачем заниматься историей литературы, не имеет даже вообще никакого значения». Гончаров - продолжатель взглядов Белинского на Пушкина как родоначальника реалистического русского искусства. Под воздействием Белинского Гончаров видел в Онегине «передовую личность», несмотря на иронию, которой порой сопровождалось изображение героя. Особое внимание уделил Гончаров образам Ольги и Татьяны. В них он видел два типа русской женщины: «Один — безусловное, пассивное выражение эпохи, тип, отливающийся, как воск, в готовую, господствующую форму. Другой — с инстинктами самосознания, самобытности, самодеятельности... Пушкинские Татьяна и Ольга как нельзя более отвечали своему моменту».
    Жанрово-компазиционное своеобразие. «Евгений Онегин» Пушкина – первый русский реалистический роман. Это произведение стало новым словом не только в русской, но и мировой литературе. А.С. Пушкин в своем романе сделал много художественных открытий. Жанр и композиция романа не являются исключением.
    До Пушкина роман писался исключительно прозой и принадлежал к эпическому роду литературы. То есть в романах начала 19 века было много описаний, но мало места уделялось чувствам. Пушкин же в своем произведении вводит огромное количество лирических отступлений. Они принадлежат образу автора, который появляется в романе. Это еще одно новшество Пушкина. Благодаря образу автора Пушкин размышляет о многом, беседует с читателем, делится с ним своими воспоминаниями. Поэт говорит об искусстве, о литературе и литературных направлениях его времени, высказывает свое отношение к героям, размышляет на различные нравственные темы, философствует.
    Пушкинский роман имеет традиционный любовный сюжет: любовь Онегина и Татьяны. Но он получает у поэта новое развитие. В романе очень мало событий, потому что для Пушкина главное – раскрыть характеры героев. Также особенностью сюжета в «Евгении Онегине» является то, что сюжет как бы дважды повторяется. То есть здесь поэт использует прием «зеркального отражения». Сначала Татьяна влюбляется в Онегина, пишет ему письмо с признанием, но получает отказ. Онегин еще был не способен любить. Он признается героине, что в любви он «инвалид». Чтобы не обманывать юное и чистое сердце, Евгений откровенно говорит обо всем Татьяне. Он, по его собственному мнению, не создан для семейной жизни и настоящих чувств.
    Позже все повторяется с точностью до наоборот. Онегин видит повзрослевшую Татьяну в петербургском обществе. Герой сильно изменился. В романе не описаны подробно причины его изменений. По отдельным отрывкам мы догадываемся, что Онегина преобразило его путешествие. Кроме того, известно, что Пушкин планировал сделать своего героя декабристом. Это, как мне кажется, указывает на полное преображение героя. Но глава, где описываются декабристские собрания, не вошла в роман, а была сожжена.
    Онегин без ума влюбляется в Татьяну. Он пишет ей письмо с любовным признанием, но тоже получает отказ. Татьяна, несмотря на ее чувства к Онегину, не может изменить мужу и нарушить клятву, данную ею перед Богом. Автор оставляет финал романа открытым и о дальнейшей судьбе героя мы можем только догадываться.
    «Евгений Онегин» имеет «двойную» композицию – внешнюю и внутреннюю. Внешне роман построен так: эпиграф, посвящение Плетневу, восемь глав (без названия), примечания к роману, отрывки из путешествия Онегина, 10 глава (была сожжена Пушкиным). Внутренне же сам поэт по-другому «распределил» свое произведение. Он поделил роман на три части, каждая из которой содержит три главы с названиями. Эти главы Пушкин называл песнями. Так, первая часть содержит главы «Хандра», «Поэт», «Барышни». Вторая часть – «Деревня», «Именины», «Поединок». Третья – «Москва», «Странствия», «Большой свет». Слово «песни», как мне кажется, подчеркивают лиричность романа, а «главы» - его эпичность. Поэтому жанр произведения можно определить как лиро-эпический роман. Кроме глав, в «Евгений Онегин» входят лирические отступления от автора-рассказчика и сон Татьяны (в пятой главе).

    30. Художественно-историческое осмысление А.С.Пушкиным прошлого и настоящего России в прозе 1830х г. («Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева»).
    Интерес Пушкина к историческим исследованиям проявился задолго до появления первых замыслов на тему пугачёвщины, с середины 1820-х годов, периода работы над «Борисом Годуновым», «Арапом Петра Великого» и «Полтавой». Замысел произведения на тему пугачевского восстания возник у Пушкина не позднее сентября 1832 года.
    «История Пугачева». Сначала было создано произведение историческое - 1833-1834. Пушкин скрупулезно собирал факты и свидетельства для этого труда. Он объездил несколько губерний, где еще помнили Пугачева, где еще живы были люди, его знавшие, где гуляли из уст в уста предания о нем. Все это было записано поэтом-историком и передано потомству с самой строгой объективностью, пунктуальностью и деловитостью. В результате Пушкин создал первую в исторической науке документированную биографию вождя крестьянского восстания, в условиях жесткой цензуры сумел достоверно описать многие обстоятельства его жизни.
    Сам Пушкин гордился высоким профессионально-научным уровнем «Истории Пугачева» - тем, что он впервые ввел в научный оборот «исторические сокровища», а именно: множество неизвестных документов, писем, свидетельств, мемуаров, тем, что все это было проанализировано с добросовестностью и осмотрительностью исследователя.
    Пушкин словно намеренно отрешается о всяких эмоций, от всякого субъективного, пристрастного суждения о лицах и событиях. Он хочет говорить языком самой истории. Он приводит факты и свидетельства, освещающие события с разных сторон, порой противоречивые. Пусть читатель делает выводы сам, пусть размышляет над фактами.
    Нередко можно встретить мнение, что «История Пугачева» проникнута сочувствие поэта к главарю повстанцев, что он хотел разоблачить бытовавшее о Пугачеве представление как о бесчеловечном злодее и разбойнике. По отношению к «Капитанской дочке» это, пожалуй, и справедливо, а вот к «Истории Пугачева» - нет.
    Отказываясь идеализировать историческое лицо, Пушкин приводит в своей книге такие вопиющие, страшные факты о жестокости Пугачева и его окружения, о зверствах, ими чинимых, что волосы встают дыбом. Поэт рассказывает об этом хладнокровно, как бы составляя своего рода хронологию событий и каталог злодеяний.
    Прежде всего, возник вопрос о причинах восстания Пугачева. Оно было вызвано притеснениями яицких казаков со стороны правительства. Казаки, селившиеся между Волгой и Яиком, обладали издавна невиданной в других местах вольницей. Правительство косо смотрело на вольных казаков и стремилось наложить и на них свою тяжелую руку. Введены были большие налоги на рыбные промыслы, казаков обязали нести царскую службу, постепенно вводилось военно-чиновничье управление взамен народовластия.
    Казаки неоднократно жаловались императрице, посылали гонцов в столицу, но безуспешно. Наконец в 1771 году вспыхнул первый открытый мятеж, жестоко подавленный правительственными войсками. Первая вспышка мятежа угасла, но причины, ее породившие, не устранились, а, напротив, умножились. Пушкин-историк, по существу, опроверг официальную версию о том, что мятеж был вызван происками «Емельяна», «злодейства» возмутившего народ. Напротив, Пугачев «сыскался» для дела, которое уже объективно созрело в силу ряда причин. Не будь Пугачева, «сыскался» бы другой предводитель восстания. Мятеж вызвали несправедливые притеснения со стороны правительства. Оно, а не казаки виновны в нем. Вот главный вывод Пушкина!
    Так началась «пугачевщина». Правительство Екатерины дрожало, ее военачальники не раз терпели сокрушительное поражение от «Емельяна», силы которого умножались. Затем счастье начало изменять Пугачеву. Пушкин пишет о самом последнем периоде восстания Пугачева: «Никогда успехи его не были ужаснее, никогда мятеж не свирепствовал с такою силою. Возмущение переходило от одной деревни к другой, от провинции к провинции. Довольно было появления двух или трех злодеев, чтоб взбунтовались целые области». Но плохо вооруженные, разрозненные повстанцы не могли, конечно, долго противостоять регулярным правительственным войскам. Восстание было подавлено, Пугачев четвертован.
    Что же все-таки хотел сказать Пушкин своей «Историей Пугачева»? Что толкнуло его к теме крестьянского восстания? В 30-е годы, когда в разных местах России вспыхивали крестьянские бунты, воспоминания о «пугачевщине» оживились. С трудом подавив мятежи, правительство превзошло восставших в жестокости изуверстве. Пушкин с головой ушел в историю пугачевского бунта, чтобы понять кровавые трагедии, развернувшиеся на его глазах.
    В "Капитанской дочке" мы видим реальное событие – Пугачевский бунт – глазами выдуманного героя – Петра Гринева. В романе одинаково важны и тесно переплетены история государства и история жизни человека. Рассказ Петра Гринева о своей жизни как бы подтверждает подлинность и объективность его свидетельств об историческом событии. И его точка зрения господствует в романе, все события даны его глазами.
    По Пушкину, история – некая сила, действующая независимо от людей, неподвластная им и даже иногда враждебная им. Для обитателей Белогорской крепости и Гринева она оказалась именно враждебной, она разрушила их мирный быт, подвергла суровым испытаниям, которые для кого-то обернулись гибелью (капитан Миронов, Василиса Егоровна). История, эта стихия, проверяла на прочность волю, мужество, верность долгу и чести. Однако для двух влюбленных, которые уже не верили в возможность совместного счастья, – Маши Мироновой и Петра Гринева – она стала той силой, которая свела их снова вместе. Таким образом, Пушкин показал тесное сплетение индивидуального, частной жизни с общим историческим процессом, что, как мы понимаем, является неотъемлемой частью нашего реального бытия.
    То есть Пушкин видел в истории две стороны – темную и светлую, гуманную и бесчеловечно-жестокую. Именно исторические испытания выявляют скрытые качества: героизм и стойкость (Гринев) или подлость (Швабрин). Через историю, как через сито, просеиваются герои, и тот, кто честен и милосерден, – выживает и награждается счастьем, а того, кто низок душой, настигает кара.
    В повести «Капитанская дочка» образ Пугачева занимает важнейшее место; он показан Пушкиным как живой человек, не чуждый общечеловеческих ценностей. Сам автор симпатизирует своему герою, не отрицая при этом преступность его деяний и не оправдывая Пугачева. Отношение же Пушкина к идее крестьянской войны выражается в его словах: «Не приведи господи видеть русский бунт-бессмысленный и беспощадный».
    «Капитанская дочка» оказалась своеобразным «завещанием» Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа.
    Время, отраженное в романе "Дубровский", относится к 30-м гг. XIX века. Именно тогда А. С. Пушкина стала увлекать тема крестьянского бунта, которая впервые появилась как раз в этом произведении. Эпоха в романе передана А. С. Пушкиным очень красочно. Так, при чтении сразу становятся понятными общественная ситуация в то время, быт дворян в провинции, а также их самовольство, ведь не один Троекуров его проявляет, но и другие дворяне. Время, отраженное в романе "Дубровский", отделено от нас почти парой веков, однако мало что изменилось в стране с тех пор, ведь богачи по-прежнему творят все, что им вздумается, и зачастую безнаказанно, коррупция процветает. Нелегко жилось крестьянам во время, описанное А. С. Пушкиным в повести «Дубровский», — время крепостного права. Очень часто помещики обращались с ними жестоко и несправедливо.
    Особенно тяжело было крепостным у таких помещиков, как Троекуров. Богатство и знатный род Троекурова давали ему огромную власть над людьми и возможность удовлетворения любых желаний. Люди для этого избалованного и необразованного человека были игрушками, не имеющими ни души, ни собственной воли (причем не только крепостные). Он держал под замком горничных, которые должны были заниматься рукоделием, насильно выдавал их замуж по своему усмотрению. В то же время собакам помещика жилось лучше, чем людям. С крестьянами и дворовыми Кирила Петрович обходился «строго и своенравно», те боялись барина, однако надеялись на его покровительство в отношениях с соседями.
    Совсем другие взаимоотношения сложились с крепостными у соседа Троекурова — Андрея Гавриловича Дубровского. Крестьяне любили и уважали своего барина, они искренне переживали его болезнь и с надеждой ждали приезда сына Андрея Гавриловича — молодого Владимира Дубровского.
    Случилось так, что ссора между бывшими друзьями — Дубровским и Троекуровым — привела к передаче имущества первого (вместе с домом и крепостными) Троекурову. В конечном счете, Андрей Гаврилович, тяжело переживший оскорбление соседа и несправедливое решение суда, умирает.
    Крестьяне Дубровского очень привязаны к своим хозяевам и полны решимости не позволить передать себя вод власть жестокого Троекурова. Крепостные готовы защищать своих хозяев и, узнав о решении суда и смерти старого барина, поднимают бунт. Дубровский вовремя заступился за приказных, которые приехали разъяснить положение дел после передачи имущества. Крестьяне уже собрались вязать исправника и заместителя земского суда Шабашкина с криками: «Ребята! долой их!», когда молодой барин остановил их, объяснив, что своими поступками крестьяне могут повредить и себе, и ему.
    Дубровский решил сжечь свой дом, чтобы он не достался чужим людям, и велит вывести свою няню и других оставшихся в доме людей, кроме приказных, во двор.
    Когда дворовые по приказу барина подожгли дом. Владимир забеспокоился о приказных: ему показалось, что он запер дверь в их комнату, и тем не удастся выбраться из пожара. Он просит Архипа сходить проверить, открыта ли дверь, с наказом отпереть ее, если закрыта. Однако у Архипа свое мнение на этот счет. Он винит в происходящем людей, принесших злую весть, и накрепко запирает дверь. Приказные обречены на смерть. Этот поступок может охарактеризовать кузнеца Архипа как жестокого и безжалостного человека, однако это именно он лезет через некоторое время на крышу, не побоявшись огня, чтобы спасти обезумевшую от страха кошку.
    В окрестностях, наводя страх на помещиков, появились разбойники, которые грабили помещичьи дома и сжигали их. Дубровский стал предводителем разбойников, он «славился умом, отважностью и каким-то великодушием». Провинившиеся крестьяне и крепостные, замученные жестокостью своих хозяев, бежали в лес и также вступали в отряд «народных мстителей».
    Таким образом, ссора Троекурова со старым Дубровским послужила лишь спичкой, сумевшей зажечь пламя народного недовольства несправедливостью и самодурством помещиков, заставившей крестьян вступить в непримиримую борьбу со своими угнетателями.
    31. Формирование принципов реалистической драматургии в исторической трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Роль личности и народа в историософской концепции А.С Пушкина. В.Г. Белинский о «Борисе Годунове» (10-я и 11-я статьи цикла «Сочинения Александра Пушкина»).

    Особенности драматургии.

    1. В центре действия – острый конфликт, неразрешимое противоречие. Всё это держит зрителя в напряжении и заставляет переживать катарсис, т.е. очищение души через сильные эмоции.

    2. Автор постоянно исследует своих героев, раскрывает их характеры через речь и поступки. Для него важны именно психологические аспекты описываемой личности.

    3. Авторская оценка даётся только в контексте, она интуитивно угадывается читателем и слушателем через определённые детали.

    4. Отсутствие описательного элемента и лирических отступлений. Вся пьеса построена на сменяющих друг друга действиях. Это очень динамичный жанр.

    5. Объём пьесы, как правило, миниатюрный, так как она предназначается для игры в театре.

    6. Обязательное деление на акты и действия.

    Наличие одной главной сюжетной линии. Все остальные разветвления очень слабо выражены и сходятся в центральной части.


    Основной замысел «Бориса Годунова» — первой русской реалистической трагедии — был в высшей степени современным. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию, — вопрос о самодержавии и крепостном праве и главным образом об участии самого народа в борьбеза снос освобождение.

    Главную идею трагедии Пушкин стремился провести, показывая в двадцати трех ее сценах подлинные, верно угаданные поэтом-историком картины того времени. Свою задачу он видел не в том, чтобы использовать исторический материал для создания волнующей, интересной драматической ситуации, а в том, чтобы точно и верно воспроизвести подлинную историческую действительность.

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18


    написать администратору сайта