1. Общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 в. Проблема периодизации
Скачать 0.52 Mb.
|
Тема, сюжет и композицияПоэма повествует о жизни бахчисарайского хана Гирея. Действие поэмы относится к 18 веку. Хан Гирей посещал свой гарем, когда уставал от войны. Он выбрал красавицу Зарему, ещё ребёнком увезённую из Грузии. Грузинка пылко и страстно полюбила Гирея. Но Гирей охладел к ней, потому что любит новую пленницу – польскую княжну Марию. Голубоглазая Мария была тихого нрава и не могла привыкнуть к жизни в плену. Зарема умоляет Марию отдать ей Гирея. Мария сочувствует грузинке, но для неё любовь хана – не предел мечтаний, а посрамленье. Мария желает только смерти и вскоре умирает. О причине её смерти можно догадаться по тому, что Зарему в ту же ночь тоже казнят. В память о Марии Гирей сооружает фонтан, впоследствии названный фонтаном слёз. Эпический сюжет в поэме соседствует с лирическими отступлениями: татарская песня, которую поют наложницы, восхваляя Зарему; описание пленительной бахчисарайской ночи; чувства, вызванные у лирического героя видом дворца Бахчисарая. Лирическое обращение к собственной возлюбленной Пушкин сократил, выпустив, как он выразился, «любовный бред». Но несколько стихов сохранилось в рукописи и печатается в современных редакциях. К поэме Пушкин подобрал эпиграф персидского поэта Саади: «Многие... посещали сей фонтан...» Как видно из эпиграфа и названия, главное действующее лицо в поэме – фонтан слёз. Тематика поэмы связана со слезами, грустью. У каждого героя трагическая судьба, но его печаль, грусть, отчаяние вызваны разными причинами. Гирей грустит сначала потому, что возлюбленная тоскует по утраченной родине и не отвечает ему взаимностью, а потом об умершей Марии. Зарема плачет и молит, потому что её разлюбил Гирей, княжна Мария просит смерти, потому что не мыслит своей жизни в неволе. Этим трём героям противопоставлен злой евнух, который не ведает не только любви, но и иных чувств. "Цыганы" Алеко - главный герой поэмы Пушкина "Цыганы", преследуемый законом беглец от цивилизации с её несвободой. Алеко хочет стать частью естественного, дикого мира. Он следует за цыганкой Земфирой в её табор, чтобы разделить судьбу цыган и стать одним из них. С описанным выше произведением перекликаются "Цыганы", в основном в плане героев. Оно также относится к интересующему нас периоду, так как его создал в 1824 году Пушкин (1820-1824 - южная ссылка). Краткое содержание и особенности этого произведения мы также предлагаем рассмотреть. Образ Алеко на первый взгляд очень похож на персонажа из "Кавказского пленника". Однако он оказывается тщательнее проработанным, более сложным. Герой, "преследуемый законом", покидает мир. Скорее всего, перед нами беглый преступник или каторжник. Он считает, что сможет обрести счастье и покой в цыганском таборе, где живут люди, не связанные ничем, за исключением чувств. Однако табор не принимает Алеко. Он оказывается всего лишь попутчиком, чуждым этому народу и неспособным понять его свободолюбивую душу. Алеко влюблен в цыганку Земфиру. Рассказывая ей о высшем обществе, он говорит, что люди там гонят мысли, стыдятся любви, торгуют волей, склоняют головы перед идолами и ищут денег да цепей. Влюбившись в цыганку, герой поэмы хочет быть с ней вечно, однако душа его находится в плену темной страсти. Алеко все еще не может понять внутреннего духа этого народа и принять его. Чем же завершается поэма "Цыганы"? Пушкин хочет сказать, что для главного героя пророческим становится рассказ цыгана о его неразделенной любви и о том, как от него ушла жена. Однако мудрость этого рассказа он постичь не способен, считая, что он не из тех, кто не способен удержать любовь. Алеко готов бороться за свои чувства, однако делает это неверно. Его взор застилает пелена ревности, в порыве которой он убивает свою неверную возлюбленную. И цыгане отвергают человека, сердце которого оказалось таким жестоким. Мудрые и добросердечные люди, тем не менее, могут понять страсть этого героя, поэтому не лишают его жизни. Они говорят ему, что он хочет воли лишь для себя, поэтому недостоин настоящей свободы чувств. Классические романтические произведения имеют счастливый финал. Герой обычно побеждает, а все неприятности заканчиваются хорошо. Однако поэмы Александра Сергеевича завершаются отнюдь не счастливым финалом. Благодаря этому они становятся более реалистичными и жизненными, а также драматичными. Именно драматизм позволяет нам лучше понять характер того или иного героя. Это хорошо иллюстрирует поэма "Цыганы"(Пушкин). Поэт подвергает критике существующие общественно-социальные отношения, протестует против них, воспевает мечту о свободе. Герои поэта не только исключительные, просто положительные или отрицательные. Они представляют собой и широкую обобщенность. Например, в герое «Кавказского пленника» невозможно не почувствовать черты, присущие подавляющему большинству прогрессивно настроенной дворянской молодежи эпохи преддекабризма. Братья разбойники воплотили в себе бытующее в ту пору общее стремление к воле. Идеи о господстве рационального, осознанного, духовного начала над чувственным, спонтанным и стихийным, цивилизации над варварством легли в основу «Бахчисарайского фонтана». Поэт в своем произведении сталкивает две культуры, две цивилизации, которые обладают своими специфическими свойствами: восточномусульманскую и западнохристианскую. Хан Гирей представитель первого, а Мария — второго. Хан является деспотом, олицетворяет необузданные страсти, жестокость. Марии присуще христианское самоотречение. Высокое чувство любви к Марии облагородило Гирея, просветлило и переродило его самосознание. Хотя творения поэта периода южной ссылки и относятся к романтическим произведениям, но в них уже проявляются элементы реализма, чувствуется тяготение Пушкина к этому явлению, которому суждено будет стать новым направлением в литературе. Эта тяга проявляется в том, что произведения основываются на событиях, имевших место в действительности, в соответствии описаний природы и быта реальной действительности, придании изображенным характерам определенной типичности. 21. Смысловые аспекты темы свободы и её эволюция в лирике А.С.Пушкина («Вольность», «К Чаадаеву», «Сказки», «Noel», «Деревня», «Свободы сеятель пустынный», «Во глубине сибирских руд», «Арион», «Анчар», «Из Пиндемонти», «Пора, мой друг, пора», «Памятник»). А.С.Пушкин в своем творчестве часто обращался к теме свободы. В его произведениях прослеживается эволюция этой темы – от социально-политического аспекта понятия «свобода» в раннем творчестве к личностному, духовному. Свобода воспринималась поэтом как важнейшая ценность жизни, но понимание свободы существенно менялось с годами. Ода «Вольность» (1817), стихотворения «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819) воплощают преддекабристские идеи и настроения. Политические изменения, даже свержение «власти роковой» — в этом виделась цель жизни и задача поэта. Интерес Пушкина к социально-политическим проблемам был вызван близостью к Чаадаеву и декабристам. Произведение «К Чаадаеву» относится как раз к раннему творчеству поэта, оно было написано в 1818 году. В нем он пишет об идее свержения самодержавия, а также призывает своих лицейских товарищей к служению родине, к борьбе за освобождение русского народа от гнета крепостного права. В стихотворении «Деревня», написанном в 1819 году, Пушкин снова затрагивает проблему крепостничества. Стихотворение состоит из двух частей, одна из которых противопоставляется другой. В первой части изображается идеальный деревенский пейзаж, во второй же описывается тяжелый, рабский труд крестьян. Романтическое воплощение темы свободы многоаспектно. Герой ощущает себя пленником несовершенного мира — «Узник» (1822), стремится «туда, где гуляем лишь ветер... да я!..» Интересно отметить, что уже тогда тема освобождения находит у поэта и вполне реалистическое воплощение. Переосмысление пережитых страстей и увлечений было связано для поэта с периодом после подавления выступления декабристов. Верность друзьям, «любовь и дружество», свобода человеческого выбора — эти нравственные ценности утверждаются поэтом как непреложные. В стихотворении «Во глубине сибирских руд...» (1827), не предназначавшемся для печати, и потому неподцензурном, он высказывается об этом напрямую. В «Арионе» (1827) прибегает к поэтической аллегории. Но и здесь избежавший гибели певец утверждает: «Я гимны прежние пою». В своем стихотворении «Свободы сеятель пустынный» он пишет о том, что русский народ оказался не готов к переменам, идея свободы от крепостничества не прижилась. Пушкин пишет о русском народе как о стаде, которое слепо подчиняется воле сильного, не желая бороться за свои права. По-видимому, именно с этого времени Пушкин все больше начинает задумываться о том, что важнее борьбы за гражданскую свободу свобода внутренняя. В тридцатые годы он пишет стихотворение «Из Пиндемонти», где говорит о том, что ему не дороги гражданско-политические свободы. Он пишет о том, что гораздо важнее свобода и гармония внутри себя. Сложному положению человека в мире, где личность подчинена, подавлена всесильной властью, посвящено аллегорическое стихотворение «Анчар» (1828). Десять строф этого произведения четко разделяются на две композиционные части. В первой создается величественный и ужасный образ «древа смерти». И еще более ужасной выглядит в этом контексте власть, поставившая себе на службу саму смерть. 22. Идеалы любви и дружбы в лирике А.С.Пушкина («Вакхическая песня», «Сожженное письмо», «19 октября 1825г.», «Храни меня, мой талисман», «Я помню чудное мгновенье», «Я Вас любил», «Мадонна» и т.д.). Тема любви и дружбы занимает особое место в творчестве поэта. И это не удивительно, ведь Пушкин был поразительно отзывчивым и благородным человеком, бладал великим даром находить и ценить прекрасное. Именно дружбу ставил Пушкин на одно из главных мест среди многих других жизненных ценностей. Возможно, эту установку он вынес еще из лицея, где царил настоящий культ дружбы, где превыше всего ценились чувства товарищества и верности друзьям. Пушкин никогда не забывал о дне лицейской годовщины — 19 октября. Стихотворение «19 октября 1825г.» было написано на годовщину лицея. Лицеисты считали 19 октября, день открытия лицея, праздником. Прошло 10 лет после окончания лицея, судьба разбросала лицеистов, но дружба и доброе отношение кдруг другу остались. Пушкин очень переживал за своих лицейских друзей И.Пущина и В.Кюхельбекера, которые в числе других декабристов были осуждены. Стихотворение представляет собой дружеское послание друзьям с наилучшими пожеланиями. Это произведение о сопереживании, о поддержке друзей в трудную минуту. Лирический герой предстает искренним другом, умеющим найти простые добрые слова для поддержки своих друзей. Один из таких тяжелых моментов наступил для Пушкина в дни его ссылки в Михайловском. Навещать опального поэта было небезопасно, и немногие отважились на этот поступок. В числе тех, кто рискнул навлечь крупные неприятности на свою голову, были старинные лицейские товарищи Пушкина — Дельвиг и Пущин. Будучи сам верным другом, Пушкин очень ценил в окружающих преданность и верность. Сочувствием и верностью друзьям проникнуто и другое стихотворение Пушкина «Во глубине сибирских руд...», адресованное томящимся в Сибири декабристам. Среди них было много знакомых и друзей Пушкина, в полной мере разделявшего их свободолюбивые взгляды. Поэт желал ободрить своих друзей и вселить в них надежду. Любовь, в которой Пушкин быль столь же щедрым, как и в дружбе, составляла для него неотъемлимую часть бытия, без которой жизнь теряла свою прелесть. Любовь, в понимании Пушкина, не только должна давать наслаждение, но и возвышать, очищать и облагораживать человека. Даже неразделенная, отвергнутая любовь остается, по мнению Пушкина, высоким, облагораживающим человека чувством. Нередко поэт обращается в своей лирике к теме несчастной любви. Так, например, герой стихотворения «Я вас любил...» не встретил ответного чувства у любимой женщины, которая предпочла ему другого. Однако ни намека на обиду, на ожесточения, на оскорбленного самолюбия нет в словах отвергнутого любовника. Напротив, его лирический монолог проникнут светлой грустью; он готов отказаться от своей любви, если тревожит ею свою возлюбленную, которой искренне желает счастья. Отношение Пушкина к любви как к одной из важнейших ценностей бытия, свидетельствующей об открытости человека жизни, о максимальном подъеме его сил, его душевной энергии, особенно наглядно проявилось в его знаменитом стихотворении «Я помню чудное мгновенье...». Этот истинный шедевр любовной лирики был посвящен Анне Керн. Но это нечто гораздо большее, нежели просто любовное признание в стихах. В этом стихотворении мастерски показана сама любовь, ее постепенное развитие, ее влияние на жизнь человека в различные моменты его жизни. В Наталье Гончаровой Пушкин нашел свой идеал красоты и доброты. В ней воплотилось для него небесное и земное, вечное и преходящее. Ей посвящено стихотворение «Мадонна». Главным объектом произведения является любимая женщина Пушкина. Он говорит о ней с оттенком почти религиозного обожания, восторга, благоговейного и чарующего восхищения. Стихотворные строки погружают читателя в атмосферу божественной святости. Образ прекрасной избранницы преисполнен нежности и мягкого сияния. Мадонна в произведении Пушкина – символ чистоты, нравственного идеала и величественного, но скромного целомудрия. Особенными, но простыми словосочетаниями поэт подчеркивает всю невинность героини стихотворения. 23. Пушкинская концепция поэта и природа поэтического творчества («К другу стихотворцу», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», «Пророк», «Осень», «Труд», «Памятник», «Египетские ночи» и др.). Пушкин - создатель лирической концепции творчества. В ней он выразил свои представления о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. В стихотворениях «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, черни, понимая под этими словами светскую чернь, людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Поэт презирал авторов, пишущих бесцельно. Провозглашение А.С.Пушкиным идеи свободы поэта и его искусства было вызвано не тем, что поэт действительно лишал поэзию общественной роли, отрывал искусство от общественной жизни, а тем, что он хотел сохранить независимость своего таланта от посягательств со стороны правящих кругов и общественного мнения. В сонете «Поэту» Пушкин утверждает: поэт заканчивается тогда, когда начинает творить с оглядкой на мнение «толпы». Никто не должен вторгаться в мир поэта. Безусловно, наиболее ярким лирическим произведением, отражающем тему предназначения поэзии, является стихотворение «Пророк». Перед нами поэт, томимый жаждой, который неожиданно превращается в пророка. Волшебные метаморфозы, происходящие с поэтом, превращают его в носителя великой поэтической идеи. Таким образом, Пушкин говорит читателю о богоизбранности поэта, его особом даре видеть и замечать явления жизни намного более чутко, чем окружающие, осмысляя происходящее вокруг глубже и мудрее. При этом перед пророком стоит задача – нести правду в народ, воплотив ее в поэзию. Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» - это диалог между поэтом-романтиком и книгопродавцем. Поэзия для книгопродавца - баловство, за которое можно выручить неплохие деньги. По мнению книготорговца, за творчество будут хорошо платить, если его поставить на службу нужным людям. Поэт пытается доказать миру важность и значимость подлинного искусства. Он желает служить настоящей литературе, сделаться добровольным художником слова. Поэт вспоминает о том былом времени единения с природой, когда он не был готов делиться с толпой своими чувствами, хранил дары музы, а не торговал ими. Поэт не стремится к славе и считает, что истинный поэт должен умереть в безвестности. Диалог «романтика» и «прагматика» заканчивается полной победой книготорговца, что ярко подчеркнуто смелым стилистическим приемом. Поэт от восторженных речей переходит на сухой язык коммерческой сделки, и стихотворная речь сменяется прозаической: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся». В последние годы жизни и творчества продолжает звучать тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихи, посвященные ей, неизменно отличаются возвышенным стилем. Так, в стихотворении "Памятник" поэт обращается к древнему наследию, ведь это произведение является вольным переводом одной из од Горация. Пушкин выражает свою уверенность в том, что он останется жив в памяти народа. Это право дает ему созданный "нерукотворный" памятник, который он воздвиг сам себе, поскольку всегда был пророком, голосом русского народа. В этом стихотворении Пушкин лаконично и емко говорит о цели и смысле своей поэзии, видя основную заслугу своей личности в том, что как поэт-пророк он пробуждал милосердие, доброту, стремление к справедливости и свободе в людях. Концовка стихотворения - это традиционное обращение к музе, которая должна слушаться веления Божьего, то есть голоса правды, и, не обращая внимания на мнение "невежественных глупцов", следовать цели. 24. Взгляд А.С.Пушкина на роль личности и эпохи Петра I в русской истории («Стансы» 1926г., «Пир Петра I», «Полтава», «Медный всадник» и т.д.). На протяжении всей жизни А.С. Пушкин интересуется личностью Петра Первого, анализирует его историческое значение. Поэтому образ Петра довольно часто встречается в творчестве Пушкина. Проблема оценки этого монарха в начале девятнадцатого века становится необычайно важной. Одно из первых стихотворений, посвященных теме Петра, - стихотворение «Стансы», написанное в 1826г. Это время – начало правления Николая Первого – нового, еще не известного царя. Стихотворения Пушкина является своеобразным наказом Николаю. При этом Пушкин воспринимает Петра Первого как почти идеального монарха и ставит его в пример Николаю. Поэма «Полтава» 1828 года повествует о знаменитой Полтавской битве, произошедшей в 1709 году. И здесь Пушкин продолжает восхвалять труды Петра, описывая восстановление России, как заслугу царя. Свое понимание величайшего значения Полтавской битвы в ходе русской истории Пушкин сформулировал в предисловии к первому изданию поэмы: «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого». Единственным героем в поэме, достойным исторической славы и памяти, является Петр I, поступками которого движут интересы государства. Чтобы обрисовать Петра, ему не пришлось обременять его образ громкими эпитетами, он нарисовал только два момента в его настроениях 1 на поле полтавской битвы и 2 пирующим после победы. В первом случае перед нами замечательное описание внешнего облика императора. Это описание реально, правдиво, и, в то же время, оно полно божественной красоты. Другой момент в настроениях Петра – ликование его по поводу полтавской победы. Это торжество великого человека, празднующего не свою личную удачу, а новую эру в исторических судьбах своего народа. Оттого таким величием и спокойствием полна его радость. Здесь нет места мелкому тщеславию, эгоизму, злорадству. Оттого в своем шатре он угощает не только своих вождей, но и чужих. В стихотворении 1835 года «Пир Петра I» Пушкин использует необычный сюжет, раскрывающий новые достоинства царя. На первый план выходит тема необыкновенной милости Петра. Пытаясь рассуждать на тему того, что именно празднует царь, Пушкин перечисляет всевозможные заслуги русской армии и флота, вспоминая битву под Полтавой, а также достижения России в науке, искусстве и литературе того периода. Однако все это не имеет никакого отношения к пиру, так как царь «подданным мирится; виноватому вину отпуская, веселится». Событие, из-за которого происходит пиршество, оказывается для Петра столь же ценно, как и другие вышеперечисленные события. Пушкин повествует не только о заслугах и подвигах Петра, но и говорит о его человечности. Поэма «Медный всадник» написана в 1833 году. Осознанное отступление от хронологии обусловлено тем, что «Медный всадник» - особенная поэма по отношению к другим произведениям Пушкина, связанным с петровской темой, где последовательно развивается по сути один и тот же взгляд на Петра как на идеального монарха. В этой же поэме проблемы представлена в несколько ином ракурсе. Если в предшествующих произведениях Пушкин восхваляет Петра, то в поэме поэт впервые поднимает вопрос: так ли уж идеален Петр на самом деле? Основанный им город, безусловно, нужен российскому государству. Но он стоит на ненадежном месте. И из-за опасного расположения Петербурга страдают люди (в тексте поэмы – это Евгений, Параша). По мысли Пушкина, государство должно быть гуманным, ориентированным на человека. Счастье Евгения разрушено, а сущность российского бытия осталась прежней, и творческая воля царя не смогла ничего изменить. Это произошло потому, что царь не может быть Богом, а на это претендует Петр I в начале поэмы. Он – «кумир на бронзовом коне». В поэме Петр – покоритель стихии. Его образ существенно меняется по сравнению с предыдущими произведениями. Петр по сути становится отрицательным героем. Но нельзя забывать о прологе поэмы, в котором Пушкин признается в своей безоговорочной любви к Петербургу – творению Петра. Следовательно, существует два варианта прочтения поэмы. И оба они заложены Пушкиным изначально. Возможно, такая вариативность обусловлена самой темой произведения - трагизмом и неразрешенностью русской истории. Пушкин не дает прямого ответа на вопрос: каков же Петр I на самом деле? Поэт лишь позволяет увидеть эту фигуру в новом качестве. Наверное, трудно найти в творчестве А.С. Пушкина каких-либо однозначных утверждений. Удивительно глубоко осмыслена Пушкиным историческая тема, одной из главных фигур в которой является фигура Петра Великого. Пушкин объективно судил как о заслугах, так и о противоречиях его деятельности. Образ Петра не случайно становится одним из центральных в творчестве Пушкина. Петр – символ русской истории, загадочной и противоречивой. |