Главная страница
Навигация по странице:

  • Судьба2 тома Судьба второго тома «Мертвых душ»

  • 46.герой времени и герой племени в 1 томе.() худ.способы и приемы создания образа-типа. Его соц-истор.значимость и архетипическое ядро. Мифолог.пласт смысла поеэмы

  • (худ.способы и приемы)

  • 47.жанрово-композиционное своеобразие мертвых душ.специфика авторского присутствия в произведении

  • 1. Общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 в. Проблема периодизации


    Скачать 0.52 Mb.
    Название1. Общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 в. Проблема периодизации
    Дата12.06.2019
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_russkoy_literatury_19_veka.docx
    ТипДокументы
    #81472
    страница16 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

    45.мертвые души.замысел и реализация..судьба 2 тома.роль его персонажей в возрождении россии

    В самом названии знаменитой поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» уже заключен главный замысел и идея этого произведения. Если судить поверхностно, то в названии раскрывается содержание аферы и самой личности Чичикова – он покупал души уже мертвых крестьян. Но для того, чтобы объять весь философский смысл задумки Гоголя, нужно смотреть глубже буквального трактовки названия и даже происходящего в поэме.

    История создания Мертвых душ

    Поэму «мертвые души» Николай Гоголь начал в 1835 году и продолжал над ней работать до конца жизни. В самом начале писатель выделял для себя, скорее всего, смешную сторону романа и создал сюжет Мертвых душ, как для длинного произведения. Бытует мнение, что основную идею поэмы Гоголь позаимствовал у А.С. Пушкина, так как именно этим поэтом впервые была услышана реальная история о «мертвых душах» в городе Бендеры. Гоголь работал над романом в Италии. Первый том «Мертвых душ» был закончен в 1842 год, и в мае уже был издан под названием «Похождения Чичикова или Мертвые души».

    Впоследствии работы над романом, первоначальный замысел Гоголя значительно расширился, именно тогда и появились аналогия с тремя частями «Божественной комедии». Гоголь задумал, что его герои прошли своеобразные круги ада и чистилища, чтобы в конце поэмы духовно возвысится и возродиться. Свою идею автору так и не удалось реализовать, полностью была написана только первая часть поэмы. Известно, что работу над вторым томом поэмы Гоголь начал в 1840 году, а к 1845 году у него уже были готовы несколько вариантов продолжения поэмы. К сожалению, именно в этом году автор самостоятельно уничтожил второй том произведения, он бесповоротно сжег вторую часть «Мертвых душ», будучи недовольным написанным. До сих пор неизвестна точная причина такого поступка писателя. Существуют черновые рукописи четырех глав второго тома, которые были обнаружены после вскрытия бумаг Гоголя.

    Таким образом, становится понятно, что центральной категорией и одновременно главным замыслом поэмы Гоголя является душа, наличие которой делает человека полноценным и настоящим. Именно это является основной темой произведения, и Гоголь старается указать на ценность души на примере бездушных и черствых героев, которые представляют особый социальный слой России. В своем бессмертном и гениальном произведении Гоголь одновременно поднимает тему кризиса России и показывает с чем напрямую это связано. Автор рассказывает о том, что именно душа – это природа человека, без которой в жизни нет никакого смысла, без которого жизнь становится мертвой и что именно благодаря ей можно отыскать спасение.

    Судьба2 тома

    Судьба второго тома «Мертвых душ»

    Сразу хотелось бы отметить, что к моменту работы над второй частью своего главного произведения Гоголь был в очень сложном состоянии с психологической точки зрения. Нервный, очень непростой по характеру, недоверчивый, скрытный, Николай Васильевич жил тяжело, часто пребывал в состоянии депрессии, нервозности.После смерти одной из близких знакомых (а может быть, не только по этой причине), писатель жаловался друзьям на появившуюся у него маниакальную боязнь кончины. Он чувствовал себя обессиленным, измученным, стал плохо спать.

    В одну из таких бессонных, полных терзаний ночей с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь приказал юному слуге Семену принести чемодан с рукописями для продолжения произведения. После этого писатель выбросил все тетради в горящий камин и сжег 2 том "Мертвых душ".

    Позже он с колоссальной горечью будет рассказывать своему другу, графу Толстому, что уничтожил продолжение повести по непростительной ошибке, на которую его словно толкнул дьявол.

    Кроме того, существуют другие версии случившегося: Полноценной второй части на самом деле не было. Гоголь ее так и не написал, а потому просто придумал про сжигание рукописей. Николай Васильевич не смог написать такую вторую часть, которая бы смогла соревноваться в гениальности с первой. А потому решил уничтожить книгу, не решаясь ее представить общественности. Склонный к мистификации, религиозный, Гоголь посчитал подобный акт сожжения символичным, принеся лучшее произведение своей жизни на алтарь Божий. Продолжение произведения ему приказал сделать император. В нем писатель должен был показать уже образумившихся, покаявшихся чиновников. Но подобная задумка противоречила тому, как хотел подать историю сам писатель, а потому Гоголь сжег второй том "Мертвых душ". Любящий славу, умеющий привлечь внимание, Николай Васильевич, возможно, решил просто прибавить шумихи к своей книге. Ведь ничто не тревожит так сильно, как непознанное. И в этом случае его задумка удалась, так как заветный второй том сегодня обсуждают чуть ли не чаще, чем вышедшее в печать произведение. Также в некоторых источниках можно прочесть о том, что повесть у писателя украли недоброжелатели, а история про сожжение была придумана для того, чтобы скрыть настоящую правду.

    46.герой времени и герой племени в 1 томе.(?) худ.способы и приемы создания образа-типа. Его соц-истор.значимость и архетипическое ядро. Мифолог.пласт смысла поеэмы

    (худ.способы и приемы)Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать то, как Гоголь описывает помещиков. В поэме даны не только портреты персонажей, но и зарисовки окружающей их обстановки. Действительно то, в каком состоянии находится поместье каждого из героев, в значительной степени характеризует их самих. Например, внешний вид имения Манилова свидетельствует о бесхозяйственности и непрактичности владельца: «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть...». В глаза бросается нелепое несоответствие между высокопарной надписью на беседке — «храм уединенного размышления» — и простыми «серенькими бревенчатыми избами». Подобное же несоответствие звучит и в описании дома Манилова, где «чего-нибудь вечно недостает»: два кресла уже несколько лет стоят без обивки, по вечерам рядом с изящным подсвечником «ставился какой-то просто медный инвалид» и так далее. Гоголь в поэме «Мертвые души» нередко подчеркивает, усиливает впечатление от той или иной характерной особенности. Этой цели служит, например, описание погоды, которая стояла в тот день, когда Чичиков приехал к Манилову: «Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета». Иначе изображает Гоголь владения Коробочки. Хозяйственность этой помещицы сразу бросается в глаза: во дворе много живности, на грядках растут разнообразные овощи, крестьянские избы «показывали довольство обитателей». Однако описание владений Коробочки Гоголь начинает с ее жилища: «...комната была обвешана старенькими, полосатыми обоями; картины с какими-то птицами между окон: старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев, за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате...». Множество мелких деталей — для чего Гоголь их так подробно описывает? И описание содержимого комода Коробочки, которого Чичиков не видел, где среди разной рухляди припрятаны мешочки с деньгами — какую роль оно играет в характеристике помещицы? Описывая все это, автор подчеркивает скопидомство Коробочки; мелкие детали обстановки дома исподволь подготавливают читателя к знакомству с ограниченной, мелочной натурой хозяйки. Рисуя портреты своих героев, Гоголь останавливается не только на их внешности, но также показывает их манеру поведения, речи, в которых раскрывается сущность характера и интересов того или иного персонажа.

     

    Приторная слащавость Манилова, его чрезмерное стремление выглядеть любезным и благовоспитанным заметно уже при первом взгляде на него, и если это и не отталкивает сразу, то вскоре уже нагоняет скуку на собеседника: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...». Отметив какую-либо типичную черту в своих персонажах, Гоголь и показывает, как эта особенность проявляется в жизни, в общении. Желая проявить уважение к гостю, Манилов доходит до смешного. В конце концов он и Чичиков самым комичным образом одновременно протискиваются в дверь. Лексика Манилова также характеризует его внутреннюю бессодержательность, соединенную со стремлением к внешнему изяществу. Фразы Манилова порой поражают своим комизмом («Позвольте вам этого не позволить...») или излишним нагромождением слов: «Но позвольте доложить, не будет ли это предприятие, или чтоб еще более, так сказать выразиться, негоция, так не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?»

     

    Портрет Коробочки очерчен довольно приблизительно: «...Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода». Очевидно, что автор стремился показать типические черты не одной только Коробочки, а всей совокупности подобных ей существ. Яркой характеристикой помещицы, как и в случае с другими персонажами Гоголя, служит ее речь. Лексика Коробочки наглядно демонстрирует ее необразованность и ограниченность: «Ах, какие ты забранкипригинаешь!», «маненько», «нешто». Недвусмысленно проявляется и прижимистость Коробочки, все мысли которой вертятся вокруг убытков и доходов.

     

    Однако ключевым моментом в характеристике помещиков является их отношение к продаже мертвых душ. Манилов и здесь верен своей бесхозяйственности. Он, конечно, весьма удивился странному желанию Чичикова купить мертвые души. Но ради того, чтобы сделать приятное гостю, он не только отдает небывалый товар даром, но и берет на себя расходы по оформлению документов. Коробочка, несмотря на явную выгоду предложенной сделки, долго мнется — ее, как человека ограниченного, пугает необычность товара: «...Меня одно только и останавливает, что они мертвые». Но не только это беспокоит Коробочку — основная ее забота заключается в том, чтобы как-нибудь не продешевить. В столь непосредственном стремлении к наживе Коробочка оказывается столь же комичной, как и Манилов — в потугах выглядеть образцом учтивости. «Авось понаедут купцы, да применюсь к ценам», «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся» — все это она всерьез говорит о мертвых душах!

     

    По такой же схеме Гоголь описывает и других помещиков, образы которых выведены в поэме «Мертвые души». Собакевич, Ноздрев, Плюшкин — между ними огромное различие, но каждый из них по-своему типичен. Однако легко проследить и общие черты, объединяющие всех этих персонажей в категорию «мертвых душ». Все они живут за счет труда крестьян, лишены каких-либо высоких идеалов и целей, бездеятельны либо заботятся только о личном обогащении. Поэтому именно они — настоящие «мертвые души» в поэме Гоголя.

    Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности. Кроме того, это время беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного, живущего под гнетом крепостного права. 

    Социально-исторические черты присущи всем героям Гоголя. Существовавшая социальная действительность наложила глубокий отпечаток на характеры и взгляды людей того времени."Мертвые души". В этом произведении выведена целая галерея моральных уродов, типажей, ставших нарицательными именами. Гоголь последовательно изображает помещиков, чиновников и главного героя поэмы дельца Чичикова. Остановимся подробнее на типах помещиков. Все они эксплуататоры, высасывающие кровь из крепостных крестьян. Но пять портретов, выведенных в произведении, все-таки отличаются друг от друга. Всем им присущи не только социально-исторические, но и общечеловеческие черты и пороки. Например, Манилов. Он не просто глупый мечтатель, ничего не делающий, не желающий трудиться. Все его занятия состоят из выколачивания пепла из трубок на подоконник или в беспочвенных прожектах моста через пруд да купеческих лавок, в которых будет продаваться всякая снедь для крестьян. 

    Образ Манилова - находка Гоголя. В русской литературе он найдет продолжение в творчестве Гончарова. 
    В другой главе появляется "дубинноголовая" Коробочка, но этот образ не так уж и однобок, как принято писать о нем в критике. Настасья Петровна - женщина добрая, гостеприимная (ведь Чичиков попадает к ней ночью, сбившись с дороги), хлебосольная. Она не так тупа, как принято о ней думать. Вся ее "тупость" проистекает оттого, что она боится продешевить, продать "мертвые души" себе в убыток. Она скорее морочит Чичикова. Но тот факт, что она практически и не удивляется предложению Чичикова, говорит о ее беспринципности, а не о тупости. Говоря о помещиках, нельзя не вспомнить еще одну черту, порожденную строем, - это жажда накопительства, наживы и глубокая расчетливость во всех предпринимаемых делах. Таков Собакевич. Это человек, бесспорно, хитрый и умный, ведь он первый из помещиков понял, зачем Чичиков скупает мертвые души. Понял и надул, подсунув в списки умерших крестьян женское имя Елизавета Воробей, которое он написал через "ер" (твердый знак). Но жажда накопительства приводит к своей абсолютной противоположности - к нищете. Мы это видим в Плюшкине, вечном образе Скупого. Плюшкин превратился в животное, утратил даже пол (Чичиков даже принимает его за женщину), стал "прорехой на человечестве". 

    Бюрократизм и самодержавие способствуют появлению в России дельцов, подобных Чичикову, готовых идти к своей цели по головам других, более слабых людей, идти к цели, расталкивая других локтями. Подтверждением этому служит история жизни Чичикова: сначала он "надул" своего учителя, потом повытчика, затем своего товарища таможенника. Здесь Гоголь показывает, что страсть наживы убивает в человеке все человеческое, растлевает его, омертвляет его душу. . 

    В произведениях Гоголя, как мы видим, показаны не только социально-исторические типы людей, но и общечеловеческие пороки: пустота, глупость, жадность, стремление к наживе. Герои Гоголя бессмертны, потому что бессмертны человеческие пороки.


    \

    В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» четко прослеживаются три наиболее значимые мифологические модели: Дорога, Усадьба и Город. Мифопоэтическое пространство является многослойным и сакрально неоднородным. При этом оно в своей круговой замкнутости постоянно сужается. В.А. Маслова в числе важнейших концентрических «кругов» выделяет следующие - «человек - дом - родина - чужбина»1. Таким образом, центральное место здесь занимает человек, осваивающий пространство. Освоение же пространства возможно лишь при совершении человеком путешествия, причем достижение субъектом цели пути, дороги неизбежно влечет за собой повышение ранга в социально-мифологическом или сакральном статусе'. Следующий круг мифологической модели пространства - дом человека; в тексте поэмы эту разновидность пространства, отгороженную от внешнего мира, представляют помещичьи усадьбы. Кроме того, весьма значимым представляется пространство города.


    Большое значение уделяется рассмотрению мифологемы колесо, появляющейся практически с первых страниц произведения (в разговоре двух русских мужиков, спорящих, доедет ли бричка Чичикова до Москвы и Казани). Один из мужиков уверенно произносит глагол «доедет», что дает нам право предположить, что в финале своего путешествия Чичиков получит возможность духовного преображения. Намек на это содержится в заключительной части второго тома «Мертвых душ».

    Во второй главе «Мифологический мотив движения в поэме Н.В. Гоголя» основное внимание сосредоточено на выявлении художественных функций мифологемы «дорога». Вместе с тем, мифологема колесо является символом жизненного цикла, перерождения, духовного развития. Путь Чичикова - постоянный возврат к исходной точке, дорога его жизни, устремленная вперед, превращается в бег по кругу, но при этом герой становится иным, нежели прежде. Так, когда Чичиков попадает в тюрьму, ему начинает открываться истина, и эти минуты озарения дают надежду на то, что в итоге он преобразится, воплотив в своем образе интерпретацию жития «великого грешника».

    Во втором разделе «Дорога как духовная эволюция в поэме «Мертвые души» рассматривается мифологема дорога в значении жизненного пути и возможности духовного перерождения героев гоголевской поэмы.

    В первом томе «Мертвых душ» ни один из героев (кроме Плюшкина и Чичикова) не дан в развитии, 1. Анализируя образы Манилова, Коробочки, Ноздрева и Собакевича, мы приходим к выводу, что духовная эволюция для них невозможна.

    От перечисленных персонажей отличается образ Плюшкина, который имеет мифопоэтическую направленность - это герой, способный к нравственному возрождению, на что косвенно указывал и сам Н.В. Гоголь в одном из писем, желая показать положительного Плюшкина в будущих частях своей поэмы. Обращает на себя внимание композиционное «выделение» главы, посвященной Плюшкину - она расположена в центре произведения, более того, она обрамлена лирическими отступлениями. Кроме того, Н.В. Гоголь рассказывает биографию Плюшкина, что позволяет понять причины его нынешнего положения. Определенные символы, которые находим в тексте (прежде всего, кулич, сад, церкви и т.д.), помогают ответить на вопрос о его духовной эволюции и сделать вывод, что душа Плюшкина, хотя и «зачерствела», но, по законам мифопоэтики, способна возродиться.

    47.жанрово-композиционное своеобразие мертвых душ.специфика авторского присутствия в произведении

    Н. В. Гоголь — выдающийся писатель критического реализма, продолжающий традиции А. С. Пушкина
    До сих пор вызывает споры жанровое определение, данное “Мертвым душам” Н. В. Гоголем. Известно, что на обложке первого издания книги на первом плане крупными буквами выступило слово “поэма”, затеняя даже само названиеПоэмой называли “Божественную комедию” . Сходство двух “поэм” не осталось не замеченным современниками. В первую очередь следует указать на трехчастное строение произведений, ведь “Мертвые души” задумывались автором именно так, по аналогии с “Адом”, “Чистилищем” и “Раем”, хотя замысел, к сожалению, и не был реализован до конца. Но в пределах этого сходства современные литературоведы находят и другие любопытные аналогии. 
    Обратимся к первому тому “Мертвых душ”. В поэме Данте персонажи в первой части следуют в порядке возрастающей виновности. И чем больше в ней сознательного элемента, тем она выше. У Н. В. Гоголя такие пороки и преступления, как убийство, предательство, вообще исключены: “Герои мои вовсе не злодеи”. Но принцип расположения характеров в известной мере сохранен. 
    С этой точки зрения легко можно объяснить тот факт, что Манилов открывает галерею помещиков. У Данте в преддверии Ада находятся те, кто не делал ни зла, ни добра. Действительно, этому соответствует описание Гоголем того рода людей, к которому относится Манилов: “...Люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”. Следующие за Маниловым персонажи отличаются от него тем, что у них есть какая-то “страсть”, какой-то “задор”, хотя рано еще говорить о сознательном элементе. Впервые эта “вина” проявляется в Плюшкине: мы ясно видим, что он мог бы быть другим человеком. В связи с этим произносит автор такое “напутствие”: “Забирайте с собой в путь... все человеческие движения, не оставляйте их на дороге”. 
    Во втором томе, как писал сам Н. В. Гоголь, “характеры значительнее прежних”. Действительно, здесь повышается элемент сознательности. Описание Бетрищева развивается на другом уровне, нежели характеристики помещиков, встретившихся читателю в первом томе. Недостатки в Бетрищеве перемешаны с достоинствами. Таким образом, разграничивая эти два понятия, автор дает читателю понять, что и сам герой это может сделать. Но не делает, и это повышает его вину. 
    Не только Бетрищев, Тентетников, Платонов, Хлобуев, но даже Петух, легкомысленный чревоугодник, обнаруживают в себе задатки высоких качеств. Удивительно описание прогулки Петуха в лодке — оно все пропитано лиризмом, как сказал И. С. Тургенев, “потрясающим в одно время всю душу читателя”. 
    Переход от первого тома ко второму осуществляется посредством образа Плюшкина: в связи с ним впервые всплывает 
    луч света, впервые мы видим “церковь” в помещике, и впервые появляется мотив поиска — Плюшкин постоянно что-то ищет и поднимает. 
    Аналогичным способом второй дом должен был стать переходным к третьему. Хотя проступки Чичикова становятся все тяжелее, все чаще просыпается в нем голос совести, который опять указывает на возможность другого пути. Недаром автор вкладывает в уста Муразова такие слова: “...какой бы из вас был человек, если бы так же, и силою и терпением, да подвизались бы на добрый труд, имея лучшую цель”. 
    Возрождение должно было совершаться в третьем томе. Если бы это осуществилось, перед нами была бы заключительная стадия “истории души” современного русского человека, а именно — приобщение к истине. 


    В заключение хотелось бы рассмотреть иную, отличную от дантовской, концепцию объяснения жанрово-композицонного своеобразия поэмы. К мысли, что каждый последующий помещик первого тома мертвее предыдущего, склонялись такие известные критики, как А. Белый, А. Воронский. Но даже не основываясь на дантовской традиции, эти суждения можно поставить под сомнение. Галерея помещиков начинается с Манилова, потому что он бесцветнее всех и не будет отвлекать внимание читателя на себя. Кроме того, его реакция на предложение Чичикова сразу же ставит на первый план то, что нужно Гоголю. Если бы на месте Манилова оказался, скажем, Собакевич, сообщение Чичикова не произвело бы такого эффекта. 
    Особую роль в композиции играет мотив “кривого колеса”. Вначале расположение глав полностью совпадает с планом Чичикова, но затем вступает в действие этот мотив, и герой сбивается с дороги и попадает не туда, куда хотел: вместо Собакевича — к Коробочке, Ноздреву. Игра задуманного и неожиданного составляет, таким образом, особенность композиции. Во втором томе она тоже сохраняется: вместо одного помещика Чичиков попадает к другому и так далее. 
    Еще одна особенность композиции — использование Н. В. Гоголем вставной повести — “Повести о капитане Копейкине”. Действенно и другое определение, которым почтмейстер предваряет свое повествование, — “поэма”. Таким образом, вставная повесть, несмотря на свою кажущуюся самостоятельность, жанрово связана со всем произведением: в рамках “Мертвых душ” как поэмы возникает еще одна поэма. 
    Н. В. Гоголь подчеркнул присвоением “Мертвым душам” жанрового обозначения “поэма”.


    Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный мир воссоздает современную Гоголю действительность русской жизни. Это уродливый и страшный мир маниловых, ноздревых, чичиковых, плюшкиных и кувшинных рыл, мир извращенных духовных ценностей. Мир идеальный – это мир высокого идеала, это мысли и раздумья автора об истинной жизни, о могучей и прекрасной России живых душ. Во имя этой России и была создана эта поэма.

    Повествователь в поэме – это реальный человек, имеющий свою биографию, это образ автора со многими присущими ему мыслями и чертами. Образ повествователя раскрывается в отношении к окружающей его действительности. Его мысли выражает вся система образов. Находясь в центре поэмы, он открыто обращается к читателю, и не только рассказывает о героях, но и оценивает их, передает свои мысли, навеянные картинами жизни.

    И хотя образ повествователя и близок автору, их личности не тождественны. Повествование в поэме ведется от лица идеальной личности, такой, какой представляет ее автор. Через образ повествователя в поэме совершается все то, что близко и дорого автору, что он любит и что прошло через его душу. Повествователь, как и автор, – одинокий странник, который ищет счастье. Это человек, много видевший и переживший. Он не приемлет зло и несправедливость, выступает против пошлости и обывательства и ищет новые формы человеческого общения и существования.

    Повествователь свободно и открыто, не скрывая своей иронии, выражает передовые взгляды своей эпохи. Он любит Россию и русский народ и с острой болью переживает все то, что творится на его Родине, ненавидит и презирает сильных мира сего, скорбит о гибели в человеке человеческого. Ему дорога красота родной земли и он воспевает ее красоту. Но его любовь заключает в себе и сознание личной ответственности за ее судьбу. Судьба народа и страны является и его судьбой. Автор доверил повествователю роль представителя народной России. Но судьба его родины трагична и печальна, вызывает «зримый миру смех, незримые неведомые миру слезы». Однако он верит в возможности народа, подтверждением чего служат его отзывы о русском мужике, полные восторга и горячей веры в лучшее будущее. Все это позволяет утверждать, что образ повествователя – это образ самого Гоголя.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта