1. Общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 в. Проблема периодизации
Скачать 0.52 Mb.
|
1. Общие закономерности историко-литературного процесса 1-й половины 19 в. Проблема периодизации. Литературный процесс первой половины 19 века Уже на рубеже 18 и 19 веков русская литература по своему развитию не уступает литературе Европы. Однако во многом она ещё не самобытна, а берёт за основу темы и сюжеты европейских произведений. Как и в Европе, в России переживают кризис классицизм и сентиментализм, начинает зарождаться романтизм. Ведущими направлениями 19 века станут романтизм и критический реализм. В начале века ещё живы и активно работают выходцы из прошлого столетия - Державин и Карамзин. Комедиограф и журналист Иван Андреевич Крылов начинает писать басни. В первое десятилетие 19 века зажигается звезда Василия Андреевича Жуковского, ставшего "отцом" русского романтизма "Вольное общество любителей русской словесности, наук и художеств"- одна из первых общественных литературных организаций. Общество, созданное выпускниками гимназии при Академии наук, просуществовало четверть века - с 1801 по 1826 годы. Членами общества были переводчик и педагог Иван Мартынович Борн, поэты Василий Васильевич Дмитриев и Василий Васильевич Попугаев, академик-языковед Александр Христофорович Востоков, поэт и публицист Иван Петрович Пнин, сыновья А.Н. Радищева Василий и Николай. "Беседа любителей русского слова" (они же "шишковисты", или "беседчики") - это общество, основанное в 1811 году, "выросло" из литературного салона Г.Р. Державина. Общество возглавил адмирал русского флота, филолог, академик Александр Семёнович Шишков. Участниками "Беседы..." были поэт и министр юстиции Гаврила Романович Державин, драматург Александр Александрович Шаховской, поэт Иван Андреевич Крылов, поэт и переводчик Николай Иванович Гнедич. "Беседчики" выступили против реформы языка, предложенной Карамзиным, против влияния на Россию "чужеземной культуры", защищали чистоту русского языка, предлагая заменить все заимствованные слова русскими аналогами (бульвар - "гульбище", калоши - "мокроступы", театр - "позорище" и т.д.). В литературе отстаивали принципы уже устаревшего к тому времени классицизма и опирались на теорию трёх "штилей" Ломоносова. "Арзамас"(они же "карамзинисты") - литературное общество, возникшее в 1815 году в противовес "Беседе..." и объединившее сторонников "нового слога" Карамзина. Участниками общества были поэты Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Пётр Андреевич Вяземский, Василий Львович Пушкин, Александр Сергеевич Пушкин, Денис Васильевич Давыдов, экономист и декабрист по убеждениям Николай Иванович Тургенев, академик Сергей Семёнович Уваров, генерал-майор, декабрист Михаил Фёдорович Орлов. Наряду с литературными салонами и обществами, в 19 веке началось интенсивное развитие литературной журналистики. По выражению Державина, в начале века в России "всё зажурналилось". Наиболее популярными стали журналы "Вестник Европы" - редакторы Николай Михайлович Карамзин и Василий Андреевич Жуковский; "Северный вестник" - издатель Иван Иванович Мартынов; "Журнал российской словесности" - издатель Николай Петрович Брусилов; "Цветник" - сотрудники редакции Иван Андреевич Крылов, Александр Христофорович Востоков, Константин Николаевич Батюшков; "Сын Отечества"- издатель Николай Иванович Греч. В 1820-е годы будущие декабристы издавали альманахи "Мнемозина" и "Полярная звезда". Александр Сергеевич Пушкин совместно с Антоном Антоновичем Дельвигом основал "Литературную газету" (выходит по сей день), а в 1836 году - журнал "Современник". Периодизация литературы XIX века Литература I трети XIX века.Это период с 1800 по 1840 гг. Именно в этот период закладывались основы всей русской классической литературы, ее основные темы, проблемы, эстетическое богатство и совершенство. В этот период можно выделить три вершинных имени: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Логика развития литературного процесса связана с этими тремя именами и переоценить их значение невозможно. Писатели более позднего периодов в своем художественном творчестве ориентировались на особенности литературы начала XIX века. Литература II трети XIX века.Это литература 40-60-х гг. Время формирования реализма как типа художественного сознания. 1842 г. выходят «Мертвые души» Гоголя, 1845 – сборник «Физиология Петербурга», ставший манифестом «натуральной школы». Вершинными именами этого периода можно считать Тургенева, Гончарова, Островского, Фета, Тютчева, Лескова, Некрасова, А.К.Толстого и других. Литература III трети XIX века.Это 70-80(90)-е гг. Время рубежное в истории и культуре России. Страна находилась в преддверии нового исторического идеала. Современники отмечали «дыханье завершения, итога». В тоже время это период расцвета великих гениев «дыхания рубежности»: Л.Н.Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова Литература всей той эпохи, это особенное явление, оно исключительное, очень уникальное и несравненное. В самом начале золотого века искусство начало отделяться от серых масс, поэзия стала расцветать. В русской литературе 19 века было много законодателей произведений и стихов того времени, именно поэтому те времена стали называют «Золотым веком» русской классической литературы. Наши классики стали создавать действительно ценные творческие и художественные образы. Стоит отметить, что и критики также начали свою деятельность. Сейчас мы можем наслаждаться их результатами и изучать их деятельность той эпохи. 2. Формы общественно-литературной жизни в 1-й половине 19 в. Литературно-общественная полемика 1880-1810 гг. «Арзамас» и «Беседа». Журналистика Характерной особенностью литературной жизни первой половины XIX века стала журналистика - по меткому выражению Г.Р. Державина, все в литературе "зажурналилось". Журналы играли видную роль в общественной жизни, представляя то или иное идейное направление. Так, "Северный вестник" (1804-1805) И.И. Мартынова, "Журнал российской словесности" (1805) Н.П. Брусилова, "Северный Меркурий" (1805) и "Цветник" (1809-1810) А. Е. Измайлова и А. П. Бенитского являлись пропагандистами просветительских идей, "Русский вестник" С.Н. Глинки отстаивал принципы самобытности и выступал против галломании и т. п. Содержание литературных публикаций также имело свои особенности. Например, большой популярностью пользовалась эпистолярная форма изложения (то есть форма письма). В то время, когда письма были единственным средством связи между корреспондентами, живущими далеко друг от друга, их писали тщательно и пространно. Письма отражали не только бытовые подробности, но и умонастроения, чувства авторов. Огромные архивы эпистолярной литературы (писем Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, П.А. Вяземского и др.) представляют бесценный материал для историка литературы. В журналах постоянно печатались всякого рода "письма": "письма путешественников", "письма" политические, исторические, этнографические. "Письма из Каира" сменялись на журнальных страницах "Письмом в Тверь", за "Письмом к издателю" следовал ответ, а затем "Ответ на ответ" и т. д. Большое место среди литературных публикаций уделялось поэзии, которая была очень любима читателями. В первой половине XIX века торжественные оды уступают место лирическим стихотворениям, мадригалам, а также эпиграммам и памфлетам. Одним из наиболее популярных периодических изданий начала XIX века был журнал "Вестник Европы", редактируемый Н.М. Карамзиным. Журнал был задуман, как общественно-политический и литературный орган, призванный познакомить русских читателей с общественной и культурной жизнью Европы. В редакционной статье первого номера журнала сообщалось, что на страницах его будут публиковаться выдержки из 12 иностранных изданий. Этому способствовали личные интересы редактора. В молодости, путешествуя по Европе, Карамзин познакомился со многими известными европейскими учеными и писателями (Кантом, Виландом и др.), изучил французскую и немецкую литературу. Теперь он хотел ознакомить русских читателей с общественной и литературной жизнью Европы. Наряду с этим в журнале довольно широко освещались новинки русской литературы. В самостоятельный раздел были выделены политические новости. Здесь печатались не только статьи о международном положении, но и речи иностранных государственных деятелей, документы, письма и т. п. К участию в журнале Карамзин привлек наиболее выдающихся литераторов тех лет: Державина, Хераскова, Нелединского-Мелецкого, Дмитриева, Жуковского, В. Л. Пушкина. В журнале был опубликован ряд повестей и самого Карамзина: "Моя исповедь", "Рыцарь нашего времени", "Марфа Посадница" и др. 16г – Беседа… Вяземский, Пушкин, Воейков и Дашков, 1815-1818 – «Арзамас» Жуковский, Тургенев, Дашков, Блудов, Жихарев, Уваров, Вяземский, Пушкин, Батюшков и др. Необходимость возникновения единого русского литературного языка была очевидна. Решение этой проблемы в России приняло полемическо-пародийный характер двух литературных объединений – « БЛРС» ( 1811-16) и «Арзамасским обществом безвестных людей» (1815-18). В начале 1800х Карамзин написал несколько статей («Отчего в России мало авторских талантов»), в которых утверждал, что русские не умеют излагать психологические и философские моменты на родном языке, зато свободно делают это на французском. В русском просто не находилось аналогов словам-переживаниям, традиционно выражавшимися на французском. Двуязычие – стандартно для дворян. Неразвитость русского задевала Карамзина. Что же он предложил? Снова, взять за основу европейский опыт. «Французский язык весь в книгах, а русские о многих предметах должны ещё и говорить, как напишет человек с талантом». Нужно сблизить язык книжный и разговорный, стереть различия, создать новый на основе « Среднего» стиля. Перемены должны наступить естественным путём, без ломки. Статьи Карамзина сразу же встретили решительное неодобрение адмирала Шишкова, который откликнулся на них трактатом « Рассуждение о старом и новом слоге российского языка». В нём он защищает русскую культуру, самобытность, отрицает, что нация, которая развязала якобинский террор, уничтожила монархию и отвергла религию – является примером для подражания. Шишков заявляет, что России надлежит не усваивать ложное евр. Просвещение, а беречь и охранять свои нац. Основы. Таким образом, если Карамзин шёл вперёд, то Шишков всем взглядом обращался назад. С этой целью он обращается к славянскому языку церковных книг, на котором уже не говорили в обиходе. Он ратовал за книжный язык и протестовал против сближения с разговорным. « Французы не могли из духовных книг своих столько заимствовать, сколько Мы из своих можем», - писал Шишков. Итак, Карамзин и Шишков сошлись в необходимости единого лит. Языка, но разошлись в его создании. Карамзин выбирал « Средний» слог, Шишков – « высокий» и просторечный стили. С целью воспитания будущих молодых писателей Шишков организует лит. Общество «БЛРС», её ядро составили Державин, Крылов, Голенищев, Ширинский и др. Кроме них, в заседаниях участвовали Кюхельбейкер, Катенин, Грибоедов, Гнедич. Ещё до открытия, 21 февр. 1811года, к Шишкову присоединились некоторые литераторы. Не разделявшие принципов сентиментализма. Наиболее примечательной фигурой здесь был князь Шаховской. В 1805 году в « Новом Стерне» он обрушивается на карамзинистов, на «коцебятину» мелодраматических пьес, заполонивших сцены. Тогда чаша терпения сторонников Карамзина переполнилась, и они решили отвечать. Сам Карамзин участия в полемике не принимал. С критикой Шишкова выступил на страницах журнала « цветник» Дашков, не соглашавшийся в тождестве церковнославянского и русского языков. Он доказывал, что церковносл. – лишь часть, вспомогательные стил. средства. Её поддержал Пушкин, особенно сказалось это в « Опасном соседе», когда он описывал проституток, восхищавшихся «Новым Стерном» Шаховского. Оскорблённый Шаховской написал «Расхищенные шубы», в которых высмеял невыдающийся талант Пушкина, а следом и « Липецкие воды», в главной роли – князь Фиалкин, стихи которго пародировали баллады Жуковского « Ахилл» и «Светлана». Так и завязалась весёлая и принципиальная полемика между карамзинистами и шишковцами. В 1815 году Блудов пишет сатиру в прозе «Видение в какой-то ограде». « Общество друзей литературы, забытых Фортуною» и живущих в Арзамасе (намёк на умерших как писатели членов Беседы), которые ведут вечера в трактире за дружескими спорами. Однажды появляется незнакомец, по описанию напоминающий Шаховского, который в витиеватых выражениях описывает своё видение о том, как старец (Шишков) поручил написать ему пасквиль на соперников, чтобы восстановить свою репутацию. Сатира эта во многом наметила жанр дальнейшей полемики. «Арзамас» возник как общество, ориентированное на полемику с «Беседой». В него вошли Жуковский, Вяземский, Дашков, Орлов, Уваров, Батюшков, Блудов, Уваров и др. В противовес официозной «Беседе» арзамасцы подчёркивали провинциализм «Общества безвестных людей», в качестве эмблемы выбрали себе гуся и шутливо принялись отражать нападки « Беседы». Язык арзамасских речей, изобиловал цитатами и реминисценциями, был рассчитан на европейски образованного собеседника, способного улавливать тонкую иронию. Язык посвящённых. Тяжёловесной величавой темноте сочинений и речей сторонников Шишкова арзамасцы противопоставили лёгкий, щегольский стиль Карамзина а так же « Арзамасскую галиматью». В качестве «Бога» арзамасцы избрали себе Вкус, который трактовался иначе как личная способность, данная от рождения. Церковная идея переноситься в бытовой план, а эстетическая сакрализуется. «Беседа» объявляется ватагой дьявола. В 1816 году « Беседа» прекратила существование, « Арзамас» продержался до 18 года. Для формирования языка требовались все три штиля. 3. Национальное и мировое значение русской литературы 1-й половины 19 в. Тема Отечественной войны 1812 г. В русской поэзии этого периода (В.А. Жуковский «Певец во стране русских воинов»…… В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина “Вольность”, его “Послание в Сибирь” декабристам и “Ответ” на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева “К временщику” (Аракчееву), стихотворение Лермонтова “На смерть поэта”, письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Отечественная война 1812года в поэзии Г.Р.Державина. Отечественная война 1812 года оказалась заметным рубежом в русской истории первой четверти века: выросло самосознание народа-победителя, зародилась идея освобождения крестьян, подготовилась почва для возникновения первых кружков освободительного движения. Под знаком патриотического подъёма во время Отечественной войны 1812 года, под знаком активно развёртывающегося времени развивается передовая общественная мысль, которую впитала в себя передовая литература. В русскую литературу Отечественная война вошла сразу же в самые первые её дни. И первое слово о ней прозвучало в поэзии. Это было слово-воззвание, набатный зов к оружию, к священной борьбе с жестоким и коварным «всеевропейским завоевателем». Огромное многофигурное полотно, посвящённое Отечественной войне, создаёт в это время сам Г.Р.Державин. Это «Гимн лироэпический на прогнание французов из Отечества». Эпопею борьбы с наполеоновским нашествием Державин изображает как гигантское, поистине вселенское противоборство мировых сил, масштабы которого можно представить, лишь обратившись к фантасмагориям Апокалипсиса. Перед « князем тьмы», всё трепещет, всё падает ниц. И лишь один – один во всей вселенной – обнажает против него карающий меч. Это вождь Севера, «смиренный, кроткий, но челоперунный» агнец, который и поражает змея-исполина. На этот необъятный вселенский фон поэт и проецирует конкретные исторические события, прозревая в них некий высший смысл, некое указание мировой Судьбы. Аллегории, олицетворения, библейские и мифологические ассоциации, к которым он обращается на протяжении всего своего повествования, порой излишне сложны, неясны, а то и просто темны; громоздок, тяжёл, архаичен во многих местах и стиль его описаний и рассуждений. Но это – Державин. Мощь творческого воображения, блеск и смелость живописи, величественная красота старинного поэтического «глагола» — всё это делает его «Гимн» одним из самых значительных произведений того времени. Мастерство В.А Жуковского в изображении героев событий 1812года. Выдающимся явлением русской поэзии стало стихотворение В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов»(1812). Написанное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитого Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огромную популярность и быстро распространилось в армии во множестве списков. Жуковский встречался в Тарутине со многими генералами – прославленными полководцами Отечественной войны, здесь он воочию видел, как после тяжёлого морального поражения, связанного с оставлением Москвы, креп и рос дух русской армии. Необычный успех стихотворения объяснялся, конечно, его высокими художественными достоинствами. Яркая образность. Лёгкий, изящный стих, свежесть и живая непосредственность лирического чувства – всё это заметно выделяло «пзан» Жуковского на фоне архаичной одической поэзии того времени, закованной в тяжёлые латы классицизма. Но, пожалуй, самое главное, в чём современники увидели его особую новизну и особую привлекательность, заключалось в том, что в многокрасочной картине, развёрнутой перед ними поэтом. Они впервые ощутили своё время, свой мир, наконец, свою войну – ту самую, которая была их грозным сегодняшним днём. Конечно, жанр, в каком написано стихотворение, тоже заключал в себе определённую долю литературной условности и в иных своих образцах, в том числе и самого Жуковского («Песня барда над гробом славян-победителей»,1806), достаточно явно смыкался с традиционными одами классицистов. Жуковский «внёс в произведение, близкое оде по своему строю и по теме . и по стилистическим частностям, элементы элегии». Образ родины окрашен в элегические тона: Впоследствии Жуковский ещё не однажды обратится к теме Отечественной войны. Уже вскоре появятся стихотворения «Вождю победителей» и «Певец в Кремле», а двадцать семь лет спустя, в дни торжеств, посвящённых открытию памятника героям Бородина, он напишет «Бородинскую годовщину». Но «Певец во стане русских воинов» навсегда останется в его творчестве не только самым первым, но и самым блистательным, самым вдохновенным его произведением о героях великой народной эпопеи. Не случайно в своих стихотворениях Жуковский писал чаще не о победителях, а о павших, вызывая сочувствие к безвременно погибшим молодым людям.В.Г.Белинский, видя историческую заслугу Жуковского в том, что он «одухотворил русскую поэзию романтическими элементами», писал, что муза Жуковского «дала русской поэзии душу и сердце» и что «без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Важные события военной эпопеи в социально-политических баснях И.А. Крылова. На фоне высокохудожественной патетической лирики двенадцатого года весьма резко выделяются басни И.А.Крылова. Басня, как известно, не принадлежит к жанрам, в которых решаются большие исторические проблемы. Басни Крылова – удивительное исключение. Особый цикл социально-политических басен посвящён Отечественной войне 1812 года. В них баснописец откликнулся на важные события военной эпопеи. Это «Раздел», «Кот и повар», «Обоз», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот».Не будет преувеличением сказать, что, пожалуй, никто из русских писателей того времени не подошёл к пониманию подлинно народного характера Отечественной войны так близко, никто не выразил именно народного взгляда на неё с такою отчётливостью, с какою это сделал великий русский баснописец. В переломный момент войны, когда выяснилось, что вторгшуюся в пределы России наполеоновскую армию ждёт гибель, была написана басня «Волк на псарне». Раньше в образе волка Крылов представлял врага крепостного крестьянина – помещика. В этой басне волком представлен Наполеон – внешний враг России. Традиционному басенному значению хищника Крылов сумел придать яркую жизненность. В образе ловчего дан обобщённый образ умудрённого опытом человека, знающего цену красивым словам и предпочитающего разговаривать с хищником, предварительно сняв с него шкуру. В ловчем все без труда узнали М.И. Кутузова. Нетрудно заметить, что фигура ловчего сродни образу убелённого сединами, старого воина у Державина в басне «Бойница и водопад». В басне Крылова содержится намёк на замысел старого полководца уничтожить всё «нашествие»: «с дубьём в руках» (партизанская война) и с ружьём (действия армии). Басню «Волк на псарне» хочется назвать эпической – настолько отчётливо и полно выразил в ней Крылов самый «сюжет» народной войны. Не случайно, как свидетельствует один из современников, она так нравилась самому Кутузову Александр1 и придворное окружение обвиняли Кутузова в нерешительности и медлительности в борьбе с Наполеоном, хотя было известно, что старый полководец обдумывал каждое своё решение, подвергал строгому расчёту каждый шаг и никогда не вступал в бой, если можно было уничтожить врага минервами и хитростью. Стремление молодых малоопытных генералов поучать Кутузова после оставления Москвы французами отразилось в басне «Обоз: спуская воз с горшками под гору, добрый конь не давал ему катиться очень быстро, чтобы не побить хрупкой поклажи». Басни Крылова воспитывали в народе идеал гражданина и патриота, они написаны как реалистические сцены из жизни. Обновление темы Отечественной войны 1812 года в творчестве А.С.Пушкина. в стихотворении «Наполеон» (1821) поэт выводит далеко за пределы традиции как чисто поэтической, так и той, что существовала в осмыслении исторического опыта, связанного с Отечественной войной. Решительно отойдя от привычных представлений об Отечественной войне как о явлении только национальном, Пушкин впервые в русской поэзии поднимается до осмысления её в контексте реальной истории Европы, в контексте тех грандиозных исторических потрясений, начало которым положила Великая французская революция. Принципиальным художественным открытием Пушкина стал образ Наполеона. Низринутый с вершин, на которые его вознёс его гений, и завершивший свой земной путь в мрачном изгнании, Наполеон видится теперь поэту не только в ослепительном блеске былой славы, не только как «грозный бич вселенной, но как великая и в сущности своей глубоко трагическая фигура, чья трагедия состоит прежде всего в том, что он предал лучшие идеалы человечества лучшие его надежды, исполнение которых зависело именно от него, гения, рождённого и вознесённого революцией». Стихотворение «Перед горбницею святой» было написано в 1831 году, когда в связи с польским восстанием в Европе, и прежде всего во Франции, стали раздаваться призывы к новому походу на Россию. Поэт напоминает о славе русского оружия, о народной войне, которую неизбежно встретит любой завоеватель, как встретил её некогда Наполеон. Клеветникам России, её заклятым врагам, замышляющим новый крестовый поход на неё, поэт бросает гордый вызов: В 1835г. Пушкин пишет стихотворение «Полководец», замечательное не только тем, что в нём воссоздан выразительнейший портрет выдающегося полководца Барклая де Толли, но и тем, что, раскрывая неоценимые заслуги Барклая перед Отечеством, печальное величие и драматизм его судьбы, оно, как, впрочем, и все пушкинские произведения об Отечественной войне, резко противостояло официальной точке зрения, которая всё содержание великой народной эпопеи сводила лишь к триумфу русского царя. Объясняя эту историческую несправедливость вполне объективными причинами – недостатком народного доверия к иностранцу, Пушкин тем самым подчёркивал именно решающее значение этого доверия в судьбах Отечественной войны. «Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение, — писал он, поясняя смысл «Полководца», — один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, один Кутузов мог остаться в этом мудром деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковой минуты: ибо Кутузов один обличён был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!» Открытие русскому обществу национального значения Бородинского боя в поэзии М.Ю. Лермонтова Всего два года разделяют «Полководца» и лермонтовское « Бородино» (1837). «Всего» — потому что разделяют они не просто два произведения, а два поэтических поколения: поколение современников Отечественной войны и поколение тех, для кого она была уже весьма отдалённой историей. Впрочем, правильнее говорить о встрече поколений, потому что ещё в 1830-1831гг. Лермонтов написал стихотворение «Поле Бородина». И как это ни парадоксально, но, пожалуй, именно на примере этих двух вариантов легче всего уяснить то новое, что принесло в тему Отечественной войны поколение Лермонтова. По своему жанру «Поле Бородина», как и классическое «Бородино», представляет рассказ старого воина о Бородинском сражении. Есть в нём и целый ряд характерных выражений, стилистических слитков, которые в «Бородине» станут своего рода опорными, ключевыми: «Бородино» — верх стилистической цельности и изобразительности совершенства. Вероятно, здесь сказался и возмужавший талант Лермонтова, но главное, пожалуй, было вдругом – в безграничных художественных возможностях, которые открылись для поэзии с победой реализма. Это был принципиально новый уровень художественного освоения действительности, принципиально иной тип поэтического мышления, гарантирующий неизмеримо большую полноту художественного отражения, неизмеримо большее разнообразие изобразительных средств. Этот новый уровень станет той отправной точкой, с которой начнётся триумфальное шествие русского реализма во второй половине 19в. Лермонтов в «Бородине» — поэт масс, свершающих великое историческое деяние. Его поэма как по форме, так и по содержанию – автобиография народного подвига. Поэт говорит о главном народном герое поэмы, уже не безымянном. Имя ему – Москва. Поэма «Бородино» — поэма о Москве, в которой так много «слилось» и «отозвалось» «для сердца русского». Потому-то так самозабвенно и прозвучало: «Ребята, не Москва ль за нами?». «Бородино» несло в себе новые принципы художественного осмысления исторических событий, открывало нового героя истории, разрабатывало и находило новые средства его поэтического изображения. «Бородино» останется навечно исповедью богатырского духа, волеизъявлением народной гордости, поэмой, повествующей о нерушимости связи человека с родной землёй. Это и грандиозности образа Москвы, которая искупила великие, неисчислимые жертвы, и в заповеди патриотического многоборья с врагами («…до конца стоять…»), и того святого, молитвенного отношения к родной земле, которое так характерно для патриотизма масс. |