Главная страница
Навигация по странице:

  • Дружеское литературное общество

  • 2-й период

  • 2.ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ В 1-Й ПОЛОВИНЕ 19В. ЛИТЕРАТУРНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЕМИКА 1880-1810ГГ. «АРЗАМАС» И «БЕСЕДА».

  • "Беседа любителей русского слова"

  • 3.НАЦИОНАЛЬНОЕ И МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1-Й 19 В. ТЕМА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ЭТОГО ПЕРИОДА (ЖУКОВСКИЙ, КРЫЛОВ, ДАВЫДОВ, ПУШКИН )

  • В.А Жуковского «Певец во стане русских воинов»

  • «Бородинская годовщина» Пушкин

  • М.Ю. Лермонтов

  • 4.СУДЬБА КЛАССИЦИЗМА И СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ПЕРВОЙ ТРЕТИ 19 В. ПРЕДРОМАНТИЗМ К.Н. БАТЮШКОВА В это время отживал свое классицизм

  • Предромантизм к.н. батюшкова.

  • 1. общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 В. Проблема периодизации


    Скачать 0.72 Mb.
    Название1. общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 В. Проблема периодизации
    Дата18.06.2018
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOTVETY_NA_ISTORIYu_RUSSKOJ_LITERATURY.doc
    ТипЛитература
    #47282
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    1.ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА 1-Й ПОЛОВИНЫ 19 В. ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ.

    Литература первой половины XIX века отличается необыкновенной емкостью и универсальностью созданных ею художественных образов. В русской литературе первой половины XIX века большое место занимает проблема художественной формы, краткости и точности языкового оформления поэтического образа. Идет процесс становления литературного языка.

    1 – й период русской литературы 19 в. охватывает 1801-1815 гг. В 1801г. никаких художественных произведений, способных ознаменовать начало нового литературного периода, не появилось. Жуковский и Батюшков выступают в печати с романтическими стихотворениями во 2-й половине первого десятилетия. Но некоторые события 1801 г. могут рассматриваться как выражение новых тенденций в литературе. В 1801 г. возникают два литературных общества, организация которых свидетельствовала о стремлении объединить силы в этих поисках. Дружеское литературное общество (Москва) и Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (Петербург. Литературная жизнь данного периода характеризуется все более обостряющейся борьбой нового и старого.В первые годы нового столетия господствующее положение в литературе занимает сентиментализм. И классицисты пытаются отстаивать старые литературные позиции. Одновременно продолжают развиваться традиции гражданской поэзии. Не прекращается процесс формирования русского реализма. Самое значительное явление данного периода – это возникновение русского романтизма как нового литературного направления, начало которого Белинский связывает с именем Жуковского. Ранний русский романтизм, нашедший выражение в творчестве Жуковского и Батюшкова, составляет основное завоевание 1-го периода русской литературы 19 в.

    2-й период охватывает 1815-1816 гг.: кончается господство романтического направления, торжествует свои первые победы русский реализм.

    3-й период 1825-1842 г. - утверждение реализма, образование реалистического направления. Но и после этого продолжают существовать романтические течения. Наиболее характерными и важными для этого периода были реалистические произведения Пушкина, повести и комедии Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова. Появлением в 1842 г. первого тома «Мертвых душ» этот период завершается. Таким образом, начавшийся романтизмом характеризуется далее постепенным переходом к реализму и завершается утверждением реалистического направления в русской литературе.

    Проблема периодизации литературного процесса 19 века является одной из наиболее сложных и противоречивых проблем, стоявших перед литературоведами и в прошлом, и в настоящее время. 

    Принципы периодизации:

    Есть два основных способа периодизации: хронологический и основанный на самой яркой личности. Первый обнаруживает особое «лицо» каждого деся­тилетия: романтическое — у 20-х гг., народно-фольклорное — у 30-х, романтический идеализм 40-х годов, позитивизм и практи­цизм 50—60-х и т.д. Деление литературного процесса на десяти­летия подкреплялось типологией художественных образов.

    Второй вариант персонального принципа основан на его зави­симости от творчества выдающегося поэта или писателя, как бы консолидирующего литературное движение и открывающего наи­более привлекательные пути развития художественного твор­чества. Еще В.Г. Белинский выделял ломоносовский период, карамзинский, пушкинский... Это как бы «ро­мантический» принцип периодизации. Самая адекватная же периодизация по литературным направлениям: от сентиментализма к романтизму (с начала века по 1825 г.) и от романтизма к реализму (от 1826 г. до середины столетия).

    2.ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ В 1-Й ПОЛОВИНЕ 19В. ЛИТЕРАТУРНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЕМИКА 1880-1810ГГ. «АРЗАМАС» И «БЕСЕДА».

    Именно первая треть литературного общества XIX века в России знаменуется возникновением литературной жизни — живым общением писателей и читателей, объединением писателей в группы, кружки, партии, соревнующиеся друг с другом за первенство. Одним из литературных обществ XIX века становится «Арзамас» (1815-1818), которое объединяло сторонников «карамзинского» направления в литературе. Задачей «Арзамаса» была борьба с архаическими литературными вкусами и традициями  защитники которых состояли в обществе «Беседы любителей русского слова», основанном А. С. Шишковым.

    В Арзамасе рождается новый тип личности – свободной личности. Вклад Арзамаса в историю русского языка – раскрепощение языка, освобождение от стереотипов («арзамасская галиматья»). В Арзамасе складываются новые литературные формы, жанры (малая юмористика – «Певец в беседе любителей русского слова», «Тень Фонвизина», «Дом сумасшедших», «Городок»). Споры о путях литературного развития, споры о перспективах литературного развития (дискуссии о балладе, об идиллии, о гекзаметре, спор о поэме). В состав «Арзамаса» входили и писатели (В. А. ЖуковскийК. Н. БатюшковА. С.Пушкин), и лица, которые славились своей общественной деятельностью (С.С. Уваров, Д.Н. Блудов, Д.В. Дашков и др.). Большая часть членов «Арзамаса» еще до его основания тесно дружила между собой и относилась к одному поколению столичного дворянства. Их оппонентами были консерваторы в области политики и литературы — члены литературного общества «Беседа» - "Беседа любителей русского слова" (они же "шишковисты", или "беседчики") - это общество, основанное в 1811 году, "выросло" из литературного салона Г.Р. Державина. Общество возглавил Александр Семёнович Шишков. Участниками "Беседы..." были Державин, Шаховской, Крылов, Гнедич, отстаивавшие, в противовес Карамзину и сторонникам сентиментализма, национально-демократические традиции в развитии русского литературного языка, гражданский и демократический пафос в поэзии. Этим определялась ориентация именно на «Беседу» писателей декабристского направления, в том числе А.С. Грибоедова, П.А. КатенинаВ. Ф. Раевского и др.

    Собрания в «Арзамасе» носили характер веселых дружеских встреч. Название «Арзамас» было заимствовано из пародии Батюшкова; у всех членов «Арзамаса» были шутливые прозвища, заимствованные из баллад Жуковского. На гербе общества было изображение гуся, поскольку «Арзамас славился своими жирными гусями». После закрытия в 1816 году «Беседы» (смерть Державина) утратил смысл полемический характер деятельности «Арзамаса». В 1818 общество «Арзамас» распалось. Основной причиной был разъезд из Петербурга многих его членов. Также время распада «Арзамаса» совпало с избранием Н. М. Карамзина и В. А. Жуковского в Российскую академию, куда их предложил оппонент А. С. Шишков. С течением времени многие из участников «Арзамаса» стали членами Российской академии.

    3.НАЦИОНАЛЬНОЕ И МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1-Й 19 В. ТЕМА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ЭТОГО ПЕРИОДА (ЖУКОВСКИЙ, КРЫЛОВ, ДАВЫДОВ, ПУШКИН )

    Общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России в первой четверти XIX в., способствовала оживлению разных сфер и сторон литературной жизни. Характерной особенностью этой новой исторической эпохи стал повышенный интерес к области политической и общественной жизни. Ведущими вопросами времени становятся государственное устройство и крепостное право. Вопрос обсуждались в существовавших тогда общественно-литературных организациях... проникали на страницы периодических изданий. В условиях общественного подъема и стремительного роста гражданского и национального самосознания, вызванного Отечественной войной 1812 г., происходят дальнейшее расширение и демократизация читательской аудитории, выработка новых форм и критериев литературной критики, формирование новых принципов и жанров русской публицистики. Все это приводит к возникновению и новых типов журналов. В русскую литературу Отечественная война вошла сразу же, можно сказать, в самые первые её дни. И первое слово о ней прозвучало в поэзии. После взятия французами Смоленска стал выходить специальный журнал, созданный с целью выразить гнев и воодушевление, охватившие страну, духовно сплотить русское общество в час борьбы с грозным врагом. Он назывался «Сыны Отечества».

    На фоне лирики 1812 года басни И.А Крылова выделяются весьма резко. Басня не принадлежит к жанрам, в которых решаются большие исторические проблемы, но басни Крылова - удивительное исключение. «Волк на псарне» - настолько отчетливо и полно выразил в ней Крылов самый «сюжет» народной войны. В ней осмеивается Наполеон, попавший в безвыходное положение. Не случайно, она так нравилась самому Кутузову. В своей басне он рассказывает о том, как волк хотел прийти в овчарню и оказался на псарне. Тут-то и досталось разбойнику: ему дали дружный отпор, которого он ну никак не ожидал. После хищник испугался и предложил перемирие. В образе седого и мудрого Ловчего изображен Кутузов. Наполеон же предстает в образе волка, который хотел напасть на Россию и одержать победу, но ничего у него не вышло. Волк показан как лицемер, его внешний вид абсолютно не соответствует его речам, что свидетельствует о его необыкновенной коварности. Псарня в прямом смысле становится самым настоящим адом для волка. Этот ад напоминает нам лермонтовское Бородино – война действительно стала живым адом на земле, Наполеону вовсе не удалось легко победить Россию и прошагать победным маршем по ее бескрайним просторам: русские люди смогли дать жесткий отпор, постоять за свою любимую родину до конца, прогнать вражеское войско вон. Ловчий же показан нам смелым, умудренным жизненным опытом, повидавшим многое на своем пути.

    Выдающимся явлением русской поэзии стало стихотворение В.А Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812 года). Написанное и в самом деле «во стане» в канун знаменитого Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огромную популярность и распространилось в армии во множестве списков. Сюжет стихотворения – не описание военных действий, а монолог поэта-патриота. Он обращается ко всем «ратным и вождям», тем, «кто одной пылает славой», тем, кто первыми «летят в бой». Одиннадцать раз поднимает он кубок – во славу отчизны и русского царя, воинов, «святого братства», «любви» – как бы напоминая о том, что защищают воины, о том, что дорого их сердцу. Полны искренней ненависти к врагу и веры в народ слова поэта. Слова поэта изредка прерываются возгласами разделяющих его взгляды воинов. Главное для них – освобождение Отчизны, любовь к родине («любовь святая»); защитить свою страну и отомстить врагу призывает поэт. Война 1812 г. – война народная, подчеркивает поэт, освободительная. «Певец…» – яркий образец русской гражданской поэзии. Это обращение к тем, кто прославил Россию на полях сражений (Дмитрий Донской, Петр I, Суворов) и в этом для Жуковского нерасторжимая связь прошлого с настоящим, с нынешним поколением и новыми героями (Кутузовым, Ермоловым, Раевским, Милорадовичем) и с теми, кто уже сложил голову в этой войне.

    Одним из наиболее значимых патриотических стихотворений в отечественной поэзии является произведение «Бородинская годовщина» Пушкина. Автор выразил в нем твердую уверенность в могуществе Российской империи, ее внутренней и внешней силе. Также он утверждает мысль о том, что страна способна противостоять любому врагу на международной арене. В ответ на подавление польского восстания появилось стихотворение «Бородинская годовщина». Главным адресатом стихотворения стали не руководители восстания, а Европа, вернее, те ее представители, которые призывали к вооруженному вмешательству в российско-польские отношения. Пушкин, который очень хорошо знал российскую историю, вспоминает славу и величие империи, в первую очередь - победу на поле Бородино, которая произошла 26 августа. В тот же день русские войска взяли Варшаву в 1831 году – отсюда и название стихотворения. Поэт, обращаясь к противникам России, перечисляет все беды и несчастья, которые претерпела наша страна в прошлом, и заявляет, что она не только не ослабла, но сохранила былую силу, мощь и величие.

    М.Ю. Лермонтов также проявил особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, личностей, которых ему так не хватало в современниках. Стихотворение «Бородино» было написано на 25-летие битвы. Юноша, современник поэта, спрашивает своего родственника о прошедшей войне: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром/Москва, спаленная пожаром..» В этом стихотворении, посвященном великим событиям, история противопоставлена современности.

    В. Белинский. После Отечественной войны 1812 года «вся Россия вошла новую фазу», - замечал Герцен. Вошла в новую фазу и русская литература.

    4.СУДЬБА КЛАССИЦИЗМА И СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ПЕРВОЙ ТРЕТИ 19 В. ПРЕДРОМАНТИЗМ К.Н. БАТЮШКОВА

    В это время отживал свое классицизм. В это время делались попытки приспособить его к новым историческим условиям, отыскать в нем целесообразное в социально-этическом и художественном отношениях. В рассматриваемое время шел процесс дифференциации внутри этого литературного направления, который вел к распаду системы. Классицизм дольше всего сохранялся в драматургии, надолго его пристанищем сделался жанр трагедии. Творения в этом жанре классицистов XVIII в., особенно А.П. Сумарокова, не сходили со сцены. Но в классицистической трагедии начала XIX в. обнаруживаются новые явления, которые наиболее очевидны в драматургии В.А. Озерова, который уже тяготел к предромантизму.

    Сентиментализм, литературное направление последней трети XVIII в., увлекшее за собой многих сторонников, завершал свое существование, подвергаясь критике с разных сторон: классицистов, предромантиков и реалистов, в результате чего в системе сентиментализма происходили видоизменения. Но это литературное направление, получившее прибежище в творчестве Карамзина и писателей его школы, было влиятельным в начале XIX в. И находилось на переднем плане искусства. Главный герой сентиментализма - личность, внесословная по своим моральным качествам. Сословной иерархии героев классицизма были противопоставлены внесословные достоинства «естественного», «простого» человека. Философия сентиментализма как бы продиктовала культ чувствительности. Сентиментализм воспроизводил в прозе и в стихах еще не индивидуальный характер, а психологическое состояние. В основном он и его последователи различали две разновидности личности: чувствительного и холодного человека.

    Предромантизм к.н. батюшкова. Предромантизм — общеевропейское явление в литературе XVIII- начала XIX в., вызревавшее в недрах и классицизма, и сентиментализма. В русской литературе предромантизм стал переходным явлением, не оформившимся в самостоятельное литературное направление. Предромантизм не сливается с романтизмом; их отличия существенны. Для предромантизма характерны: главный герой — цельная личность; нравоучительные тенденции в историзме; внешние, «живописные» атрибуты фольклоризма и древнерусской традиции как выражение народности. Поэзия Батюшкова (1787-1855), самого выдающегося русского предромантика и одного из «учителей» Пушкина, внесла новую струю в предромантизм. В русском предромантизме «простого» человека можно назвать «естественным». Стиль предромантических посланий и разных посвящений (надписей, эпиграмм, мадригалов) отличался изящной непринужденностью, дружески-шутливой «болтовней», эстетически привлекательной раскованностью. Пушкин в лицейские годы соприкасался именно с этой струей русского предромантизма.

    Первый период творчества Батюшкова — это время «легкой поэзии». «Легкую поэзию» он отделил от «важных родов» — эпопеи, трагедии, торжественной оды и подобных ей жанров классицизма. Поэт включил в «легкую поэзию» «малые роды» поэзии и назвал их «эротическими». Необходимость лирики интимной, передающей в изящной форме («вежливо», «благородно» и «красиво») личные переживания человека, он связывал с общественными потребностями просвещенного века. Отсюда главные жанры для него — послание, посвящение.

    1812-1813 гг. и весна 1814 г. обособляются в самостоятельный период, ознаменовавшийся полным отказом от эпикуреизма юных лет; в это время происходит становление исторического мышления Батюшкова. Участвуя в событиях Отечественной войны, он свою историческую миссию очевидца, свидетеля выдающихся свершений связывал с писательским трудом.

    В третий период (1814-1821) Батюшков подвергает критике идеи «школы Эпикуровой»; для него все более важной становится не просто человеческая чувствительность, а философская, именно этическая, а также социальная, гражданская позиция человека.

    В качестве друга в самых первых стихотворениях («Мечта») Батюшков выбирает мечту. Она постоянно с ним. Именно в ней запечатлены все его размышления о жизни, все его стремления. Со временем он называет ее богиней, тем самым показывая, с каким почтением он к ней относится. Лирический герой ставит ее выше себя и даже поклоняется ей. Поэтому она в данный момент единственный друг, который всегда рядом. Как мечта вживается в мир, который окружает лирического героя, так и он старается угадать, в каких условиях живет она, в каком райском уголке он снова может встретиться с ней и поделиться своими размышлениями. Но мечта не только может его выслушать и прийти на помощь в тот момент, когда он сидит у лампады в поисках нужного слова. Она способна приоткрыть ему красочный мир древности - атмосферу жизни скальдов, норвежских и исландских поэтов, которые в IX - XIII веках писали хвалебные песни. Лирический герой хочет у них поучиться этому искусству. Такой волшебный мир ему может передать только верный друг - мечта. Она приходит к нему не только в качестве вдохновения для рождения новых поэтических строк. Мечта и нарушает его уединение, принося с собой радость встречи и словно забирая все невзгоды. В этом стихотворении Батюшков хочет передать свои чувства, когда он мечтает. Он считал, что поэт - это великий мечтатель, который с помощью слова может передать через поэзию свои мечты. В стихотворении "Мечта" автор утверждает, что мечты позволяют забыть печали и горести, то есть позволяют забыться и погрузиться в свои мечтания.

    Элегия «Пробуждение» является произведением, имеющим русско-итальянский генезис. Композиционная модель батюшковских элегий «Пробуждение» и «Мой гений» оказалась продуктивной для поэзии как XIX, так и XX вв. В стихотворении «Пробуждение» развивается следующая тематика: мучительная невозможность забвения, конфликт «рассудка» и «сердца», противопоставление природно-вещной привлекательности мира и разочарованной души лирического героя, мотивы сна / пробуждения.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта