Главная страница
Навигация по странице:

  • И.А. Крылов "Волк и ягненок".

  • Басня Лисица и виноград.

  • Басня Стрекоза и муравей

  • Басня Лебедь, щука и рак

  • 6. ОСНОВЫ РОМАНТИЧЕСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ И ПОЭТИКИ РОМАНТИЗМА. ТВОРЧЕСКИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОЭТОВ «ПУШКИНСКОЙ ПЛЕЯДЫ» (2-Х НА ВЫБОР) Романтизм

  • Основные принципы поэтики романтизма.

  • Творчество Евгения Абрамовича Баратынского.

  • Первый

  • Особенности русского романтизма

  • Начальный период

  • Фольклорный жанр баллады В. Жуковского «Светлана».

  • «Песнь про царя́ Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

  • 1. общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 В. Проблема периодизации


    Скачать 0.72 Mb.
    Название1. общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 В. Проблема периодизации
    Дата18.06.2018
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOTVETY_NA_ISTORIYu_RUSSKOJ_LITERATURY.doc
    ТипЛитература
    #47282
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    5.ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ САТИРЫ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ БАСЕН И.А. КРЫЛОВА. ХУД. МАСТЕРСТВО И ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД КРЫЛОВА-БАСНОПИСЦА

    Иван Андреевич Крылов (1769- 1844) - русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен. Басни Ивана Андреевича Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли свое отражение опыт, сознание и нравственные идеалы нашею народа, особенности национального характера. Басни Крылова являлись острой и общественно-направленной сатирой. Басня у Крылова является не моральным нравоучением, а прежде всего жгучей сатирой. Крылов как сатирик широко охватил основные, существенные явления действительности, разоблачая и высмеивая в баснях самые разнообразные стороны современной ему жизни. Прежде всего его сатира направлена против антинародного характера всего самодержавно-бюрократического строя, против наиболее существенных социальных «зол». Басня являлась той формой сатиры, которая позволяла баснописцу выступать по поводу самых острых вопросов общественной жизни и социальной несправедливости, пользуясь иносказательностью басенных образов, «эзоповым языком». Именно этот «эзоповский язык», аллегоризм басни давал возможность даже в условиях цензурного гнёта высказывать своё независимое мнение, высмеивать вопиющие явления современной жизни, обличать дворянско-бюрократические верхи крепостнического государства. Честолюбивый Осёл, украшенный звонком, принятым им как знак отличия; надутая важностью Лягушка, стремящаяся превзойти Вола; бесцеремонная Свинья, изрывшая своим рылом огород; Воронёнок, вздумавший поживиться бараном и поплатившийся за свою жадность, - всё это различные представители чиновной, бюрократической среды.

    И.А. Крылов "Волк и ягненок". Робкий Ягнёнок пришел к источнику с одной целью - напиться воды. Волк захотел его съесть, но искал благовидный предлог. Он заявил, что " рыло" у Ягненка нечистое. Несчастный сказал, что пьет воды на расстоянии далеком от Волка. Тогда " хозяин" придрался к тому, что в прошлом году Ягненок грубил ( а ему еще и отроду нет году ! ). Узнав новую информацию, Хищник тут же " решил", что во всем виноваты родственники жертвы. И только в конце объявил, что ему просто хочется кушать. Сказал - и поволок в темный лес Ягненка. («Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать/У сильного всегда бессильный виноват/ Делу дать хотя законный вид и толк») Крылов в басне описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости...

    Басня Лисица и виноград. Написана в разговорном стиле. Суть басни в том, что кумушке - лисице вздумалось полакомиться вкуснейшим виноградом. На беду, гроздья висели слишком высоко, чтобы плутовка могла до них добраться. И так, и сяк пробовала она дотянуться, но так ничего и не вышло. Тогда вместо того, чтобы придумать что-то или попросту уйти ни с чем, разозленная лисица выдала целое житейское рассуждение. Сама себя обманывала кумушка, говоря, что виноград -то вовсе и не зрелый. Вот так и людям свойственно обвинять обстоятельства в случаях, когда не получается совершить задуманное. В басне же Лисица и виноград Крылова шутливо, но в тоже время поучительно описана как раз такая история.

    Басня Стрекоза и муравей. Крылов позаимствовал идею басни о стрекозе и муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у не менее известного древнегреческого писателя Эзопа. Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием. Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.

    Басня Лебедь, щука и рак. С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся. В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там.

    Басня Ворона и лисица. Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам.

    6. ОСНОВЫ РОМАНТИЧЕСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ И ПОЭТИКИ РОМАНТИЗМА. ТВОРЧЕСКИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОЭТОВ «ПУШКИНСКОЙ ПЛЕЯДЫ» (2-Х НА ВЫБОР)

    Романтизм – художественное направление в духовной и художественной культуре, которое возникло в Европе в конце XVIII – начале XIX вв. Под термином «романтизм» в XIX веке понималось современное искусство, которое пришло на смену классицизму. Социально-исторической причиной возникновения романтизма стали события Великой французской революции. История в этот период оказалась неподвластной разуму. Новый миропорядок, разочарование в идеалах революции составили основу возникновения романтизма. С другой стороны, революция вовлекла в процесс творчества весь народ и по-своему отразилась в душе каждого человека. Главная заслуга Великой французской революции, ставшая одной из предпосылок возникновения романтизма в том, что она выдвинула на первый план проблему безграничной свободы личности и ее творческих возможностей.

    Романтический тип сознания открыт диалогу – он требует собеседника и соучастника одиноких прогулок, общения с природой, с собственной натурой. Для романтиков необходима динамика, им важен процесс, а не его завершенность. Отсюда интерес к фрагментам, к жанровым экспериментам. Центральным в литературном процессе романтикам представляется автор. Романтизм абстрагировался от мира реальности и создал свой собственный, в котором другие законы, другие чувства, слова, другие желания и понятия. Романтик стремится уйти от повседневности и возвращается в нее, открывая необычное, всегда имея при себе вечно манящий образ бесконечной устремленности в идеальное. Часто они представлены как одинокие фигуры, отторгнутые от материалистического, эгоистичного и лицемерного мира. Иногда они поставлены вне закона или борются за собственное счастье самыми необычными, зачастую незаконными способами (разбойники, корсары, гяуры). Самосознание и самопознание становятся одновременно и задачей, и целью искусства.

    Основные принципы поэтики романтизма.

    1.Художник стремится не воссоздать жизнь, а пересоздать ее в соответствии со своими идеалами.

    2.Романтическое двоемирие осмысляется в сознании художника как разлад между идеалом и действительностью, должным и сущим. Основа двоемирия – неприятие реальной действительности. Двоемирие романтиков очень близко диалогу с природой.

    3.Слово в романтизме представляет собой демаркационную линию между миром творческого воображения и миром реальным, оно предупреждает о возможном вторжении действительности и приостановлении полета фантазии.

    4.Концепция личности: человек – малая вселенная. Герой всегда – исключительная личность, заглянувшая в бездну собственного сознания.

    5.Основа современной личности – страсть.

    6.Народность: каждая нация создает свой особый мирообраз, который определяется культурой, привычками.

    8.Романтики часто обращались к мифам

    9.Романтическое видение рассчитано на смешение жанров,

    Возникновение «пушкинской плеяды» связывают с временами Лицея и первых послелицейских лет, когда вокруг Пушкина возник «союз поэтов». Это было духовное единство, основанное на общности эстетических вкусов и представлений о природе и назначении поэзии. Культ дружбы. Сказывался уже новый, романтический взгляд на поэта как на Божьего избранника. На раннем этапе тут господствовал эпикуреизм. Молодые поэты следовали традиции раннего Батюшкова, отразившейся в его знаменитом послании «Мои Пенаты» и в цикле стихов антологического содержания. Постепенно этот союз начинал принимать форму зрелой оппозиции по отношению к самовластию царя, реакционному режиму Аракчеева. Одновременно возникали насущные проблемы дальнейшего развития и обогащения языка русской поэзии. «Школа гармонической точности», утвержденная усилиями Жуковского и Батюшкова, молодому поколению поэтов показалась уже архаической: она сдерживала дальнейшее развитие поэзии строгими формами поэтического мышления, стилистической сглаженностью выражения мысли, тематической узостью и односторонностью.

    Творчество Евгения Абрамовича Баратынского. Литературная карьера Баратынского началась блестяще. Его ставили наравне с Пушкиным. Отзывы Булгарина и особенно Сомова в «Сыне Отечества» после первого издания 1827 г. – восторженные. Между тем, уже в 1834 г. Белинский писал: «теперь даже и в шутку никто не поставит имени Баратынского подле имени Пушкина». В 1842 г. вышел последний сборник Баратынского «Сумерки». Эта книжка, по словам Лонгинова, «произвела впечатление привидения, явившегося среди удивленных и недоумевающих лиц, не умеющих дать себе отчета в том, какая это тень и чего она просит». Смерть Баратынского прошла также совершенно незаметно. Главная причина кратковременности успеха Баратынского лежала в отсутствии оригинальности и в однообразии его произведений. Все, что он мог дать, он дал в период своего пребывания в Финляндии. Подобно Пушкину, Баратынский увлекался байронизмом. Герои эпических произведений его сильно напоминают героев Байрона или Пушкина первой поры его развития. Но Пушкин пошел дальше, Баратынский же ничего не мог создать, кроме туманных и неопределенных образов мечтательных и разочарованных героев. Все последующие произведения Баратынского – повторения первых опытов. Основная причина бессодержательности музы Баратынского лежит 1) в отсутствии оригинального самобытного творчества и 2) в двойственности его натуры. Он не умел ничему отдаться всецело.

    Однако несомненные достоинства Баратынского состоят в следующем: 1) он один из немногих поэтов-мыслителей, философов. Почти все его стихотворения полны серьезных и глубоких мыслей. Стихи Баратынского – поэтические изложения самых серьезных философских тем. 2) У Баратынского всегда хорошо и строго обработана форма. Поэзия его образна, полна сравнений, уподоблений, а между тем ясна и сжата. Несколькими строками он выражает целое мировоззрение. Примером может служить великолепное стихотворение на «Смерть Гёте», где так отчётливо и красиво выражены все задачи поэзии. Некоторые видные литераторы оценивают творчество Баратынского необычайно высоко. Так, например, Иосиф Бродский неоднократно высказывал мнение, что оно стоит выше пушкинского.

    7.ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ РУССКОГО РОМАНТИЗМА. ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОБЫТНОСТИ. ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ ЛИРИЧЕСКОЙ, ИСТОРИЧЕСКОЙ, ОБРЯДОВОЙ ПЕСНИ В ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЭТОВ-РОМАНТИКОВ (3-4 ПРОИЗВЕДЕНИЯ).

    В развитии русского романтизма выделяют несколько этапов. Маймин Е.А. говорит о двух этапах восхождения романтизма. Первый связан с войной 1812 года, которая породила поэзию Жуковского, Пушкина, декабристов. Вторая волна – после реакции на восстание 1825 ᴦ. Поражение восстания вызвало скепсис и разочарование, отрицание старых ценностей. Поэты стремились уйти от реального мира в мир философских идей. Обусловлено это недостатком социальных и политических идеалов в жизни.

    Гуревич указывает на три главных периода развития романтизма:

    1. 1801 – 1815 годы – период зарождения романтического направления в России (в недрах классицизма и сентиментализма)

    2. 1816 – 1825 – время интенсивного развития (становится событием лит. жизни)3. 1826 –1840 годы – последекабрьский период – романтизм получает самое широкое распространение в русской лит-ре: обретает новые черты, завоевывает новые жанры. Романтические настроения в это время значительно углубляются, и русские романтики окончательно порывают с традициями классицизма и сентиментализма.

    Некоторые ученые говорят о следующих этапах (из лекции Г.М.Самойловой):

    1. Предромантизм (Ник. Дм. Муравьев) 2. Зарождение романтизма (связано с ʼʼСельским кладбищемʼʼ Жуковского, 1802). 3. Развитие романтизма, 10-е годы. Именно в это время происходит дифференциация романтизма. 4. 20-е годы – расцвет. 5. 30-е годы. Характеризуются появлением реализма, интерес к романтическому методу изображения действительности ослабевает. 6. 40-е годы – спад романтизма. Активное участие в борьбе с романтизмом принял Белинский. 7. 50-е годы – отход от романтизма.

    Но полностью никогда не исчезал из литературной жизни. Сохранялся во многих своих чертах в творчестве Фета͵ Тютчева, Полонского, в произведениях символистов.

    Особенности русского романтизма

    Основные черты романтизма: Тяготение к субъективному, интуитивному, бессознательному; Задача не воссоздания, а пересоздания действительности; Изображение исключительных характеров в необычных обстоятельствах; Интерес к сложному и противоречивому внутреннему миру человека; Утверждение человеческой индивидуальности; Смешение высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного; Трагический разлад мечты и действительности; Признание недостижимости идеала; Романтическое двоемирие; Утверждение романтических ценностей (свобода, борьба, любовь, природа);

    Начальный период русского романтизма: поэзия Жуковского и Батюшкова. позволяет видеть в их творчестве самые первые шаги романтизма.

    Следующий период русского романтизма более целен и определен, потому что одно лицо выступает как ведущее - Пушкин, в первую очередь как автор “Южных поэм”. Именно под влиянием Пушкина и преимущественно в жанре поэм были выработаны главные романтические ценности, сложился ведущий тип конфликта. Вместе с тем обозначились и оригинальные черты романтизма, отличающие его, например, от романтизма восточных поэм Байрона: подрыв “единодержавия” (термин В. Жирмунского) главного героя, экстенсивность описаний, заземленность и конкретизация мотивов отчуждения.

    2. Русский романтизм отличался от западноевропейского:

    - меньшая отчетливость, выраженность базовых признаков, свойств романтизма.

    - более тесная (по сравнению с Европой) связь с другими лит. направлениями.

    - Отношением к мистике.

    - Ролью индивидуального, личностного начала.

    Фольклорный жанр баллады В. Жуковского «Светлана». К началу XIX века в русской поэзии существовала баллада, но Жуковскому удается создать именно «подлинную» балладу. Главным элементом в балладе становится фантастическое, таинственное, загадочное. Главные герои: мертвецы, приведения. Действие происходит в полуфантастическом мире. «Светлана» стала самой популярной балладой Жуковского. Это первая национальная русская баллада. Недаром современниками она считалась лучшим произведением поэта и дала право критикам называть поэта «певцом Светланы». От необычно певучих и музыкальных стихов «Светланы» веет очарованием старинных преданий, большой сердечностью и задушевной теплотой. Жуковский использует многочисленные фольклорные элементы и образы, использует древние поверья и гадания девушек перед Крещением. Начинается баллада описанием старинного девичьего гадания. Ко времени Жуковского гаданья в крещенские вечера стали своеобразной игрой, во время которой девушки гадали о женихах. Девушки бросали на улицу башмаки, и считалось, что та девушка первой выйдет замуж, чей башмак поднимет случайный прохожий. Девушки клали в большую чашу или блюдо с водой кольца и под пенье вынимали их по одному: под какую песню вынется кольцо – значит, в той песне и содержится намёк на будущую жизнь. Поэт связал балладу со сказкой, и потому все образы в ней подчинились законам сказки. В частности, образ дороги типичен и для баллады, и для сказки. В «Светлане» он приобрёл сказочную функцию. В сказке герой тоже отправляется в путь и преодолевает множество препятствий. В конце пути его ждёт заслуженная награда. Внедрение сказки в балладу расширило фольклорную основу, причем именно русского фольклора. Но не только в описаниях русских обычаев передан национальный колорит, передано русское народное отношение ко всем фантастическим ужасам, ктр оканчиваются победой человека над темными силами. Действие баллады сопряжено с таинственным событием. Героине во сне кажется, что является жених, увозит её, привозит в хижину. Но это начинает приобретать таинственный характер. Героиня видит гроб, из которого поднимается мертвец, неожиданно голубок защищает Светлану, и она просыпается. Это единственная баллада, которая лишена трагизма. Именно обращение к поверьям позволило Жуковскому включить в свое произведение гадания, приметы, свадебные песни, народные придания – всё это передаёт мир фольклора, русский национальный характер.

    «Песнь про царя́ Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — историческая поэма в народном стиле М. Ю. Лермонтова, написанная в 1837 году. Сюжет поэмы разворачивается во времена правления царя Ивана Грозного. Стиль поэмы можно охарактеризовать как русский народный эпос. Она является стилизацией русского народного творчества в большой эпической форме. В основе произведения лежит фольклорный сюжет, восходящий к народным песням о царе Иване Грозном. Эта поэма в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором. В центре поэмы проблематика соотношения царской власти, закона и милосердия. Центральная фигура в поэме — удалой купец Калашников — является олицетворением героического национального начала, и в то же время обнаруживает способность к бунту (что шло вразрез с концепцией славянофилов), явился выразителем народных представлений о правде, чести, достоинстве. Но его бунт особый. Он бунтует, оставаясь покорным судьбе. В первый раз его бунт проявляется в том, что он поднял руку на опричника, обрекая тем самым себя на верную смерть.

    Сюжет поэмы. Во время царского пира молодой опричник Кирибеевич рассказывает о своей любви к красавице Алёне Дмитриевне. На что царь Иван Грозный повелел ему посвататься к своей возлюбленной и даже предлагает ему драгоценности, чтобы он преподнёс их в дар любимой женщине. Иван намеревается устроить свадьбу Кирибеевича и Алены Дмитреевны. Но Кирибеевич скрывает, что она венчана в церкви по закону христианскому с купцом Калашниковым. Он отправляется к Алене Дмитриевне в церковь, где она была на вечерне. Далее действие переносится в лавку к Калашникову. В этот день не пошла у него торговля и он собирается уходить. Однако придя к себе домой, купец не застаёт молодую супругу дома, а детей находит заплаканными. Только поздним вечером оскорблённая и простоволосая Алена Дмитриевна возвращается к взволнованному мужу и рассказывает ему о том, что молодой опричник Кирибеевич опозорил её перед честным людом прямо на улице. Она падает в ноги к мужу и просит его защитить её доброе имя. Калашников, зная о тягчайшем оскорблении жены, принимает незамедлительное решение: он решает отмстить оскорбителю за поруганную жену в честном кулачном бою. На следующий день по случаю праздника на Москве-реке устраивались кулачные поединки, посмотреть на которые приехал сам царь со своей свитой. Калашников смело вышел из толпы навстречу обидчику — любимцу Грозного. И вот схлестнулись в кулачной битве удалой купец Калашников и молодой опричник Кирибеевич. Первый удар в грудь Калашникову нанёс царский воин. Получив удар в грудь, купец Калашников немного оправился и хватил Кирибеевича кулаком в левой висок, убив его наповал. Царь, видя, как его любимый воин пал замертво от руки удалого купца, в гневе расспрашивает Степана Парамоновича, специально ли или случайно он умертвил противника и если преднамеренно, то за что. Конечно же, он не может сказать, что послужило убийству опричника, но признаётся: «Я убил его вольной волею». Царь приказал казнить Калашникова лютой позорной казнью: удалому купцу отрубают голову. Перед смертью купец просит царя помиловать свою жену, детей и братьев. Его просьбу царь исполняет: вдове и детям он назначает казенное содержание, а братьям разрешает торговать беспошлинно.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта