1. общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 В. Проблема периодизации
Скачать 0.72 Mb.
|
Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Герой хочет обрести единство с природой, историей, с «простыми людьми», но ему не дано такого счастья. Он по-прежнему чужд обществу, по-прежнему «гонимый миром странник», бросающий вызов земле и небесам и отвергающий тихие пристани любви, христианского смирения и дружбы. Герой лирических стихотворений Л. чувствует и остро переживает одиночество и неустроенность. Если в ранней лирике одиночество понималось как награда, то в зрелой лирике одиночество скучно. Герой одинок в обществе, которое его окружает, в любви, в дружбе, он одинок в своей стране и, наконец, в целом мире. Теме одиночества в обществе посвящено стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...». Герою скучно на балу среди «пестрой толпы», «дикого шепота затверженных речей», среди «образов бездушных людей», «приличьем стянутых масок». Чтобы отвлечься от шума и блеска, герой уносится в воспоминаниях к картинам детства, которые так прекрасны по сравнению с картиной бала – типичный прием ромнатизма, что у поэта появляется желание открыто бросить вызов этому бездушному царству масок. Тема одиночества и вызванной им пустоты и скуки звучит и в стихотворении «И скучно и грустно». Образ лирического героя воплотил здесь характерные черты молодежи 30-х годов. Исчезает надежда на исполнение желаний, не найдя счастья ни в любви, ни в дружбе, герой разуверяется в них, разуверяется и в себе, и в жизни. Картина моря и одинокого среди бескрайних морских просторов судна предстает и в стихотворении «Парус»: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!. В таких стихотворениях, как «Утес», «На севере диком...», «Листок», ведущим мотивом является трагедия одиночества, которая выражается или в неразделенной любви, или в непрочности человеческих связей. Политическая и гражданская лирика Лермонтова. Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на его характер и творчество. По стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Между поэтом и жестокой действительностью сложились враждебные отношения, конфликт, который не мог закончиться примирением. «Железным стихом» стало стихотворение «Дума». В нем звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его существования, в бездушности и внутренней опустошенности: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. В стихотворении «Прощай, немытая Россия...» горький оттенок скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу». Но даже в обстановке жесточайшей реакции поэта не покидает желание бунта. В стихотворении «1 января 1840 года» он опять упрекает поколение в бездушности, внутренней опустошенности. Тема Родины и природы. Тема Родины занимает в творчестве М. Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Лермонтов создает конкретно- исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении «Бородино». Это отклик на события 1812 года, поэт говорит о героическом прошлом России. Стихотворение представляет собой как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старого солдата. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Прославляя подвиги предшественников, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь. Образ России и отношение к ней у поэта двояки. В стихотворении «Родина» он говорит: Люблю отчизну я, но странною любовью! Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна — духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом. И зрительные впечатления преобразуются в философские раздумья, где реальные образы становятся воплощением общих закономерностей бытия. Это такие стихотворения, как «Тучи», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы», «Парус» и другие. Здесь запечатлена не просто одухотворенная красота природы, а трагические явления в жизни человеческой души. В 1840 году перед отъездом на Кавказ Лермонтов пишет стихотворение «Тучи». Стихийное странничество туч сопоставлено с изгнанничеством поэта: Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники Тема поэта и поэзии. Уже в самых ранних своих стихах Лермонтов предстает поэтом ярко выраженной интеллектуальности, глубокой внутренней сосредоточенности, деятельной, протестующей мысли. Он провозглашает: «Жизнь скучна, когда боренья нет... Мне нужно действовать». Для него творчество — «всесожигающий костер», «жажду песнопений» поэт называет «страшной». Лермонтов видит разъединение людей, а не их общность, и поэтому он не верит в то, что его исповедь будет услышана. В стихотворении «Поэт» Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом. Поэзия для Лермонтова несла высокое предназначение и призвана была объединять людей. И сила заключенного в слове чувства для поэта — самый властный зов. В финале стихотворения звучит вопрос: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья? В 1841 году Лермонтов пишет свое последнее стихотворение «Пророк». Тема этого стихотворения — высокая идея поэтического призвания и непонимание его толпой. Возвышенная тема общественного служения поэта ярко выражена в образе Пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ во имя служения этой цели. Пророк видит то, что не может увидеть простой человек. В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение Пророка не признается толпой. Толпа эгоистична и мелочна, она жестоко преследует, глумится и унижает Пророка Пророк уходит в пустыню, он остается в одиночестве, так как толпа не приняла его ученья. Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе открывается в стихотворении «Смерть Поэта», написанном Лермонтовым после трагической гибели А. С. Пушкина. Скорбь и горечь, грусть и восхищение, боль и негодование звучат в стихотворении. В стихотворении три героя: Пушкин — «невольник чести», светская толпа и поэт, ее клеймящий и оплакивающий Пушкина. Толпа не оценила истинного таланта, не поняла подлинного искусства. Поэт открыто указывает на истинных убийц — это бездушное светское общество, которое направляло руку убийцы: Восстал он против мнений света Один, как прежде... и убит! Любовная лирика. Его лирический герой воспринимает настоящую любовь как прекрасный дар, огромный, могучий, как чувство, отражающее полноту жизни, приносящее человеку животворящую радость и безмятежность покоя от душевных тревог и страданий. В стихотворении «Как небеса, твой взор блистает» он говорит о «трепещущей душе» и «голосе нежном», которые встретил. По мнению лирического героя, если любить, то всей полнотой души, самозабвенно и жертвенно, на всю жизнь, находя горячий отклик в родственном сердце, искреннем, неизменно преданном и верном. Но властвующая в жизни дисгармония нарушает красоту любви, делает ее трагичной, приносящей лишь муки. Сплетни и интриги светского общества способны опошлить, очернить, осквернить, растоптать и самую чистую, прекрасную земную любовь. Для Лермонтова любовь неразлучна с печалью. В его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Обращаясь к Наталии Федоровне Ивановой, в которую был страстно и безнадежно влюблен, юный поэт надеялся: Я не достоин, может быть, Твоей любви; не мне судить, Но ты обманом наградила Мои надежды и мечты... Неотступно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину, которая вышла замуж за Бахметьева. Варвара Александровна отвечала на чувства Лермонтова, но судьба распорядилась по-своему. «Среди ледяного, среди беспощадного света» счастье поэта было невозможно. Но светлое чувство, пережитое ими, будет озарять их последующую жизнь. Об этом поэт говорит в стихотворении «Расстались мы; но твой портрет...»: Расстались мы; но твой портре Я на груди моей храню: Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. Итог – Л. типичный представитель романтизма в России. Его лирич.герой одинок, противостоит толпе, светскому обществу всему миру. Его герой призывает бороться за свободу, правду независимость. Часто автор обращается к прошлому: либо описывает события истор.прошлого, либо детские годы, в противовес нынешнему времени, обращается к экзотической природе – горы, море – типичный сюжет для романтиков. Единственное утешения для Л. Любовь, но и она трагична и безответна. 36. ПРОБЛЕМА ЭВОЛЮЦИИ ЛЕРМОНТОВСКОЙ ЛИРИКИ: ОТ РОМАНТИЧЕСКОЙ МЯТЕЖНОСТИ, ГЕРОИКИ, ИНДИВИДУАЛИЗМА РАННЕГО ТВОРЧЕСТВА («1831 ИЮЛЯ..», «Я ЖИТЬ ХОЧУ!», «ПРЕДСКАЗАНИЕ», «ПАРУС») К НАРОДНОСТИ И РЕАЛИЗМУ («БОРОДИНО», «КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА»….И ДР. Вопрос о соотношении романтизма и реализма в твоpчестве Лермонтова не является окончательно решенным в силу eгo сложности и до сих пор дискутируется в литературоведении. Творчество выдающегося мастера слова принадлежит к вершинам pyccкoгo романтизма, отразившего все главные черты этого литературного нaправления. Лермонтов - продолжатель традиций poмантизма Дж. г. Байрона, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, декабристской поэзии. Вмecте с тем новые условия, в которых протекала eгo литературная деятельность, наложили отпечаток на романтическое мироощущение поэта. Лермонтов разочаровывается в действительности и ценностях романтиков предшествующего поколения, что вызвано крушением иллюзий дворянской интеллигенции после разрома декабристов: общественные противоречия воспринимаются как неразрешимые, стремление к свободе - бесперспективно. В сознании романтического героя лермонтовских произведений идет борьба добра и зла, земного и небесного начал, возникает двоемирие. Разочарование является следствием повышенной требовательности к людям, миру, самому себе, и от этого в творчестве Лермонтова усиливается стремление к идеалу, укрепляется «вера гордая в людей и жизнь иную». Подобно героям Байрона, романтическая личность у Лермонтова чувствует отчужденность от мироздания, что приносит ей страдания, одиночество. Ее не мoгут удовлетворить земные страсти, потому что они временные, как, например, любовь:«Любить, но кoгo же - на время не стоит труда, А вечно любить невозможно...». Стремление к иному, лучшему миру и ожидание eгo здесь, на земле, - одна из существенных черт романтизма. В 1835-1841 годах происходит кризис романтичеcкoгo миросозерцания Лермонтова. Романтизм позднего периода лишен активно протестующего характера, он приобретает все более трагический оттенок. Всякое прикосновение лирического героя к миру оказывается конфликтным и даже гибельным для нeгo («Демон», «Смерть Поэта», «Морская царевна», «Мцыри», «Три пальмы», «Листок», «Пророк»). В то же время поэт стремится к конкретному изображению социальной среды, быта индивидуального человека («Сашка», «Герой нашего вpeмени», «княгиня Лиговская»). Это уже движение к peализму. Происходит утверждение в поэзии и прозе таких духовно-нравственных ценностей, как любовь к родине, народу («Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.), «Родина», «Бородино»). Лирический герой приобретает суровую сдержанность, становится волевой личностью («Валерик.»). Eгo трагедия - это судьба мыслящей личности в условиях современной ему российской действительности («Прощай, немытая Россия...», «Дума».) и др.). 37. «МЦЫРИ» ЛЕРМОНТОВА КАК РОМАНТИКО-СИМВОЛИСТИЧЕСКАЯ ПОЭМА ФИЛОСОФСКОГО ХАРАКТЕРА; МЦЫРИ КАК ОБРАЗЕЦ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ. СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. «Мцы́ри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова, написанная в 1839 году и опубликованная (с цензурными пропусками) в 1840 году в единственном прижизненном издании поэта — сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Она относится к поздним кавказским поэмам Лермонтова и считается одним из последних классических образцов русской романтической поэзии, построена на кавказском материале. Наличие одного-единственного героя, в котором воплощен абстрагированный от конкретной социально-исторической действительности «любимейший идеал» — человек, рвущийся к свободе, типизация путем раскрытия его внутренних переживаний, условный сюжет, развернутый патетический монолог, напряженность, гиперболичность переживаний, резко волевая интонация — все это определяющие черты именно романтической поэмы. фабульная линия поэмы— бегство в далекий, манящий призраком свободы край; неудача, гибель — все это может быть понято только на фоне типично романтического развертывания конфликта. В основе сюжета поэмы лежит история мальчика. Он был пленен русским генералом. По дороге он заболел и был оставлен в мужском монастыре. Однако его тяга к родине не покидала его. Постепенно он обосновался у монахов и хотел принять постриг. Здесь он вырос. Но в семнадцатилетнем юноше возникает душевный порыв, Мцыри начинает скучать по своей семье и пытается сбежать. После побега он истощен духовно и хочет умереть. Мцыри — высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир свободы, борьбы и любви. Воспоминания Мцыри о родине и духовная связь его с нею и являются источником естественных человеческих чувств и представлений, которые составляют самую основу личности героического юноши. Родина для Мцыри — сфера дружелюбия, приязни, душевной легкости, сердечности И вместе с тем в поэме говорится о «могучем духе» отцов Мцыри, о их «гордом и непреклонном взоре», о «битвах чудных», которые они вели, и о «воле дикой» — поэтической основе их существования. «родина» — это помимо всего знак и символ абсолютной свободы. Мцыри — герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Мцыри – типичный романтический герой, в личности которого сочетаются сила и слабость. Огненная страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонная воля Мцыри неотделимы в нем от его физической хилости и болезненности – наследства монастырского режима. Но личность Мцыри не исчерпывается волей, гордостью, страхом. В ней есть что-то еще: горячее, трепетное, нежное, проявляющееся в сцене встречи с грузинкой. Но в его душе преобладают мужественные, действенные силы. Юноша с любовью относится к природе, становясь как бы ее частью. Ему предлагается один путь: на волю. Но какие реальные пути к светлой цели лермонтовский герой еще не знает и об этом почти не задумывается. Он ищет пути, предлагаемые самой жизнью. Поэму Лермонтова «Мцыри», с полным правом, можно считать героической поэмой, в которой звучит исповедание могучего мятежного духа, осознавшего неисчерпаемость богатырских сил, ищущих своего приложения. Романтична символика поэмы, романтичен её образ, но как реален он в своём значении и как глубоко и полно вложил поэт в него земное, народное содержание. Образ героя, человека готового, «как брат», обняться с бурей, - этот образ пройдёт через всё творчество Лермонтова, его подхватят потом Некрасов и Горький, он войдёт в жизнь нашей поэзии и в поэзию нашей жизни. 38. НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОЕ В ПОЭМЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ДЕМОН». ДЕМОН КАК ПРОЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ И СУДЬБЫ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ. «Демон» — поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, над которой поэт работал в течение десяти лет. Из-за цензурных запретов произведение долгое время не допускалось к печати. В 1842 году в журнале «Отечественные записки» были опубликованы отрывки из поэмы. Первое полное издание произведения состоялось в Германии в 1856 году. Сюжет. Герой поэмы — летящий над миром «печальный Демон, дух изгнанья» — с высоты наблюдает за земными пейзажами, но ни Кавказские горы, ни Терек, ни пещеры, ни чинары не вызывают в нём никаких чувств, кроме холодного презрения. Внезапно внимание Демона приковывает к себе княжна Тамара — дочь седого Гудала. В его большом доме идёт подготовка к свадьбе — юная Тамара должна стать женой властителя Синодала, направляющегося с богатым караваном на брачный пир. Однако молодому князю не суждено добраться до свадебного стола: в пути на его караван нападают абреки, и конь приносит «удалого жениха» к воротам дома Гудала уже мёртвым. Для Тамары всё происшедшее оборачивается потрясением. Её рыдания прерывает «волшебный голос», который произносит слова утешения и обещает прилетать к ней вновь и вновь. С этого момента юная княжна теряет покой. Понимая, что её «терзает дух лукавый», Тамара просит отца отправить её в монастырь. Но и в келье дочь Гудала постоянно слышит манящую речь. Наконец Демон, долго наблюдающий за своей избранницей, решает появиться в её обители. Ангел-хранитель Тамары безуспешно пытается преградить визитёру путь — тот чувствует себя хозяином ситуации. Демон клянётся юной красавице в любви и обещает сделать её «царицей мира». Тамара откликается на его порыв и умирает в его объятиях. Гудал хоронит дочь возле храма, стоящего на высокой скале. 39. ЖАНРОВАЯ ПРИРОДА РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»: СОЦИАЛЬНОЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ, ФИЛОСОФСКОЕ. ДИСКУССИЯ О ПЕЧОРИНЕ В КОНТЕКСТЕ ПОИСКА «ГЕРОЯ ВРЕМЕНИ» (АВТОКОММЕНТ-ИЙ ЛЕРМОНТОВА, ОТЗЫВ НИКОЛАЯ 1, ОЦЕНКА БЕЛИНСКОГО) По жанру «Герой нашего времени» —первый в русской прозе лирико-психологический роман. Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника. Тема произведения — изображение общественной ситуации в период николаевской реакции, которая наступила после разгрома декабристов. Эта эпоха характеризовалась отсутствием значимых общественных идей, способных объединить передовых людей России. Социальная идея романа выражена в названии — «Герой нашего времени». Название это, весьма иронично, так как Печорин мало похож на привычного для того времени благородного литературного героя. Он занят мелкими авантюрами (разрушает перевалочный пункт контрабандистов в Тамани), активно устраивает свои сердечные дела (добивается любви всех приглянувшихся ему женщин, а потом жестоко играет их чувствами), стреляется с Грушницким, совершает немыслимые по смелости поступки (обезоруживает казака — убийцу Вулича). Иными словами, свои незаурядные душевные силы и таланты он тратит на пустяки, без злобы ломает чужие жизни, а потом сравнивает себя в романтическом духе стопором судьбы, но при этом мучается своей ненужностью, одиночеством, безверием. Поэтому Печорина часто называют «антигероем». «Герой нашего времени» — психологический роман, так как главное внимание автор уделяет изображению внутренней жизни Печорина. В повести «Максим Максимович» находится психологический портрет главного героя. Психологический портрет — это изображение души, характера человека через определённые детали его внешнего облика. Офицер-путешественник в Печорине отмечает сочетание контрастных черт. У него были светлые волосы, но тёмные ресницы и усы — признак породы, по мнению офицера-рассказчика. У Печорина была крепкая, стройная фигура (широкие плечи, тонкая талия), но, когда он сидел у ворот, ожидая Максима Максимовича, он согнулся так, как будто в его спине не было ни одной косточки. На вид ему было лет тридцать, а в улыбке сквозило что-то детское. Когда он ходил, не размахивал руками — признак скрытного нрава. Его глаза не смеялись, когда он смеялся, — признак постоянной грусти. Лермонтов часто использует психологический пейзаж. Примеры психологических пейзажей можно увидеть в любой из пяти повестей романа, но наиболее ярким является пейзаж в «Княжне Мери», когда Печорин едет на дуэль с Грушницким и возвращается обратно. Печорин записывает в дневнике, что утро перед дуэлью запомнилось ему как самое прекрасное в жизни: лёгкий ветерок, ласковое раннее солнце, свежий воздух, блестящие росинки на каждом листке — всё создавало великолепную картину просыпающейся летней природы. Через два-три часа Печорин возвращался в город по той же дороге, но солнце светило для него тускло, лучи его не грели. Потому что, когда Печорин едет на дуэль, он вполне допускает, что может быть убит и что это утро — последнее в его жизни. Отсюда так чудесно выглядит для него окружающая природа. Печорин убивает на дуэли Грушницкого, и его тяжёлые переживания по этому поводу выражены через безрадостное, мрачное восприятие того же самого летнего утра. |