Главная страница
Навигация по странице:

  • 27.«Повести Белкина» Пушкина как начало русской реалистической прозы. Экспериментально-полемический характер.

  • ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПУШКИНЫМ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО РОССИИ В ПРОЗЕ 1830-Х (ДУБРОВСКИЙ, КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА, ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВА)

  • ”Капитанская дочка”

  • 31.ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ». РОЛЬ ЛИЧНОСТИ И НАРОДА В ИСТОРИОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А.С. ПУШКИНА. БЕЛИНСКИЙ О «Б.Г.»

  • Белинский о Б.Г. (читать в инете).

  • 32.ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ПРОБЛЕМАТИКЕ «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЙ» ПУШКИНА. ОБРАЗЫ И ИДЕИ «Ма́ленькие траге́дии»

  • 33. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА». ПРОБЛЕМАТИКА, ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ

  • 34. СПЕЦИФИКА ЖАНРА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА». ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ, ЯЗЫКА, СТИЛЯ. Художественный метод, принципы создания произведения.

  • Идейно-философское содержание произведения.

  • Конфликт, сюжет и композиция.

  • Язык и особенности стиха комедии.

  • 35. РОМАНТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗЕМНОГО И ДУХОВНОГО БЫТИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА, ЕЁ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКО-ДУХОВНЫЙ УРОВНИ. КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗЫ, ТЕМЫ, МОТИВЫ В ЛИРИКЕ.

  • 1. общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 В. Проблема периодизации


    Скачать 0.72 Mb.
    Название1. общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 В. Проблема периодизации
    Дата18.06.2018
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOTVETY_NA_ISTORIYu_RUSSKOJ_LITERATURY.doc
    ТипЛитература
    #47282
    страница8 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя. Не являлась литературным объединением с чётко оформленной программой и членством, она представляла собой неформальное объединение молодых прозаиков, собравшихся под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки». К «натуральной школе» причисляли Тургенева и Достоевского, Григоровича, Герцена, Гончарова, Некрасова, Панаева, Даля, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина и других. Основной доктриной «натуральной школы» провозглашался тезис о том, что литература должна быть подражанием действительности. Белинский выделяет реализм «натуральной школы», утверждая важнейшей особенностью «истину», а не «ложь» изображения; он указывал, что «литература наша… из риторической стремилась стать естественной, натуральной». Белинский подчеркивал социальную направленность этого реализма как его особенность и задачу, утверждал, что «в наше время искусство и литература больше, чем когда-либо, сделались выражением общественных вопросов».

    27.«Повести Белкина» Пушкина как начало русской реалистической прозы. Экспериментально-полемический характер.

    Повести Белкина (1830) - первые законченные прозаические произведения Пушкина, цикл состоит из пяти произведений: «Выстрел», « Станционный смотритель», « Метель», « Гробовщик», « Барышня – крестьянка». Их предваряет предисловие «От издателя». В предисловии Пушкин взял на себя роль публикатора и издателя «Повестей», подписавшись своими инициалами « А.П.». Авторство идей повестей он приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Белкин, в свою очередь, переложил на бумагу истории, которые рассказали ему иные лица – «Смотритель» был рассказан ему титулярным советником, «Выстрел» - подполковником, « Гробовщик» - приказчиком, ну а « Метель» и « Крестьянка» - девицею К.И.Т. Пушкин создаёт иллюзию реальности происходящих событий, документально подтверждая, что повести – не плод выдумки самого Белкина, а на самом деле произошедшие истории. Обозначив связь между рассказчиками и содержанием повестей (девица рассказала две любовные истории, подполковник – о военной жизни), Пушкин мотивировал характер повествования и его стиль. Однако, фигура Белкина, объединяющая все повести, объединяет всех их. Сам Белкин когда-то был военным, ушёл в отставку, поселился в деревне, изредка выезжая в город по делам и останавливаясь на почтовых станциях. Белкин вообще характерное лицо русского быта. Кругозор Ивана Петровича ограничен, по натуре он человек кроткий и нелюдимый. Как и всякий деревенский старожил, Белкин развивает скуку, слушая о происшествиях, которые вносят нечто поэтическое в его однообразно-прозаическое существование. Именно поэтому события, о которых повествует Белкин, в его глазах выглядят истинно-романтическими – в них есть всё: дуэли, тайная любовь, страсти. Белкина привлекает яркая, неоднообразная жизнь. В судьбах героев произошли незаурядные события, сам же Белкин не испытал ничего подобного, но это не отменяет его стремление к романтике. Доверяя, однако, роль основного рассказчика Белкину, Пушкин, не устраняется из повествования. Вследствие того, что в повестях обнаруживается присутствие и Пушкина и Белкина, отчётливо проступает их многообразие. Повести можно считать «белкинским» циклом, потому что читать их, не учитывая фигуры Белкина, невозможно. Однако, Пушкин как бы «прикрывается» фигурой Белкина, но слова ему так и не даёт. Роль Белкина состоит в романтизации персонажей и ситуаций, а автор, напротив, выявляет реальное содержание и двойственный смысл событий. Так Сильвио в устах одного – романтический дьявол, а для второго он – низкий мститель. Ради ничтожной цели, ради унижения другого и собственного самоутверждения, Сильвио губит и свою жизнь. Лукаво отказываясь от авторства, Пушкин создал многоступенчатую стилевую структуру, два противостоящих друг другу стилистических слоя – восходящий к сентиментализму, нравоописанию, романтизму и опровергающий, пародирующий слой. При этом Пушкин остаётся сторонником объективизма – о герое известно с его слов, со слов его антагониста и от наблюдателя- повествователя. В связи с объединением повестей в один цикл здесь возникает вопрос о жанровом своеобразии. Исследователи склоняются к тому, что жанр близок к роману, некоторые относят к жанру повести. Однако сами повести представляют собой 5 своеобразнейших новелл. Различие между пушкинской и традиционной западной новеллой в том, что в первой возобладала народно-эпическая тенденция, тогда как в последней - эпика и европейская новелла мало согласуемы друг с другом.

    28. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – «энциклопедия русской жизни» 1810-х – 1820-х гг. 19 в. И «в высшей степени народное произведение». Оценка романа В.Г. Белинским( 8 и 9 статьи цикла «Сочинения Александра Пушкина») и Д.И. Писаревым («Пушкин и Белинский»).

    Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания. В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала прогни крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например. Онегин читает Адама Смита. Руссо — любимый автор Татьяны. С присущим ему лаконизмом Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Дидло. Вместе с автором любуемся чудной грацией "блистательной и полувоздушной" Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую трагическую актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики России, но дает точную и меткую характеристику. В Россию "за лес и сало" ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: "духи в граненом хрустале", "пилочки", "щетки тридцати родов". На этом широком фоне даны автором все представители русской нации, от великосветского денди до крепостной крестьянки. Жизнь Евгения "однообразна и пестра": балы, рестораны, театры, снова балы. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем. почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Кроме жизни дворянского сословия в романе правдиво изображена жизнь крестьян, их быт. На примере няни Татьяны Лариной Пушкин освещает горькую долю крепостной крестьянки, которую тринадцатилетней девочкой выдали замуж против ее воли. Автор не раскрывает страшных картин крепостного гнета и эксплуатации, но одной фразой, одним эпизодом он абсолютно точно отражает жестокие порядки, парившие в деревне. Мать Татьяны так же просто и естественно, как солила грибы, ходила в баню по субботам, била служанок, отдавала крестьян в солдаты, заставляла девушек, собирающих ягоды, петь песни, "чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели". Таким образом, в романе "Евгений Онегин" все слои русской нации нашли свое воплощение. Все стороны русской действительности, все проблемы современной жизни затронул Пушкин в своем романе, причем сумел увидеть их глазами всей нации, всего народа.

    29. Автор и герой в романе Пушкина «Евгений Онегин». Онегин как тип «лишнего человека» в критическом осмыслении 19 в. (Белинский, Добролюбов, Гончаров и др.). Жанрово-композиционное своеобразие романа.

    Белинский подчеркивал, что в поэме воплотилась душа поэта. Действительно, в произведении, наряду с главным героем Евгением Онегиным, живет и действует образ автора. Это полноценный герой, потому что на протяжении поэмы этот образ раскрывается и развивается в лирических отступлениях, а также в самом сюжете. Мы узнаем о прошлом этого персонажа, его мысли по поводу всего, что происходит вокруг, его отношение к Евгению Онегину. Именно с главным героем поэмы связано большинство авторских суждений и оценок. Говоря о поверхностном воспитании и образовании Онегина, автор иронично заключает: Мы все учились понемногу/Чему-нибудь и как-нибудь. Тем самым он подчеркивает свое единство с героем, который тоже вышел из дворянской среды и получил типичное для того круга и того времен образование. В столице Онегин ведет праздный образ жизни, прожигает дни на балах, обедах, даже театр для него — место для интриг и волокитства. Онегин эмоционально холоден, рационален, невосприимчив к искусству, глух ко всему прекрасному. На протяжении всего романа автор сравнивает, сопоставляет себя с Онегиным. Для этого он находит разные художественные приемы. Один из них — сближение с героем через общих знакомых лиц. Так, в ресторане Евгения «ждет… Каверин» — близкий друг Пушкина в молодости. Кроме того, автор сравнивает Онегина с Чаадаевым, с которым был знаком сам и которому посвятил несколько стихотворений. По мере развития сюжета все больше намечаются различия между автором и его героем. Так, для Онегина балы — надоедливая обязанность, необходимость. Для автора же — это радость молодости, радость общения, радость увлечений. Одно из самых серьезных различий между героями — это отношение к чувствам, в частности, отношение к любви. Мы помним, что для Онегина этого чувства не существует. Вместо него в жизни героя — удовлетворенное самолюбие от очередной победы, от очередного разбитого сердца. Ведь Онегин сам признается Татьяне, что «в любви он инвалид». герой стремился узнать все наслаждения в слишком молодом возрасте, когда был неспособен их оценить и осознать. Поэтому, когда к нему должно было прийти осмысленное чувство, к Евгению пришли лишь опустошенность и разочарование. Совсем не то у автора. Он способен испытывать глубокие, сильные чувства, способен любить, страдать, разочаровываться и вновь верить. Но автор и его герой во многом близки. Мне кажется, что их натуры, внутренняя сущность родственны. Просто Онегин поддался влиянию среды, образа жизни, принятого в его кругах, в то время как Пушкина развивался во всех смыслах этого слова. Именно потому, что автор считает своего героя близким ему, он так тепло отзывается об их первой встрече. Уже тогда проявилось сходство натур этих героев. И Онегин, и автор выделяются на общем фоне критическим умом, высокими запросами, неудовлетворенностью своей жизнью. Пушкин подчеркивает, что в Онегине еще не умерла душа. Вспомнив прошлое, он на время воскресает: Таким образом, в романе между автором и его героем проведены не только эмоциональные и интеллектуальные связи, но и психологические. В финале романа Онегин резко меняется. Теперь он, обновленный и воскресший, по-другому оценивает Татьяну, теперь герой может чувствовать, а значит, по-настоящему жить. Таким он намного ближе автору, чем в начале романа. Автор и Онегин — ведущие мужские образы романа. Между этими персонажами очень тесная связь. Они проходят через все произведение в сопоставлении и сравнении. Это помогает не только глубже раскрыть образ Онегина, но и в полной мере проявиться душе автора, высказать поэту свои сокровенные мысли, поделиться чувствами и наблюдениями. Все вместе это составляет портрет эпохи и позволяет назвать «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

    Критика Белинского. Белинский первым называет роман «энциклопедией русской жизни» и подчеркивает значение романа в новой фазе развития русской литературы. Белинский оценивает героев романа как обычных представителей общества в определенных жизненных условиях. Про Онегина он пишет: бездеятельность и пошлость жизни душит его; он даже не знает, что ему надо, чего ему хочется. Белинский верит в возможное возрождение Онегина:так как финал открытй, Что сталось с Онегиным потом? Заметно у Белинского и описание Ленского: Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе. Особенно выделил Белинский образ Татьяны, возвышая ее: Вся жизнь ее проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. В итоге Белинский приходит к такому выводу: в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития.

    Н.А. Добролюбов. В отзывах 50-60-х годов сочетается высокая оценка значимости образа Онегина с его осуждением. «Лишний» человек больше не кажется прогрессивным. В статье Добролюбова указано: Его Онегин не просто светский фат; это человек с большими силами души, человек, понимающий пустоту той жизни, в которой призван он судьбою, но не имеющий довольно силы характера, чтобы из нее выбраться. Отмечая заслуги Пушкина в становлении «лишнего» человека в русской литературе, самого Евгения Добролюбов называет весьма нелестно «пошляком» и «москвичом в Гарольдовом плаще»

    И.А. Гончаров. Положительный отзыв о романе оставил и Гончаров, который продолжил идеи Белинского о Пушкине как отце реалистического русского искусства. Особое внимание он уделил сестрам Лариным, видя в них два типа русских женщин: Один — безусловное, пассивное выражение эпохи, тип, отливающийся, как воск, в готовую, господствующую форму. Другой — с инстинктами самосознания, самобытности, самодеятельности… Пушкинские Татьяна и Ольга как нельзя более отвечали своему моменту.

    Пушкин строит композицию «свободного романа», в центре которого — фигура автора, организующего отношения не только с героями, но и с читателями. Роман написан в форме беседы автора с читателем, отсюда создается впечатление, что он будто бы пишется на глазах читателя, делая последнего непосредственным участником всех событий. Жанр «Евгения Онегина» — роман в стихах — предполагает наличие двух художественных начал — лирического и эпического. Первое связано с миром автора и его личными переживаниями и проявляется в лирических отступлениях; второе предполагает объективность повествования и отстраненность автора от описываемых в романе событий и представляет собой мир эпических героев. В прозаическом романе главное — герой и то, что с ним происходит. А в стихотворном произведении композиционный стержень — сама стихотворная форма и образ автора. Своему роману Пушкин придает черты, свойственные эпическому жанру: большой объем (восемь глав), две сюжетные линии, сосредоточенность повествования на судьбе час­тной личности в процессе ее становления и развития. Также с эпосом жанр произведения связывает изображение жизни, объективной действительности, быта, предметов, которые окружают человека, с помощью которых автор создает портрет героя, его образ.

    В «Евгении Онегине», как в романе в стихах, происходит сочетание конструктивных принципов прозы и поэзии. Стихотворная форма определила в «Евгении Онегине» и композицию, и особенности сюжета. Особый вид строфы — онегинская строфа — был изобретен Пушкиным специально для этого произведения. Она представляет собой слегка видоизмененную структуру сонета: четырнадцать строк четырехстопного ямба с определенной рифменной схемой. В первом катрене (четверостишии) рифма перекрестная, во втором — парная, а в третьем — опоясывающая. Схематически это выглядит так: AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначается женская рифма, то есть ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов, а строчными — мужская, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов). Говоря о композиции произведения, важно отметить два момента. Во- первых, она симметрична (центр ее — сон Татьяны в пятой главе), а во-вторых, замкнута (действие началось весной 1820 года в Санкт-Петербурге и там же закончилось спустя пять лет). В романе две сюжетные линии — линия дружбы и любовная линия, причем вторая зеркальна: в третьей главе Татьяна пишет Онегину письмо и понимает, что ее чувства не взаимны, а в восьмой они меняются ролями. Также для понимания композиции произведения важны пейзажные зарисовки, с помощью которых автор помогает читателю глубже вникнуть в суть переживаний своих героев и подчеркивает особенности их характеров. Например, контраст между Онегиным и Татьяной отчетливее виден на примере отношения героев к деревенской природе.

    30. ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПУШКИНЫМ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО РОССИИ В ПРОЗЕ 1830-Х (ДУБРОВСКИЙ, КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА, ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВА)

    После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года, А.С.Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя. Пушкиным были написаны только два тома. «Дубро́вский» — наиболее известный разбойничий роман[1] на русском языке, необработанное для печати (и неоконченное) произведение А. С. Пушкина. Повествует о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой — потомков двух враждующих помещичьих семейств.

    История создания: При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других»[2]. В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года. Сходный сюжет (два соседа-помещика дружат, однако затем из-за пустякового повода становятся врагами, и один сживает со света другого) был независимо использован М. Ю. Лермонтовым в его юношеском неоконченном романе «Вадим», создававшемся в те же годы.

    Сюжет романа: Богатый и своенравный[4] русский барин, отставной генерал-аншеф помещик Кирила Петрович Троекуров, прихотям которого угождают соседи и при имени которого трепещут губернские чиновники, поддерживает дружеские отношения со своим ближайшим соседом и бывшим товарищем по службе, отставным же поручиком, небогатым, но независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским. Троекуров отличается жестоким характером, часто подвергая своих гостей жестоким шуткам, без предупреждения запирая их в комнате с голодным медведем. Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистенёвку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистенёвку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робина Гуда, наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя-француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова, и под его видом становится гувернёром в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь. Троекуров отдает семнадцатилетнюю Машу замуж за пятидесятилетнего князя Верейского против её воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти её, но слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя. Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Жених Маши, ранив Дубровского, попадает в руки разбойников, но Дубровский просит их не трогать жениха. Разбойники с Дубровским возвращаются в лес, где происходит сражение с прочёсывающими местность солдатами, победное для разбойников. После этого правительство посылает роту солдат на поимку Дубровского, но он распускает своих сообщников и скрывается за границей от правосудия.

    Текст «Дубровского», не получивший еще окончатель­ной отделки, обладает такими же свойствами, как и вся пушкинская проза вообще: ясностью, простотой и сжатостью.

    «История Пугачева» («История Пугачёвского бунта») — историческое сочинение А. С. Пушкина о событиях крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Автор утверждает, что восстание было вызвано жестокостью властей, притеснениями помещиков. В центре внимания Пушкина - сам Пугачев. Правительства и суд называли Пугачева «вор, разбойник, злодей» и не могли дознаться насколько глубоки корни пугачевщины в народе. Простые люди на него не жаловались, он им зла не сделал. Пугачев не щадил только дворян: вешал, жег. Он провозгласил истребление всего дворянского сословия, а народу в своих манифестах объявлял вольность, отмену повинностей. Пушкин не скрывает огромную силу этих воззваний как «удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного». "История Пугачёвского бунта" - это документальное произведение, а "Капитанская дочка" - художественное. В основе повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» – исторический материал, который был собран автором во время работы над «Историей Пугачевского бунта» . Созданию повести предшествовала большая работа, проведенная Пушкиным по изучению Пугачевского восстания. Пушкин исследовал архивные материалы. На основании их он написал “Историю Пугачева”, переименованную царем в “Историю Пугачевского бунта”. Кроме того, поэт посетил места, охваченные восстанием, беседовал со стариками, лично встречавшимися с Пугачевым, записал устнопоэтические народные произведения, связанные с крестьянской войной 70-х годов ХVIII века. В результате этой огромной работы и появился повесть “Капитанская дочка”, в которой блестяще объединен труд историка и поэта. К написанию “Истории Пугачевского бунта” Александра Сергеевича Пушкина, безусловно, подтолкнул неудачный исход восстания декабристов, в числе которых были его друзья, а также волнения крестьян и военных поселенцев в 1830 г. , снова обостривших вопрос о крепостном праве. Как человека и гражданина это не могло оставить Пушкина равнодушным. Поэтому в 1833 г. он добился разрешения на четырехмесячную поездку по местам пугачевского восстания - Оренбургской и Казанской губерниям.
    Пушкин изъездил места восстания Пугачева, собирая данные и опрашивая еще живых стариков-свидетелей. Затем заехал в Болдино. Здесь он и начал работать над ”Историей Пугачевского бунта”. 20 октября Пушкин вернулся в Петербург. “История… ” была закончена. Но на этом он не остановился, теперь его целью стало написание художественного романа с захватывающим сюжетом, утверждающим связь между двумя социальными группами. Так в том же 1833 году было написано одно из лучших прозаических произведений Пушкина - ”Капитанская дочка”. Пугачевщина должна была явиться предостережением для дворянства, которое не видело необходимости новых форм связи с крестьянством.

    «Капитанская дочка». Жанр произведения — историческая повесть, написанная в форме воспоминаний. Содержит 14 глав, каждая из которых имеет название и эпиграф. Основа исторических событий, описанных в повести, — восстание под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 годов. Композиция. В завязке повествуется о детстве и отрочестве Петруши Гринева, о жизни в родительском семействе. Кульминация повести — захват мятежниками Белогорской крепости и казнь капитана Миронова и его жены. Вторая кульминация — появление Гринева в захваченной крепости для спасения Маши. Развязка — известие о помиловании Гринева императрицей. Заканчивается повесть небольшим эпилогом, хотя не указывается, что это эпилог. В повести нарисована яркая картина стихийного народного восстания. Пушкин упоминает о некоторых причинах восстания, рисует разнообразный национальный и социальный состав участников движения. Народ в повести — не безликая масса, ведомая своим предводителем, это разноплановые личности, объединенные определенной целью: изувеченный башкирец, Хлопуша, казаки, крестьяне и многие другие, вставшие под знамена Пугачева. Основные образы. Рисуя образ старика Гринева, Пушкин поднимает проблему воспитания и образования молодежи. Автор не идеализирует семью Гриневых: глава семьи скор и на принятие решений, и на расправу, нетверд в поисках правды. Симпатию вызывает его сын Петр, в трудных обстоятельствах, будучи совсем еще молодым, с честью хранивший верность своему слову. Искренний, порядочный, верный присяге, не струсивший перед лицом опасности и военного суда, он вызывает чувство уважения. С симпатией же, хотя и с некоторой долей юмора, обрисована автором семья капитана Миронова. Пушкин показывает, что именно в такой семье и могла вырасти замечательная девушка Маша Миронова с ее простым, чистым сердцем, высокими моральными требованиями к жизни, с ее мужеством. Искреннюю неприязнь вызывает Швабрин — сначала клеветник, который может нанести удар в спину, потом изменник, перешедший на сторону мятежников, и тюремщик сироты, а после разгрома восстания — и лживый доносчик. Сложен образ Пугачева. Глубокая народная любовь, беспощадность ко всему антинародному — и гуманность, сметливость; талант народного вождя — и наивность; вандализм — и щедрость. Гриневу было искренне жаль, что этот человек не погиб в бою, а сложил голову на плахе. В целом, образ трагичен. Образ Савельича — выражение Пушкиным высоких нравственных качеств простого русского человека. Идеализирован образ императрицы, поставившей точку в деле Петра Гринева. Язык повести исключительно прост, лаконичен, точен и безыскусствен в изображении действительности.

    31.ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ». РОЛЬ ЛИЧНОСТИ И НАРОДА В ИСТОРИОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А.С. ПУШКИНА. БЕЛИНСКИЙ О «Б.Г.»

    Трагедия «Борис Годунов» писалась А.С.Пушкиным во время его ссылки в село Михаиловское. Основной замысел «Бориса Годунова» — первой русской реалистической трагедии — был в высшей степени современным. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос— вопрос о самодержавии и крепостном праве и главным образом об участии самого народа в борьбе за освобождение. Пушкин взял нужный ему материал в «Истории государства Российского» Карамзина. Там описывались события так называемого «смутного времени» (начало 17 века) — широкое народное восстание против царя Бориса Годунова, утвердившего (как считал Карамзин, а вслед за ним и Пушкин) крепостное право в России, восстание, приведшее к свержению с престола царя Федора, сына Бориса Годунова (сам Борис умер незадолго до этого). Пушкин Свою задачу видел не в том, чтобы использовать исторический материал для создания волнующей, интересной драматической ситуации, а в том, чтобы точно и верно воспроизвести подлинную историческую действительность.

    Но ни Борис, ни Самозванец не являются героями трагедии: ее герой — народ, который в конечном счете и решает судьбу всех действующих лиц!!! В одной из последних сцен, «Ставка», эту идею прямо выражает приближенный Самозванца Гаврила Пушкин в разговоре с Басмановым. Он говорит: Я сам скажу, что войско наше дрянь, Что казаки лишь только села грабят, Что поляки лишь хвастают да пьют, А русские... да что и говорить...Перед тобой не стану я лукавить;Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов мнением; да!мнением народным... Оно выражает основную оценку всей исторической ситуации и основной политический вывод самого автора. В двух последних картинах народ действует как активная, решающая сила.

    Трагедия Пушкина «Борис Годунов»: характеры; особенности историзма; драматургическое новаторство. Отличительной чертой композиции «Бориса Годунова» является решительный разрыв с правилами классицизма. Пушкин смело нарушает три единства, типичные для трагедии классицистов; время действия охватывает период в восемь с лишним лет, место действия — не только дворец, но и площадь, и монастырская келья, и корчма, и поле сражения; даже не только Русь, но и Польша; действие не объединяется вокруг центрального героя и единой интриги, чем нарушается единство действия, как оно понималось классицистами. Основное столкновение в трагедии — это борьба за престол Бориса и Самозванца, борьба, в которую втянуты различные общественные силы. Новизной в построении является введение в качестве основного действующего лица народа. Поэтому-то, в противоположность трагедиям классицистов, у Пушкина трагедия начинается и заканчивается без Бориса и Самозванца, казалось бы, главных действующих лиц. Следует отметить, что, верный правде жизни, Пушкин нарушил и ещё одно правило классицизма — чистоту жанра: он соединил в своей трагедии и трагические, и бытовые, и комические сцены.

    Основная мысль трагедии Борис Годунов- России необходима крепкая власть, но не замешанная на крови, а иначе все рассыплется в прах таков неумолимый закон жизни. Пушкин показывает, что движущей силой истории является народ, и он же всегда остается в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, выскочки и проходимцы. Они всплывают из небытия и уходят, а народ безмолвствует, так как не в силах что-либо изменить самостоятельно, а истинных героев, самоотверженных борцов за всеобщее счастье нет, они, может быть, появятся позже. Пока же народу остается ждать, терпеть, надеяться теперь... на Лжедмитрия.

    Белинский о Б.Г. (читать в инете). В статье, посвященной «Борису Годунову», Белинский усмотрел недостаток пушкинской трагедии в том, что, поскольку поэт исходил в ней из карамзинской трактовки Годунова — убийцы Димитрия и положил ее в основу своей исторической драмы, он не мог показать истинной исторической трагедии Годунова. На деле трагедия эта состояла, по мнению критика, в том, что, овладев престолом, Годунов остался верен старым историческим традициям и идеалу московских великих князей, не сумев выступить в качестве носителя нового, более высокого, исторического принципа.

    32.ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ПРОБЛЕМАТИКЕ «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЙ» ПУШКИНА. ОБРАЗЫ И ИДЕИ

    «Ма́ленькие траге́дии» — цикл коротких пьес для чтения А. С. Пушкина, написанный им в 1830 году в Болдине. Он состоит из четырёх произведений: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы», главными героями которых являются личности, живущие своими страстями, приводящими их и близких им людей к гибели. «Маленькие трагедии» Пушкина – произведение актуальное и в наше время.

    Скупой рыцарь. Сюжет драматического произведения разворачивается в эпоху средневековья. Главные герои трагедии пожилой рыцарь и его сын Альбер. Барон очень скупой, мелочный человек, помешенный на богатстве. Он испытывает необъяснимую радость при виде своих сокровищ. Старик может несколько часов подряд сидеть в подвале и разглядывать сундуки с золотом. Рыцарь нажил такое состояние при помощи обмана и угнетения.Альбер – юноша лет двадцати, мечтает добиться успеха не только в военном деле, но и покорить сердца светских красавиц. Чтобы добиться этих целей, рыцарю необходимы средства, которые отец ему не дает. Поэтому Альбер вынужден брать взаймы у ростовщика Соломона, хитрого еврея. Последнему, в конце концов, надоедает давать деньги в долг, и он отказывает Альберу в помощи. Соломон дает ему совет, чтобы юноша отравил отца, и забрал все его имущество. Альбер в разъяренном состоянии прогоняет прочь хитреца, но в подсознании понимает, что был бы не против совершить такое деяние. Во время случайной встречи отца и сына у общего приятеля герцога, взаимная ненависть вспыхивает, и они бросаются в бой. В этой битве погибает скупой барон, у которого перед глазами остались лишь сокровища. Трагедия учит не быть мелочным, безжалостным человеком, любить своих детей и не жалеть на них заработанные средства. Все нажитое богатство с собой в могилу не унесешь. (Подробное краткое содержание)

    Моцарт и Сальери. Второе произведение основано на легенде о смерти известного композитора Моцарта. Сальери – знаменитый музыкант, преданный своей теории. Он считает, что все в мире поддается математическим расчетам, в том числе и музыка. Однако, чудесные пьесы Моцарта, жизнерадостного и талантливого музыканта, противоречат концепции Сальери. Он завидует гениальности композитора и поэтому решает отравить конкурента. В трактире Моцарт рассказывает товарищу, что к нему домой приходил человек в черном одеянии и заказал написать реквием. После выполнения заказа, этот чудак так и не вернулся. Моцарт чувствует, что это произведение написал для самого себя. Сальери неискренне успокаивает друга и воспользовавшись моментом, насыпает яд в его бокал. Моцарт выпивает содержимое бокала и подходит к фортепиано, играет свою новую прекрасную пьесу «Реквием». Он уже обречен на смерть. Сальери шокированный этим великим произведением и своим деянием, он не может сдержать лез. Он еще на долгие годы запомнит последние слова своего конкурента, что гений и преступник – несовместимые вещи. Значит злоумышленник никогда не станет гением в музыке. Достоверность этих слов не дает спокойствия Сальери. Произведение учит, что зависть – порок, способный затмевать разум и подталкивать человека к совершению необдуманных действий и поступков. (Подробное краткое содержание)

    Каменный гость. Главный герой пьесы Дон Гуан – известный дуэлянт, приезжает в Мадрид. Там он отбывал ссылку за разврат и убийства. Дон с нетерпением желает резвиться со светскими барышнями поэтому держит путь к своей приятельнице Лауре. В это время актриса Лаура ужинает со своими поклонниками. Они любуются ее игрой и с наслаждением слушают ее пение. Актриса признается, что эту песню написал ее бывший ухажер Дон Гуан. Дон Карлос, услышав знакомое имя, вспыхнул от ярости, оскорбил Лауру. Дело в том, что Дон убил его брата на дуэли. В этот момент приезжает Гуан. Враги начали битву на шпагах. Карлос погибает в этом бою. Дон торжествует, а Лаура быстрее хочет избавиться от трупа. Гуан скрывается в монастыре под видом монарха. Здесь он обращает внимание на красивую женщину Донну Анну, жену убитого им командора. Она приезжает часто в монастырь к статуе мужа. Дон заводит с ней любезный разговор. После долгого одиночества Анна соглашается на свидание с незнакомцем, но лишь для беседы. Дон зовет каменную статую прийти посмотреть на свидание с его супругой. Статуя кивает головой, слуга Лепорелло шокирован, а дуэлянту хоть бы что. Во время встречи, Дон признается Анне, что является убийцей ее мужа, она в ужасе, находится в полуобморочном состоянии. В этот момент входит каменный гость и хватает Гуана и уносит его в ад.Пьеса учит, что убийство – это очень страшное злодеяние. Никто не вправе отнять жизнь другого человека, кроме Всевышнего. Только он имеет право распоряжаться судьбой людей.

    Пир во время чумы. Лондон в 1665 году настигла страшная чума, которая унесла тысячи людей. Горожане в ужасе от происходящих событий, а посреди одной из городских улиц несколько человек устроили пир. Но их радость не настоящая. Люди, затеявшие веселье, стараются забыться, утопить в алкоголе тоску по родным, которых теряют ежедневно. Председатель этого застолья Вальсингам предлагает блондинке Мери спеть. Красавица запевает очень трогательную, печальную песню о своей Родине. Нет счастья в ее родных краях, не слышно пение птиц, детский смех, кругом лишь слезы и крики по погибшим. Девушка просит возлюбленного, если даже ей суждено умереть, чтобы он не приближался к ее зараженному телу, а быстро уехал в другие края. Приятели смеются над ее сентиментальностью. Далее Вальсингам сам исполняет гимн чуме. Услышав пение председателя, священник уговаривает его остановить безбожные деяния, а также напоминает Васильгаму, как совсем недавно он потерял мать, а затем и любимую жену. Но юноша признается, что после этих событий, его душа навсегда умерла. Монах молится за душу Васильгама и удаляется прочь. Веселье продолжается, лишь председатель тихонечко притаился, задумался. Трагедия учит уважать горе свое и других людей, чтить память о погибших родных и близких, молиться за их души, а не поддаваться алкоголю, с целью забыть горе

    33. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА». ПРОБЛЕМАТИКА, ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ

    Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” - один из выдающихся образцов русской драматургии первой четверти XIX века. Комедия создавалась в тот период, когда в России на сцене господствовал классицизм, однако драматург стремился реалистически изобразить современную ему российскую действительность, то есть, по словам Гончарова, “взять ее целиком из московских гостиных и перенести в книгу и на сцену”. Этим и обусловлено новаторство Грибоедова - в его комедии ведущим принципом изображения жизни является реалистический. 

    В комедии нашла отражение эпоха, наступившая после Отечественной войны 1812 года. Это была эпоха зарождения и развертывания декабристского движения. “Горе от ума” является общественно-политической комедией, хотя в основе пьесы находится любовный конфликт, который с развитием действия отходит на второй план, а на первый выступает общественный конфликт - столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим”. Черты реализма в «Горе от ума»

    • неоднозначность персонажей (например, Фамусов или Софья)

    • типичность героев в типичной ситуации (Фамусов – типичный московский барин той эпохи)

    • индивидуализация характеров героев (например, мы узнаем о том, как Скалозуб добился повышения чина, каково его образование, его мечты и намерения)

    • точность реалистических деталей жизни московского барства (бал в доме Фамусова)

    Переворот в области языка драматургии (язык героев пьесы живой, близкий к реальной жизни)

    1.Афористичность языка пьесы (множество фраз комедии стали афоризмами)

    2. Комедия написана не шестистопным ямбом, как обычно писались классицистические комедии, а вольным стихом (силлабо-тонический стих из строк разной длины)

    3. Неоднозначность финала (в частности, не ясно – победитель Чацкий или побежденный, какова будет судьба Софьи и т.д.)

    Проблематика пьесы "Горе от ума" довольно обширна. В этом произведении Грибоедов коснулся множества злободневных тем своего времени, чем вызвал недовольство цензуры. Главными темами и проблемами комедии "Горе от ума" являются: крепостное право и жестокость помещиков, воспитание и образование дворян, погоня за чинам и наградами, Бюрократия, вражда к "новым людям", противостояние "старой" и "новой" жизни, скалозубовщина и аракчеевщина, декабризм, либерализм, французомания, любовь ко всему иностранному. Помимо этого, автор затрагивает и общечеловеческие темы, как например, любовь, отношения мужчины и женщины, брак и семья и т.д.

    В статье о «Горе от ума» Белинский напал на автора комедии за его стремление бороться с русскою «действительностью». Поэтому он отрицательно отнесся к Чацкому, назвал его «крикуном, фразером, идеальным шутом», признал его лицом комическим, и причину его «горя» увидел не в «уме», а в «умничаньи»... Гораздо выше комедий Грибоедова поставил он гоголевского «Ревизора», в котором видел объективное изображение действительности, без всяких попыток при помощи «резонеров» «поучать» зрителей.

    34. СПЕЦИФИКА ЖАНРА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА». ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ, ЯЗЫКА, СТИЛЯ.

    Художественный метод, принципы создания произведения. Традиционно “Горе от ума” считается первой русской реалистической комедией. Этот факт бесспорен. Вместе с тем в пьесе сохранились черты классицизма (например, единство времени и места, “говорящие фамилии”, традиционные амплуа: “обманутый отец”, “недалекий военный”, “субретка-наперсница”) и проявились элементы романтизма, отразившегося в ряде исключительных черт личности главного героя, в его непонятости окружающими и одиночестве, в его максимализме, противостоянии всей окружающей его действительности и выдвижении в противовес этой действительности своих идеальных представлений, а также в патетике его речи. Реализм выразился прежде всего в типизации характеров и обстоятельств, а также в сознательном отказе автора следовать многочисленным нормам построения классицистских пьес. Грибоедов нарушил целый ряд жанровых и сюжетно-композиционных канонов, которые мешали ему отразить новое, не характерное для традиционных комедий, содержание.

    Идейно-философское содержание произведения. Если в начале XIX в. главной задачей комедиографа считались развлечение публики и осмеяние личных пороков, то Грибоедов ставил перед собой совсем иные цели. Для их понимания следует обратиться к смыслу названия пьесы. Оно, безусловно, отражает главную мысль, идею произведения. Таким образом, центральный вопрос, поставленный Грибоедовым в его произведении, можно сформулировать так: почему умный человек оказывается отвергнут и обществом, и любимой девушкой? Это вопрос глубоко философский и психологический, вопрос, возникающий в любом времени и в любой социальной среде. Проблема ума — это тот идейно-эмоциональный стержень, вокруг которого группируются все остальные вопросы философского, социально-политического, национально-исторического и нравственного характера. В связи с особой значимостью проблемы ума вокруг нее развернулась серьезная полемика. Так, М.А. Дмитриев считал, что Чацкий лишь умничает, презирая других, и в своей претенциозности выглядит комичнее всех. С иных позиций, но тоже критически оценил умственные способности главного героя пьесы А.С. Пушкин. Не отрицая глубины мыслей, высказанных Чацким (“Все, что говорит он, — очень умно”), поэт утверждал: “Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми...”

    Жанровые особенности. А.С.Грибоедов первоначально определил свое произведение как: «сценическую поэму», затем как «драматическую картину» и только потом как комедию. По жанру «Горе от ума» социальная (идеологическая) сатирическая комедия. Тема этого произведения — изображение социально значимого столкновения «века нынешнего», желающего заменить старые общественные порядки, исправить нравы общества, и «века минувшего», боящегося любых общественных перемен, потому что эти перемены реально грозят его благополучию. То есть комедия описывает столкновение прогрессивного и реакционного дворянства. Названное социальное противоречие является основным для эпохи, наступившей после Отечественной войны 1812 года, которая обнажила многие коренные пороки русского общества. Прежде всего это были, конечно, абсолютизм, крепостное право, бюрократизм, космополитизм. Классицизм XIX века требовал от автора комедии осмеяния человеческих пороков, развлечения публики. А.С.Грибоедов преследовал иные цели. В письме к Катенину автор раскрывает смыл комедии: «… в моей пьесе двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко выше других». Таким образом, тема пьесы – трагическое противостояние умного человека не понимающему его обществу.

    Конфликт, сюжет и композиция.  Композиция имеет несколько особенностей. Выстраивая композицию произведения, автор руководствуется в первую очередь требованиями жизненной правды. Изменяя классицистические каноны, драматург вводит в сюжет две линии: любовную и социальную. В комедии соблюдены два принципа "трех единств": единства времени и места (действие уклады-вается в одни сутки и происходит в одном месте - до-ме Фамусова) , но нарушен третий принцип - единства действия. По существовавшим правилам действие должно было строиться на одном конфликте и, завязавшись в начале пьесы, получить развязку в финале, причем в развязке порок непременно должен быть наказан. Но в пьесе конфликт, завязавшись как любовный, осложняется противостоянием обществу, затем обе линии развиваются параллельно, и единство действия не сохраняется. Любовный конфликт в пьесе получает развязку (Чацкий получает отставку у Софьи) , а разрешение социального конфликта остается за рамками произведения (Чацкий не понят и покидает дом Фамусова) .

    Экспозиция "Горя от ума"-первые явления первого действия до приезда Чацкого (подробное описание жизни Софьи и Фамусова, это подготавливает фон, на котором в скором времени разовьется конфликт). Завязка любовного конфликта происходит не в начале, а лишь в 7-9 явлениях (с приездом Чацкого). Кульминацией можно назвать последнее IV действие, в котором Чацкий "отрезвился сполна", ею же является и развязка любовной интриги.

    Система персонажей. Рассматривая особенности построения системы персонажей и раскрытия характеров, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, автор создает образы своих героев по принципам реализма, сохраняя, однако, верность некоторым чертам классицизма и романтизма. Во-вторых, Грибоедов отказался от традиционного разделения персонажей на положительных и отрицательных, что отразилось и в различии критических оценок, данных образам Чацкого, Софьи, Молчалина. Драматург не ставил перед собой задачи абсолютно точно описать кого-либо из знакомых лиц, тогда как современники по отдельным ярким деталям их узнавали. Безусловно, у персонажей были прототипы, но даже и прототипов одного персонажа бывало несколько. Основную черту личности, которую автор считал центральной для соответствующей сценической роли, обозначает “говорящая” фамилия. Так, Фамусов — человек, зависящий от общественного мнения, от молвы (“Ах! Боже мой! что станет говорить/ Княгиня Марья Алексевна!”). Чацкий (первоначальный вариант фамилии Чадский) — пребывающий в чаду страсти и борьбы. Важными средствами создания образов являются также поступки персонажей, их взгляды на существующие жизненные проблемы, речь, характеристика, данная другим действующим лицом, самохарактеристика, сопоставление героев друг с другом, ирония, сарказм.

    Язык и особенности стиха комедии. Язык “Горя от ума” значительно отличался от языка комедии тех лет. Грибоедов противопоставил сентименталистскому эстетизму и чувствительности, а также классицистской “теории трех штилей” реалистический принцип народности. Речь героев пьесы — это прежде всего та речь, которую действительно можно было услышать в салонах и гостиных, на постоялых дворах, в клубах и в офицерских собраниях. Подобный отказ от основных положений изящной словесности вызвал критические споры. Уже упоминавшийся Дмитриев ставил в упрек Грибоедову ряд фраз и речевых оборотов, которые, по мнению критика, не могли быть допустимы в литературе. Однако большинство критиков высоко оценили языковое новаторство драматурга. “О стихах я не говорю, половина — должна войти в пословицу” — так оценил мастерство Грибоедова Пушкин. «Что же касается до стихов, которыми написано “Горе от ума”, — в этом отношении Грибоедов надолго убил всякую возможность русской комедии в стихах. Нужен гениальный талант, чтоб продолжать с успехом начатое Грибоедовым дело...» — писал в одной из своих статей Белинский. Действительно, очень многие реплики из комедии стали восприниматься как афоризмы, крылатые выражения (“счастливые часов не наблюдают”; “шел в комнату, попал в другую”; “грех не беда, молва не хороша”; “а горе ждет из-за угла”; “и дым Отечества нам сладок и приятен”; “с чувством, с толком, с расстановкой”; “служить бы рад, прислуживаться тошно”; “свежо предание, а верится с трудом”; “злые языки страшнее пистолета”; “герой не моего романа”; “ба! знакомые все лица»). Язык в комедии является как средством индивидуализации героев, так и приемом социальной типизации. Скалозуб, например, как социальный тип военного очень часто использует армейскую лексику (“фрунт”, “шеренги»), а индивидуальные особенности его речи отражают его самоуверенность и грубость (“а пикните, так мигом успокоит”), недостаточную образованность, проявившуюся в неумении строить фразу (“за третье августа, засели мы в траншею: ему дан с бантом, мне на шею”). Речь Фамусова — так называемое московское дворянское просторечие (“в ус никому не дуют”, “коптел бы ты в Твери”, “я испужал”, “по службе хлопотня”), изобилующее уменьшительно-ласкательными формами (“к крестишку ли, к местечку”, “отдушничек”). Этот персонаж предстает в пьесе в различных ситуациях, потому и речь его столь разнообразна: то иронична (“Ведь я ей несколько сродни”, — говорит он о Софье Чацкому), то гневна (“В работу вас! На поселенье вас!”). Особенно много авторского труда потребовали монологи и реплики Чацкого, который предстает и как новый общественный тип, близкий и по особенностям речи к декабристской патетике. В его речи часто встречаются риторические вопросы (“О! если б кто в людей проник: что хуже в них? душа или язык?”), инверсии (“Не тот ли вы, к кому меня еще с пелен, для замыслов каких-то непонятных, дитей возили на поклон?”), антитезы (“Сам толст, его артисты тощи”), восклицания и особая лексика (“слабодушие”, “подлейший”, “алчущий”, “рабский”, “святейший”). Вместе с тем и в речи Чацкого можно встретить московское просторечие (“окроме”, “не вспомнюсь”).

    35. РОМАНТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗЕМНОГО И ДУХОВНОГО БЫТИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА, ЕЁ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКО-ДУХОВНЫЙ УРОВНИ. КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗЫ, ТЕМЫ, МОТИВЫ В ЛИРИКЕ.

    В своей лирике Лермонтов опирался на традиции русской поэзии и прежде всего Пушкина, дело которого он продолжал, а также – Байрона. Интерес к Байрону, которого он в это время открывал для себя, совпал с его собственными исканиями. Байрон был интересен Лермонтову всеми гранями своего творчества и сохранял свое значение в течение всей его поэтической деятельности. Байрон – это и тема лирики молодого Лермонтова. Спустя два года он вернется к этой же теме, но уже для того, чтобы признать свое отличие от британского поэта: Нет, я не Байрон, я другой,/Но только с русскою душой.

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта