Главная страница
Навигация по странице:

  • Лирика 1817—1819 гг

  • “Свободы сеятель пустынный

  • Во глубине сибирских руд...

  • 22.ИДЕАЛЫ ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА («ВАКХИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ», «19 ОКТЯБРЯ 1825 Г.», «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ» И Т.Д.

  • «Я помню чудное мгновенье...»

  • Тема свободы и независимости

  • 23.ПУШКИНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТА И ПРИРОДА ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА («К ДРУГУ СТИХ-ЦУ», «ПОЭТ», «ПРОРОК», «ОСЕНЬ», «ПАМЯТНИК» И ДР. )

  • 1. общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 В. Проблема периодизации


    Скачать 0.72 Mb.
    Название1. общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 В. Проблема периодизации
    Дата18.06.2018
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOTVETY_NA_ISTORIYu_RUSSKOJ_LITERATURY.doc
    ТипЛитература
    #47282
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    тема свободы. Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность, основа дружбы, условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения. Слово “свобода” и близкие по смыслу слова “вольность”, “воля”, “вольный” — ключевые слова пушкинского “словаря”. Это слова-сигналы, знаки “присутствия” самого поэта. Они выражают мысли о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.

    Уже в стихотворениях 1817—1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом — предметом “похвального слова” (“хочу воспеть Свободу миру”), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками (“звезда пленительного счастья”), то шагом от заблуждений и суетной жизни к “блаженству” истины и мудрости (“Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в Истине блаженство находить”), то смыслом поэтической “жертвы” (“Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей”) и обозначением душевного состояния поэта (“тайная свобода”). Свобода для Пушкина- это его точка зрения на мир, на людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

    Лирика 1817—1819 гг. — эхо пушкинских представлений о свободе.

    В социально-философской оде Вольность” (1817) поэт смотрит на мир как пристрастный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает “неправедная Власть”. Весь мир, а не только Россия, лишен свободы, вольности, а, следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Стихотворение, конечно, отражает не только личный взгляд Пушкина — это взгляд просвещенных дворян, думавших о будущем России. Пушкин с негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, “ужас мира” и “стыд природы”, нарушение Божественной гармонии. Свобода, с его точки зрения, не может быть достигнута в результате революции и заговора. Великую французскую революцию он называет “славной бедой” (казненный Людовик — “мученик ошибок славных”), подчеркнув ее разрушительный характер и одновременно указав на то, что революция — акт возмездия тиранам. Мрачная “диалектика” насилия над тиранами передана в словах об убийстве Павла I: “Падут бесславные удары... / Погиб увенчанный злодей”.

    В «Деревне» (1819) представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идет уже не о тирании во “всемирном” масштабе, а о русском крепостничестве, о свободе русского крестьянства. Во второй части стихотворения поэт расширяет “географические” границы своих размышлений, если в первой части речь идет о конкретной деревне, в которой поэт обрел “приют спокойствия, трудов и вдохновенья”, то во второй части создается предельно обобщенный образ русской деревни. Взором истины он видит всю Россию — страну деревень. Аллегорические образы “Барства дикого” и “Рабства тощего” подчеркивают, что речь идет не о “плохом” барине и его несчастных крепостных, а о любом деревенском тиране и любом русском крестьянине-рабе. Поэт, развивая идеи оды “Вольность”, мечтает увидеть “народ неугнетенный”, а торжество “Свободы просвещенной” по-прежнему связывает с волей царя. В “Деревне” и особенно в послании “К Чаадаеву” (1818) заметны новые оттенки пушкинского понимания свободы. Картина деревенского “лона счастья и забвенья” в первой части “Деревни” напоминает обычный идиллический пейзаж. Но идиллия, оказавшись всего лишь иллюзией свободной и счастливой жизни, отменяется второй частью стихотворения.

    Послание “К Чаадаеву” — яркий лирический “символ веры” молодых “друзей вольности”. Стихотворение носит личный, даже интимный характер. Это связано с тем, что меняется адресат пушкинских слов о свободе. Если в “Вольности” и “Деревне” он взывает к необозримому миру, пораженному тиранией, и к России, к монарху, то теперь у его порыва к свободе “частный” адрес: Чаадаев, друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан и узами дружбы, и общей целью. Свобода и здесь предстает как цель высоких стремлений поэта и его друзей, как ответ на “Отчизны... призыванье”. Но на первый план выходит внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной. Ожидание свободы — такое же “томленье упованья”, каким охвачен “любовник молодой”, ждущий “минуты верного свиданья”. В финале стихотворения возникает образ будущего, в котором небо подаст весть об обновлении России, о наступающей поре свободы (“звезда пленительного счастья”), Россия, словно богатырь, “вспрянет ото сна”, а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, “на обломках самовластья”.

    Свобода для Пушкина в годы ссылки — один из политических символов. Вдохновленный национально-освободительными революциями на юге Европы и общением с русскими радикалами, он ждал восстания в России, с энтузиазмом готовился к дороге, ведущей к торжеству свободы. Эти ожидания в 1823 г. сменились пессимистическими настроениями. Стихотворение “Свободы сеятель пустынный...”, образы которого восходят к евангельской притче о сеятеле, нельзя воспринимать как отмену свободолюбивых идеалов — они остались прежними. Поэт испытал острый кризис веры в саму возможность скорого достижения общественной свободы. Это стихотворение — горькое признание крушения просветительских и романтических иллюзий, прощание с ними. Поэт подчеркнул, что его проповедь свободы была несвоевременной, а потому и бесплодной. Люди оказались не готовы к восприятию “живительного семени” свободы, поэтому оно и не дало всходов в их сердцах.

    Стихотворение “Во глубине сибирских руд...”, посланное в 1827 г. декабристам, — гражданский поступок Пушкина, считавшего своим долгом поддержать друзей в трудную пору их жизни. Оно перекликается с рядом ранних произведений Пушкина, созданных в годы изгнания, особенно со стихотворением “Узник” (образы “темницы сырой” и узника, условное обращение орла к узнику). Послание написано языком политических аллегорий, близким и понятным декабристам. “Мрачные подземелья”, “мрачные затворы”, “каторжные норы”, “оковы тяжкие” и “темницы” — не абстрактные иносказания. Это образы с вполне конкретным, “предметным” содержанием — они создают картину “несчастья”, постигшего декабристов. Свобода, которая “примет радостно у входа” узников-декабристов, — это их освобождение, за ним последуют встреча с “братьями”, друзьями и возвращение гражданских прав.

    В конце 1820-х—1830-х гг. Пушкин приходит к пониманию свободы как личной независимости, “достоинства личного”. Если раньше тема личной свободы возникала на фоне темы узника, изгнанника, то в творчестве последних лет она стала самостоятельной, охватив гораздо более широкий круг явлений общественной, частной и творческой жизни. Свобода для Пушкина — это свобода иметь свое мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, возможность критически оценивать “громкие права, от коих не одна кружится голова”.

    В стихотворении “Пора, мой друг, пора!..” (1834) надеется найти избавление от суетной погони за счастьем, обрести “покой и волю”. Ради них, по его мнению, и стоит жить на свете, сожалея о каждой утраченной “частичке бытия”.

    В стихотворении “Из Пиндемонти” (1836) Пушкин подчеркнул, что человеку необходима “иная, лучшая” свобода взамен той, которая неизбежно оборачивается обычной словесной трескотней. Стихотворение завершается манифестом личной свободы. Он состоит из нескольких положений-императивов. Во-первых, “никому / Отчета не давать, себе лишь самому / Служить и угождать”, во-вторых, “для власти, для ливреи / Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи”. Наконец, самое главное и заветное, целая программа жизни: По прихоти своей скитаться здесь и там,/Дивясь божественным природы красотам,/И пред созданьями искусств и вдохновенья 
    Трепеща радостно в восторгах умиленья.
    /— Вот счастье! вот права...

    Пушкин пришел к новому пониманию свободной жизни. В ней спутниками человека, ничем не ограниченного в своих передвижениях по земле, будут природа, красота которой создана творческим гением Бога, и произведения искусства, созданные художниками — людьми, вдохновленными Богом.

    22.ИДЕАЛЫ ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА («ВАКХИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ», «19 ОКТЯБРЯ 1825 Г.», «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ» И Т.Д.

    Лирика Пушкина, удивительно своеобразная, пронизана двумя основными мотивами: любви и дружбы. Ни один поэт не писал о любви и дружбе так просто и при этом так глубоко, проникновенно и трогательно, как Пушкин. В. Г. Белинский писал, что чувства любви и дружбы явились непосредственным источником “счастья и горя”, составлявших мироощущение Пушкина.

    относится к любовной лирике поэта. «Я помню чудное мгновенье...». Обращено это стихотворение к Анне Керн, племяннице П. А. Осиновой. Пушкин впервые встретил Анну в доме Олениных в 1819 году, затем она летом 1825 года гостила у Осиновых в Тригорском. Лирический герой по прошествии какого-то времени вспоминает о явлении Ее — той, которая оставила глубокий след в душе. Удивительно нежны эти строки: «Как мимолетное виденье, / Как гений чистой красоты». И долгое время еще лирический герой этого стихотворения вспоминал явление своего «гения чистой красоты»:/Звучал мне долго голос нежный/И снились милые черты. Лирический герой стихотворения поведал читателю о том, что позднее, в жизненных тяготах, образ «мимолетного виденья» постепенно стерся из памяти, «и я забыл твой голос нежный, / Твои небесные черты». И жизнь лишилась смысла. Пушкин многое вкладывает в любовь. Вообще, любовь для поэта — это воздух, сама жизнь. Забыв о «виденье», лирический герой жил «без божества, без вдохновенья, / Без слез, без жизни, без любви». Тихая эта жизнь пришла на смену восторгу влюбленности, юношеским пылким мечтаньям, восхищению и преклонению. Но такое не могло продолжаться: ведь лирический герой — в какой-то мере отражение самого Пушкина, пылкого и тонко чувствовавшего поэта. И «душе настало пробужденье», виденье вновь появилось на жизненном пути лирического героя:/И вот опять явилась ты/Как мимолетное виденье,/Как гений чистой красоты. Любовь для Пушкина, как и для его лирического героя — сама жизнь. Если нет любви, то не существует и жизни как таковой, и человек вынужден влачить жалкое существование. Даже просто увидеть возлюбленную для поэта — счастье, и он ощущает возвращение жизни.

    Мотив печального успокоения и нежных воспоминаний о великом и сильном чувстве, равных которому, быть может, уже любимая не встретит, прослеживается в стихотворении "Я вас любил..." 1829 года. Полностью лишенная эгоизма, безмолвная и безнадежная любовь лирического героя имеет своей целью лишь стремление сделать счастливой возлюбленную. Поэт послушно принимает томления ревности как свой удел. Его чувство нетребовательно, искренне и нежно.

    Время течет, огонь страсти постепенно отгорает. Последним адресатом пушкинских стихов стала Наталья Николаевна Гончарова — возлюбленная и жена поэта. В 1830 году он венчается с Натальей Николаевной и в том же году пишет посвященный ей сонет "Мадонна". Предел желаний Пушкина — "чистейшей прелести чистейший образец". Судьба готовит ему тревожный, гибельный удел, но сейчас поэт стремится к миру и покою "в простом углу" своем. Мадонна в произведении Пушкина – символ чистоты, нравственного идеала и величественного, но скромного целомудрия. Особенными, но простыми словосочетаниями поэт подчеркивает всю невинность героини стихотворения:/Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,/Чистейшей прелести чистейший образец.

    Тема дружбы проходит через большинство его стихотворений. Пушкин очень трепетно относился к дружбе и друзьям, даже будучи в ссылке, он нередко присылал друзьям весточки о себе.

    «19 октября», это первое из серии стихотворений, посвященных открытию Царскосельского Лицея. Лицей оставил глубокий отпечаток на жизни и творчестве поэта: именно там зародились дружеские отношения его с Пущиным, именно там Пушкина впервые оценили как поэта. Лицейские годы, годы шалостей и трудов, не были забыты поэтом. Стихотворение открывается описанием осенней природы. Продолжение стихотворения рисует перед нами лирического героя, стремящегося уйти от «горьких мук» с помощью вина, «осенней стужи друга». Лирический герой одинок, а потому грустит: Печален я: со мною друга нет,/С кем долгую запил бы я разлуку. Рядом нет друзей, и потому лирический герой особенно остро ощущает свое одиночество и тоску.

    Это стихотворение было написано в ссылке, и потому тоска поэта по дружескому общению тем более объяснима. Пушкин страдал от одиночества, отсутствия привычного круга общения, близких по духу людей. В дальнейших строках стихотворения Пушкин говорит о том, что друзья его тоже не забыли. Лирический герой, а вместе с ним и сам поэт, вспоминают тех, кого уж нет рядом, с кем не распить чарку вина, не пообщаться. Поэт надеется, что друг его, покинувший этот мир, теперь счастлив. Пушкин обращается ко всем своим друзьям с трогательными и удивительно ясными строками:Друзья мои, прекрасен наш союз!

    Стихотворение «Вакхическая песня» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1825 году в его родовом имении Михайловское. тихотворение не имеет развивающегося сюжета. «Вакхическая песня» - это в большей части воспевание друзей, объединённых в круг за праздничным столом. Этот образ многое значит для поэта, такой же дух имеют множество стихотворений Пушкина, в которых он говорит о лицейском братстве. Помимо тёплых отношений, друзей соединяло свободомыслие. Тема свободы и независимости также звучит в «Вакхической песне»: неспроста поэт сравнивает бледнеющую лампаду с тлением «ложной мудрости».

    «Храни меня, мой талисман» литературные критики относят к циклу произведений, в который входят еще несколько лирических шедевров: «Талисман», «Сожженное письмо», «Желание В одесской ссылке Пушкин познакомился с графиней Елизаветой Воронцовой. Эта женщина была необычайно красива, образованна, наделена тонкой, возвышенной душой. Воронцова ответила на чувства поэта, но состояла в браке, поэтому влюбленным пришлось расстаться. Графиня подарила на память Александру Сергеевичу золотое кольцо с крупным сердоликом. На камне была надпись на еврейском языке. Поэт очень ценил подарок и верил в его магическую силу.

    Итак, темы любви и дружбы проходят через все творчество Пушкина.

    23.ПУШКИНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТА И ПРИРОДА ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА («К ДРУГУ СТИХ-ЦУ», «ПОЭТ», «ПРОРОК», «ОСЕНЬ», «ПАМЯТНИК» И ДР. )

    Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта. В этих стихотворениях поэт ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом? Для Пушкина обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности.

    Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Это заставило обратиться А.С. в произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В первом четверостишии Пушкин призывает поэта не дорожить «любовию народной». Испытав на себе «минутный шум восторженных похвал» и «суд глупца», он признает твердость, спокойствие и угрюмость лучшими из человеческих качеств в борьбе со смехом «холодной толпы». Личностное начало настолько сильно пронизывает стихотворение, что образ лирического героя и образ самого Пушкина сливаются в единое целое. Цель жизни верного служителя муз Пушкин видит в добровольном следовании пути, по которому «влечет свободный ум». Одиночество и отчужденность поэта воспринимается Пушкиным как состояние гармонии и душевного спокойствия, в котором поэт способен создать свои шедевры. Это состояние дает поэту счастливую возможность не замечать брани толпы, пытающейся «в детской резвости» поколебать «треножник», с которого он вещает истину.

    В стихотворение «Поэт» автор говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей – это оковы, мешающие проснуться его душе. Проблема взаимоотношений певца чувств и общества очень важна для Пушкина. Но вместе с тем он понимает, что в суете его талант, его благородная цель может погибнуть как сорванный и брошенный цветок. Именно поэтому первая часть стихотворения написана в пессимистическом настроении.

    Разделение стихотворения на две части как нельзя лучше показывает изменение чувств лирического героя. Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается в серой массе жизненных проблем. А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос, проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

    Но все-таки, как бы ни различны были части стихотворения, в каждой из них Пушкин утверждает идею о том, что поэт – это необычный человек, живущей своей, ни на чью не похожей жизнью и обладающий сложной, но вместе с тем прекрасной судьбой.

    За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». По своей теме и построению оно близко к одноимённому стихотворению Державина. Уже в первой строфе Пушкин подчёркивает народность своего творчества. Поэт «воздвиг» себе «нерукотворный памятник», который выше «Александрийского столпа». Далее Пушкин говорит о своём историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России. В IV строфе содержится основная мысль всего стихотворения — оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества. Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил высокой человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»), своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу», «вслед Радищеву восславил я свободу»); защитой декабристов («и милость к падшим призывал»). В последней строфе, обращаясь к своей музе, Пушкин призывает её, «обиды не страшась, не требуя венца», принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию.

    В 1833 году Пушкин написал стихотворение “Осень”. Последняя строфа этого неоконченного стихотворения посвящена теме творчества. Тема поэта и поэзии ставится здесь как живая, образная картина состояния поэта в минуты вдохновенья, в едва уловимые моменты зарождения поэтических созданий. / «..И пробуждается поэзия во мне.» В душе поэта происходит “воображенье”, “стесненье души лирическим волненьем”, “мысли волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут”. Изображение душевного состояния поэта в минуты творчества, вдохновенья заканчиваются строкой:Минута — и стихи свободно потекут.

    Также Пушкин неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. В 1828 году Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором провел очень четкую грань между творческими людьми и «чернью», которая в большинстве своем относится к стихам пренебрежительно и не пытается вникать в их смысл. Поэт в произведении автора представлен как высшее существо, которому нет никакого дела до «хладного и надменного» народа, не понимающего, для чего вообще нужны стихи. Поэтому, отвечая в своем стихотворении соотечественникам на вопрос, что же несет в себе современная поэзия, Пушкин отмечает: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Расшифровка этой фразы достаточно проста – поэт убежден, что основной проблемой общества является его приземленность и бездушие. Люди погрязли в мирских делах и заботах настолько, что даже в стихах пытаются отыскать некое рациональное зерно. Пушкин открыто признается в том, что «мы малодушны, мы коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны», отмечая, что этими качествами обладает подавляющее большинство людей. Они настолько далеки от духовной жизни, что поэт просто отказывается достучаться до их сердец, заявляя: «Довольно с вас, рабов безумных!». Таким образом, Пушкин осознанно отрекается от того мира, в котором живет, так как понимает, что ему суждено быть услышанным лишь единицами. Однако он не отказывается от творчества и продолжает писать стихи для того, чтобы сделать мир немного прекраснее и разбудить в душах хоть некоторых людей благородные, чистые и светлые чувства.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта