1. общие закономерности историколитературного процесса 1й половины 19 В. Проблема периодизации
Скачать 0.72 Mb.
|
«К другу стихотворцу». Обращаясь к Кюхельбекеру, Пушкин в рассматриваемом тексте рассуждает о профессии поэта. Лирический герой стихотворения просит своего собеседника, фигурирующего под именем Арист, оставить попытки оказаться на Геликоне – согласно древнегреческой мифологии, гора эта выступала в роли обители муз. Ключевых причин на то две. Первая – не каждый человек, умеющий рифмовать, может считаться настоящим стихотворцем. Вторая – зачастую мимо поэтов катится Фортуны колесо. Тема профессионального самоопределения не случайно появляется у АС. Вопрос о карьере был одним из самых важных для лицеистов. «К другу-стихотворцу» — это еще и выступление юного Александра Сергеевича против литературного общества «Беседа любителей русского слова». В анализируемом тексте АС.упоминает «бессмысленных певцов, нас убивающих громадою стихов». Речь идет о тех писателях, что упорно продолжали сочинять давно устаревшие произведения. Под именами Графова, Рифматова и Бибруса скрываются реальные люди. Им противопоставляются «певцы бессмертные, и честь и слава россов» — Державин, Дмитриев, Ломоносов. «Египетские ночи»— незавершённая повесть Александра Пушкина, опубликованная после его смерти в журнале «Современник». В том виде, который реконструируют пушкиноведы, содержит большие стихотворные отрывки, отсутствующие в рукописи. Это единственное произведение Пушкина, где проза так тесно переплетается с поэзией. Сюжет. Повесть состоит из трёх глав. В первой главе молодой и успешный поэт Чарский чувствует приближение вдохновения, когда в его петербургскую квартиру входит приезжий итальянец в истёртом платье, напоминающий шарлатана. Незнакомец называет себя неаполитанским художником и выражает надежду на помощь со стороны «собрата». Чарский отвечает ему резко и холодно, будучи уязвлён таким уподоблением. Однако, когда итальянец собирается покинуть его квартиру, Чарский окликает его и из дальнейших расспросов узнаёт, что перед ним поэт-импровизатор. Во второй главе Чарский берётся организовать выступление иностранца в светском обществе и организует распространение билетов. Чтобы испытать способности своего нового знакомого, он предлагает ему импровизацию на давно занимающую его тему «поэт и чернь». Строки, которые льются из уст итальянца, глубоко впечатляют Чарского. Однако, едва успев окончить своё декларирование, гость начинает в предвкушении барыша рассуждать о цене билетов, чем разочаровывает своего слушателя, которому пришлось «с высоты поэзии вдруг упасть под лавку конторщика». В третьей главе показано светское собрание, на котором выступает итальянец. Из предложенных гостями тем путём жребия выбирают одну — «Клеопатра и её любовники». Речь идёт о сообщении Секста Аврелия Виктора в сочинении «О Цезарях» о том, что египетская царица будто бы продавала ночи любви за жизнь мимолётного избранника. 24.ВЗГЛЯД А.С.ПУШКИНА НА РОЛЬ ЛИЧНОСТИ И ЭПОХИ ПЕТРА1 В РУССКОЙ ИСТОРИИ («СТАНСЫ», «ПИР ПЕТРА 1», «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» И ДР. Образ Петра I интересовал, увлекал А.С. Пушкина всю жизнь: поэт осмысливал его во многих произведениях. Характеристика Петра I замечательна тем, что она лишена какой-либо идеализации. Пётр I – сильный человек, определивший движение России по пути европизации. Пушкин сравнивает Петра с Наполеоном, и это сопоставление проясняет понимание императорской власти как самовластья, автор видит в императоре мудрого царя-реформатора, защитника просвещения. Работая над петровской темой, писатель использовал различные жанры. В 1826 году он изображает Петра I в «Стансах». Это стихотворение по стилю напоминает оды XVIII века М. В. Ломоносова «Пётр Великий» и Г.Р. Державина «Вельможа». В этом произведении Пушкин излагал целую политическую программу: требовал предоставить возможность свободного развития мысли, «смело сеять просвещение», «не презирать страны родной», помнить о её великом историческом предназначении. Он призывал царя продолжать и развивать преобразования, начатые Петром I. И, наконец, последняя строка призывала вернуть, простить декабристов. Пушкин не просто возлагает на царя Николая большие надежды и сравнивает его с Петром I, не просто выражает в стихотворении свою политическую мечту, политический идеал. В произведении поэт (как равный – и больше, чем равный) дает уроки самодержцу, и дает их языком, исполненным высокого достоинства. Образ Петра I, как он дан в «Стансах», - это своеобразный политический аргумент от истории. Развернутое сопоставление Николая I с Петром I является не столько сравнением, сколько противопоставлением потомку.Пётр I в «Стансах» - просвещённый монарх. Образ Петра I в творчестве Пушкина находится в постоянном движении и развитии. В 1828 году появилась поэма «Полтава». Это первый опыт исторического произведения у писателя, которое написано, как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в истории. Пётр I поставлен вне круга личных отношений, он «свыше вдохновенный». Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не «Мазепа», не «Пётр Великий», а «Полтава», указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним «из самых важных и счастливых происшествий царствования Петра Великого». В поэме показана борьба преобразованной Петром I России против внешних врагов. Пётр – герой Полтавской битвы. Пушкин старается точно воссоздать историческую эпоху – «когда Россия молодая». Прошлое он раскрывает через живые человеческие судьбы, характеры. И, следовательно, большое место занимает и лирическая тема, тема необычной любви юной Марии и строгого гетмана Мазепы. Эта любовная история связывает «Полтаву» с предыдущими романтическими поэмами Пушкина. Но она отступает на второй план по сравнению с главной темой- героизацией Петра I как полководца. Пушкин понимает огромную роль этого сражения в истории России. Памятником Петру I стала Полтавская битва:/Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,/Огромный памятник себе.Жанр поэмы – традиционно романтический, и в «Полтаве» во многом как бы «сплавлены» черты романизма и реализма. Образ Петра I Пушкиным романтизирован: этот человек воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России. Возвеличивая подвиг и мужество Петра I и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт позволяет почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Петр I и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе. Подлинно высокой поэзии исполнена третья часть поэмы, целиком посвященная Петру I. Эта часть поистине венчает поэму, для Пушкина она самая главная. С самого начала и до конца, и в описании Полтавской битвы, и в последующих картинах и суждениях, она звучит как высокая ода Петру I, как хвала ему и его делам. Стихотворение «Пир Петра Первого». Сравнивая его с правителями своей эпохи, поэт не пытался скрыть, что считает Петра-I самым настоящим диктатором. Но при этом, изучая историю, автор пришел к выводу, что его любимый исторический персонаж не был самодуром и в отношении к своим подданным старался проявлять справедливость. Однако больше всего Пушкина поразил тот факт, что русский царь умел признавать свои ошибки и прощать врагов, если они готовы были к примирению. Именно на этом аспекте взаимоотношений с людьми Пушкин попытался сделать акцент в данном стихотворении, подчеркнув, что не только великие победы могли быть поводом для торжеств при Петре-I. «В царском доме пир весёлый; речь гостей хмельна, шумна», — так описывает поэт события, которые имели место несколько веков назад. Пытаясь рассуждать на тему того, что именно празднует царь, Пушкин перечисляет всевозможные заслуги русской армии и флота, вспоминая битву под Полтавой, а также достижения России в науке, искусстве и литературе того периода. Поэма Медный всадник написана в стихотворной форме. В поэме, по существу, два главных героя: молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник. Поэма начинается со вступления, в котором говорится о памятнике, как о живом существе, которое способно думать и мыслить. Памятник в поэме символизирует Петра I, построившего Петербург, чтобы в Европу прорубить окно. В первой части поэмы повествуется об осеннем Петрограде, в котором молодой человек Евгений, бедный, но трудолюбивый. В один из осенних дней он спешит домой, огорченный своею судьбой трудом доставить и независимость и честь. В то же время он думает о своей возлюбленной Параше, которую не видел уже несколько дней. Придя домой, ложится спать. Ночью начинается страшнейшее наводнение, в городе паника и неразбериха, по улицам плывет все, что можно – товары торговки, мосты, гробы с размытого кладбища. Евгению удается спастись, и он взбирается на мраморного льва и сидит там недвижимый. Его мысли занимает одно – судьба возлюбленной, которая живет почти у самого залива. Вторая часть поэмы повествует нам о том, что было после окончания наводнения. Молодой человек спешит к дому любимой и видит, что ни дома, ни его возлюбленной больше нет, он теряет рассудок, и начинает дико хохотать. На следующий день народ, отправившись от наводнения, живет своей жизнью: кто-то идет на службу, торговцы открывают подвалы и высчитывают убытки, надеясь их возместить на будущих покупателях. Лишь один Евгений не оправляется после потрясения. Он уходит с квартиры, живет на пристани, питается тем, что ему подадут. Так проходит время до осени. В один из дождливых дней Евгений спит у пристани, а проснувшись, вдруг живо вспоминает то, что когда-то ввергло его в сумасшествие. Не понимая, куда идет, он движется к Медному Всаднику, к тому, чьей волей роковой над морем город основался. Евгений не находит себе места, глядя на памятник и вдруг ему начинает казаться, что Медный Всадник, сорвавшись с места, мчится за ним. Евгений бежит, но его всюду преследует топот копыт. С тех пор Евгений, проходя через площадь, над которой возвышается Медный Всадник, снимал свою шляпу, опускал глаза и поскорее шел стороной. Не придя в себя после наводнения, и долго не прожив, Евгений умирает вскоре. Нашли безумца моего, И тут же хладный труп его Похоронили ради бога. Так завершается поэма А.С. Пушкина Медный Всадник. 25.РЕАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД.ОСНОВЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВИДЕНИЯ И ЭСТЕТИКИ.ТИП «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ИСТОРИИ РУССКОГО РЕАЛИЗМА 1 ПОЛ-НЫ 19 В. Реализм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой романтизма и предшествовало символизму. Реализм как художественный метод сформировался в 20-30-х годах ХІХ в. Реализм, по общераспростаненному мнению, есть конкретно-исторический метод, в котором мотивы поступков героев обусловлены обстоятельствами, в которых существует этот герой. В основе реализма лежит идея детерминизма, влияния среды на человека. Реалистическая литература достигает художественной истины, то есть полной адекватности повествования его объекту. Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное литературное течение зародилось в XIX столетии, а его приверженцы резко выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий. «Маленький человек» — тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели 19 века. Первым ее затронул А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель». Продолжателями этой темы стали Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов и многие другие. Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало или вовсе незаметно. Человек считается «маленьким» еще и потому, что мир его духовной жизни и притязаний также до крайности узок, обеднен, наполнен всевозможными запретами. Для него не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов. Примеры «маленьких людей»: 1)Так, Гоголь в повести «Шинель» характеризует главного героя как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в сфере подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задание, требующее проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Накопление денег для покупки новой шинели становится для него целью и смыслом жизни. Кража долгожданной обновки, которая была приобретена путем лишений и страданий, становится для него катастрофой. И все же Акакий Акакиевич не выглядит в сознании читателя пустой, неинтересной личностью. Мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей. Гоголь призывал общество взглянуть на них с пониманием и жалостью. Косвенно это демонстрирует фамилия главного героя: уменьшительно-ласкательный суффикс -чк- (Башмачкин) придает ей соответствующий оттенок. «Матушка, спаси твоего бедного сына!» - напишет автор. 2) В рассказе Чехова «Смерть чиновника» мы видим рабскую душу чиновника, чье понимание мира полностью искажено. Здесь не приходится говорить о человеческом достоинстве. Автор дает своему герою чудную фамилию: Червяков. 3) Кроме этих писателей, к теме «маленького человека» обращался в своем творчестве и Достоевский. Главные герои романа «Бедные люди» - Макар Девушкин – полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька – девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. Как и Гоголь в «Шинели», Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного «маленького человека», живущего своей внутренней жизнью в условиях, попирающих достоинство человека. Автор сочувствует своим бедным героям, показывает красоту их души. 4) Тема «бедных людей» развивается писателем и в романе «Преступление и наказание». Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины страшной нищеты, которая унижает достоинство человека. Местом действия произведения становится Петербург, причем самый бедный район города. Перед нами разворачивается жизнь семьи Мармеладовых. Тяжела и судьба семьи Раскольникова. Сам же Раскольников задумывает преступление, корни которого, отчасти, лежат в сфере социальных отношений в обществе. Созданные Достоевским образы «маленьких людей» проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человек и верой в его высокое призвание. Души «бедных» могут быть прекрасны, полны душевной щедрости и красоты, но сломлены 26. РЕАЛИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ. ПОНЯТИЕ ГОГОЛЕВСКОЙ «НАТУРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ». РАЗНОВИДНОСТИ РУССКОГО РЕАЛИЗМА, ЕГО ЖАНРОВЫЙ КОМПЛЕКС. Реализм — литературное и художественное направление XIX—XX вв. Берет свое начало в Возрождении (так называемый «Ренессансный реализм») или в Просвещении («просветительский реализм»). Основные черты реализма: 1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. 2. Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира. 3. Познание действительности идет при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности («типические характеры в типической обстановке»). Типизация характеров в реализме осуществляется через «правдивость деталей» в «конкретностях» условий бытия персонажей. 4. Реалистическое искусство — искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому — гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира, в отличие, например, от романтизма. 5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов. Реализм как литературное направление сформировался в 30-е годы XIX века. Непосредственным предшественником реализма в европейской литературе являлся романтизм. Реализм XIX века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. Обостренный социально-критический пафос — одна из основных отличительных черт русского реализма — напр., «Ревизор», «Мертвые души» Н. В. Гоголя, деятельность писателей «натуральной школы». Реализм 2-ой половины XIX века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, ставших в конце XIX века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в ее глубинных пластах. Основные жанры: -Социально-бытовой роман (описывает жизненный уклад и определенный тип характеров, присущий для данного уклада). «Анна Каренина». -Социально-психологический роман, в описании которого можно увидеть полное детальное раскрытие человеческой личности, -Реалистический роман в стихах является особенной разновидностью романа. («Евгений Онегин») -Реалистический философский роман содержит в себе извечные размышления на такие темы как: смысл существования человека, противостояние добрых и злых сторон, определенное предназначение человеческой жизни. («Герой нашего времени») -Рассказ. 6Повесть. Звание зачинателя данного направления в отечественной литературе было присуждено Александру Сергеевичу Пушкину. Он общепризнанный основоположник реализма в России. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» считаются ярким примером реализма в отечественной литературе тех времен. Также отличающими образцами стали такие произведения, как «Повести Белкина» и «Капитанская дочка». |