Главная страница
Навигация по странице:

  • Проектно-исследовательская деятельность

  • Учебное исследование и научное исследование.

  • 1. Основные понятия системного подхода. Системный подход в педагогике. Воспитательный процесс понятие, сущность, структура


    Скачать 0.81 Mb.
    Название1. Основные понятия системного подхода. Системный подход в педагогике. Воспитательный процесс понятие, сущность, структура
    Дата05.04.2022
    Размер0.81 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOSY_otvety_ot_Viki.docx
    ТипДокументы
    #444286
    страница20 из 52
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   52

    19. Интеллектуальное сотворчество в образовательном процессе. Проектно-исследовательская деятельность в образовании и технология ее реализации.


    Под сотворчеством учителя и ученика в процессе обучения будем рассматривать: а) совместную творческую деятельность, организованную в условиях и средствами обучения, и направленную на свободное раскрытие природных творческих потенций ученика и учителя, или б) их совместные действия творческого характера и творческой направленности, которые развивают творческий стиль мышления, творческие способности, качества творческой личности и ученика и учителя.

    Основой сотворчества всегда выступает творческая составляющая. «Творчество – в прямом смысле – есть создание нового. ...Но понятие творчества предполагает личное начало….творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной или практической деятельности».

    Исследователи креативности рассматривают ее развитие и проявление через четыре основных аспекта: креативную среду, креативную личность, креативный продукт, креативный процесс (в последующем тексте понятия «креативный» и «творческий» используются как аналогичные).

    Сотворчество учителя и ученика в педагогическом процессе имеет специфику, выраженную в том, что педагогический процесс как креативный может состояться лишь в креативной среде, которую поддерживает и создает лишь креативный педагог с целью создания условий для проявления креативности обучающимися, для получения совместного креативного продукта в обучении в виде творческих результатов и достижений учащихся. Приведем некоторый комментарий к этому тезису.

    В обучении как креативной среде креативность учителя и ученика проявляется через их личностные ощущения, размышления, знания, чувствования, действия, как поведение личности в относительном отсутствии угрозы и принуждения от окружения. Для проявления творчества нужна свободная, непринужденная обстановка, которая создается на учебном занятии на основе гуманного взаимодействия ученика с учителем и всей образовательной средой.

    Учитель и ученик как субъекты сотворчества являются креативными личностями, когда в процессе обучения проявляют интеллектуальную активность в субъективно новом для них виде. По мнению Д.Б.Богоявленской, творчество является ситуативно-нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Экспериментально установлено, что активность на уровне творческого действия является общей основой, «единицей», не только интеллектуального, но и любого вида творческой деятельности. А творческой личности свойственны черты: самостоятельность в суждениях, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях («любовь к делу ради его трудности»), эстетическую ориентацию и способность рисковать.

    Креативным продуктом в обучении на основе сотворчества выступают творческие результаты и достижения учащихся, если они заключают в себе субъективную или объективную новизну (оригинальный способ решения задачи, нахождение альтернативного варианта решения ситуации, художественный текст, написанный учеником, поделки и др.).

    Сотворчество учителя и ученика в обучении представляет собой творческий процесс, когда в обучении создаются условия для таких мыслительных операций как комбинирование, аналогизирование, при этом главной является операция сравнения. Эти и другие приемы мышления служат инструментарием, с помощью которого реализуются замыслы воображения. Воображение как психологический процесс является основой творческого процесса благодаря способности оперировать и преобразовывать образы, создавать новые, неожиданные, непривычные сочетания и связи этих образов, что позволяет человеку представить результат труда от начала до конца.

    Сотворчество в обучении может быть выражено как коммуникативное, как познавательное, как интеллектуальное, как художественно-эстетическое и др., которое складывается при наличии определенных условий.

    В обучении имеет смысл говорить о сотворчестве учителя и ученика, которое развивает творческий стиль мышления, воображение, рефлексивные умения, культуру мышления.

    Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

    Учебное исследование и научное исследование. Чаще всего исследования в сфере образования является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

    Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования — опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

    В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» — «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   52


    написать администратору сайта