Рабочая программа по русской литературе 5-9 кл.. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами освоения учебного предмета Литература
Скачать 162.1 Kb.
|
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения). Теория литературы. Притча (начальные представления). 7 класс ВВЕДЕНИЕ Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Петр и плотник». Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины, Поэтичность. Своеобразие былинного стиха. «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Пословицы и поговорки.Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений). ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и ФевронииМуромских».Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимнлюбви и верности. Теория литературы. Поучение (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы. Летопись (развитие представлений). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призывк миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представления). Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»),«Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославлениемужества и отваги русских солдат. Выражение чувствалюбви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописныйисточник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега иволхва. Художественное воспроизведение быта и нравовДревней Руси. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма обисторическомпрошлом Руси. Картины быта XVI века, ихзначение для понимания характеров и идеи поэмы.Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем иИваном Грозным. Защита Калашниковым человеческогодостоинства, его готовность стоять за правду до конца.Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение кизображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненныхсил, связанное с красотой природы и ее проявлений.«Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовностьринуться навстречу знакомым гармоничным звукам,символизирующим ожидаемое счастье на земле. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Алексей Константинович Толстой. Слово опоэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского«рыцарства», противостоящего самовластию. Теория литературы. Баллада (развитие понятия). Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». Для самостоятельного чтения. Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ описателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой- повествователь (развитие понятия). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.) Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о роднойприроде. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя. Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразиестихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка».Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире».Труд как нравственное содержание человеческой жизни, идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения). Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моейжизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимостисудьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). На дорогах войны Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления). Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади».Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции. Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ описателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления). Писатели улыбаются. М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда».Смешное и грустное в рассказах писателя. «Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. Песни на слова русских поэтов XX века А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле» Б. Окуджава. «По смоленской дороге...».Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку). Роберт Бёрнс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно - поэтический характер произведения. Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. 8 класс. ВВЕДЕНИЕ Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Из «Жития Александра Невского».Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в. Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основныеправилаклассицизма в драматическом произведении. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Иван .Андреевич Крылов Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении). Кондратий Федорович Рылеев Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин (9 ч) Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча».Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект. Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.«Ревизор».Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмач-киным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений). Иван Сергеевич Тургенев Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе. Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции. Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений). Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семенович Лесков Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Зашита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»;Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»;А.А. Фет «Первый ландыш»;А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений). Антон Павлович Чехов (2 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Иван Алексеевич Бунин Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Александр Иванович Куприн Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме. Сергей Александрович Есенин Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелев Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений). Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон».Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект. Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений). Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе. Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений). Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений). Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект. Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений) Александр Трифонович Твардовский Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий). Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»;Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»;А.И. Фатьянов «Соловьи»;Л.И. Ошанин«Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект. Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления). Виктор Петрович Астафьев Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений). Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) И.Ф. Анненский «Снег»;Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»;Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»;Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок);З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо«Бабьелето»;И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект. Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений). ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Уильям Шекспир Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии). Вальтер Скотт Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений). 9 класс ВВЕДЕНИЕ. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребностей общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений). ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». «Слово…» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова…». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…». Теория литературы. Летопись. Метафорическая природа художественного образа. Исторический процесс. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Характеристика русской литературы XVIII в. Гражданский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии. Гавриил Романович Державин Жизнь и творчество (обзор). «Властителя и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Опенка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии (развитие представлений). Черты «высокого» стиля в лирике. Николай Михайлович Карамзин Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Василий Андреевич Жуковский Жизнь и творчество (обзор). «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлении). Фольклоризм литературы (развитие представлений). Александр Сергеевич Грибоедов Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Горе от ума». История создания, публикации, первые постановки комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная роль внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действуюших лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова. Проект. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Александр Сергеевич Пушкин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Два чувства дивно близки нам…». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики А.С. Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал А.С. Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика А.А. Григорьев; «почвенники» - Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX в.; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проект. Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Психологизм изображения (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов Жизнь и творчество (обзор). «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия М.Ю. Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». Основные мотивы, образы и настроения поэзии М.Ю. Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии. Проект. Теория литературы. Психологический роман (развитие представлений). Романтический герой (развитие представлении), романтизм, реализм (развитие представлений). Николай Васильевич Гоголь Жизнь и творчество (обзор). «Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Н.В. Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Н.В. Гоголя на критику В.Г. Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии и сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Проект. Федор Михайлович Достоевский Жизнь и творчество (обзор). «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» В понимании Ф.М. Достоевского. Проект. Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Психологизм литературы (развитие представлений). Антон Павлович Чехов Жизнь и творчество (обзор). «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. Рассказ «Смерть чиновника» - эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX в. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. Рассказ «Тоска» - тема одиночества в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА Русская литература ХХ в. ( обзор) Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы ХХ в. Из русской прозы ХХ в. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений ХХ в., о ведущих прозаиках России. Иван Алексеевич Бунин Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя. Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания, составление плана характеристики героя по плану (в том числе сравнительная). Михаил Афанасьевич Булгаков Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий). Михаил Александрович Шолохов Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). Александр Исаевич Солженицын Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия). Из русской поэзии ХХ века (обзор) Поэзия Серебряного века. Общий обзор.Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные направления русской поэзии ХХ в. Александр Александрович Блок Жизнь и творчество (обзор). «Ветер принес издалёка…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций А.А. Блока. Образы и ритмы поэзии. Образ Родины в поэзии А.А. Блока. Теория литературы. Лирический герой. Тематика и проблематика лирических произведений (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки Сергей Александрович Есенин Жизнь и творчество (обзор). «Вот уж вечер…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике С.А. Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие метафор и сравнений. Теория литературы. Образность языка лирики С.А. Есенина (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки Владимир Владимирович Маяковский Жизнь и творчество (обзор). «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. В.В. Маяковский о труде поэта. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Система стихосложения (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий). Марина Ивановна Цветаева Жизнь и творчество (обзор). «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Мосте». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики М. И. Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Теория литературы. Литературные традиции. Лирический герой. Экспрессия чувства (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки Николай Алексеевич Заболоцкий Жизнь и творчество (обзор). «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщения поэта-мыслителя. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки Анна Андреевна Ахматова Жизнь и творчество (обзор). Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «Аnnо Domini», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике А.А. Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений А.А. Ахматовой. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). Виды рифм. Способы рифмовки Борис Леонидович Пастернак Жизнь и творчество (обзор). «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака. Одухотворенная предметность поэзии Б.Л. Пастернака. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. Теория литературы. Лирическое стихотворение (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки Александр Трифонович Твардовский Жизнь и творчество (обзор). «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки Песни и романсы на стихи поэтов XIX – ХХ вв. (обзор) А.С. Пушкин «Певец»; М.Ю. Лермонтов «Отчего»; В.А. Соллоryб «Серенада»; Н.А. Некрасов «Тройка»; Е.А. Баратынский «Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К.Б.»; А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…»; А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу…»; А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»; Н.А. Заболоцкий «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. Проект. Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Античная лирика Гораций. Жизнь и творчество (обзор). «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Г.Р. Державина и А.С. Пушкина. Теория литературы. Античная ода (развитие представлений). Данте Алигьери Жизнь и творчество (обзор). «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие понятии). Уильям Шекспир Жизнь и творчество (обзор). Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет»(сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. У. Шекспир и русская литература. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). Иоганн Вольфганг Гёте Жизнь и творчество (обзор). Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» («Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь.Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамика бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста н Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература. Проект. Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия). 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
|