бизнес. Бизнес и политика. 1. Политика и экономика в условиях рынка отношения независимости, зависимости и взаимозависимости Вопрос Государственное регулирование экономики как неотъемлемый атрибут рынка и факторы, его обусловливающие
Скачать 228.37 Kb.
|
Тема 1. Политика и экономика в условиях рынка: отношения независимости, зависимости и взаимозависимости Вопросы темы: 1. Государственное регулирование экономики как неотъемлемый атрибут рынка и факторы, его обусловливающие. 2. «Деловые» функции и обязательства государства по отношению к бизнесу. 3. Функциональная роль бизнеса и его обязательства по отношению к обществу и государству. 4. Социальная и корпоративная ответственность бизнеса. Бизнес и мораль. В результате успешного изучения темы Вы узнаете: какие объективные и субъективные факторы производства и воспроизводства общественной жизни на рыночных началах обуславливают необходимость государственного регулирования экономикой; в чем конкретно проявляется роль государства как верховного менеджера-управляющего общественными делами, призванного заботиться об общем благе и обеспечивать в обществе не только законность и порядок, но и социальную справедливость; почему в условиях рынка государство одновременно выступает как производитель социально значимых товаров и услуг. А также имеет в качестве одной из важнейших функций защиту прав потребителей и охрану окружающей среды; каковы системообразующие «деловые» функции государства по отношению бизнесу и свободе частнопредпринимательской деятельности. Является ли эта свобода всеобъемлющей и абсолютной, или же с необходимостью предстает как свобода, упорядоченная рамками закона; от совокупности каких факторов напрямую зависят объем и характер государственного вмешательства в экономику, и в каких формах и пределах проявляется менеджерская роль государства в случаях, когда экономика процветает, и тогда, когда находится в состоянии глубокого системного кризиса; что собой представляет бизнес как базовый институт рыночной экономики и насколько правомерно ограничиваться представлениями о нем как экономической целостности, всецело озабоченной только эффективностью использования имеющихся ресурсов и получения максимальной прибыли; что стоит за понятием «юридическая ответственность бизнеса» и в чем конкретно она проявляется для предпринимателей, выступающих в роли производителей товаров и услуг, а также тех, кто в качестве посредника доводит их до потребителя, кто нанимает и содержит рабочую силу, платит налоги т.д.; из каких «кирпичиков» складывается корпоративная и социальная ответственность бизнеса, какую роль в этой ответственности играет отношение предпринимателей к социальным проблемам общества, необходимости борьбы с нищетой и бедностью, за достойные условия существования всех и каждого; совместима ли предпринимательская деятельность с общечеловеческой моралью и реализацией данного Богом людям завета «служить друг другу»? Или же бизнес (по определению) циничная вещь и все занятые в этой сферы люди таковы, т.е. лишены честности, порядочности и т.д. В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях: Бизнес - (от англ. business – дело, антрепренерство, предпринимательство) – инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Власть политическая - способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и политических норм и специального института – государства. Государство – организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Командная экономика – экономика, основанная на высоком уровне централизации функций руководства, применении директивных методов управления, сосредоточении основных ресурсов производства в государственной собственности. Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Политика – как в повседневном, так и в научном обиходе этот термин весьма широко употреблен и при этом чрезвычано многозначен. Диапазон – от трактовки политики как всеохватывающего феномена общественной жизни, пронизывающего все ее сферы и включающего в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процесса производства, распределения и использования ресурсов. До определения политики как узко специфической сферы, относящейся исключительно к процессам принятия решений на правительственном уровне. Рыночная экономика – экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, договорных отношениях между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Обратите внимание на: Важность знания этой темы для понимания специфики взаимоотношений политики и экономики (государства и бизнеса) в России на ее нынешнем переходе к рынку. Учитывая, что институционализация свободы частной собственности и частного предпринимательства в нашей стране явилась не продуктом эволюционного развития и стихийного творчества «низов»– она (эта свобода) дарована народу «верхами». Той прагматичной частью советской номенклатуры, которая осознала, что «так дальше жить нельзя», и инициировала перестройку - курс, который (в условиях высвобождения объективных законов развития из-под государственно спуда) привел в итоге не к демократизации социализма, а к отказу от него, и замене социализма капитализмом. Важно также учесть, что мы имеем дело с легализацией частной собственности и частного предпринимательства в обществе, в котором опыт, накопленный в развитии этого института до Октября 1917 г., практически полностью утерян и погребен под прессом большевистского эксперимента. Все то, что было связано с частнокапиталистическими формами организации общественной жизни, оказалось разрушенным до основания. Но при этом оказались очень живучими (и более того, возведенными в абсолют) многовековые традиции командования экономической сферой, в основании которых лежит органически присущая «восточным деспотиям» неразделенность власти и собственности. Когда право первой (т.е. административной власти) всегда мыслится и реализуется как продолжение права второй (т.е. собственности). Теоретический материал по теме Вопрос 1. Государственное регулирование экономики как неотъемлемый атрибут рынка и факторы, его обусловливающие. При изучении первого вопроса -Государственное регулирование экономики как неотъемлемый атрибут рынка и факторы, его обусловливающие - следует учесть, что проблема взаимоотношения политики и экономики имеет по сути дела тот же самый возраст, что и писанная человеческая история: ее нижняя граница совпадает с возникновением классово-дифференцированного общества и государства, верхняя же все еще открыта. По сути, это один из «вечных вопросов», над решением которого бьется человеческая мысль. И если и находит на него сколько-нибудь «вразумительные» ответы, то лишь на время – для той полосы развития в жизни отдельных стран и народов, которая характеризуется как мирная и «спокойная» эволюция. Что же касается так называемых крутых поворотов истории - периодов коренной ломки устоявшихся общественных отношений, социальных структур, представлений, ценностей, мотивационно - деятельных установок, ориентаций и т.д. – то этот вопрос вновь выдвигается в центр проблем, волнующих социум. Становиться предметом не только жарких академических споров и дискуссий, но одновременно и острейшей политической борьбы. Именно такой «крутой» поворотный этап (причем, второй за одно столетие) переживает сегодня российское общество. Его движение к рынку и рыночной политической демократии, совершаемое по ни бывалой еще в мировой истории схеме - от «социализма» назад к «капитализму», ставит будущее страны в прямую зависимость от того, как будет решаться проблема взаимоотношения политики и экономики (в том числе и особенно проблема взаимоотношения государства и бизнеса). Поиски адекватного вызовам времени решения этой проблемы порождают самый широкий спектр мнений, среди которых в качестве противоборствующих и полярных выступают, с одной стороны, те, сторонники которых ратуют за возврат страны к полностью (или частично) огосударствленной экономике. Экономике, в которой государство выступает в качестве ключевого игрока-монополиста, аккумулируя в своих руках функции, как основного производителя, так и распределителя материальных ресурсов и благ. С другой, - те, сторонники которых настаивают на необходимости максимального ограничения вмешательства государства в хозяйственную жизнь вплоть до его полного изгнания из этой сферы. Исходя из «презумпции», что любое вмешательство государства в экономику – это зло. И вся организация и функционирование экономики должны быть отданы на откуп «невидимой руке» рынка. Государство же должно довольствоваться ролью «ночного сторожа» - обеспечивать правопорядок и законность, охранять как «зеницу ока» частную собственность. В этой связи следует уяснить: Во-первых, в разных общественных системах (способах воспроизводства общественной жизни) проблемы взаимоотношения политики и экономики решаются по-разному. Но ни в одной из них развитие экономики не обходится без государственного вмешательства. Различия касаются только объема и характера этого вмешательства, а также используемых «интервенционистских» технологий и методик. Так называемый экономический антиэтатизм, т.е. полное изгнание государства из экономики – не более чем миф. Тем более, что в реалиях политика и экономика настолько тесно переплелись, что различить их может порой только взгляд (абстракция, фантазия) теоретика. Все (или почти все) в общественной жизнедеятельности носит на себе «печать» как экономических отношений, так и политических. Все (или почти все) так или иначе, обусловливается ими. Если взять, к примеру, рыночный акт купли-продажи рабочей силы, то он является не только экономическим актом, но одновременно и политическим. Ибо этот акт поддержан системой права, регулирующей силой закона. А, стало быть, подвержен влиянию не только государства как создателя этого закона, но и политических партий, профессиональных союзов, предпринимательских ассоциаций и объединений и т.д. Всех институциональных сил и структур, в той или иной мере причастных к организации и динамике наемно-трудовых отношений. Во-вторых, необходимость вмешательства государства в экономику обусловливается целым рядом объективных факторов. И, прежде всего, тем, чтополитика в лице этого института носит не «частный» (избирательный), а всеобщий (публичный) характер, т.е. выступает какфункция управления общественными делами, функция обеспечения приоритета общих целей перед частными, интересов системы в целом перед интересами отдельных ее частей. Отсюда, со всей очевидностью, вытекает известное первенство политики перед экономикой. Ведь с помощью власти и имеющихся в ее распоряжении самых разнообразных средств воздействия (начиная от убеждения и кончая легитимным принуждением), политика создает общесоциальные условия жизнедеятельности людей, заботиться о целостности социальной системы, известной стабильности общества, нейтрализует деструктивные, дезорганизующие тенденции и т.д. Словом, обеспечивает тот необходимый минимум урегулированности и порядка, без которого эффективная хозяйственная деятельность (равно как и цивилизованный бизнес) просто не возможны. В условиях анархии и хаоса нет места созиданию и реформам. Хаос, по общему правилу, реформировать нельзя. В-третьих, рынок, даже самый совершенный с точки зрения экономической демократии, изначально предполагает наличие в обществе определенных «несправедливостей». И понятие социальной справедливости относится к числу тех, которые не входят в состав его основополагающих базовых ценностей. Имея в качестве основания личную выгоду и частный интерес, рынок с неизбежностью углубляет объективно существующее социальное неравенство между людьми, и если его не регулировать (пустить на самотек), оно может принять пирамидальный характер, т.е. привести к взрывоопасной биполяризации общества с точки зрения распределения богатства и скудности. Когда на одном полюсе (у меньшинства) концентрируется сверхбогатство, на другом (у большинства) - бедность. Для того чтобы не допустить этой биполяризации и обеспечить в обществе социальную стабильность государство через механизм прогрессивного налогообложения, а также социальных субсидий (прямых или косвенных) из бюджета осуществляет целенаправленное перераспределение доходов по направлению от богатых к бедным, гарантируя, тем самым, всем гражданам определенный уровень социальной защищенности, определенный уровень социальной безопасности. Памятуя о том, что, согласно законам экономики, сформулированным еще А. Смитом, не может быть процветающим государство, в котором большинство населения бедное. В-четвертых, присутствие государства в рыночной экономике обусловливается такженеобходимостью производства социально значимых товаров и услуг,которые не могут быть созданы в рамках частного предпринимательства. Из–за элементарных причин: производство этих товаров и услуг либо не дает прибыли, либо велик риск не получить ее вообще (или получить, но в отдаленном будущем). Речь идет об услугах, пользование которыми непосредственно не связано с оплатой со стороны потребителя. Это автомагистрали, библиотеки, музеи, полицейская и пожарная службы, общественные школы и медицинские учреждения и т.д. Кроме того, существуют так называемые «естественные монополии» государства, к которым относят те сферы экономической деятельности, где потребителю удобнее и выгоднее иметь одного производителя, чем несколько конкурентов (железнодорожное сообщение, телефонная сеть, городское водоснабжение, метро и др.). В сферу особых государственных интересов обычно входят оборонные предприятия, объекты военно-стратегического назначения, отрасли и предприятия, требующие особого надзора и контроля. (Например, производство и распространение наркосодержащих препаратов, развитие атомной энергетики, и др.). А также фундаментальная наука, особо сложные, передовые наукоемкие производства, хронически убыточные отрасли и т.д. В–пятых, одной из важнейших функций государства в условиях рынка выступает защита населения от вредных, побочных последствий предпринимательской и производственной деятельности.Эти последствия охватывают здоровье людей и условия их жизни, экологию, национальную безопасность и т.д. Что бы их избежать, предупредить или уменьшить государство использует разные меры. В том числе контроль качества (стандартизацию) продукции, регулирование и стандартизацию условий найма, законодательное установление (привязанного к потребительской корзине) гарантированного минимума заработной платы, охрану окружающей среды и др. Если же государство в этой сфере проявляет «слабость» и отдает ее на откуп рыночной стихии (никак не регулируемого им действию механизма спроса и предложения), то это создает целый ряд острых социальных проблем. На потребительском рынке (особенно в странах с низкой покупательной способностью населения и ориентацией массового потребителя не столько на качество товара, сколько на его цену), начинает править бал низкопробный (а то и вообще лишенный реальных потребительских свойств) контрафакт. В-шестых, в силу несовершенства рыночного механизма с точки зрения самоорганизации и саморегулирования, развитие рыночной экономики носит циклический характер, т.е. сопровождается нарушениями экономической стабильности (экономическими кризисами). И как показал еще Дж. Кейнс, без вмешательства (помощи) государства эта экономика не в состоянии самостоятельно справиться с ними. В этих кризисных условиях государство выступает в качестве одного из главных «реаниматоров» деловой активности. Целенаправленно используя фискальную (бюджетную) и монетарную политику, оно способно активно воздействовать на экономически циклы: стимулировать подъем и рост производства, уменьшить безработицу, замедлить (пригасить) инфляцию и т.д. Особо наглядно эта «реаниматорская» роль государства проявляется сегодня в связи с разразившимся осенью 2008 г. мировым финансовым и экономическим кризисом. Практически повсеместно государство превращается в основного «врачевателя» рынка и на него все смотрят как на спасителя «последней надежды». Кредитуя крупнейшие банки и компании с тем, чтобы не допустить их банкротства, оно становится их фактическим совладельцем (а, стало быть, и первенствующим на рынке труда работодателем). Что, по сути, является ничем иным, как «бархатной социализацией» системообразующих сегментов рыночного хозяйства. Одновременно на международных форумах и встречах глав правительств ширятся призывы вместе строить «регулируемый капитализм», в котором (помимо прочих) будут действовать «законы этики», а международные экономические институты получат все необходимые полномочия для того, что бы превратиться в действенные инструменты борьбы со «спекулятивной анархией». Вопрос 2. «Деловые» функции и обязательства государства по отношению к бизнесу. При изучении второго вопроса –«Деловые» функции и обязательства государства по отношению к бизнесу» - следует исходить из понимания свободы частного предпринимательства, как свободы, которая не является ни всеобъемлющей, ни абсолютной. Это всегда свобода, упорядоченная строгими рамками закона, в рамках которой на действия предпринимателя, на каждый вводимый им ресурс и результирующий продукт накладываются довольно существенные правовые ограничения.С тем, чтобы носители экономической власти не переступали ту черту, за которой частный интерес вступает в противоречие с интересом общественным. А естественное для бизнеса стремление получить максимальную прибыль не выливается в делание денег (жажду наживы) любой ценой. В «Капитале» К.Маркса есть такие строки: «Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя под страхом виселицы». Как показывает мировой опыт, это суждение Маркса отнюдь не является преувеличением. Хотя в стремлении предпринимателей (частных корпораций и фирм) получить максимальную прибыль, нет ничего предосудительного. И обвинять их в этом стремлении – все равно, что упрекать спортсмена в желании добиться рекорда, - тем не менее, прибыль прибыли рознь. Одно дело прибыль как производство и распространение с выгодой для себя продукции и услуг, нужных людям. И совершенно другое, – продукции и услуг, которые хотя общественно и потребляемы, но вредны для нравственного и физического здоровья социума, обслуживающие «человеческие пороки» (порнография, алкоголь, наркотики и т.д.). Не говоря уже о таких противоправных «технологиях» делания денег, как мошенничество и обман, производство и распространение контрафактной (фальсифицированной) продукции. Получения прибыли за счет недобросовестной конкуренции (тайных договорах о монопольных ценах, квотах на продажу товаров, спекулятивной накрутки цен и тарифов, искусственного создания товарного дефицита и пр.). Для предотвращения такого рода явлений и «отрезвления» бизнеса (напоминания, что обладание собственностью – это не только права, но и обязанности) как раз и требуется государственное регулирование предпринимательской деятельности. В противном случае, т.е. если бизнес освободить от контроля со стороны государства – это значит навязать государству волю бизнеса. Значит, превратить государство в некое подобие «комитета по управлению делами буржуазии». Марионетку (де-факто), которая будет просто фиксировать и легитимировать результаты закулисных сделок «кукловодов» - олигархических бизнес - групп и бизнес - кланов. (Как это, к примеру, имело место в России во второй половине 90-ых гг. с появлением класса олигархов, многие из которых ногой открывали двери в кремлевские кабинеты). Это, в более широком смысле, значит, отдавать людей на волю слепых сил рыночной стихии. Без каких бы то ни было гарантий того, что в один прекрасный момент их не обманут, не «кинут», не «экспроприируют» то, что было заработано честным трудом в течение всей жизни. Как это, к примеру, имело место в период интенсивного строительства в России первой половины 90-ых годов финансовых пирамид типа печально известного АО «МММ». Когда, только по официальным данным, пострадали 1,2 млн. человек, а нанесенный им ущерб превысил 8 млрд. рублей. Но правовое упорядочение свободы частного предпринмательства, отнюдь не означает, что государство мешает бизнесу проявлять деловую активность. Напротив, в содержательном смысле за этим упорядочением стоит целая система правовых гарантий свободы предпринимательской деятельности, в которую обычно включаются: конституционно закрепленное право на свободу создания частных предприятий, приобретение имущества для их нормального функционирования и развития; юридическая и социальная защита интересов и прав предпринимателей, недопущение дискриминации со стороны государства, управленческих органов, должностных лиц; равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок – к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, а также к государственным и муниципальным подрядам и заказам; недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции т.д. В общем и целом, как справедливо подчеркивают ректор Московского финансово-промышленного университета «Синергия» Ю. Рубин, «развитие современного бизнеса, взаимодействие между его субъектами невозможно без выработки и централизованного исполнения антимонопольной и таможенной политики, государственного содействия развитию малого предпринимательства, организации бюджетной, эмиссионно-денежной и налоговой деятельности, прогнозирования и централизованного содействия занятости и трудовой миграции». Вопрос 3. Функциональная роль бизнеса и его обязательства по отношению к обществу и государству. При изучении третьего вопроса - «Функциональная роль бизнеса и его обязательства по отношению к обществу и государству» - следует обратиться к Гражданскому кодексу РФ, в котором бизнес определяется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». При всей привлекательности, эта формулировка страдает односторонностью - содержание бизнеса, как продуктивной деятельности, раскрывается в ней только через призму частного экономического интереса. И ровным счетом ничего не говорится о его социальной значимости и тех обязательствах, которые вытекают для бизнеса как института, погруженного (в качестве ключевого элемента системы рыночных отношений) в социальную среду, по отношению которой он, по определению, не может быть абсолютно свободным и независимым. В этой формулировке не может не вызывать возражения и сведение всего существа предпринимательской деятельности исключительно к получению прибыли. Прибыль, конечно же, необходима. Без нее бизнес не сможет выжить. Не сможет возместить владельцам и вкладчикам риск, на который они идут. У него не будет ресурсов, чтобы обеспечить дальнейший рост производства. Но весь вопрос в том, должна ли прибыль быть основной и единственной целью бизнеса? Утверждать, что это так, равносильно утверждению, что основная цель жизни человека – дышать, ибо без дыхания он не сможем жить. В этом свете очевидно, что бизнес - это не только инициативная экономическая деятельность, связаннаяс вложением средств ради получения прибыли. Одновременно это институт социального служения,суть которого может быть выражена предельно лаконичной целевой установкой: «кормить, одевать и занимать делом народ». Но народ не в качестве объекта социальной благотворительности. И, тем более, не в качестве социального иждивенца. А только и исключительно в роли совокупного наемного работника - активного субъекта хозяйственной деятельности, который одновременно аккумулирует в своем лице, как основного производителя, так и потребителя материальных и нематериальных благ. Бизнес предоставляет реализованный в его деле капитал, народ - капитал в виде труда. Из этого союза труда и капитала рождается известное богатство с выгодой для обеих сторон и общества в целом. Отсюда следует, чтов любой предпринимательской деятельности, в любом бизнесе помимо частного личного интереса всегда должен присутствовать и учитываться интерес общественный, личная выгода органически сочетаться с общественной пользой .Если же это не так, то мы имеем дело не с бизнесом, а с преступной (криминальной или полукриминальной) деятельностью с целью неправедного обогащения и наживы. Деятельностью, в рамках которой на каждую хорошую статью «дохода» всегда найдется «плохая» в Уголовном кодексе. Следует особо подчеркнуть, что предприниматель в подлинном значении этого слова - это не тот, кто зарабатывает себе на жизнь перепродажей «с наваром» готового товара, закупленного за рубежом. Это и не тот, кто живет за счет спекуляций валютой и ценными бумагами, а также предоставления под высокий процент денежных кредитов и ссуд. И не тот, кто делает деньги на компрадорском посредничестве, т.е. в качестве торгпредов иностранных фирм, продвигая «забугорный» товар на внутреннем рынке в ущерб национальному производителю. Подлинный предприниматель - это своего рода «пахарь-сеятель», т.е. тот, кто с нуля создает необходимую людям продукцию и развивает отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, укрепляя, тем самым, экономическую самостоятельность и процветание страны. Это-во-первых. Во-вторых, в какой бы сфере экономики не действовал предприниматель, он всегда должен быть предельно ответственным. Эта ответственность заключается, прежде всего, в том, чтобы уважать и строго соблюдать законы,нести гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение нормативных актов, регулирующих предпринимательскую и коммерческую активность, а также за нарушение прав собственности и прав потребителей, причиненный ущерб отдельным лицам и обществу в целом. При этом речь идет не о «выборочном» соблюдении законов, т.е. только тех, которые выгодны предпринимателю. Но и тех, которые не выгоды, которые, что называется, «путаются под ногами» и стесняют предпринимательскую инициативу. Ибо «закон есть закон». И если он принят с соблюдением всех конституционно предусмотренных процедур, его необходимо исполнять. Вне зависимости от того нравится он, или не нравится. Тем более что законов, которые бы в равной мере удовлетворяли всех, в природе не существует. В-третьих, Говоря о юридически-правовой ответственности предпринимателей, следует особо подчеркнуть, что эта ответственность распространяется на них не только в роли производителей товаров и услуг. Но и в статусе работодателей. Речь идет об ответственности в области правового регулирования наемно-трудовых отношений, соблюдения норм трудового законодательства, законов о гарантированном минимуме заработной платы, социальном страховании и пр. Между тем когда говорят о конкурентных преимуществах современной России, то в числе других непременно указывают на такой фактор, как дешевая рабочая сила. Это единственный товар, который у нас остается недооцененным. И в разы отстает от той цены, которая установлена на него в западных странах. Что в решающей степени связано с тем, что наши работодатели (и не только в лице государства) пока что воспринимают работающих не как наемных работников при капитализме, которым надо платить зарплату, соответствующую реальной стоимости рабочей силы. А как крепостных (или «наемных рабов»), которых держат на грани выживаемости. И цена которым – «грош». Именно этим обстоятельством объясняется тот (неизменно изумляющий западноевропейцев) факт, что подавляющее большинство «новых бедных» в России – это «работающие бедные». В-четвертых, обязательства предпринимателей в сфере налогообложения. Не секрет, чтоисточником процветания частного бизнеса выступает грамотная экономическая политика государства, а источником процветания государства и общества в целом является налоги и другие (своевременно, регулярно и в полном объеме уплачиваемые) выплаты с частного бизнеса. С их помощью государство не только регулирует экономику, но и, что не менее важно, занимается ее социализацией, т.е. бюджетным перераспределением доходов от богатых в пользу особо нуждающихся. Осуществляя на деле один из базовых принципов-детерминантов социально ориентированного рынка: «Против нищеты и бедности, за достойные условия существования всех и каждого». И если предприниматель преднамеренно уходит от налогов и выводит свои доходы «в тень», он обкрадывает не только государство, но и социально незащищенные (социально уязвимые) слои населения – детей, стариков, инвалидов и т.д., нарушая, тем самым, исходную социальную заповедь рынка: «хочешь жить сам, дай возможность жить другим. И не только дай, но и помогай жить другим». Несмотря на то, что с 1 января 2001 г. в России введен единый для всех подоходный налог в 13% (чего нет ни в одной из западных стран) количество «налоговых уклонистов» зашкаливает Если взять всю статистическую сумму доходов граждан и сравнить ее с суммой, которая поступает в бюджет от подоходного налога, то обнаружится, что по факту люди платят лишь 5,3%, т.е. меньше половины. И среди тех, кто различными способами уходит от налогов «пальма первенства» принадлежит не «простым смертным» (наемным рабочим и служащим), а бизнес - структурам и тем, кто получает высокие доходы (т.е. крупным корпорациям и их владельцам). Вопрос 4. Социальная и корпоративная ответственность бизнеса. Бизнес и мораль. При изучении четвертого вопроса - Социальная и корпоративная ответственность бизнеса. Бизнес и мораль» - следует исходитьиз уяснения того, чтоусловия «контракта» между промышленностью и обществом постоянно меняются. Сегодня от бизнеса требуют бережно относиться к значительно более широкому спектру человеческих ценностей и принимать на себя обязательства по отношению к членам общества, с которыми у него нет никаких коммерческих отношений. Ибо любое государство, даже самое богатое, не в состоянии решать все социальные проблемы своих граждан. Часть требующихся для социального сектора огромных средств и солидарных усилий поступает по линии частных фирм и корпораций, владельцев крупных капиталов. При таком подходе самый хороший бизнес – это социально ответственный бизнес. Что подразумевает определенный уровень добровольного (т.е. находящегося за пределами предписываемых государством и законом требований, или сверх этих требований) отклика предпринимателей на социальные проблемы общества, отзывчивое отношение к народным нуждам, широкое занятие благотворительной деятельностью, меценатством и т.д. Сильные не должны дистанцироваться от слабых, и жить самодовольной жизнью. Сильные должны помогать слабым. Должны брать на себя часть забот, связанных с борьбой против нищеты и бедности, развитием доступного для всех медицинского обслуживания и образования, обеспечением благоприятной для жизни окружающей (природной) среды и т.д. При этом благотворительность - не просто благое дело, а коммерчески выгодное. И на Западе государство всемерно поощряет ее, освобождая меценатов и филантропов от тех или иных налоговых выплат или предоставляет им налоговые льготы. В России такой рода практики пока нет. И власть не поддерживает благотворителей ни материально (налоговые льготы были отменены 1 января 2003 г. с введением новой части Налогового кодекса), ни морально (почетной грамотой или хотя бы простым человеческим «спасибо»). При этом общественное мнение исходит из постулата, что благотворительная деятельность должна осуществляться по зову сердца, без коммерческой выгоды. Так как это имело место в дореволюционной России, когда богатые сословия рассматривали ее как безусловное (безоговорочное) выполнение какого-то свыше назначенного долга.Чему в немалой степени способствовало православие, в рамках которого частная собственность и богатство никогда не обожествлялись и, более того, считались греховными. Как бы там ни было, но следует помнить, что жадность и скупость, как мотив поведения в бизнесе, являются обратной стороной расточительности. И если и имеют право на жизнь, то только до определенных пределов, когда не выливаются в девиантное (асоциальное) поведение. Когда богатые сословия, вместо того, чтобы быть, говоря словами преподобного Симеона Нового Богослова, «приказчиками Господними», т.е. самоограничивающими свою плоть и тратящими свое состояние на добрые дела, наподобие древних богоотступников, пляшут перед «золотым тельцом» в виде сейфа, наполненного зелеными бумажками с портретами американских президентов. «Нормальный» цивилизованный бизнес всегда выступает в роли социального носителя таких «мещанских» добродетелей, как порядочность и обязательность в делах, трудолюбие и бережливость, размеренный порядок и самодисциплина. Одновременно - это бизнес, чья деятельность строится на общечеловеческих и религиозных нравственных ценностях. Имеет в своем основании кодекс поведения, ориентированный не только на не нанесение вреда и неосуществление насилия по отношению к другим, но и на добровольное самоограничение в пользу других. На неизменное следование христианской заповеди: «Тогда ты более всего и будешь заботиться о собственной пользе, когда будешь искать ее в том, что полезно для ближнего». Если обратиться к истории и образу жизни дореволюционной купеческой элиты, стержнем которой были старообрядцы знаменитых древних фамилий – Морозовы, Солдатенковы, Хлудовы, Рябушинские, Постниковы, Третьяковы, Сабашниковы, то в их среде честность и принципиальность ценились выше любого богатства. И если предприниматель не обладал этими качествами, он ничего не стоил. Поэтому там всегда интересовались происхождением капитала своих партнеров по бизнесу. И когда возникали хоть малейшие подозрения в том, что этот капитал не совсем «чист» и содержит в себе элементы криминального накопления, с таким человеком дела вести избегали. Более того, формально законный способ наживы – ростовщичество и финансовые операции – то же считались «грязными», и финансисты стояли в купеческой иерархии на последнем месте. Считалось, что слово финансиста слишком легковесное, а сам он склонен к обману и спекуляции. А вот словом «честным, купеческим» дорожили еще больше, чем капиталами. И за его нарушение полагалось изгнание из купеческой гильдии и пожизненный позор. Вопросы для самопроверки: 1. Почему рыночную экономику уподобляют кораблю, которому нужен парус, наполняемый ветром свободного предпринимательства, и руль государственного управления? 2. Какие объективные и субъективные факторы организации совместной жизни людей в обществе обусловливают необходимость вмешательство государства в хозяйственную жизнь? 3. В каких формах и проявлениях реализуется роль государства как верховного социального арбитра и менеджера-управляющего общественными делами? 4. Что в организации и механизмах функционирования рынка автоматически не обеспечивает социальной справедливости и справедливого распределения доходов? 5. В чем заключается содержательный смысл понятия свободы частного предпринимательства», и как эта свобода соотносится с понятием «закон»? 6. Каким образом в предпринимательской деятельности обеспечивается сочетание личной выгоды (личного интереса) и общественной пользы (общественного интереса)? 7. Свободен ли бизнес от обязательств по отношению к внешней среде и тем общественным организациям и структурам, с которыми у него нет никаких коммерческих отношений? 8. Какие нравственные черты предпринимательства вытекают из жизненного кредо именитых дореволюционных промышленников и купцов: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли»? Практические задания: Задание 1. «Наше дело – зарабатывать деньги для акционеров и клиентов в рамках закона. Других обязанностей у нас нет. Мы платим налоги, и больше ничего не должны никому, кроме Бога и совести». Что касается борьбы с бедностью, то это «функция не Альфа банка и вообще не частного бизнеса. Это дело государства» (П.Авен - президент Альфа-банка). В связи с этой «олигархической» трактовкой роли бизнеса осмыслите ответы на нижеследующие вопросы: 1. Если «зарабатывать деньги» (частный интерес) является единственной целью бизнеса и критерием его успеха, то в чем тогда выражается общественная польза данного рода деятельности? 2. Является ли свобода частного предпринимательства всеобъемлющей и абсолютной или же речь идет о свободе, упорядоченной рамками закона?. Свободе, построенной на внутренних самоограничениях и самодисциплине личности? 3. Что в содержательном плане стоит за понятием социальная ответственность бизнеса и связанной с ним максимой: «самый хороший бизнес – это социально ответственный бизнес»? 4. Совместима ли предпринимательская деятельность с общечеловеческой моралью и реализацией данного Богом людям завета «служить друг другу»? Или бизнес (по определению) «циничная вещь, и все люди в этой сфере таковы»? |