Главная страница

1. Понятие источника права. Источники российского и зарубежного права. Источник права


Скачать 0.98 Mb.
Название1. Понятие источника права. Источники российского и зарубежного права. Источник права
Дата10.02.2022
Размер0.98 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаSIP_bilety.docx
ТипРегламент
#357112
страница1 из 12
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

1.Понятие источника права. Источники российского и зарубежного права.

Источник права – форма официального выражения общеобязательных предписаний, устанавливаемые государством в целях регламентации общественного порядка.

Виды источников права:

1. Правовой обычай – санкционированное государством обычное правило поведения, которое сложилось исторически ранее и вошло в привычку в результате длительного использования и повторения определенных действий, санкционированное государством (пример: принцип Талиона, кровная месть).

Это наиболее древний источник права. В современном российском законодательстве все большее признание получает обычай как источник права. Гражданский кодекс России признает в общей форме возможность применения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору (ст. 5 и 6 ГК). Применение обычая предусмотрено и семейным кодексом.

2. Правовой прецедент – это решение уполномоченного государственного (судебного) органа по определенному юридическому делу, которое принимается в качестве образца при последующем рассмотрении аналогичных дел. Применяется в странах с англосаксонской правовой системой (Великобритания, США, Индия, Канада, Австралия, Новая Зеландия).

3. Нормативный договор – добровольно заключенный договор, который выражает общность интересов сторон, имеет нормативное содержание и влечет взаимную ответственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора.  Это основной источник международного права. Он имеет место в конституционном праве (Федеративный договор, договоры и соглашения между РФ и субъектами), трудовом праве (коллективный договор).

4. Правовая доктрина – принципы и нормы поведения, которые изложены в научных трудах наиболее авторитетных ученых и практиков и являются признанными государством в качестве общеобязательных. Распространена в англосаксонской и мусульманской правовых системах.

5. Нормативный правовой акт – официальный, властно–волевой акт–документ компетентного государственного правотворческого органа, который издан в особом порядке и содержит нормы права.

Применяется в странах с романо-германской правовой системе. В современной России данный источник права наиболее распространен. Конституция РФ - основной закон РФ. В качестве источников российского права выступают также федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.

6. Религиозные книги - это сакральные (священные) тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога и признанные государством и обществом в качестве общеобязательных. Они являются источникам права в теократических государствах (мусульманские страны – Коран, Ватикан – Библия)

7. Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права.

2. Понятие системы источников права. Типы источников российского и зарубежного права.

Система источников права - объективно существующая совокупность взаимосвязанных форм официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых организациями государства в целях регламентации общественного порядка.

Классификация правовых систем:
Романо-германская система права. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права в правовых системах этой семьи — нормативный акт. Существует систематизация и кодификация. Право делится на публичное и частное.

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии. Основные источники права- судебные прецеденты и статуты.

Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).

Традиционная правовая семья характеризуется тем, что правовой обычай занимает здесь доминирующее место среди остальных источников права. Многочисленные обычаи и традиции, сложившиеся веками, вошли в привычку людей в силу многократности их применения и являются неписанными правилами поведения

Типы источников права:

1. Правовой обычай

2. Религиозные тексты

3. Судебный прецедент

4. Нормативный договор

5. Правовые доктрины

6. НПА

7. Общие принципы права

Правовой обычай – это правила поведения, которые сложились исторически в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительного времени вошедшие в привычку людей, санкционированные государством в качестве общеобязательных.

· Кровная месть

· Судебные поединки

· Талион (все виды)

· Божий суд (ордалии водные, огненные)

Религиозные тексты – священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике.

· Коран

· Библия

· Тора

Судебный прецедент – это решение суда высокой инстанции по конкретному делу, которому придан нормативный характер. Судебный прецедент получил наиболее широкое распространение лишь в странах, относящихся к англо-саксонской правовой системе. Российская правовая система исключает возможность создания норм права судами, так как задача последних усматривается только в применении права к конкретным жизненным обстоятельствам (фактам).

· Мэрбэри против Мэдисона (США)

· «США против книги «Улисс» 1933г.

Нормативный договор (как источник права) – соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон.

· Договор Руси с Византией (912, 945 гг.)

· Договор между российской федерацией и республикой Казахстан о российско-казахстанской государственной границе. Подписан 18 января 2005 года в Москве.

Правовая доктрина – правовые позиции ведущих ученых-юристов, содержащихся в их научных трудах, на основе которых правоприменительные органы выносят решения по конкретным делам.

· Иджма - труды знатоков ислама

· Труды и высказывания римских «знатоков права» - Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая и Модестина (426 г- закон «О цитировании юристов», Древний Рим)

· Дигесты Юстиниана

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

· Конституция РФ 1993 года

· Федеральные законы РФ

· Русская Правда (Правда Ярослава)

· Свод законов царя Хаммурапи

Общие принципы права – руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом, либо определенной его отрасли.

· Принципы законности, т.е. верховенство законности, единство законности, целесообразность законность, реальность законности т.д.

· Юридическое равенство граждан перед законом

· Гуманизма

· Единство прав и обязанностей

· Социальная справедливость

3. Социальные нормы первобытного общества: анализ уяснение и разъяснение их содержания.

План:

1.Однородность социальных норм.

2.Виды социальных норм.

3.Происхождение права из социальных норм (причины).
Социальные нормы становятся нормами права в момент возникновения государства, которое обеспечивает их восполнение государственным принуждением.

Однородность социальных норм.

Социальные нормы первобытного общества носили однородный, недифференцированный характер и были едиными для всех членов первобытного общества. Они получили название мононормы - правила поведения общесоциального, религиозного и бытового характера. Они поддерживались самоуправством, моральными санкциями, третейским судом старейшин.

В догосударственный период, поведение людей регулировали такие социальные нормы как:

1.Табу - это совокупность особого рода запретов тех действий, которые, как верили люди, неотвратимо навлекали на них непонятную, но грозную опасность.

Запретными становились опасные для коллектива действия. Например, запрещалось убийство сородичей. Соблюдение табу было обеспечено карой, неминуемо поражающей нарушителя. Кара могла быть религиозная (сверх. силы) или общественная (изгнание).

2.Мораль - это совокупность взглядов, идей, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости и складывающихся на их основе норм поведения. Для морали характерна оценка поведения людей с помощью понятий добра и зла. Несоблюдение морали санкционируется божьей карой, угрызением собственной совести и осуждением общества.

3. Обряды и мифы.

Обряды - это правила поведения, заключающиеся в символических действиях (например, обряды похорон).

Миф - повествование о происхождении мира, в которых боги творят мир, а герои обустраивают его (например, миф о братьях Рόмуле и Реме).

Современными аналогами мифа являются кинофильмы, политические идеи построения на земле идеального общества, земного рая - коммунизма, правового государства, свободного рынка и др.

4. Обычай - устойчивое правило поведения, норма, возникшая путем её продолжительного соблюдения людьми.

Обычай обязателен независимо от того, признается он или не признается государством. Обычаи существовали в устной традиции, передавались от поколения к поколению. Обычаи регулировали типичные отношения: брак, обычай почитать старших как хранителей опыта поколений, передача имущества умершего роду, семье.

Происхождение права.

Право постепенно выделяется из однородных социальных норм. Причины появления права, выделения из правил общежития норм права следующие:

1. Численный рост социальной группы, формирование территориальной общины (вόждества), которое объединяло общины под властью одного правителя и насчитывало несколько тысяч человек.

2. Нарушение однородности социальной группы.

Расслоение социальной группы по богатству, происхождению, завоеванию подрывало эту однородность. В пределах одной и той же группы сталкивались уже прямо противоположные интересы. Кризис обычая, когда общественное мнение теряет свою силу и люди перестают следовать тому, что принято, с необходимостью ведет к возникновению правового обычая.

3. Рост общественной группы и нарушение её однородности привело к увеличению числа правил, необходимых для сохранения сплоченности. Удержание всех их в памяти становилось затруднительным. Поэтому переход социальных норм от состояния однородности к состоянию разнородности обуславливался зарождением суда от имени власти, когда произошло формирование ранних государств в форме общин (городов) - государств.

Право - это совокупность норм, общеобязательных правил поведения, установленных или признаваемых государством и обеспеченных возможностью применения мер государственного принуждения.

Ещё в первобытном обществе сформировались 3 способа регламентации общественной жизни:

1) запрет (табу) – это наиболее древний и широко распространенный способ регулирования;

2) дозволение;

3) обязывание.

Особых органов для сыска и наказания преступников не было. Единственной организацией, гарантировавшей и защищавшей в то время права людей – была община.

Причины возникновение права в период ранней государственности.

Одновременно с появлением государства складывается особая специфическая форма регулирования общественных отношений, которая получила название права.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи:

1)нормативность;

2) формальная определенность (в официальных источниках);

3)обеспеченность возможностью государственного принуждения.
В древнем обществе было два класса собственников:

- класс крупных собственников - класс эксплуататоров [общинной знати]

- класс мелких собственников – класс мелких неэксплуатируемых производителей [рядовых общинников]).

Исходя из ранних документов (например, Законы Хаммурапи) следует сказать, что целью права является защита личных и имущественных прав собственника. Право защищало частную собственность. Изначально право общины (прежде всего, обычное право) защищало только граждан (только общинников). В римских «Законах XII таблиц» нет ни одной нормы, которая бы защищала права чужаков (клиентов) [за исключением неюридической нормы о проклятии богами покровителя–патрона, если он причинил вред своему клиенту (таб. VIII, ст. 21)]. Если чужак не находил себе покровителя из общинников, то он оказывался не защищённым. Только позднее, с развитием государства и права, чужаки получат защиту уже от государства.

4. Общеправовые принципы как источник российского и зарубежного права: анализ, уяснение и разъяснение их содержания.

План:

1.Принцип законности.

2. Принцип справедливости.

3.Приминение принципа справедливости в древнеримском праве.
Общеправовые принципы – это нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений.

1.Принцип законности как общеправовой принцип.

Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Принципы законности — это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов правовых отношений.

1) Верховенство закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконный правовой акт не противоречит закону)

2) Единство законности (предполагает её действие на всей территории государства);

3) Всеобщность законности (подразумевает её действие на всех лиц);

4) Целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе);

5) Равенство перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);

6) Гарантированность основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);

7) Неотвратимость наказания за совершённое правонарушение (характеристика юридической природы законности);

8) Взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности; без достижения определённого уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности).
2.Принцип справедливости как древнейший общеправовой принцип.

Принцип социальной справедливости - основополагающий принцип права, выполняющий координирующие функции и распространяющий свое действие на уголовное право, смежные отрасли уголовного права и все право. Проявляется в трех важных направлениях применения уголовного права: при формировании круга общественно опасных деяний, при назначении наказания и при определении санкции.

Функции:

а) функция дифференциации и индивидуализации ответственности;

б) функция поддержания связи между нормами уголовного права и нравственностью;

в) координирующая функция;

г) ограничительная функция (функция судебного усмотрения при определении ответственности).

Принцип социальной справедливости - один из основополагающих принципов российского уголовного права. Все уголовно-правовые институты, начиная от понятия и задач уголовного законодательства и заканчивая ст. 360 УК РФ, предусматривающей ответственность за «нападение на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой», пронизаны идеей принципа справедливости.

Для выполнения уголовно-правовых задач устанавливаются принципы уголовной ответственности. Принцип справедливости, закрепленный в ст. 6 УК РФ, направлен на защиту прав лица, совершившего преступление, чтобы назначенное ему наказание было справедливым.
3.Применение принципов справедливости в древнеримском праве.

Aequitas - важнейший принцип создания и толкования римского права, проявлявшийся в случаях, когда необходимо было разрешить противоречие между устоявшимся применением права и конкретным нестандартным случаем. («…Это желательно – по справедливости, хотя четкое правовое предписание и отсутствует») Он «контролирует» право и по мере возможности смягчает его суровость. («Во всех делах, в наибольшей же степени в праве, необходимо руководствоваться справедливостью»).

Для законодателя aequitas означает «применение равного масштаба» - общего блага всего народа - к различным субъектам. (Допускается наделение отдельных групп преимуществами, но лишь для укрепления общего блага. Для юристов-практиков действие данного принципа означает руководство не буквой, а смыслом закона, согласия решения, вывода со смыслом и идеей норм права).

Область правотворчества аequitas помогала реализовать важные экономические, социальные и этические моменты, приспосабливая действующее право к изменяющимся условиям общественной жизни, сохраняя его жизнеспособность.

В отношении конкретного рассматриваемого дела судья должен руководствоваться «bonum et aequum» – «добрым и справедливым». («…Из двух возможных решений отдается предпочтение более милостивому, а не более суровому»)

Таким образом, «аequitas» была для римлян критерием, приспособленным к особенностям спорного случая, который позволял найти новое решение разумным примирением противоположных интересов в духе данного правового института и «aequitas naturalis» («врожденного чувства справедливости»).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта