1. Понятие источника права. Источники российского и зарубежного права. Источник права
Скачать 0.98 Mb.
|
Прохирон, Эпанагога и Василики являлись последними кодификационными работами императоров в Византийской империи. Между новеллами с X века начинают различать Хрисовулы, то есть грамоты с золотыми печатями. Содержали в себе нормы светского и церковного права, но главным образом это - грамоты, предоставляющие привилегии отдельным лицам и учреждениям. 2. Частная обработка официальных текстов византийского права. Вследствие толкований юристами на официальные тексты зародилась юридическая литература, затем появилась некого рода монография по отдельным вопросам права (исках, сроках и т.д.). Все эти частные работы признавались государством и даже иногда имели более важную роль, чем свод Юстиниана. Последний памятник византийского правоведения – Шестикнижие судьи Константина Арменопуло, озаглавленное, то есть ручная книга законов. (уголовное, брачно-семейное, наследственное др.) 3. Источники византийского церковного права. В VI в. начинают появляться сборники церковных канонов. Первый из них, до нас дошедший, принадлежит Иоанну Схоластику, (578г.) а также правила апостольские и святого Василия Великого. Отдельно составленные сборники канонов и законов вскоре слились воедино, и таким образом возникли номоканоны. Они называются номоканоном Фотия - константинопольского патриарха второй половины IX столетия, которому они приписывались. Важнейшим источником церковного права третьего периода являлись новеллы императоров. В 883 г. номоканон в XIV титулов пополнен был канонами позднейших соборов, поэтому потребовалась редакция. Номоканоны могут быть подразделены на 4 редакции. В рассматриваемом периоде особое распространение получают ещё так наз. синопсисы канонов, т. е. сборники, в которых каноны изложены не в полном тексте, а в извлечении. В 1335 г. сочинение Властаря приобрело значение авторитета и до конца XVII в. служило главной настольной книгой для духовенства. 27. НПА Средневековой Европы: анализ, уяснение и разъяснение их содержания. Источники права древних германцев В V- IX веках у древних германцев основным источником права являлось обычное право отдельных германских народов (лангобардов, франков и т. д.), а королевское законодательство играло второстепенную роль. Германские народы составили сборники своего обычного права в VI - IX веках. По приказу королей производилась запись обычного права отдельных народов, так возникли «варварские правды»: Салическая (правда салических, западных франков конца V в., в Северной Галлии), Рипуарская (правда рипуарских франков VI в., в Северо-Восточной Галлии), Бургундская (правда бургундов VI в., в Юго-Восточной Галлии) и другие правды позднейшей редакции. Варварские правды относились к раннему праву и обладали всеми признаками, присущими этому праву. Варварские правды применялись не ко всему населению данной местности, а только к германцам - завоевателям. Сила каждого из этих сборников распространялась не на всех лиц, живущих в пределах данной территории, а на всех, принадлежащих к данному этносу, где бы они не проживали. В этот период существовал персональный принцип действия права: каждый народ жил, судился по своему особому праву - франки по франкскому, бургунды по бургундскому и т. д., а потомки бывших римских подданных жили под действием своего римского права. В случаях, непредвиденных той или другой варварской правдой, судья выносил решение согласно с правдой салической и капитуляриями франкских королей. Эти варварские правды посвящены были преимущественно уголовному праву, при этом кровная месть заменялась выкупом - вергельдом. Германское право было приспособлено лишь к крайне несложным условиям натурального хозяйства. Гражданского права сборники касаются мало, так как слабо развиты товарно-денежные отношения, к тому же вновь образующееся общество, прежде всего, было заинтересовано в поддержании внутреннего мира, обеспечением личной безопасности. Франкские короли издавали капитулярии (от деления их на главы - capitula) - законы, которые были обязательны для всех живущих на данной территории и регулировали вопросы, главным образом в сфере публичного права. В империи Карла Великого, которая объединяла во франкском государстве большинство германских народов, преобладающее влияние получило право салических франков, но франкское право не вытеснило полностью права других этносов. Империя в 843 г. распалась на части, которые образовали собою современные европейские государства - Францию, Германию и Италию. С этого времени право развивается самостоятельно в каждой из указанных стран. Общая характеристика средневекового западноевропейского права и источников средневекового права Средневековое западно-европейское право характеризовалось следующими признаками: 1. Тесная связь с религией, вера в сверхъестественное. Например, в суде использовались доказательства, действующие не на разум, а на веру, - это ордалии, клятвы. 2. Правовой партикуляризм - раздробленность, обособление права, отсутствие единого права для всей страны (Франции, Германии), выделение своего особого права для разных территорий, что хорошо выражает русская пословица: «Что город, то норов, что деревня, то обычай». Это означает отсутствие единого правового пространства. 3. Основным источником средневекового права являлось обычное право, реципированное римское право, каноническое право римской католической церкви. Королевское законодательство до XV в. было второстепенным источником права. 4. Опора права на авторитет как основы всякого знания. Особенностью средневекового мышления является догматизм. Догматизм принимает истину, данную извне, и подводит под нее явления жизни. Средние века обладали тремя источниками истины. Источниками этими были: Священное Писание для религии, Аристотель для философии, Свод Юстиниана для права. 5. Сословный характер права, то есть выделялось отдельное право для каждого сословия. Сословия - исторически сложившиеся объединения людей, различающиеся по правовому положению, права и обязанности которых в основном передавались по наследству. Для каждого сословия создавался свой суд. К XIV в. складываются три основных сословия, которые могли участвовать в политической жизни страны, входить в состав сословно-представительного органа - французских Генеральных штатов, английского парламента, германского рейхстага и ландтагов. Эти сословия имели те или иные привилегии - исключительные права в разнообразных областях жизни. Первое сословие духовенство (клир) занимало первенствующее положение, так как в раздробленном феодальном обществе церковь была единственной организованной силой, а духовенство было более других сословий образованное и пользовалось особым нравственным авторитетом, ибо служило удовлетворению религиозной потребности народа. Церковь также заботилась о народном здравоохранении, об обеспечении продовольствием в голодные годы, о развитии образования, выполняя государственные функции. Духовенство владело обширными землями, капиталами, было освобождено от податей королю, не подлежало суду государства, имело свой церковный суд, где применялось каноническое право. Каноническое право - это система норм, созданных католической церковью для управления общественной жизнью. Высшее духовенство было дворянским по составу. Второе сословие дворянство - это благородная, родовитая знать, военное сословие средневековья, которое служило королю и обществу шпагой. Аналогию им представляют греческие эвпатриды и римские патриции. Дворяне несли военную службу в коннице, которая являлась главной военной силой, и были землевладельцами. Они освобождались от уплаты многих налогов, а в случае совершения преступления подлежали суду равных. Сословным дворянским правом являлось ленное право (от немецкого слова «Lehn», феод). Ленное право - нормы, регулирующие отношения между сеньорами и вассалами, порядок землевладения. Третье сословие горожане (средний слой) возникло вследствие развития городов, торговли, ремесла. Горожане были лично свободны, добились самоуправления, права на собственный суд, имели исключительные права в области ремесла и торговли. Города превратились в самостоятельные территории, имевшие республиканский строй. Основное занятие горожан - ремесло и торговля. Они платили подати государству, привлекались к военной службе в случае крайней необходимости. Жизнь горожан регулировалась городским правом. Самая многочисленная общественная группа средневекового общества крестьянство, которое зависело от дворян - феодалов, не выделялось в особое сословие. Манориальное право - это система норм, регулирующая отношения между феодалами и крестьянами, жизнь феодального поместья. Городское право В XI - XIII веках в Италии, Франции, Германии и других государствах возникли тысячи новых городов как политические и хозяйственные центры ремесла и торговли. Первоначально города, возникшие на землях феодалов, находились в феодальной зависимости от них, несли повинности, подчинялись их административной, военной и судебной власти. В результате борьбы за самостоятельность и независимость города освобождались из-под власти сеньора и превращались в «города - коммуны», в автономные общины, в территориальные корпорации со своими собственными должностными лицами, то есть города получали полное самоуправление, суд, полицию, финансы. Города обладали правом войны и мира, чеканили собственную монету, облагали граждан городскими налогами, имели свой суд и издавали свои законы, содержали свою армию. Чаще всего, она представляла собой основанную на воинской повинности городскую милицию, но иногда города держали отряды постоянных солдат. Завоевание городами политической самостоятельности привело к возникновению городского права, которому подчинялась жизнь горожан. Горожане были подчинены одному, общему для всех них праву.Городское право всесторонне регулировало имущественные отношения горожан - вещное, обязательственное, наследственное право, семейное право, уголовное право, судебный процесс, вопросы городского самоуправления. Нормы городского права подвергались записи и обработке. Городское право фиксировалось в хартиях сеньоров, закрепляющих права и вольности города. Хартию город получал, как правило, в результате острой борьбы, откупаясь от сеньоров крупными суммами денег. Источниками городского права являлись также судебные прецеденты и постановления, законы органов городского самоуправления. Городское право фиксировалось в форме статутов - законов, которые составлялись и редактировались городскими магистратами. Городское право признавало определенное правовое равенство всех горожан, как богатых, так и бедных. Статус горожанина предусматривал право на свободное распоряжение имуществом, вступление в брак по своему выбору, исключительную подсудность городскому суду. Постепенно городские суды исключили из судебного процесса иррациональные доказательства, вроде поединка, божьего суда. В городах возник принцип: «городской воздух делает человека свободным», то есть всякий, откуда бы он ни пришел и к какому бы званию не принадлежал, в том числе и бежавшие лично - зависимые крестьяне - сервы, становился горожанином, если поселялся в городе. Прожив в городе короткий срок - 1 год и 1 день, любое лицо считалось свободным и никакой господин не имел права требовать выдачи ему бежавшего от него лично - зависимого крестьянина. Город был тем местом, где совершался переход из зависимого в свободное состояние. Но городское право не допускало бедных к выборам руководителей. Городами управляли городские советы из городского патрициата. Полноправие горожанина зависело от принадлежности его к гильдии, цеху. Типичным гражданином средневекового города являлся купец или ремесленник. Он становится полноправным, если является домовладельцем. Цеховое право В городах существовали ремесленные цехи и купеческие гильдии. Отдельные профессии были объединены в цехи. Цехи - монопольные экономические объединения, корпорации, объединения ремесленников, занятых в определенной профессии (производителей шерсти, сукна, шелка, кожи, серебра и др.), по их местожительству. Средневековый цех - это союз ремесленников, каждый из которых самостоятельно работал в своей мастерской. Главная цель объединения в цехи состояла в отстаивании интересов той или иной профессиональной группы. Цеховое право составляли нормы, закрепляющие привилегии для цехов, и упорядочивающие цеховую деятельность, а также регламентирующие внутреннюю деятельность цехов. Источниками цехового права являлись обычное право, судебные прецеденты, договоры, уставы. Цеховое право являлось частью городского права. Торговое право Для регулирования отдельных сделок в XII в. в Италии в городах появляется особое торговое право. Италия в XI-XIII веках выпала роль быть посредницей между Западной Европой и Азией. В итальянских республиках купцы составляли господствующий класс, их интересы стояли выше всех других. Торговое право сложилось как сословное право купцов, торговцев и первоначально так и называлось правом торговцев - купцов. Его нормам подчинялись лишь лица, входившие в торговое сословие, занятые в европейской торговле, как на море, так и на суше. Оно регулировало торговые отношения в городах, в особых местах - на ярмарках, рынках, в портах, служило для разрешения конфликтов и столкновений между купцами. К торговому праву относились нормы, регулирующие торговую деятельность: торговое товарищество, вексель, торговые сделки: купля - продажа, в том числе и продажа товаров в кредит, поручение, комиссия, страхование, финансирование торговых операций, банкротство, морское право. Основными источниками торгового права являлись торговые правовые обычаи, торговые прецеденты и торговое законодательство. Торговые правовые обычаи - это правила поведения, сложившиеся в сфере осуществления торговых операций на основе постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений на протяжении жизни нескольких поколений. Торговые прецеденты - это решения торговых судов, разрешающих коммерческие споры, становившиеся образцами для разрешения аналогичных торговых дел в будущем. Затем нормы торгового права стали фиксироваться в отдельных городских законах, появилось торговое законодательство. Торговое законодательство - это система нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы торгового оборота, издаваемых органами городского управления. В отличие от городского права, которое было партикулярным, торговое право приобретает межгосударственный характер. Нормы торгового права заимствуются другими государствами, ибо торговое право развивалось неравномерно. 28. Нормативно-правовые акты средневековой Руси: анализ, уяснение и разъяснение их содержания. План: Периодизация НПА в средневековой Руси. Источники права средневековой Руси. 1.Периодизация НПА в средневековой Руси. 1.Земский /Княжеский - IX–XII вв. - существование централизованного Киевского государства. XII–XIII вв. - начало феодальной раздробленности и попадание части земель под власть монголо-татарского ига. Первыми нормативно-правовыми актами являлись международные договоры Руси с Византией, Русская Правда, княжеские уставы, Новгородская и Псковская судные грамоты. Русское право не было однородным, существовали региональные различия. В Киеве основные источники – правовой обычай, Русская Правда и договорное право. Северо-Восточная Русь (Новгород и Псков)- Новгородская и Псковская судные грамоты. Древнейшим источником права было обычное право. Оно регулировало порядок совершения кровной мести и некоторые процессуальные действия (присяга, ордалии и др.). Важнейшим письменным источником права является Русская Правда — свод законов XI—XII веков, включивший в себя как нормы обычного права и ряд судебных прецедентов, так и княжеское законодательство, а также ряд заимствований из византийского права. Сборник содержит в себе отрасли гражданского, уголовного и процессуального права. Наименьшими правами обладал холоп (раб). Ограничена была правоспособность смерда (свободный или крепостной земледелец), закупа (полусвободный человек, попавший в зависимость от ссудодателя на период отработки взятой им купы — ссуды). Правовые привилегии предусматривались в отношении высших социальных слоёв (князья, бояре, дружинники и др.). 2.Московский XIV–XVII вв. - становление и развитие русского государства с центром в Москве. XIV в. стал переломным для Руси, т.к. в этот период начался процесс объединения раздробленных земель против общего врага - монголо-татарского ига. После окончательного освобождения, Иван III в 1497 издает Судебник, что бы унифицировать право на всей территории Руси. Судебник был направлен на ликвидацию остатков феодальной раздробленности, на создание центрального и местного аппарата власти, разработку норм уголовного и гражданского права, судоустройства и судопроизводства. Одним из основных пунктов Судебника стало - юридическое закрепление крепостных крестьян, так как был введен Юрьев День. В Юрьев день и в течение недели до и после этого дня, переход возможен после оплаты пожилого. Регулирование процессуального права Судебником: 1.Процесс – состязательный с элементами инквизиционного. Появляются в качестве средств доказывания пытки (например, по делам о татьбе) и письменное ведение протокола судебного заседания. 2.Процесс и процессуальные действия платные, за счет истца. 3. Процесс в целом Судебник перенял из Псковской Судной Грамоты. 4.Появилась вышестоящая (вторая) судебная инстанция – Боярская дума и Великий князь. Старые законы требовали модернизации с учетом современных реалий, т.к. судебник 1497 г. был непрактичен и однобок. Главной целью создания Судебника 1550 года – закрыть существующие пробелы в нормативно-правовой сфере и сделать процесс судопроизводства более простым и удобным. До принятия Судебника запутанные дела, решение которых заходило в тупик, могли решаться посредством поединка спорящих. Теперь же поле нельзя было проводить бойцу с не бойцом (например, если это женщина, больной, старый или совсем юный человек), вместо себя можно было выставить наймита. |