Главная страница
Навигация по странице:

  • Источники права и НПА Древнего Китая.

  • 21. Нормативно-правовые акты древней Греции: анализ, уяснение и разъяснение их содержания.

  • Формирование афинского законодательства По преданию , первым законодателем в Афинах был легендарный правитель Тесей

  • 22. Нормативно-правовые акты древнего Рима.

  • Эдикт городского претора

  • Право народов ( общенародное право).

  • Источники права классического периода.

  • Сенатускόнсульты

  • Императорские конституции

  • Римская юриспруденция (Деятельность и мнения юристов)

  • Билет №23 Систематизация источников римского права. Систематизация римского права до Юстиниана.

  • Кодекс

  • 1. Понятие источника права. Источники российского и зарубежного права. Источник права


    Скачать 0.98 Mb.
    Название1. Понятие источника права. Источники российского и зарубежного права. Источник права
    Дата10.02.2022
    Размер0.98 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSIP_bilety.docx
    ТипРегламент
    #357112
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    III этап (III в. до н.э. — III в. н.э.).Произошло слияние легизма и конфуцианства. Появилось новое учение — ортодоксальное ханьское конфуцианство. Оно не отвергало закона и предполагало взаимодействие строгости и снисхождения. Произошло слияние морально-правовых норм с запретительными нормами, нарушение которых влекло кару (фа). Нормы конфуцианской морали отныне должны были насаждаться силой, карой закона. Отсюда формула — «там, где недостает «ли», следует применит «фа».

    • Источники права и НПА Древнего Китая.

    К источникам права Древнего Китая следует отнести правовые обычаи, законы, установления императоров, распоряжения высших сановников, судебную практику.

    Первые писаные законы и даже сборники законов появились в эпоху Шан-Инь. В X в. до н.э. правитель династии Чжоу — Му Ван (947—928 гг. до н.э.) составил уголовный кодекс, который насчитывал около 3000 статей (множественность статей связана с казуистичностью права) Кодекс являлся записью отдельных судебных решений и закреплял, прежде всего, нормы обычного права.

    Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом "Обозрения законов", относящийся к 536 году до н.э., основой которого стало понятие "у син" - пяти видов наказаний за преступления: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь, ставшая наиболее распространенным наказанием.

    В царстве Вэй сановник Ли Куй (424—387 гг. до и. э.) составил достаточно полное собрание законов всех царств. Кодификация получила название Фацзин («Книга законов»). В структурном плане «Книга законов» состояла из 6 глав: Законы о ворах, Законы о разбойниках, Законы об аресте, Законы о поимке преступников, Законы разные, Законы об определении наказания. Следует отметить несовершенство кодификационной техники и противоречивость в систематизации материала. Тем не менее, уголовно-процессуальное уложение Ли Куя явилось основой дальнейших работ по систематизации китайского права. Опыт Ли Куя был воспринят и развит сановником Шан Яном из царства Цинь. Была сохранена прежняя система распределения правового материала.

    К III в. до н.э. в отдельных царствах появляются сборники законов, закреплявших рабовладельческие отношения. При объединении страны под властью Цинь правовые различия территорий были ликвидированы.

    21. Нормативно-правовые акты древней Греции: анализ, уяснение и разъяснение их содержания.

    Полисная замкнутость каждого из древнегреческих городов-государств предопределила и самостоятельность правовой системы в каждом из них. Главенствующим источником права в полисах были законы. Судебная практика — а соответственно и обычное право — играли подчиненную роль.

    О законодательстве древнегреческих полисов сохранились лишь фрагментарные сведения, относящиеся к тому же ко времени упадка Греции. Редким исключением стали Гортинские законы (IV в. до н.э.) — свод правовых установлений одного из второстепенных греческих полисов (о. Крит). В Спарте, согласно историческим преданиям, вплоть до конца IV в. до н.э. сохранялись в главном Законы Ликурга. Несколько более детальные сведения сохранились о законодательстве Афин благодаря тому, что афинские ораторы V — IV вв. до н.э. (Лисий, Исократ, Демосфен) в силу традиции построения судебных речей часто цитировали конкретные законы. Афинское право, вероятно, было и наиболее юридически развитым из всех правовых систем греческих полисов.
    Формирование афинского законодательства

    По преданию, первым законодателем в Афинах был легендарный правитель Тесей (XIII в. до н.э.). Однако его законы не были юридическими законами, а скорее формировали религиозно-обрядовую сферу жизни и социальные классы населения.

    Первым историческим законодателем Афин был тиран Драконт. Законы Драконта (около 621 г. до н.э.) были посвящены новой организации суда и наказаниям за типичные правонарушения религиозного и общественного уклада. Законы отменяли любые привилегии рождавшейся знати, стремились сдержать продвижение имущественного неравенства. Постановления Драконта вошли в мировую историю нрава жестокостью: практически за любое преступление в них назначалась смертная казнь. Согласно преданию, большинство из законов Драконта были отменены Солоном в начале VI в. до н.э.

    Законы Солона (после 594 г. до н.э.) были записью не только религиозных постановлений и обычного права, но и перенесением в Афины ряда законов других греческих полисов и даже Египта. Законы были выбиты на деревянных досках и выставлены в пританее1. По указанию законодателя, афиняне должны были следовать им не менее ста лет — еще в IV в. до н.э. уважительное отношение к этим законам в судах сохранялось. По содержанию законы Солона касались в главном регулирования внутрисемейных и родовых отношений, преследовали цели охранения не только общественного порядка как юридического, но и общественной морали, благопристойности.
    Основной массив афинского законодательства сформировался в период расцвета демократии — вторая половина VI в. — V в. До н.э. Причем теперь законы регулировали и судебно-процессуальные порядки, способы ведения дел в судах, а также детально регламентировали в особенности сферу брачно-семейного права, поскольку с ней многое связывалось в статусе гражданина полиса, в переходе имущества. Сфера имущественных и обязательственных отношений была регламентирована слабо и противоречиво, что вызывало многочисленные судебные разбирательства со спорным исходом дела. Политические обстоятельства зачастую одерживали безусловный верх над законодательной традицией.
    Закон и право

    Закон служит не государственной власти, а выражает нравственно-обязательный порядок — в этом его содержание и предназначение.

    Право могло быть двух родов, согласно общегреческому представлению. Как широкое понятие — Themis — это воплощение воли богов; оно именно присутствует в природе, пронизывает собою угодный богам общественный порядок. Такому понятию должны соответствовать между собою отношения между народами, между разными слоями населения в полисе.

    Как более конкретное понятие — Dike — это и собственно юридическая норма, и вместе с тем моральное предписание о добродетели. Чисто юридического представления о законах, о праве в Древней Элладе не существовало: право и законы одновременно обозначали и справедливость с точки зрения религиозной и полисной морали.

    Юридическое предписание, закон — только приложение требований всемирного порядка. Выражены эти предписания могут быть в нескольких видах.

    1. ретра — взаимное обещание, например, законодателя и народа, двух народов; этот закон имеет фундаментальное значение и не может быть ни отменен, ни переменен.

    2. themos— глобальное правило, установление какого-то определенного свойства; такой смысл имели большинство конкретных предписаний, установленных Драконтом или Солоном.

    3. псефисма — индивидуальное решение, клятва, законодательный акт, принятый органами полисного народовластия. Главная задача этого вида — регламентация деятельности магистратов, чтобы они не нарушали прав граждан.


    Однако преклонения перед законами, безусловного предпочтения их другим формам права в греческом правосознании не было: закон — только один из путей к наилучшему порядку и не всегда самый совершенный.

    22. Нормативно-правовые акты древнего Рима.
    В результате завоеваний в III-Iдо н.э. Рим превратился в огромную державу. Закон как источник права обладал определёнными недостатками: он не мог предусмотреть всех случаев жизни =» возникли пробелы в праве. Быстро развивавшемуся государству не хватало норм приведенных в цивильном праве. В 367г. до н.э. была учреждена должность городского претора по отправлению правосудия. Становление преторского права IV-IIIдо н.э.
    Преторское право.

    Претор не являлся законодателем, не изменял нормы цивильного права. К нему приходили лица с обращениями о нарушении прав или, что они потерпели ущерб, после этого претор принимал решение, заслуживает ли вообще подобные вопросы притязания юридической защиты. (Разрешив вопрос утвердительно, он признавал за лицом право на иск, назначал судью, давал указание или инструкцию судье, как ему надлежало решить дело).

    • Материальное право - совокупность норм, определяющих поведение лиц.

    • Процессуальное право -совокупность норм права, которые устанавливают порядок защиты лицами нарушенных прав.

    (по характеру римское право – процессуальное: есть иск, есть материальное право, нет иска - нет права).

    При вступлении в должность городского претора, он издавал – преторский эдикт.( действовал в течение года, на срок избрания претора, после встуал эдикт вновь избранного претора).

    Эдикт городского претора –ежегодно издаваемые постановления, в которых претор указывал, при каких обстоятельствах им будет даваться судебная защита, это сборник исковых формул.

    (плюс: римляне очень консервативны и не принимали новых законов без крайней необходимости, следовали традициям;

    минус: нестабильность права, новый претор мог отменить эдикты своих предшественников, злоупотребить властью – руководствоваться своими собственными интересами, а не следовать идее справедливости).

    * «Высший закон -высшая противозаконие» - Цицерон.

    Преторское право – « почётное право»( не оплачиваемая), совокупность норм права, выработанных в практике городских преторов и выраженных в преторских эдиктах. ( нормы распространялись только на граждан; преторское право лишено крайнего формализма; является светским – отделяется от религии).

    *Появление преторского права привело к дуализму (раздвоение римского частного права), существование преторского и цивильного права параллельно друг другу. Если нормы преторского права противоречили цивильному праву, то действующими считались нормы преторского права, так как они более поздние и данное право наделено судебной защитой, у цивильного права только « голое право».
    Право народов ( общенародное право).

    Необходимость введения права народов:

    Рим – центр Средиземноморской торговли =» съезжается большое количество иностранцев, появилась необходимость в регулировании отношений друг с другом, но «включить» иностранцев в систему преторского и цивильного права значило бы – дать всем римское гражданство. Римляне не могли допустить, чтобы у иностранцев появились политические права: избрание в народное собрание - это значило бы, что римляне остались бы в меньшинстве и утрачивали бы право решать свою судьбу самостоятельно.

    Со временем римляне признали правоспособность за всеми иностранными гражданами ( перегрины). В 242г. до н.э. была создана должность претора по делам перегринов. При вступлении в должность, претор издавал эдикт, в котором определял правила своей юрисдикции; претор создавал новые нормы при содействие юристов( чаще всего претор рассматривал торговые дела, нормы заимствовал из обычаев международной торговли).

    Пример: родосский закон - об имуществе, выброшенном в море, прообраз идеи страхования.

    Право народов отличалось гибкостью, было свободно от формализма. Главным образом оно составляло обязательственное право. В результате право народов как более развитое и эффективное стало применяться к отношениям римских граждан между собой. Право народов – новое гражданское право.

    В 212г. как сословие исчезли =» отпала надобность в особой системе права народов. Эдикт Каракаллы сделал применение римского права обязательным на всей территории империи =» произошло слияние трех систем в единую систему римского частного права. В VI в. было юридически закреплено наличие единого частного права в Своде гражданского права Юстиниана.

    Источники права классического периода.
    В период принципата вместо народного собрания законодательным органом становится – сенат. Проекты законов предлагались принцепсом (или императором) и без обсуждения принимались сенатом.

    • Принцепс - обладал реальной властью.( проводил через сенат императорское законотворчество).

    • Сенат –( формировался принцепсом) орган, утверждающий предложения принцепса.

    Сенатускόнсульты - это законы, которые принимались сенатом по предложению принцепса.

    В дальнейшем сенат утратил законодательную власть. Основным источником права постепенно становятся единоличные распоряжения императора. В период абсолютной монархии – законодательная власть сосредотачивается исключительно в руках императора =» единственная форма закона императорские конституции.

    Императорские конституции - законы, которые принимались единолично императором.

    По форме императорские конституции делились:

    1. Эдикты – нормы общего действия, издаваемые императором.( как эдикты магистратов)

    2. Декреты – судебное решение, обычно в ответ на апелляцию на решения суда низшей инстанции.

    3. Рескрипты – решения отдельных казусов, ответы императоров на юридические запросы как частных, так и должностных лиц.

    4. Мандаты – императорские инструкции его чиновникам и правителям провинции, определявшие те или другие стороны суда и управления.

    * (Эдикт городского претора стал источником преторского права, аэжикт преторов перегринов – права народов.)

    Около 130 г. по приказу императора Адриана известному юристуСáльвиюЮлиáну было поручено систематизировать, объединить все эдикты преторов и на их основании издать один. Он создал сборник, именуемый постоянным (вечным) эдиктом. В Вечном эдикте были систематизированы постановления эдиктов городского и перегринского преторов в постоянный и неизменный эдикт. Вечный эдикт получил обязательную силу закона. Отныне право дополнять эдикт имел только император.Юристы принялись за совместную обработку цивильного и преторского права с тем, чтобы слить их в одно целое.
    Римская юриспруденция (Деятельность и мнения юристов)


    1. Источником римского права была деятельность юристов. Первым юристами являлись жрецы – понтифики, единственные знатоки и истолкователи цивильного права, они не открывали своих записей посторонним лицам, не обучали праву. (Жрецы-понтифики стали юристами прежде всего в силу сходства римской религии и цивильного права)

    2. Во второй период республики с III в. до н.э. появляются светские юристы

    Светская юриспруденция- деятельность знатоков права в различных формах.(Гней Флавий и Тиберий Корунканий).

    Тиберий Корунканий - первый верховный жрец из плебеев 254 г. до н.э. сделал свои консультации открытыми, доступными для всех, желавших ознакомиться с правом.

    Правотворческая деятельность светских юристов:

    • Руководство ведением судебных дел

    • Написание деловых документов

    • Обучение праву, написание юридических трудов

    • Основной вид деятельности римских юристов - юридические консультации.

    ( ответы юристов по правовым вопросам не обязательны для судей, но у некоторых видных юристов было право давать официальные ответы, которые были обязательны для судей, т.к. они писались от имени императора, т.е. обладали законодательной властью)

    Сочинения классических юристов делились на виды:

    1. Учебники для начинающих юристов

    2. Комментарии к трудам по цивильному праву, произведениям других юристов, к преторскому эдикту.

    3. Дигесты - систематическое полное изложение цивильного и преторского права.

    4. Казуистические сочинения, которые посвящались изложению и решению казусов.

    5. Монографии - трактаты, посвящённые описанию отдельных правовых институтовили отдельных законов.

    В период империи обучение юристов распадалось на две стадии:

    1. Начальное обучение называлось institutio (инститýцио). Ученикам сообщались и разъяснялись основные принципы права в связи с чтением источников: законов XII таблиц, преторского эдикта и т.д.

    2. После такой начальной подготовки молодые юристы примыкали к какому-нибудь известному юрисконсульту для дальнейшего образования, которое называлось instruere(натаскивать)


    Билет №23 Систематизация источников римского права.
    Систематизация римского права до Юстиниана.

    К концу IIIв. завершился процесс разработки основных правовых институтов и систем римского права. Благодаря слиянию 3-х систем римского частного права, в IIIв. были созданы условия для систематизации и обобщения, для составления общего свода императорских конституций и сочинений юристов.

    Из-за большого количества императорских конституций, которые были неясно изложены, отличались многословием, пробелами и юр. неточностями =» появилась необходимость составить общий свод императорских конституций и сочинений юристов, поэтому вIII-IVв. Были составлены два неофициальных сборника императорских конституций – кодексы Грегориана и Гермогениана.( они систематизировали императорские конституции для практикующих юристов, в последствии кодексы получили признание императорской власти).

    В 438 г. при императоре Феодосии II (408-450) был издан первый официальный сборник императорских конституций– кодекс Феодосия.( имел обязательную юр. силу и являлся продолжением кодексов Грегориана и Гермогениана) Кодекс Феодосия состоял из 16 тематических книг. В кодексе впервые был произведен отбор только действующих конституций, изданных императором Константином 306-337г. и последующими императорами. Книги конституции были расположены в хронологической последовательности.

    Кодексы: пример инкорпорации (-объединение, сведение множества существующих законов по определённой системе в единое целое - своды, собрания законов, изменения и дополнения не вносятся).

    Кодекс ( в Риме)- сборник законов, составленный путем инкорпорации законодателем, либо стараниями отдельных лиц.

    Систематизация римского права при Юстиниане.
    Римская империя прекратила свое существование в 476г. Византийская империя, после падения Западной, просуществовала еще почти тысячу лет 476-1453г. Римское право продолжало существовать в Византийской империи. Окончательная систематизация римского права была проведена в VIв. при византийском императоре Юстиниане 527-565г.

    По решению Юстиниана в 528г. была создана комиссия специалистов во главе с юристом Трибонианом для того, чтобы комиссия собрала всё действующее право(императорские конституции, сочинения юристов) в единый свод законов.С 528 по 534 г. комиссия Трибониана осуществила систематизацию всего действующего римского права.( результат трудов: институция, дигест и кодекс)

    Свод гражданского права Юстиниана.

    Институции Юстиниана – (краткий учебник римского частного права) - систематизированное изложение основ римского права, частного, для начинающих юристов, который получил силу закона.(основа учебника – институции Гая, институции подразделялись на 4 книги и 98 титулов)

    Дигесты( пандекты) – были наиболее важной частью свода и содержали извлечения, выдержки, цитаты из сочинений юристов классического периода. Дигесты разделялись на 50 книг по различным юридическим темам. Посвящены больше частному праву.Инкорпорация( дигесты-книги-титулы-фрагменты)

    Кодекс Юстиниана- систематическое собрание действующих императорских конституций, начиная от Адриана 117 – 138г.и до первых годов правления Юстиниана, до 534 г.Кодекс содержал 4600 действующих императорских конституций.

    *Новеллы Юстиниана - считаются дополнительной четвертой частью Свода Юстиниана, и представляют собой собрание новых, добавочных конституций Юстиниана, изданных после 534 г. и до 565 г.( относились больше к публичному и церковному праву)

    Свод законов Юстиниана, хотя и был составлен уже, фактически, византийским императором Юстинианом – является итогом развития римского права.

    (+ краткая информация по 22 и 23 билету на страницах с 102 внизу по 106)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта