Главная страница
Навигация по странице:

  • Раннесредневековая Япония До начала VII в. в Японии господствовало обычное право

  • «семи небесных грехах» (тяжких) и «восьми небесных грехах» (менее тяжких

  • Тайхо-рицурё и Еро-рицурё

  • Две версии кодекса "Тайхо" и "Ёро" представлены в исторической науке в качестве единого свода.

  • 26. Нормативно-правовые акты Византии: анализ, уяснение и разъяснение их содержания. План

  • 1. Периодизация истории византийского права и источники права. 1. Первый ранний период (IV-VII вв.)

  • Закон, исходящий от императора: Кодекс Феодосия (438г.) и Свод гражданского права Юстиниана.

  • Второй период (717-867)

  • 1) VIII- XII века

  • Прохирон. Эпанагога. Василики. В 879 г. Василием I и его сыновьями-соправителями Константином и Львом обнародован был Прохирон

  • 1. Понятие источника права. Источники российского и зарубежного права. Источник права


    Скачать 0.98 Mb.
    Название1. Понятие источника права. Источники российского и зарубежного права. Источник права
    Дата10.02.2022
    Размер0.98 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSIP_bilety.docx
    ТипРегламент
    #357112
    страница7 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    24. Варварские правды: анализ, уяснение и разъяснение их содержания.
    «Варварскими правдами» называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права.

    По­яв­ле­ние варварских правд бы­ло свя­за­но в зна­чительной ме­ре с при­ня­ти­ем германскими пле­ме­на­ми христианства, с раз­ви­ти­ем и ук­ре­п­ле­ни­ем государственной вла­сти и не­об­хо­ди­мо­стью письменного за­кре­п­ле­ния вар­вар­ских обы­ча­ев с це­лью ус­та­нов­ле­ния ос­нов пра­во­по­ряд­ка в за­ро­ж­даю­щих­ся германского го­су­дар­ст­вах.

    Как исторический тип варварская правда — сложный по составу, разноплановый кодекс. Значительное место в них заняли выдержки (или полные тексты) из королевских капитуляриев2 и эдиктов; многие из таких или меняли правила обычного права, зафиксированного в других разделах правд, или санкционировали государственное применение писаного права.
     Варварские правды пре­ж­де все­го бы­ли су­деб­ни­ка­ми. Наи­бо­лее из­вест­ны­ми варварскими правдами кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы яв­ля­ют­ся:

    • Бур­гунд­ская (конец V - начало VI веков)

    • Са­ли­че­ская (начало VIвека)

    • Ри­пу­ар­ская (VI-VIII века)

    • Ба­вар­ская (VII век)

    • Але­манн­ская (конец VI-VIII века)

    • Лан­го­бард­ская (VII-VIII века)

    • Сак­сон­ская (начало IX века)


    Поч­ти все варварские правды ис­пы­та­ли влия­ние рим­ско­го пра­ва, осо­бен­но Вест­гот­ская и Бур­гунд­ская. Од­на­ко влия­ние рим­ско­го пра­ва на боль­шин­ство ран­них варварских бы­ло не­зна­чи­тель­ным и про­яв­ля­лось в основном че­рез ка­но­ни­че­ские ус­та­нов­ле­ния - за­ве­ща­ния и т.п. Салический закон в самой минимальной степени испытал воздействие римского права, сохранил даже некоторые остатки языческой старины и родовых обычаев германцев. Традиционной архаичности предписаний сопутствовала еще одна особенность: многие судебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными реального содержания, но важными для общественного признания тех или других фактов.

    Кон­ти­нен­таль­ные прав­ды бы­ли со­став­ле­ны на вуль­гар­ном ла­тин­ском, анг­ло­сак­сон­ские - на пле­мен­ном, другие – на английском язы­ке. По струк­ту­ре варварские правды дос­та­точ­но слож­ны, вклю­ча­ют тек­сты и ком­пи­ля­ции раз­но­вре­мен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния. Од­ной из наи­бо­лее зна­чи­мых варварских правд счи­та­ет­ся Са­ли­че­ская прав­да фран­ков, со­став­ле­ние ко­то­рой от­но­сят к прав­ле­нию франк­ско­го ко­ро­ля Хло­двига по­сле его об­ра­ще­ния в хри­сти­ан­ст­во.
    Боль­шин­ст­во по­ло­же­ний ран­них варварских правд по­свя­ще­но ус­та­нов­ле­нию штра­фов за различные про­ступ­ки. Эти ус­та­нов­ле­ния оз­на­ча­ли пер­вую по­пыт­ку к мир­но­му раз­ре­ше­нию спо­ров и воз­ме­ще­нию при­чи­нён­но­го ущер­ба фик­си­ро­ван­ны­ми де­неж­ны­ми ком­пен­са­ция­ми вме­сто пле­мен­но­го обы­чая кров­ной мес­ти.

    За убий­ст­во у фран­ков и анг­ло­сак­сов пла­тил­ся вер­гельд - пла­та, от­да­вае­мая час­тич­но се­мье, род­ст­вен­ни­кам уби­то­го и час­тич­но в ко­ро­лев­скую каз­ну. Ве­ли­чи­на вер­гель­да за­ви­се­ла от тя­же­сти пре­сту­п­ле­ния, ста­ту­са уби­то­го и др. За­час­тую вер­гель­ды бы­ли очень ве­ли­ки и пре­вы­ша­ли пре­де­лы воз­мож­но­стей отдельного ли­ца по их вы­пла­те, то уп­ла­та вер­гель­да воз­ла­га­лась так­же на род­ст­вен­ни­ков пре­ступ­ни­ка или на всё по­се­ле­ние, на тер­ри­то­рии ко­то­ро­го бы­ло со­вер­ше­но пре­сту­п­ле­ние. Ко­ро­лев­ская власть под­дер­жи­ва­ла прин­цип кол­лек­тив­ной от­вет­ст­вен­но­сти, пре­вра­тив­ший­ся в ин­сти­тут кру­го­вой по­ру­ки.

    Варварские правды от­ра­зи­ли про­цесс раз­ло­же­ния пле­мен­ных об­щин и за­ро­ж­де­ния пра­ва ин­ди­ви­ду­аль­ной (се­мей­ной) соб­ст­вен­но­сти на зем­лю. Объ­ём и со­дер­жа­ние прав на различные уго­дья ещё не име­ли чёт­ко­го вы­ра­же­ния и но­си­ли сле­ды кол­лек­ти­ви­ст­ских от­но­ше­ний.

    Мно­же­ст­во по­ло­же­ний варварских правд от­но­си­лись к су­до­про­из­вод­ст­ву. По­ря­док су­до­про­из­вод­ст­ва был еди­ным в гражданских и в уго­лов­ных де­лах. Ме­ст­ный суд был в основном пле­мен­ным со­б­ра­ни­ем ста­рей­шин, «муд­рых». Про­цесс был со­стя­за­тель­ным, ини­циа­ти­ва об­ви­не­ния при­над­ле­жа­ла по­тер­пев­ше­му. Он сам вы­зы­вал от­вет­чи­ка на суд, но зло­ст­ное ук­ло­не­ние от яв­ки мог­ло по­влечь за со­бой ко­ро­лев­ские санк­ции. Суд лишь на­блю­дал за со­стя­за­ни­ем сто­рон и ус­та­нав­ли­вал, кем вы­иг­ран спор. Об­ви­няе­мый ли­бо сам дол­жен был пред­ста­вить до­ка­за­тель­ст­ва сво­ей не­ви­нов­но­сти, ли­бо суд ука­зы­вал на ту из сто­рон, на ко­то­рую воз­ла­га­лось бре­мя до­ка­зы­ва­ния. Спо­со­ба­ми су­деб­но­го до­ка­зы­ва­ния бы­ли «суд Бо­жий», или ор­да­лии, а так­же ри­ту­аль­ное со­при­сяж­ни­че­ст­во (со­вме­ст­ная клят­ва).

    По варварским правдам мож­но про­сле­дить про­цесс раз­ви­тия ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти на зем­лю, пе­ре­ход от зем­ле­дельческой об­щи­ны к мар­ке, на­чаль­ный этап клас­со­об­ра­зо­вания и за­ро­ж­де­ния го­су­дар­ст­ва. В не­ко­то­рых варварских правдах (осо­бен­но в Ба­вар­ской, Але­манн­ской, Вест­гот­ской) от­ра­же­на со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция ро­ма­но-германского об­ще­ст­ва (раз­ви­тие круп­но­го зем­ле­вла­де­ния и пре­вра­ще­ние сво­бод­ных об­щин­ни­ков в за­ви­си­мых кре­сть­ян и др.).

    По ме­ре раз­ви­тия ран­не­фе­о­даль­ной го­су­дар­ст­вен­но­сти варварские правды ут­ра­чи­ва­ли своё зна­че­ние, и к XI веку в боль­шин­ст­ве сво­ём пе­ре­ста­ли при­ме­нять­ся.

    25. Своды законов раннесредневекового Китая и Японии.

    • Раннесредневековый Китай

    Развитие китайского средневекового права проходило главным образом по линии разработки норм уголовного права, регулирования сословно-ранговых различий, налоговых повинностей населения, обязанностей различных категорий держателей государственных земель, а также лиц, ответственных за сохранение государственной собственности, за пополнение государственной казны..

    В династийных сводах законов костяк норм создавался основателем династии (эти нормы со временем приобретали черты божественного установления), а его преемники дополняли этот костяк своими законодательными постановлениями.

    Начиная с Хань, сборники законов неизменно строились на закреплении традиционно-правовых норм — люй, которые дополнялись новыми — лип(лин). Постепенно между люй и лин произошло разделение по сферам правового регулирования: люй включали уголовные законы, а лин(лип) — административные постановления и пр.

    Большая работа по систематизации законов была проведена в суйском (VI в.) и танском (VII в.) Китае. При династиях Суй (581–618 гг.) и в первый период правления Тан кодексы подвергались пересмотру каждое царствование. Первым дошедшим до нас сводом законов был

    Кодекс VII в. династии Тан ("Танлюй шу-и").

    Знаменитый «Танлюй шу и» — «Уголовные установления Тан с разъяснениями», являлся собранием уголовных установлений танского правительства, то есть тех, что должны были устрашать потенциальных преступников страхом неотвратимого и заранее известного наказания.

    Полностью работа над кодексом была закончена лишь к 653 г. Существенным отличием Танской кодификации от других является наличие в ней разъяснений («шу и»), что отражено в самом названии памятника. Своеобразна структура кодекса. Он состоит из 30 цзюаней (частей - свитков), в каждом из них выделяются: основная норма, разъяснения к ней, комментарии, подразделяемых на 502 статьи, которые сведены в 12 разделов.

    • В шести разделах можно выделить можно выделить следующие структурные аспекты:

    Цзюани 1 – 6 ( 57 статей)- наказания и нормы их применения;

    7-8 цзюани (33 статей)- охрана и обеспечение запретов;

    9-11 цзюани (59 статей)- служебные обязанности и порядок их исполнения;

    12 – 14 цзюани (46 статей) – семья и брак

    Цзюань 15 (28 статей) – государственные конюшни и хранилища;

    Цзюань 16 (24 статьи) – самовластные мобилизационные действия.

    Новая активизация законодательной деятельности китайских императоров имела место в период правления всекитайской династии Сун в связи с усилением власти центрального правительства. В 960–963 гг. было составлено "Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов", почти целиком повторяющее танский кодекс.

    В конце XI в. в Китае было создано специальное бюро по пересмотру и классификации законов, которое, в частности, подготовило "Свод законов из 900 статей". В конце XIV в. увидел свет "Свод законов династии Мин", воспроизводивший многие положения предшествующих кодексов. Характерно, что эта практика не была изменена и после установления в Китае маньчжурской династии Цин (1644–1912 гг.). Уже в 1644 году, после захвата маньчжурами Пекина, началась работа по изучению минского кодекса, одной из целей которой было внесение в него исправлений и изменений в соответствии с новыми политическими реалиями.

    В результате работы маньчжурских придворных сановников и судей в 1647 году был создан кодекс, подавляющее большинство положений которого было заимствовано из старого кодекса династии Мин (1369–1644 гг.), причем часть из них в виде основных, коренных положений (люй), которые не разрешалось изменять. Более трехсот положений цинского кодекса было взято из дополнительных постановлений минского кодекса, в который, в свою очередь, вошли без всяких изменений многие положения танского кодекса. Составленные на основе старых кодексов, маньчжурские кодексы XVII в. почти без изменений действовали в Китае вплоть до начала XX в., определяя содержание принципов и норм традиционного китайского права.

    • Раннесредневековая Япония

    До начала VII в. в Японии господствовало обычное право, не зафиксированное никакими памятниками. Его предписания были не только юридическими, но и религиозными, этическими правилами. Многое в японском праве той эпохи было перенесено из более древних правовых систем Китая и Кореи. Собственно юридические нормы появились в обычном праве с выделением среди религиозных и моральных запретов особых представлений о наказании. Наказание было как бы закономерным следствием «греховности» людей и настигающего их Божьего суда. Первые понятия о преступном также были еще взаимосвязаны с религией и существовали в виде представлений о «семи небесных грехах» (тяжких) и «восьми небесных грехах» (менее тяжких). За их совершение обычно полагались кара и очищение — как правило, коллективные.

    Первые законы были составлены в Японии в начале VII в. Это были Законы 17 Статей(604–622), в которых содержались в большей степени моралистические пожелания в духе конфуцианства, чем строго юридические предписания.

    В конце VII в. под влиянием административных преобразований, начатых с переворотом Тайка, для одной из провинций Оме был составлен свод административных правил — Оми-ре (661–672). Свод был записан по образцу китайского «Уголовного и административного кодекса» империи Тан середины VII в. В нем регламентировались обязанности администраторов, устанавливалась вводимая в японском государстве система рангов и в общей форме фиксировались взаимоотношения жителей с новой, государственной властью.

    Позднее Оми-ре был пересмотрен и превратился в «Уголовный и административный кодекс государева двора» — Киемигахара-ре (681–683). Состоял он из 22 глав и, по-видимому, включал, кроме административных правил, и нормы ответственности чиновников. Оба свода VII в. не сохранились, и о содержании их ничего не известно.

    • Тайхо-рицурё и Еро-рицурё

    Первым известным по содержанию памятником древнего японского права стал кодекс «Тайхо-рицурё» (702). Он как бы юридически оформил государственные реформы Тайка. Для его составления в 700 г. была образована комиссия из императорских приближенных. Составленный кодекс подвергался изменениям. В итоге была составлена новая редакция свода под названием «Ерорицурё» («Уголовный и административный кодекс годов Еро» — 718 г.). Однако в действие новые законы ввели с большим запозданием — только в 757 г. Переработанная редакция в большей степени отражала заимствования из китайского права. Тогда как основная — Тайхо-рицурё — содержала правила японского происхождения и отражала основные черты древнего японского права.

    Две версии кодекса "Тайхо" и "Ёро" представлены в исторической науке в качестве единого свода.

    В Своде нет деления права на частное и публичное. Вещные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретают в нем публично-правовой характер, регулируются нормами уголовного и административного права.Нельзя здесь обнаружить и четкого деления на отрасли права.Уголовные законы из свода почти не сохранились.

    • Административные законы дошли полностью.

    Они разделены на 30 книг:

    -ранги и штаты чиновников (кн. 1–5)

    - положение священнослужителей (кн. 6–7)

    -положение крестьян, наделы и налоги (кн.8-10),

    -продвижение чиновников (кн. 11–15),

    -особое положение дворца, его служб и вооруженных сил (кн. 16–24),

    - особые обстоятельствам службы (кн. 25–27),

    -уголовное судопроизводство (кн. 28–29).

    Последняя, 30-я книга включала разные положения, в том числе о единых мерах, весах и даже обязательствах.

    Законы Тайхо обладали высокой степенью обобщения, в них не было типичных для древнего законодательства казусных норм. Однако, вероятно, это было вызвано тем, что в законах почти не было правил для собственно бытовой юстиции. В большинстве они устанавливали взаимные обязанности и права чиновников и власти, населения и чиновников. Тем самым создавался своеобразный правовой строй, составляющий особенность древнейшего периода японского государства (называемый также рицурё).

    Вместе с кодексами среди источников права этого периода широко было представлено текущее нормотворчество императора в виде указов и постановлений. Указы объединялись в сборники. Например, в 927 году был создан Сборник постановлений годов Энги, вступивший в действие в 967 году. Указы все больше стали со временем оттеснять кодексы на второй план.

    26. Нормативно-правовые акты Византии: анализ, уяснение и разъяснение их содержания.

    План:

    1. Периодизация истории византийского права и источники права.

    2. Частная обработка официальных текстов византийского права.

    3. Источники византийского церковного права.


    1. Периодизация истории византийского права и источники права.

    1. Первый ранний период (IV-VII вв.) - от императора Константина Великого (306-337) до

    воцарения Исаврийской династии (717), период преобразования Восточной Римской империи в Византийскую.

    Закон, исходящий от императора:

    1. Кодекс Феодосия (438г.) и Свод гражданского права Юстиниана. В кодексе в систематическом порядке собраны были все действующие законы, начиная с Константина Великого. С изданием Феодосиева кодекса прекращается единство источников права для обеих частей Римской империи, Западной и Восточной. После Феодосия систематизацию права классических римских юристов (jus) и законодательства императоров предпринял император Юстиниан с 528 по 534 г. Свод содержал в себе три части: Институции, Дигесты и Кодекс. Собственно, к византийскому праву почти целиком относится кодекс, заключающий в себе 4600 конституций с 117 до 534 г.




    1. Второй период (717-867) - эпоха Исаврийской династии, эпоха правового новаторства.

    Законодательство императоров Исаврийской династии (717-867):

    1. Эклога (726г.) - самостоятельное законодательство, которое не согласовалось с правом Юстиниана, и противоречило ему. Так, Эклога отрицала, допускаемый Юстинианом конкубинат (сожительство). Она устанавливала новый минимальный брачный возраст - для мужчин в 15 лет и для женщин в 13 лет и т. д. Она состояла из 18 титулов, охватывала вопросы брачно-семейного, вещного, обязательственного, уголовного, военного и др. права. Были и пробелы (например, не содержала вопросов способов приобретения права собственности).


    3. Третий период открывается воцарением Македонской династии и заканчивается падением

    империи (867-1453). При этом данный период делился на два этапа:

    1) VIII- XII века – период подъёма и расцвета империи;

    2) XIII-середина XV веков - период упадка и гибели империи.

    Византийское право формировалось под влиянием сильной центральной, императорской власти, римского правового наследия, греческой культуры, славянского обычного права и православной христианской церкви, норм церковного (канонического) права. Важным источником византийского права являлось обычное право народов, населяющих Византию. К VIII в. Византия превратилась в греко-славянское государство.

    1. Прохирон. Эпанагога. Василики.

    В 879 г. Василием I и его сыновьями-соправителями Константином и Львом обнародован был Прохирон, то есть ручная книга законов, содержавшая нормы гражданского, уголовного, судебного и церковного права. Содержание было заимствовано из Дигест, Кодекса, Новелл и немного из Институций Юстиниана, а также содержал ряд новых норм. Оказал влияние на развитие права соседних славянских государств.

    1. В 884 и 886 гг. императором Василием I и его сыновьями-соправителями Львом и Александром издано было это руководство в новой пересмотренной редакции, под именем Эпанагоги, то есть воспроизведение. В неё вошёл ряд новых норм, содержащихся в новеллах императора Василия I. Эпанагога содержала уникальный публично-правовой отдел, касающийся власти светской и духовной и её представителей – императора и патриарха. Эпанагога легла в основание множества позднейших частных руководств по византийскому праву.

    2. В 888-889 гг. Лев VI обнародовал сборник Василики. Лев поставил своей задачей всё законодательство Юстиниана свести в один свод, расположив законодательный материал таким образом, чтобы в одном месте сосредоточить все нормы права по одному и тому же вопросу. Все устаревшие или отменённые нормы Свода Юстиниана не вошли в состав Василик. Они включали в себя и нормы церковного права (содержали положения, посвящённые христианскому вероучению и православию). Василики делились на 6 томов и 60 книг, книги распадались на титулы, титулы - на главы, а главы - на фрагменты, как и Дигесты Юстиниана. Также регулировали военное, частное, уголовное и др. право.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта