Главная страница
Навигация по странице:

  • 39. Понятия социальной реальности. Особенности социального познания.Стратегии исследования общества в современной философии.

  • 40. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

  • 41. Философия истории и основные подходы к ее исследованию.Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

  • 1639903611653_фтлофофия норм шпоры. 1. Понятие мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения. Философия


    Скачать 362.09 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения. Философия
    Дата08.09.2022
    Размер362.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1639903611653_фтлофофия норм шпоры.docx
    ТипДокументы
    #666972
    страница12 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) – ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему – необходимая предпосылка ее успешного решения.

    .

    Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез: а) одни из них становятся истинной теорией, б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

    Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

    39. Понятия социальной реальности. Особенности социального познания.Стратегии исследования общества в современной философии.

    Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа.

    В учебной и научной литературе приводятся разнообразные определения общества. В частности, общество определяется как:

    • выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней ре­альность, характеризующаяся системной организацией и специ­фикой объективных законов развития;

    •  система («мир») человеческой деятельности,  а также ее объективное условие и результат;

    •  система взаимодействия (интеракции) между людьми, обес­печенная их коллективным образом жизни и способствующая ко­ординации усилий в достижении поставленных целей;

    •  система социальной коммуникации между людьми, реали­зующими свои интересы на основе существующих общих ценнос­тей культуры;

    •  система отношений между социальными группами с харак­терными для них корпоративными интересами;

    •  система отношений между большими (макросоциальными) группами - классами, этносоциальными общностями и выражаю­щими их коренные интересы учреждениями;

    •  система функционирующих социальных институтов, обес­печивающих стабильное развитие социума;

    •  система взаимосвязанных и взаимодополнительных сфер (экономической, политической, социальной и духовной), в каж­дой из которых реализуются соответствующие потребности и ин­тересы общества.

    Каждое из этих определений характеризует общество с конкретных концептуальных позиций, задавая возмож­ную его интерпретацию. Многообразие этих интерпретаций обуслов­ливается сложным характером системной организации общества, в которой в качестве образующих ее элементов могут быть выделены различные феномены - индивиды, социальные группы, институты и учреждения с характерными для них социальными действиями, функциональными особенностями, типами коммуникативного взаи­модействия, специфическими отношениями и т. д. В различных ин­терпретациях акценты расставляются в зависимости от того, что претендует на роль ведущего феномена - социальное действие (индивидуально-деятельностное начало общества, связанное с субъектив­ной стороной социальной реальности) или структурно-функцио­нальные институты и общности (универсальные начала социума, в которых проявляются надличностные закономерности, выражаю­щие объективную сторону социальной реальности).

    Обратим внимание на три фундаментальные теоретические концепции общества, оказавшие заметное влияние на развитие современного обществознания.

    1. Общество как реляционная система («система обществен­ных отношений») по К. Марксу.

    Исходным для ее понимания явля­ется сформулированное К. Марксом материалистическое понимание истории, гласящее, что «не сознание людей определяет их бы­тие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иными словами, материальная жизнь общества, прежде всего спо­соб производства и те экономические отношения, которые склады­ваются между людьми в процессе производства, распределения, об­мена и потребления материальных благ, определяют духовную жизнь общества - всю совокупность общественных взглядов, жела­ний и настроений людей.

    Основу общества составляют производственно-экономические отношения, которые К. Маркс называет также материальными и базисными.

    2. Общество как структурно-функциональная система по Т. Парсонсу (1902-1979).

    Т. Парсонс так же, как и К. Марксконстатирует важную роль индивидуальной деятельности людей. В своей первой работе он исходит из того, что именно единичное социальное действие, структура которого включает актора (действующее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством ко­торых выбираются цели и средства, является системообразую­щим элементом общества. Поэтому общество можно понять как систему социальных действий субъектов, каждый из которых вы­полняет определенные социальные роли, положенные ему в соот­ветствии с тем статусом, который он имеет в обществе.

    Т. Парсонс в ин­терпретации общества использует парадигму социологического универсализ­ма, ориентированную не столько на изучение мотивов и смыслов индивидуальных социальных действий, сколько на функциони­рование обезличенных структурных компонентов общества - его подсистем. Используя системные представления биологии, он сформулировал четыре функциональных требования, предъявля­емые к системам:

    1) адаптации (к физическому окружению);

    2) целедостижения (получения удовлетворения);

    3) интеграции   (поддержания   бесконфликтности   и   гармо­нии внутри системы);

    4) воспроизводства   структуры   и   снятия   напряжений,   ла-тентности системы (поддержания образцов, сохранения норма­тивных предписаний и обеспечения следования им).

    В обществе эти четыре функции социальной системы, извес­тные под аббревиатурой AGIL (адаптация - целеполагание - ин­теграция - латентность), обеспечиваются соответствующими под­системами (экономика - политика - право - социализация), каж­дая из которых имеет специализированный характер.

    3. Общество как результат рационализации социального дей­ствия по М. Веберу (1864-1920).

    М. Вебер также исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. Однако в этом процессе для него определяющим в понимании современного общества выступа­ет характер социальных действий индивидов. Понять его - значит объяснить происходящее в обществе. В этом сущность исследова­тельского подхода М. Вебера, получившего название методологи­ческого индивидуализма. Системообразующим элементом в теоре­тической модели общества М. Вебера, таким образом, становится социальное действие, которое в отличие от обычных действий чело­века обладает двумя обязательными признаками - «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека, а также «ожиданием», «ориента­цией на Другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие.

    Характеризуя социальное действие, М. Вебер выделяет четыре его основных типа, которые встречаются в современном обществе:

    1) аффективное,   основанное   на   актуальных   аффектах   и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами;

    2) традиционное,     побуждаемое     традициями,     обычаями, привычками и не являющееся достаточно осмысленным, имею­щее характер социального автоматизма;

    3) ценностно-рациональное,    характеризующееся    сознатель­ным следованием принятой в обществе или социальной группе сис­теме ценностей, независимо от реальных его последствий;

    4) целерационалъное,   определяемое   сознательной  постанов­кой практически значимой цели и рассчетливым подбором соот­ветствующих и достаточных для ее достижения средств, критери­ем чего выступает достигнутый успех совершенного действия.
    40. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

    Современные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые и есть структура общества. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой - целостностью, то есть ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество постоянно воспроизводит себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества таких особо устойчивых отношений (инвариант системы), которые обладают значительной самостоятельностью по отношению к отдельным элементам и даже структурным звеньям.

    Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму - существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц - жрецов, деятелей церкви, ученых.

    Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимаются, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.

    Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на существование еще одной всеобщей сферы - управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. Субъектом управления начинает выступать определенная группа лиц, которая вырабатывает общие для всего государства цели, с которыми так или иначе согласовываются все остальные более частные цели отдельных сфер и деятельности индивидов в обществе. Сфера управления несет ответственность за эффективность функционирования всего общественного организма.

    И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей - это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере - в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа.

    Таковы пять всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе: сфера материального производства, сфера производства теоретического знания, сфера оценивающей деятельности, сфера управления социальными процессами (политическая сфера) и социальная сфера. Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или несправедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости.
    41. Философия  истории и основные подходы к ее исследованию.Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

    Из теорий социального развития середины XIX – конца XX века наиболее обстоятельно была разработана марксистская концепция общественного прогресса как последовательной смены формаций.

    Взгляды Маркса и Энгельса на "объективную" логику истории в связи с представлениями об общественно-экономических формациях претерпевали уточнения и некоторые изменения. Так, первоначально они склонялись к логике Сен-Симона, отождествляя рабство и древний мир, крепостничество и средневековье, свободный (наемный) труд и Новое время. Затем восприняли логику членения всемирной истории у Гегеля (с известными видоизменениями): Древний Восток (никто не свободен), античность (некоторые свободны) и германский мир (все свободны). Древний Восток превратился в азиатский способ производства, античный мир – в рабовладельческое общество, германский же мир был расчленен на крепостничество и капитализм.

    Наконец, ко времени написания Энгельсом "Анти-Дюринга" и "Происхождения семьи, частной собственности и государства" "объективная логика истории" обрела свой завершенный вид, образовав членение всемирной истории на пять общественно-экономических формаций, выделенных из двух социальных триад. Первая, "большая" триада включает в себя первобытно-общинный (коллективистский) строй без частной собственности, его антитезу – классово-антагонистический, частнособственнический строй и их синтез в бесклассовом неантагонистическом строе всеобщего благосостояния, или коммунизме. Эта большая "триада" включает в себя малую "триаду" антагонистического строя: рабовладельческое общество, феодализм, или крепостническое общество, и, наконец, капитализм, или "наемное рабство". Таким образом, из "объективной" диалектической логики последовательно вытекает периодизация всемирной истории на пять формаций: первобытный коммунизм (родовое общество), рабовладельческое общество, феодализм, капитализм и коммунизм, включающий в себя как начальную фазу социализм, а иногда и отождествляемый с ним.

    Последовательную смену общественно-экономических формаций Маркс и Энгельс рассматривали как "естественно-исторический процесс", независимый от сознания и намерений людей, косвенно уподобляя его тем самым объективным законам природы. Об этом свидетельствует уже сам термин "формация", введенный в конце XVIII века Т. Фюкселем для обозначения исторических напластований осадочных пород с целью определения их возраста.

    За столетие, прошедшее после жизни Маркса и Энгельса, наши знания о всемирной истории человечества неизмеримо расширились и умножились: они углубились с 3 до 8-10 тысячелетий до нашей эры, включили в себя неолитическую революцию, а также распространились практически на все континенты. История человечества перестала вмещаться в представления о развитии общества как смене формаций. В качестве примера можно сослаться на историю средневекового Китая, где хорошо были знакомы с компасом и порохом, изобрели бумагу и примитивное книгопечатание, где в хождении были бумажные деньги (задолго до Западной Европы), где китайский адмирал Чен Хо в начале XV века совершил шесть плаваний в Индонезию, в Индию, в Африку и даже в Красное море, не уступавших по масштабам будущим путешествиям европейских мореплавателей (что, однако, так и не привело к появлению капитализма).

    Таким образом, формационный путь развития человечества отнюдь не объясняет все сложные перипетии поступательного развития общества, что во многом связано с преувеличенным представлением о роли экономических отношений в жизни общества и умалением самостоятельной (далеко не всегда относительной) роли социальных обычаев и нравов, культуры в целом в деятельности людей.

    Многие историки и философы стали искать объяснения своеобразного развития не только отдельных стран и регионов земного шара, но и истории человечества в целом. Так в XIX веке зародились и получили широкое распространение идеи цивилизационного пути развития общества, вылившиеся в концепцию многообразия цивилизаций.

    Одним из первых мыслителей, разработавших концепцию всемирной истории как совокупности самостоятельных и специфичных цивилизаций, которые он называл культурно-историческими типами человечества, был русский естествоиспытатель и историк Н. Я. Данилевский (1822-1885).В своей книге "Россия и Европа" (1871), стараясь выявить различия между цивилизациями, которые он рассматривал как своеобразные, несовпадающие культурно-исторические типы человечества, он хронологически выделял следующие сосуществовавшие во времени, а также сменявшие друг друга типы организации социальных образований: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассиро-вавилонский, 4) халдейский, 5) индийский, 6) иранский, 7) еврейский, 8) греческий, 9) римский, 10) новосемитический, или аравийский, 11) романо-германский, или европейский, к которым добавлял две цивилизации доколумбовой Америки, разрушенные испанцами.

    Многие идеи Данилевского в начале XX века воспринял немецкий историк и философ Освальд Шпенглер ( 1880-1936),автор двухтомной работы "Закат Европы" (в буквальном переводе "Закат стран Запада", в 2-х томах, 1918- 1922). В своих суждениях об истории человечества, в противопоставлении друг другу разных цивилизаций Шпенглер был несравненно более категоричен, чем Данилевский. В своей книге Шпенглер выделял 8 высших культур, перечисление которых в основном совпадает с культурно-историческими типами Данилевского (египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская, майя), а также предвосхищал расцвет русской культуры. Он проводил различие между культурой и цивилизацией, усматривая в последней лишь упадок, последнюю фазу развития культуры накануне ее гибели, когда творчество сменяется имитацией нововведений, их измельчанием.

    Дальнейшее развитие теория цивилизаций получила в творчестве английского историка А. Дж. Тойнби (1889-1975) "Постижение истории".С середины XX века его работы оказывали значительное влияние не только на академические круги, но и на общественное и политическое сознание стран Запада и "третьего мира". Движущей силой развития цивилизаций была диалектика вызова – ответа.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта