1639903611653_фтлофофия норм шпоры. 1. Понятие мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения. Философия
Скачать 362.09 Kb.
|
Санкхья (санскр. – число, перечисление, расчёт) строится как аналитическое перечисление элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего разнообразия мира. Центральное место здесь занимают категории: пракрити, пуруша и джива – «Я», которое не является телом, чувствами и умом человека, но определённым образом с ними связывается, и при этом происходит их видимое смешение, что приводит к страданиям. Освобождение от страданий достигается через возвращение к своему собственному «Я». Эта школа оказала огромное влияние на йогу (санскр. – соединение, порядок, глубокое размышление, созерцание), в рамках которой был выработан целый комплекс приёмов для достижения особого духовного состояния. Этому направлению активно противостояли неортодоксальные школы: буддизм, джайнизм, локаята, чарвака. Они не признавали авторитет Вед, выступали против интеллектуальной гегемонии жречества в древнеиндийской культуре. Буддизм как религиозно-философское учение возникает в. 6-5 вв. до н.э. и в ходе своего развития превращается в одну из трёх мировых религий. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (просветлённого). Его отцу было предсказано, что Сиддхартхи уготовлено два пути: либо, окунувшись в наслаждения и радости жизни, стать впоследствии великим царем - воссоединителем мелких княжеств, либо, увидев («открыв») в этом мире страдания, болезни, старость, смерть, стать великим мыслителем, который укажет людям истинный путь спасения. Князь хотел видеть в сыне наследника, поэтому он стремился дать ему то лучшее, что может выпасть на долю смертного: утонченную роскошь и классическое образование. И все же отец не смог уберечь сына от вида несчастного человека, пораженного неизлечимой болезнью; немощного старика; траурной процессии, сопровождавшей умершего. Принц прозрел и был глубоко потрясен трагичностью человеческого бытия. Вновь вернуться к прежней благополучной, безмятежной жизни он уже не смог. Принц вполне познал наслаждения, удовольствия и понял, что путь этот ведет в никуда. Он покинул дворец, жену, новорожденного сына и под именем Гаутама вступил в орден аскетов. Пройдя путь аскета, он понял, что путь этот так же не приводит к освобождению от страха болезни, старости и смерти, как и путь удовольствия. Однако опыт того и другого был крайне необходим, ибо позволил Гаутаме Шакьямуни дать обобщенный ответ на вопрос «Как должен жить человек?», сформулированный в принципе «Среднего пути». Однажды Гаутама сидел под деревом и сосредоточенно размышлял. Внезапно он испытал состояние необыкновенной ясности сознания и «увидел» истину. Так в возрасте 35 лет Сиддхартха Гаутама из рода Шакьямуни стал Буддой, т. е. Просветленным, или Пробужденным. Через 7 дней Будда рассказал людям о том, что открылось ему. Эта первая проповедь состоялась в городе Бенаресе. Именно тогда Будда поведал о четырех благородных (арийских) истинах, считающихся стержнем содержания буддизма. «А это... благородная истина о страдании: рождение - страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть -страдание, соединение с неприятным - страдание, разлука с приятным - страдание, неполучение чего-либо желаемого, короче говоря, пятиричная привязанность к существованию есть страдание. А это... благородная истина о происхождении страдания: это жажда, приводящая к новым рождениям, сопровождаемая удовольствиями и страстями, находящая удовольствия здесь и там, а именно: жажда наслаждения, жажда существования, жажда гибели». «А это... благородная истина об уничтожении страдания: это полное бесследное уничтожение этой жажды, отказ от нее, отбрасывание, освобождение, оставление ее». «А это... благородная истина о пути, ведущем к уничтожению страдания: правильное видение, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение». Восьмиричный путь - это буддистская программа личностного самосовершенствования, ведущая к Великому Освобождению - нирване. Джайнизм – школа возникает в 6-5 вв. до н.э.. Основателем её считается странствующий проповедник Вардхамана, получивший впоследствии имена Махавиры («Великий герой») и Джины («Победитель»). Джайнизм провозглашает всё в мире имеющим душу и требует в связи с этим соблюдения принципа ненасилия (ахимса). Философия джайнизма признаёт также за каждой вещью или явлением множество свойств и определений. С этим связан «диалектический» метод джайнизма – сьядвада.Школа локаята (от санскр. лока – мир, идущее из этого мира), а также более поздняя её версия – чарвака - тяготеет к материализму. Основателем локаяты считается полулегендарный мудрец Брихаспати. Согласно локаяте, существующим можно считать только воспринимаемое органами чувств. Отсюда – отрицание бога и души, рая и ада. Целью бытия является забота о благополучии настоящего существования. 6. Особенности философской мысли древнего Китая, еѐ рационально-практическая направленность. Традиционные философские учения древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. Характернейшими чертами традиционного мирочувствования были одушевление и оживотворение природы (поклонение деревьям, рекам, горам), культ предков и прошлого, боязнь каких-либо перемен и новшеств. Культ прошлого и его представителей в реальной жизни (старики, пожилые родственники, родители, старшие братья) стал неотъемлемой частью китайской национальной психологии. Для китайского миросозерцания весьма важным является понятие Центра, срединности, существование некой идеальной точки, равноудаленной от всех границ культурной ойкумены.Человек в Китае мыслился как временное состояние равновесности, гармонии космических сил. Это микрокосм, подчиняющийся Разумному Космическому Порядку. Весьма условно можно выделить три психофизические силы, три вида космической энергии, сгустком которых является человек: «цзин», «ци», «шень». «Цзин» - это собственно семя, т. е. частички, созидающие физическое тело человека. «Цзин» присутствует в человеке как воспроизводящая, сексуальная энергия. «Ци» - материально-духовная энергия, жизненная сила, из которой состоит весь мир, вся «тьма вещей», в том числе и человек. «Ци» бывает разных типов: грубо-вещественная, из которой формируются конкретные материальные вещи, психотелесная (растения, животные) и, наконец, тонкая «ци», созидающая душу со всеми ее страстями, эмоциями и аффектами. Китайцы верили, что с утра «ци» человека чиста и легка, а к вечеру она загрязнена и отяжелена. Природа болезни также понималась как замутнение, отяжеление «ци» в человеке. Задача лекаря, следовательно, состояла в очищении «ци», что возможно только в процессе целенаправленного физического, нравственного и духовного самосовершенствования пациента под руководством врача. «Шэнь» - собственно духовная энергия. Но дух «шэнь» нигде и никогда не мыслился китайцами как некая самостоятельная сущность. В натуралистической традиции китайского миросозерцания «шэнь» скорее может быть понято как обозначение целостного человека, обладающего плотью и наделенного сознанием. Нередко слово «шэнь» служило для китайцев заменителем местоимения «я». Начинается философия в Китае как нескончаемый комментарий к «И-цзин» (Канону перемен), созданному в глубокой древности, но записанному в VIII - VII вв. до н. э.. Суть «И-цзин» состоит в утверждении «простой» мысли: все и вся находится в постоянном взаимопереходе, взаимопереливах, взаимопеременах. Еще в глубинах мифологического сознания Древнего Китая был совершен важнейший мыслительный акт: разделение окружающей действительности на два противоположных начала. Матрицей для этого послужило сексуальное деление живой природы на мужское и женское. В дальнейшем все парные противоположности осмысливались в зависимости от их «полового признака». Так, Солнце, Небо, свет, сухость, вершина ассоциировались с активным мужским началом ян, а Луна, Земля, темнота, влажность, низменность - с пассивным женским началом инь. Традиционные философские учения древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. В VI - V вв. до н. э. происходит удивительный расцвет философии, сопровождающийся возникновением «ста философских школ», объединенных по шести основным направлениям, из которых наиболее известно четыре: 1) школа «даоцзя» (даосизм); 2) школа «служилых людей» (конфуцианство); 3) школа «фацзя» (легизм или школа законников); 4) школа «моцзя» (моизм); Наибольшее значение для становления китайского мировоззрения и культуры имело соперничество трех школ: даосизма, конфуцианства и легизма. Легендарным основателем даосизма был Лао-цзы (Старый учитель). Идеи Лао-цзы изложены в книге «Даодэдзин», которая была составлена последователями философа. Свое название школа «даозця» (даосизм) получила вследствие того, что размышления ее приверженцев сконцентрированы вокруг понятия дао, которое у Лао-цзы имеет два значения: 1. Как первичное творческое начало мира; как источник и причина его возникновения; как корень всего сущего. 2. Как единый мировой Закон, гарантирующий существование мира и поддержание его в данном состоянии. Ещё одна важнейшая категория даосской философии – дэ – состояние мира, разделенного на «тьму вещей», конкретизация, проявление Дао в вещах и человеческом существовании. При этом дэ несет на себе еще одну очень важную смысловую нагрузку: Дэ - это добродетель, благодать, культура. Добро и благо изначально вписаны в мироздание, заложены уже в самих основах бытия Неба, Земли и Человека. Поэтому главными нормами поведения человека даосы объявляли следование естественности и недеяние (у-вэй). Возможно ли познание дао? Чувства наши не в состоянии уловить дао: «...смотришь на него, но не видишь, слушаешь его, но не слышишь, ловишь его, но не можешь поймать». Мир как целое, единство - а в этом и состоит ускользающая нить дао – возможно только постигать разумом, мыслить. Однако и этого тоже оказывается недостаточно: истинная сущность дао приоткрывается в сверхчувственном и сверхрациональном опыте. Познание дао возможно лишь для тех, кто провозгласил принципом своей жизни слияние с дао через следование и подражание дао. В чем же человек должен подражать дао? Во-первых, дао не имеет никаких желаний, оно свободно от страстей. «Нужно сделать свое сердце предельно бесстрастным, твердо сохранять покой...» Во-вторых, дао чуждо активности, всякой деятельности. Недеяние - вот способ бытия совершенномудрого. В-третьих, поскольку дао исполняет свою роль непринужденно, ненасильственно, постольку отношение мудреца к природе, животным и людям должно нести на себе отпечаток мягкости и уступчивости. Конфуцианство. Величайший философ Китая - Кун-фу-цзы (Конфуций) принадлежал к чиновничеству. Конфуций родился в 551 г. до н. э. Прожил он 72 года. Главное сочинение Конфуция называется «Лунь-юй» (Беседы и суждения) и представляет собой сборник афоризмов, принадлежащих Конфуцию, жизненных ситуаций, в которые он попадал, отрывков из его бесед с учениками и т. д. Главный вопрос, ради которого и было написано это произведение: «Как лучше управлять людьми: с помощью насилия или на основе добродетели?» Конфуций был защитником «мягкого» управления с опорой на мораль и правила поведения. На важнейший вопрос этики: «Что значит жить добродетельно?», - Конфуций отвечает так: «Это означает жить в обществе и для общества». Настоящее, с точки зрения Конфуция, безобразно, ибо произошел отход от идеалов и ценностей прошедшей эпохи. Выход один - вернуть прошлое в настоящее. А для этого нужно прежде всего разобраться с общеупотребимыми словами, вернуть им первоначальный смысл. Данное требование было выражено в следующем призыве Конфуция: «Господин должен быть господином, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном». Содержание слова «отец» включает в себя заботу о пропитании и воспитании ребенка. Вот отец и должен быть отцом, то есть выполнять свою социальную роль. Что значит быть «сыном»? Сын - это прежде всего почтительность к родителям, старшим братьям, старшим родственникам, предкам. Содержание имен «господин» и «подданный» практически полностью совпадает с содержанием слов «отец» и «сын». Господин должен быть отцом по отношению к своим подданным, а те - вечные «сыны», преисполненные почтительности ко всем старшим по чину. Конфуций сумел дать ориентир людям, не изучавшим старый этикет. Это так называемое «золотое правило» звучит следующим образом: «Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольных». Обращаясь же к власть имущим, Конфуций предупреждал их: «...низкий человек в нужде становится распущенным». Вершиной конфуцианской теории государственного управления на основе добродетели является так называемый «срединный путь», или «путь золотой середины». Люди, стоящие у государственного кормила, должны соответствовать некоему моральному эталону, который у Конфуция выражается в понятии «благородный муж». Первое, что отличает «благородного мужа» (цзюнь-цзы) от простолюдина - это следование долгу. «Благородный муж думает о долге, а мелкий человек - о выгоде». Второе - это стойкость. «Благородный муж стойко переносит беды, низкий человек в беде распускается». Третье - это человеколюбие, гуманность. «Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них плохого. А низкий человек поступает наоборот». Конфуций считает, что «благородный муж» должен испытывать три страха: - перед велением Неба; - перед великими людьми; - перед словами мудреца. Конфуций считал, что большинство людей получает знание в процессе долгого и прилежного обучения. Однако есть люди с врожденными способностями, одаренные люди, но их мало. Учиться же нужно жизни, т. е. умению жить среди людей. «Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться». Главным оппонентом конфуцианцев по вопросу о методах и формах государственного управления была школа фацзя, или легизм. Отправной точкой размышлений легистов было уверенность в изначально злой природе человека. В человеке преобладает эгоизм, а так как общество состоит из многих людей, то, следовательно, неизбежны столкновения разных эгоистический интересов. В такой ситуации единственной гармонизирующей и регулирующей силой могут выступать законы (фа) и указы императора (мин). Метод, предлагаемый легистами, прост: за хорошие, законопослушные поступки - поощрение, за дурные, посягающие на государственность - наказание. При этом легисты подчеркивали, что лучше наказать несколько невинных, чем пропустить одного злодея. В рамках школы фа-цзя были выработаны и высказаны несколько идей, вошедших впоследствии в теорию и практику всей последующей китайской политической культуры. Во-первых, обоснование необходимости контроля и вмешательства государства в экономику. Во-вторых, введение иной системы кадрового подбора чиновников и формирования политической элиты общества. До этого замещение вакантного места осуществлялось согласно обычаям традиционного общества - от отца к сыну. Легисты выдвинули тезис о равенстве возможностей при продвижении по служебной лестнице, согласно которому не кровь и родство должны определять кадровые перемещения, а результаты сдачи квалификационного экзамена. В-третьих, развитие идеи равенства всех перед законом. 7.Космоцентризм античного философского мышления. Основные этапы становления и эволюции античной философии (досократовский,классический, эллинистический периоды). Античная философия – это комплекс философских учений, сложившийся и развивавшийся в Древней Греции. На первое место греки ставили объективно существующий, материально-чувственный космос, который мыслился как одушевленный, разумный организм. Безусловный примат объективного над субъективным в системе античного мышления проявился в космологизме философских учений. Первым этапом античной философии являются воззрения ранних греческих философов. Это доклассический период античной философии, называемый также досократовским. Философия и знание о природе не были отделены друг от друга. Философия, начиная выделяться из мифологического мировоззрения, содержала также всю полноту тогдашних знаний о мире. Спецификой является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Первая философская школа (Милетская), известная такими представителями, как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес был первым греческим философом, первым ученым, первым геометром, первым астрономом, первым физиком. Подлинной его страстью были поиски истины, постижение мудрости разных народов. Значительны достижения Фалеса и в области астрономии. Он научился у египтян предсказывать солнечные затмения и объяснял их тем, что Солнце покрывалось Луной. Фалес пытался вычислить орбиты движения звезд, вычислял повороты Солнца, открыл Малую Медведицу и описал ее. Наблюдая за Луной и Солнцем, Фалес разделил год на 365 дней. Используя опыт египтян, создал календарь с метеорологическими предсказаниями на каждый день звездного года. Землю Фалес представлял плоским диском, плавающим на поверхности воды. Этот плоский диск качается, как корабль на море во время бури. Если на море шторм, то на земле происходит землетрясение. Земля является полой внутри, ее пересекают реки, каналы, она имеет пещеры. Вода проникает в землю, происходят извержения вулканов и столкновения. Разливы Нила Фалес объяснял наличием пассатных ветров и тем, что вода в устье не имеет выхода. Еще Гомер утверждал, что прародителем всего является Океан. Фалес, развивая эту мысль, утверждал, что вода является основой всего. Ход его рассуждений таков. Жизнь начинается с воды, поскольку «сперма имеет влажную природу», животные, человек без воды погибают, пища содержит в себе воду, растения без воды не растут, а погибают, да и сам космос «питается водными испарениями». Все образуется из воды путем ее затвердевания [замерзания], а также испарения. Все плавает по воде, от чего происходят землетрясения, вихри и движения звезд. Что касается самого человека, то он тоже состоит из воды, да и пища его «пропитана соками». Не случайно он советовал хоронить людей в земле, а не сжигать. Фалес считал, что «тела следует закапывать, дабы они могли разложиться на влагу». Земля, считает Фалес, является центром Вселенной. Фалес был гилозоистом, то есть представлял все вокруг одушевленным. Душа для Фалеса является источником движения. Бог есть «то, у чего нет ни начала, ни конца», это «ум космоса». Вся Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств, «элементарную влагу пронизывает Божественная сила, приводящая воду в движение». Фалес считал душу бессмертной. |