Главная страница

1639903611653_фтлофофия норм шпоры. 1. Понятие мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения. Философия


Скачать 362.09 Kb.
Название1. Понятие мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения. Философия
Дата08.09.2022
Размер362.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1639903611653_фтлофофия норм шпоры.docx
ТипДокументы
#666972
страница1 из 13
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


1. Понятие мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения.

Философия - это сложная теоретическая дисциплина, форма интеллектуальной деятельности людей.

Буквально слово "философия" означает "любовь к мудрости. Первым, кто употребил слово "философия", был древнегреческий математик Пифагор .Хотя его величали мудрецом, сам он считал, что по-настоящему мудрым может быть только Бог. А человек должен лишь скромно стремиться к мудрости, то есть быть "философом". В качестве названия особой науки термин философия употребляется впервые Платоном . Уже у греков мудрость – это стремление к интеллектуальному постижению мира, стремление понять и объяснить его как единое целое. Основополагающими вопросами философии всегда являлись вопросы мировоззрения. Поэтому для нас важно сейчас понять, что такое мировоззрение.

Мировоззрение - это сложное образование в духовном мире человека, позволяющее ему ориентироваться в мире, вырабатывать свое отношение к прошлым, настоящим и будущим событиям, оценивать их и свое поведение, осознанно выбирать цели своей деятельности и способы их достижения.

Будучи важной составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру.

Основные мировоззренческие вопросы :     

 - "О сущем" (что значить существовать и быть действительным или реальным);

 - "О должном" (что обладает высшей ценностью, а что ценностью не обладает; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);

 -"О реализации должного в сущем" (как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).

Таким образом, в мировоззрениии представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы.

Мировоззренческие взгляды и убеждения не являются сухими теоретическими конструкциями, чисто "знаниевыми" образованиями. Они высказываются в виде абстрактных теоретических положениях и выражаются в наглядных образах, символах, знаках. Человек фиксирует свое отношение к миру в понятиях и образах и одновременно эмоционально переживает его. Соответственно, в каждом феномене мировоззрения присутствуют основные уровни мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.

Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения (уровень ощущений): мироощущение может быть окрашено в тёмные тона, но есть и светлые эмоции.

Мировосприятие – опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Здесь основную роль играет разум. С этим уровнем связано формирование взглядов, которые со временем могут перерасти в убеждения (в случае их постоянной верификации).

Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения. Здесь выделяется два уровня: жизненно-практическое и теоретическое миропонимание (в последнее включена и философия).

2. Исторические типы мировоззрения. Мифология и религия, их место и функции в культуре.

Все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: мифологический, религиозный и философский.

Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.

Мировоззрение отдельного человека может формироваться либо стихийно, либо целенаправленно. В последнем случае роль индивида может быть либо пассивной, когда он некритически усваивает готовые взгляды, либо активной, когда он ведет осознанный мировоззренческий поиск. В последнем случае ему необходимо критически отнестись к собственному внутреннему миру и заняться рефлексией, то есть дать себе отчет в том как, какими средствами, на каких основаниях будет строиться его мировоззрение. Этим индивидуальным способам формирования мировоззрения соответствуют стихийный, догматический и интенционально-рефлексивный типы мировоззрения.

Остановимся на исторических типах мировоззрения.

Архаическое мировоззрение прошло долгий путь развития и представлено:

  1. Анимизмом (вера в существование души и духов)

  2. Тотемизмом (вера в существование мистической связи между группой людей и каким-либо животным)

  3. Фетишизмом (поклонение неодушевленным материальным предметам)

Мифологическое мировоззрение. Мифы были первой попыткой человека построить мир для собственного существования.

Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических и социальных взглядов, искусства и собственно философии и выступал как синкретическая форма сознания. В мифологии отсутствуют отчётливые разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и образов. Это первая форма осмысления пространства и себя в пространстве.

Однако миф выполняет не только познавательную, но и ценностную функцию, становится программой, обеспечивающей организацию человеческого поведения. Однако основания их – мифологемы – универсальны, что подтверждает единство человеческого рода.

Исследователями выделяется несколько групп мифов: космогонические, антропогонические, мифы о животных (считаются самыми древними), солярные, лунарные, астральные мифы, мифы о культурных героях, позже возникают мифы календарные, связанные с аграрным циклом.

В т.н. примитивных обществах мифы тесно связаны с магией и обрядом и функционируют как средство поддержания природного и социального порядка и социального контроля. Мифотворчество является древнейшей формой, символическим языком, в терминах которого человек моделировал, классифицировал и интерпретировал мир, общество и себя самого.

Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые. Религиозное мировоззрение окончательно превратило потусторонний мир в сверхъестественный. 

Сохранение в целостности вероучения требует специальной подготовки - обучения, а значит разъяснений и комментариев. Вслед за религиозным откровением идет теология (богословие). Религиозное мировоззрение неизбежно рационализируется и теоретизируется.

Вместе с тем религия сохранила и наглядно-образный строй мифологии. Благодаря этому религиозное мировоззрение оказалось весьма доступным и потому, наверно, необычайно устойчивым. По сей день это наиболее распространенный тип мировоззрения.

Формой существовани религиозного сознания является вера, формой прявления веры является культ – система утвердившихся ритуалов и догматов. Основные функции религии в обществе: освящение и охранение нравственности, консолидация и сегрегация общества, а также компенсаторская функция.

Философский тип мировоззрения зарождается в недрах мифологического мировоззрения, формируется в Древней Греции  в 7-6 вв. до н.э. Философия возникает на основе потребности в целостном понимании мира, позволяющем человеку определить своё место в этом мире. Она является исторически первой формой теоретического знания. Она даёт теоретическое обобщение практической деятельности людей  и данных наук о мире и человеке. Философия изучает наиболее общие для всех предметов явления и свойства, отношения и связи, вырабатывая при этом специфичный понятийный аппарат – философские категории: бытие, сознание, движение, бесконечность и т.д.

Отличительной особенностью философского познания является его доказательность, логическая обоснованность и аргументированность.
3.Становление и функции философии как  рационально-теоретического мировоззрения.
Существует несколько подходов к объяснению генезиса философии. К основным относятся мифогенная и гносеогенная концепции. Согласно первой, философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму.Гносеогенная концепция рассматривает философию как результат становления протонаучного знания.

Философия занимается проблемами, окончательного разрешения которых просто не может быть. В наиболее концентрированной форме проблемный характер философского знания выражает основной вопрос философии, имеющий две стороны: что является первичным – сознание или материя? Познаваем ли мир?

В зависимости от решения первой стороны вопроса, философы делятся на материалистов (первична материя) и идеалистов (первично сознание). Однако, французский математик, ученый и философ Рене Декарт в своей философской системе пришел к выводу, что материя и мышление полностью независимы друг от друга. Это направление называется дуализмом.

Вторая сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир? Материалисты, а также часть идеалистов убеждены, что мир познаваем. Это направление принято называть гносеологическим оптимизмом. Идеалисты в лице скептиков и агностиков отрицательно отвечают на вопрос о познаваемости мира.

Философия выполняет ряд специфических функций, которые по-разному классифицируются исследователями. Приводим в качестве примера классификацию в соответствии с основными элементами проблемного поля философии (по тексту А.А. Бородича):

  • Онтологическая – разрабатывает картину мира с обоснованием его строения и определением места, которое занимает в нем человек.

  • Гносеологическая – раскрывает механизм получения обоснованной и достоверной информации о мире.

  • Методологическая - формулирует универсальные принципы познания и деятельности, которые конкретизируются применительно к отдельным областям социальной реальности.

  • Аксиологическая - выдвижение и обоснование критериев оценки значимости явлений и событий, критическим анализом традиционных исследованием путей формирования новых ценностей



4. Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических, аксиологических аспектов философии.

Философия внутренне дифференцирована на отдельные дисциплины. В общем плане философские дисциплины делят на теоретические и практические. Теоретическая философия отвечает на вопрос "Что я могу знать?". Внимание философии практической сосредоточено на вопросе "Что я должен делать?". Теоретическая философия учит свободе мысли, практическая - свободе действия (как жить и достойно прожить жизнь).

Соответственно специфике анализируемых проблем в структуре философского знания традиционно выделяются следующие основные разделы:
• онтология - философия бытия, учение о наиболее общих принципах и основаниях всего сущего;

• гносеология - философия познания, учение о принципах, закономерностях и механизмах познавательной деятельности;

• эпистемология - философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования;

• философская антропология - философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;

• аксиология - философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;

• праксеология - философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;

• социальная философия - философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития.

В практической философии выделяют прежде всего этику (учение о нравственности, обоснование морального поведения), эстетику (учение о прекрасном, художественном творчестве), философию религии, политики, права, истории и т.д. В самом общем виде структуру философского знания можно представить в виде так называемого "философского квадрата", вершинами которого выступают онтология, гносеология, аксиология и праксеология, в точке пересечения диагоналей квадрата находится область соприкосновения полей социальной философии и антропологии.

Все разделы философского знания связаны друг с другом и составляют в своей совокупности современную философскую картину мира, представляя философию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.

5.Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии.

Именно арийцы принесли с собой Веды, что означает зна­ние. Они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении-творении мирозда­ния. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.

Каждая Веда состоит из четырех частей:.

- самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;

- брахманы - книги, написанные индийскими жрецами, в кото­рых описывается правильность совершения ритуалов и жерт­воприношений;

- араньяки - книги лесных отшельников;

- упанишады (сидение у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.

Наибольшим авторитетом пользуются древние упанишады, которыми завершается первый этап индийской философии - веди­ческий.

Второй этап называется эпическим. В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Примерно в это же время появляются шесть философских школ - даршан, который основывается на признании священности и богооткровенности Вед: санкхья, вайшешика, ньяя, миманса, йога, веданта. Параллельно возникают и три оппозиционные системы, подвергающие авторитет Вед сомнению: буддизм, джайнизм и чарвака-локаята.

Третий этап древнеиндийской философии связан с напи­санием сутр (от III в. н. э. до VII в. н. э.). К этому времени накопилась огромная философская литература, возникла  потребность в ее систематизации и обобщении, что и было сделано в сутрах - кратких суммирующих трактатах.

В основе индийской философской космологии лежит идея о вечной пульсации Космоса, отождествляющейся с дыханием Брахмы – Бога-творца.

Весь мир, природа и человечество оказываются в равной степени подчинены закону космической эволюции и порядка - Рита. При­менительно к отдельному человеку это выражается в требова­нии постоянного духовного самосовершенствования. Совер­шенствуя себя, человек увеличивает степень совершенства Мироздания. Совершая зло, человек не только наносит вред себе, своему эволюционному развитию, но и тормозит разви­тие общества, природы, Космоса. Безнравственными могут быть не только -поступок, но и злое слово, и скверная мысль. Человеческое Деяние, Слово и Мысль приобретают по закону Риты космический масштаб.

Можно выделить три основных образа-понятия, с помощью которых описывается мир: пракрити, пуруша, майя.

Первоначально мир представляет собой нерасчлененное материальное состояние - пракрити.Пракрити состоит из трех энергий - «гун». В каждом явлении, в каждом предмете происходит борьба этих гун, которая вызывает вещи и явления из непроявленного, нерасчлененного состояния предбытия и переводит их в проявленное, расчлененное состояние бытия.

Пракрити противопоставляется пуруша - чистое сознание. Главная задача и предназначение пуруши состоит в том, чтобы осознать свою специфику, не­сводимость к пракрити. Истинное «лицо» практрити проявляется в том, чтобы заслонить от пуруши высшую реальность - Брахму. Пракрити пытается уверить пурушу, что мир и есть таков, каким он кажется, является пуруше, что за ней, пракрити-материей, больше ничего не скрыто. На самом же деле природа бытия всего лишь... сновидение, мираж, майя.

Существеннейшей чертой древнеиндийской философии является убежденность в тождественности Бога и человеческой души, что нашло свое выражение в знаменитой «формуле»: Брахма есть Атман. Каждый из нас, согласно этому утверждению, является носителем и хранителем искры Бога Брахмы. Поэтому в принципе познание Брахмы - сущности мира - возможно, но никогда полностью не произойдет. Человек же обязан стремиться к этому: только устремленному Брахма откроет одну из своих сторон.

Огромное внимание обращается на технику сосредоточенного созерцания - медитацию. Цель медитации - восхождение человеческой души (Атмана) к Абсолюту-Брахме. Переживание мистического единства, слияние Части и Целого выступает в индийской философии как первый и главный метод познания. Второй, Манас - собственно сознание, накопленное данным человеком, его жизненный опыт, личностное мировидение. В момент смерти погибает только Манас, Атман же продолжает свое шествие по времени в последующих перерождениях.

Душа бессмертна, неуничтожима и обречена на постоянные перерождения в различных телах («колесо сансары»). В чем же смысл человеческой жизни? - В прекращении всякой жизни, в разрыве проклятой цепи постоянных перерождений и достижении мокши.

Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: основные идеи и принципы.

Наиболее известной и влиятельной школой, ставшей основой индуизма является веданта. В рамках веданты разрабатывалось учение о брахмане и Атмане, обосновывалась незыблемость кастового устройства общества, развивалось учение о переселении душ. С этой школой тесно связана ещё одна школа – миманса (санскр. – размышление, исследование), теория познания которой оказала значительное  влияние на веданту. Согласно мимансе, мир создается из атомов в соответствии с моральным законом кармы, управляющим миром. Душа понимается как вечная и бесконечная субстанция, связанная с телом, но не умирающая с ним.

Вайшешика (санскр. вишеша – различие, особенность) также признаёт авторитет Вед. Согласно этой школе, существует семь видов реальности, которые выступают как объект познания (субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность (нераздельность) и небытие. В системе вайшешики детально разработана теория создания и разрушения Вселенной, а также атомистическая теория строения мира, рассматривающая атом как несотворенный и вечный элемент, однако нуждающийся в Боге как источнике движения, действующем в соответствии с законом кармы. Во многом близка к вайшешике ньяя (санскр. – правило рассуждения, логика), основное значение которой заключается в разработке проблем познания. Ньяя признает четыре самостоятельных источника достоверного познания: восприятие, вывод, сравнение и доказательство (свидетельство). Существует также недостоверное познание, опирающееся на память, сомнение, ошибку и гипотетический аргумент. Познание самого себя и мира выступает здесь как путь к освобождению (мокше).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта